Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Социологический подход к изучению юношества

Содержание


Введение

Общая характеристика юности

Новая социальная ситуация развития юношеского возраста

Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возраста

Заключение

Список литературы


Введение


Во все времена юность привлекала внимание поэтов, писателей, ученых. Поэты воспевали ее как романтический период жизни человека, период надежд, ожиданий. В науке сложились разные точки зрения на юность как возрастной период жизни человека. Одни ученые считали, что главным в природе юности является биологический фактор, другие – социальный.

Антрополог Г. Гримм, указывает на неопределенность положения юности в системе возрастов, объясняя ее недостаточным соответствием морфологических и функциональных особенностей организма требованиям жизни, социальным условиям, что особенно проявляется при решении вопросов пригодности к профессиональному виду деятельности [3].

На темп роста и созревания непосредственное и опосредованное влияние оказывает социальная среда, которая сама изменяется. Социальная и биологическая детерминация человека сказывается не только на метаболическом, соматическом, нервно-физиологическом уровнях, но и на психофизиологическом, психическом и интеллектуальном. Наблюдается ускорение темпов умственного развития и практической активности, связанных со сложными системами информационных воздействий на человека. Юношеский возраст здесь не является исключением.

Целью работы является выяснить особенности социологического подхода к изучению юношества.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

дать общую характеристику юношеского возраста;

ознакомиться с новой социальной ситуацией развития юношеского возраста;

рассмотреть отечественные и зарубежные концепции в изучении юношества; определить социогенетические взгляды.

1. Общая характеристика юности


Понятие «тинэйджеры» (от англ. суффикса teen – общего для всех числительных от 13 до 19 и aigе – возраст) включает в себя и подростков 13–15 лет, и молодых людей в возрасте от 15 до 19 (реально – до 21–22). Однако разница между этими возрастами очень велика. На смену смутному отрочеству приходит юность – время заметно более светлое, хотя и далеко не простое. Условная граница юношеского возраста, на который мы будем ориентироваться: от 16–17 до 21–25 лет.

К 15–16 годам в основном завершается физиологическое взросление, улучшаются самочувствие и внешность. Постепенно человек обретает всю полноту физических и интеллектуальных возможностей.

Исследования психологов показывают, что существенной разницы между мышлением и юноши и взрослого человека нет. То есть уже с 15–16 лет человеку в принципе посильна любая интеллектуальная задача. Новый уровень развития мозга позволяет осознавать сам процесс мышления, получать удовольствие от поиска решения задачи. В юности человека интересуют границы возможностей его интеллекта.

Расцвет переживают и другие способности: в юности сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают, занимаются творческим рукоделием. Именно на возраст от 15 до 22 приходится пора наивысших достижений во многих видах спорта. Успеху способствует и крепнущая способность к самоконтролю, саморегуляции. Меняется отношение к учёбе, она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов.

Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих реальных возможностях и жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». 16–18-летних даже сами обстоятельства их жизни – окончание школы, необходимость зарабатывать на жизнь, отделение от семьи из-за учебы в другом городе или службы в армии, первая любовь и т.п. – вынуждают делать серьезные жизненные выборы: намечать свое будущее, выбирать профессию, образ жизни, стиль поведения, способ проведения досуга, а возможно и спутника жизни. Это очень важные, серьезные решения, которые, по сути, человеку приходится принимать раньше, чем он к этому готов, раньше, чем у него появляется достаточно опыта, информации, мудрости, чтобы оценить тот или иной вариант. В этом и состоит главная особенность и главная трудность юношеского возраста.

В это время иным становится восприятие мира, себя, других людей. Появившаяся в подростковом возрасте способность к обобщению, к построению глобальных схем, в сочетании с отроческим максимализмом не способствовала хорошему настроению. В юности способность к обобщению дополняется умением видеть переходы и полутона. Улучшается самооценка. Происходит осознание себя, формирование личности.

Отношения с окружающими продолжают играть в юности столь же важную роль, что и в отрочестве, но их характер меняется. Новая уверенность в себе позволяет оставить в прошлом полную подчиненность группе сверстников. Теперь человек стремится найти свое, особое место в группе друзей, ему важно сделать так, чтобы его ценили и слышали.

Еще одна важнейшая задача отрочества и юности – создание системы ценностей. Человек больше не может и не хочет «жить чужим умом», он должен сам для себя определить, что важно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Поэтому в этом возрасте так много читают, спорят, думают. Если время будет упущено и потрачено на бездумное подчинение воле старших или столь же бездумные развлечения, есть риск и всю остальную жизнь не жить, а «коротать время до смерти». Обычно молодые люди очень остро осознают это. В юности меняется восприятие времени. Если ребенок живет настоящим, подросток поглощен задачей отделения от своего прошлого – детства, то юноша устремлен в будущее.

Именно в юности человек принимает свой первый жизненный план, который в будущем будет определять его судьбу, причем независимо от того, будет ли он реализован [6]

2. Новая социальная ситуация развития юношеского возраста


Социальная ситуация как условие развития и бытия в юности отличается тем, что расширяется до пределов, отпущенных человеку, живущему в современную ему эпоху, в современной ему культуре, в его государстве и в мире.

