СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Краткая характеристика хозяйства.
Существующие способы уборки.
Анализ применяемых способов уборки.
Выбор наиболее рациональных способов уборки зерновых культур.
Технологический процесс комбайна Дон-1500.
Комплектование органов и подсчет потребного количества машин.
Расчет потребного количества автопоездов КАМАЗ 55102.
Организация работ на уборке зерновых нераздельным способом уборки.
Экономическое обоснование применяемого способа уборки.
Техника безопасности. Правила пожарной безопасности.
Экологическое обоснование предлагаемой технологии.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В стране происходят реальные перемены, связанные с ломкой прежнего механизма управления хозяйством и заменой его рыночными методами. В 2005 году ООО «Нива» добилось прироста производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2004 годом, однако по сравнению с наивысшими показателями 80-х годов прошлого столетия отставание значительное. Выращивание зерновых культур является сложным технологическим процессом. В настоящее время выращивание зерновых идет по интенсивной технологии, урожайность возрастает до 50 ц с га и более, поэтому применение уборочного комбайна Дон-1500Б РМС-10 является актуальным, так как применение комбайнов СК-5 Нива М-1 при высокой урожайности невозможно из-за потерь.
ООО «Нива Терновского района Воронежской области организовано на базе совхоза «Есиповский».
Центральная усадьба находится в селе Есипово на территории Есиповского административного округа в 200 км от областного центра и в 10 км от районного центра села Терновка. Земли располагаются на востоке Воронежской области. Продукция сельскохозяйственного производства вывозится: молоко на «Есиповский» молочный завод; зерновые – на ООО «Терновский мукомольный завод» в село Терновка; сахарная свекла - на Жердевский сахарный завод, находящийся в г Жердевка Тамбовской области в 10 км; подсолнечник на переработку сдается на Новохоперский масло-экстракционный завод в г Новохоперск, находящийся в 110 км.
В колхозе имеется две тракторно-полеводческие бригады, механизированный ток, приспособленная механическая мастерская, склад ГСМ, и склад запчастей.
Имеется животноводческая отрасль МТФ на 300 дойных коров, СТФ на 300 голов свиней. Продукция животноводства поставляется на ООО НП «Борисоглебский мясоконсервный завод» в г Борисоглебск в 80 км.
Имеет следующую структуру посевных площадей:
Таблица №1
Наименование культуры | Посевная площадь, га | Урожайность, ц/га |
Озимая пшеница | 1100 | 33 |
Рожь | 660 | 20 |
Подсолнечник | 800 | 11 |
Яровые зерновые | 600 | 16 |
Зерно-технические | 460 | 14 |
Сахарная свекла | 400 | 205 |
Кукуруза на силос | 250 | 250 |
Горох | 200 | 11 |
Пар | 1700 | - |
Итого | 6170 | - |
В хозяйстве устойчивая девятипольная система севооборота. Из приведенных данных видно, что хозяйство имеет развитое производство полеводческой продукции. Для возделывания имеется следующая сельскохозяйственная техника.
Таблица №2
Наименование | Марка | Количество |
Тракторы |
К-701 Л Т-150К ДТ-75 МВ Т-70 МТЗ-80 Т-40 |
4 4 11 2 14 2 |
Автомобили |
КАМАЗ 55102 ЗИЛ ММЗ 45-54 ГАЗ-САЗ 3507 ГАЗ 3301 |
4 3 30 2 |
Комбайны |
РМС-10 СК-5 КСК-100 КС-6 10,1Б |
12 4 2 4 |
Сельскохозяйственные машины |
БМ-6 КСС-2,6 Полесье Холмер |
4 2 1 1 |
Плуги |
ПЛН-8-35 ПЛН-5-35 ПЛН-4-35 |
4 4 11 |
Культиваторы |
КПС-4 УСМК-5,4 КРН-5,6 |
20 5 4 |
Сеялки |
СЗ-3,6 СУПН-8 СТВ-12 |
18 6 4 |
В 2005 году зерново-колосовые культуры убирали раздельным способом, прямым комбинированием. В Центрально-Чернземной зоне наиболее распространенным способом является раздельный способ, который используется при уборке посевов имеющий густоту стеблестояния не менее 300растений на 1 м2, при их высоте не ниже 60 см.
Скашевание хлебов в валки при этом способе начинают в фазе середины восковой спелости, что соответствует влажности зерна 25-35 %.
Прямым комбайнированием убирают равномерно созревшие посевы, а также участки, на которых имеется подсев многолетних трав. Уборку хлебов начинают в начале фазы полной спелости, когда влажность зерна не превышает 20-25 %. Сроки начала уборки тем или иным способом определяют для каждого поля.
Жатвенные агрегаты комплектуют из рекомендаций для применения в зоне валковых жаток и соответствующих энергетических средств. Прицепные жатки ЖВС-6 агрегатируют с тракторами класса 1,4, а навесные жатки ЖРБ-4,2 С , ЖВН-6А, ЖСК-4А с самоходными зерноуборочными комбайнами.
