реферат на тему:
«Взятка – помеха в осуществлении конституционных прав и свобод»
В ст. 290 Уголовного кодекса написано, что получением взятки является - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Основная суть данного преступления является то, что должностное лицо в силу своих полномочий должно помогать в осуществлении конституционных прав и свобод. Здесь же вырисовывается несколько другая картина, когда должностное лицо, получая взятку, фактически продает права другого человека и граждане попадают в «правовое рабство» чиновника, где их права и свободы попадают в свободную торговлю, а их мнения ни кто не спрашивает.
Взяточничество в России - неизлечимая болезнь. Даже самый простой вопрос иной раз невозможно решить, не дав взятку. А это опасно. Можно стать обвиняемым в подкупе должностного лица. Как избежать такого поворота событий?
Взяточничество поразило все сферы общества. Попытки государства изжить его, проводя такие громкие кампании, как "Чистые руки" или "Оборотни в погонах", к желаемому результату, к сожалению, не приводят. Взяточничество остается серьезной проблемой. Любой руководитель фирмы или главный бухгалтер может подтвердить, что почти каждая налоговая проверка заканчивается дачей взятки проверяющим.
В 2005 году генпрокурор России Владимир Устинов заявил, что "коррупция в стране достигла опасно высокого уровня". А чуть позже премьер-министр Михаил Фрадков, выступая на отчетной коллегии МВД, обнародовал неутешительную статистику. Он отметил, что в 2004 году было выявлено более семи тысяч фактов взяточничества. Однако и столь внушительное количество преступлений "не отражает истинных масштабов коррупции".
Среди задержанных по подозрению в получении взяток около 5 процентов составляют чиновники высокого ранга: работники министерств и ведомств, сотрудники таможенных органов, главы администраций районов.
Одним из таких видов деятельности, которая получила всеобщее распространение со вступлением нашей страны в конце XX века в рыночные капиталистические отношения и продолжается до сих пор, стало так называемое спонсирование коммерческими структурами государственных учреждений, или, если подойти к этому явлению с обратной стороны, вымогательство государственными учреждениями имущества у коммерческих и иных организаций, а также у граждан. На сегодня это сложившиеся устойчивые связи со своими правилами, ценами, прейскурантом услуг и другими атрибутами взаимовыгодного сотрудничества представителей государства и бизнеса.
Очень часто имеет место непрямое предложение дать взятку, очень часто это проявляется в затягивании рассмотрения дела или во фразах типа: « Ну, вы же понимаете, что рассмотрение данного дела требует особого внимания.» или « без покровительства вышестоящего лица данное решение не будет принято». В данном случае чиновник понимает, что человек будет вынужден прибегнуть к даче взятки
Взяточничество является одним из наиболее опасных должностных преступлений. Оно встречается почти во всех сферах повседневной жизни. В виде взятки обычно используют деньги реже драгоценные и дорогие вещи. Взяточничество при всем при этом остается одним из самых трудных для раскрывания преступлений. Взяткополучателями очень часто становятся руководители различных рангов, пользующиеся большим авторитетом и уважением, взяткодатели тоже оказываются очень влияющими людьми, обладающие чрезмерным доверием со стороны правоохранительных органов.
Всю опасность взяточничества недавно признало международное сотрудничество подписав конвенцию « Против коррупции ».
Дача взятки, так же является уголовно наказуемым деянием. Хотя взяточничество и относится к числу наиболее латентных преступлений (то есть таких, когда о совершении преступления не сообщается в правоохранительные органы, и разоблачить его весьма непросто) в связи с тем, что взаимна заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя и нежелание последних делать свои отношения публично известными.
Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, или если хотя бы ее часть принята должностным лицом. Мотивы дачи взятки и цели, которые добивается взяткодатель, могут быть разными, но в целом это корыстные побуждения, желание обойти закон, получить льготы, освободиться от ответственности. Субъектом преступления дачи взятки является любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
В статье 2 Конституции РФ прописано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А их защита является обязанностью государства. Но наше государство, к большому сожалению, не справляется с данной обязанностью. Что проявляется в частых, почти ставших систематичными нарушениях прав и свобод человека.
