1. Предмет и объект социологии
Объект социологии совпадает с объектом исследования других гуманитарных наук, это социальная реальность.
Предмет социологии отражает её специфику, её отличие от других наук. Эволюция представлений о предмете социологии 40-е г. 19в. – сер.20в.:
Макросоциологическая соц-я – наука об обществе как системе,о социальной структуре, о соц. институтах, культуре.
О.Конт, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Т. Парсонс.
Микросоциологическая соц-я – наука о соц. поведении,о его механизмах, соц. взаимодействии, массовых соц. процессах. Общество как многообразный соц. процесс.
М.Вебер, Дж. Хоманс, Дж. Мид.
сер.20в. – до настоящего времени:
Современ. соц-я – многообразие различных концепций, методологических подходов, обилие точек зрения, это об интенсивном развитии современной соц-и.
В.Ядов: Предмет соц-и – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей; наука о соц. отношениях как механизме взаимосвязей и взаимодействий м/у многообраз-ми соц-ми общностями, м/у личностью и общ-ом; наука о закономер-тях соц. действий и массового поведения.
2. Предпосылки становления социологии как науки
Она возникла в Западной Европе в 40е годы 19в.
Предпосылки возникновения Соц. как самостоятельной науки:
1. Социально-экономические
а) возникновение и развитие капиталистического способа пр-ва
б) изменение соц. структуры общества, появление новых
классов: пролетариат и буржуазия
в) многочисленные соц. конфликты
2. Естественно - научные
а) открытие живой клетки Г.Шпенглером
б) эволюционное учение Ч.Дарвина
3. Теоретические
а) рационально-логическое объяснение окружающего мира
в произведениях античных мыслителей (Аристотель, Платон).
б) соц. идеи средневековья (Фома Аквинский, Макиавелли).
в) учение утопистов-социалистов
г) соц. воззрения представителей немецкой классической философии (Кант, Гегель).
Отцом основателем С. считают Огюста Конта. Он рассматривал человеческое общество как организм, который существует по тем же законам, которые управляют природой и другими организмами.
Конт считал, что новая наука должна опираться на методы, типичные для естественных наук (наблюдение, эксперимент…).
Из-за стремления выработать истинно научный взгляд на общество первоначально он назвал эту новую науку «Социальная физика».
3. Законы и категории социологии
Соц. законы – существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых составляют мотивы, интересы людей к удовлетворению своих потребностей.
Признаки социальных законов:
1) закон может вступать в действие при наличии строго оговор условий.
2) условия, при которых действует закон, реализуются
не полностью, а частично и приблизительно.
3) соц. законы выступают в основном в виде законов-тенденций.
Основные классификации:
1) По степени общности:
общие (для всех) и специфические (в конкретной ситуации).
2) По способу проявления:
Динамические (кооперация) и статистические(прирост населения).
Категории соц-и – основные понятия, которые отражают существенные черты, стороны, свойства, структурные элементы социальн реальности.
а) общефилософские (общество, личность, соц среда, нравств нормы..)
б) общесоциологические (соц действие, соц взаимод, соц отношения,
соц система, соц структура, соц процессы…)
в) операциональные (респондент (общественное мнение), выборка, генеральная совокупность, репрезентативность (достов получ информ)).
4.Структура и уровни социологического знания
С. выделяет неск-ко уровней соц знания. Эти уровни можно выделить по разным основаниям:
1) Теоретич соц-я (отвечает на вопросы: что и как познаётся?)
Эмпирическая соц-я (отвечает на вопрос: для чего познаётся?)
Основания для деления: уровень знания
Эмпирические исследования разделяются на:
а) фундаментальные (Цель: развитие и совершенствование научных представлений о социальных явлениях).
б) прикладные (Цель: разрешение какой-либо конкретной социальной проблемы).
2) Деление всей социологии на:
а) общую социологию (общество в целом как система)
Она развивает следующие теории: социальных структур, соц. развития, соц. поведения индивидов, поведения общности.
б) отраслевые социологии (отдельные его части)
Отдельные элементы, сферы общества: социология молодёжи,
Соц. Процессы (с. миграции, с мобиль-ти), соц. Институты (семьи)
Основания для деления: объект исследования.
3) Макросоциология теории среднего уровня, микросоц-я.
Осн-я для дел-я: масштаб изучаемых социальных феноменов.
Микросоц-я изучает поведение индивидов как членов общества в малых социал группах (семья, компания друзей…).
5. Функции социологии
1)теоретико-познавательная (соц-я накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц. .отношений и процессов в совр. мире).
2)информационная (систематизация описания исследований в виде аналитич. записок, науч. отчётов, статей, монографий и т.д.
