Алматинский институт энергетики и связи
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа
Семья и демографическая политика
По дисциплине "Социология"
Выполнила: ст. гр. БВТ-06-4
Асубаева Д.К.
Проверила: Орынбекова Д.С.
Алматы 2008
Содержание
Введение
Жизненный цикл семьи
Демографическая политика Казахстана и социологическое развитие семьи
Женщина и семья. Пути укрепления семьи
Заключение
Литература
Введение
Мировую демографическую науку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Актуальность, цели и задачи настоящей семестровой работы обусловлены следующими теоретическими положениями. Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.
Проблема семьи занимает центральное место в данной семестровой работе.
Особое внимание в данной курсовой работе уделим вопросам социальных проблем в семье. Родители должны уметь максимально использовать ее соучастие и прилагать дополнительные усилия для того, чтобы сформировать у ребенка стремление быть коллективистом, патриотом, гражданином своей Родины.
Огромная роль семьи в духовном становлении человека понятна. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на нее влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, он житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая - ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.
Жизненный цикл семьи
В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».
Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для деления.
Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил ЖЦС на восемь стадий:
Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брач ные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг родственников.
2. Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.
3. Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
А Семьи с детьми — младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов учебе.
5. Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.
7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.
8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.
В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, П. Сорокин выделял 4 стадии:
брачная пара в момент образования;
семья с маленькими зависимыми детьми;
семья, по крайней мере, с одним взрослым ребенком;
стадия отделения всех детей.
Российский социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
стадия предродительства;
стадия репродуктивного родительства;
стадия социализированного родительства;
стадия прародительства.
Содержание стадий следующее.
Стадия предродительства - это период вступления в брак, зачатие первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью».
Стадия репродуктивного родительства это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений.
Стадия социализированного родительства - это стадия воспитания детей, которая для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяцком, продолжая жить со своими родителями.
Стадия прародителъства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.
Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.
Следует отметить, что за последние 50-100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье.
В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:
период добрачного ухаживания;
молодая брачная пара без детей;
семья с маленькими детьми;
семья с детьми-школьниками или подростками;
отделение детей от родителей;
супружество в позднем возрасте.
При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы.
Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.
Таким образом, многие исследователи в области изучения семьи имели схожие подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации индивидуального развития, обозначений стадий цикла семьи зависит от того, что служит критерием для деления.
В социологической литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства.
Демографическая политика Казахстана и социологическое развитие семьи
Демографическая политика составляет основу внутренней политики любого подлинного независимого государства. Для одних является актуальной угроза перенаселения (Китай, Индия, Египет и др.), для других - недонаселенность (Австралия, Канада, Бразилия и др.), для третьих же явна угрозадепопуляции из-за низкой деторождаемости (Франция, Германия, Англия и др.)
Для независимого Казахстана внутренняя демографическая ситуация осложняется еще и тем, что факторы перенаселенности в одних районах несут отпечаток прошлого колониального периода и имеют яркий этнический аспект, и это осложняет проблему народонаселения в республике выдвигая вопрос территориальной целостности молодого унитарного государства.
Республика Казахстан имеет численность населения 15,8 млн. человек, при удельном весе с мировой площади в 2% занимает лишь 0,33% населения мира. В достаточно плотном заселенном Азиатском континенте ее доля в численности населения составляет 0,4%, что в 31 раз ниже, чем площадь (6,1%).
Численность населения в Казахстане увеличилась в 2008 году на 1,3% в связи с увеличением рождаемости и сокращением смертности в стране, сообщает Агентство РК по статистике. Численность населения республики на 1 января 2009 года по текущим данным составила 15 миллионов 778 тысяч человек, в том числе городского – 8 миллионов 423 тысяч (53,4%), сельского – 7 миллионов 354 тысячи человек (46,6%). «По сравнению с январем прошлого года она увеличилась на 206,7 тысяч человека, или на 1,3%, что обусловлено увеличением числа родившихся и снижением смертности населения», - констатирует агентство. Рост численности населения за этот период произошел во всех регионах страны, за исключением Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. При этом, естественный прирост населения увеличился по сравнению с 2007 годом на 46,4 тысяч и составил 204,2 тысяч человек. Общий коэффициент естественного прироста на 1000 человек составил 13,0 промилле.