Для прямого комбайнирования, подбора и обмолота валков комбайны комплектуют барабанными или полотенно-транспортными подборщиками, а также специальными платформами-подборщиками.
Недостатком существующей технологии при раздельной уборке является большое количество используемой техники, что при рыночных отношениях невозможно. В ООО «Нива» имеется достаточное количество зерноочистительных машин и механизированные тока для последующей доработки зерна.
Современные комбайны Дон-1500 позволяют снизить потери зерна при обмолоте, могут убирать хлеба повышенной влажности, в отличие от СК-5 Нива, поэтому предлагается однофазный способ уборки или иное его название прямое комбайнирование. Обмолот хлебов на краю поля в Центрально-Черноземной зоне происходит на небольших участках уборочным комбайном Полесье-3000.
В хозяйстве имеется 12 комбайнов Дон-1500, 4 комбайна Нива, что позволяет производить уборку зерновых культур вовремя и в лучшие агротехнические сроки. В основном СК-5 не используется из-за срока давности эксплуатации и является резервом.
Для отвоза зерна используются автопоезда КАМАЗ 55102, которых в хозяйстве – 4, для подстраховки, на случай поломки, могут использоваться другие автомобили, например ЗИЛ ММЗ 4554.
Для проведения организационных мероприятий по подготовки поля к уборке нужны трактора с плугом, трактор МТЗ-80 с водораздатчиком, автопередвижная мастерская со сваркой, оперативная машина. Из таблицы
№ 2 видно, что имеется техника в достаточном количестве.
Звено технического обслуживания имеет следующую структуру: автомобиль АПМ а небольшим набором запчастей, инструментов и приспособлений, передвижная САК, передвижной заправочный агрегат.
Звено бытового обслуживания обеспечивает доставку хлеборобам питания в поле.
Обмолоченное зерно доставляется на зерноочистительный ток, который располагает погрузчиком ЗПС-100-2 ЗМ-100 – 2 шт.
Имеется зерноочистительные машины ОВС-20 ЗАВ – 40 в количестве 2 шт.
Вся техника для очистки зерна находится за сроками эксплуатации, часто выходит из строя.
Одна передвижная электросварка, одна машина АПМ, недостаток запчастей не могут обеспечить быстрый и своевременный ремонт.
Одна машина для оперативных перевозок затрачивает много времени для сбора и доставки людей к рабочему месту, что является недостатком при уборке зерновых культур.
Затягивание сроков уборки может отрицательно сказаться на качестве зерна и его урожайности.
Так, например: при прорастании зерна в колосе при обильной влажности переводит его из кондиционного в фуражное и реализуется по более низким ценам.
Неровные дороги к полю увеличивают продолжительность рейса автомобилей, снижает производительность труда, что ведет к дополнительным материальным затратам.
Учитывая опыт передовых хозяйств Воронежской области по уборке зерновых культур, а также финансовые возможности и наличие техники в хозяйстве, считаю наиболее рациональным применение прямого комбайнирования, которое по сравнению с раздельным способом уборки исключает операцию скашевания в валки, то есть является более эффективным. Предлагаемая уборка комбайном Дон-1500 Ростовского завода Россельмаш по сравнению с комбайном СК-5 Нива более производительна на прямом комбайнировании, за смену убирает 23 га, что почти в 3 раза больше, чем комбайн СК-5 Нива.
Применение большегрузных автомобилей так же является эффективным.
Технологический процесс комбайна Дон-1500 протекает следующим образом:
Полосу стеблей убираемой культуры, отделяемую делителем от хлебостоя, захватывают лопости мотовила и подводят к режущему аппарату. Срезанные стебли подаются с мотовила к шнеку жатки. Шнек, имея спирали правого и левого направления, перемещает срезанные стебли от краев к центру жатки, где расположен пальчиковый механизм. Пальчиковый механизм шнека захватывает их, а также стебли, непосредственно поступающие на него, и направляет в окно жатки, из которого масса отбирается битером проставки и передается к транспортеру.
Наклонная камера, которая направляет ее в приемную камеру молотилки.
В молотильном аппарате масса обмолачивается и большая часть зерна и мелких соломенных фракций выдается через решетчатое подбарабанье на транспортную доску. Из молотильного аппарата хлебная масса выходит в виде двух фракций – соломенного и зернового вороха. Соломенный ворох, содержащий в основном крупную солому, и часть зерна попадает на самотряс, на котором отделяется оставшееся зерно и мелкие соломистые частицы, а солома по самотрясу поступает к копнителю. При сходе с самотряса солома захватывается граблинами соломонабивателя и направляется в камеру копнителя. По мере наполнения копнителя растет усилие подпрессовки соломы, которое воздействует на клапан аварийного заполнения и включает сигнал полного заполнения копнителя. Если механизатор почему-либо не заметил этого сигнала и не сбросил копну, то включается автомат сброса копны.
Зерновой ворох, выделенный через подбарабанье, а также зерно и мелкие соломенные частицы, выделенные на самотрясе, поступают на транспортную доску, которая подает этот ворох на очистку.
