Министерство науки и образования Украины
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского
Экономико-гуманитарный факультет в г. Мелитополе
Отчет по статистике
на тему:
«Работа + учеба»
Выполнила:
Студентка 31 группы
Специальности «Финансы»
Черняева Е. А.
Мелитополь 2008 г.
Вашему вниманию предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты, на тему : «Учеба + работа».
1. Ваш пол:
а) мужской; б) женский.
2. Возраст:
а) до 18; б) 18-20; в) 20-22;
г) 22-30; д) старше 30.
3. Ваше образование:
а) не окончена школа; б) только школа; в) ПТУ;
г) техникум; д) студент вуза; е) высшее;
ж) другое____________.
4. Возможно ли совмещение работы с учебой?
а) да, сам так делаю (делал);
б) да, но сам не совмещал;
в) нет, сначала учеба, потом – работа.
5. Совмещать работу с учебой можно при условии:
а) наличия свободного времени; б) неполного рабочего дня;
в) денежного обеспечения; г) согласия семьи;
д) согласия работодателя; е) другое______________.
6. Что побудило (бы) Вас учиться и работать одновременно?
а) дополнительный заработок; б) экономия времени;
в) получение опыта; г) знакомство с новыми людьми,
расширение связей;
д) обстановка в семье; е) угроза потери работы;
ж) другое _________________.
7. Положительные моменты совмещения:
а) экономия времени; б) финансовая независимость от семьи;
в) наличие стажа; г) легче устроиться после учебы;
д) рост авторитета; е) с «корочкой» не выгонят с работы;
ж) карьерный рост.
8. Отрицательная сторона:
а) физическая усталость; б) дополнительный затраты;
в) страдают близкие; г) одно мешает другому;
д) отсутствие свободного времени; е) другое________________.
9. В моем случае работа и учеба:
а) совпадают по специальности, ничего не хочу менять;
б) совпадают, но хочу поменять работу/ специальность;
в) не совпадают, поэтому пошел учиться;
г) не совпадают, но ничего не буду менять.
Анкетирование, проведенное студентами 31 группы, на тему: «Работа + учеба».
Цель: Определить положительные и отрицательные аспекты совмещения работы с учебой.
Задачи:
Определить программу анкеты
Выбрать объект исследования
Провести опрос
Сделать соответствующие выводы
Объект исследования: трудоспособное население.
Единица наблюдения: трудоспособное население г. Мелитополя и с. Н. Богдановка.
Вид наблюдения: одноразовое.
Форма наблюдения: специально организованное.
Способ получения данных: саморегистрация.
Место проведения: г. Мелитополь и с. Н. Богдановка.
Время проведения: 3.09.08г. – 6.10.08г.
Материальная база: грн.
Хочу рассмотреть один из самых сложных аспектов жизни студента. Этим аспектом является совмещение работы и учебы. Пять лет, которые студент тратит на обучение в вузе, — срок немалый. За это время лет талантливый работник компании может пройти путь от референта до исполнительного директора. В распоряжении студентов также есть возможности, используя которые они могут начать свой профессиональный рост прямо на студенческой скамье. Главное — не зевать.
Молодым людям, которыми и являются большинство студентов, хочется вкусно покушать, модно одеться, и весело провести свободное время. Но для всего этого необходимы денежные средства.
Быть прилежным учеником и хорошим работником очень сложно. Так же сложно найти работу, которая бы хорошо оплачивалась и не отрывала студента от учебного процесса. Ознакомившись с предложениями работодателей, становится видна сегодняшняя ситуация на рынке труда.
Как пример, студентам с 1 по 3 курс, в своем большинстве придется довольствоваться распространением рекламных листовок, объявлений, газет. Оплата за такой труд в среднем колеблется от 50 копеек до 1,5 рублей за каждую врученную листовку. Работать придется где-то один день в неделю. Такой способ заработать денег без ущерба посещению лекций практикуют некоторые студенты, другие же считают, что такая работа отнимает очень много сил и времени. В летнее время года таким видом подработки, конечно, можно заняться. Но с наступлением холодов она может, помимо денежных средств, принести и проблемы вашему здоровью. А здоровье, как говорится, ни за какие деньги не купишь. За разбрасывание газет по почтовым ящикам обычно назначается заработная плата. И она составляет несколько тысяч рублей в месяц, но придется работать в среднем 3, а то 5 дней в неделю. Как можно видеть, перспективы у студентов, обучающихся на начальных курсах, не слишком радужные. Но существует еще один вариант. Если студент хорошо знает какое-либо дело, например: занимается фотографией, видеосъемкой, владеет программами для работы с графикой, хорошо рисует, то он может устроиться в дизайн-студию или фотосалон. Если работа связана с обработкой изображений и т.п., то возможна работа и на дому. Так что у творческих людей открываются новые горизонты.
