Реферат на тему:
«Трудовые споры»
Выполнила:
студентка,
Кухальская Н.К.
Проверил:
преподаватель,
Агафонов А.В.
Красноярск 2010
Трудовые споры - это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками, с одной стороны, и работодателем - с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде.
В настоящее время соблюдение трудового законодательства становится одним из наиболее приоритетных направлений политики компаний. Так, все возрастающая правовая грамотность работников в вопросах трудового права, усиление роли социального партнерства в трудовых отношениях и увеличение контроля со стороны государства по защите прав работников приводят к резкому росту количества трудовых споров, значительному возрастанию уровня штрафных санкций, и, соответственно, увеличению потребности в защите интересов сторон трудовых правоотношений.
Ненадлежащее внимание к соблюдению на первый взгляд малозначительных требований трудового законодательства (в вопросах ведения кадрового делопроизводства, соблюдения требований законодательства по охране труда, правильного определения трудовой функции каждого работника и т.д.) может привести к крайне негативным последствиям, вплоть до уголовной ответственности.
И это в то время как трудовое законодательство предусматривает целый ряд процедур, дающих возможность урегулировать спор, не доводя его до суда и не прибегая к увольнению работника.
Вопросы трудовых правоотношений – отрасль, требующая тщательной проработки, как со стороны работодателя, так и со стороны работников. Обе стороны зачастую не задумываются о том, как путем грамотного использования трудового законодательства РФ можно избежать серьезных конфликтов.
Комиссия по трудовым спорам - в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации - первичный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях).
Образование комиссий
Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Представители работодателя в комиссию назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников. По решению общего собрания работников комиссии могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.
Комиссия имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
Компетенция комиссии
Комиссия является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Срок обращения в комиссию
Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.
Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии
Заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. Комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ. Комиссия имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы. Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.
Порядок принятия решения комиссией и его содержание
Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии указываются:
наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения;
фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
результаты голосования.
Копии решения комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.
Исполнение решений комиссии
Решение комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. На основании удостоверения, выданного комиссией и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Обжалование решения комиссии и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд
В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу. В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Что надо знать для защиты трудовых прав?
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Иски по трудовым спорам предъявляются в районный (городской) суд по месту жительства ответчика, а иск к юридическому лицу – по месту нахождения органа юридического лица. Иски о возмещении вреда могут предъявляться также по месту причинения вреда.
По общему правилу все заявления, вытекающие из разногласий в области трудовых отношений, подаются в суд по месту нахождения или жительства ответчика. Местом нахождения юридического лица является место его регистрации, если в уставе предприятия не установлено иное. Однако иски к юридическому лицу могут предъявляться и по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает, как правило это место регистрации гражданина. Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.
Согласно статье 393 Трудового кодекса РФ «при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов».
Для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения трудового спора, должны быть собраны необходимые доказательства. В зависимости от причины спора доказательствами будут являются:
копия приказа о приеме на работу
копия приказа об увольнении с работы
копия трудового договора (контракта)
штатное расписание организации на момент увольнения и после увольнения работника (либо выписки из них)
приказ о проведении аттестации
решение аттестационной комиссии
документы, связанные с проведением аттестации
копия трудовой книжки
справка о заработной плате
справка о семейном и материальном положении;
доказательства, подтверждающие отказ работника от перевода на другую работу
доказательства отсутствия у работодателя возможности по переводу работника на другую работу
копии приказов о применении дисциплинарного взыскания
копии объяснений работника
копии служебных записок, докладных, акты, табель учета рабочего времени и иные документы со стороны работодателя
иные доказательства, опровергающие прогул работника (больничные листы, медицинские справки, повестки в суд и т.д.)
доказательства, подтверждающие факт алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (медицинское заключение и т.д.)
