Содержание
Введение……………………………………………...……………………….3
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………...………..4
1 Понятие судебно-психологической экспертизы…………………………4
2 Компетенция судебно-психологической экспертизы…………………...6
3 Основные направления судебно-психологической экспертизы………...8
4 Проведение судебно-психологической экспертизы и ее значение
е в уголовном процессе……………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………13
Список использованной литературы……………………………………14
Введение
Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Основная форма использования психологических познаний в современном уголовном процессе – это судебно- психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.
Цель данной работы – исследовать судебно-психологическую экспертизу в российском уголовном процессе с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать понятие судебно-психологической экспертизы;
изучить компетенцию судебно-психологической экспертизы;
рассмотреть основные направления данной экспертизы;
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования данной работы является судебно- психологическая экспертиза. Предмет исследования – основные аспекты проведения судебно-психологической экспертизы в современном уголовном процессе.
Теоретической основой работы выступили научные работы российских авторов, рассматривающих теоретические и практические аспекты судебно-психологической экспертизы в современном уголовном процессе.
Работа состоит из введения, теоретической части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 14 страницах, для написания использовано 10 научных источников.
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
1 Понятие судебно-психологической экспертизы
Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования.
В предмет судебно-психологической экспертизы входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону совершенного деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.
Объектами судебно-психологической экспертизы служат источники информации о психической деятельности человека - результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в т.ч. протоколы допросов, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.1
Методы судебно-психологической экспертизы в большинстве случаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной судебно-психологической экспертизы комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом вопрос. Именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления судебно-психологической экспертизы.
Методологическую основу судебно-психологической экспертизы составляют общепсихологические научные принципы: детерминизма, развития психики человека в единстве его сознания и деятельности, системности, что предполагает изучение его психической деятельности как единого целого. Такой подход исключает изолированное исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими психическими особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое явление, свойство психики изучаются с учетом воздействия на них, на сознание человека социальной среды.
Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каждом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования:1
изучение материалов дела и документов, имеющих к нему отношение;
ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;
знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
беседа с ним и другими участниками уголовного процесса;
экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.
Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать также методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого (о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы). С пониманием этого важного положения следует подходить представителям правоохранительных органов к оценке любого заключения судебно-психологической экспертизы. В противном случае следователь, суд не в состоянии будут отличить рассуждения, основанные на здравом смысле специалиста в области житейской, но не научной психологии.
2 Компетенция судебно-психологической экспертизы
В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содержанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в компетенцию судебно-психологической экспертизы входят любые вопросы психологического содержания, значимые для доказывания или имеющие непосредственное уголовно релевантное значение, для решения которых необходимы специальные профессиональные познания в области научной психологии. Это, прежде всего, исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.), участвующих в уголовном судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда. При этом необходимо иметь в виду, что жестко зафиксировать все психологические вопросы, которые могут возникать в связи с расследованием конкретного уголовного дела, практически невозможно.1
Также в компетенцию экспертизы также входит изучение "психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов".
В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:2
установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;
исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к данной деятельности;
выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение для уголовного, процесса.
Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-психологической экспертизы имеют весьма подвижный характер, поскольку с развитием психологической науки расширяются и возможности судебно-психологической экспертизы. Кроме того, постоянно совершенствуется российское законодательство, а, следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем психолого-правового характера.
Такая широкая компетенция объясняется тем, что законодатель достаточно смело использует данные психологии для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Так, в Уголовном кодексе РФ использованы базовые для уголовной ответственности наказания понятия, требующие психологического анализа их содержания с учетом положений общей и юридической психологии.
3 Основные направления судебно-психологической экспертизы
Исходя из структуры предмета общей психологии, изучающей психические процессы, состояния, свойства личности, а также из практики использования судебно-психологической экспертизы правоохранительными органами, выделяют следующие направления судебно-психологической экспертизы:1
1. Исследование личности обвиняемого – в соответствии с общими началами назначения наказания понятие индивидуализации охватывает в комплексе оценку деяния, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Значимы здесь личностные особенности, которые влияли на выбор и реализацию противоправного варианта поведения, затрудняли (облегчали его), а равно сказывались на отношении к содеянному.
2. Исследование психологических мотивов конкретного преступного поведения. Мотив - побуждение к деятельности направленной на удовлетворение потребностей субъекта, предмет, ради которого деятельность осуществляется. Уголовное право для обозначения мотивов поведения оперирует такими понятиями - месть, корысть, ревность, хулиганские побуждения и др. Некоторые эти понятия могут включать в себя различные психологические мотивы. Исследование психологических мотивов деяния углубляет познание юридически значимых побуждений, лежащих в основе правонарушения.
3. Диагностика аффекта у обвиняемого в момент совершения им преступления. Психологическая диагностика аффекта у субъекта на момент совершения инкриминируемых действий включает в себя: а) ретроспективный анализ психического состояния субъекта, его влияния на сознание и деятельность; б) изучение индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, степени его устойчивости к эмоциогенным ситуациям, склонности к аккумуляции аффективных переживаний; влияния возрастных особенностей; временно ослабляющих организм факторов; в) изучение и психологическую оценку ситуации, в которой совершено преступление.
4. Диагностика эмоционального состояния обвиняемого на момент совершения преступления (помимо аффекта), существенно влияющего на способность правильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К компетенции психолога в таких случаях относится изучение психологических обстоятельств, имеющих значение для установления истины.
5. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, полностью сознавать значение своих действий и определение меры их способности руководить своим поведением. Экспертное психологическое исследование всегда касается сугубо конкретных действий, совершенных в конкретных условиях. Поэтому судебно-психологической экспертизой поведение испытуемого рассматривается в единстве с ситуацией, в которой были совершены противоправные поступки.