Территория республики заселена неравномерно. Наблюдается довольно значительное колебание коэффициента плотности населения при среднем уровне его 5,8 человека на 1 кв. км, наименьшая плотность - 2,1 человека в Мангыстауской области, что почти в 8 раз ниже самой густонаселенной Южно-Казахстанской области.
Население Казахстана сравнительное молодое - 46,3% моложе 30 лет. Дети в возрасте до 15 лет составляют 10,5%, в развивающих странах- 40 и в развитых - 21.
Также в Казахстане значительно возросла средняя продолжительность жизни и за последние годы составляет 64,2 года, в том числе мужчин - 59 лет, женщин - 70 лет. Дифференциация в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами за эти годы составила 11 лет. Средняя продолжительность трудовой деятельности мужчин на 6 и женщин на 8 лет короче, чем продолжительность трудоспособного возраста. Это связано с учебой, рождением ребенка, службой в армии и т.д. Данный показатель имеет немаловажное значение в формирование количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов в разрезе пола.
Демографическая обстановка в молодом государстве непосредственно влияет на его экономику и политику, на социальную жизнедеятельность и межнациональные отношения. Правильная оценка демографической ситуации и научные прогнозы о ее возможных изменениях в ближащем и далеком будущем дают возможность правильно определить тактические и стратегические задачи во внутренней политике нашей республике и тем самым избежать возможные межнациональные конфликты.
Народы Казахстана сейчас находятся на различных стадиях всеобщего демографиического перехода, что отражается в прошлой, настоящей и будущей динамике их численности. Такие весьма существенных различия особенно ярко выражены в сравнительной демографической динамике не только русских и казахов, как главных этносов, а также других диаспор, как украинцев, узбеков, немцев, уйгуров, поляков, евреев и др.
Восточные, в основном тюркоязычные народы, составляют большие сложные семьи, где много детей и подростков, а европейские, в основном славяноязычные этносы, живут в малых, так называемых нуклеарных (простых) семьях, где преобладают взрослые и пожилые люди.
Как было отмечено выше, в Казахстане живут народы разного демографического возраста. Этот существенный и уникальный факт должен осознаваться и оцениваться как весьма положительный для сохранения политической стабильности в республике. Совместное проживание в Казахстане народов в демографическом отношении «молодых» «постаревших» (такая характеристика соответствует народам восточного и западного происхождения или тюркоязычными и славяноязычными этносам) при соответствующей разумной политике не затрудняет, а наоборот, облегчает намного установление стабильных межнациональных отношений. Здесь свою положительную роль играют демографо-психологические факторы и большие возрастные интервалы, хотя вовсе нельзя отрицать и другие социально-экономические и политико правовые моменты. К сожалению, этот важный объективный факт все еще остается неосознанным на высшем уровне управления, и до сих пор ошибочно приписывают его стабилизирующее значение фактам субъективным, хотя этого тоже нельзя отрицать.
Республике Казахстан, чтобы утверждать себя как молодое государство, необходимо вести эффективную демографическую политику. Она должна поддерживать и содействовать полному проявлению исторически объективным тенденциям народонаселения. Основная политика нашего государства - это поддержание традиционных семейно-брачных отношений, возвышении роли отца в семье и мужчины в обществе, одновременно заботясь о материнстве и детстве. Необходимо в условиях резкого снижения деторождаемости поддержать традицию народов Казахстана на многодетность семьи.
Демографические процессы всегда опережают прогнозы политические, экологические, социальные, экономические, так как везде играют людские факторы, человеческие ресурсы. Поэтому многие научные прогнозы и предпринимаемые новые законодательства, а также различные административные решения молодого государства должны проходить через демографическую экспертизу, так как Казахстан все еще находится в состоянии демографического детерминизма. Именно здесь должна осуществляться целенаправленная политика народонаселения на региональном уровне со стратегией развития и планом конкретных действий.
Социологическое развитие семьи
Динамику социального развития семьи в Казахстане, можно проследить по статье Алимбековой Г.Т., кандидата социологических наук; ЦИОМ, Алматы, Казахстан.
В данной статье представлены результаты исследования состояния современной казахстанской семьи как социального института и малой социальной группы и перспектив ее развития. Исследование было проведено Центром Изучения Общественного Мнения (ЦИОМ), Алматы, Казахстана по заказу ЮНФПА и при поддержке Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан. Исследование было проведено в сентябре-ноябре 2007 года.
