Рефетека.ру / Социология

Реферат: Социальная структура общества, ее элементы

РЕФЕРАТ

по курсу «Естествознание»

на тему «Социальная структура общества, ее элементы»


1. Понятие социальной структуры общества


Понятие социальной структуры относится к социальной сфере жизни общества. В широком смысле слова понятие «социальный» употребляется как синоним понятия «общественный», когда речь идет о противопоставлении биологическим, природным явлениям. В этом случае все, что охватывает жизнедеятельность человеческого общества, представляет собой социальное. В узком смысле слова понятие «социальный» означает особую сферу общественных отношений, которые характеризуют различные группы людей как носителей разных видов деятельности. Социальная сфера жизни общества выступает как совокупность социальных отношений и условий, которые влияют на содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности. Социальные отношения — это отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

В структуре любого отношения выделяются:

субъекты (стороны, между которыми возникают отношения);

объект (то, по поводу чего возникают отношения между субъектами);

потребности (отношения субъект — объект);

интересы (отношения субъект — субъект);

ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Социальные отношения складываются между группами людей, и даже когда в социальные отношения вступают отдельные личности, или отношения возникают между личностью и группой, личностью и обществом, мы не можем рассматривать эту личность обособленно, вне общности или общества, которые побудили в ней определенные мотивы, социальные интересы и повлияли на формирование ее ценностей.

Объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они приобретают сходные характеристики и социальные качества, называются социальными общностями. Совокупность социальных общностей и система взаимосвязей и отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни общества. Таким образом, можно сказать, что социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов.

Социальная структура общества часто рассматривается в аспекте разделения общества по классовому, демографическому, территориальному признакам. В этом случае речь идет о социально-классовой, социально-демографической, социально-территориальной структуре общества.

Социально-классовая структура общества — это упорядоченные и устойчивые связи между элементами общественной системы, обусловленные отношениями социальных групп, которые характеризуются определенным местом и ролью в материальном, духовном производстве и в политической жизни. Традиционно ядром социально-классовой структуры считалось классовое деление общества. Определение понятия «класс» дано в работе В. И. Ленина «Великий почин». Классами названы большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Необходимо отметить, что некоторые ученые считают классовый подход устаревшим, неприменимым к современному обществу, социальная структура которого значительно усложнилась.

В основе социально-демографической структуры общества лежит его разделение на группы, по возрастному, половому признакам. Это прежде всего такие группы как молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и др. Каждая из этих групп сталкивается с серьезными социальными проблемами. В частности, для молодежи весьма остро стоят проблемы трудоустройства, преступности, наркоманий, СПИДа.

В основе социально-территориальной структуры общества лежит его разделение на территориальные общности разного типа (городские, сельские, поселковые и др.). Территориальные общности действуют в различающихся условиях природной и искусственной среды, различно их историческое прошлое. Все это создает неравные условия для жизни и развития людей, особенно если сопоставить жизнь в деревне и мегаполисе. Территориальные общности различаются социальным составом населения, уровнем его образования, общей культуры и профессиональной подготовки. Из неравномерности развития территориальных структур вытекают многие социальные проблемы, такие как неравномерность в обеспеченности населения жильем, больницами, клубами, театрами, разные возможности получить образование и достойную работу, разная доступность к объектам социально-экономической инфраструктуры.


2. Социальные группы


Социальная группа — одна из основных составляющих социальной структуры. Социальная структура состоит из самых разнообразных социальных групп. Люди, составляющие эти группы, участвуют во внутри- и межгрупповых взаимодействиях, что и характеризует социальность личности, которую можно определить как включенность личности в социальное взаимодействие через определение своего места в деятельности различных групп.

В самом общем виде социальную группу можно определить как совокупность людей, характеризующуюся некоторыми едиными признаками. Среди этих признаков могут быть сходство, близость условий жизнедеятельности людей, общность их потребностей, наличие совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью, социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности и др. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе, и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В современной социологии можно встретить большое количество критериев деления на группы, например, по времени существования группы, основам формирования, характеру организованности, содержанию деятельности, принципу связи членов группы и др.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы, включающие от нескольких человек до нескольких десятков человек, так как результаты этих исследований можно экстраполировать на все более крупные социальные общности. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию американским ученым Ч. Кули. Отличительные признаки этих групп — непосредственный межличностный контакт их членов, характеризующийся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, группа друзей, спортивная команда и т. п.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми не обязательно существуют эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей, индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, главное — выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, например, политическая партия, крупный производственный коллектив и т. п. Большие социальные группы — это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (принадлежность к какому-либо вероисповеданию, профессиональная принадлежность и т. п.). Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом. Это означает, что конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, хотя, несомненно, у него существуют контакты с некоторыми членами группы, которые могут быть весьма интенсивными и широкими по охвату.


3. Формальные и неформальные группы


В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.

Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности Интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами. Скрепление неформальной группы осуществляется главным образом за счет авторитета ее лидера. Формальная группа может иметь двух лидеров, как формального, так и неформального. Неформальная группа имеет только неформального лидера, который выделяется в силу личностных особенностей, способности организовывать и направлять ее деятельность, оказывать влияние на ее членов.