3)прогностическая (выдача социал. прогнозов, долгосрочных (до 30 лет) и краткосрочных (до 3 лет).
4)преобразовательная (выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия серьёзного решения).
5)мировоззренческая (социология объективно участвует в социально-экономической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества).
6. Методы социологии
Метод социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Методы в социологии разнообразны:
1)Общенаучные (Анализ, синтез, индукция, дедукция).
2)Конкретно-научные (Статистики, математики, исторический метод). 3)Собственно социологические:
а) методы сбора и первичной обработки соц. факторов:
опросы, наблюдение, социометрия, контент - анализ,
социальный эксперимент)
б)методы теоретического анализа и обобщения: системный метод, типологизация, структурно-функциональный анализ.
7. Место социологии в системе социальных наук
Среди общественных наук социология выполняет генерирующую функцию. Для современной социологии характерны два взаимосвязанных процесса:
1)дифференциация, т.е. выделение специфического метода исследования отличных от других наук.
2)интеграция, т.е. установление меж предметных связей.
8.Типология обществ
1) а)дописьменный; б)письменный.
2) а) простые общества (племена);
б) сложные общества.
3) а)первобытное;
б)рабовладельческое; в)феодальное; г)капиталистическое;
д)коммунистическое общество.
4) На основе понятия «цивилизация» в истории развития общества выделяют три цивилизационных революции: а)аграрная (6-8 тыс лет назад) переход от потребительской к производящей деятельности, б)индустриальная(конец 18 начало 19 веков) переход к машинному производству, в)информационная(середина 20 века и до сегодняшнего дня) переход к новым инф. технологиям.
Два типа общества (на основе анализа цивилизационной революции): а)аграрное (традиционное), б)индустриальное (современное). 5) Белл выделил три стадии в развитии общества: а) доиндустриальное (преобладание аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, жесткий соц. контроль, наиболее развитые институты – религия и армия; б)индустриальное(развитая промышленность, корпорации, товаропроизводящая экономика, классовое деление общества, осн. критерии соц. неравенства – собственность, высокий у-нь соц. мобильности; в)постиндустриальное (обслуживающая экономика, развитое теоретическое знание, главный критерий соц. неравенства – профессиональное деление, высокий уровень образования.
9.Общество как социальная система
В широком смысле общество – вся совокупность исторически-сложившихся форм совместной деятельности людей; это созданная человеком реальность, как особая форма движения материи. В узком смысле общество – исторически - конкретный тип социальной системы; определённая форма социальных отношений.
Основные признаки общества:
1.Каждое общество имеет имя;
2.Историю;
3.Собственную культуру;
4.Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, т.е. не входит в качестве составной части в более крупное общество;
5.Общество воспроизводит себя за счёт детей от браков между признанными членами общества;
6.Субъектом общества является население, которое проживает на определённой территории;
7.Наличие государства является очень важным, хотя и не обязательным
признаком общества;
8.Общество – многоуровневое образование, целостная социокультурная система.
Основные подходы к анализу общества:
1)общество можно рассматривать как социальную систему. В этом случае основными компонентами анализа являются сферы жизнедеятельности человека: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Основные функции общества: а) материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества; б)социально-политические, этические гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений; в)духовно-интеллектуальное научно-эстетическое развитие людей.
2)общество так же можно рассматривать на уровне функционирования. В этом случае общество проявляет себя в следующих явлениях: институционализация, социализация, социальный контроль, социальная стратификация, социальная мобильность.
3)общество так же можно рассматривать с точки зрения личности.
Общество – совокупность ролей и статусов, которые определяют положение индивидов в социальной иерархии и его поведения (с точки зрения личности). Каждый из этих подходов является самостоятельным и равноправным.
10.Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
Формационный (К.Маркс).
На основе характера производственных отношений, в форме собственности и способа производства:
а) первобытное; б) рабовладельческое; в) феодальное;
г) капиталистическое; д) коммунистическое общество.
В настоящее время наиболее перспективным является цивилизационный подход. Его суть: этот подход позволяет выработать обобщённый, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Предметом изучения является совокупность всех форм жизнедеятельности общества в их историческом развитии на понятия «цивилизация» (это глобальное понятие, которое обозначает степень и своеобразие культурного развития общества или обществ).
На основе понятия «цивилизация» в истории развития общества выделяют три цивилизационных революции:
1)аграрная;
2)индустриальная;
3)информационная. Два типа общества на основе анализа цивилизационный революций: а) аграрное традиционное); б)индустриальное (современное).
