Содержание
Введение
Функционально-смысловые разновидности речи
Законы риторики
Особенности ораторской речи
Заключение
Список литературы
Введение
Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию. Задача риторики с древнейших времен и сегодня – обучать, радовать, вдохновлять. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств для формирования новых или изменения старых стереотипов восприятия и поведения.
«Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовется...», – сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное – ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.
Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной.
1. Функционально-смысловые разновидности речи
Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности: монологическое повествование, монологическое описание и монологическое рассуждение. Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.
Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование используют тогда, когда необходимо анализировать сложившуюся ситуацию. Оратор при этом точно и подробно передает последовательность событий. Он может выступать как участник событий, излагать события от третьего лица и не указывать вообще на источник информации. Оратор передает события, которые как бы совершаются на глазах слушателей, или приводит воспоминания о событиях прошлого. Выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний. Неразвернутое выражается репликой или является введением к другим типам речи.
«Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаночка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом... Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, любила свою мать...» (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).
Описание – это констатирующая речь, которая дает представление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент. Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаще всего в научной речи, в рассказе об опытах. Центр описания – это существительные с предметным значением. В описании применяются глаголы прошедшего и будущего времени, перечисляются слова, обозначающие признаки или свойства в прямом или переносном значении.
«Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрезвычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым мальчиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный огонек блуждающей мысли» (Из выступления С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).
Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассуждение образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логически связанных между собой, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Рассуждения уместны тогда, когда нужно вовлечь в процесс мышления присутствующих, привлечь внимание, убедить. В рассуждениях используют предлоги, союзы, наречия, устойчивые сочетания типа «необходимо остановиться на...». Существуют собственно рассуждение, доказательство, объяснение. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания. Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений. Цель объяснения – конкретизация положений, установление их достоверности. Одна из форм рассуждения – общие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргументацию. Их темы – проблемы чести и долга, гуманизма, добра и зла, проблемы современности и многое другое.
«Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт. Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни.
...Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака... Таинственное дело совершилось: покров снят, глубина открыта, звук принят в душу» (А.А. Блок. «О назначении поэта»).
В ораторской речи одновременно могут присутствовать различные типы речи. И выбор определенного типа речи зависит от цели высказывания и объекта высказывания, от сферы ее применения. Например, в академической речи чаще используются рассуждение, в судебной – повествование, торжественной – описание.
Кроме того, для того чтобы быть понятым, надо соблюдать законы формальной логики.
Первый закон логики – закон тождества – гласит: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание», т.е. во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.
Второй закон, сформулированный Аристотелем, – закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Разделяют два вида противоречий: противоречие в природе и обществе и противоречие в рассуждениях (логическое противоречие).
Третий – закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное. Если в речи сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.
Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.
Чтобы выделить основные положения в выступлении, используют указательные (дейктические) элементы, которые связывают различные части. Выделяют три вида связи частей текста выступления: когезию, ретроспекцию, протекцию.
Когезия – это виды сцепления, которые обеспечивают взаимосвязи отдельных частей и их последовательность и позволяют запомнить содержание речи, глубже проникнуть в суть поставленных проблем. Она реализуется с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых, итак, повтора основной информации. Например: «Основное внимание в теории и практике обеспечения безопасности применения информационных систем сосредоточено на защите от злоумышленных разрушений, искажений и хищений программных средств и информации баз данных... Таким образом, возникли и развиваются методы и средства обеспечения внешней безопасности функционирования ИС в процессе разработки и эксплуатации...»
Ретроспекция – форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации. Она реализуется с помощью вводных конструкций: «как вы помните», «как мы знаем» и т.д. или с помощью риторических вопросов или восклицаний.
Протекция – элемент речи, относящий информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях. Ее основными средствами являются вопрос к самому себе, мини-оглавление, когда показываются свойства явления, потом они же подробно объясняются.
Очень трудно уловить смысл высказывания оратора, если он говорит длинными сложными предложениями, в которых много придаточных. Каждой новой мысли должно соответствовать новое предложение. Необходимо использовать активные, а не пассивные конструкции («Я сделал», а не «Мною было сделано»), сложносочиненные предложения. Необходимо избегать большого количества вводных слов, это ведет к эффекту неопределенности, сомнения.
Чтобы выступление было убедительным, способствовало созданию особой атмосферы, дружелюбного доверительного настроя, необходимо использовать изобразительно-выразительные средства языка. В России ораторы традиционно использовали эмоциональную лексику, экспрессивные средства выражения мысли, богатый словарный запас русского языка.
К риторическим средствам выражения относятся: пример, сравнение, образ, рассказ, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв, цитирование, перекрещивание, повышение напряжения, антитеза (противопоставление), промедление, неожиданность, предуведомление, игра слов, намек, описание (парафраза), преувеличение (гипербола), парадокс, вставка, постановка возражения, риторический вопрос, переименование (синекдоха).
Так с помощью наглядных примеров и сравнений сложное становится простым и доступным. А рассказ о каком-либо личном событии или описание исторического факта запоминаются, как правило, надолго и служат ключом к речи. Промедление возбуждает любопытство слушателя так же, как и предуведомление («Я расскажу вам об этом позднее...). Сравнения позволяют точнее выразить мысль, сделать ее более доходчивой.