Деление групп на формальные и неформальные в определенной степени, условно. В любой формальной группе возникают неформальные отношения между ее членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. В одних случаях формальные и неформальные отношения усиливают и поддерживают друг друга, а в других случаях — наоборот, противоречат друг другу и подрывают общее единство.


4. Социальная роль и социальный статус человека


Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же человек должен вести себя по- разному в разных ситуациях. В одном случае он ведет себя как отец, в другом — как друг, в третьем — как работник, в четвертом — как покупатель и т, д., т. е. выступает в разных ролях. Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всей совокупности отношений данного общества. Поэтому человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. К основным социальным ролям относят роли гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя и др.

Существует много различных определений понятия «социальная роль». По определению известного отечественного социолога И. С. Кона, «социальная роль — это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Социальные роли обычно рассматриваются в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие. Если кто-то не играет определенной роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в конфликт с обществом. Например, родители должны заботиться о своих детях, милиционер должен пресекать нарушения общественного порядка. Если они этого не делают, то вызывают наше возмущение. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции до своему характеру могут быть моральными, юридическими, политическими и др. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному, типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с полом, возрастом, профессией, происхождением, родственными связями, семейным положением, уровнем доходов, образования и т. д. Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. Достигаемый, или приобретенный статус зависит от профессии, образования, места работы. Этот статус приобретается в результате выбора человека, его личных усилий и находится под его контролем. Таковы статусы студента, профессора, менеджера, члена политической партии и т.п.

Необходимо различать социальный и личный статусы. Если социальный статус связан с положением человека, которое он занимает в обществе как представитель большой социальной группы, то личным статусом называют положение человека в малой социальной группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером, душой компании или знатоком — значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений, обладать определенным личным статусом.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно существует главный статус. Это — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя отождествляет. Чаще всего это статус, связанный с основным местом работы (инженер, профессор, адвокат и др.). В современном обществе человек имеет возможность изменить свой статус, получая образование, проявляя деловую и научную активность.

Поскольку социальный статус отражает уровень оценки положения человека в обществе, то данное понятие тесно связано с понятиями «престиж» и «авторитет». Престиж - это особая категория, используемая для обозначения социальной значимости позиций, занимаемых различными группами или отдельными людьми в обществе. Престижными в обществе могут быть профессии, жилые кварталы и улицы, отдельные дома, курорты, марки автомобилей, магазины, учебные заведения, одежда от известных модельеров, другие предметы потребления. Признаки, характеризующие престижность, не всегда адекватно отражают положение человека в тех или иных группах общества. Например, может сложиться такая ситуация, когда человек обладает престижной профессией, но она не позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, или, наоборот, непрестижные профессии и род занятий позволяют человеку получать высокие доходы или какие-либо выгоды, обеспечивая ему тем самым доступ к престижным предметам потребления. Понятие «авторитет» имеет другое содержание. Оно означает признание группой или обществом в целом личных и деловых качеств членов группы или общества. Авторитет обычно отражает степень влияния отдельной личности в группе или обществе. Это личностная характеристика, которая всегда имеет отношение к вполне определенному конкретному человеку и далеко не всегда связана с престижем. Так, в политике или общественной деятельности может стать авторитетным и академик, и инженер, и рабочий.

Понятие социального статуса очень близко, к понятию социальной роли. Разница между ними заключается в основном в том, в каком контексте они употребляются. Если понятие «социальная роль» применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, т. е. к его поведению, то понятие «социальный статус» соотносится главным образом с социальной системой. Социальная роль является более дробной единицей анализа,- поскольку поведение в рамках того или иного взаимодействия зависит не только от контекста данного взаимодействия, но и от статуса, которым обладает человек в данном обществе.


5. Этнические общности


Одним из значимых видов общностей в современном мире являются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя, народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальных общностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат:

единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев;

одинаковость пищевых предпочтений, форм жилья, стиля одежды;

общность происхождения и культуры;

территория расселения.

Этносу, как общности, присущи специфические социальные институты — эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителей одного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают как объединения людей, их союз, солидарность.

Этническая культура включает в себя следующие социальные институты: обычай, ритуал, религию, мораль, право. Культура создает специальные механизмы для накопления и трансляции из поколения в поколение созданной этнокультурной информации. В качестве таких механизмов выступают язык, книгопечатание, библиотеки, музеи, телевидение, образование и другие каналы передачи информации. Их средствами передается наиболее значимая для этноса информация — идеалы, ценности, символы, нормы поведения и др.

Таким образом, этнос можно определить как такую общность, которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения.

В рамках индустриального общества выделяют два типа этнических процессов, вызванных межэтническими контактами, — те, которые происходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те, которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.

Этническая консолидация — это процесс внутреннего сплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединение ранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса — субэтносы.

Этническая ассимиляция — процесс, при котором ранее самостоятельный этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.

Этноразделительиые процессы проходят по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.