11.Социальные изменения и социальный прогресс
Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, институтов, организаций из одного состояния в другое, изменения могут происходить во всех элементах структуры социального общества и проявляются на всех этапах существования общества.
Одни изменения вызывают другие, их накопления приводят к преобразованию обществ. На основе изменений осуществляется процесс развития.
Понятие «соц. развитие» конкретизирует понятие «соц. изменение». Соц развитие – необратимое направленное изменение соц. систем, общностей, институтов, организаций. Понятие «соц. развития» уточняется качественными характеристиками: соц. прогресс и соц. регресс. Соц. прогресс – особый тип развития общества при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень развития, стадию зрелости.
Соц. регресс – движение соц. систем по нисходящим линиям, т.е. от более развитых к менее развитым. Понятие «прогресс» рассматривается как синоним развития, однако понятие «соц. прогресс» очень часто применяется для оценки направленности общественного развития и в данном случае «соц. прогресс» - это глобальный всемирно исторический прогресс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
В данном случае объективным показателем прогресса является совершенствование орудий труда, которое повышает преобразующую роль человека.
Прогресс – глобальный процесс, который характеризует движение человеческого общества на всём протяжении его истории. Регресс – локальный процесс, который охватывает отдельные общества в короткий промежуток времени
Различают два вида социального прогресса:
1)реформистский – постепенный;
2)революционный – скачкообразный.
12. Основные концепции развития общества
1) Эволюционизм. Он основывался на объективном характере
соц. развития. Согласно ему, истор. развитие происходит на основе постепенных социо-культурных изменений, которые приводят к коренным, качественным преобразованиям общества. Направление перехода от простого однородного к сложному неоднородному обществу.
Основные представители – Конт, Спенсер и Дюркгейм.В рамки эволюционизма не укладываются кризисы, распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. В следствие этого возникают теории циклического развития в которых эволюция общества выглядела не как прямолинейное движение а как замкнутый цикл подъема, расцвета, упадка и гибели. Этот цикл беспрерывно повторяется.
2)Концепция революционного развития. Основной представитель-Маркс. Он считал, что прогресс общества возможен только на основе коренного обновления способа производства, и что революция поможет рождению новых эконом-пол структур. Маркс считал революцию обязательным эл-том развития общества, а для эволюционистов революция нежелательным явлением без которого можно обойтись. Марксизм стремился соединить революцию с эволюцией, придать рев-и законный характер.
13. Глобализация и глобальные проблемы современного общества
В настоящее время мир стал одной соц. системой в рез-те усиления отношений взаимозависимости которая затронула практически каждого человека. Это называют термином «глобализация». Процесс глоб-ии начался 2-3 века назад под влиянием запада. Глоб-я означ не только повсеместность разв-я общ процессов, но и включение всего человечества в единую сист. взаимосвязей. Глобализация эк., соц., культурных процессов породила не только позитивные изм., но и ряд серьёзных проблем. Основной глобальной проблемой человечества явл угроза окр среде.
Основные источники возникновения этой угрозы:
1)утилизация отработанных материалов;
2)загрязнение окр. среды;
3)истощение мин ресурсов.
Эта проблема возникла из-за постоянного роста экономики и распр. западных соц. институтов и поэтому является не только технологической по и социальной.
Другой проблемой совр. общества является неравенство м/у различными регионами мира.
Сущ. огромный разрыв м/у индустр. странами (1/5 населения мира) и всем остальным миром (теория Золотого миллиарда). Это нарушает стабильность в мире и грозит целым рядом катаклизмов во многих регионах.
14. Социальное действие
Соц. действие – локализованный в пространстве и времени Конкр. акт деятельности общественного субъекта по преобразовании соц. действительности в соот. со своими потребностями, интересами, целями. Вебер выделил следующие типы соц. действия: 1) целе-рац., оно предполагает однозначность, четкое понимание поставленной цели, выбор средств для её достижения; 2) ценностно-рац., оно основывается на изначальной вере субъекта в самодостаточность, предпринимаемого им действия. Это действие подчинено опр. требованиям, принятым в обществе ценностям; 3) традиционное, оно основано на привычке, на опр. стереотипах поведения, или поведенческих установок; 4)аффективное, его движущей силой является стремление к немедленной эмоциональной разрядке ч/з полное и быстрое удовл. внезапно вспыхнущего желания. Парсонс считал что соц. действие – это элемент системы человеческого действия. Под сист. действий понимается совокупность различных уровней соц. реальности.
Соц. действие редко встречается в единичном виде.
Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.
15. Социальное взаимодействие
Соц. действие редко встречается в единичном виде.
Совершая соц. действия каждая личность испытывает на себе действия других людей и общностей, следовательно, происходят обмен действиями или соц. взаимодействие.