На решетах очистки, оборудованных вентилятором, зерно обдувается и окончательно очищается от соломистых примесей. Чистое зерно, прошедшее через оба решета, поступает по скатной доске решетного стана в зерновой шнек и транспортируется элеватором в бункер.
Недомолоченные колоски, сходящие с нижнего решета вместе с примесью свободного зерна и половы, попадают в колосовой шнек и перемещаются шнеком и элеватором к автономному домолачивающему устройству, где выделяется оставшееся зерно.
Образовавшийся после домолота ворох, поступает в горловину распределительного шнека, который сбрасывает его на конец транспортной доски. При этом труднообмолачиваемые колоски могут несколько раз циркулировать по контуру «домолот - очистка», пока не произойдет их полный вымолот.
Мелкая соломистая часть транспортируется воздушным потоком и решетами к половонабивателю, который подает ее в камеру копнителя или в шнек половооборотника – измельчителя.
При использовании навесного измельчителя солома с соломотряса поступает непосредственно на измельчающий аппарат и после измельчения молотковыми ножами выбрасывается через дефлектор в тележку или на поле. При этом она проходит через нижний люк и лопатки разбрасывателя, которые можно устанавливать в одно из двух положений: для выбрасывания на поле или укладки в валок.
Комбайны Дон-1500 при комплектации соответствующими приспособлениями могут использоваться на уборке кукурузы, подсолнечника, сои, сорго, крупяных культур, семенных трав.
В этом случае технологический процесс в молотилке комбайна практически не изменяется. Все рабочие органы остаются на месте. Однако, чтобы усилить воздействие этих рабочих органов на убираемую культуру с учетом ее свойств их подвергают некоторой доработке. Так, например, при уборке семенных трав, на переднюю часть подбарабанья молотилки устанавливается специальная сетка, которая способствует лучшему вытиранию семян, а в очистку вводят семенное решето, что улучшает сход в нижний полосовой шнек.
При уборке кукурузы функции молотильного аппарата остаются теми же, но для улучшения технологического процесса пространство между бичами перекрывают специальными щитками, а для повышения эксплуатационной надежности соломотряса так же закрывают щитками его первый и второй каскады.
Наибольшее изменение жатвенная часть претерпевает при уборки кукурузы и подсолнечника, для которых применяют принципиально новые приспособления.
Уборка некоторых других культур требует доработки шнека и мотовила. Так при уборке сорго на трубы граблин устанавливают специальные лопасти, обтянутые с одной стороны полотном, что способствует значительному снижению потерь зерна.
При уборке люпина на мотовила монтируются граблины с удлиненными пальцами.
Обмолоченное зерно выгружается в автопоезд камаз 55102, который отвозит погруженное зерно на механизированный ток, используется с прицепом и перевозит одновременно 23 тонны зерна. Высота бортов увеличивается, что позволяет увеличить объем кузова. Разгрузочное устройство позволяет открывать и закрывать борта автоматически, что сказывается на производительности.
Привезенное автопоездом зерно разгружается на площадку, а затем погрузчиком ЗПС-100 грузится в автомобиль ГАЗ-САЗ 35-07 и отправляется на доочистку на механизированный ток ЗАВ-40.
Очищенное зерно буртуется в ворох и хранится на крытом току для его последующей реализации.
Уборка зерновых культур сложный технологический процесс и в нем участвует до 90 % всего машинно-тракторного парка. Работа идет по плану, но не всегда погодно-климатические условия позволяют уложиться в агротехнические сроки, поэтому приходится увеличивать продолжительность рабочего дня. Хлеборобы используют каждую погожую минуту. Задача технического персонала – сделать правильный расчет потребного количества комбайнов и автомобилей для отвоза зерновой части урожая. В данном случае комбайнов РМС-10 и автопоездов КАМАЗ 55102.
Производим расчет по формуле:
Wс = 0,1 Ч Bр Ч Vр Ч Tр, где
Wс - сменная производительность комбайна;
Bр – рабочая ширина захвата;
Vр – рабочая скорость – 6 км/ч;
Tр – время нахождения в работе из расчета восьмичасовой рабочий день.
Определяем Tр по формуле;
Tр = Тсм Ч t, где
Тсм - время смены – 8 часов;
t - коэффициент сменности, учитывающий затраты время на обед ЕТО и ТО – 0,85
Tр = 8 Ч 0,85 = 6,8 час.
Определяем рабочую ширину захвата жатки:
Вр = Вт Ч t, где
Вт - техническая ширина жатки;
t - коэффициент захвата, исключающие потерю стеблей 0,95.
Вр = 6 Ч 0,95 = 5,7 м.
Определяем сменную производительность:
Wс = 0,1 Ч 5,7 Ч 6 Ч 6,8 = 23 га/смену.
Определяем потребное количество комбайнов по формуле:
, где
n – количество комбайнов;
V – убираемая площадь зерновых культур, га;
Wсм – сменная производительность, 23 га;
Др – число рабочих дней – 14.
Определяем убираемую площадь под зерновыми культурами:
V = Vп + Vр + Vя, где
Vп - площадь под пшеницу – 1100 га;
Vр - площадь под рожь – 660 га;
Vя - площадь под яровые.