У студентов, обучающихся на 4-5 курсе, дела с трудоустройством обстоят несколько иначе. Они уже могут работать по той специальности, которую получат по окончании вуза. Заработная плата при таком раскладе колеблется от 600 грн. до 2,5 тыс. грн. Однако для многих студентов дневной формы обучения эта возможность, к сожалению, остается недоступной».
Прямые и очевидные выгоды этого совмещения заключаются не столько в извлечении дохода, сколько в приобретении положительного опыта. Но, как замечают сами студенты, в условиях массовости высшего образования подыскать работу по специальности практически невозможно. А значит, и напрямую на процесс учебы такой опыт не влияет и положительным является лишь отчасти.
Кто обычно совмещает учебу и работу? Судя по данным опросов, хорошее материальное обеспечение семьи снижает вероятность совмещения учебы и работы студентом. Порог дохода семьи, который бы позволил украинскому студенту не искать работу столь активно, составляет по стране примерно 2 – 2,5 тыс. грн. А сам статус семьи очень влияет на фактор занятости молодежи. Рано начинают думать о своем трудоустройстве студенты из неполных семей и семей, где из родителей только один работающий. Замечено, что в семьях, где мать не работает, студент совмещает работу и учебу реже, чем там, где отец не является добытчиком для семьи. У руководителей фирм дети тоже рано начинают работать. И причина рвения в этом случае – порой честолюбивое желание самих студентов. Но что любопытно, судя по зарубежному опыту, те, кто начал работать рано, действительно получают хороший старт для карьеры. Только позже часто случается, что карьерный рост молодых вдруг замедляется…
Но все-таки,
в наш век, перенасыщенный
информацией,
просто расточительно
усваивать
материал, которому
вы не видите
применения
в ближайшие
год-два. Когда
вы читаете,
слушаете лекцию,
воспринимаете
любую информацию,
вас должен
волновать
единственный
вопрос: «А как
я смогу применить
эту информацию
на практике»?
Поэтому, чтобы
быть успешными,
необходимо
чередовать
процесс целенаправленного
обучения с
наработкой
практического
опыта, обогатив
его полученными
знаниями.
Теперь
узнаем мнение
профессионалов
по этому поводу:
Татьяна Балан, психолог, бизнес-тренер, ТК PERSON:
«Да, конечно. Особенно, если учеба не идет вразрез с работой. В совмещении много преимуществ. Во-первых, вы одновременно получаете теоретические знания и нарабатываете практический опыт. Во-вторых, расширяете круг общения, приобретаете коммуникативные навыки. У вас появляются новые знакомые (связи). В-третьих, вы совершенствуете свои организаторские данные, сочетая учебу с трудовыми обязанностями. Не забудьте согласовать учебный процесс с работодателем – это позволит сберечь ваше время и нервы. Однако, если у вас очное обучение и есть работа, которая требует много энергии, то вы непременно столкнетесь с проблемой установления приоритетов. Возможно, придется выбирать: чем жертвовать? Планируя обучение и работу, постарайтесь объективно оценить свои силы и возможности.»
Алексей Топоров, психолог, бизнес-тренер, «Арсенал-Консалтинг»:
«Есть
разные виды
работы и разные
виды учебы.
Работа бывает
с высокой степенью
отдачи (после
которой падаешь
"трупом") и с
низкой.
Существуют
также реальная
учеба
и "как бы учеба",
очень сейчас
распространенная.
Что хорошо
совмещается?
Легкая работа
– с реальной
учебой, и трудная
работа – с "как
бы учебой". У
меня есть знакомые,
имеющие легкую
работу и у которых
уже три-четыре
диплома "как
бы учебы».