Осн. теории межличностного взаимодействия: 1)т. Соц. обмена (Дж. Хоманс). Для него взаимодействие это универсальный процесс. Структура обмена: 1.агенты обмена (от 2-х чел); 2.процесс обмена; 3.правило обмена (письменные или устные запреты); 4.предмет обмена; 3. место обмена. 2)т. символического интеракционизма (Дж. Мид). Поведение людей по отнош. друг к другу и предметам окр. мира, определяется тем, какое значение они им придают и каким символич. содержанием наполняют. Сходное толкование символов облегчает взаимодействие. 3)т. управления впечатлениями (Э. Гофман). Соц. жизнь, проблемные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых соц. субъекты стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе, и пытаются скрыть недостатки. 4)т. Психоанализа (З. Фрейд).
На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние опыт раннего детства, конфликты пережитые в этот период. На развитие личности влияет противоречие м/у скрытыми психологич. силами и факторами враждебной соц. среды. Типы взаимод.: 1)Солидарные и антагонистические; 2)Организованные и неорганизованные; 3)Сознательные и бессознательные; 4) Кратковременные и длительные.
16. Социальные процессы
Совокупность однонаправленных действий, которые можно выделить из множества других соц. действий называют социальным процессом. Виды соц. процессов:
1) Кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов или групп ради достижения общей цели и решения общих задач. Она подразумевает разделение труда. Необходимые эл-ты поведения: согласованность, правила сотрудничества и взаимопонимание. Главный смысл - взаимная польза участников процесса.
2) Конкуренция-это борьба м/у индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, которые ограничены и неравномерно распределены. Конкур может носить личный и безличный хар-тер. Плюсы конкуренции: - усиливает мотивацию усиления личности; - на ней основаны все достижения капитализма. Минус – формирование негативных установок.
3) Конфликт - это скрытое или откр. столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооп. и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты мешают друг другу в борьбе за обладание ограниченными ценностями и благами.
4) Приспособление-это принятие индивидом или соц. группой норм, ценностей, эталонов поведения новой или изменившейся соц. среды.
Этот процесс протекает непрерывно. Приспособление включает в себя: 1.подчинение-обязательно, может быть сознательным и безсознат.; 2.компромис-индивид или соц. группа соглашается с изменившимися соц условиями и частично или полностью принимает новые нормы, ценности, т.е. это временное соглашение. 3.Терпимость. Терпимость по отнош. к новой ситуации к новым образцам культуры к новым ценностям.
17. Массовые действия
Часто в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, их называют массовые соц. действия. Формы массовых соц. действий:
1) Массовая истерия-состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.
2) Слухи - это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Они рождаются а результате дефицита информации, а слушатели – явл. активными участниками. Разновидностью слухов явл. сплетни (касаются частной жизни человека).
3) Паника – при ней люди проявляют нескоординированные реакции на существующую опасность или угрозу. Её участники действуют независимо друг от друга.
4) Погром – это коллективный акт насилия, который предпринимается неконтролируемой эмоц. возбужденной толпой против собственности или личности; это спонтанный кратковременный всплеск насилия.
5) Бунт – это собирательное понятие, обозначает ряд стихийных форм коллективного протеста (мятеж, волнение, смута).
Причина – массовое недовольство чем-либо или кем-либо.
Эмоциональное состояние переходит сначала в стихийное действие, а потом может вылиться в организованное действие (погром, поджег, захват).
6)Протест – это активная форма защиты своих интересов от посягательств извне. Формы протеста: 1.открытый пассивный (невыполнение приказа); 2.скрытый пассивный(заговор); 3.открытый активный(митинг, забастовки); 4.скрытый активный(сопротивление, террор).
18. Социальные движения
Социальное движение - массовые коллективные действия
по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.
Социальное движение - в социологии - более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. В нашем обществе, как и в других странах мира, существует множество социальных движений.
Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Некоторые движения (например, культы) энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие (антивоенные движения) направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество. Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов. Например, существуют религиозные, политические и расовые движения, а также движения за реформы в области образования. Другая распространенная система классификации делает упор на цели движения.
Например, классификация движений по соотношению между их целями и существующим положением вещей в обществе.
Некоторые группы (например, те, которые одобряют использование атомной энергии в мирных целях), желают жить в условиях статус-кво, другие (выступающие против любого использования атомной энергии) стремятся к переменам.
19. Социальные группы и общности
Социальная группа – это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Группа – своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Многие особенности человека являются итогом групповой деятельности. Н-р, речь, язык и т.д. численность групп на земле превышает численность индивидов. Это возможно, т.к. один человек способен сразу состоять в нескольких группах.