V = 1100 + 660 + 600 = 2360 га.
Принимаем 8 комбайнов.
Из таблицы № 2 видно, что хозяйство имеет достаточное количество комбайнов по предлагаемой технологии нераздельной уборки.
Определяем валовый сбор зерновых в день по формуле:
, где
8 – количество комбайнов;
Wс – суточная производительность одного комбауна, 23 га;
t - урожайность;
Др – число рабочих дней на уборке.
Расчет потребного количества автопоездов:
Для озимой пшеницы из таблицы № 1:
t - 33 ц/га;
Vn – 1100 га
Определяем количество рабочих дней на уборке пшеницы:
дней.
Определяем количество рабочих дней на уборке ржи:
дня.
Определяем количество рабочих дней на уборке яровых зерновых:
дня.
Определяем валовый сбор на уборке озимой пшеницы в день:
Wсп = 8 Ч Wо Ч t = 8 Ч 23 Ч 33 = 607,2 т.
Определяем валовый сбор на уборке ржи в день:
Wсп = 8 Ч Wо Ч t = 8 Ч 23 Ч 16 = 295 т.
Определяем объем кузова автосамосвала КАМАЗ 55102.
VА = p Ч l Ч h, где
p - ширина;
l длина;
h – высота.
VА = 2,2 Ч 5 Ч 1,5 = 16,5 м3.
Определяем объем кузова прицепа:
Vп = 2,2 Ч 4,5 Ч 1,5 = 14,5 м3.
Определяем полный объем автопоезда:
V = VА +Vп = 16,5 + 14,5 = 31 м3.
Определяем количество перевозимого зерна за один рейс по формуле:
P = V Ч t, где
t - коэффициент наполнения 1 м3 для зерна 0,8
P = 31 Ч 0,8 = 24,8 т.
Определяем продолжительность рейса автопоезда КАМАЗ 55102:
Тр = Т1 + Т2 + Т3, где
Т1 - время движения в оба конца;
Т2 - время загрузки;
Т3 – время взвешивания и выгрузки.
Определяем Т1 по формуле:
, где
2 – количество рейсов,
l – расстояние – 5 км;
Vср – средняя скорость движения – 30 км/ч.
час.
Определяем время загрузки автопоезда по формуле:
, где
V1 + Vn – полный объем кузова;
Vб – объем бункера 6 м3;
0,8 – время погрузки и подъезда к комбайну.
час.
Определяем время взвешивания и выгрузки:
Т3 = Твз + Твыг, где
Твз - время взвешивания;
Твыг – время выгрузки,
Т3 = 0,08 + 0,08 = 0,16 час.
Определяем продолжительность рейса автопоезда:
Тр = 0,33 + 0,41 + 0,16 = 0,9 час.
Определяем потребное количество рейсов автопоездов для уборки озимой пшеницы в день по формуле:
рейса.
Определяем потребное количество автопоездов для перевозки озимой пшеницы в день:
, где
nн – количество рейсов;
Т – продолжительность рейса – 0,9 час;
Vр – время смены - 7 часов.
Принимаем 4 автопоезда.
Определяем количество рейсов для перевозки ржи:
рейсов.
Определяем количество автопоездов на уборке ржи:
.
Принимаем 2 автопоезда для перевозки ржи.
Определяем количество рейсов для уборки яровых зерновых:
рейсов.
Определяем количество автопоездов для уборки яровых зерновых:
.
Принимаем 2 автопоезда.
Из расчетов получено, что для уборки озимой пшеницы в течении 6 дней потребуется 4 автопоезда.
Для уборки ржи в течении 3,6 дней потребуется 2 автопоезда.
Для уборки яровых зерновых в течении 3,3 дней потребуется 2 автопоезда.
Перед началом уборки устанавливают очередность полей 4 культур с учетом фазы спелости зерна.
Высокопроизводительная и качественная работа уборочно-транспортного комплекса зависит от организационных и технических мероприятий, используемых в хозяйстве.
Уборку зерновых производят по эпатовскому методу, то есть все 12 комбайнов и 4 автопоезда, а также звено по техническому обслуживанию и ремонту находятся,на одном убираемом поле, так как этот метод показал себя с наилучшей стороны и используется не только в хозяйстве, а и по всей России на протяжении более 20 лет. Он исключает простой комбайнов и транспорта, сокращает сроки ремонта и технического обслуживания.
Используются современные средства связи, что позволяет увеличить производительность труда.
На одном поле сосредотачиваются: пожарная машина, трактор с плугом, автопередвижная мастерская, сварочный аппарат, обслуживающий медицинский персонал, водовозы и повара.
Применение высокопроизводительной техники позволило снизить все затраты, по сравнению с комбайнами СК-5 Нива и использование на перевозках автомобилей малой грузоподъемности.
Комбайны РСМ-10 по своим эксплуатационным качествам могут вести прямое комбайнирование на всех сельскохозяйственных культурах и являются высокопроизводительными машинами. Однако требуется повышенная организация работ, исключающий простой на отвоз зерна, поэтому более предпочтителен автопоезд КАМАЗ 55102. Большегрузный автосамосвал, выпущенный специально для уборки сельскохозяйственных культур, для эксплуатации которых требуются выравненные дороги.
