Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Виды права землепользования в Республике Беларусь

В основу научной классификации права землепользова­ния могут быть положены различные критерии.

По субъектам право землепользования подразделяется на:

право землепользования юридических лиц;

право землепользования физических лиц.

В свою очередь право землепользования организаций можно классифицировать на право землепользования:

сельскохозяйственных;

промышленных;

транспортных;

оборонных;

иных несельскохозяйственных юридических лиц;

религиозных организаций.

Право землепользования граждан может быть класси­фицировано в зависимости от целей использования земли (для выращивания овощей, картофеля и ягодных культур - огородные участки, для выпаса скота - пастбища).

Отдельные категории работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыб­ного, охотничьего хозяйства, а также других отраслей на­родного хозяйства могут иметь в пользовании участки:

пахотных земель - до 0,4 гектара;

сенокосные земли (при наличии в личной собст­венности скота) - до 1 гектара.

Кооперативам по строительству и эксплуатации откры­тых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также отдельным категориям граждан в соответствии со ст. 74 Кодекса о земле могут быть предоставлены гаражные участки.

По срокам землепользования различают постоянное и временное землепользование.

Виды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВ числе оснований - добровольный отказ от земельного участка (его части). Гражданин не обязан приводить моти­вы такого отказа, но должен официально выражать свое заявление об отказе. Соответствующий орган компенсирует землепользователям затраты по улучшению земель или возмещает ущерб, нанесенный нерациональным использо­ванием участков.

Отказ от земельного участка оформляется путем анну­лирования документа о предоставлении земельного участ­ка. Ранее действовавший Кодекс о земле содержал такое основание прекращения права землепользования предпри­ятий и организаций, как минование надобности. Инициати­ва прекращения такого права может исходить от самого землепользователя - предприятия или организации (напри­мер, земельный участок перестал быть необходимым в силу изменения деятельности землепользователя).

Землепользователь, передающий земельный участок, должен освободить его от строений, сооружений, каких-либо хозяйственных построек.

Право временного землепользования прекращается в случае истечения срока, на который был предоставлен зе­мельный участок.

Право землепользования юридического лица подлежит прекращению при прекращении его деятельности.

Право землепользования граждан подлежит прекраще­нию в случае прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Перечень случаев, когда право на служебный земельный надел сохраняется, назван в Кодексе о земле (ст. 86).

Право землепользования прекращается изъятием зе­мель в случаях необходимости использования их для бо­лее важных целей (промышленное или иное строительст­во, сооружение различных объектов: дорог, газопроводов и др.). Земельный участок может быть изъят полностью или частично по решению органа, имеющего право изы­мать землю.

Земельный участок может быть изъят у организаций и граждан, если он не используется в течение одного года для сельскохозяйственного производства и двух лет - при пре­доставлении для несельскохозяйственных целей, из-за не­рационального использования земельного участка, невы­полнения мер по охране и защите земель, сохранению пло­дородия и других полезных свойств земли, использования его способами, снижающими плодородие почв, приводя­щими к химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки, а также за система­тическое невнесение земельного налога в сроки, установ­ленные законодательством.

В ГК Республики Беларусь положения, относящиеся к земельным сервитутам, содержатся в разделе 11 («Право собственности и другие вещные права»). Нормы, регламен­тирующие вещные права на недвижимое имущество, скон­центрированы в главе 17 ГК Республики Беларусь «Вещ­ные права на недвижимое имущество». Основные нормы о сервитутах как видах вещных прав содержатся в ст. 268-270 ГК Республики Беларусь.

Появление земельных сервитутов - новое явление для правовой действительности. Однако их истоки имелись уже в Римском частном праве.

Среди новелл Кодекса о земле Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 1999 г., - появление норм, касающихся земельных сервитутов. По своему содержанию земельный сервитут является разновидностью права на чу­жую вещь, неотделимую от права собственности, его пра­вовому урегулированию посвящены ст. 13-15 Кодекса о земле. Постановлением Госкомзема Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. № 5 утверждено Положение о порядке установления и прекращения земельных сервитутов.

Виды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВ законодательстве большинства европейских госу­дарств концепция земельных сервитутов заимствована из римского права, в ней сохранены некоторые из первона­чальных требований - близость, полезность и наличие при­чины, требующей установления сервитута.