Обстоятельства жизни начинают меняться: одни юноши и девушки продолжают жить в семье, решая проблемы своего учения или работы на месте; другие – окончив школу – уезжают в иные города – учиться и работать; третьи – в 18 лет уходят служить отечеству. Юноши и девушки получают возможность брать на себя проблемы своего обустройства и начинают встречаться с задачами взрослой жизни. От них ожидают самостоятельности, и они стремятся к ней. Многие сохраняют зависимость от семьи. С включением в решение социальных задач приходит чувство компетентности. Молодёжи в социуме предоставляется новые условия общения и к ней обращены новые ожидания.

Эта позиция в условиях нового времени ставит перед молодёжью проблему личной ответственности за свой выбор как в жизни в целом, так и в каждой отдельный момент, за которым возникает необходимость отнестись к ситуации как к проблемной и принять соответствующие решения.

Юность – период значительного развития социальной активности. Юноши и девушки стремятся освоить все сферы взрослой жизни. Социализация молодых людей имеет некоторые достаточно выраженные тенденции. Принято считать, что та часть молодежи, которая ещё продолжает учиться, позднее обретает социальную зрелость, чем те, кто начал работать, образовал семью и уже имеет ребёнка. Однако социальная зрелость не зависти впрямую от перечисленных обстоятельств. Здесь социальную зрелость в большей мере определяет внутренняя позиция самого человека, чем внешние обстоятельства. Социальная ситуация для юношества выступает как возможность развития и самореализации [10, с. 494–495].

3. Отечественные и зарубежные концепции в изучении юношеского возраста


Ученые пытались найти место для юности в системе возрастов жизненного цикла человека. Некоторые из них считали, что все, чему обязан человек в своей жизни, он достигает в юности. В последующие периоды жизни происходит не развитие человека, а лишь накопление знаний и приобретение жизненного опыта, что не приводит к изменениям во внутренних механизмах развития [2].

По данным сравнительно-антропологических исследований ученых многих стран, в определенные исторические периоды развития общества подрастающее поколение отличается от предыдущего высоким уровнем соматического, физического, физиологического, нервно-психического развития. Многие ученые считают, что главной причиной акселерации являются социально-экономические условия развития общества. Ее порождает высокий уровень материального обеспечения людей.

Биологическая и социальная детерминация человека проявляется не только на метаболическом, соматическом, нервно-физиологическом уровне, но и на психофизиологическом, интеллектуальном и личностном. Происходит ускорение темпа умственного развития и практической активности во взаимосвязи с информационными воздействиями, что зависит от развития общества. Личность формируется как представитель определенной социальной среды, исторической эпохи.

Юность отличается особой сензитивностью к социальным проблемам и идеям. При этом, откликаясь на социальные явления, юность стремится преодолеть негативные эмоции, вызванные неопределённостью развития цивилизационных концепций и цивилизационных отношений, которые проявляется сегодня через обсуждаемые «столкновения» [10, с. 491].

Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Половозрастное разделение труда определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов возрастной группы.

Возраст служит критерием занятия / оставления социальных ролей, эта связь может быть прямой и опосредованной (временем для получения образования, без которого не занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Взаимоотношения возрастных слоев / групп связаны с определенными социально-экономическими процессами. С одной стороны, в обществе происходит постоянное распределение / перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы – разделением труда, наличием рабочих мест и социальных функций и реализуется с помощью социальных механизмов. С другой стороны, встречный процесс социализации, сущность которого заключается в усвоении индивидом на каждом этапе умения принимать и усваивать новые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к их изменению).

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости – общественного положения, социального статуса. Но в разных обществах это происходит по-разному, и социальное взросление не совпадает с физическим [5].

Юность – переломный момент, то особое сочетание внутренних и внешних процессов развития и обусловливают и динамику психологического становления человека как индивида и личности. Предполается 2 процесса: натуральный ряд (биологическое созревание) и социальный ряд (становление как личности). Социализация – это те влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, поведению в коллективе. Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) по временным рамкам не совпадают.

Социально-психологический ряд. Главными понятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важные особенности юношеского развития определяются сменой ролей. Укрепляется независимость от привычных авторитетов, перемещение центра его общения и компании сверстников, возрастает значимость мнений и оценок других людей, приводящая к сдвигам, обусловленным как культурным, так и социальными факторами. Изменение образа жизни приводит к переосмыслению Я-концепции при интенсивном процессе социализации. Путь юношеского развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, конфликтами. В детстве роли определяли взрослые, с наступлением юности ― задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения [4].