Перед началом уборки полевые дороги выравниваются автогрейдером, в полях делаются прокосы, края поля опахиваются для предотвращения попадания на поля постороннего транспорта, а также от воспламенения посевов от искры, случайно выброшенной сигареты.
Поля опахиваются трактором с плугом, что позволяет уберечь урожай от огня. Для проезда автотранспорта делаются прокосы, чтобы исключить потери урожая на колее.
Перед началом уборки на поле разбивают временный полевой стан для технического обслуживания комбайнов и автотранспорта, а также для приема пищи и удовлетворения санитарно бытовых нужд.
При прямом комбайнировании зерновая часть урожая набирается в бункер и выгружается в кузов подъезжающего автомобиля с прицепом. Для исключения потерь зерна при обмолоте и перевозке наиболее уязвимые места в комбайне и кузове автомобиля герметизируются строительной пеной.
Погруженное зерно транспортируется на расстояние от 3 до 7 км, поэтому для расчетов берется среднее расстояние – 5 км на механизированный зерноток, где взвешивается, регистрируется и разгружается на асфальтированную крытую площадку. Устройство выгрузки автосамосвала КАМАЗ 55102 позволяет водителю выгрузить зерно не выходя из кабины автомобиля, что положительно влияет на условия и производительность труда.
Обобщение передового опыта работы уборочных комплексов и обслуживания их специализированным звеном говорит о том, что многое зависит от наличия квалифицированных кадров, от применения современных способов передвижения и связи и нового современного оборудования для технического обслуживания комбайнов и автомобилей в поле.
Наиболее перспективным является организация ТО и Р звеньями в межсменное или ночное время, когда останавливается весь уборочно-транспортный конвейер. Это дает возможность квалифицированно провести техническое обслуживание, отдохнуть комбайнерам, что способствует их более производительной работе днем.
Поэтому целесообразно сделать вторую смену второго звена, которое начинало бы свою работу с 17 часов и продолжало до 12 часов ночи.
Рабочий день в звене обычно начинается с ежесменного технического ухода за тракторами и машинами. Механизаторы очищают машины от пыли и грязи, смазывают узлы и детали в соответствии с заводскими инструкциями, выявляют и устраняют мелкие неисправности. В устранении выявленных поломок и неисправностей принимают участие мастера-наладчики. Периодический технический уход за тракторами и комбайнами звено проводит после выработки или определенного количества часов под нагрузкой. Время проведения такого ухода определяется по мото-счетчику числом отработанных часов или количеству израсходованного горючего.
Во время технического ухода агрегат заправляют горючим, маслом и водой.
После проведения технического контроля агрегаты выезжают в поле.
Здесь на загоне проверяют регулировку машин и, при необходимости, вносят соответствующие поправки в установку рабочих органов. Во время работы уборочно-транспортного звена на поле находятся передвижная электросварка и автомобиль «технического ухода» с запасом необходимых запасных частей и двумя мастерами-наладчиками. Звено бытового обслуживания должно обеспечить всех рабочих горячим питанием и вагончиком для кратковременного отдыха. При выборе направления движения агрегатов учитывают направление пахоты и посева. Направление движения жатвенных агрегатов должно совпадать с направлением пахоты, что способствует работе на повышенных скоростях. На массовых пониклостях и полеглостях стеблестоя основным показателем направления является направление полеглости.
Способ движения агрегатов выбирают исходя из размеров и конфигурацию поля, принятого направления движения, типа применяемых уборочных машин.
При скашевании зерновых в валки применяют следующие основные способы движения способы движения жатвенных агрегатов: загонный по часовой стрелке - на полях прямоугольной формы с длиной гона более 600 м.
Загонный против часовой стрелки с расширением прокосов используют на участках с длиной гона 400-600 м. Скашевание начинают с прокоса между смежными загонами и последовательно расширяют его, выкашевая их длинные стороны. Когда ширина прокосов достигает ширины каждой из оставшихся нескошенных частей первого и второго загонов, докашивают с обеих сторон сначала первый, а затем второй загоны.
Челночный способ движения применяют в том случае, когда нужно образовать сдвоенные валки одной жаткой.
Круговой способ движения используют на полях с небольшой длиной гона и неправильной конфигурации. Его преимуществом является уменьшение холостого хода на поворотах.
На прямом комбайнировании чаще всего рекомендуются круговой и загонный способы движения.
Загонный способ целесообразно применять на прямоугольных участках с длиной гона более 500 м. Участки с длиной гона до 500 метров лучше убирать вкруговую с беспетлевыми односторонними поворотами, а длинные – вкруговую с прокосами под углом 450. круговой способ также целесообразно использовать на небольших полях сложной конфигурации.
При уборке полеглых хлебов направление движения выбирают под углом 30-450 к направлению полегания. В случае сплошного одностороннего полегания наиболее целесообразно движения агрегатов поперек полегания при направлении колосьев вправо по ходу движения.
