Р Е Ф Е Р А Т
по курсу «История политических и правовых учений»
Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов
Оглавление
Введение
Глава I. Развитие и становление юриспруденции в Древнем Мире.
§1. Развитие права в Древней Греции
§2. Становление юриспруденции в Древнем Риме
Глава II. Развитие юриспруденции в Средние Века
§1. Юридическая мысль средневековья
§2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
§3. Правовые учения Марсилия Падуанского
Глава III. Юридическая наука в XIX – XX веках
§1. Развитие юриспруденции в России в первой половине XIX века
§2. Современное юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Юриспруденция (правоведение) – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом.
Это одна из древнейших общественных наук. Исторически её возникновение связано с возникновением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы Юриспруденции, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конституции, сохранившие своё значение и в современную эпоху.
Проблемы права занимали центральное место, на всех этапах развития человечества. Эволюционные процессы в обществе сопровождались созданием многочисленных правовых систем, что стимулировало развитие Юридической науки.
Юриспруденция структурно подразделяется на ряд отраслей: государственное право, гражданское право, уголовное право, международное право, история государства и права, история политических учений. Большое значение имеет общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права и другие важные вопросы Юриспруденции.
Особое место в системе юридических наук и юридического образования занимает история политических и правовых учений, которая является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Данный предмет прослеживает весь эволюционный путь становления и последующих изменений правовых обычаев и законов у разных народов мира на всём протяжении истории – древней, средневековой и современной.
История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и, прежде всего философы.
В данной работе будут рассмотрены вопросы становления и развития Юридической науки на разных исторических этапах, а также роль истории политических и правовых учений в развитии современного политико-правового знания, совершенствования теоретических и практических вопросов государства и права.
Глава I
Становление и развитие юриспруденции в Древнем мире
§1 Развитие права в Древней Греции
В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяют три периода. Ранний период (IX – VI в.в. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно знаменитых «семи мудрецов») формируется философский подход к проблемам государства и права.
Второй период (V – первая половина IV в. до н.э.) – это время расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли (учения Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля).
Третий период (вторая половина IV – II в. до н. э.) период эллинизма, время упадка древнегреческой государственности, подпадания Греции под власть сперва Македонии, а затем и Рима (учения Эпикура, стоиков и Полибия).
В процессе развития древнегреческой правовой мысли, ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы, Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследованиям государства и права.
Одной из самых древнейших в системе юридических наук является – Естественно-правовая Юриспруденция. Она возникла одновременно с появлением общественной мысли, предметом её являлось общество, государство и право.
Первыми её представителями стали софисты. Эта школа появилась в V веке до н.э., в Афинах и связана с установлением и укреплением демократического строя. Появилась необходимость в ораторском искусстве, в развитии идеологии, в подготовке к политической деятельности.
Первыми представителями были старшие софисты (Протагор, Гиппий, Горгий). По их понятиям нормы права и нравственности являются достижением богов. Право и справедливость – есть договор людей о том, что считать правом, что считать справедливостью. Если все люди данного общества соберутся и заключат договор оправе, то это право будет называться божественным, т.к. оно есть золотая середина всего.
Закон по представлениям Гиппия – реализация справедливости и добродетели с точки зрения каждого конкретного человека. Выделяются добродетели мужчины или женщины, мальчика или старика и соответственно выделяются разные обязанности.
По Демокриту закон создаётся руководителем государства (царём), который как мудрый человек знает, что нужно его народу.
Особым этапом в развитии Естественно-правовой Юриспруденции, является греческий идеализм трёх греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ, как и софисты, различал Естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и Естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Политический идеал Сократа можно выразить в виде принципа: «Править должны знающие». Сам он говорил об этом так: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия и насилия, обманом, но те, которые умеют править».
Смысл философского учения Платона об идеях состоит в том, что «истинное бытиё – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи, а тела, вещи и явления – не истинны, поскольку относятся не к бытию, а чему-то подвижному».
Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Говоря об идеальном справедливом государстве, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, подчёркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а напротив схож с ним.
Справедливость же по Платону состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчинённости этих начал во имя целого.
Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств, Платон видит в том, что в нём преодолён раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство представляет собой множество государств. В нём как бы заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей.
Правление философов и действие справедливых законов для Платона – два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта.
Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Согласно Платону демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых. Большое значение он придаёт разработке и изучению науки о законах.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 –322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг – истина».
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сфера применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между равными людьми, принадлежащими к одному сообществу.
Государство, по Аристотелю – понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определённую совокупность граждан. Гражданин по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве.
Политическое право делится им на естественное и условное. Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Политическое правление – это по Аристотелю, правление закона, а не людей, потому что правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».
Политико-правовая мысль следующего периода – эллинизма (вторая половина IV – II в. до н.э.) нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Для учения Эпикура характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. С таким пониманием смысла и назначения политического общения связана и эпикуровская трактовка государства и закона как результата договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности.
Основателем стоицизма был Зенон (336 – 264 гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве естественного (общего) закона, который в тоже время имеет божественный характер и смысл.
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, договорное, условное объединение.
Продолжателем учений стоиков, стал видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода – Полибий (210 – 123гг. до н.э.). Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Согласно Полибию имеется шесть основных форм государства, которые располагаются в порядке возникновения и смены следующим образом: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою противоположность. Так царству сопутствует тирания, а демократии – необузданное господство силы. Исходя из этого, Полибий заключает, что наиболее совершенной формой государства является та, в которой объединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы правления Полибий видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращённым формам правления.
Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений.
§2 Становление юриспруденции в Древнем Риме
Знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как достояние народа. В его трактовке государство представляется как согласованное правовое общение всех членов общества. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врождённой потребности жить вместе.
Возникновение государства и права не, по мнению и произволу людей, а согласно требованиям природы, означает, что они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию, что «всем этим миром правит разум». Разум – высшая и лучшая часть души, обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.). Поэтому писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков.
Большое внимание Цицерон уделял анализу различных форм государственного устройства. Он различал три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдаётся царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим, – пишет Цицерон, – нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы. Идеального государственного устройства, по мнению Цицерона можно достичь путём равномерного смешения положительных свойств, всех трёх простых форм правления.
В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике.
Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».
Цицерон различает естественное и позитивное право. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга.
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости и несправедливости.
Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и, особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валентиана положениям этих пяти юристов была придана законная сила. Источниками римского права были: обычай, закон, ответы знаменитых людей, постановления сената. Система римского права состояла из трёх частей: право граждан, право магистратов и право народов.
Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала:
1)Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения;
2)Дигесты, т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов;
3)Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).
Руководил всей этой большой кодификационной работой. В том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI века Трибониан.
Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. К римским юристам относится разделение права на частное и публичное. В частности Ульпиан определял публичное право, как право, которое «относится к положению римского государства», а частное, как право, которое «относится к пользе отдельных лиц».
Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приёмах толкования норм права. В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятие власти, гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления царского режима и обоснования претензий императоров на законодательную власть.
Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права и, прежде всего цивильного права. В этой области права римские юристы особенно тщательно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты частного собственника. Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами, согласно римскому праву, являются также и рабы. Юрист Гай считал, что важнейшее правовое различие всех людей состоит в том, что одни из них свободные, другие рабы. Причём из свободных одни – свободно рожденные, другие – рабы. Такое же деление даёт Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как по естественному праву все рождаются свободными.
Право народов как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с не римлянами.
Римское право стало самым выдающимся примером развития национального права. Римская Юриспруденция достигла вершин юридической техники и оказала большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, чёткость формулировок, обширность разработанных проблем), так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.
Глава II
Развитие юриспруденции в Средние века
§1 Юридическая мысль средневековья
После столь блестящего расцвета в древней Греции и Риме, Юриспруденция возрождается в XII веке в Западной Европе. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065–1125г.) школы глоссаторов в Болонье. Целью данной школы являлось изучение по первоисточникам римского права без наслоившихся иных юридических норм.
В западноевропейском средневековье кроме римского права действовало также право церковное и обычное.
Приверженцы римского права не ограничивались одним только его изучением и комментированием, а занимались ещё и тем, что приспосабливали к новым экономическим и политическим изменениям, которые происходили в феодальном обществе. В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха более сильной и авторитетной, нежели право.
Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской власти. Однако у них не было намерения считать эту власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя – повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же должны создаваться не единоличным повелением монарха. Английский правовед Генри Брэктон писал: «…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласования магнатов и с общего одобрения государства.
Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политические требования. Так видный французский правовед Филипп де Бомануар, протестовал против сохранения в современном ему обществе крепостничества, а поддерживал идею правового государства.
Правоведы, занимавшие позиции церковного права, занимали другие позиции. Они старались выстроить единый и эффективный правовой комплекс, объединяя в нём ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, некоторые нормы римского и обычного права. Первый свод церковного права – «кодекс Грациана» – составил в XII веке монах Грациан. Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией вершить и судить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер.
Западноевропейская юридическая мысль средневековья развивалась двумя путями. Первый, особое внимание уделяет развитию естественного права. Проблемы, которого были подняты ещё в римской юриспруденции и осваивались преимущественно философскими методами. Второй проявляет интерес к нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством приёмов юридико-догматического и историко-филологического анализа.
§2 Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Большую роль в развитии учения о государстве и праве в Средние века сыграл доминиканский монах, учёный-богослов Фома Аквинский (Аквинат), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии.
От Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе своей существо общительное, в нём изначально заложено стремление объединяться и жить в государстве, ибо в одиночку он не может полностью самореализоваться. По этой причине и возникает государство. Цель государственности – общее благосостояние, обеспечение условий для достойной, разумной жизни.
Суть теории Фомы Аквинского заключается в том, что правитель должен быть добродетельным, то есть править в соответствии со справедливостью. В противном случае церковь указывает на не правильность управления. Однако у церкви нет реальной возможности заставить правителя поменять свои взгляды, поэтому церковь обращается к народу, который в праве при помощи восстания свергнуть несправедливого правителя.
Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведён богом и по своей сути власть есть установление божественное. Поэтому она всегда несёт только добро, нечто хорошее и благое.
Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, и противоречат интересам церкви, настолько народ вправе оказывать сопротивление этим действиям. Правитель, который властвует вопреки законам бога и основам морали, который превышает свою компетенцию и делает жизнь народа чрезмерно тяжёлой, такой правитель превращается в тирана.
Тиранию Фома Аквинский отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Причём он выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. По сравнению с первой, по мнению Аквината, вторая обладает рядом преимуществ. Власть государя тут зависит от закона и не выходит за его рамки.
Фома Аквинский широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных политическому обществу. Он выделяет четыре вида закона:
1)Вечный закон (закон Мироздания) – основанный на общих принципах божественного разума управляющего вселенной;
2)Естественный закон – это решение людей отличающихся добродетелью о том, как правильно следует поступать в силу природных свойств человека;
3)Позитивный закон – закон созданный правителем, который должен быть добродетельным, заботиться о своём народе, не преследовать личной выгоды и направлять общество на правильный естественный путь совместного бытия;
4)Божественный закон, то есть законы Библии и церкви
Также Фома Аквинский построил и концепцию права. По его теории право – это состояние справедливости, это упорядоченный комплекс существующих связей. Право никто не устанавливает, оно уже существует, главным существенным признаком права является справедливость. Аквинат выделял следующие виды права: естественное право, право народов, позитивное право и божественное право.
Как в своей теории закона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль, что правовым человеческое общество является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву и основано на справедливости.
§3 Правовые учения Марсилия Падуанского
В XI – XIII веках в Западной Европе стала складываться общественная группа, которую образовала по преимуществу зажиточная верхушка бюргерства: купцы и банкиры, предприниматели, состоятельные ремесленники и т.п. Эта группа нуждалась в устранении всякого рода междоусобиц, подрывавших порядок в государстве, в твёрдом централизованном управлении, которое могло бы защитить от своеволия и прихотей феодалов. Удовлетворение таких нужд она связывала с королевской властью и поэтому начала тяготеть к ней, поддерживать её. Наиболее полную политико-юридическую оценку сложившейся ситуации дал Марсилий Падуанский.