Данное исследование было количественным. Общий объем выборки – 3000 человек. Выборка, применяемая в данном исследовании, - многоступенчатая стратифицированная случайная. В исследовании принимали участие жители всех областей Казахстана, а также гг. Астана и Алматы.
По отчету результатов исследования, на сегодняшний день среди казахстанцев семья ценится выше всего, причем, как показывает статистический анализ, здесь не существует разницы между отношением к ней мужчин и женщин. Ответы большинства респондентов позволяют сделать вывод о том, что казахстанская семья, как правило, детоцентристская. Однако, среди азиатов нацеленность на брак и семью несколько выше, чем у европейцев. Около 93% казахстанцев положительно относятся к заключению брака. Среди разочарованных в браке большую долю составляют разведенные. Это говорит о том, что лишь незначительная часть казахстанцев имеет отрицательное отношение к браку перед первой женитьбой/замужеством в своей жизни, как правило, это чувство приобретается после негативного опыта супружеских отношений.
Отметим, что современное казахстанское общество имеет тенденцию к уменьшению социального неодобрения к добрачным половым связям, к раннему вступлению в половую жизнь. Казахстанцы единодушны лишь в неодобрительном отношении к гомосексуальным связям.
Казахстанское общество нельзя назвать либеральным, поскольку высока доля населения, отрицательно относящаяся к абортам (44%), к регулированию количества детей (25%), к сексуальным отношениям до брака (37%). Но поскольку люди молодого возраста терпимее относятся ко многим явлениям современного мира, можно предположить, что нашему обществу присуща тенденция к либерализации социальных норм.
Жители сел, Южных и Западных областей республики более консервативны в отношении к абортам, добрачным половым отношениям, в том числе, у подростков, гражданскому браку, чем горожане, жители Севера, Востока и Центра.
В последние годы все больше браков совершается по религиозным канонам. Наиболее активно эта тенденция развивается среди мусульман, составляющих около 43% населения страны.
Фактический размер казахстанской семьи (количество совместно проживающих в одном домохозяйстве) равен примерно 4,18 человека, 2,04 из них – дети. Около 70% семей имеют в своем составе от 3 до 5 человек. На сегодняшний день, в средней казахстанской семье воспитывается по 2,04 ребенка. В поколении родителей в среднем воспитывалось по 4 ребенка в семье. Таким образом, за одно поколение количество детей в семье уменьшилось почти в 2 раза. Идеальным количеством детей в семье считается наличие 2,62 детей. В среднем, на каждую семейную пару в Казахстане приходится 2,51 беременность, из них 0,47 заканчивается абортом. В основном, причины абортов связаны с плохим состоянием здоровья женщин и материальными проблемами. Нежелание иметь ребенка стало причиной только 19% абортов.
Около 65% участников исследования работали на момент проведения опроса. Из неработающих 9% составляют студенты, 17% домохозяйки, 8% безработные и 1% пенсионеры. Количество неработающих среди женщин выше, чем среди мужчин (45% и 19% соответственно).
Подводя итоги, можно назвать современное казахстанское общество консервативным, в частности это наиболее выражено в Южных и Западных регионах Казахстана. Наблюдается уменьшение количества детей в семье почти в 2 раза за одно поколение. У представителей европейских этносов, в которых рождаемость традиционно ниже и количество детей в семье наблюдается меньшее. Азиатские семьи демонстрируют превышение простого воспроизводства, что в дальнейшем повлечет увеличение разрыва между количеством представителей европейских и азиатских этносов в Казахстане. В целом, казахстанской семье как институту присущи с одной стороны консерватизм, с другой – тенденция к либеральности.
Женщина и семья. Пути укрепления семьи
Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая ее занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.
Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.
Вызывает озабоченность разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. Широко распространенные патриархатные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы.
Для сохранения семьи и престижа в ней женщины ООН предлагает новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции, в статье 5, четко определена сущность этой модели. Государства-участники принимают все соответствующие меры для: изменения социальной и культурной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.
Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции.
Значительную часть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейших функций более подробно.
Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей.
Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры.
Воспитательная функция, чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях.
Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей — залог воспитания, при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия.
Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве.
Функция первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.
Досуговая функция — ее главная цель — общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение. Проведение праздников, вечеров отдыха, туристских походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.
