Введение
Современное чиновничество в любом обществе представляет собой довольно многочисленную социальную группу. Численность чиновников России неизменно растет. В представленном исследовании автор рассматривает изменение количественного состава и некоторых качественных характеристик государственных служащих федерального и регионального уровней последних лет.
В настоящий момент ведется разработка системы стимулирования труда для государственной организации социальной сферы, но несколько другой области. (Социально - психологический центр «Ника» г. Новосибирск), где будет проверена разработанная система стимулирования труда служащих. Так же планируются внедрение такой системы стимулирования труда в другие организации социальной сферы.
Социально - профессиональный портрет государственного служащего
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, общая численность работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы в федеральных и региональных органах государственной власти РФ, на 1 января 2001 г. составляла 548728 человек. В 2005 гг. количество госслужащих возросло в 1,25 раз. На начало 2007 г. рост числа занятых на государственной службе РФ в сравнении с аналогичным периодом 2005 г. составил 115,7 % (791820 человек) (Статистический бюллетень 2007, Приложение 1.). Как видно из динамики, общая численность государственного аппарата с каждым годом неизменно растет.
Подобная ситуация наблюдается и на региональном уровне. Рассматривая эту тенденцию, не следует выпускать из вида другой аспект. В настоящее время идет активный процесс перераспределения функций и полномочий от федеральных органов власти и управления к региональным. Эти и ряд других данных наводят на мысль о том, что в связи с тенденцией переноса тяжести ответственности государства за решение таких жизненно важных вопросов, как поддержка производственной и предпринимательской деятельности, социальная защита населения, сохранение и развитие интеллектуальных ресурсов и общественного развития и т. д., с федеральных органов государственной власти на региональные было бы логичным ожидать уменьшения штатов первых в пользу вторых (см.: Г.А. Банных, 2004, с. 190). Действительность же не подтверждает этого.
На региональном уровне в целом по всем субъектам РФ в указанный период численность государственных служащих также возрастала, хотя и не настолько интенсивно, как на федеральном. Количество работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов РФ, на 1 января 2001 г. составляло 141681 человек. В 2005 гг. этот показатель увеличился в 1,3 раза. На начало 2007 г. на государственной службе субъектов РФ было задействовано 204935 человек, что составляло 110,6 % в сравнении с подобным показателем 2005 г.
Используя данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, можно утверждать, что общая численность работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы органов государственной власти Тюменской области, в 2005 г. возросла в 1,2 раза относительно числа госслужащих 2001 г. Значительно увеличился аналогичный показатель Тюменского региона в последующие годы в сравнении с общероссийским и обобщенными данными по всем субъектам. Число госслужащих 2007 г. в сравнении с количеством задействованных в госаппарате исследуемой области 2005 г. возросло на 121,1 % и составило 20818 человек (Труд и занятость в ТО, 2007, с. 44 - 45). Как видно из наблюдения, количество госслужащих федерального и регионального уровней, а также непосредственно Тюменской области, увеличивается приблизительно в одинаковой прогрессии с небольшими отклонениями друг от друга.
Так какой же он, государственный служащий 21 века? Для раскрытия социально - профессионального и жизненного своеобразия государственных служащих, в первую очередь, необходимо обратить внимание на гендерные характеристики. Из всего количества государственных служащих РФ в 2001 г. доля женщин составляла 70,7 %. Подобная тенденция наблюдается и в последующие годы: 2005 г. - 71,2 % и 2007 г. - 71,1 % или 563168 женщин (Статистический бюллетень 2007, Состав кадров государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации). Мало чем отличается динамика в исследуемом автором регионе. По Тюменской области в 2001 г. доля женщин составляла 73,6 % от общего числа госслужащих, в 2005 г. - 73,4 %. Количество женщин, состоящих на государственной службе, в 2007 г. составило 15405 из 20818 человек (Статистический ежегодник, 2007, с. 47 - 67).
Феминизация государственного управления стала серьезным социально - управленческим феноменом. Одновременно с этим статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что чем выше уровень управленческой иерархии, тем меньше в нем занято женщин. Причины этого обычно связывают с господством патриархальных стереотипов, с нежеланием мужчин допускать женщин в сферу публичного управления. На общероссийском уровне 1 января 2007 г. высшую категорию должностей государственной гражданской службы «руководители» составляли 127483 человек, из них 60,5 % женщин. В 2,4 раза меньше мужчин среди самой многочисленной (439460 человек) категории «специалисты». И целых 84,1 % женщин составляет категория «обеспечивающие специалисты» (Статистический бюллетень 2007, Состав кадров…).