На участках с различным направлением полегания можно использовать движение вкруговую.
Поле разбивают на загоны с таким расчетом, чтобы агрегат или группа агрегатов работали в течение одного-двух дней. Целесообразное соотношение ширины и длины загона составляет 1-5-10. Участки полей с полеглым стеблестоем выделяют в отдельные загоны, даже если они небольшие по площади по сравнению с остальными загонами. На неровных полях длинные стороны загонов ориентируют вдоль уклона.
Поля непрямоугольной формы размечают таким образом, чтобы продольные стороны были параллельными. Участки, на которых хлеба созревают позднее, чем на основной части поля, также выделяют в отдельные загоны.
При раздельной уборке колосовых культур поворотные полосы и угловые прокосы готовят за 2-3 дня до начала массового скашивания в валки.
Обкосы и прокосы между загонами полей осуществляются в одни и те же агротехнические сроки.
Боковые стороны полей при раздельном способе уборки и торцевые стороны при прямом комбайнировании обкашивают в период восковой зрелости зерна в соответствии с правилами пожарной безопасности. Обычно боковые обкосы проводят двумя проходами жатки-прокосчика.
Первый проход выполняют против часовой стрелки на низком срезе. Таким же образом выполняют прокосы между загонами.
К началу массовой косовицы все валки на поворотных полосах, обкосах и прокосах обмолачивают комбайном, укладывающим их по поверхности поля.
За несколько дней до начала уборки, определяют основные маршруты движения уборочной техники, которые не должны совпадать с маршрутами автотранспорта.
Заехав в загон, подготовленный к уборке, регулируют рабочие органы, в соответствии с конкретной характеристикой стеблестоя.
После первых пробных проходов агрегата, отмечают недостатки в его работе и соответствующими регулировками устраняют их.
При первом пробном проходе важно правильно выбрать скоростной режим работы агрегатов, добиваясь минимальных потерь при максимально возможной производительности. Поэтому, проехав 50-100 метров, останавливают агрегат и проверяют качество его работы.
Если потери выше допустимых, скорость движения уменьшают, а при необходимости дополнительно регулируют жатки, молотилки и очистители.
Особенно важен правильный выбор скоростного режима при обмолоте выращенного по интенсивной технологии высокоурожайных хлебов, так как в этом случае возможны повышенные потери зерна. В этих условиях необходимо работать на такой скорости, при которой обеспечивается допустимая характеристикой подача хлебной массы в молотилку.
Регулируют агрегаты в поле не менее трех раз в день, а в дождливую погоду и чаще, что связано с изменением влажности убираемой хлебной массы.
Качество уборочных работ оценивают величиной допустимых потерь зерна и не зерновой части урожая. При этом определяют фактические общие потери за жатвенным или комбайновым агрегатом. Качество работы жаток при раздельной уборке оценивают по высоте среза, потерям свободного зерна, срезанного и не срезанного колоса, характеру укладки стеблей в валок. Качество работы жаток при прямом комбайнировании оценивают также, как при раздельной уборке.
Потери за подборщиком оценивают по величине потерь свободного зерна о зерна в неподобранных колосьях.
Общую потерю зерна за комбайном определяют как сумму потерь зерна за жаткой и молотилкой.
При оценке работы комбайнов учитывают величину дробления и чистоту бункерного зерна.
Себестоимость затрат уборки 1 тонны зерновых культур подсчитываем по формуле:
, где
З – затраты;
Т – стоимость топлива;
А- амортизация;
Стр – текущий ремонт;
Сто – техническое обслуживание;
Тр – стоимость транспортных работ;
Оп – общепроизводственные затраты;
Ох – общехозяйственные работы;
Впр – валовая продукция, т.
Определяем заработную плату комбайнера по 9 разряду, ставка 127,12 руб за 1 га по формуле:
, где
Sп – площадь под пшеницу – 100 га;
Sр – площадь под рожь – 660 га;
Sя – площадь яровых – 600 га;
П – производительность комбайна за смену – 23 га;
р – тарифная ставка комбайнера, 127,12 руб.
руб
Определяем оплату труда шоферов на перевозке зерна из-под комбайнов по формуле:
Зш = W Ч h Ч p, где
W - валовый сбор;
h – расстояние, 5 км;
p – оплата труда 0,2 руб т/км.
Определяем валовый сбор зерновых культур по формуле:
W = Wп + Wр + Wя, где
Wп - валовый сбор пшеницы, т;
Wр - валовый сбор ржи, т;
Wя – валовый сбор яровых, т.
Определяем валовый сбор по культурам по формуле:
Wп = Sп Ч Vп, где
Sп - площадь, га;
Vп – урожайность, т
Wп = 1100 Ч 3,3 = 3690 т;
Wр = 660 Ч 2,0 = 1320 т;
Wя = 600 Ч 1,6 = 960 т.
Определяем валовый сбор:
W = 3630 + 1320 + 960 = 5910 т.
Определяем оплату труда шоферов по перевозке:
Зш = 5910 Ч 5 Ч 0,2 = 5910 руб.