Социальная общность: в широком смысле – синоним соц.группы вообще. В узком – соц. общностями называют относительно устойчивые совокупности людей, ктр. имеют сравнительно одинаковые черты образа жизни, массового сознания, характеризуется совпадением или близостью соц. норм, интересов, ценностных систем
Осн. признаки общностей: взаимные чувства идентификации индивидов, солидарность и взаимопомощь, общий язык, ограниченное территориальное пространство, преимущества, возникающие в результате опр.усилий и солидарности. Осн. характеристики: количественный состав, продолжительность существования общности, плотность связи между индивидами.
24. Социальная роль и соц. статус очень близкие, почти синонимичные понятия. Термин статус – это статичная характеристика, т.к. соотносится главным образом с соц. Структурой, а понятие роль – это динамичная характеристика, это действие в рамках прав и обязанностей того или иного статуса. Соц. роль – это способ поведения, ктр. соответствует принятым в данном обществе нормам и зависит от соц. статуса человека.
Осн. черты роли: способ поведения, формализация – одни - общение по формальным
правилам, др-по неформальным, масштаб связей – одни предполагают взаимодействие со множеством лиц, др. с ограниченным количеством; эмоции – одни требуют сдержанного, неэмоционального поведения, др. экспрессивности, эмоциональности; мотивация – одна и та же роль может допускать множество мотиваций.
Соц. роль распадается на две составляющие: 1. Ролевое поведение – конкретное поведение; 2. Ролевые ожидания – то, чего ждут окружающие от носителя данной роли. Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда происходят совпадения.
Поэтому общество создает систему соц. контроля, важной частью ктр. является совокупность санкций.
20. Классификация соц. Групп
1. Формальные и неформальные. В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, выполняющих свои обязанности. Неформальные складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов. Скрепление происходит за счет авторитета (лидера). 2. По размеру: малые, средние, большие.
Малая группа – это небольшое количество людей (2-7), которые постоянно взаимодействуют друг с другом, находятся в непосредственном контакте, имеют общие цели, интересы, поэтому малую группу иногда называют контактной, первичной (семья, друзья).
Большая группа – совокупность людей, которых объединяет, как правило, какой-то один социально-значимый признак (национальность, принадлежность вероисповеданию). Характеристики: рациональные цели, ориентированные действия, крайне редкое использование группового мнения, соц. контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер (члены больших групп никогда не вступают в контакт со всеми членами группы).
Средние группы – это относительно устойчивые объединения людей, которые имеют общие цели, интересы, связанные одной деятельностью, но в то же время не находящиеся между собой в тесном контакте.
3. Реальные и социальные (номинальные-условные).
Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака.
Реальные группы могут быть малые, средние и большие.
Номинальные группы – это искусственно сконструированные для целей статистического анализа большие группы населения на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Принадлежность к такой группе не осознается е членом и крайне редко может стать основой для консолидации. На границе между реальными и номинальными группами находятся агрегаты.
Это совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, радио, телевидение, кино, театры, шоу, некоторые разновидности толпы).
4. первичные и вторичные. Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами и оказывают большое влияние на индивида. Вторичные – не имеют тесных взаимоотношений между членами группы.
Целостность группы обеспечивается наличием общих целей.
Степень воздействия на индивида очень низка. Бывают большие и средние.
5. Референтные группы - это те, которые в силу авторитета для индивида способны оказывать на него сильное влияние. Эталонная для индивида группа.
В самостоятельный подкласс реальных групп выделяют 3 типа, их называют главными:
1. стратификационные (расы, классы, сословия),
2. этнические (нации, народы, народности, племена, клан),
3. территориальные (горожане, селяне, земляки).
21. Социальная организация
В повседневной практике понятие организация используется в разных значениях: 1. это некоторая деятельность по выработке новых норм, налаживанию связей, координации усилий отдельных членов соц. группы; 2. свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру; 3. искусственно созданная соц. группа институционального характера, ктр. выполняет опр. общественную функцию.
Все три понятия организации тесно связаны между собой. При этом можно выделить две специфические черты организации, отличающие ее от др. видов соц. групп: 1. ориентация на достижение взаимосвязанных специфических целей; 2. высокая степень формации.
Осн. элементы организации – цели, иерархия, формализация.
22. Типология организаций:
1. Деловые – это предприятия и учреждения, ктр. возникают для коммерческих целей непосредственно или создаются широкими организационными системами для решения отдельных задач. Основа внутр. регулирования – административный распорядок, принципы единоначалия. Коммерческая целесообразность и принцип назначения начальства руководством. 2. Общественные союзы – массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно на основе принятого устава. Членство в общественных союзах связано, прежде всего, с удовлетворением политических, социальных и др. потребностей. 3. ассоциации – семья, неформальная группа.