На территории Тюменской области, как уже отмечалось выше, распределение работников государственной службы по половому разделению схоже с общероссийским. Подобная ситуация наблюдается и по распределению должностного состава работников (мужчин и женщин) по уровням управления. На 1 января 2007 г. из 3624 должностей категории «руководители» женщины занимали 62,6 %. Среди «специалистов» женщин в 2,9 раз больше. Мужчины, занимающие низшую в иерархии должностей гражданской службы категорию «обеспечивающие специалисты», составляют всего 14,6 % или 666 человек (Статистический ежегодник, 2007, с. 56 - 67).
Проведенное исследование показывает, что социально - профессиональный портрет государственных служащих Тюменской области по указанным характеристикам не отличается или почти не отличается от общероссийского. Учитывая своеобразие социально-экономических показателей Тюменского региона, необходим более глубокий, предметный анализ сложившейся ситуации.
Факторы использования командного подхода в органах государственной региональной власти
На основании контент-анализа анкетирования выделен 61 фактор, проранжированый по пяти управленческим подходам. В результате были выделены общие факторы, определяющие успешность управленческого подхода в органах государственной власти и частные факторы для каждого подхода. Также был проведен корреляционный анализ показателей достижения и деятельности с факторами успешности управленческого подхода, что позволило сделать вывод о значительной роли влияния взаимодействия сотрудников высшего аппарата управления государственных органов (линейного) на результативность деятельности в целом.
Опрос сотрудников органов государственной гражданской власти показал, что для органов управления преобладающей является линейно-функциональная модель управления, при которой ответственность за выполнение функций возлагается на определенного руководителя.
На основании факторов и признаков совместной групповой деятельности сотрудников государственных региональных органов можно говорить о функционировании вида управления в органах государственной службы, основанном на командном подходе к реализации задач государственной политики. К данным факторам относятся:
- формирование и принятие единых ценностей и норм внутри управленческой команды;
- наличие и разделение общей государственной цели деятельности, совместно, а иногда и во вред индивидуальным целям;
- существование относительно устойчивой, возобновляющейся системы взаимодействий и функций участников командных отношений.
На основании теоретических положений социологии организаций, данные факторы можно рассматривать как параметры проявления группового феномена в государственных организациях. Более того, в исследовании выявлено, что данные параметры в управленческих командах государственных органов развиты неравномерно, что говорит о происходящих процессах интеграции и становления.
Используя основы и категориальный аппарат теории общностей, анализ феномена управленческих команд в государственных органах можно рассматривать как процесс и как группу. В процессуальном смысле – это группа людей, осуществляющая руководство и управление в организационной структуре и оказывающая воздействие на внешние социальные структуры, на систему в целом. Особенностью управленческих команд региона является то, что в силу нормативно-правового регулирования их деятельности они рассматриваются только как формальные группы. В структурном смысле как группа – управленческая команда может рассматриваться как разновидность солидарного взаимодействия, участники которого могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их и стремятся их удовлетворить совместными организованными действиями, а также соответствуют признакам и критериям выделения групповой общности.
Функциональная организация структуры органов государственного управления выявляенная на основании анализа функциональной департаментализации показывает наличие адаптивной и механической организационной структуры, соответствующих рациональному управлению (линейному) и аппаратному (вспомогательному) в органах государственной власти. На основании этого можно сделать вывод о существовании сетевого или горизонтального метода управления регионом. При более детальном анализе можно выделить два подуровня управленческих команд в органах государственной власти – командная группа (состоящая из руководителя региона - губернатора и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями) и рабочая (целевая) группа (лица, вместе работающие над одним и тем же заданием имеющие определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своего труда).
В структурном аспекте на основе анализ схем соподчинения подсистем управления демонстрируются достоинства и преимущества применяемого до настоящего времени линейно-функционального подчинения. Вместе с тем, в практике реструктуризации промышленных предприятий в настоящее время актуально применение процессуально-матричной модели в управлении. С учетом специфики государственного регионального управления (перехода от режима функционирования в режим деятельностный) перспективным представляется анализ условий интеграции обеих моделей соподчинения, а может быть и разработка совершенно новой модели, отражающей специфику взаимоотношений применительно к органам государственной власти. В частности выявлено, что по некоторым факторам групповой работы в команде критерии подчинения могут устанавливаться на трех уровнях: законодательно на федеральном уровне (групповые нормы, статус), на региональном уровне (единомыслие, сплоченность, состав), индивидуально (например, уровень конфликтности).
Проблема стимулирования труда государственных служащих социальной сферы
Стимулирование труда есть способ управления трудовым поведением служащего, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. Для эффективного стимулирования, рассматриваются три ее функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения.