Досуг — это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина, представляя, что организация досуга это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержать стремление детей к общению в клубах, походах и др. Пробудить любовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту — чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.
Сексуальная функция — соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкое распространение получила в стране проституция, торговля и эксплуатация женщин. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.
Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.
Пути укрепления семьи.
Одним из проявлений кризиса семьи является – развод. По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли одиночество. В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не многие понимают, к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в его дальнейшей жизни.
Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов.
По мнению некоторых психологов, причина большинства семейных проблем и разводов заключается в отсутствии любви между супругами и душевного спокойствия. Иными словами, причину таких социальных проблем, как насилие, измена, наркотическая или алкогольная зависимость и т.д. среди женатых мужчин и замужних женщин нужно искать в эмоциональной нищете. Именно поэтому многие современные мыслители ищут пути укрепления любви между супругами.
На государственном же уровне с целью предотвращения разводов создают и расширяют систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям.
Еще в начале 70-х годов социолого-демографические исследования и опросы населения выявили смещение ценностей личности в сторону «материального фетишизма». В то время уже вопросы о семье и детях вызывали бесконечные жалобы на жилищные и материальные трудности. Но дети не рождаются исключительно по экономическим соображениям. Интенсивное использование ссылок на материальные препятствия к рождению детей, названное в социологической демографии и социологии семьи «концепцией помех», свидетельствует о всеобщности отчуждения в этой сфере.
Трансформация экономических и политических основ (в ее сегодняшних формах — без специальной семейной и демографической политики) при своем возможном успешном развитии создаст лишь базу благополучия семьи, но автоматически не укрепит, не восстановит институт семьи в общественной жизни. Только специальная семейная политика, поощряющая семейный строй жизни и устраняющая последствия сложившегося при сталинизме подавления ценностей семейных отношений ценностями идеологическими и государственными, способна обеспечить бесперебойное осуществление двух фундаментальных семейных функций — рождения и воспитания необходимого числа детей.
Знание правил культуры общения позволяет избегать многих конфликтов и сохранять добрые отношения, даже если возникают серьезные разногласия. Кроме того, при явно выраженном конфликтном поведении одного из супругов или членов семьи применение правил другими значительно снижает напряжение, делает внутрисемейную обстановку гораздо более спокойной и создает благоприятную ситуацию для нормализации отношений. Умение найти компромисс – очень важное умение. Откровенный эгоизм, неуступчивость, детское упрямство приводят лишь к большему обострению разногласий. Культура общения принадлежит к тем редким проявлениям человеческой деятельности, которые нельзя заменить чем-то другим; роль ее настолько значительна, настолько высока ее универсальность и эффективность в различных ситуациях семейной жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что удачные браки строятся не на том, что каждая сторона рассчитывает получить от этих взаимоотношений, - они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий.
Заключение
В заключение следует отметить, что семья является фигурирующей ячейкой общества. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Нельзя забывать о том, что семья - это продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
Обезличенные, обюрокраченные отношения людей, далеких от подлинной инициативы и активности, отразились и в семейных отношениях. Занимаясь большей частью имитацией служебной деятельности, люди, возвращаясь с работы домой, в семью, не могут не привнести сюда укоренившиеся шаблоны поведения, хотя именно в лоне семьи требуется принципиально иная стратегия жизни, где все следует делать всерьез, подлинно, без «халтуры». И прежде всего «инфицированию» подверглись те отношения, которые составляют сердцевину и — суть собственно семейной жизни — отношения «родители — дети», родительства; отношения между старшими и младшими поколениями.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни. Семья - это главный критерий для улучшения демократической политики не только Казахстана, но и всего мира.
Литература
Антонов А., Борисов А. Кризис семьи и пути его преодоления. М 1990 г.
Мацковский М.С. Социология семьи. М 1997г.
Бисеков А. Демографическая ситуация в РК. Саясат 2000г. №12.
Габдуллина К. Женщина и общество: социологические и политические исследования. Саясат 2003 г. №7
Феминология, Семьеведение, МГСУ “Союз”, Москва, 1997.
Мустафаев Н.Н. Социально- демографические процессы в Казахстане 1990-2000г.г. Саясат-2002г. №15.
Татимов М. Влияние демографических и миграционных процессов на внутреннеполитическую стабильность в РК. Саясат 1995г. №15
Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с.79.