Содержание
1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций.
1.1. Основные характеристики ценностей современного общества.
1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
2.1. Описание предмета изучения.
2.2. Описание метода изучения и структура исследования.
2.3. Количественный анализ полученных данных.
Введение
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
В своей работе я планирую дать теоретический и эмпирический анализ характеристики и факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков, что и является целью нашего исследования.
Задачи:
1. Изучение специализированной литературы.
2. Выявление возможностей исследовать поставленную проблему.
3. Обнаружение факторов влияющих на формирование ценностей младших школьников.
4. Формулировка стратегических и тактических ориентаций в социально-психологическом изучении ценностей.
Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.
Субъектом исследования являются школьники начальной школы.
Исследование состоит из трех частей:
Подготовительный этап. Выявление проблемной ситуации, характеристика выдвинутой проблемы; информационно-поисковый анализ разработанности темы.
Оперативный этап. Моделирование объекта, уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем.
Результативный этап. План исследования, методы сбора и анализа информации, интерпретация полученных данных.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое исследование, и математическая обработка результатов исследования.
Данная работа включает в себя две главы: 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций, и 2. Экспериментальной – изучение ценностей младших школьников.
1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций
1.1. Основные характеристики ценностей современного общества
Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий.
Ценности выступают как:
желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального субъекта состояние социальных связей, содержание идей;
критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;
регулируют социальное взаимодействие;
внутренне побуждают к деятельности.
Регулируются ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система.
Каждая система ценностей имеет как бы одно основания. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.
Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.
В стабильных обществах конфликты ценностей решаются в рамках имеющейся культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.
В нашем обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов – это создает реальную угрозу существованию общества. Различие в системе ценностей и идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации). Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации, чему мы следовали долгие годы. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.
Выше сказанное можно дополнить данными исследований социологов.
По данным опроса, проведенного в июле-октябре прошлого года Российско-американского неправительственного центра по правам человека, около 95% россиян наибольшее значение придают социальной защищенности, неприкосновенности личности и имущества. В ходе опроса, в котором участвовали около 5 тыс. человек из 10 областей России, наименьшее количество респондентов (30-40%), отдали предпочтение свободе слова и свободе совести. Для 70% россиян наиболее важны справедливая оплата труда, свобода передвижения и право на частную собственность.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.
За истекшие после войны четверть века мы стали свидетелями рождения нового типа общества – «развитого индустриального». Доминирующий в эти годы стиль жизни мы определяем словом «авантюристы» – я бы сравнил их с «новыми русскими», которые с опозданием на поколение открыли для себя прелести общества потребления и наслаждаются им столь же жадно, как наши отцы.
Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.
Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишь возможность.
Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.
1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста
О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям.
В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.
Особенно поражает резкий рост количества «плохих поступков», под которыми мы понимаем не только шалости и непослушание, но и насилие в школах, преступления, наркомания и алкоголизм. Проявление девиантного поведения это проблема не только социологов, но и психологов, педагогов, медиков, политиков и экономистов. Это проблема всего общества.
Приходится констатировать, что в наше время агрессивность, которая формируется в детях, проявляется в форме откровенного насилия. По словам некоторых учителей средних общеобразовательных школ, проблемное поведение детей и подростков стало возникать и вне рамок школы, при этом исходит оно от тех школьников, от которых его труднее всего было ожидать. Вместе с тем, происходит чрезмерно быстрое взросление детей. Также нельзя не учитывать изменения требований к детям и подросткам. За последнее десятилетие взрослые стали предъявлять очень большие требования к детям: это усложнение обучающих программ (введение новых предметов в начальной школе), введение экзаменов, срезов и т.п. А готовы ли взрослые сами к подобным сложностям? Что родители и учителя дали взамен?
Ответить на эти и многие другие вопросы мы не сможем, да это и не является целью нашей работы. Но мы знаем одно: формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.
Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности – это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - мотивах и освоении знаний, умений и навыков – ценностях.
Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа В.Г. Асеева, Л.А. Блохиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Пиянзина, С.Л. Рубинштей на. В этих работах рассматриваются некоторые механизмы их формирования.
Переход доминирования игровой деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.
На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.
Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.