Размах взяточничества в нашей стране связан сразу с несколькими фактами:
- неблагоприятная экономическая обстановка;
- несовершенная законодательная база;
- глубокое социальное расслоение;
- бездействие правоохранительных органов.
Все это было особенно заметно в первое десятилетие существования Российской Федерации, сейчас по всем этим пунктам произошли позитивные сдвиги, которые в целом нормализовали обстановку в стране. Но с другой стороны, за это десятилетие образовалась гранитная психология в обществе, что взятка это явление нормальное, ее дают везде и каждому. И если взять большинство публикаций посвященных этой теме, то действительно складывается мнение, что в получении и даче взятки ничего плохого нет. И не смотря на то, что уголовная ответственность наступает, как за получение взятки, так и за ее дачу, взятку продолжают охотно давать и брать.
Так по исследованиям фонда «Индем» объем взяток в 2005 году составил 316 млрд. долларов, что превысило доходы государственного бюджета в 2.7 раза (конечно чужие деньги считать не прилично, но вы только представьте, что эта денежная масса пошла в социальный сектор или хотя бы на развитие производства, но нет, судьба этих средств распорядилась по-другому).
Высокий уровень коррупции в России подрывает не только конкурентоспособность российской экономики, но и является серьезным барьером для привлечения иностранных инвестиций в нашу страну. Если для российского менталитета коррупция почти стала нормой жизни (вопреки статьям Уголовного кодекса РФ), то для иностранных инвесторов помимо принципов деловой этики, существует угроза привлечения к уголовной ответственности за подкуп иностранных чиновников.
Рыночная экономика (и соответственно предпринимательство) объективно нуждаются в государственном регулировании. Такая необходимость вытекает из положений о несостоятельности рынка, предоставленного самому себе; отсутствии в рыночных условиях хозяйствования действенных механизмов, способных защитить общественные интересы и оградить общество от нежелательных последствий в будущем. При этом рыночную экономику (и соответственно предпринимательство) государство должно именно регулировать (т.е., направляться в нужное обществу русло), а не ставить на ее пути экономически бессмысленные препоны, барьерами, препятствующие нормальному хозяйствованию, как это имеет место в большинстве случаев.
В настоящее время в России идет мучительный поиск оптимального соотношения между публичными и частными интересами, между подлинными публичными интересами и теми средствами их защиты и соблюдения, которые используют государственные органы. Среди юристов, экономистов, чиновников и предпринимателей постоянно идут споры о целесообразности и эффективности существующих административных и экономических рычагов регулирования рыночных отношений. Крупный бизнес, крупные предпринимательские структуры могут перешагнуть через чрезмерные административные барьеры, поскольку имеют квалифицированную юридическую поддержку, средства противодействия в отношении государственной власти, которые (в условиях слабости правовой системы и неразвитости гражданского общества) потенциально могут быть использованы вопреки интересам всего общества. Средний и малый бизнес (а именно он обеспечивает занятость населения и реализует социальную функцию в обществе) самостоятельно не может их преодолеть. Именно поэтому в данной сфере необходима переоценка ценностей государства в отношении предпринимателей, осознание их не только как субъектов частного права, но и как субъектов публичного права, имеющих не только обязанности, но и определенные права в отношении органов публичной власти.
Во взятке всегда заинтересованы две стороны (если одна, то это уже вымогательство), с одной стороны взяткодатель, который заинтересован в скорейшем принятии решения, либо рассчитывающий выиграть какой-либо конкурс, заведомо понимая, что во многом уступает своим конкурентом. С другой стороны взяткополучатель, который за один росчерк пера может получить сумму, многократно превышающую его заработную плату. Конечно, обе стороны рискуют, так как за получение и дачу взятки предусмотрено лишение свободы, но на сегодняшний день придумано не мало способов безопасной передачи взятки, фиксация и перехват которой фактически не возможен. Вот и докажи потом, что за тем или иным действием должностного лица лежит как раз взятка, а не обычная ошибка или недоработка, за которую может быть предусмотрено лишь дисциплинарное взыскание.