Определяем оплату труда на уборке зерновых:
З = 13044 + 5910 = 18954 руб.
Определяем стоимость ГСМ на уборке зерновых по формуле, для комбайнов:
Тк = S Ч Нр Ч 10, где
S – площадь, га;
Нр – норма расхода РСМ-10 – 18 кг/га;
10 – цена в рублях за 1 кг.
Тк = 2360 Ч 18 Ч 10 = 424800 руб.
Определяем стоимость ГСМ на перевозке зерна КАМАЗ 55102;
, где
FА – объем перевозок, км;
Нр – норма расхода ГСМ на 100км с грузом 45 кг/100 км;
10 – цена ГСМ, руб;
100 – расстояние 100 км.
Определяем объем перевозок:
, где
W – валовый сбор;
V – грузоподъемность, т – 24,8;
2h – расстояние 5 км в оба конца.
км.
руб
Определяем стоимость ГСМ на уборке зерновых.
Т = Тк + ТА = 424800 + 10755 = 435555 руб.
Определяем затраты на амортизационные отчисления:
А = Ак + АА, где
Ак - амортизационные отчисления на комбайны;
АА – амортизационные отчисления на автомобили.
Ак = h Ч H Ч S, где
h - количество комбайнов – 8 шт;
H - норма амортизационных отчислений на 1 га – 105 руб;
S – убираемая площадь – 2360 га.
Ак = 8 Ч 105 Ч 2360 = 1982300 руб.
Определяем норму амортизационных отчислений из расчета 1 руб за 1 е/км по формуле:
АА = h Ч W Ч 1, где
W – валовый сбор, 5910 т;
h – расстояние с грузом – 5 км.
АА = 5910 Ч 5 Ч 1 = 29550 руб.
А = 1982300 + 29550 = 2011950 руб.
Определяем затраты на ТО и Р по формуле:
Стр = Ск + СА, где
Ск – затраты для комбайнов;
СА – затраты для автомобилей.
Определяем затраты на ТО и Р для комбайнов.
Ск = hп Ч Нк Ч S, где
hп – количество машин – 8;
Нк - норма амортизации 100 руб/га;
S – площадь, 2360 га.
Ск = 8 Ч 100 Ч 2360 = 1888000 руб.
Определяем затраты на ТО и Р для автомобилей из расчета 2 руб за 1 т/км:
СА = W Ч h Ч 2
СА = 5910 Ч 5 Ч 2 = 59100 руб.
Определяем полные затраты на ТО и Р на уборке зерновых:
Стр = 1888000 + 59100 = 1947100 руб.
Определяем прочие прямые затраты по формуле:
Зпп = (З + Т + А + Стр + Сто) Ч 10 %
Зпп = (18954 + 435555 + 2011950 + 1947100) Ч 0,1 = 441357 руб.
Определяем общебригадные затраты по формуле:
Зоб = (Зот + ЗГСМ + ЗА + Зтр + Зпп) Ч 5 % = (18954 + 435555 + 2011950 + 1947100 + 441357) Ч 0,05 = 242230 руб.
Определяем общехозяйственные траты:
Зох = (Зот + ЗГСМ + ЗА + Зр + Зпп + Зоб) Ч 20 % = (18954 + 435555 + 2011950 + 1947100 + 441357 + 242740) Ч 0,2 = 1020000 руб.
Определяем полные затраты на уборку зерновых культур:
З = 18955 + 435555 + 2011950 + 1947100 + 441357 + 242730 + 1020000 = 6117663 руб.
Определяем себестоимость одной тонны зерна на уборке:
руб.
Закупочная цена 1 т товарного зерна в 2005 году колебалась от 2900 руб до 4500 руб за тонну в зависимости от времени закупок и количества зерна.
Сумма затрат на уборке составляет 50 % от предыдущих затрат.
Определяем рентабельность:
%.
На 1 рубль затрат – 40 копеек чистой прибыли.
Предложенная технология выгодна.
1. При эксплуатации комбайна необходимо соблюдать следующие основные правила по технике безопасности.
К работе на комбайне допускаются только лица, имеющие специальную подготовку по устройству и правилам работы на комбайне и удостоверение на право управления комбайном, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности .
Перед пуском двигателя рычаг переключения скоростей устанавливается в нейтральное положение. При этом необходимо убедиться, что механизм привода рабочих органов комбайна выключен и никому не угрожает. Подают звуковой сигнал. Нельзя включать двигатель при открытом копнителе.
Трогаясь с места освобождают стояночный тормоз и подают звуковой сигнал. При транспортных переездах управляют комбайном только сидя в кабине. Перед включением рабочих органов так же подают звуковой сигнал.
Панели капота двигателя должны быть закрыты и надежно зафиксированы, а приводы защищены кожухами. Проводя работы под жатвенной частью или платформой, следует разместить на гидроцилиндрах подъема жатки предохранительные упоры, а также установить в рабочее положение опорные винтовые домкраты.
При работе на жатке под поднятым мотовилом на гидроцилиндры подъема мотовила крепят предохранительный упор. Мотовило располагают обычно на сошках.