Необходимо упомянуть, что известно каждому учителю. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.
На моральные суждения также значительное влияние оказывает непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения.
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.
Таким образом, актуальность нашего исследования оправдана необходимостью разработки условий формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников.
Выводы по первой главе. Изучив методы научного познания: теоретический анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое исследование, и математическая обработка результатов исследования, мы выделили для себя следующие факты, отмечающие необходимость нашего исследования:
1. Важное условие формирования нравственно здорового общества обеспечение в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.
2. Ценности формирую смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.
3. О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям. В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.
4. Появившуюся в последнее время тенденцию проявления девиантного поведения среди школьников необходимо искоренять в младшем школьном возрасте, прививая детям общепринятые ценности.
5. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Это необходимо использовать для развития положительных установок – ценностей, так как впереди трудный неуправляемый подростковый период.
2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста
2.1. Описание предмета изучения
В исследовании принимали участие 7 детей в возрасте 6-9 лет – учащиеся первого класса. Все дети до школы посещали детский сад и являются членами благополучных семей.
2.2. Описание метода изучения и структура исследования
Для получения материала об особенностях моральных суждений детей разработаны различные методики. В их основе лежит анкетирование или беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их собственное понимание ситуации и отношение к ней, выявляются способы её анализа ребёнком.
В данной работе мы использовали:
1. Вопросы:
ь Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
ь Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
ь Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
ь Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?
2. Социометрическая методика изучения ценностей.
Понятия:
Когда ты вырастешь, ты будешь…
1. Красиво одеваться.
2. Богатым.
3. Очень умным.
4. Властелином мира.
5. Красивым.
6. Всегда помогать людям.
7. Пойдешь воевать.
8. У тебя будет много друзей.
Детям предлагается расположить варианты в порядке значимости для них.
2.3. Количественный анализ полученных данных
На основе ответов составим таблицу.
1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
№ | Ответы и обоснования |
1 | Я бы не дала, потому что он у меня в тетрадке ещё что-то сделает. Это плохо, за него будут делать, он ничему не научится. |
2 | Нет, плохо делает тот, кто просит. Потому что нельзя так делать, нельзя обманывать учительницу. Тот, кто даст, тоже плохо сделает, но он не обманывает. |
3 | Не дала бы. Учительница могла увидеть. Потом нельзя обманывать старших. |
4 | Да, если он старался, то дам списать, а если не старался, то пусть получит «два» или «кол». |
5 | Я бы не дал, плохо поступает мой товарищ, потому что он учительницу в школе не слушает. |
6 | Я бы не дала списать, потому что списывать нельзя. Надо самому думать. Он будет списывать, ничего не будет знать, и останется на второй год. |
7 | А я бы дала, т.к. он заступается за меня, когда другие мальчишки обижают. |
2. Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
1 | Откажусь, списывать – нехорошо. |
2 | Я поступлю глупо, если спишу, потому что на следующей контрольной работе я все равно ничего знать не буду. |
3 | Лучше получить честную двойку, без обмана, не спишу. |
4 | Я сам виноват, не возьму подсказку. Прогулял этот урок. |
5 | Нет, я лучше еще немного сам подумаю. |
6 | Я же отличница. Я всегда могу выполнить работу, но даже если бы не смогла, – не списала бы. |
7 |
А я бы взяла. Потому что плохо знала эту тему. |
3. Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
1. | Назову. Это не хороший человек. Нельзя разбивать окна. |
2. | Обманывать учительницу нельзя. Нужно сознаться. Или я ей все расскажу. |
3. | Да, я все расскажу про него. А то все мальчишки станут окна бить. |
4. | А я бы просто промолчал. Как ему будет трудно, если на него ябедничать будут. |
5. | Я ничего не скажу, нехорошо подводить товарища, меня мама так учила. |
6. | При всем классе я бы не назвала его фамилию, но потом бы я все рассказала. |
7. | А я бы и потом не рассказала. Он же мой одноклассник. |
4. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?