В своём сочинении «Защитник мира», он возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Эта власть и представляющее её государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития.
Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная, только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом этот мыслитель понимал не всё население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. В то время всё ещё оставалась убеждённость в естественности неравенства людей. Так и Марсилий Падуанский делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая категория (чиновники, священники, военные) служит общему благу. Низшая категория (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах.
Государственная власть действует, прежде всего, посредством издания законов. Они суть веления подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских, сопровождаемые посулами наград или наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ, а законодательствовать должны наиболее достойные, выбираемые народом люди.
Марсилий Падуанский одним из первых стал проводить чёткое различие между законодательной и исполнительной властями государства. По его мнению, власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторитету, которым её наделяет законодатель и призвана строго держаться рамок закона.
Также большое значение Марсилий Падуанский отводил выборности, как принципу наиболее лучшего подбора должностных кадров. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.
Марсилий Падуанский доказательно отстаивал самостоятельность государства (его независимость от церкви) в вопросах связанных с отправлением публичной власти. Его мысли о праве народа издавать законы, о соотношении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц государства, в том числе и для правителей благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и в новое время представлений о демократическом политическом строе общества.
Глава III
Юридическая наука в XIX – XX веках
§1 Развитие юриспруденции в России в первой половине XIX века
Россия вступила в XIX век – век коренных преобразований в государственно-правовой сфере с массой нерешённых проблем, связанных с юридической сферой деятельности государства. Именно эта сфера государственной политики, требовала серьёзной модернизации: управление на всех уровнях требовало перестройки, законодательство пребывало в беспорядке и требовало систематизации законов, суды погрязли в произволе и взятках, в стране практически не имелось учреждений для подготовки госслужащих и юристов в частности.
На юридическую сферу деятельности Российского государства оказали влияние изменения в правительственной национальной политике. В это время для неё были характерны черты терпимости и прагматизма, когда приоритет отдавался решению геополитических задач, обеспечению внешней и внутренней безопасности, стабильности социальных процессов в условиях изменения системы государственной власти. Это отразилось и на формировании государственно-управленческих и законодательных систем страны.
На формирование юридической политики Российского государства большое влияние оказывал и личностный фактор. Личность и роль императора, взгляды, убеждения и ценности, политические пристрастия и его ближайшее окружение, всё это накладывало отпечаток на направление развития юридических наук. Для 1801 – 1825 годов (время царствования Александра I), были характерны либерализация внутренней политики и поиск путей реформирования законодательства и государственной системы в целом. В это время определяются юридические составляющие государственной политики Российского государства на общеимперском и региональном уровнях. Была проведена реформа центральных органов управления и реорганизация судебного ведомства, предприняты попытки упорядочения и создания системы российского законодательства. Особое внимание было обращено на подготовку государственных служащих и юристов, развитие юридической науки.
Факторы внешнеполитического характера также оказали самое непосредственное влияние на характер юридической политики Российского государства, который отличался направленностью на решение геополитических проблем – укрепление границ, обеспечение выхода в морское пространство, воспрепятствование захвату приграничных территорий государствами-соперниками. Расширение границ России от северного до южного направлений в европейской части, сочеталось с колонизационным освоением Сибири. В результате Россия стала могущественной мировой державой, игравшей важную роль на европейской политической арене.
Механизмы распространения юрисдикции Российской империи на присоединённые территории и их население были различны. При наличии у присоединяемых народов своей государственности и добровольности вступления в состав России с ними либо заключался договор, либо при отсутствии государственности принималась лишь присяга на верность русскому царю.
В этих условиях переплетения различного рода политических проблем и факторов развития, для Российского государства характерной чертой становится расширение использования и совершенствование юридических механизмов, как важных элементов государственной деятельности.
Большим вкладом в развитие юридической мысли рассматриваемого периода, стала кодификация русского права и издание Свода законов в 1832 году под руководством видного государственного деятеля и юриста М.М. Сперанского.
России к тому времени накопился огромный объём нормативно- правового материала, однако весь этот материал не был систематизирован. Общая кодификация не проводилась со времён издания Соборного Уложения 1649 гола. Многие законы противоречили друг другу, другие уже не отвечали новым общественно-политическим условиям. Эти и другие причины, привели к тому, что в России в начале XIX века остро назрел вопрос кодификации действующего права.
