Нижегородский филиал
Государственный Университет
Высшая школа экономики
Эссе по социологии:
«Причины бедности в России»
2006 г.
Причины бедности в России.
Проблема бедности во многих странах была и остается острой темой среди всех слоев населения. Но для России она является особенно актуальной. Нимало научных и художественных произведений написано по данному вопросу да и, наверное, не существует человека, не обеспокоенного этим разлагающим явлением общества. Однако, ни в одном экономическом словаре не приводится определения этого понятия, хотя я считаю бедность в большей мере экономическим фактором. В «Большом энциклопедическом словаре» приводится лишь определение понятия «беднота», но оно не является исчерпывающим.Для того, чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Не раз проводились социологические опросы, которые выявили мнение населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм. Я бы хотела рассмотреть главные причины бедности в России.
Около 50% опрошенных отметили коррупцию самой главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция- страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:
-Коррупция расширяет теневую экономику, что сокращает поступления в бюджет и лишает государство рычагов управления.
- Коррупция разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ.
- Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.
- Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств (принявшее поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.
- Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.
- Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.
- Коррупция в органах государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.
- Управленческий потенциал общества переориентируется коррупцией с интересов развития страны на интересы ее разворовывания.
- Широкомасштабная коррупция, поощряя недобросовестную конкуренцию, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей развития. Взятки - это сгнившие или непоявившиеся инвестиции.
- Коррупция снижает зависимость государства от населения, а тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.
- Из-за нарушения бюджетных обязательств не выполняются важнейшие социальные программы.
- Делая бесправных бедных еще беднее, а влиятельных богатых еще богаче, коррупция поддерживает высокую социальную дифференциацию, а с ней - и высокую социальную напряженность.
- Охватывая жизненно важные сферы (например, образование и здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные средства от целей общественного развития и усиливает деградацию общества - не только социальную и интеллектуальную, но и биологическую.
- Распространяясь "сверху вниз" и пронизывая все уровни общественной жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает терпимость по отношению к ней и преступности вообще (например, даже к заказным убийствам). Все шире распространяется восприятие коррупции как единственно возможной в России формы эффективных отношений между обществом и государством.
Еще одна из
причин бедности
россиян - бесправие
малого бизнеса.
Всемирный банк
обнародовал
данные исследовательского
доклада «Экономический
рост, бедность
и неравенство
в странах Восточной
Европы и бывшего
Советского
союза». В нем
анализируется
в том числе и
российская
статистика
доходов населения.
Чем больше
будут богатеть
богатые, тем
больше будут
беднеть бедные.
Хотя среднестатистический
доход, учитывая
доходы и тех,
и других, как
это делают
правительственные
структуры,
показывает,
что Россия –
совсем не самая
бедная страна.
Причем с растущими
экономикой
и доходами
граждан. «Такая
концентрация
капитала, как
в России, исключительно
отрицательно
влияет на
качественный
состав населения,
– сказал старший
экономический
советник, сотрудник
отдела управления
экономикой
и снижения
уровня бедности
Всемирного
банка Владимир
Дребенцов. –
Конечно, связь
между экономическим
ростом и сокращением
бедности есть.
Проблема в том,
что государство
продолжает
субсидировать
отжившие свой
век структурные
образования».
Это подробно
изложено в
экономическом
меморандуме
Всемирного
банка, где впервые
аналитически
оформлены
данные о концентрации
собственности
в РФ, особенно
в регионах.
Меморандум
обвиняет российское
правительство
в агрессивном
захвате ресурсов
и неэффективном
их использовании.
Это и провоцирует
дальнейший
упадок населения.
«Но ограничение
доходов российских
миллиардеров
и перераспределение
их между бедными,
как иногда
предлагается,
не приведет
к победе над
бедностью, –
говорит Владимир
Дребенцов. –
Наши претензии
к тому, что в
России называется
олигархами,
а мы их называем
крупным бизнесом,
– это то, что
они создают
недостаточное
количество
рабочих мест.
Постоянный
тезис Всемирного
банка таков:
малый и средний
бизнес способны
генерировать
гораздо большее
число эффективных
рабочих мест».
Малому бизнесу,
по его словам,
мешает все –
начиная с
бюрократических
барьеров и
кончая теми
ограничениями,
которые накладывает
на него присутствие
большого бизнеса:
«В первую очередь
это проблема
непосредственного
доступа к ресурсам
всех типов,
прежде всего
экономическим».
Попросту говоря,
малый бизнес
в России бесправен,
это в том числе
и является
причиной слишком
яркой и постоянно
растущей
дифференциации
доходов граждан
страны. Предприятия-монополисты
выбивают для
себя пониженные
ставки оплаты
электроэнергии
и других энергетических
ресурсов. Таким
образом, происходит
чисто экономический
захват ресурса.
Специалисты
ВБ заметили
и еще один, возможно,
неожиданный
для российских
властей факт:
бюджетный
сектор перестал
быть основным
источником
генерирования
бедности. «Нужна
реструктуризация
самой бюджетной
сферы. В большинстве
российских
регионах бюджетный
сектор во многом
замещает
неэффективные
сектора экономики.