Существует некоторая автономия от среды, относительная свободность состава, иерархия, сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, по престижу, принятие общих решений. Коллективные нормы и ценности в ассоциации складываются спонтанно и выполняют регулятивные функции.
Цели участников ассоциации – взаимное удовлетворение интересов, цель каждого участника – общая цель.
23. Статус. Статусный набор
Статус – это место индивида или соц. группы в соц.структуре общества. Каждый индивид имеет большое число статусов, т.к. принадлежит к большому количеству разных соц. групп.
Совокупность всех статусов, ктр. занимает один человек, называется статусный набор. (Р. Мертон). В статусный набор входят след.
Статусы:
1. Главный – наиболее характерный для данного человека статус, с ктр его идентифицируют др. люди или он сам. Он относителен. Главным является тот статус, ктр определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
2. Социальный – это положение человека в обществе, ктр. он занимает как представитель большой социальной группы. Соц. статус имеет две разновидности: а) приписываемый, или предписанный – это статус, в ктр. человек рожден, и ктр. позже обязательно признан обществом или группой. Получен не по своей воле, индивид не имеет над ним контроля; б) достигаемый, или достижимый – статус, ктр. приобретен в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем самого человека.
3. Личный – место индивида в малой группе, ктр. зависит от оценки индивида членами этой группы в соответствии с его личными качествами. Личный статус характеризует место индивида в системе межличностных, а не социальных отношений.
4. Смешенный обладает чертами приписываемого и достигаемого (безработный в результате экономического кризиса). Существуют и неосновные статусы – это временное состояние, ктр ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Несовпадение статусов – в общественном мнении со временем вырабатывается, поддерживается и устно передается иерархия статусов и соц.групп, называется рангом (высокий, средний, низкий).
Иерархия между группами в рамках одного общества – межгрупповая. Внутригрупповая - несовпадение статусов показывает противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Причины несовпадения статусов: индивид занимает в одной иерархии высокий ранг, а в др. низкий; права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей др.
25. Ролевой конфликт
1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр .имеют др. о его роли.
Психоанализ, эдипов комплекс. 1. Женщина одновременно выполняет 2 роли: жена, мать. 2. Ожидания ребенка существенно отличаются от ожиданий мужа. В процессе развития общества набор ролей кардинально меняется: 1. Меняется содержания ролей; 2. увеличение числа ролей. Этот процесс имеет экономические причины.
29. Культура и общество. Нормативный уровень культуры
Культура - это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению, значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, с пом. которых люди организуют свою жизнедеят. Ф-ии культуры в обществе:
1) Интегративная – благодаря культуре возможна интеграция физически изолированных людей в системы взаимодействия.
2) Регулятивная – благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Культура упорядочивает и направляет действия людей.
3) Ф-я социализации – приобщение к накопленному историч. наследию, воспроизводство определенных порядков. Понятие социальная норма включает в себя 3 основных признака: 1)определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) норма – типовой или эталонный образец действий, которые предписывает отдельному индивиду или группе что надо делать в данной ситуации; 3) основу механизма действия норм составляют экспектации (ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека). Индивид усваивают социальные нормы в процессе социальные взаимодействия с другими людьми, и это усвоение составляет необходимую часть, овладение индивидом различными социальными ролями, различными типами, видами социальных полезных действий.
26. Соц. институты
Соц. практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы соц. отношений, сделать их обязательными, добиться неукоснительного выполнения этих правил – эту задачу выполняют в обществе соц.институты:
1. Это определенная группа лиц, призванных к выполнению важных для совместной жизни дел;
2. Совокупность материальных учреждений;
3. Особо важные для общества соц.роли;
4. Совокупность средств деятельности, позволяющая уполномоченным индивидам выполнять общественные функции с целью удовлетворения потребностей данной группы общества или регулирование индивидуального поведения.
Соц. институт – это организованная система связей и соц. норм, ктр. объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие осн. потребностям общества. Общественные ценности – разделяемые большинством общества цели и идеи. Общественные процедуры – стандартизированные образцы поведения.
Система соц. связей – переплетение ролей, статусов.
Осн. черты соц.институтов: 1. Набор соц. норм и предписаний, ктр. определяют требуемые обществом типы поведения;
2. Институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; 3. Соц. институт обладает необходимыми ресурсами, средствами, благодаря ктр нормы и предписания более или менее успешно выполняются.
