Содержание
Введение
1. Причины разводов
2. Социальные последствия развода
2.1 Стресс и невроз - последствия развода
2.2 Ребенок после развода
Список использованной литературы
Введение
Ни один человек в здравом уме и твердой памяти не желает, чтобы в его жизни состоялся развод, он ведь не вступает в брак, думая, что его жизнь станет хуже. Каждый надеется разделить все горести и радости с другим человеком, рассчитывает на эмоциональную поддержку с его стороны, думает, что было бы здорово применить к себе фразу: «они жили счастливо и смерть их настигла в один день».
Однако развод в жизни все же случается. И статистика разводов здесь не утешительна. Ожидаем был развод давно, или беда пришла внезапно, каковы были причины развода: расстались по очевидной причине или по непонятной..., главное, жизнь поменялась кардинально, причем скорость изменений все увеличивается и захватывает в вихрь непонимания, что же происходит с жизнью!
Нервы и стресс, депрессия и тоска подстерегают на каждом шагу, на каждой стадии развода. И здесь необходима психологическая консультация специалиста. Ведь развод можно сравнить с настоящей психологической операцией, её отличие от медицинской только одно: хирург делает разрез под наркозом и рядом реанимация, психологический же «разрез» он идёт только «вживую» и без наркоза, а реанимации рядом нет. Эмоции добавляют боль обеим сторонам, а про ребенка во время развода и говорить даже не приходится - он или они всегда оказываются в эпицентре событий.
При разводе решается какая-то одна проблема, но она порождает множество других: как объяснить ребенку, почему развелись; как научиться жить вне брака; как пережить сам развод; как привыкнуть жить в одиночестве. Женщина после развода решает вопрос, как сразу стать самостоятельной, а мужчина после развода видит, что обретённая свобода часто оказывается совсем не тем, чего он, собственно, ожидал.
Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.
Целью работы является всестороннее изучение и характеристика социальных последствий развода.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Причины разводов
Одним из больших недугов современной России (да и всех стран «развитого капитализма») является проблема разводов: распадается каждый третий брак. Последние тридцать лет на территории бывшего СССР и нынешних стран СНГ инициаторами развода в 70-86% случаев были и являются женщины. Согласно статистике, у женщин две трети всех разводов приходится на возраст до 25 лет, у мужчин - до 30 лет. По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года - 3,6%, от 1 до 2 лет - 16%, от 3 до 4 лет - 18%, от 5 до 9 лет - 28%, от 10 до 19 лет - 22%, от 20 и более лет - 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа. Соотношение женщин и мужчин, обращающихся к психологам: 70 к 30. Женщины становятся экономически независимыми и требовательными к супругам, а потому инициируют развод в 75% случаев.1
Причина развода может гнездиться в любом из элементов жизни семьи. Супруги могут изначально иметь разные представления о жизни, и в течение брака пытаться перетянуть на свою сторону другого, тем самым нарушая гармонию и логику внутреннего развития своего супруга и разрушая супружество. Однако может быть и совсем по-другому: люди, вступающие в брак (!) ладят друг с другом до тех самых пор, пока не появляется необходимость вести общее домашнее хозяйство и воспитывать детей, то есть пока к супружеской подсистеме не прибавляется хозяйственная и родительская. Говоря словами известного поэта, «любовная лодка разбилась о быт».
В современном обществе наблюдается разнообразие причин и мотивов разводов: разница в возрасте при вступлении в брак, уровень дохода и образования, религиозная и национальная принадлежность; известно также, что ранние браки чаще всего заканчиваются разводом. Причины разводов можно подразделить на четыре группы:
причины, связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности (легкомысленный брак, вредные привычки, грубость, измена и т.п.);
причины, связанные с условиями жизни семьи (жилищными, материальными и т.п.);
причины, связанные с объективной невозможностью продолжать совместную жизнь (душевное заболевание, бесплодие и т.п.);
массовый алкоголизм, экономический кризис, безработица, чувство нестабильности и депрессии как характерные черты состояния Российского общества.