А в некоторых
регионах до
40% населения
работает именно
в бюджетной
сфере. Это
ненормально»,
- считают в ВБ.
Власти именно
госсектор
воспринимают
в качестве
беднейшего
слоя и постоянно
вливают в него
финансовые
инъекции. А
из-за того что
он слишком
раздут, как это
отмечают эксперты
ВБ, за ним не
видно, что Россия
бедна совсем
не из-за бюджетников.
Согласно официальным
данным, Россия
впервые за
последние
десять лет
переживает
период экономического
подъема, который
начался примерно
с середины 1999
г. В 2000 г. по сравнению
с 1999 г. рост ВВП
составил 7,7%
(аналогичный
показатель
1999 г. к 1998 г. - 3,5%), объем
промышленной
продукции
увеличился
на 9% (1999 г. к 1998 г. - 8,1%).
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняются значительная дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности.
Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение ресурсов более-менее выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров - 34 раза. Столь высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана с межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате труда в 2000 г. достигли 8,5 раз. Наиболее высокие заработки отмечены в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии и в сфере финансов, самые низкие - в сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и в бюджетных секторах экономики.
Вследствие либерализации цен в 1992-1993 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились почти в два раза, что, в свою очередь, привело к резкому расширению бедности. В этот период практически в одинаковой степени обесценились все составляющие денежных доходов населения - заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по уровню денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г. вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 42 млн. человек (28,7% населения страны). Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных групп.
В 2000 г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой методологии расчета величины прожиточного минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2000 г. 44 млн. человек, или 30,2% населения страны.
Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда являются: родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; инвалиды; мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус. К группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.
Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.
При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:
отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется узким кругом предприятий (а зачастую одним - градообразующим) стагнирующих отраслей промышленности;
нормативно установленные рамки оплаты труда таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.
Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником доходов большинства россиян и составляет две трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.
Изменение профиля бедности, а именно появление категории "новых бедных", или "работающей бедноты", связано в первую очередь с невысокими конкурентными позициями отечественного производства, формировавшегося в условиях закрытости национальной экономики, неготовностью включения страны в мирохозяйственные отношения и глобальный товарный рынок. Большинство российских предприятий, несмотря на нынешний экономический подъем, пока проигрывают в международной конкуренции. В частности, до 60% потребляемых российским населением товаров текстильной, легкой, пищевой, обувной промышленности до сих пор ввозится из-за рубежа.
Таким образом, причины российской бедности состоят прежде всего в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности целых отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности - прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах "экономической" или "рыночной бедности" - бедности, связанной с местом конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда.
В таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культура, более 65% работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. В целом по экономике доля работников, начисленная зарплата которых в 2000 г. была на уровне прожиточного минимума и ниже, составляла 41,5% их общей численности. Номинальная начисленная заработная плата более 18% работников была ниже стоимости минимального набора продуктов. Низкооплачиваемые секторы экономики можно объединить в две основные группы. Первая группа - организации и учреждения бюджетного сектора экономики: здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство. Ко второй группе относятся отрасли с низким уровнем конкурентоспособности продукции: это, прежде всего, сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность. Таким образом, хронические очаги бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде стагнирующих отраслей промышленности. Низкий уровень оплаты труда работников этих секторов экономики стал главной причиной бедности работающего населения.
Если не предпринять срочные меры по реструктуризации экономики, занятости и активизации политики доходов населения, то неизбежное сближение потребительских цен национального рынка с мировыми ценами, связанное с интеграцией отечественной экономики в мировую экономическую систему, приведет к консервации уровня жизни большинства населения вокруг порога бедности или в крайнем случае невысокого материального достатка со всеми вытекающими последствиями для безопасности страны.
Тенденцией, характерной для социально-трудовой сферы, является также рост региональной дифференциации уровня жизни населения (по республикам, краям и областям). Региональный аспект бедности обусловлен различиями в экономическом потенциале территорий, преобладанием в отдельных субъектах Федерации нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, слабой адаптацией населения к новому типу экономических отношений, неудовлетворительной структурой занятости, отсутствием программ адресной социальной защиты населения.
Таким образом, основными причинами бедности в России являются не менталитет и пьянство, а коррупция, бесправие малого бизнеса, недостаточное кол-во рабочих мест, низкая з\п или задержки с ее выплатой, неразвитость с\х и других малоприбыльных секторов экономики, невысокие конкурентные позиции отечественного производства.
Литература и Интернет-ресурсы:
Проект Пермской гражданской палаты "Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии" при поддержке института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия
Доклад Московского Бюро МОТ "Россия: подготовка стратегии борьбы с бедностью. Анализ и методологические подходы". Издание Бюро МОТ, Москва 2001.
Исследования НИИ статистики Госкомстата России по заказу Минтруда России.