иные доказательства, опровергающие факт алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения работника (медицинские справки о состоянии здоровья, исключающие нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, свидетельские показания)
копии должностных инструкций работника
копия должностных инструкций и инструкций по охране труда
копии журналов по инструктажу работника на предмет ознакомления с требованиями по охране труда
акты расследований несчастных случаев на производстве
копия договора о полной материальной ответственности работника
копия приговора суда и иные документы, полученные работодателем при обращении в соответствующие органы
штатное расписание организации на момент увольнения и после увольнения (выписка из них)
иные доказательства, подтверждающие факт увольнения по сокращению численности или штата
копия уведомления работника о предстоящем сокращении численности или штата работников
доказательства преимущественного права работника на оставлении его на работе
доказательства, подтверждающие отказ работника от перевода на другую работу
доказательства отсутствия у работодателя возможности по переводу работника на другую работу
копии расчетных листов работника
документы, подтверждающие факт причинения вреда и размер ущерба;
иные доказательства.
Как разрешить трудовой спор на месте
В процессе трудовой деятельности разногласия между работником и работодателем возникают довольно часто. Большинство из них разрешаются путем переговоров, но есть такие, по которым стороны не находят компромиссного решения и обращаются в суд. И тогда начинаются судебные тяжбы, которые длятся долгие месяцы, а иногда и годы. Сегодня мы поговорим о том, как можно разрешить трудовой спор на месте, минуя судебные разбирательства. Разговор пойдет о КТС.
В чем преимущество?
Итак, если работнику и работодателю не удается урегулировать разногласия путем переговоров, то они вправе обратиться в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Такими органами являются комиссия по трудовым спорам (далее – КТС или Комиссия) или суд (ст. 382 ТК РФ). С момента обращения в один из этих органов – разногласия становятся трудовым спором.
Трудовые споры, как правило, ассоциируются с изматывающими судебными разбирательствами. Но не всегда обязательно обращаться в суд. В частности, споры по оплате труда, изменению существенных условий трудового договора, предоставлению отпусков, применению дисциплинарных взысканий и по другим вопросам, не отнесенным к непосредственной компетенции суда, могут быть рассмотрены КТС.
В чем преимущества рассмотрения трудового спора в КТС?
Во-первых, вы сэкономите время. Судебные разбирательства, как уже было сказано, затягиваются на долгие месяцы, а иногда и годы.
Во-вторых, сэкономите денежные средства. Не надо оплачивать услуги своего представителя (если нанимаете стороннего представителя) или услуги представителя работника (такое решение может быть вынесено судом в случае разрешения спора в пользу работника). Не придется также возмещать моральный вред, поскольку рассмотрение вопросов о возмещении морального вреда не входит в компетенцию КТС.
В-третьих, сохраните деловую репутацию. Трудовые споры, как правило, так или иначе затрагивают частные интересы сторон, поэтому лучше разрешить спор на месте, сохранив тем самым репутацию фирмы, с которой можно иметь деловые отношения.
Рассмотрим более подробно порядок создания КТС, процедуры рассмотрения в них трудовых споров и принятия решений.
Из Трудового кодекса РФ
Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых коллективного договора, соглашения, локального нормативного трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Статья 381
Порядок образования
Комиссия может создаваться в любое время, в том числе в период возникновения конфликтных отношений, и на любой срок (на определенный, например – на один год, на неопределенный или для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора).
Для создания КТС необходимо, чтобы одна из сторон (работодатель или представительный орган работников) вышла с письменным предложением к другой стороне о ее создании.
При этом сторона, получившая предложение о создании Комиссии, обязана в 10-дневный срок направить своих представителей в КТС**** (ч. первая ст. 384 ТК РФ). В каком количестве? Законодательством не определено, поэтому целесообразно указывать предполагаемое количество членов Комиссии в предложении о ее создании. Количество представителей от каждой стороны при этом должно быть равным.
Состав КТС оформляется приказом работодателя.
Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Законодательством не установлено также каких-либо требований к их составу: это могут быть как представители работодателя, так и представители работников. Главное, чтобы они, как и другие члены Комиссии, обладали профессиональными знаниями и навыками в области трудовых отношений, умением сглаживать конфликтные ситуации и принимать ответственные решения (это могут быть руководители структурных подразделений, юристы, экономисты, сотрудники кадровой службы и др.).