Среди главных причин развода лидирует измена. Но она почти никогда не возникает на пустом месте. Достаточно редко можно встретить мужчин-донжуанов или женщин-нимфоманок. В основном изменяют тогда, когда в партнере что-то перестает устраивать. Большинство женщин, сталкиваясь с изменой, недоумевают: почему он ничего не сказал? Больше всего обижает не сама измена, а неоднократный обман, раскрытый задним числом, в то время как ты ничего не подозревал.2
Многих мужей не устраивают «продвинутые» жены. Если жена потеряла в глазах мужа истинно женские качества - слабость, нежность, заботливость, то ему становится неуютно и он пускается на поиски нежной, ласковой, заботливой, той, которую нужно защищать. Мужчина хочет быть сильным, а быть им на фоне сильной дамы сложно. А когда психологи «докапываются» до ядра проблемы, то выясняется, что измена была следствием несовместимости. Несовместимость бывает разная: сексуальная, интеллектуальная, социальная. К социальной несовместимости можно отнести, например, уровень честолюбия человека. Один супруг другого в результате всех этих нестыковок начинает раздражать. Эмоции накапливаются и однажды вырываются наружу в виде крупной ссоры или адюльтера. Если говорить о глубинных причинах разводов, то часто на первом месте стоит несовместимость интеллектуальная. Особенно первые браки этому подвержены. Молодые девушки выходят замуж за партнеров, которые явно не дотягивают до их уровня. Среди девушек удивительно распространена самоуверенность, что они смогут «перевоспитать» мужчину.
Одним из признаков распада личных отношений между мужчиной и женщиной является отсутствие физической близости. Когда люди не могут переносить друг друга физически, они, как правило, расстаются.
Психологи выявляют стадии ухудшения взаимоотношений в паре. Обычно у разводящейся пары в «анамнезе» - период бурных попыток решить проблему. Это еще не кризис семьи. Люди конфликтуют, спорят, пытаются что-то сделать. На этой стадии им как раз может помочь договориться профессиональный психолог, но к нему обращаются порой поздно, когда кризис уже наступил.
Если договориться не удается, наступает следующий период - апатия. Люди отдаляются друг от друга, их жизни идут как бы параллельно.
Третья стадия - раздражение, придирки по мелочам. В какой-то момент происходит событие, которое окончательно ставит точки над «i»: кто-то кого-то в чем-то уличил, случайно увидел на улице, «доброжелатели» информировали, попалась на глаза вещь, записка, «эсэмэска».3
Чаще всего расставание проходит очень тяжело для несогласной с разводом или обманутой стороны. Больно видеть, что даже у интеллигентных людей часто дело доходит до угроз, шантажа. Сколько трагедий приносят разводы! Сколько мужчин сидит в тюрьмах по наветам бывших жен, сколько женщин попадает в клиники неврозов. Редко кто в стадии развода мог бы сохранить нормальную трудоспособность. Иногда даже приходится с работы увольняться. Разводы наносят, таким образом, и экономический ущерб!
Часто бывшие супруги не имеют возможность разъехаться, им приходится жить в одной квартире. Когда они вместе остается в замкнутом пространстве, происходят страшные вещи: и бизнесу вредят, и машины разбивают, и детей психологически калечат... Близкие люди зависимы друг от друга, им часто некуда деться, они очень хорошо знают слабые места друг друга!
Лишь одна из пяти пар находит в себе силы развестись цивилизованно. Все остальные разводы - это социальная патология, которая приводит и к психологическим проблемам: разочарованию в браке вообще, страхам, неврозам, неуверенности в себе, и даже ненависти к детям.
Вывод: развод – это серьезная социальная проблема, в настоящее время распадается каждый третий брак. Основные причины разводов – измены и алкоголизм.
2. Социальные последствия развода
2.1 Стресс и невроз - последствия развода
В жизни каждого человека встречаются несчастья, потери, разочарования, неудачи, а кто-то встречается и с такой стрессовой ситуацией как развод. Любые значительные перемены в жизни могут вызвать стресс.
Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью, часто человеку приходится фактически начинать жить заново, адаптироваться в новой реальности - а это серьёзный стресс, что требует от организма большого напряжения. Последствия стресса очень многообразны: обострение хронических заболеваний, головные боли, снижение или повышение аппетита, повышенная утомляемость, хроническая усталость, плохое настроение, расстройство менструального цикла. Могут начать одолевать бесконечные простуды или появиться бессонница, которые часто сопровождают неврозы; вегетососудистая дистония сразу начинает «напоминать» о себе. И депрессия...
Психологи свидетельствуют, что в нашей стране мужчины и женщины разводятся чрезвычайно тяжело. Но если постсоветский мужчина склонен к переадресовке вины женщине, то уж женщина, предрасположенная всей системой воспитания к тяжелому чувству вины, легко воспроизводит это чувство (и очень долго, будто пестуя, холя, его сохраняет). Это имманентное чувство вины разведенной, на фоне тяжелых обвинений супруга, родственников, а иногда друзей и знакомых, в течение нескольких недель или месяцев может спровоцировать у женщины депрессивные невротические реакции с последующие развитием невротической личности.4
Вместе с тем развод ухудшает психологическое состояние обоих бывших супругов. Оба бывших партнера независимо оттого, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев (как минимум в момент развода и в ближайшие годы после него) испытывают выраженные негативные чувства друг к другу. Вместе с тем мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряженными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми.