Основные положения сервитута могут быть охарак­теризованы следующим образом.

Это одно из вещных прав на землю, представляет со­бой право ограниченного пользования чужим (соседним или другим) земельным участком. Оно закреплено за граж­данами или юридическими лицами. Земельный участок, получающий выгоду от установления сервитута, носит на­именование доминантного, а участок, на котором установ­лен сервитут, - обремененного земельного участка.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком не исключает пользование участком других лиц, включая самого собственника, как аналогичным, так и иным образом.

Сервитут может предоставить только собственник земли. Право сервитута устанавливается в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен в пожиз­ненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Собственник земельного участка вправе рас­порядиться им по своему усмотрению. Переход права соб­ственности не устраняет и не изменяет земельного сервиту­та, и ограничивает права собственника земельного участка, вынужденного считаться с некоторыми правами на него другого лица. Сервитут сохраняется при переходе права на обремененный сервитутом земельный участок к другому лицу. Приобретатель такого участка должен быть уведом­лен об обременении участка сервитутом.

Обладатель сервитута получает право пользования чужим имуществом. Земельный сервитут не устраняет пра­ва владения, пользования и распоряжения земельным уча­стком со стороны собственника этого участка.

Сервитутным правам присуще право следования, т.е. они продолжают действовать при переходе права на зе­мельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу (ст. 15 Кодекса о земле). Земельный сервитут неде­лим. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, передаваться лицам, не являющимся соб­ственниками недвижимого имущества.

6. Сервитутные права устанавливаются не в интересах физического или юридического лица, а в интересах и в пользу доминантного земельного участка как недвижимого имущества, находящегося в собственности, владении или пользовании.

Цели сервитута - хозяйственные нужды, обеспечение прохода, проезда через соседний, а в необходимых случаях -через другой земельный участок; прокладки и эксплуата­ции линий электропередачи, связи и трубопроводов; обес­печение водоснабжения и мелиорации. Перечень целей ус­тановления сервитута не ограничен. Ими могут быть и иные нужды, которые невозможно обеспечить без установ­ления сервитута (сервитуты прогона скота через участок, создание защитных насаждений, различных природоохран­ных объектов и др.).

Сервитут устанавливается и прекращается на основании соглашения между заинтересованным лицом и собственни­ком соседнего участка и подлежит регистрации. Установ­ление сервитута выполняется кадастровым органом. Для этих работ он может привлекать юридических и физичес­ких лиц, имеющих специальное разрешение (лицензию) на выполнение землеустроительных работ. Причем стоимость сервитута, который устанавливается на земельном участке государственной формы собственности, подлежит обяза­тельной оценке.

Гражданское законодательство делит сервитуты на пуб­личные и частные. Земельные сервитуты не следует сме­шивать с правом граждан на использование участков обще­го пользования. Правовое регулирование такого общедо­ступного землепользования осуществляется наряду с зе­мельным и гражданским законодательством.

Земельные сервитуты можно классифицировать на два вида: разрешительный и запретительный. Разрешительный сервитут разрешает использовать участок другим лицом.

Виды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьЗапретительный сервитут обязывает использовать свой земельный участок таким образом, чтобы не ухудшить по­ложение доминантного участка, ради которого он и уста­навливается.

Сервитут устанавливается по соглашению между ли­цом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в установлен­ном порядке. В случае недостижения соглашения, спор разрешается судом по иску заинтересованного лица. В этих случаях сервитут устанавливается на основании решения суда.

Процедура установления сервитута охватывает сле­дующие основные стадии:

подачу письменного заявления заинтересованного лица и собственника обременяемого земельного участка об установлении сервитута в кадастровый орган;

изучение возможности установления сервитута и составление договора о сервитуте;

подписание договора о сервитуте собственниками земельных участков или их представителями;

государственная регистрация сервитута и договора о сервитуте;

выдача документов, удостоверяющих государст­венную регистрацию сервитута.

