В основу научной классификации права землепользования могут быть положены различные критерии.
По субъектам право землепользования подразделяется на:
право землепользования юридических лиц;
право землепользования физических лиц.
В свою очередь право землепользования организаций можно классифицировать на право землепользования:
сельскохозяйственных;
промышленных;
транспортных;
оборонных;
иных несельскохозяйственных юридических лиц;
религиозных организаций.
Право землепользования граждан может быть классифицировано в зависимости от целей использования земли (для выращивания овощей, картофеля и ягодных культур - огородные участки, для выпаса скота - пастбища).
Отдельные категории работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также других отраслей народного хозяйства могут иметь в пользовании участки:
пахотных земель - до 0,4 гектара;
сенокосные земли (при наличии в личной собственности скота) - до 1 гектара.
Кооперативам по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также отдельным категориям граждан в соответствии со ст. 74 Кодекса о земле могут быть предоставлены гаражные участки.
По срокам землепользования различают постоянное и временное землепользование.
В числе оснований - добровольный отказ от земельного участка (его части). Гражданин не обязан приводить мотивы такого отказа, но должен официально выражать свое заявление об отказе. Соответствующий орган компенсирует землепользователям затраты по улучшению земель или возмещает ущерб, нанесенный нерациональным использованием участков.
Отказ от земельного участка оформляется путем аннулирования документа о предоставлении земельного участка. Ранее действовавший Кодекс о земле содержал такое основание прекращения права землепользования предприятий и организаций, как минование надобности. Инициатива прекращения такого права может исходить от самого землепользователя - предприятия или организации (например, земельный участок перестал быть необходимым в силу изменения деятельности землепользователя).
Землепользователь, передающий земельный участок, должен освободить его от строений, сооружений, каких-либо хозяйственных построек.
Право временного землепользования прекращается в случае истечения срока, на который был предоставлен земельный участок.
Право землепользования юридического лица подлежит прекращению при прекращении его деятельности.
Право землепользования граждан подлежит прекращению в случае прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Перечень случаев, когда право на служебный земельный надел сохраняется, назван в Кодексе о земле (ст. 86).
Право землепользования прекращается изъятием земель в случаях необходимости использования их для более важных целей (промышленное или иное строительство, сооружение различных объектов: дорог, газопроводов и др.). Земельный участок может быть изъят полностью или частично по решению органа, имеющего право изымать землю.
Земельный участок может быть изъят у организаций и граждан, если он не используется в течение одного года для сельскохозяйственного производства и двух лет - при предоставлении для несельскохозяйственных целей, из-за нерационального использования земельного участка, невыполнения мер по охране и защите земель, сохранению плодородия и других полезных свойств земли, использования его способами, снижающими плодородие почв, приводящими к химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки, а также за систематическое невнесение земельного налога в сроки, установленные законодательством.
В ГК Республики Беларусь положения, относящиеся к земельным сервитутам, содержатся в разделе 11 («Право собственности и другие вещные права»). Нормы, регламентирующие вещные права на недвижимое имущество, сконцентрированы в главе 17 ГК Республики Беларусь «Вещные права на недвижимое имущество». Основные нормы о сервитутах как видах вещных прав содержатся в ст. 268-270 ГК Республики Беларусь.
Появление земельных сервитутов - новое явление для правовой действительности. Однако их истоки имелись уже в Римском частном праве.
Среди новелл Кодекса о земле Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 1999 г., - появление норм, касающихся земельных сервитутов. По своему содержанию земельный сервитут является разновидностью права на чужую вещь, неотделимую от права собственности, его правовому урегулированию посвящены ст. 13-15 Кодекса о земле. Постановлением Госкомзема Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. № 5 утверждено Положение о порядке установления и прекращения земельных сервитутов.
В законодательстве большинства европейских государств концепция земельных сервитутов заимствована из римского права, в ней сохранены некоторые из первоначальных требований - близость, полезность и наличие причины, требующей установления сервитута.
Основные положения сервитута могут быть охарактеризованы следующим образом.
Это одно из вещных прав на землю, представляет собой право ограниченного пользования чужим (соседним или другим) земельным участком. Оно закреплено за гражданами или юридическими лицами. Земельный участок, получающий выгоду от установления сервитута, носит наименование доминантного, а участок, на котором установлен сервитут, - обремененного земельного участка.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком не исключает пользование участком других лиц, включая самого собственника, как аналогичным, так и иным образом.
Сервитут может предоставить только собственник земли. Право сервитута устанавливается в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Собственник земельного участка вправе распорядиться им по своему усмотрению. Переход права собственности не устраняет и не изменяет земельного сервитута, и ограничивает права собственника земельного участка, вынужденного считаться с некоторыми правами на него другого лица. Сервитут сохраняется при переходе права на обремененный сервитутом земельный участок к другому лицу. Приобретатель такого участка должен быть уведомлен об обременении участка сервитутом.
Обладатель сервитута получает право пользования чужим имуществом. Земельный сервитут не устраняет права владения, пользования и распоряжения земельным участком со стороны собственника этого участка.
Сервитутным правам присуще право следования, т.е. они продолжают действовать при переходе права на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу (ст. 15 Кодекса о земле). Земельный сервитут неделим. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, передаваться лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества.
6. Сервитутные права устанавливаются не в интересах физического или юридического лица, а в интересах и в пользу доминантного земельного участка как недвижимого имущества, находящегося в собственности, владении или пользовании.
