Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Унитарные предприятия

Содержание


Введение

1. Понятие, признаки и формы унитарных предприятий

1.1 Понятие и признаки унитарных предприятий

1.2 Формы унитарных предприятий

2. Порядок образования и учредительные документы унитарных предприятий

2.1 Порядок образования унитарных предприятий

2.2 Учредительные документы унитарных предприятий

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий

Заключение

Список использованных источников


Введение


Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве. Например, разрабатывается проект Закона "Об унитарных предприятиях" [17].

Целью своей курсовой работы я ставлю исследовать теоретическое понятие унитарного предприятия как юридического лица, рассмотреть практические наработки в гражданском законодательстве, относящиеся к унитарным предприятиям.

Рассмотрение темы моей курсовой работы ставит следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, признаки и формы унитарных предприятий.

2. Рассмотреть порядок образование и учредительные документы унитарных предприятий.

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий.

В ходе написания курсовой работы мной использовались следующие методы: изучение литературы; обобщение материалов периодической печати; работа с нормативно-правовыми актами в области гражданского законодательства; изучение и обобщение нормотворческой деятельности органов государственного управления при регулировании вопросов касающихся унитарных предприятий.

Исходя из этого, я в большей мере опирался на научные источники и нормативные акты опубликованные в последние года, а также мной были рассмотрены законопроекты в данной области:

1. Витушко В.А. Курс гражданского права: Общая часть. В 2 томах. Т.1: научно-практическое пособие. Мн.: БГЭУ. 2001. - 414 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.

3. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Ч 1/Под. общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея. 2000.976 с.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн.1. Разд.I. Общие положения. Разд. II. Право собственности и другие вещные права // Отв. ред. Чигир В.Ф. Мн.: Амалфея. 2005.1040 с.

5. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: Учеб. Пособие. - Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь. 2004. - 496 с.

6. О предпринимательстве: Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII (с изм. и доп. от 30.07.2004 г. № 307-З) // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 2004. № 122.2/1056.

7. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. (ред. от 05.12.2002 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. - № 141.2/904.

8. О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2003 г. № 359 (С изм. и доп. от 14.12.2005 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 1.5/16952.

9. О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 г. № 1/637 (ред. от 24.09.2007 г. № 447) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. - № 1/7075.

11. О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом: Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 г. № 118 (с измен. и доп. от 11.09.2003 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. - № 105.1/4911.

12. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (с измен. и доп. от 10.04.2006 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 58.1/7426.

13. О создании республиканских казенных предприятий: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10 2003 г. № 1420 (ред. от 17.11.2007 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 287, 5/26185.

14. Об унитарных предприятиях: Проект Закона Республики Беларусь от 17.01.2007 г. // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО "Юриспектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн. 2007.

15. Паращенко В.Н. Хозяйственное право в 2 ч. Ч 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998. - 320 с.

16. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практ. пособие / С.С. Вабищевич. - Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2002. - 369 с.

17. Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 г. № 913 (с измен. и доп. от 16.10.2007 г. № 1337) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 253, 5/25990.

1. Понятие, признаки и формы унитарных предприятий


1.1 Понятие и признаки унитарных предприятий


Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия [3, ч.1 п.1 ст.113].

Унитарное предприятие является юридическим лицом и обладает всеми признаками юридического лица:

1. Организационное единство. Унитарное предприятие имеет единую организационную структуру, то есть внутреннее устройство, которое определяет структурные подразделения юридического лица и их подчиненность единому руководящему органу [8, с.125].

Например, руководящим органом предприятия является - руководство предприятия, а структурными подразделениями будут отделы, цеха производственные единицы предприятия.

2. Имущественная обособленность. Имущество унитарного предприятия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, уставом предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Имущество унитарного предприятия составляет его основные фонды и оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.

Например, унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, предоставленным ему собственником для осуществления хозяйственной деятельности в пределах, установленных действующим законодательством [7, с.224].

