Сущность, структура и виды социальных институтов
Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Другими словами, социальные институты представляют собой относительно устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.
Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.
С внешней стороны(формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).
Структура социального института:
Набор социальных позиций и ролей.
Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.
Группа лиц, профессионально занятых в данной области.
Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.
Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.
В зависимости от типов потребностей общества выделяют различные типы социальных институтов.
Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).
Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура).
Воспитательные и культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, семья).
Социальные, которые организовывают добровольные объединения, регулируют взаимодействия общностей, межличностные отношения (общественное мнение, моральные нормы).
Религиозные.
Функции и дисфункции социальных институтов. Процесс институционализации
Основные функции социального института как такового:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области.
Функция интеграции и сплочения общества.
Функция регулирования и социального контроля.
Коммуникативная функция или включение людей в деятельность.
Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.
Явные функции социального института – те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. (Так, явная функция социального института семьи – воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни).
Латентные (скрытые) функции социального института – положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи – социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).
Дисфункции социального института – явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.
Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института.
Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.
Процесс институционализации включает в себя несколько моментов:
1). Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.
2). Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения.
3). Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.
В качестве признака институционализации социальной области можно рассматривать появление новой социальной общности, занятой специализированной деятельностью, появление социальных норм (в том числе юридически закрепленных), регулирующих эту деятельность, учреждений и организаций, обеспечивающих защиту определенных интересов. Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта.
В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.
3. Брак как социальный институт
Брак – исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.
До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет – состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества.
Формы брака:
Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.
Полигамия – один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов:
а) многомужество;
б) многоженство.
Моногамия (или парный брак).
По предпочитаемому партнеру выделяют браки:
Экзогамия – брачный партнер выбирается за пределами данного рода, группы, клана.
Эндогамия – брачный партнер выбирается только в рамках данного рода, группы, клана.
Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак. Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой – к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.
4. Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы развития семьи в современном обществе
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Признаки семьи:
Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления.
Совместное проживание.
Общий семейный бюджет.
Как малая группа семья изучается на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение.
Как социальный институт семья изучается на макроуровне, анализируются ее социальные функции, взаимовлияние семьи и экономики, политики, религии, культуры и т.д.
По типу семейной структуры семьи бывают:
Нуклеарные (простые) – состоят из супругов и зависимых от них детей.
Расширенные – состоят из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.
Неполные – отсутствует один из супругов.
По типу властной структуры семьи бывают:
Патриархальные.
Матриархальные.
Эгалитарные (равноправные).
По количеству детей семьи бывают:
Бездетные.
Малодетные (1–2 ребенка).
Многодетные (3 и больше).
В зависимости от возрастных характеристик супругов выделяется:
Молодежная семья (возраст супругов до 30 лет);
Семья среднего супружеского возраста;
Пожилая супружеская пара
Функции семьи
Сфера семейной деятельности |
Типы функций |
|
Общественные |
Индивидуальные |
|
1. Репродуктивная | Биологическое воспроизводство населения | Удовлетворение потребности в детях |
2. Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества | Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях |
3. Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми | Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим |
4. Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги) |
5. Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи |
6. Духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке |
7. Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
8. Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов. |
9. Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви |
10. Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения |
Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьии семейные отношения, является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной. Данный переход влечет за собой следующие изменения:
– развитие двух жизненных центров – работы и дома;
– рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;
– снижение престижа и влияния религии;
– сексуальную революцию;
– демократизацию брачно-семейного законодательства;
изобретение надежных средств контрацепции.
Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи, индустриальному и постиндустриальному – современная. Основные характеристики этих моделей представлены в таблице.
Традиционная семья |
Современная семья |
1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью | 1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида |
2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя | 2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим |
3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной | 3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире |
4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца | 4. Высокая социальная и географическая мобильность |
5. Централизованная расширеная семейно-родственная система с доминированием старших | 5. Децентрализованная нуклеарная семья |
6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи | 6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов |
7. Патриархальная властная структура семьи | 7. Эгалитарная властная структура |
8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций | 8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности |
9 Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности | 9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл |
Тенденции развития современной семьи:
Абсолютное и относительное увеличение количества разводов.
Увеличение числа детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях.
Уменьшение средней продолжительности брака.
Откладывание момента вступления в брак.
Увеличение количества людей, проживающих в свободном браке.
Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.
Увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.
Новые (альтернативные) формы семьи и брака:
Брачный контракт, заключенный на определенный срок.
Брак с трехлетним испытательным сроком.
Групповой брак.
Полигиния.
Серийная моногамия.
Гостевой брак.
Гомосексуальный брак.
Жизнь в коммуне.
Список литературы
Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994.
Антонов А.И. Социология семьи. – М., 2000
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
Мауковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1994.
Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М., 2007
Пер Монсон. Современная западная социология. СПб., 1992.
Социология как предмет специального научного исследования: Сб. ст. М. 1992.
Харчев А.Г., Мауковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1987.