Цели сервитута - хозяйственные нужды, обеспечение прохода, проезда через соседний, а в необходимых случаях -через другой земельный участок; прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов; обеспечение водоснабжения и мелиорации. Перечень целей установления сервитута не ограничен. Ими могут быть и иные нужды, которые невозможно обеспечить без установления сервитута (сервитуты прогона скота через участок, создание защитных насаждений, различных природоохранных объектов и др.).
Сервитут устанавливается и прекращается на основании соглашения между заинтересованным лицом и собственником соседнего участка и подлежит регистрации. Установление сервитута выполняется кадастровым органом. Для этих работ он может привлекать юридических и физических лиц, имеющих специальное разрешение (лицензию) на выполнение землеустроительных работ. Причем стоимость сервитута, который устанавливается на земельном участке государственной формы собственности, подлежит обязательной оценке.
Гражданское законодательство делит сервитуты на публичные и частные. Земельные сервитуты не следует смешивать с правом граждан на использование участков общего пользования. Правовое регулирование такого общедоступного землепользования осуществляется наряду с земельным и гражданским законодательством.
Земельные сервитуты можно классифицировать на два вида: разрешительный и запретительный. Разрешительный сервитут разрешает использовать участок другим лицом.
Запретительный сервитут обязывает использовать свой земельный участок таким образом, чтобы не ухудшить положение доминантного участка, ради которого он и устанавливается.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в установленном порядке. В случае недостижения соглашения, спор разрешается судом по иску заинтересованного лица. В этих случаях сервитут устанавливается на основании решения суда.
Процедура установления сервитута охватывает следующие основные стадии:
подачу письменного заявления заинтересованного лица и собственника обременяемого земельного участка об установлении сервитута в кадастровый орган;
изучение возможности установления сервитута и составление договора о сервитуте;
подписание договора о сервитуте собственниками земельных участков или их представителями;
государственная регистрация сервитута и договора о сервитуте;
выдача документов, удостоверяющих государственную регистрацию сервитута.
В договоре о сервитуте должны быть указаны:
кадастровые номера и адреса доминантного и обременяемого земельных участков;
сведения о сторонах в договоре;
описание цели установления сервитута с указанием его площади;
сведения о размере и способах компенсации (единовременная компенсация или компенсация в форме периодических платежей), выплачиваемых собственнику обременяемого земельного участка за установление сервитута;
♦ права, обязанности, ответственность сторон за ненадлежащее исполнение или неисполнение договора;
• круг лиц, обладающих наряду с обладателями сервитута правом ограниченного пользования обременяемымземельным участком;
другие условия, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
К договору прилагается изготовленная кадастровым органом схема границ сервитута, которая является его неотъемлемой частью. Договор подписывается заявителями в кадастровом органе.
Регистрация сервитута включает государственный кадастровый учет границ сервитута и государственную регистрацию сервитута в государственной земельно-кадастровой книге. Заявителю соответствующий кадастровый орган выдает, кроме экземпляра договора с совершением надписи о государственной регистрации, еще и выписку из государственной земельно-кадастровой книги установленной формы.
В проведении процедуры установления сервитута мо-жет быть отказано по следующим причинам:
при наличии запрещений или ограничений в установлении сервитута, предусмотренных законодательством, планом функционального использования территории, градостроительной документацией или строительными нормами и правилами;
земельный участок и права на него не зарегистрированы в государственной земельно-кадастровой книре; характеристики земельного участка не соответствуют сведениям о них в государственной земельно-кадастровой книге;
заявители не являются обладателями права на земельные участки;
между заявителями существует спор об условиях установления сервитута (границы, порядок компенсации и
др.);
• установление
сервитута не
позволяет
использовать
обременяемый
земельный
участок по
целевому назначению;
• цели, для достижения которых устанавливается сервитут, могут быть достигнуты другим способом при тех же затратах.
Заявители вправе обжаловать действия кадастрового органа по установлению сервитута в вышестоящем государственном органе или суде.
Существуют определенные особенности установления сервитута в случае, когда собственником обременяемого или доминантного земельного участка является государство.
Сервитут может носить срочный характер и прекратиться по истечении срока соглашения об его установлении.
Сервитут прекращается аннулированием записи о государственной регистрации сервитута в государственной земельно-кадастровой книге.
При прекращении сервитута:
а) по соглашению обладателя сервитута и собственника обремененного земельного участка;
б) вследствие прекращения оснований его установления;
в) по причине истечения срока действия сервитута;
г) в случае перехода права собственности на доминантный и обрмененный участки к одному лицу аннулирование регистрационной записи осуществляется на основании заявления обладателя сервитута и собственника обремененного земельного участка. Заявление подается в кадастровый орган по месту нахождения обремененного земельного участка.
Сервитут прекращается автоматически в случае аннулирования записи о регистрации доминантного или обремененного земельных участков в государственной земельно-кадастровой книге.
Если же сервитут прекращается на основании решения суда, то аннулирование регистрационной записи в государственной земельно-кадастровой книге осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. К такому заявлению прилагается судебное решение. При прекращении сервитута заявителю выдаются выписки из государственной земельно-кадастровой книги, удостоверяющей государственную регистрацию прекращения сервитута, невозможности использования земельного участка по назначению в результате обременения его сервитутом.
Земельный сервитут защищается способами, установленными для защиты вещных прав (глава 20 ГК). Обладатель сервитутных прав вправе требовать признания за ним этих прав; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков, использовать другие способы защиты.
Носитель сервитутных прав имеет право на защиту его владения (ст. 286 ГК). Однако собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута в случаях, когда земельный участок не может быть использован в соответствии с назначением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».
Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.
Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.