Разведенные женщины-матери сталкиваются с множеством дополнительных проблем, как то: экономические трудности; дефицит времени; ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности. В это время мать может воспринимать своих детей как символ боли и обиды.
В отличие от женщин российские мужчины в целом гораздо легче переживают чувство вины и разрыв психологической зависимости, т.е. «с глаз долой - из сердца вон». Хотя состояние мужчин в значительной мере усугублялось вынужденным прекращением их контактов со своими детьми. И напротив, многие женщины освобождаются от эмоциональной привязанности к бывшему супругу тяжелее - их актуальное состояние гораздо чаще требует профессиональной помощи психолога либо психотерапевта, своевременное отсутствие квалифицированной помощи может значительно затруднить для них вступление в новый брак.
Развод крайне отрицательно сказывается на здоровье: разведенные болеют в среднем в два раза чаще, чем семейные, и живут меньше. Причем заболеваемость и смертность среди разведенных, холостых и оставшихся вдовцами мужчин значительно выше, чем среди женщин. В числе причин инфаркта развод стоит на втором месте (на первом - смерть супруга).
В течение года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30% (психические и кожные заболевания, мочеполовые расстройства, головные боли). Мужчины переносят развод болезненнее, чем женщины. Статистика самоубийств у мужчин после развода намного превышает женскую.
Большинство мужчин более социально-психологически изолированы и уязвимы, чем женщины, поскольку они имеют меньше друзей. Часть мужчин впадает в отчаяние, когда женщина разрушает брак против их желания. Мужчина, как правило, возражает против развода из-за того, что вместе с женой уходят и дети, суд, как правило, оставляет ребёнка с матерью. Мужчина продолжает чувствовать себя отцом, но не всегда находит понимание в обществе. Сейчас только 20% мужчин прекращают контакты со своими детьми после развода, тогда как 10 лет назад таких было 40%.5
2.2 Ребенок после развода
Распад семьи немедленно и тяжело сказывается на морально-эмоциональном и материальном состоянии детей. Считается, что самое главное социальное последствие разводов - это дети, растущие в неполных семьях. Однако современные исследования говорят о том, что самый плохой вариант жизни для ребенка - это полная, но скрыто конфликтная семья, то есть когда людям трудно быть вместе, но они всеми силами стараются «делать хорошую мину при плохой игре». Дети эту фальшь между мамой и папой чувствуют прекрасно и очень страдают. Чуть меньше вреда несет в себе открыто конфликтующая семья, затем неполная семья, ну и, конечно, оптимальный вариант для ребенка - дружная и крепкая семья.
Развод не всегда ставит точку в отношениях супругов. У некоторых родителей именно с него начинается новый виток вражды и взаимного очернения в глазах собственных детей, которые становятся жертвами родительских манипуляций, чья единственная цель – перетянуть ребенка на свою сторону.
Бывшие супруги довольно часто настраивают ребенка друг против друга, внося еще больший психологический дискомфорта раненную разводом душу ребенка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаждают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность, обиду и т.д.
После развода некоторые родители изо всех сил стараются доказать детям, что они лучше: сильнее любят, больше заботятся. Иногда ребенка прямо призывают оценить недостатки бывшего супруга: «Ну ты посмотри, что он/она делает?», «Разве можно жить с таким человеком?».6 Таким образом отец или мать пытаются избавиться от части вины, которую чувствуют перед детьми за то, что сохранить семью не получилось. Кроме того, есть другая причина такого манипулятивного поведения: не простив обиды, один или оба родителя стремятся отомстить тому, с кем отношения уже распались и дети становятся и орудием мести, и ее жертвами.
Свои негативные чувства бывшие супруги «транслируют» ребенку. Принижение роли одного из родителей часто идет по нарастающей: не позвать ребенка к телефону; ни разу не позвонить с дачи, забрав сына или дочь на каникулы; назначить занятия с репетитором именно на тот день, в который другой родитель мог бы с ребенком повидаться… Их могут упрекать в том, что он или она «вылитый отец», «копия матери». Некоторые идут дальше, открыто критикуя качества своего «бывшего» или представляя ребенку нынешнего партнера в качестве нового папы или мамы. В результате такой стратегии – осознанной или бессознательной – страдает личность подрастающего человека. Изо дня в день слыша лишь о недостатках одного из родителей, он может обесценивать отношения с ним, вне зависимости от того, какими до этого они были на самом деле. Ребенок привыкает делить мир на черное и белое, начинает ориентироваться на мнение того, кто сильнее. Одно из самых негативных последствий борьбы за лояльность ребенка – это утрата им контакта с собой, с собственными чувствами. Ему приходится отказываться от своих подлинных переживаний, чтобы выжить в ситуации, когда от него ждут ненависти к отцу или матери, которых он любит и в чьей ответной любви нуждается. Не доверяя своим чувствам, ребенок не в состоянии выстроить свою систему ценностей. Вырастая, он с трудом осваивается во взрослой жизни, где принимать решения нужно самостоятельно.