Структура соц. институтов: 1. Более или менее четко сформулированная цель деятельности; 2. Набор соц. статусов и ролей; 3. Система санкций, при ктр. контролируется поведение индивидов; 4. конкретные частные функции.
Состояние соц. институтов: стабильное
1. Четкие, понятные функции институтов;
2. Преимущество реальных функций институтов;
3. Неизменность функций.
Нестабильное 1. амбивалентность (размытость) функций;
2. Преимущество формальных функций институтов;
3. изменение (перемена) функций. Современное российское общество испытывает системный кризис (т.е. изменяется структура и организация общества). В результате происходит изменение общественных потребностей. Это требует изменения структуры соц. институтов и наделение ранее существовавших соц. институтов новыми функциями.
27. Типология социальных институтов
Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.
Типология социальных институтов:
1) институты экономики (направлен на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества на процесс производства и распределения благ и услуг.
2) институты семьи и брака (удовлетворяют потребность в воспроизводстве).
3) политические институты (удовлетворяют потребность в безопасности, в социальном порядке, устанавливает согласие между индивидами, социальными группами и общества в целом)
4) культурные и религиозные институты.
28. Функции и дисфункции социальных институтов
Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые.
Явные:
1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности;
2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений;
3. Поддержание выполнения важных для общества функций; 4. Поддержка сплоченности общества, т.е. интеграция действий, отношений, стремлений.
Явные и латентные функции института образования: Цели:
1. распространение грамотности (Я: увеличение масштабов воспроизводства и потребления знаний; Л: возникает экономика образования и индустрия знаний)
2. приведение характера знаний в соответствии с требованиями сообщества в связи с изменением рынка труда, увеличение специализации(Я: переход к новым технологиям обучения, компьютеризация, развитие абстрактных навыков; Л: дифференциация жизненных шансов по стартовому потенциалу, т.е. по способностям и возможностям обучения).
3. Удовлетворение потребности общества в грамотной и дисциплинированной рабочей силе (Я: социальное нормирование; Л: социальный контроль, дисциплинирование и карание)
4.Достижение равенства возможностей (Я: предоставление равных возможностей детям из разных социальных классов; Л: проявление и воспроизводство социальное неравенство)
5. Достижение гендерного равенства (Я: предоставление равных возможностей обучения мальчикам и девочкам; Л: проявление и воспроизводство гендерного неравенства, гендерная стратификация)
Иногда, в результате изменений, ктр. происходят в обществе, соц. Институт перестает удовлетворять потребность, либо потребность, ктр. он удовлетворяет перестала быть актуальной для общества, тогда вместо пользы соц. Институт начинает приносить вред – это называется дисфункцией. Состояние институтов является индикатором соц.стабильности всей общественной системы.
30. Культурный релятивизм, этноцентризм
Этноцентризм – тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единения и стабильности групп в рамках собственной культуры, с другой стороны он является источником непонимания и межнациональных конфликтов. Этноцентризм может принять деструктивные формы: ксенофобия (страх и неприязнь к чужим обычаям, нравам); шовинизм (признание превосходства своей культуры, своего народа над другими культурами и народами); крайний этноцентризм (обязательно порождает враждебность, конфликты с другими народами из-за стремления
навязать свои «более передовые» нормы, ценности.
Культурный релятивизм. Социологи считают, чтобы понять культуру в целом, следует сдерживать свой этноцентризм, нужно стремиться рассматривать культуру, исходя из условий, которые ее породили, исходя из тех факторов, которые воздействовали на людей и на формирование культурных традиций получило название культурный релятивизм. Суть культурного релятивизма: любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальным условиями.
31. Формы и разновидности культуры
Формы культуры:
1) элитарная. Она создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Включает в себя литературу, классическую музыку. Элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.
2) народная. Она создается анонимными творцами, которые не имеют профессиональной подготовки, включают мифы, легенды, песни, танцы, эпос – фольклор. Фольклор локализован и демократичен.
3) массовая. Она не выражает изысканных вкусов элиты, духовных поисков народа. Появилась в середине XX века, когда средства массовой информации стали доступны для всех социальных слоев. Для нее характерна очень маленькая художественная ценность, но очень мировая аудитория.
Разновидности культуры:
а) доминирующая культура (совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества.
б) субкультура (это часть общей культуры, которая присуща какой-либо социальной группе. Общество состоит из множества различных групп.
Субкультура не противостоит доминирующей культуре.
в) контркультура - это такая субкультура, которая противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, деседенты).
32. Стратификация общества
Социальная стратификация – структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым обществе социальным статусом.
