Рефетека.ру / Иностранный язык

Контрольная работа: Грамматические правила русского языка

1. Какое словосочетание нельзя вычленить из предложения: 1) глагольное, 2) наречное, 3) адъективное, 4) субстантивное


1. Чересчур быстро мелькали в окне маленькие станции и полустанки.

2. Золотая от солнца пыльца висела в воздухе, не опускаясь на землю.

3) Радуга очень скоро ослабила свои краски.

4. Зной. Серая от очень жарко светившегося солнца земля.

5. Мы невольно стали очень внимательно смотреть на луговое разнотравье.

6. Теперь мы стояли на дне яркой от разнотравья долины.

7. Изумрудное от быстро появившихся всходов поле.

8. Очень скоро к правлению подкатил старый грузовик.

9. Знакомая с детства река показалась сейчас слишком маленькой.

10. Автомобиль рванулся навстречу выползающей из-за леса совершенно черной туче.

Ответ:

3) Радуга очень скоро ослабила свои краски. – адъективное


2. Какая связь между словами отсутствует в словосочетаниях, которые можно вычленить из предложения: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание


1. Издалека послышался выстрел охотника.

2. Общая работа сдружила, сблизила нас.

3. Длинное бревно будет распилено рано или поздно.

4. Возле козел лежат пыльные груды опилок.

5. Поздно ночью возвращались друзья в город.

6. Скорый поезд долго не трогался с места.

7. Мой вагон медленно проплывает мимо.

8. дорога ведет через тихое, отяжелевшее под росой клеверное поле.

9. Косцы очень обрадовались, увидев нас, спускающихся с холма.

10. Неизъяснимая свежесть разлита по всей округе.

Ответ:

3. Длинное бревно будет распилено рано или поздно. – управление


3. Какие смысловые отношения не обнаруживаются в словосочетаниях, вычленяемых из предложения: 1) обстоятельственные, 2) определительные, 3) объектные


1. Утром на восходе роса заливает травы.

2 Полдевное солнце лилось на нас.

3. Ярко светились необыкновенно высокие, сочные, крупноцветные купальницы.

4. Желтые купальницы пахли прохладой и речным туманом.

5. Справа расстилалась цветущая луговина.

6. На краю луговины угадывалась речка.

7. Потом началась старая порубка.

8. Там она травку сорвет да там листик.

9. Корова слушала болтовню хозяюшки и жевала жвачку.

10. Парное коровье молоко обеспечит вам железное здоровье.

Ответ:

Ярко светились необыкновенно высокие, сочные, крупноцветные купальницы. – объектные.

4. Какое словосочетание соответствует характеристике:

1. простое, субстантивное, свободное, смысловые отношения определительные, связь – управление.

а) прыгнул с вышки, б) рассказ учителя, в) слишком тонкий, г) серебристая роса;

2. простое, свободное, глагольное, смысловые отношения объектные, связь – управление:

а) тонкий с виду, б) двигаться медленно, в) стремиться к цели, г) идти по дороге; простое, свободное, адъективное, смысловые отношения объектные, связь – управление:

а) золотая осень, б) слишком известный, в) по-весеннему ласковый, в) готовый к употреблению.

4. простое, свободное, наречное, смысловые отношения объектные, связь-управление:

а) далеко от берега, б) забросить далеко, в) слишком долго, г) по-осеннему тоскливо,

5. простое, свободное, субстантивное, смысловые отношения определительные, связь – согласование:

а) солнечный день, б) железная дорога, в) верный слову, г) по-летнему солнечный;

6. простое, свободное, глагольное, смысловые отношения обстоятельственные, (времени), связь – примыкание:

а) приехал к дочери, б) поздняя осень, в) вернуться к утру, г) путь в никуда;

7. простое, наречное, смысловые отношения обстоятельственные, (степени), связь – примыкание:

а) близко к дому, б) вежлив до крайности, в) очень близкий, г) очень вежливо;

8. простое, свободное, адъективное, смысловые отношения обстоятельственные (времени), связь – примыкание:

а) знакомый с детства, б) знакомый брату, в) слишком хороший, г) хороший поступок;

9. простое, свободное, вумеративное, смысловые отношения обстоятельственные (места), связь – примыкание:

а) пять братьев, б) трое с пулеметом, в) первый урок, г) третий с краю;

10. простое, несвободное, прономинативное, отношения обстоятельственные, связь – примыкание:

а) взглянуть на нее, б) всякий день, в) кто-то из древних, г) что-то из железа.