В настоящий момент существует несколько видов стимулирования труда: материально-денежное (поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности), социальное (поощрение не материальными стимулами и социальными отношениями в коллективе), моральное (общественное признание). Так же стимулирование труда служащих можно отнести к нескольким формам, таким как: индивидуальное и групповое стимулирование; подкрепляющее и опережающее; негативное и позитивное; непосредственное, общее и текущее; общее и целевое. Выбор формы и вида стимулирования преимущественно зависит от руководителя, от рода деятельности предприятия или организации, возможностей организации или предприятия.
В современном мире рыночных отношений все большее значение приобретает материальное стимулирование труда. Все чаще предприятия предлагают сотрудникам оплату по результатам труда. Однако в этом плане очень тяжело приходиться государственным учреждениям работающим по единой тарифной сетке, где практически независимо от результатов деятельность заработная плата останется невысокой. Конечно, в государственных учреждениях есть премиальный фонд, который распределяется между работниками. Но система распределения всегда была «не прозрачна» и вызывала недовольства и размолвки в коллективе.
Для изучения на практике системы стимулирования труда государственных служащих социальной сферы нами была выбран муниципальный детский центр досуга и творчества (МОУ ДОД ГДМЦ «Флагман»). Данная организация относиться к государственному сектору и заработная плата в организации выплачивается согласно единой тарификационная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. В ходе интервью с директором организации было выяснено, что в организации стимулирование труда служащих осуществляется, однако преимущественно социальное и морально. Материальное же стимулирование практически отсутствовало ввиду скудного бюджета организации и невозможности выплачивать премиальные выплаты сотрудникам ежемесячно.
Для того чтобы изучить, как существующая в организации система стимулирования труда отражается на служащих, было проведено исследование социальной напряженности в организации с помощью методики Г.А. Дмитриенко. Всего в исследовании приняли участия 38 служащих организации. Выводы по результатам исследования были неожиданными, на фоне всеобщем балансе между удовлетворенностью деятельностью организации (в круг факторов входили: заработная плата, отношения с коллективом, перспективы работы, поощрения) сложилась неблагоприятная ситуация в отношении материальной удовлетворенностью сотрудниками (не только заработной платой но и премиальными и формой их распределения.).
На основании исследования для большей формализации материального стимулирования труда служащих ГДМЦ «Флагман» в организацию была предложена система измерения коэффициента трудового вклада в деятельность. Данная система подразумевает то, что существует определенный перечень работ, которые поощряются администрацией. Данные работы были разделены на несколько блоков, в рамках которых так же было деление. Основные виды деятельности (блоки): 1. Вклад в учебно-методическую работу отдела ( разработка и внедрение новых тем в рамках предметной области, проведение занятий по новым темам в рамках курса, внедрение игр в учебный процесс, использование современных технологий в учебном процессе) 2. Вклад в научно-исследовательскую работу отдела (участие в конференциях по проблемам КДД в современной России, публикация статей по проблематики организации) 3. Вклад в организацию и проведение мероприятий ( организация и проведение различного рода мероприятий, организация городских соревнований по учебным дисциплинам, подготовка воспитанников в участии во всероссийских конкурсах для детей по различным направлениям 4. Вклад в организацию работы отдела (отношение к своим профессиональным обязанностям, поддержка работы отдела, инициативные предложения по работе отдела и организации в целом).
Для того чтобы определить размер премии за каждый вид работ была проведена экспертная оценка каждого пункта (экспертами выступали руководители отделов и подразделений, директор и бухгалтерия). В результате в среднем за каждый вид работ назначалось от 5% до 20% премии. И было установлено, что за участие во всех видах деятельности премиальные суммируются. Разработанная система стимулирования труда была опробованная на практике и успешно применяется.
Роль человеческого капитала при переходе к «экономике знания»
В начале 1970-х годов Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества, основанный на обобщенных предложениях демографов, социологов, экономистов, экологов и специалистов других социально-экономических профессий. В дискуссии доминировали концептуальные позиции демографов, но одним из ключевых положений документа стала роль и значение человеческого фактора в глобальном экономическом развитии.
С вступлением человечества в новое тысячелетие проблемы оценки человеческого капитала все больше выдвигаются на первый план, хотя единые принципы исследования этого комплексного показателя еще не выработанны.
Наиболее известный подход к оценке человеческого капитала был предложен Программой развития ООН, которая с 1990 г. готовит доклад о развитии человека. Основным измерителем стал «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс включает в себя следующие статистические блоки: демографические характеристики; окружающая среда, урбанизация и жилище; здоровье и питание; образование; экономическая активность; социальные группы и мобильность населения; социальное обеспечение; досуг и культура; использование времени; общественный порядок и безопасность; социальные отношения; политическая деятельность.
По данным ООН на 2007 г. Российская Федерация по ИРЧП находится на 67-м месте. Это хуже показателя 2005 г., когда Россия занимала 62-е место. В 2004 г. ИРЧП нашей страны оценивался 57 местом.