Елена Колесникова, психолог, тренинго-консалтинговый центр «Стрим»:
«Совмещать или не совмещать работу и учебу зависит от целей человека. Если цель – стать светилом теоретической науки или членом команды Знатоков и на этом зарабатывать деньги, конечно же, – учеба, учеба и еще раз учеба. И никакого совмещения! Если вы обучаетесь с целью добиться успеха в реальной жизни, вам просто необходимо иметь полигон для практической апробации полученных знаний. Цель обучения должна быть ясна, и любые знания должны пройти тщательный отбор, прежде чем занять место на полочке библиотеки нашего ума. «Стремясь повысить квалификацию, дать толчок карьере, радикально поменять сферу деятельности и, в конце концов, начать больше зарабатывать, мы задумываемся о получении дополнительного образования. К сожалению, далеко не у всех есть возможность все бросить и провести год или два в бизнес-школе. Остается вечернее или заочное обучение. Правда, в этом случае придется совмещать учебу с работой, причем довольно долго.»
Как же все организовать, чтобы свести возможные проблемы к минимуму? Сегодня бизнес-школы предлагают самые разнообразные программы, рассчитанные именно на работающих людей. Обычно вечерние формы обучения по программам второго высшего образования и MBA предполагают занятия 2-3 раза в неделю в будние дни и в субботу с утра до вечера.
Однако нужно иметь в виду, что учеба не заканчивается в аудитории. В МИРБИС, например, самостоятельная работа занимает 60-70% всего времени обучения. Так что несколькими вечерами в неделю обойтись не удастся. Не меньше времени требуют заочные и дистанционные программы. Например, программа дистанционного обучения по курсу MBA Moscow Business School, предполагает занятия по полтора часа ежедневно.
Итак, первая и очень важная проблема - это время. Я думаю, что при хорошей самоорганизации учеба по силам работающему человеку. Перед тем, как взять на себя дополнительную нагрузку, проанализируйте, на что вы тратите время в течение дня. Скорее всего, выяснится, что вы тратите много времени на такие бесполезные занятия, как перекуры, телевизор или болтовню с коллегами. «Когда я получала второе высшее, - рассказывает Екатерина М., начальник отдела маркетинга полиграфической компании, - мне приходилось ездить на занятия каждый день, поздно возвращаться домой с единственной мыслью: «Упасть где-нибудь и забыться», а большую часть выходных тратить на подготовку. Конечно, «вторая половина», хоть и старалась относиться с пониманием, но была не очень довольна. К счастью, учеба прошла без потерь на личном фронте». Чтобы избежать напряженности и проблем в семье, Анна Мухина советует принимать решение о дополнительном образовании на семейном совете. «К принятию решения обязательно привлекайте всех членов семьи, включая детей, - советует Анна Мухина. - Ваша учеба должна стать общей целью, ведь она, в конечном итоге, должна привести к улучшению материального состояния всей семьи. Кроме того, это хорошая возможность приучить детей к большей самостоятельности и ответственности. Постарайтесь сделать так, чтобы дополнительные семейные обязанности воспринимались как вклад в общее семейное будущее. Совмещение работы и учебы, как и любые трудности, может сплотить и укрепить семью, объединить всех для решения общей проблемы.
Есть еще одно. На мой взгляд, время от времени напоминайте себе, ради чего вы все это затеяли, старайтесь максимально использовать все возможности, ведь вы за это заплатили. И помните, что трудности преходящи, и учеба - это временное явление.
А теперь на основе проведенного опроса рассмотрим на конкретном примере закономерности различных вариантов этого совмещения.
Таблица 1.
Группировка опрошенных по полу и возрасту.
Пол | Возраст | Итого: | ||||
До 18 | 18-20 | 20-22 | 22-30 | Старше 30 | ||
Мужской | 10 | 22 | 13 | 15 | 23 | 83 |
Женский | 15 | 40 | 17 | 15 | 40 | 127 |
Итого: | 25 | 62 | 30 | 30 | 63 | 210 |
Вывод: Анализ данных таблицы показал, то из 210 опрошенных большую часть составили женщины в возрасте 18 – 20 лет и старше 30 (поровну). Причиной этому скорее всего может служить тот факт, что лица этой категории более стремятся к финансовой самостоятельности и карьерному росту. При этом меньшинство анкетируемых составляют мужчины до 18 лет, так как они еще являются школьниками и находятся на родительском обеспечении.
Таблица 2.
Группировка анкетируемых по уровню образования и полу
Уровень образования | Пол | Всего: | |
мужской | женский | ||
Не закончил школу | 4 | 6 | 10 |
среднее | 8 | 14 | 22 |
Среднее специальное (ПТУ) | 8 | 10 | 18 |
Техникум | 14 | 20 | 34 |
Студент вуза | 30 | 52 | 82 |
Высшее | 19 | 25 | 44 |
Итого: | 83 | 127 | 210 |
Рис.1 Структура анкетируемых по уровню образования, %
Вывод: Анализ данных таблицы и рисунка показал, что большая часть респондентов является в данный момент студентами ВУЗа, что является свидетельством необходимости получения теоретических знаний и специализированного диплома для соответствия занимаемой должности, а тем самым продвижения по карьерной лестнице и, как правило, повышению дохода.