В договоре о сервитуте должны быть указаны:

кадастровые номера и адреса доминантного и об­ременяемого земельных участков;

сведения о сторонах в договоре;

описание цели установления сервитута с указани­ем его площади;

сведения о размере и способах компенсации (единовре­менная компенсация или компенсация в форме периодиче­ских платежей), выплачиваемых собственнику обременяе­мого земельного участка за установление сервитута;

♦ права, обязанности, ответственность сторон за не­надлежащее исполнение или неисполнение договора;

• круг лиц, обладающих наряду с обладателями сер­витута правом ограниченного пользования обременяемымземельным участком;

другие условия, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

К договору прилагается изготовленная кадастровым ор­ганом схема границ сервитута, которая является его неотъ­емлемой частью. Договор подписывается заявителями в кадастровом органе.

Регистрация сервитута включает государственный ка­дастровый учет границ сервитута и государственную реги­страцию сервитута в государственной земельно-кадас­тровой книге. Заявителю соответствующий кадастровый орган выдает, кроме экземпляра договора с совершением надписи о государственной регистрации, еще и выписку из государственной земельно-кадастровой книги установлен­ной формы.

В проведении процедуры установления сервитута мо-жет быть отказано по следующим причинам:

при наличии запрещений или ограничений в уста­новлении сервитута, предусмотренных законодательством, планом функционального использования территории, гра­достроительной документацией или строительными нор­мами и правилами;

земельный участок и права на него не зарегистрированы в государственной земельно-кадастровой книре; характеристики земельного участка не соответст­вуют сведениям о них в государственной земельно-кадастровой книге;

заявители не являются обладателями права на земельные участки;

между заявителями существует спор об условиях установления сервитута (границы, порядок компенсации и

др.);

• установление сервитута не позволяет использовать
обременяемый земельный участок по целевому назначению;

Виды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике БеларусьВиды права землепользования в Республике Беларусь• цели, для достижения которых устанавливается сервитут, могут быть достигнуты другим способом при тех же затратах.

Заявители вправе обжаловать действия кадастрового органа по установлению сервитута в вышестоящем госу­дарственном органе или суде.

Существуют определенные особенности установления сервитута в случае, когда собственником обременяемого или доминантного земельного участка является государст­во.

Сервитут может носить срочный характер и прекра­титься по истечении срока соглашения об его установле­нии.

Сервитут прекращается аннулированием записи о госу­дарственной регистрации сервитута в государственной зе­мельно-кадастровой книге.

При прекращении сервитута:

а) по соглашению обладателя сервитута и собственника обремененного земельного участка;

б) вследствие прекращения оснований его установле­ния;

в) по причине истечения срока действия сервитута;

г) в случае перехода права собственности на доминант­ный и обрмененный участки к одному лицу аннулирование регистрационной записи осуществляется на основании заявления обладателя сервитута и собственника обремененного земельного участка. Заявление подается в кадастровый орган по месту нахождения обремененного земельного участка.

Сервитут прекращается автоматически в случае анну­лирования записи о регистрации доминантного или обре­мененного земельных участков в государственной земель­но-кадастровой книге.

Если же сервитут прекращается на основании решения суда, то аннулирование регистрационной записи в государ­ственной земельно-кадастровой книге осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. К такому заявлению прилагается судебное решение. При прекращении сервитута заявителю выдаются выписки из государст­венной земельно-кадастровой книги, удостоверяющей го­сударственную регистрацию прекращения сервитута, не­возможности использования земельного участка по назначению в результате обременения его сервитутом.

Земельный сервитут защищается способами, установ­ленными для защиты вещных прав (глава 20 ГК). Облада­тель сервитутных прав вправе требовать признания за ним этих прав; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков, использовать другие способы защиты.

Носитель сервитутных прав имеет право на защиту его владения (ст. 286 ГК). Однако собственник вправе требо­вать в судебном порядке прекращения сервитута в случаях, когда земельный участок не может быть использован в со­ответствии с назначением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.

Похожие работы:

  1. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  2. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  3. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  4. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  5. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  6. •  ... деятельности нотариата в Республике Беларусь
  7. • Права ребенка в Республике Беларусь
  8. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  9. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  10. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  11. • Конституционное устройство республики Беларусь
  12. • Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике ...
  13. • Управление иностранными делами
  14. • Республика Беларусь как объект туризма
  15. • Конституционный строй Республики Беларусь
  16. •  ... граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
  17. • Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ...
  18. • Правовое регулирование гражданства Республики ...
  19. • Гражданство Республики Беларусь
Рефетека ру refoteka@gmail.com