Ответ:

Простое, свободное, адъективное, смысловые отношения объектные, связь – управление:

а) золотая осень, б) слишком известный, в) по-весеннему ласковый, в) готовый к употреблению.


Задание №2


Задание. №1. Охарактеризуйте предложения по коммуникативной целенаправленности, по наличию или отсутствию эмоциональной окраски и по характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности:


1. Неужели я так изменился? (вопросительное предложение, содержит вопрос, выражает изумление, удивление).

2. Не простудиться бы вам. (возможность совершаемого, предостережение, желательность, забота, побудительность высказывания).

3. Что за скука, что за горе наше бедное житье! (восклицательное, сожаление, разочарование)

4. Не расскажешь ли ты нам о случившемся? (содержит вопрос, выражает заинтересованность, заботу).

5. Родина, в духовном арсенале Нет святынь, священнее, чем ты. (гордость, восхищение, любовь к отчизне)

6. Яркое солнце струится в окошко. (тихий восторг, радость, реальность сообщаемого).

7. Кто в юности не мечтает о единственной, высокой, настоящей любви? (риторический вопрос, выражает чувство несбывшихся надежд, сожаление об ушедшей молодости).

8. Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего. (высказывание содержит одобрительную оценку, желательный результат).

9. Кому нужна угрюмая стена Из кирпичей истерики и злобы? (Риторический вопрос, выражает недоумение, осуждение, неприятие.)

10. Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя… (Побудительное, желательность, выражает восхищение предметом высказывания).

11. Веселись, пляши угарней, Развевай кайму фаты! (побудительное высказывание, эмоционально окрашенное, содержит призыв, приглашение к действию).

12. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. (побудительное высказывание, содержит наставление. поучение, желательность).

13. Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? (вопросительное по цели, содержит предположение, сомнение, неуверенность, с оттенком побудительности).

14. Ни дождя, ни тучи с градом. (утверждение реальности происходящего, удовлетворение существующим через отрицание).

15. Ну кто из нас весне не рад? (утвердительное высказывание через отрицание, риторический вопрос).

16. Широта его взглядов не могла не изумлять меня! (Риторическое восклицание выражается через двойное отрицание в утвердительном значении).

17. Кто не почитает их извергами человеческого рода!. (риторическое восклицание содержит несомненное, бесспорное отношение говорящего к предмету речи).

18. Вы прочтете нам что-нибудь, не правда ли? (Вопросительное предложение со значением желательности, побудительности, возможности действия).

19. Поэзия не подчиняется планированию. (Утверждение через категорическое отрицание, безусловность, очевидность, бесспорность сообщаемого).

20. Ох, полезно человеку увидеть себя со стороны, да еще в увеличительное стекло! (Эмоционально окрашенное высказывание с желательностью происходящего, содержит побудительные мотивы, осуждение отрицательных человеческих качеств).

Задание №2. Определите тип сказуемого в двусоставных предложениях


1. Снеговая крупа сменилась дождем (простое глагольное). Редкие его капли начали тяжело стучать по земле. (составное глагольное сказуемое) (Пауст.)

2. Медленно потянутся дни, долго будет моросить дождь. (простое глагольное) (Пауст.)

З. Низко над лугом носился (простое глагольное) сонный ястреб, река была пасмурна. (ставное именное сказуемое). ((Ч.)

4. Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров (составное глагольное) (Пауст.)