Порядок рассмотрения трудового спора в КТС
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае, если указанный срок будет пропущен по уважительным причинам, Комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК РФ).
Пример
7 июля 2008 года ведущий специалист технического отдела Михаил К. обратился с письменным заявлением на имя директора ООО «Сервис» Петрова А.И. с просьбой предоставить с 21 июля 2008 года неиспользованную часть ежегодного отпуска продолжительностью 8 календарных дней и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 3 календарных дня. Однако в предоставлении дополнительного отпуска ему было отказано, ссылаясь на то, что в текущем году оснований для привлечения его к работе за пределами рабочего времени не было и указанный отпуск им еще не заработан.
29 июля Михаил К. вышел на работу и обратился в КТС за разрешением трудового конфликта. Комиссия приняла решение в пользу работника.
Заявление, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации (ч. первая ст. 387 ТК РФ). На практике обычно ведется журнал регистрации. Допустимо вести иной способ регистрации, но в любом случае при регистрации должны быть зафиксированы дата поступления заявления, фамилия, имя, отчество заявителя, предмет спора.
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. КТС, также как и суд, вправе запрашивать необходимые для разрешения спора документы, вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. На заседании ведется протокол. Закон не устанавливает формы протокола, поэтому она может быть произвольной. Протокол подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью Комиссии.
Порядок принятия решения
Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
Решение Комиссии принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и по своему содержанию должно соответствовать части второй статьи 388 Трудового кодекса.
Итак, рассмотрев процедуры создания КТС (рис. 1) и ее деятельности по решению трудового спора, вы убедитесь, что эта процедура не займет много времени и в отличие от судебных разбирательств способна избавить стороны от излишнего эмоционального перегрева.
Однако следует помнить, что после создания КТС обязанность по ее материально-техническому обеспечению (например, выделение помещения, оргтехники, обеспечение канцтоварами и т. п.) ложится на работодателя.
Если у вас возник трудовой спор: взвесьте все «за» и «против» – и, возможно, ваше решение будет в пользу КТС.
Рис. 1
Комментарий юриста
Сергей РОССОЛ, юрисконсульт ЗАО Управляющая компания «Яровит»:
– Решение КТС может быть обжаловано стороной трудового спора в суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения. Однако и при пропуске указанного срока суд не вправе отказать стороне конфликта в принятии искового заявления. Но рассматривать дело по существу орган правосудия будет только в том случае, если ответчик не заявит о пропуске срока. Если же от ответчика поступит подобное заявление, то суд должен будет приступить к решению вопроса о причинах, по которым истец опоздал с подачей заявления. Если эта причина будет признана уважительной, дело будет рассматриваться, а если нет, заявителю будет отказано в рассмотрении иска. В качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, препятствующие работнику обратиться своевременно с иском в суд (болезнь, необходимость ухода за тяжелобольным членом семьи, нахождение в командировке и т.п.).
Трудовые споры, защита прав работников
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений является:
Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
Равенство прав и возможностей работников;
Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и т.д.;
В трудовых отношениях сильной стороной правоотношений, является работодатель. Права сотрудников не всегда соблюдаются, и часто нарушаются недобросовестными работодателями. Благодаря нашему опыту, мы поможем Вам заключить грамотный трудовой договор с работодателем, на начальном этапе Вашего трудоустройства проведем анализ трудового договора, в случае, если вы уже работаете и у Вас возникли сомнения, что Ваши права нарушаются, обратитесь к нам и мы подробно проконсультируем Вас по трудовым спорам, при необходимости окажем юридическую помощь и защитим Ваши интересы в суде.
Защита прав потребителей
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К сожалению, предприниматели очень часто поступают нечестно по отношению к потребителям, включая в договор несоответствующие действующему законодательству условия, не выполняют своих обязательств и отказываются идти на переговоры, а результат всего этого, потраченные нервы, время, деньги обманутых граждан.