Особенности идентификации – обособления в контексте проблем личности. В теории психосоциального развития Эриксон обосновал идеи стадий развития личности. Юность, по Эриксону, отличается внутренней готовностью к уподоблению себя значимому другому на основании эмоциональной связи с ним. Как писал Э. Эриксон, переживание психической или сущностной идентичности в юношеском возрасте развивает личность в высшей степени. Идентификация в юности отличается от первичной идентификации ребёнка с матерью и отцом. В юности вторичная идентификация происходит через рефлексию и эмоции. Идентификация обеспечивает субъекту присвоение свойств и качеств реального человека. Позволяет преобразовывать себя по образцу, эталону, когда юношеская сензитивность к социальным образцам позволяет в высшей степени достигать самоотождествления с образцом. Согласно Э. Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности, соответствия между представлениями человека о себе и тем, как его воспринимает окружение. Утверждение Эриксона о связи самовоспитания с социальной реальностью имеет большое значение. Если молодой человек не принят отдельным лицом, это мешает в утверждении собственного Я. Идентификация в контексте социального пространства личности в юности показательна. Сейчас молодой человек ищет, какую идентичность выбрать для себя. Как отмечал Эриксон, в этом периоде происходит либо Я-идентичность либо при неблагоприятном исходе – смешение ролей [9, с. 256].

Учёные пришли к выводу о зависимости особенностей юноши от социальных условий. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет ни одного сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов.

К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт (1881–1948), сравнивающего всех детей в разных обществах – во многих культурах нет резкого контраста между взрослыми и ребёнком. Дети имеют свои обязанности, включены в труд взрослых, несут ответственность. С возрастом это всё увеличивается постепенно. Ребёнок постепенно учится, и плавно переходит во взрослую жизнь. В обществах с высоким промышленным развитием – период перехода от детства к взрослости протекает иначе, складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребёнок усваивает то, что ему пригодится как взрослому. Возникают сложности.

Американский этнограф Маргарет Мид (1901–1978), изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства (1928) и на Новой Гвинее (1930), нашла, что переход к зрелости не сопровождался в этих обществах кризисом или драмой. В неспешном ритме «традиционного» общества подросток включался во взрослую жизнь легко и постепенно. Связывая характер межпоколенных отношений с темпом общественного развития и типом семейной организации, она различает в истории человечества три типа общества: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших, конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся у равных, сверстников, и префигуративные, где старшие и обучают детей и сами учатся у них. Постфигуративная культура преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое учится главным образом на опыте прежних поколений, ориентируясь на традицию и ее живых носителей – стариков. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется на современников, равных по возрасту / опыту. Префигуративная культура ориентируется на будущее. Старшие больше прислушиваются к мнению молодежи [7].

Концепция Мид схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивая, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток от родителей к детям и встречную тенденцию: молодежная интерпретация современной социальной ситуации и культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение. Существенное различие в структуре семьи, положении подростков и характере их взаимоотношений со старшими имеется и между народами нашей многонациональной страны [2].

Таким образом, можно сказать: чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее механизмы трансмиссии, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее, селективнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.


Заключение


Трудность в определении границ юности, как возрастного периода в едином цикле человеческой жизни, можно объяснить неравномерностью в соотношении физического созревания организма и психического развития, что сказывается на разновременном становлении умственной, нравственной и трудовой зрелости.

Как полагал Ананьев, юность является продуктом общественно-исторического развития человечества, которая в цивилизованном обществе с высоким уровнем материального обеспечения становится более продолжительным возрастным периодом жизни.

По-разному происходит процесс взросления, достижения зрелости юношами, процесс социализации обучающимися в общеобразовательной и профессиональной школе, в разных этнических культурах и в разных промышленных обществах.

Главными понятиями в анализе юности являются – социализация и социальная роль. Важные особенности юношеского развития определяются сменой ролей. Путь юношеского развития – это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, конфликтами.

Таким образом, социогенетические концепции рассматривают развитие ребёнка как результат воздействия «внешней» социальной среды.


Список литературы


Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. – 1977.

Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX веков: Половозрастной аспект традиционной культуры. – Л.: Наука. – 1988.

Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропологии. М.: 1967.

Кон И.С. Психология ранней юности / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.neuro.net.ru/sexology/

Кон И.С. Социология личности. М.: 1999. – 365 с.

Петрановская Л., Широкова М. Юность / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro mama.ru/

Степанова Е.И. Ранняя юность и начало профессионального становления.

Смелзер Н. Социология. М.: Феникс. – 1994. – 467 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: 1996.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. -608 с.

Похожие работы:

  1. • Социологические подходы к изучению проституции
  2. • Международная интеграция в рамках Европейского союза
  3. •  ... сотрудничество: возможности социологического подхода
  4. • Социология права как наука, ее предмет и место в системе ...
  5. • Основные концепции правопонимания
  6. • Социология
  7. • Основные социологические и экономические подходы к изучению ...
  8. • Культура как предмет изучения
  9. • Социологический подход к реализации национальных проектов
  10. • Социология преступности
  11. • Социология
  12. • Военная социология в России: история, современное состояние ...
  13. • Социологический подход в изучении ...
  14. • Социологические подходы к исследованию проституции
  15. • Основные подходы к социологическому исследованию семьи
  16. • Социологические подходы к рассмотрению личности
  17. • Культура социального проектирования
  18. • Социологический подход к муниципальному управлению
  19. • Социология структурно-функционального анализа
Рефетека ру refoteka@gmail.com