Успехи правительства Путина в проведении экономических и институциональных реформ в России не вызывают сомнений. Осуществление реформ вкупе с улучшением отношения к инвесторам и достижением политической стабильности привело к переоценке рисков, связанных с инвестициями в РФ, что нашло отражение в повышение ее кредитного рейтинга и потеплении отношений с мировым сообществом. Индекс РТС с начала 2001 г. вырос почти в 2,5 раза, а доходность российских еврооблигаций Россия-30 снизилась за указанный период с 16,5% почти до 9% в настоящее время.
Однако для дальнейшей качественно новой переоценки России, которая обеспечит приток сторонних и внутренних инвестиций, превышающий текущий уровень в десятки раз, и приведет к реальному расцвету отечественной экономики, необходимы не только дальнейшие шаги по реформированию, но и их реальные результаты. В связи с этим представляется интересным оценить текущую ситуацию и вероятные сроки воплощения реформ в жизнь.
На данный момент в России можно выделить 11 основных реформ, находящихся на разной стадии реализации:
Налоговая реформа
Банковская реформа
Реформа государственного управления
Судебная реформа
Реформа корпоративного управления
Финансовая реформа
Земельная реформа
Пенсионная реформа
Реформа рынка труда
Реформа ЖКХ
Военная реформа
На наш взгляд, наиболее важными и жизненно необходимыми с точки зрения дальнейшего экономического роста и структурной перестройки экономики являются первые пять реформ - именно с их реализацией будут устранены основные препятствия на пути дальнейшей реструктуризации, и отсутствие прогресса именно в этих реформах ее тормозит. Т.о. по их итогам можно судить об успешности всего процесса в целом.
Налоговая реформа. Основными задачами налоговой реформы являются создание в стране прозрачной и эффективной налоговой системы, а также снижение участия в экономике государства. Упрощенная система налогообложения должна способствовать экономическому росту за счет малого предпринимательства и легализации бизнеса, а также росту налоговых поступлений в бюджет.
Прежняя налоговая система была излишне запутанной и несовершенной, что приводило к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в бюджет.
В рамках реформы 1 января 2001 г. была введена единая 13%-ая ставка подоходного налога и единый социальный налог, а с 1 января 2002 г. - снижен налог на прибыль предприятий с 35% до 24%. Кроме того, с 1 января 2003 г. вступит в силу постановление, снижающее налоговую нагрузку на малые предприятия. Теперь предприятия, имеющие численность персонала менее 100 человек и оборот менее 15 млн. руб. в год смогут платить налоговые платежи в размере 6% от оборота или 15% от прибыли вместо выплачиваемых ранее ЕСН, налога на прибыль, НДС, налога на имущество и налога с продаж. Следующим не менее важным этапом реформы должно стать снижение ставки НДС с текущего уровня 20%, а в последствии - снижение ставки ЕСН и отмена налога с продаж.
Прогресс в налоговой реформе мы бы оценили как достаточно высокий, а ее результаты - как успешные. Так, вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать положительные результаты от осуществления и последующих мер в рамках реформы. Все это позволяет говорить о вероятном завершении основного этапа реформы в течение ближайших 2-х лет.
Банковская реформа. Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране.
Действующая в стране банковская система остается до сих пор слаборазвитой и неэффективной, с низкой защищенностью прав вкладчиков. Кроме того, ее отличает значительная доля госучастия и монопольное положение ряда банков. Как результат, доверие населения к банкам остается низким, а сектора кредитных операций и частных вкладов - слаборазвитыми.
В ходе осуществления реформы планируется достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также - доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований к достаточности их капитала, реформирование банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет).
В рамках реформы с 2004 г. должен быть осуществлен переход банков на международную отчетность, а с 2005 г. - повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять не менее 10%, а размер капитала - не менее 5 млн. евро с 2005 г. для вновь создаваемых банков, а с 2007 г. - для всех банков без исключения. Кроме того, в июле текущего года принят в новой редакции закон о ЦБ, в соответствии с которым национальный банковский совет получил статус контрольного органа. На данный момент обсуждаются законопроекты о гарантировании банковских вкладов населения, реформировании банковского надзора и снижении ограничений на участие иностранных инвесторов в капитале российских банков.
Ход осуществления банковской реформы значительно менее успешный, чем налоговой, что объясняется сложностью ее реализации и высокой долей участия в секторе государства, которое является владельцем крупнейших банков страны. Проекты законов регулярно тормозятся в различных министерствах, а сроки их принятия постоянно отодвигаются. Т.о. сроки завершения реформы довольно туманны - по нашим прогнозам, 2005-2007 гг.