Наиболее распространенными в мире и всеохватывающими являются этнические группы, которые называют еще разными типами этносов. Они характеризуются такими особенностями, как общность генофонда, длительная история совместного существования, самопричисление субъекта к данной этнической группе. Таким образом, мы имеем дело как с биологическими, так и с социальными факторами, поэтому этнические группы называют еще социоэтническими или этносоциальными.

Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытной орде, был род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой своих интересов. Объединение нескольких родов составляло племя — тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества.

Образование союзов племен сопровождавшееся усилением межплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновение классов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными и к появлению новой этнической общности — народности. Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.

С началом Нового времени в Европе, с выдвижением на первый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом к капитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация — более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинные экономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток на духовный облик нации, формируют специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием.

Нацию обычно определяли как исторически устойчивую общность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада. В настоящее время многие' ученые делают вывод, что данное определение уже не вполне соответствует современным реалиям. В основу выработки нового определения нации эти ученые считают необходимым ввести такой признак, как духовную культуру. Она является ключевым признаком нации, ядром, определяющим ее суть. Что касается общности психического склада, то она является производной от общности духовной культуры. Еще одним важнейшим компонентом -национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры. Национальное самосознание — это стержень национальной духовной культуры. Именно в самосознании нация определяет свои общие коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам.

Нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя: «это — мы», а в отношении других: «это — они». В большинстве стран мира человек сам определяет свою национальность, т. е. принадлежность к той или иной нации. Весь ход исторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурных факторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнести к этническим группам.


6. Межнациональные отношения


Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя объективно существующими и друг другу противоречащими тенденциями: тенденцией к объединению наций — межнациональной интеграции, — и тенденцией к самостоятельному функционированию каждой из наций — национальной дифференциации. Объективные причины межнациональной интеграции кроются в развитии экономических связей и отношений, развертывании процессов глобализации. В ходе этих процессов нации преодолевают свою замкнутость, вступают во все более тесное взаимодействие между собой. В настоящее время зримые формы процессы интеграции приобрели в Европе, где уже 25 государств являются членами Европейского Союза. В то же время дает о себе знать и вторая тенденция.

Эти две тенденции действуют постоянно, но небесконфликтно. Противоречие между ними является основным противоречием в сфере межнациональных отношений. Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, И национальной самобытностью государств и народов. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия между представителями различных национальностей в трудовых и иных многонациональных коллективах. Причины обострения национальных интересов могут носить политический, экономический, демографический характер.

Там, где есть национальные конфликты, всегда пышно цветет идеология национализма и шовинизма. Национализм — это психология и идеология национального превосходства, в основе которых лежит гипертрофия национального чувства. Национализм часто смыкается с идеями избранности данного народа, предопределенности его судьбы Высшими силами. При этом для обоснования идеи национального превосходства особым образом интерпретируются факты действительной истории данного народа и специфические свойства его культуры. Национализм больших наций в наиболее крайней форме проявляется в виде шовинизма (по имени французского гренадера Шовена, восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX в. во- девиля братьев Коньяр «Трехцветная кокарда»). Шовинизм выражается в политическом, экономическом, духовном подавлении других народов, пренебрежении к их правам и национальным ценностям. Непростыми оказываются пути разрешения межнациональных проблем, но их никак нельзя разрешить исключительно силовыми, военными методами. Ничто не может заменить политического пути решения конфликтов, сколь сложным и долгим в каждом конкретном случае ни был бы такой путь.

При взаимодействии людей в многонациональном обществе легче всего в конфликтной ситуации взвалить вину за все беды на национальное меньшинство, а тому, в свою очередь, — на коренную нацию. По-видимому, гармонизация отношений между людьми в многонациональном обществе требует соблюдения таких условий, как наличие правового государства, отказ национальных меньшинств от сепаратизма, предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, признание культурной автономии территориально рассеянных национальных меньшинств. Основные принципы современной национальной политики таковы.

Гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

Это означает, во-первых, недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное неравноправие; во- вторых, уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп; в-третьих, осуждение насилия в решении национальных вопросов; в-четвертых, восстановление прав репрессированных народов.

Неприятие любых форм национального шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.

Многонациональное общество является, как правило, и многоконфессиональным (латинское слово «конфессия» означает вероисповедание). Мирно ужиться и взаимодействовать в таком обществе люди могут, лишь руководствуясь принципами веротерпимости, свободы совести. Еще. в XVII в. английский философ Д. Локк в знаменитых письмах о веротерпимости выдвинул требования того, что государство должно признать свободу религии, предоставлять людям право религиозного самоопределения, не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от их принадлежности к определенной конфессии. В XVIII в. французский писатель и философ Вольтер провозглашал, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы, и никто не может принуждать его в вопросах веры, каждому надо разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Принцип свободы совести признается всеми современными демократическими государствами, в том числе и Россией. Важно в действительности реализовать свободу совести в отношениях между людьми. С малых лет необходимо воспитывать чувства взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.


Список литературы


1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Рефетека ру refoteka@gmail.com