Учитывая, что ребёнок познаёт мир через родителей: папа для него - это одна половина мира, а мама - вторая половина, семья – это весь мир, не трудно предположить, чем оборачивается развод родителей для ребёнка - крушением всего мира. Отсюда становится понятным, почему ребёнок старается применить все доступные для него способы примирения родителей в ситуации затяжного брачно-семейного конфликта:7
1. Шантаж (угрозы уйти из дома, не иметь в будущем с ушедшим родителем ничего общего, покончить жизнь самоубийством и др.);
2. Отклоняющиеся поведение как способ объединить родителей для «возвращения» их к «нормальной» жизни;
3. Демонстрация собственных успехов в учёбе родителям, которые будут ими гордиться и захотят жить, как прежде вместе;
4. «Последовательная политика» организации семейных праздников, совместного досуга всех членов семьи и отдельно родителей друг с другом.
Негативные проявления чаще всего демонстрируют подростки, которые, помимо развода родителей, испытывают ещё и проблемы, связанные со своим подростковым возрастом, а конфликты в семье только усиливают негативные проявления подросткового возраста.
Психологи свидетельствуют, что если дети еще маленькие (не старше 2–3 лет), прошлая жизнь, вероятно, не окажет на них сильного влияния. Дети в возрасте 3,5–6 лет переносят развод родителей очень травматично и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10–11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода. И если дети взрослые, развод их может вообще не интересовать.8
Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:
предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;
ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;
дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;
ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д.
На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя. С уходом отца дом лишается мужского начала, матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Адекватное представление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери.
Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу; либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.
Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.
Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних ребят надежды на воссоединение отца и матери питают 65,7% мальчиков и девочек. С возрастом эти надежды уменьшаются, однако и в юношеском возрасте они сохраняются у 16% детей разведенных родителей.
Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним. Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок.
Однако, наблюдения за детьми к концу второго года после развода показали, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.
Вывод
1) Последствия развода крайне отрицательно сказывается на здоровье обоих бывших супругов: разведенные болеют в среднем в два раза чаще, чем семейные, и живут меньше. После развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%, ухудшает психологическое состояние.
2) Однако, самое главное социальное последствие разводов - это дети. Бывшие супруги часто настраивают ребенка друг против друга, в результате чего у ребенка появляется агрессивность, недружелюбие, подавленность, обида, негативное поведение и т.д.
Одно из самых негативных последствий – это утрата ребенком контакта с собой, с собственными чувствами. Вырастая, он с трудом осваивается во взрослой жизни, где принимать решения нужно самостоятельно.
Кроме того, с уходом отца дом лишается мужского начала, поэтому у ребенка формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком; создается путаница в представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.
Список использованной литературы
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
Волков Ю.Г. Социология молодёжи. Учебное пособие / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.; Под общей ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.: Феникс, 2001. - С.271.
Гришунина Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. - № 131 (1981).
Долгова Т.П., Симонова Е.В. Проблемы комплексного изучения семьи. // Социология семьи: социологические исследования. - 2000. - № 4. - С.137-139.
Закирова В.М. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как факторы деформации семейных отношений. // Журнал «Полемика». - 2002. - №14.
Тащёва А.И. Психологическое консультирование как процесс: Методическое пособие / А.И. Тащёва. - Ростов-на-Дону. - 1996. - 46с.
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 225с.
Шуман С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – М.: Наука, 1997. – 225с.
1 Гришунина Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. - № 131 (1981).
2 Тащёва А.И. Психологическое консультирование как процесс: Методическое пособие / А.И.Тащёва. - Ростов-на-Дону. 1996. - 46 с.
3Гришунина Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. - № 131 (1981).
4 Закирова В.М. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как факторы деформации семейных отношений. Публикации // Журнал «Полемика». - 2002. - №14.
5 Там же.
6 Там же.
7 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие / Е.А.Тюгашев, Т.В.Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2002.
8 Там же.