Судебная реформа. Целью судебной реформы является повышение гарантий безопасности вложений инвесторов. Ни для кого не секрет, что судебная система в стране крайне коррумпирована и, как правило, служит интересам ограниченного круга инвесторов. К тому же решения различных судов зачастую противоречат друг другу. Создание эффективной судебной системы послужит интересам, как российских, так и иностранных инвесторов, и, как следствие, повысит их заинтересованность в инвестициях и развитии бизнеса.
В рамках реформы с 1 июля 2002 г. вступил в силу новый уголовно-процессуальный кодекс (УПК), с 1 сентября 2002 г. - арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), а с 1 февраля 2003 года вступит в силу гражданско-процессуальный кодекс (ГПК). Новый УПК направлен, в первую очередь, на защиту интересов рядового гражданина - к его достоинствам можно отнести изменение процедуры ареста и обыска, которые отныне могут быть проведены только с санкции суда. В соответствии с новым АПК, экономические споры отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов, и ограничены процессуальные права прокуратуры. Новый ГПК определяет порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции и у мирового судьи. В ходе реформы были также приняты такие основополагающие законы, как закон о судебной системе, закон о судебных приставах и закон об исполнительном производстве.
На данный момент практически завершена работа над законодательной частью судебной реформы, при этом реальный прогресс в реализации принятых постановлений можно ожидать уже к 2004 г.
Реформа корпоративного управления. Реформа корпоративного управления призвана повысить стандарты управления российских компаний, включая прозрачность их деятельности и защиту прав миноритарных акционеров.
До последнего времени в России были часты случаи вывода активов из компании, размывания акционерного капитала, нарушения порядка голосования акционеров по основополагающим решениям, а также порядка проведения собрания акционеров.
В рамках реформы с 1 января 2002 г. вступил в силу новый закон об акционерных обществах, который защищает права мелких акционеров и препятствует выводу активов, устанавливает порядок выбора управляющего состава компании, согласия акционеров на проведении крупных операций с активами, ограничивает сферу влияния совета директоров, определяет стандарты предоставления финансовой отчетности и порядок выплаты дивидендов.
Кроме того, 4 апреля текущего года в России был принят Кодекс корпоративного поведения. Принятый Кодекс носит рекомендательный характер, однако со временем соблюдение его норм станет обязательным условием для прохождения ряда процедур, в частности, для включения в котировальные листы фондовых бирж 1-го и 2-го уровня. Также планируется создание специальной комиссии, которая будет контролировать следование компаниями нормам Кодекса, и предоставлять данную информацию инвесторам. Государство со своей стороны намерено разработать и принять Кодекс во всех предприятиях с госучастием. В ближайшее время Кодексу корпоративного поведения должна быть осуществлена законодательная поддержка.
Прогресс в реформе корпоративного управления можно оценить как высокий, что не замедлило сказаться на уровне корпоративной культуры российских компаний - в частности, большинство из них уже приняли или планируют принять собственный Кодекс.
Реформа государственного управления. Действующая система госуправления в России является основным препятствием на пути реализации реформ. Государственный аппарат в стране раздут, неэффективен и коррумпирован. Так, по данным администрации президента России, только 48% поручений главы государства правительству исполняются в установленный срок, а так называемый коррупционный налог, уплачиваемый россиянами чиновничеству, приближается к 10% ВВП.
О необходимости преобразования исполнительной власти говорят давно, однако реальные шаги в этом направлении начались лишь недавно.
В сентябре текущего года в Госдуме был рассмотрен закон о системе госслужбы, который определяет общие принципы регулирования, состав зарплаты и три вида госслужбы - гражданская, военная, правоохранительная. В следующем году в рамках реформы ожидается принятие ключевого законопроекта о государственной гражданской службе. Данный законопроект должен определить статус чиновников, порядок их служебной деятельности, а также способствовать предотвращению коррупции. В дальнейшем должны быть приняты законы, разграничивающие полномочия между различными уровнями власти, с внесением поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы.
Сроки реформы пока неопределенны, при этом наиболее реальным является завершение обновления соответствующего законодательства к 2005 г.
Учитывая вышесказанное, становится очевидным, что краеугольным камнем процесса реформирования в России являются на данный момент банковская реформа и реформа государственного управления. Именно их затягивание тормозит дальнейшую реструктуризацию и рост экономики. Однако, принимая во внимание текущие темпы осуществления реформ, их реализация может завершиться не ранее 2006-2007 гг., а, значит, экономический всплеск и рост инвестиций произойдут лишь в перспективе 3-4 лет. Это не соответствует плану экономического развития России, разработанному правительством РФ, что говорит о серьезной необходимости ускорения преобразований в банковском секторе и государственном аппарате.
Куприянова Анна. Реформы в России: с аллюра на шаг