3. Имущественная ответственность. В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание [3, ст.52].

К примеру, согласно п.5 ст.113 Гражданского кодекса Республики Беларусь унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

4. Выступление в гражданском обороте и суде от своего имени. Самостоятельность унитарного предприятия, как юридического лица в гражданском обороте означает его право заключать без доверенности сделки, самому отвечать по долгам.

При возникновении споров унитарное предприятие само выступает в качестве истца или ответчика в суде, хозяйственном, третейском суде и другом суде.

5. Наличие самостоятельного баланса. Баланс - это финансовый план юридического лица, выражающий в денежной форме доходы, поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения с государственным бюджетом, кредитные отношения (получение и погашение ссуд, уплаты процентов) [22, с.39, 387].

Баланс отражает результаты финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица. Наличие самостоятельного баланса является подтверждением имущественной обособленности юридического лица. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Республики Беларусь, является Закон от 18 октября 1994 г. № 332-XII (ред. от 17 мая 2004 г. № 278-З)"О бухгалтерском учете и отчетности" [7, с.117].

Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что унитарное предприятия обладает всеми признаками юридического лица: организационным единством, имущественной обособленностью, имущественной ответственностью, выступает в гражданском обороте и суде от своего имени и имеет самостоятельный баланс.

Так же надо отметить, что выступление в гражданском обороте от своего имени является одним из основных признаков в определении юридического лица. Унитарное предприятие обладает данным признаком, что подчеркивает его характерную особенность проявления самостоятельности и гражданскую правосубъектность.


1.2 Формы унитарных предприятий


Унитарное предприятие может быть образованно в форме:

1. Государственные (республиканские и коммунальные) унитарные предприятия, обладающие правом оперативного управления или хозяйственного ведения на имущество.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления [3, ч.2 п.2 ст.113].

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности соответствующей административно-территориальной единицы. Например, если предприятие находится на территории Гомельской области и относится к ведению какой-то административно-территориальной единицы, то и предприятие, и имущество этого предприятия является собственностью этой административно-территориальной единицы [7, с.117]. Например, если предприятие находится на территории Гродненской области и относится к ведению какой-то административно-территориальной единицы, то и предприятие, и имущество этого предприятия является собственностью этой административно-территориальной единицы. Но это не всегда означает, что если предприятие находится на территории какой-то административно-территориальной единицы, то имущество его составляет собственность этой единицы. К примеру, УП "Завод полупроводниковых приборов" находится на территории Минской области, но имущество его не относится к собственности этой административно-территориальной единицы, так как данной предприятие является республиканским унитарным предприятием.

Государственные или коммунальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, являются самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладают правами юридического лица, имеют закрепленное за ними имущество, производят и реализуют продукцию, оказывают услуги и выполняют другие работы, не запрещенные законодательством. Главной задачей деятельности этих предприятий является получение прибыли.

2. Частные унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество.

Имущество частного унитарного предприятия - в собственности физического лица. Это может быть совместная собственность супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо юридического лица, образованного на основе частной собственности.

Унитарное предприятие, учреждающее дочернее предприятие, пользуется в отношениях с дочерним предприятием теми же правами, которыми пользуется собственник в отношениях с унитарным предприятием, учредившим дочернее предприятие.

Долевая собственность на имущество унитарного предприятия не допускается [7, с.224].

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, определяемых законодательством. Собственник имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества.

Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд, вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. В соответствии с ч.2 п.3 ст.276 Гражданского кодекса Республики Беларусь движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством или собственником.

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Собственник вправе изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по назначения. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством [3, п.3 ст.52].

Согласно п.5 ст.115 Гражданского кодекса Республики Беларусь, по обязательства казенного предприятия при недостаточности его имущества Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность.

В заключение данного вопроса следует повторить, что в форме унитарного предприятия могут быть образованы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Соответственно имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица.

Унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Законом проведено разграничение имущества предприятий, по отношению к которым оно может находиться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, установленных законодательством [3, п.8 ст.114].

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) при недостаточности имущества по имеющимся обязательствам этих предприятий субсидиарную ответственность несет государство.

Унитарное предприятие может образовывать дочерние предприятия с передачей части своего имущества. Долевая собственность на имущество унитарного предприятия не допускается.

Унитарные предприятия, как обладающие правом хозяйственного ведения, так и оперативного управления, осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Этим унитарные предприятия отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении.

2. Порядок образования и учредительные документы унитарных предприятий


2.1 Порядок образования унитарных предприятий


Унитарное предприятие не возникает само по себе. Для его создания необходима инициатива и воля его учредителей. Унитарные предприятия являются особой разновидностью коммерческих организаций. Специфика данных субъектов хозяйствования гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной (коммунальной) собственности или в собственности лица и принадлежит только предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такая особенность определяет присущий только унитарным предприятиям способ образования - распорядительный порядок образования.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает (создается) на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа.

Для распорядительного способа образования юридического лица характерны следующие стадии:

1. Обоснование необходимости образования нового юридического лица и издание нормативного правового акта компетентным органом государства.

Например, компетентные органы государства приходят к решению, что на территории Республики Беларусь создание какого-то конкретного предприятия будет способствовать оздоровлению экономики. На основании решения издается нормативный акт, регламентирующий образование данного предприятия.

2. Организационная работа. На этой стадии происходит выделение средств, открытие счетов для финансирования работ, подборка кадров, изготовление проектно-сметной документации.

Руководитель будущего унитарного предприятия назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

3. Подготовка и утверждение устава, разработка учредительных документов, в которых должны быть отражены специфика и характер деятельности юридического лица.

Например, в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь "О создании республиканских казенных предприятий" говорится, что для создания на базе Центра утилизации авиационных средств поражения утвердить прилагаемый к постановлению устав предприятия [16, п.1-3].

В заключение данного вопроса следует повторить, что унитарные предприятия образуются в распорядительном порядке. Для распорядительного способа образования характерны 3 стадии. Это стадия обоснование необходимости образования нового предприятия и издание нормативного правового акта компетентным органом государства; организационная работа и стадия подготовка и утверждение устава.


2.2 Учредительные документы унитарных предприятий


Согласно ст.48 Гражданского кодекса республики Беларусь юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Учредительные документы унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый учредителем унитарного предприятия [3, п.2 ст.114].

Согласно п.2 ст.115 Гражданского кодекса Республики Беларусь устав казенного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. В фирменном наименовании казенного предприятия должно быть указано, что предприятие является казенным.

Устав разрабатывается и утверждается его учредителями. Подготовка устава унитарного предприятия осуществляется в соответствии с Типовым или Примерным уставом об унитарном предприятии.

В соответствии с п.2 ст.48 Гражданского кодекса Республики Беларусь и п.29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в уставе унитарного предприятия должны быть указаны наименование предприятия, подчиненность предприятия, внутренняя структура, система органов и их компетенция, место нахождения. Так же в уставе унитарного предприятия обязательно должны быть сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Размер уставного фонда унитарного предприятия определяется его учредителям, но он не может быть менее суммы, определенной законодательством об унитарных предприятиях. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установлен в размере 800 евро, а для казенных - 400 евро, крестьянских (фермерских) хозяйств - 150 евро. Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы представляются в регистрирующие органы [7, с.225].

В случае создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий для осуществления преимущественно производственной деятельности, этот размер минимального уставного фонда уменьшается в два раза. При этом до государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия [3, п.4 ст.114]. Исключение, государственные унитарные предприятия, сроки, формирования уставных фондов которых устанавливаются Правительством Республики Беларусь [15, пп.40.2].