Объективные критерии стратификации – доход, образование, престиж, власть. Они имеют измерительные параметры (образование - количество лет, потраченных на образование; престиж – субъективный критерий, уважение статуса, сложившееся общественное мнение; власть – властные полномочия; доход – в денежном эквиваленте).
Различают 3 вида стратификации: экономическая – по доходу; политическая – по власти; профессиональная – по престижу.
33. Исторические типы стратификации
1. Рабство (экономическая, юридическая и социальная форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства).
2. Каста (страта, членом которой человек становиться от рождения, иерархически образованы).
3. Сословие - социальные группы или страты, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закреплены обычаем или юридическим законом и передаются по наследству.
4. Классы (это большая группа людей, которая обладает или не обладают средствами производства, занимают определенное место в системе общего разделения труда и характеризуются специфическим способом получения дохода).
34. Стратификация современного российского общества
В СССР существовала трехчленная формула социальной структуры: рабочий класс, колхозное производство, народная интеллигенция. В результате радикального преобразования российского общества в его стратификации происходят изменения. Наиболее характерные черты этих изменений:
1. тотальная маргинализация – процесс смены или утраты социально-экономического статуса, занятие пограничных социальных позиций, которые характеризуются, противоположными нормативными требованиями, стереотипами поведения, традиционными ценностями.
2. Блокирование процесса формирования среднего класса.
3. Социальная поляризация – имущественное расслоение, которое постоянно углубляется. Для определенной степени поляризации в мировой практике используется понятие децильный коэффициент (это соотношение дохода 10% самых высокодоходных к 10% самых низкодоходных).
35. Социальная мобильность
Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется социальной мобильностью. Социальная мобильность бывает 4 видов:
1. Межпоколенная (межгенерационная. Она предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или спускаются на более низкую ступень чем их родители)
2. Внутрипоколенная(внутригенерационная. Один индивид может несколько раз менять свои социальные позиции)
3. Вертикальная - перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность, социальный подъем вверх, нисходящая мобильность – социальный спуск, падение вниз.
4. Горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую). Формы социальной мобильности: индивидуальное проникновение; коллективный переход, групповая мобильность.
36. Социализация личности
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
3 уровня человека:
1. биологически наследуемые компоненты, т.е. определенные психофизиологические задатки, которые позднее разовьются в интеллектуальные и руководящие свойства человеческой психики.
2. психологический. Включает мотивы, потребности, темперамент, характер.
3. комплекс социально-значимых черт личности: ценностные ориентации, определенная совокупность знаний, навыков, привычек, которые необходимы для выполнения многочисленных социальных ролей. Два основных значения:
1. личность – нормативный тип человек, соответствующий требованиям общества;
2. личность – член социальной группы.
37. Основные теории социализации
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Макросоциологические модели рассматривают социализацию.
В микросоциологических теориях социализация это освоение социологических ролей, личность рассматривается с точки зрения межличностного взаимодействия. В социологии выделяют несколько видов социализации: 1. первичная в детстве, в семье)
2. вторичная(последовательный процесс, вхождение индивида в новые социальные институты, группы)
3. повторная, ресоциализация (только у взрослых, происходят в случае значимых жизненных изменений). Агентами социализации являются ближайшие родственники, друзья.
Средствами социализации являются многочисленные соц. институты (семья, образования, СМИ, труд, решения).
38. Социальный контроль
Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которые обеспечивает соответствие индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Включает 2 элемента – нормы и санкции. Санкции – «охранники» норм. Это наказания и поощрения, способствует соблюдение социал. норм.
4 типа:
1. формальные, позитивные. Публичное одобрение со стороны официальны организаций.
2. неформальные позитивные. Публичное одобрение, но не исходит от официальных организаций.
3. формальные негативные. Наказания, предусмотренные юридическими законами.
4. неформальные негативные. Наказания, не предусмотренные юридическими законами.
Виды контроля:
1. внутренний контроль (самоконтроль)
2. внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, которые гарантируют соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Неформальных (основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения ближнего окружения) формальный (основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти).
39. Девиантное поведение
Соблюдение социальных норм общества определяет культурный уровень общества. Девиантное поведение – отклонение от общепринятых норм. Девиация – культурноодобряемая, культурноосуждаемая. Девиация поведения может выражаться в форме: поступка, деятельности, образа жизни.
Виды девиантного поведения: деструктивное (причиняет вред только самой личности); асоциальное (причиняет вред личности и социальным обществам); делинкветное( нарушение как моральных, так и правовых норм).
Двойственная роль девиации в обществе (представляет угрозу стабильности; поддерживание стабильности путем создания новых норм).