5. Ночь темна (составное именное сказуемое), но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими от труб. (Ч.)


Задание №3. Определите синтаксическую функцию инфинитива


1. Жизнь свою в тайге он начинал звероловом и, конечно, уже лучше мог разобраться в следах зверей и по следам догадываться (часть составного глагольного сказуемого)) о планах зверей.

2. Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться (несогласованное определение) и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами.

3. И вот неведомый мне самому какой-то другой человек помог мне удержать (дополнение)) в себе прекрасное мгновение: и как бы в награду за это олень-цветок превратился в царевну.

4. Я бросился в горы искать (обстоятельство)) оленей, как будто бы напуганных зверей можно найти. 5. Травка – гончая собака, и дело ее – гонять для себя, но для хозяина Антипыча поймать (подлежащее) зайца – это все ее счастье. (Пришвин).

Задание №4. Найдите в художественной литературе примеры всех типов односоставных предложений. Укажите источник. Определите способ выражения главного члена предложения (морфологический для именных и тип сказуемого для глагольных) М. Пришвин «Кладовая солнца»


1. Безличное предложение в составе сложносочиненного: Ветер теплый, тихий, но вальдшнепов не было. (сказуемое выражено личным глаголом в значении безличного).

2. Безличное предложение: За ночь сильно вызвездило. (сказуемое выражено безличным глаголом).

3. Простое односоставное определённо-личное: При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками. (Сказуемое выражено глаголом 1 лица, мн. числа, настоящего времени).

4. Определённо-личное предложение в составе сложного: Не знаю и не хочу знать, как называется то дерево, на котором я увидел родные хохлатые почки. (сказуемое в форме глагола 1 лица единств. числа настоящего времени).

5. Определённо-личное в составе сложного предложения: Всю жизнь ходи в лесу, всё узнай, всё изучи, и всё-таки нет-нет и выйдет такое, что никак не поймёшь. (сказуемое в форме глагола 2 лица, единственного числа, настоящего времени).

6. Неопределённо-личное в составе бессоюзного сложного предложения: До прошлого года в нашей деревне пастуха никогда не нанимали, всё, бывало, дети пасут. (сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, мн. числа).

7. Назывное предложение с главным членом предложения подлежащим: Весна. Или: Мирные тени русских классиков! (подлежащее выражено именем существительным в первом случае и словосочетанием во втором предложении).

Список литературы


1. Говорите и пишите по-русски правильно. Розенталь Д.Э. (2007, 256 с.)

2. Культура речи. Введенская Л.А. (2001, 448 с.)

3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина (2007, 480 с.)

4. Русский язык: Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Шклярова Т.В. (2004, 2-е изд. 368 с.)

5. Справочник по правописанию и стилистике. Розенталь Д.Э. (1997, 384 с.)

6. Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т. 10. (1999, 3-е изд., 704 с.)

Похожие работы:

  1. Гипотеза лингвистической относительности Сепира - Уорфа
  2. • История русского языка и его национально-культурное ...
  3. • Русский язык и культура речи
  4. • Строй современного английского языка
  5. • Значимость Русского Языка
  6. • Тестовые задания как средство формирования навыков ...
  7. • Литературный язык. Проблема гибкости и изменчивости ...
  8. • Разработка подсистемы морфологического анализа ...
  9. • Стандарт, субстандарт, нонстандарт
  10. •  ... коррекция нарушений грамматического строя речи
  11. • Русский язык и культура речи
  12. • Английский глагол
  13. • Культура речи: специфика русского речевого этикета. Этикетные ...
  14. • Содержание и методическое обеспечение формирования ...
  15. • Русский язык и культура речи
  16. • Формирование познавательного интереса у первоклассников с ...
  17. • PR-управление коммуникацией в конфликте (методологические ...
  18. • Творческие задания и их роль в формировании познавательных ...
  19. • Русский язык и духовное состояние общества
Рефетека ру refoteka@gmail.com