Уставный фонд унитарного предприятия является гарантией для кредиторов в выполнении предприятием своих обязательств. Поэтому в случае принятия учредителем унитарного предприятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В таких случаях кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков [3, п.6 ст.114].

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается учредителем, а устав казенного унитарного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. Например, Устав республиканского казенного предприятия "Центр утилизации авиационных средств поражения" утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.10 2003 г. № 1420 [16, п.3].

3. Прекращение деятельности унитарных предприятий


Унитарное предприятие может быть реорганизовано и ликвидировано в порядке установленном законодательством [7, с.225].

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) - это преобразование юридического лица без прекращения его деятельности в соответствии с действующим законодательством.

При реорганизации юридического лица должно соблюдаться правопреемства.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена:

1. Путем разделения (выделения) предприятия с тем, чтобы имущество предприятий, образованных в результате реорганизации, не находилось в собственности двух или более лиц.

В случае разделения юридического лица к вновь созданным в результате этого разделения юридического лица переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. Иными словами, разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и на его месте возникает два новых юридических лица [1, с.267].

При выделении из юридического лица одного или нескольких лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Законодательством предусмотрено, что реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов, в том числе при этом четко определены случаи порядка осуществления реорганизации юридического лица по решению суда.

Например, в п.2 ст.53 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридического лица. Утверждение судом указанных документов является основанием для регистрации вновь возникающих юридических лиц.

2. Путем преобразования в хозяйственное товарищество или общество в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон.

При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать данные о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и предоставляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц [3, ст.55].

Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования может осуществляться только с согласия уполномоченных государственных органов [21, п.32].

3. Путем выплаты соответствующей компенсации одним из сособственников имущества другим сособственникам их доли в общей собственности [7, с.225].

Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших предприятий.

Так же надо отметить что, если реорганизация или переход имущества в собственность одного лица будет противоречить законодательству либо окажется невозможным по другим причинам, унитарное предприятие подлежит ликвидации.

Ликвидация - это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [3, п.1 ст.57]. Ликвидация унитарных предприятий может быть добровольной и принудительной.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также по истечении срока и достижения тех целей, ради которых юридическое лицо было создано.

В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению хозяйственного суда в случаях:

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;

систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

при признании юридического лица несостоятельным (банкротом). Согласно п.4 ст.57 Гражданского кодекса Республики Беларусь положение о ликвидации юридического лица вследствие экономической несостоятельности (банкротства) не распространяется на учреждения и казенные предприятия.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Однако казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь.

Унитарное предприятие подлежит реорганизации или ликвидации в случае, если право собственности на его имущество в результате раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами перейдет к двум или более лицам.

Заключение


Написав курсовую работу по теме "Унитарные предприятия как юридические лица" и проработав, все поставленные мной цели и задачи курсовой работы я делаю, вывод, что унитарные предприятия является юридическим лицом. Унитарные предприятия имеют большое значение в развитии экономики нашей страны.

Унитарные предприятия являются особой разновидностью коммерческих организаций. Как унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения, так и казенные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Эти они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении. Этим же обусловлены и особенности унитарных предприятий.

Понятие унитарного предприятия содержится в ч.1 п.1 ст.113 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях - декретами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Издаваемые и проектируемые правовые акты в области законодательства унитарных предприятий определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации унитарных предприятий в условиях развития рыночных отношений.

Законодательство в области унитарных предприятий направлено на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления.

Так же надо отметить, что институт юридического лица в гражданском праве постоянно развивается. Необходимость совершенствования и развития связана с вхождением в рынок. Интерес к исследованию и конструированию понятия унитарного предприятия как юридического лица в условиях проявления рыночных отношений приобрел особую значимость. Ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между субъектами хозяйствования в процессе их взаимодействия, требуется само понимание сущности унитарного предприятия, четкая правовая регламентация деятельности унитарных предприятий.

Помоему мнения, возрастание интереса к унитарным предприятиям как юридическим лицам в гражданском праве обусловливается перестройкой внешнеэкономических связей, а также созданием совместных предприятий с участием зарубежных партнеров.