Систематизация права и издание в последующем Свода законов имела важное историческое значение, она послужила очередной эволюционной ступенью в развитии правового общества и юридической науки в частности.
§2 Современное юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения
Актуальные для современной науки и практики проблемы, несомненно, стимулируют обсуждение различных аспектов юридического мышления.
Современный методолог В.М. Розин отмечает,– «Методологическая позиция задаётся через рефлексию юридического мышления, направленную с одной стороны, на выявление различных проблем и противоречий, возникающих в юридическом мышлении, а с другой на способы их разрешения. Обе эти установки, в конечном счёте, должны способствовать развитию юридического мышления».
Юридическое (правовое) мышление – это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, который обуславливает понимание, что такое право, правопознание, закон, власть. С помощью юридического мышления мы познаём характер аналитических средств и инструментария юридической логики, понимание юридической истины (лжи), а также правила, по которым в определённой социально-правовой системе принято формировать и развивать правовой язык, строить суждения, рассуждения и теории, фиксировать, хранить, и передавать любую юридически значимую информацию.
Можно дать следующее определение правового мышления: – это высшая аналитическая способность личности как субъекта правоотношений, функционирующая и развивающаяся в ходе духовно-практического разрешения разнообразных социально-правовых противоречий».
Исследуя предмет юридической деятельности, Д.Ю. Шапсугов пишет: «Особенностью предмета юридической деятельности как создания конкретных юридических отношений является внешнее проявление воли субъекта в той форме и в том порядке, которые предписаны юридической нормой. Разновидностью юридической деятельности выступает также юридическое мышление, которым обосновывается данный её предмет, осуществляется её познание и практическое применение.
Компонентом любой правовой системы является не только само юридическое мышление как способ создания системы логических по природе и юридических по содержанию категорий, понятий и иных результатов аналитической деятельности, а, прежде всего его неповторимый стиль, манера мышления индивидов в правовой плоскости общественных отношений. Фактически именно способ юридического мышления определяет границы правовой рефлексии, предел осознания основ собственного политико-правового мира.
Юридическое мышление всегда оказывается связанным с типом цивилизации, особой логикой поведения субъектов политики и права. Его нельзя подсмотреть у кого-то, а затем где-то скопировать. Юридическое мышление – это всегда продукт одной цивилизации, вступающей в диалог с другой цивилизацией, при непременном условии сохранения в этом диалоге собственной неповторимой позиции.
Авторы известнейшей работы «Логика в правовом сознании» В. Кнапп и А. Герлох в главе «Логика и правовое мышление» отмечают, что «мышление юриста – это определённый вид профессионального мышления, это известная область мышления человека, которая не ограничивается строгими рамками и которая определена в первую очередь своим предметом, то есть правом. Большое место правовое мышление занимает в юридической практике, то есть, прежде всего, в процессе нормотворчества, толкования права, его применения и правоосуществления, а также в науке права, преподавании права и в известной мере в правовом воспитании и правовой пропаганде.
«При анализе мышления, – отмечает В.М. Розин, – необходимо учитывать развитие и культурный контекст мышления».
В самом юридическом мышлении необходимо различать:
1)способы рассуждения с идеальными объектами (в ходе расследования преступлений, в судебной и законотворческой деятельности);
2)правила и нормы юридического мышления, которые чаще всего фиксируются в образцах работы юриста, некоторых нормах права;
3)социально-психологические обоснования деятельности юриста, то есть описание соответствующих способностей, процессов и структур индивидуального мышления последних;
4)социокультурный аспект самой юридической деятельности, например, различные аспекты государства, права, властных отношений, способы разрешения конфликтов и т.д., интересующие юристов, принадлежащих к той или иной исторической эпохе.