Таблица 3.
Группировка опрошенных по ответу на вопрос: «Возможно ли совмещать работу и учебу»
Варианты ответов | Уровень образования | Итого: | Структура, % | |||||
Не закончили школу | Среднее | ПТУ | Техникум | Студент вуза | Высшее | |||
Да, сам так делал | - | 2 | 8 | 15 | 24 | 30 | 79 | 42,0 |
Да, но не совмещал | 4 | 13 | 6 | 15 | 23 | 18 | 79 | 42,0 |
Нет сначала учеба потом - работа | 6 | 4 | 5 | 5 | 7 | 3 | 30 | 16,0 |
Итого: | 10 | 19 | 19 | 35 | 54 | 51 | 188 | 100 |
Структура % |
5,3 |
10,1 |
10,1 |
18,6 |
28,7 |
27,1 |
100 |
Рис.3 Группировка опрошенных по ответу на вопрос: «Возможно ли совмещать работу и учебу»
Вывод: Анализ данных таблицы и рисунка показал, что готовы совмещать работу с учебой в своем большинстве студенты ВУЗов (28,7%), так как это либо уже работающие лица, которым необходимо получить высшее образование, либо молодые студенты, нуждающиеся в дополнительном заработке либо практических навыках. Меньшинство составляют те, кто дал на этот вопрос отрицательный ответ, причем это школьники, которые попросту еще не сталкивались с необходимостью совмещения.
Таблица 4.
Группировка опрошенных по ответу на вопрос: « Совмещать работу и учебу можно при условии»
Ответы на вопрос |
Пол |
Структурный сдвиг, % |
|||
Мужской | Женский | ||||
Чел. | % | Чел. | % | ||
Наличие свободного времени | 25 | 37,3 | 59 | 48,3 | 11 |
Неполного рабочего дня | 18 | 26, 8 | 21 | 17,2 | -9,6 |
Денежное обеспечение | 13 | 19,4 | 15 | 12,2 | -7,2 |
Согласие семьи | 5 | 7,4 | 17 | 13,9 | 6,5 |
Согласие работодателя | 6 | 8,9 | 10 | 8,1 | -0,8 |
Итого: | 67 | 100 | 122 | 100 |
Мужчины Женщины
Рис. 4 Группировка опрошенных по ответу на вопрос: «Совмещать работу и учебу можно при условии»
Вывод: Анализ данных таблицы и рисунка показал, что среди опрошенных мужчин причиной совмещения работы с учебой стало наличие свободного времени, а меньше всего для этого респонденты нуждаются в согласии семьи, я думаю, потому что большинство из них – это студенты ВУЗов в возрасте от 18 до 20 лет, т.е., который еще не имеет семьи и связанных с ней соответственно проблем и забот. Женщины в этом вопросе по большей части солидарны с мужчинами, поэтому также предпочли в первую очередь наличие свободного времени, но при ответе на вопрос они руководствовались распределением времени еще и на семью. А вот к мнению своего работодателя представительницы слабого пола будут прислушиваться в меньшей степени по аналогичным причинам.
Таблица 5.
Группировка опрошенных по ответу на вопрос: « Что заставило (бы) Вас учиться и работать одновременно?»
Ответы на вопрос |
Пол |
Структурный сдвиг, % |
|||
Мужской | Женский | ||||
Чел. | % | Чел. | % | ||
Дополнительный заработок | 45 | 66,2 | 64 | 49,2 | 17 |
Экономия времени | 7 | 10,3 | 9 | 6,9 | 3,4 |
Получение опыта работы | 9 | 13,2 | 31 | 23,9 | -10,7 |
Знакомство с новыми людьми, расширение связей | 4 | 5,9 | 11 | 8,5 | -2,6 |
Согласие семьи | 3 | 4,4 | 14 | 10,8 | -6,4 |
Угроза потери работы | - | - | - | - | - |
Итого: | 68 | 100 | 130 | 100 |
Рис. 5 Группировка опрошенных по ответу на вопрос: «Что заставило (бы) Вас учиться и работать одновременно?»