К лексическим средствам выразительности относятся тропы (греч. поворот) – употребление слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них неизвестные, новые смысловые оттенки.
Например: гипербола – образное преувеличение, олицетворение – одушевление, неодушевленного, эпитет – образное определение, сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, метафора – перенос свойств одного предмета на другой, аллегория – выражение отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного образа, помещенного в определенный сюжет, перифраза (парафраз) – замена однословного наименования лица или реалии описанием его черт, признаков, аллюзия – ссылка на какой-либо мифологический, литературный, исторический факт. Также к ним относятся фразеологизмы – устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, отражающим специфику языка.
К синтаксическим средствам выразительности относятся фигуры (лат. очертание, оборот речи): риторический вопрос – утверждение или отрицание в форме вопроса, которое содержит ответ; повтор – повторение с целью выделения существенного; антитеза – противопоставление; инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении; градация – расположение слов, при котором каждое последующее превосходит по интенсивности предыдущее, и др.
Кроме того, существуют фигуры, связанные с изменением объемов текста. Среди них фигуры прибавления: анафора – повтор слов в начале отрезков речи; эпифора – повтор в конце отрезков речи, эпифора фиксирует следствие, неизбежность; стык – повтор слов на границах отрезков речи; кольцо – отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается; многосоюзие – повтор союза передает замедленность действия, торжественность; геминация – двукратный повтор; синтаксический параллелизм – повтор однотипных синтаксических конструкций.
Фигуры убавления основаны на пропуске речевых единиц, что придает речи выразительность, энергичность. Это эллипсис – обычно пропуск сказуемого, внезапный обрыв высказывания, инверсия – нарушение обычного порядка слов и др.
Также не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».
Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».
3. Особенности ораторской речи
Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть. Есть три способа выступления: чтение текста, воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов, импровизация. Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Другие виды речей произносят. Импровизация хороша там, где требуется немедленный отклик, живая реакция слушателей на слово оратора. Иногда оратор заучивает текст речи наизусть. Но при волнении, какой-либо неожиданности оратор может забыть текст. Предпочтительней ситуация, когда оратор произносит текст на память, иногда заглядывая в него, чтобы не отойти от темы или чтобы зачитать цитату, важную формулировку, статистику, цифровые данные.
Чтобы лучше запомнить текст выступления, необходимо помнить о некоторых правилах и техниках заучивания. К числу приемов относятся прием зрительного запоминания, когда рисуются схемы, картинки, графики, слухового – когда текст многократно произносится вслух, моторного – разработка жестов для всех частей речи. Кроме того, следующие приемы: ритмизация – информация подается в виде стихов или песни; создание ярких картинок; метод Цицерона, заключающийся в том, что информация расставляется по ходу прогулки по комнате, создание ассоциаций (лат. присоединение).
Опытные ораторы часто используют конспект речи или свои записи, схемы. Высшим достижением и мечтой многих ораторов является чтение выступления без бумажек, создание речи в момент произношения. Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Только тогда возможен контакт со слушателями. О том, есть ли контакт, можно судить по задаваемым вопросам, оратор и слушатели обсуждают одни и те же проблемы, испытывают сходные чувства. Убежденность оратора, его взволнованность, заинтересованность передаются и слушателям. Речь построена правильно и грамотно, изобилует интересными фактами, яркими сравнениями, но слушатель равнодушен, безучастен. Что оратор сделал не так?
Успех оратора определяют следующие качества: артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в результатах выступления. Также немаловажное значение имеют внешний вид оратора, виртуозное владение речевым аппаратом. Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества. В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным. Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др. Публичная речь заставляет оратора овладеть всем богатством голоса. Если оратор говорит невнятно, шепелявит, тихо, монотонно, слишком громко, то можно сказать, что выступление не запомнится слушателям. Хороший голос – приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный, доверительный, теплый, мелодичный, заботливый, уверенный, дружеский, звучный, окрашенный интонацией.
Плохой голос – резкий, хриплый, дрожащий, робкий, отрывистый, крикливый, тихий, бесцветный, ироничный, монотонный, скучный.
Каждый звук имеет четыре характеристики: высоту (высокий, низкий), силу (от шепота до крика), длительность (скорость произнесения), тембр (окрашенность).
Заключение
Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом.
Риторика - это наука об искусстве публичного выступления.
Публичное выступление – это выступление оратора (в основном – монолог) непосредственно перед присутствующими.
Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности: монологическое повествование, монологическое описание и монологическое рассуждение. Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.
В ораторской речи одновременно могут присутствовать различные типы речи. И выбор определенного типа речи зависит от цели высказывания и объекта высказывания, от сферы ее применения. Например, в академической речи чаще используются рассуждение, в судебной – повествование, торжественной – описание.
Кроме того, для того чтобы быть понятым, надо соблюдать законы формальной логики.
Первый закон логики – закон тождества
Второй закон противоречия:
Третий – закон исключенного третьего:
Закон достаточного основания
Очень трудно уловить смысл высказывания оратора, если он говорит длинными сложными предложениями, в которых много придаточных. Каждой новой мысли должно соответствовать новое предложение.
Список литературы
Александров Д. Н. Риторика. – М.: 1999.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов – н/Д, 1996.
Делецкий Ч. Практикум по риторике. – М.: 1996.
Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. – М.: 1978.
Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003