Список использованных источников


1. Витушко В.А. Курс гражданского права: Общая часть. В 2 томах. Т.1: научно-практическое пособие. Мн.: БГЭУ. 2001. - 414 с.

2. Вишневский А. Ф Общая теория государства и права: Учеб. пособие.2-е изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2004. - 688 с.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.

4. Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов.3-е изд. перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007.720 с.

5. Гражданское право: Учебник. В 2-х ч. Ч 1/Под. общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея. 2000.976 с.

6. Гражданское право: Учебник в 2 частях. Ч.1/Под ред.А.П. Сергеева Ю.К. М.: Проспект. 1998.623 с.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн.1. Разд.I. Общие положения. Разд. II. Право собственности и другие вещные права // Отв. ред. Чигир В.Ф. Мн.: Амалфея. 2005.1040 с.

8. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: Учеб. Пособие. - Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь. 2004. - 496 с.

9. О предприятиях: Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 г. № 93-З (ред. от 14.05.2001 г. № 16-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. - № 2/278.

10. О предпринимательстве: Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 г. № 813-XII (с изм. и доп. от 30.07.2004 г. № 307-З) // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 2004. № 122.2/1056.

11. Об объектах, находящихся только в собственности государства: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 г. (ред. от 05.12.2002 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. - № 141.2/904.

12. О некоторых вопросах ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2003 г. № 359 (С изм. и доп. от 14.12.2005 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 1.5/16952.

13. О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 г. № 1/637 (ред. от 24.09.2007 г. № 447) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. - № 1/7075.

14. О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом: Указ Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 г. № 118 (с измен. и доп. от 11.09.2003 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. - № 105.1/4911.

15. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (с измен. и доп. от 10.04.2006 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. - № 58.1/7426.

16. О создании республиканских казенных предприятий: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.10 2003 г. № 1420 (ред. от 17.11.2007 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 287, 5/26185.

17. Об унитарных предприятиях: Проект Закона Республики Беларусь от 17.01.2007 г. // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО "Юриспектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мн. 2007.

18. Паращенко В.Н. Хозяйственное право в 2 ч. Ч 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998. - 320 с.

19. Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть. - Мн.: ПолитБиг, 1999. - 340 с.

20. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практ. пособие / С.С. Вабищевич. - Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2002. - 369 с.

21. Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 г. № 913 (с измен. и доп. от 16.10.2007 г. № 1337) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 253, 5/25990.

22. Толковый словарь экономиста, коммерсанта, банкира, менеджера, страховщика, аудитора и бухгалтера. / Сост. Т.И. Мезенцева. - Мн.: Белорусская ассоциация бухгалтеров. 1997. - 867 с.

Похожие работы:

  1. • Особенности правового статуса государственных унитарных ...
  2. • Правовое регулирование деятельности унитарного ...
  3. • Унитарное предприятие как организационно-правовая форма
  4. •  ... государственных и муниципальных унитарных предприятий
  5. • Особенности управления капиталом унитарного предприятия
  6. • Унитарные предприятия
  7. • Роль и место унитарных предприятий в российском ...
  8. • Библиотека как муниципальное унитарное предприятие
  9. • Гражданско-правовое положение унитарного предприятия ...
  10. • Правовой статус государственных и муниципальных унитарных ...
  11. • Финансы государственных унитарных предприятий
  12. • Реформирование унитарных предприятий
  13. • Финансовый контроль деятельности унитарных ...
  14. • Создание санатория в форме унитарного предприятия
  15. • Налогообложение унитарных и муниципальных предприятий
  16. • Финансовое планирование в унитарных предприятиях
  17. • Организационно-правовые формы предприятий
  18. •  ... и муниципальных унитарных предприятий и учреждений
  19. •  ... на примере муниципального унитарного предприятия РОС-АЛКАС- ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com