Вывод: Анализ данных таблицы и рисунка показал, что большинство анкетируемых, как мужчин, так и женщин заставило бы работать и учиться одновременно получение дополнительного заработка(66,2% и 49,2% соответственно), а вот факт угрозы потери работы никого из этой категории респондентов не заинтересовал, возможно потому, что фактически дополнительный заработок является сегодня, в условиях постоянного роста инфляции, просто нормой жизни, а если работник является хорошим специалистом, положительно зарекомендовавшим себя в коллективе, то потеря рабочего места ему, на мой взгляд, не грозит. Пусть незаменимых людей нет, но раскидываться хорошими кадрами руководство предприятия вряд ли будет.
Таблица 6.
Группировка опрошенных по ответу на вопрос: « Положительные моменты совмещения учебы и работы: …»
Ответы на вопрос |
Пол |
Итого: | Структура, % | |
Мужской | Женский | |||
Экономия времени | 6 | 4 | 10 | 5,02 |
Финансовая независимость от родителей | 28 | 46 | 74 | 37,18 |
Наличие стажа | 9 | 33 | 42 | 21,1 |
Легче устроится на работу | 8 | 18 | 26 | 13 |
Рост авторитета | 2 | 4 | 6 | 3,3 |
С «корочкой не выгонят с работы» | 6 | 3 | 9 | 4,5 |
Карьерный рост | 12 | 20 | 32 | 16 |
Итого: | 71 | 128 | 199 | 100 |
Рис. 6 Группировка опрошенных по ответу на вопрос « Положительные моменты совмещения учебы и работы: …»
Вывод: Анализ данных таблицы и рисунка показал, что основной плюс от совмещения учёбы и работы состоит в том, что это позволяет студенту обеспечивать себя материально (отмечают 37,18% тех, кто положительно относится к такому совмещению), немаловажно и то, что приобретается опыт работы (21,1%), вообще это хорошая школа жизни и потом легче устроиться на работу (13%), способствует карьерному росту(16%), то, что «с корочкой не выгонят с работы» считают 4,5% анкетируемых, а меньше всего было дано положительных ответов на вариант «Рост авторитета» - всего 3,3%. На такие результаты, мне кажется, также оказывает влияние тот немаловажный факт, что большинство респондентов – это студенты ВУЗов.
Таблица 7.
Группировка опрошенных по ответу на вопрос: «Отрицательные моменты совмещения….»
Ответы на вопрос |
Пол | Итого: | Структура, % | |
Мужской | Женский | |||
Физическая усталость | 24 | 51 | 75 | 35,5 |
Дополнительные затраты | 10 | 7 | 17 | 7,9 |
Страдают близкие | 7 | 12 | 19 | 8,9 |
Работа мешает учебе или на оборот | 16 | 30 | 48 | 21,5 |
Отсутствие свободного времени | 26 | 31 | 57 | 26,6 |
Итого: | 83 | 131 | 214 | 100 |
Рис. 7 Группировка опрошенных по ответу на вопрос: « Отрицательные моменты совмещения….»
Вывод: Анализ данных таблицы и рисунка показал, что отрицательным моментом совмещения работы с учебой большинство респондентов(35,1%) считает физическую усталость, не на много меньше голосов было отдано и за «отсутствие свободного времени» (21,5%). Это связано, на мой взгляд, с тем, что многие из респондентов учатся на одной специальности, а работают совершенно в другой области, поэтому просто тяжело переключиться с одного объекта деятельности на другой. Также одним из основополагающих факторов такой ситуации является то, что многие специальности представляют собой ненормированной длительности рабочий день, что в свою очередь отрицательно сказывается на физическом состоянии респондентов, при этом еще необходимо посещать занятия и осваивать теоретические азы практической деятельности.
Таблица 8.
Группировка респондентов по ответу на вопрос: « Отрицательные моменты совмещения….»
Ответы на вопрос |
Пол |
Итого: | Структура, % | Структурный сдвиг, % | |||
Мужской | Женский | ||||||
Чел. | % | Чел. | % | ||||
Совпадает со специальностью, не хочу не чего менять | 26 | 38,8 | 49 | 43,8 | 75 | 40,8 | -5 |
Совпадает со специальностью, но хочу поменять работу(специальность) | 15 | 22,4 | 14 | 12,5 | 29 | 15,8 | 9,9 |
Не совпадает, по этому пошел (ла) учиться | 10 | 14,9 | 15 | 13,4 | 25 | 13,6 | 1,5 |
Не совпадает, но не хочу не чего менять | 21 | 31,3 | 34 | 30,4 | 55 | 29,9 | 0,9 |
Итого: | 67 | 100 | 112 | 100 | 184 | 100 |
мужчины женщины
Рис. 8 Группировка респондентов по ответу на вопрос: «Отрицательные моменты совмещения….»