1 | Я бы не сказала. Не хочу, чтобы папа и мама меня наказывали. |
2 | Я бы стер двойку и написал тройку. Сказал бы, что учительница сама исправила, а то меня папка побьет. |
3 | Я бы сразу не сказала. Не люблю, когда меня наказывают. |
4 | Я поступил бы хорошо. Я получил бы «пять». А из-за двойки обманывать маму и папу нехорошо. Они меня за одну двойку простят. Вдруг еще на собрании скажут, тогда еще хуже будет. |
5 | Нужно сначала исправить эту двойку, целый день сидеть, не вставая, заниматься, а потом ее вместе с хорошей оценкой показать. |
6 | Я бы не показала. Я такая взрослая и получаю двойки – стыдно. |
7 | Меня не пустят погулять – я лучше промолчу, а потом исправлю и скажу о двойке. |
Качественный анализ полученных данных.
По первым двум вопросам мы видим 2 ответа соответствия моральным нормам из 7 – первый вопрос; 1 ответ соответствия из 7 – второй вопрос.
С первых дней обучения школьники узнают от учителя о таких правилах: нельзя списывать у другого, пользоваться подсказкой и давать списывать. Из приведенных ответов и обоснований мы видим, что в младших классах дети осуждают как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. В их оценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение учителя к такому поведению. Младшие школьники не выделяют также такого эстетического аспекта – как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.
По третьей ситуации мы обнаруживаем следующее: 3 соответствия моральным требованиям из 7 ответов.
В данном случае такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками. Только трое из семерых полагают, что в некоторых случаях неправда или просто умолчание допустима и даже необходима.
Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения плохой оценки. Двойка – это стыд перед учителем и товарищами, удар по самооценке, по самолюбию. По четвертому вопросу складывается следующая картина:
Для младших школьников: 2 соответствия моральным требованиям из 7 ответов.
В этой ситуации принятие решения осложняется тем, что в качестве побудителей выступают несколько мотивов, которые могут быть конкурирующими. Положение усложняется тем, что два мотива, из которых только один должен определить поступок, по своей значимости являются для ребенка равносильными.
Для младших детей мотив «боязнь быть наказанным» оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Они очень хорошо знают, что, значит быть наказанным за плохую отметку. Поэтому такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.
Изобразим графически полученные социометрические данные.
Когда ты вырастешь, ты будешь…
Сводные данные таковы,
1. Очень умным.
2. Богатым.
3. Править всем миром.
5. Красивым.
6. Всегда помогать людям.
6. У тебя будет много друзей.
Выбор детей также свидетельствует о влиянии на их выбор тех взрослых, которые их окружают.
Значимым становится то отношение, которое основывается на внутренних потребностях, проявления так называемого детского максимализма и завышенной самооценкой.
Выводы по второй главе. Суждения младших школьников о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях.
Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.
В связи со сказанным большое значение приобретает проблема воспитывающей роли личности самого учителя, нравственный облик которого должен быть в глазах детей безупречным.
Необходимо учитывать, что, проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся, - это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое отношение к растущему человеку.
Заключение
В своей работе мы провели социологическое исследование детей в возрасте 6-9 лет на предмет ценностных ориентаций.
Проводя подготовительный информационно-поисковый анализ поставленной темы мы выдели следующие важные, на наш взгляд, аспекты:
- Важное условие формирования нравственно здорового общества обеспечение в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.
- Ценности формирую смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.
- Дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.
Проведенные нами исследования подтвердили, что:
- Младшие школьники не выделяют такого эстетического аспекта – как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.
- Такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками.
- Такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.
Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.
Все вышесказанное, подводит нас к выделению необходимости в разработке средств и методов, способных изменить ситуацию к лучшему.
Вопрос ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.
Список литературы
Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Просвещение, 1994.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика,1985.
Фокина Н.Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков.//Сов.педагогика.№3, 1978.
Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников.//Вопр. психологии.№2, 1987.
Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М., «Знание»,1978.
В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.
Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюкие, Г.С. Сухобская – СПб.: Изд-во «Тускарора», 1996.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. – Л., 1960.
Харчев А. Т. Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс, 1970
Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПБ., Лань, 1997.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. –М., 1991.
Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.
Гозелан л. Г., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблема и перспективы. Психологический журнал, 1991, №4.
Варга А. Я. Типы родительских отношений. – Самара, 1997.
Андрущенко В.П., Торлач Н.И. Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – М., 1984.
23