Таким образом, одним из способов конкурентной борьбы служит не введение инновационных технологий, минимизация издержек и т.д., а передача чиновнику взятки, который в сою очередь устраняет более честного конкурента.
Ни одна из сторон не задумывается над тем, что реально своими действиями нарушают чьи-то права и свободы. А в ходе этого, кстати, страна теряет очень много, вследствие чего падает общий ее потенциал. Надо заметить, что для творческого авангарда созидание – лучший вид самореализации.
С этой проблемой связан вопрос об отношении к талантливому человеку, одаренному в одной в какой-нибудь одной отрасли, либо в нескольких, специалисту которого уважают и ценят во всем мире, который понимает, что объективно сильней других, а потому и использующий подпольные технологии для достижения целей. Пора понять что талант – это большая ценность, и чем больше будет предоставлено возможностей для реализации одаренности конкретного человека, тем больше пользы получит общество. Наоборот, связывание творческой инициативы, подавление одаренности оборачивается для общества многократными потерями. Самое главное, что место одаренной личности в таких случаях оказывается, занята заурядной посредственностью, которая начинает тормозить решение любой проблемы.
Конечно, в данном случае можно возразить, что права данного субъекта не нарушаются и что он может принять участие в каком-нибудь другом мероприятии, где его талант высоко оценят, но на самом деле это не так, приведу два примера. Первый из спортивной жизни вот серебряный призер олимпиады по марафонскому бегу, а вот простой студент, изредка занимающийся спортом. Кто же из них победит в марафонском забеге? Конечно же, марафонец, но только не в том случае, если он уже преодолевал данную дистанцию сегодня. Второй пример из теории вероятности. Допустим, что существует десять вакансий, на которые претендует тридцать человек, пять из них объективно сильнее этого человека, четыре заплатили взятки, а один попал случайно. И таким образом получилось, что более одаренный человек не попал в эту десятку, в то время как пятеро из этого числа, оказались людьми со средним уровнем знаний. И какая же продуктивность будет у этого коллектива? И насколько меньше пользы принесет он стране.
Принцип равенства, к сожалению так и останется лишь короткой записью в конституции до тех пор, пока не начнется эффективная борьба со взяточничеством в нашей стране. Изучая проблему взятки в нашей стране, понимаешь, что право на труд, свободная конкуренция, свобода творчества, право на участие в управлении делами государства – на пути всего этого встает как раз проблема взяточничества. И дело не только в необходимости ужесточения законодательства, но и культурном уровне общества, надо радикально менять сложившиеся стереотипы. Надо строить общество таким образом, чтобы каждый понимал, что, давая взятку нельзя решить стоявшую перед тобой проблему. В данном случае всегда найдется человек, который сможет дать больше и все твои достижения окажутся никому не нужными. Всегда лучше идти медленно и верно, чем потом больно упасть. Но, к сожалению сейчас все по другому, каждый знает, что лучше заплатить и спокойно спать, чем ждать принятого решения, которое будет принято не в его пользу. Образовывается замкнутый круг, когда начинают давать взятку даже за то, чтобы разбираемый вопрос был решен по закону и по справедливости.
В борьбе с явлением взяточничества в нашей стране надо пойти не путем ужесточения законодательства, а путем улучшения деятельности правоохранительных органов и суда. Те, кто дает и получает взятку, в первую очередь должны понимать, что за этим последует неотвратимое наказание. На данный момент возникает ситуация когда данной ответственности никто не боится, на столько мал размер раскрывания данных преступлений.
Список используемой литературы:
Конституция РФ
Уголовный кодекс РФ/ Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.
Андреев В.И. « Ответственность за получение и дачу взятки»/«Российский следователь», № 1, 2005.
Бенедиктов П.Н. « Понятие коррупции и как с ней бороться»/ « Российский следователь», № 4, 2003.
Исаев В.К. « Взятка в России»/ « Власть», № 8, 2005.
Постылаев Е.Н. « Совершенствование законодательства за провокацию взятки»/ « Уголовное право», № 3, 2005.