Вывод: Анализ данных таблицы и рисунка показал, что в большинстве случаев (40,8%) работа и учеба респондентов совпадают, причем у женщин на 5% больше положительных ответов, чем у мужчин, это можно объяснить тем, что большая часть опрошенных женщин – это уже работающие люди, повышающие свою квалификацию. Что касается мужской половины анкетируемых, то большая часть из них (31,3%) склонилась к варианту «не совпадает, но не хочу ничего менять», это на 0,9% больше, чем женщин, что в свою очередь объясняется большей склонностью мужчин к авантюризму. Меньше всего довольными своей работой оказались 22,4% мужчин, что на 9,9% больше, чем женщин. Это объясняет тот факт, что большая часть опрошенных мужчин является студентами ВУЗов.
Таблица 9.
Группировка анкетируемых по ответу на вопрос: « Отрицательные моменты совмещения….»
Образование | Варианты ответов | Итого: | |||
Совпадает со специальностью, не хочу не чего менять | Совпадает со специальностью, но хочу поменять работу(специальность) | Не совпадает, по этому пошел (ла) учиться | Не совпадает, но не хочу не чего менять | ||
Не закончил школу | 5 | 2 | 2 | 5 | 14 |
Среднее | 7 | 1 | 1 | 7 | 16 |
ПТУ | 8 | - | 4 | 6 | 18 |
Техникум | 7 | 3 | 5 | 14 | 29 |
Студент вуза | 20 | 12 | 16 | 13 | 61 |
высшее | 19 | 7 | 2 | 5 | 33 |
Итого: | 66 | 25 | 30 | 50 | 171 |
Вывод: Анализ данных таблицы показал, что работа совпадает полностью со специальностью, при этом респондента все устраивает в большинстве случаев у студентов ВУЗов – 20 человек, и лиц, получивших высшее образование – 19 человек. А лиц, которых все устраивает, но при этом у них работа не совпадает со специальностью, большая часть – студенты и выпускники техникумов. Что касается представителей ПТУ, то из 18 опрошенных, только четверо хотели бы поменять специальность. Школьников и выпускников школ по большей части также устраивает их место подработки, и только четверо из 14 человек хотели бы что-либо поменять. Все это объясняется тем, что выбирая профессию в большинстве случаев респонденты руководствовались сознательной целью и реальной оценкой своих возможностей.
Итоговый вывод: Теперь, подводя итоги по всей работе, исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод: Многие студенты совмещают учёбу с работой, чтобы зарабатывать на жизнь, на оплату обучения, считает подавляющее большинство опрошенных — 56%. По мнению 20,2% респондентов, главная причина кроется в стремлении студентов получить практические навыки по будущей профессии; эта точка зрения более популярна среди опрошенных, относящих себя к хорошо материально обеспеченным. Основной плюс от совмещения учёбы и работы состоит в том, что это позволяет студенту обеспечивать себя материально (отмечают 37,18% тех, кто положительно относится к такому совмещению), немаловажно и то, что приобретается опыт работы (21,1%), и на работу легче устроиться после вуза (13%). Те, кто отрицательно относится к совмещению учёбы и работы, аргументируют свою позицию тем, что мало времени остаётся на учёбу, отсюда и недостаточный уровень знаний; что учёба — это главное, а работа от неё отвлекает; кроме того, такая нагрузка вредит здоровью, да и «успеют ещё наработаться»(16%).Большинство тех, кому приходилось совмещать учёбу с работой, считают, что это пошло на пользу их дальнейшей профессиональной деятельности. Хорошо материально обеспеченные опрошенные чаще средне и плохо обеспеченных указывают на пользу совмещения учёбы и работы для карьеры. Свыше половины опрошенных считают, что за последние 15–20 лет ухудшились возможности для выпускников вузов устроиться на работу по специальности; получить высокооплачиваемую работу. Однако, мне кажется, что мотивы трудиться – не всегда лишь материальные. Студентов часто привлекают условия для проявления самостоятельности и креативности, возможность профессионального роста и иногда – хорошее социальное обеспечение на потенциальном месте работы. Да и большинство преподавателей лояльно относятся к тому, что их подопечные вынуждены искать работу. А эксперты предполагают, что количество работающих студентов будет только расти.