Вообще реконструкцию юридического мышления вполне естественно начинать с подробного рассмотрения его культурно-генетических аспектов. То, что мы сейчас понимаем под правовым знанием, юридическим фактом, юридической истиной или квалификацией правонарушений, вряд ли правильно будет считать атрибутом всех эпох и культур. Очевидно, что каждая эпоха и цивилизационный этап по-своему определяют правила и принципы оценочно-познавательной деятельности в правовой сфере. Поэтому стиль юридического мышления чаще всего сохраняет свою специфику и передаётся практически неизменным из поколения в поколение, до тех пор, пока не будет разрушен адекватный ему цивилизационный механизм, постоянно воспроизводящий формы и способы осмысления и понимания всего происходящего в правовом поле. Вместе с тем особенности юридического мышления являются важнейшим индикатором развития правовой и общей культуры конкретного общества на каждом этапе его развития.
Актуальные проблемы отечественного юридического мышления обсуждаются в работе В.Н. Синюкова, который делает весьма интересное замечание относительно особенностей отечественного правового сознания и, соответственно юридического мышления. «Отсутствие личностной суверенизации, противостоящей обществу, -- специфическая черта русского правового сознания, приводящая через прямолинейные сравнения с принципами западного права к иллюзии отсутствия у русских исходных элементов феномена юридического. Российское право значительно более чем западное опирается на духовные механизмы регуляции поведения.
Тем не менее, даже в условиях утверждаемого в рамках отечественной правовой традиции преобладания «духовного» начала над «логическим», нельзя обойти ещё одну проблему – проблему юридической истины.
Вообще понятие «истина» многозначно. В различных рассуждениях философских и юридических, исследователи вкладывают в него различное содержание, пытаются «приписать» ему определённый смысл и значение. Так мы говорим об «истинном» друге, имея в виду его верность. Следователь, успешно закончивший дело, скажет, что ему удалось выявить «истинного» преступника. Любитель музыки может сказать о понравившемся ему музыкальном произведении как об «истинном» произведении искусства. Нельзя утверждать, что одни из упомянутых употреблений термина «истина» являются правильными, а другие нет. Скорее всего, все они правильны в том смысле, что представляют собой продукты естественного развития мышления. В том числе и юридического мышления как феномена многомерной (элитарной, фольклорной, профессиональной и др.), но в тоже время единой человеческой культуры.
В настоящее время в условиях перехода отечественной правовой системы к иному типологическому состоянию, связанного с известным стремлением членов общества к ощутимым качественным изменениям в политической жизни страны, попытками адекватно оценить собственное юридико-государственное развитие, выявить основы отечественного правового мира. Проблемы юридической истины и юридического познания должны найти достойное место в общей исследовательской деятельности современного российского правоведения.
Заключение
Вопросы места и роли государства и права в политике государства всегда занимали ведущую позицию, как в Древнем Мире, так и в современную эпоху. Становление и развитие Юриспруденции, как общественно-правовой науки, также происходило с самых начальных этапов появления человеческого общества.
Как правило, она (Юриспруденция) особенно проявляется на переходных этапах человеческой истории, при переходе от одной формации к другой, от одного государственного строя к другому. Именно в эти периоды, когда на смену старым приходят новые законопроекты, уставы, конституции и другие правовые акты, происходят эволюционные процессы в правовой системе государства.
Юриспруденция становится именно тем каналом, который позволяет обеспечить правовую оформленность общественно-политической деятельности государства. Позволяет юридически оформить соответствующие решения на всех уровнях (от государственных до личностных), а также обеспечить законную реализацию данных установок.
Очень важную роль в развитии юридических наук играет изучение предмета истории государства и права, который позволяет нам делать историко-сравнительный анализ развития права. Именно история государства и права позволяет исследовать формирование и развитие юридической политики, как одной из основных составляющих государственной деятельности, проследить на конкретном историко-юридическом материале тенденции её развития и воздействие на различные сферы жизнедеятельности общества.
Список используемой литературы
I. Учебная и специальная литература:
История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 352 с.
История политических и правовых учений / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001.
Научно-теоретический журнал «Правоведение» N2, 2006 г.
Поздняков Э.А. Философия государства и права. – М., 1995. – 312с.
Розин В.М. Юридическое мышление. Алматы, 2003. С. 9-10.
Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 215-216.
II. Справочники и словари:
Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: Краткий словарь. СПб., 2000. С. 191.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.