Не высокий, по сравнению со странами Евросоюза и другими развитыми странами, индекс развития человеческого потенциала обусловлен в России в основном низким показателем «ожидаемой продолжительности жизни». В 2005 г. этот показатель для всего населения Российской Федерации составил 65,3 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в рассматриваемый период составила 58,8 лет.
По данным Всемирного Банка доля грамотного взрослого населения (от 15 лет и старше) в России за период 2000-2004 гг. составила 99%. Этот же показатель по подсчетам ООН отразил 99,6% за 2004 г.
Для планирования социально-экономической политики нашей страны, следует рассматривать человеческий капитал, как совокупность трех элементов:
Физический капитал, отражает уровень здоровья граждан, уровень жизни, покупательскую способность, уровень безопасности и другие социально-значимые характеристики индивида как существа биологического;
Интелектуальный капитал, включает показатели образования, социальной, предпринимательской и инновационной активности населения, производительность труда и т.д.
Структурный капитал, под которым понимается уровень технологической и технической оснащенности физического пространства граждан.
Последние два элемента особенно важны при переходе индустриального общества к «экономике знания». Благодаря политике развитию регионов и претворению в жизнь приоритетных национальных программ в Российской Федерации, разница в валовых региональных продуктах на душу населения стала сглаживаться.
Особое внимание при планировании развития человеческого потенциала следует уделять здравоохранению (сохранение человеческого капитала) и образованию (накопление). По Конституции Российской Федерации государство обязано обеспечить всех граждан необходимым набором медицинских услуг8. Экономия в этой сфере обременит государство и трудоспособное население России повышенным количеством нетрудоспособных инвалидов. Статья 43 Конституции гарантирует право всем гражданам России на общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях, а также на конкурсной основе в высших учебных заведениях. На данном этапе своего развития Россия не может себе позволить отступиться от этих принципов.
Статистические данные, приводимые ООН, Всемирным Банком и Федеральной службой государственной статистики, позволяют сделать следующие выводы: основные упущения в развитии человеческого потенциала России лежат в области социальной политики и касаются уровня жизни населения; высокие показатели уровня образования, но низкие показатели производительности труда говорят о том, что человеческие ресурсы либо не достаточно задействованы в экономике, либо используются не эффективно (таким образом человеческий капитал является скорее потенциальным, чем реальным для экономики нашего государства); инновационный прорыв невозможно осуществить без высокого уровня развития человека, как носителя знания; знание должно быть хорошо структурированно, свободно и быстро обращаться в пространстве с помощью новейших технических средств коммуникации и хранения информации.
Заключение
Организационные и нормативно-правовые изменения принципов и методов управления в регионах Российской Федерации приводят к появлению новых форм управленческого взаимодействия в органах государственной власти регионов, в том числе в виде коллективного (группового) управления. Процессы реформирования управления в органах государственной власти носят неструктурированный ситуационных характер. Изменения в нормативно-правовом регулировании (в частности, назначение а не выборность на должность Глав Администраций областей, краев) приводят к изменению в характере профессиональных и личностных взаимоотношений служащих в органах государственной власти на всех уровнях. Необходимость слаженного взаимодействия структур при реализации национальных проектов выявляют необходимость в изучении и создании механизмов эффективного использования командного подхода к управлению в органах государственной гражданской власти, обеспечивающих эффективность работы как каждого члена управленческой команды, так и аппарата управления в целом.
Список использованных источников и литературы
Банных Г.А. Социально - профессиональный портрет государственного служащего исполнительных органов государственной власти Свердловской области / Г.А. Банных // Модель специалиста 21 века в контексте модернизации высшего образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции, 15 - 17 сентября 2004 года, Туапсе. - Тюмень. - 2008.
Статистический ежегодник: Стат. сб в 4 - х частях. Ч. 1. (1) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ТО. - Т., 2007.
Труд и занятость в ТО: Ста. сб./ Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по ТО. - Т., 2007.
Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы). – М.: Универсум, 2007.
Гендлер Г.Х., Вееникова Н.И. Оплата труда в учреждениях бюджетной сферы. СПб., 2008.
Балабан В.А. «Бермудский треугольник» побуждение к труду, его оценки и вознаграждение// Вест. ДВГАЭУ. 2008. №2(22). С. 75-86
Доклад о мировом развитии 2007: Развитие и новое поколение. Всемирный Банк. М.: Весь Мир. 2007
Российский Статистический Ежегодник 2006. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2006
Бабосов Е.В. Социология Управления: Учебное пособие. – М.: ТерраСистемс, 2006.
Гельман В., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Реформа местной власти в городах России,1991-2006 гг. – СПб.:Норма, 2008.
Деркач А.А., Калинин И.В., Синягин Ю.В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. – М.: РАГС, 2005.