Необходимо постоянно следить за исправностью тормозов и рулевого управления.
В кабине должна быть аптечка со всеми необходимыми медикаментами.
После остановки комбайна перемещают рычаг переключения передач в нейтральное положение. Выключают механизм выключения молотилки и затягивают стояночный тормоз. Максимально допустимый уклон при работе и транспортировки комбайна – 10 %. При этом скорость движения не более 3-4 км/час.
Перед проведением работ по регулировке копнителя и после переоборудования его для укладки соломы в валок закрывают вентель гидроцилиндров.
Во время перегонов комбайна на местности с неровным рельефом, а также при перевозки жатки на тележке за комбайном днище копнителя переводят в транспортное положение. При отъединении жатки с проставкой от наклонной камеры или жатвенной части от мотовила фиксируют механизм уравновешивания платформы, установив штыри в ремни рычагов.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
находиться на комбайне посторонним лицам:
включать задние фары в момент движения машины по дороге;
стоять вблизи неогражденных передач;
ремонтировать или регулировать сборочные единицы при включенном двигателе;
работать под комбайном, жаткой или платформой, если под его колеса не поставлены упоры;
выполнять работы под комбайном , жаткой или платформой-подборщиком в то время, когда они подняты и не зафиксированы от возможного опускания;
использовать не исправный инструмент;
проверять механизм копнителя при наличие людей вблизи заднего клапана;
перевозить грузы в камере копнителя и в бункере;
проталкивать зерно руками, ногой, лопатой или другими предметами при выгрузке из бункера;
оставлять заполненный соломой копнитель во время переездов и продолжительных стоян ках;
буксировать комбайн с включенной передачей и переключать передачи при его движении;
одевать развивающуюся одежду и работать без головного убора;
обгонять транспорт в вечернее и ночное время, а также работать без электрического освещения;
оставлять инструменты на полу кабины;
движение комбайна под уклон накатом;
работать при ослабленном креплении каких-либо сборочных единиц и агрегатов;
пользоваться тормозами при положении рукоятки управления гидравлического привода ходовой части;
находится в бункере при включенном двигателе.
2. при эксплуатации комбайна необходимо соблюдать следующие правила пожарной безопасности;
изучить правила пожарной безопасности и строго соблюдать их;
постоянно следить за техническим состоянием комбайна и наличием исправных противопожарных средств: двух огнетушителей на задней площадке обслуживания двигателя, двух лопат под площадкой входа в кабину и двух швабр на жатке;
не допускать утечки рабочих жидкостей из системы питания, а также смазочной и гидросистем;
заправлять топливный бачок пускового двигателя только при неработающем двигателе и холодной выпускной трубе;
ежедневно и своевременно очищать от намотавшейся соломистой массы валок, рабочих органов, датчики и рычаги управления датчиком;
сдержать комбайн в чистоте;
следить. Чтобы мелкий ворох не скапливался в горячих местах двигателя;
контролировать крепление вращающихся частей во избежания возникновения трения;
не допускать перегрева подшипников;
затягивать деревянные подшипники на валу соломонабивателя копнителя;
очищать засорившиеся топливопроводы только при остывшем двигателе после перекрытия подачи топлива;
ремонтировать комбайн вдали от хлебного массива;
заправлять топливные баки на дорогах или пахоте при заглушенном двигателе с помощью заправочного агрегата;
временно прекращать работу комбайнов при сильном ветре;
заземлить комбайн;
включать механизм привода наклонной камеры плавным перемещением рычага управления в кабине, не допуская резких рывков.
При нераздельном методе уборки меньше утрамбовываеися почва за счет уменьшения количества проходов. На комбайне Дон-1500 и автомобиле КАМАЗ 55102 применяются дизельные двигатели, которые по сравнению с карбюраторными меньше загрязняют окружающую среду выхлопными газами СО2.
Техническое обслуживание и ремонт исключают попадания в почву горюче смазочных материалов, так как проводится в специально отведенном месте на пункте технического обслуживания.
Ежедневный технический контроль позволяет добиться исключения потерь масла из гидросистемы.
Считают данный способ уборки экологически безопасным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разработанном мною проекте на тему «Переоборудование зернового комбайна РМС-10 Дон 1500 на прямое комбайнирование зерновых культур в ООО «Нива» Терновского района» я проанализировал существующие методы уборки и предложил современный метод уборки по «Эпатовскому» методу, то есть вся уборочная техника сосредотачивается на одном убираемом поле. Описал технологический процесс комбайна Дон-1500. произвел комплектование на уборке 8 комбайнов, 4 автопоезда КАМАЗ 55102 для отвоза зерна.
Разработал организацию работ на уборке. Дал экологическое обоснование предлагаемой технологии уборки зерновых культур.
Рассчитал себестоимость затрат и рентабельность выращивания зерновых культур. Она составила 40% на 1 кг зерна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.Ф. Морозов «Зерноуборочные комбайны».
В.В Стефановский «Эксплуатация комбайнов Дон».
Ю.А. Песков «Зерноуборочные комбайны «Дон»».
Журналы «Сельский механизатор».