6. Применительно к потерпевшему также может возникать необходимость в постановке перед экспертом вопроса о его личности, мотивации действий. Однако на практике чаще требуется: установление способности понимать значение собственных действий и действий, связанных с посягательствами на него и способности оказывать сопротивление таким действиям.
7. В отношении свидетелей и потерпевших перед судебно- психологической экспертизой может быть поставлен вопрос об их принципиальной способности, с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, уровня психического развития, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
8. Эксперт-психолог может провести посмертную экспертизу для выяснения вопроса, находился ли умерший в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству и, если находился в этом состоянии, чем оно могло быть вызвано. В практике встречаются случаи инсценировок убийств под самоубийства, что приводит к необходимости проведения посмертной судебно-психологической экспертизы.
4 Проведение судебно-психологической экспертизы
и ее значение в уголовном процессе
Качество и результативность судебно-психологической экспертизы во многом определяются подготовительной работой, которая включает в себя:1
1. Сбор материалов, необходимых для проведения экспертизы - следователь (суд), предвидя возможность проведения психологической экспертизы, направляет свои усилия на получение объективной информации о личности обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) и ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения обстоятельств совершенного преступления.
2. Сбор информации о личности испытуемого - в ходе изучения личности собираются сведения о том, как он рос, развивался, какие имеются неблагоприятные наследственные факторы, каким образом и в чем конкретно проявлялись особенности его нервной системы, психики, какие наблюдались у него заболевания, психические отклонения на разных этапах развития.
3. В процессе расследования собираются сведения об индивидуально-психологических особенностях личности, проявляемых в разнообразных видах деятельности. Эти свойства личности определяются отношением субъекта к различным явлениям окружающей действительности.
4. Сбор информации о ситуации, имеющей значение для всестороннего изучения особенностей личности испытуемого. Так, при изучении конфликтной ситуации выясняются внешние факторы, воздействовавшие на субъекта (условия среды обитания; раздражители, связанные с социоусловиями).
В ходе судебно-психологической экспертизы выявляются ситуационно обусловленные признаки; субъективно воспринимаемая в качестве реальной угрозы жизни здоровью, благополучию человека; необычность, неопределенность обстановки; неблагоприятное социальное воздействие, вызывающее чувство внутреннего дискомфорта; общественное порицание, противоречащее оценке субъектом своего места и значения в группе, создающее отрицательный эмоционально окрашенный фон восприятия действительности.
К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии). Чтобы убедиться в компетентности специалиста, необходимо выяснить: в какой отрасли психологии он работает и соответствует ли круг его профессиональных, научных знаний содержанию вопросов, выносимых на разрешение экспертизы; каков стаж его работы в области психологии и экспертной деятельности, его профессиональные, научные возможности.
Экспертиза должна назначаться и проводиться как только возникли вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания и собраны материалы, необходимые для экспертизы. В постановлении следователя, определении суда о назначении психологической экспертизы излагаются обстоятельства дела, указываются те признаки в поведении лица, его характерологические особенности, которые являются элементами предмета юридической психологии, рассматриваются в качестве повода для назначения экспертизы. Аналогичный подход должен быть и к составлению ходатайства защиты о проведении судебно-психологической экспертизы по делу.1
Взаимодействие и процессуальные отношения между следователем и экспертом-психологом обычно устанавливаются сразу же после ознакомления последнего с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения ему его процессуальных прав и обязанностей. Следователь вместе с экспертом уточняет вопросы, определяет место и сроки производства экспертизы. В распоряжение эксперта направляются: обвиняемый (потерпевший, свидетель) и материалы дела с постановлением о назначении экспертизы.
Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку явлений, интересующих органы правосудия. Оценка может выражаться либо в психологической диагностике, квалификации исследованных фактических данных, либо в аргументированных суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим правоохранительные органы событиям. В своем заключении эксперты-психологи должны не только указать, какие исследования провели и получили результаты, но и научно обосновать свои выводы.
Использованию заключения экспертизы предшествует его оценка следователем, судом, которые знакомятся с ним, оценивают научный уровень заключения, аргументированность содержащихся в нем выводов, в каком объеме экспертами использованы предоставленные материалы, даны ли исчерпывающие ответы на поставленные вопросы; насколько полно описана в заключении проделанная работа, какие методы исследования применялись.
В уголовном процессе заключение судебно-психологической экспертизы используется следователем (судом) в следующих случаях: при изучении механизма совершенного преступления; при доказывании и квалификации содеянного; для более качественного проведения других исследований; при необходимости проверить факт невиновного причинения вреда, лицом, которое предвидело наступление вредных последствий, но не могло предотвратить их в результате несоответствия своих психофизиологических качеств нервно-психическим перегрузкам, экстремальным условиям; для установления обстоятельств, смягчающих наказание; в целях применения справедливых мер в отношении виновных в совершении преступлений; в тактических целях: для установления психологического контакта во время допроса, проведения других действий; для изобличения допрашиваемого во лжи, а также для выяснения причин неумышленного искажения фактов свидетелем.
Таким образом, судебно-психологическая экспертиза является важным средством получения доказательств - фактических данных о психологических особенностях, свойствах личности обвиняемого (подсудимого), потерпевшего, свидетеля. С помощью данной экспертизы создаются необходимые условия для более полного исследования субъективной стороны преступления, объективной оценки показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), выявления обстоятельств, смягчающих наказание виновному, данных, характеризующих его личность, а также для установления психологических причин и условий, способствовавших совершению преступлений
Заключение
По результатам проведенных исследований можно сказать следующее.
Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования.
В предмет судебно-психологической экспертизы входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону совершенного деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.
Объектами судебно-психологической экспертизы служат источники информации о психической деятельности человека - результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в т.ч. протоколы допросов, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.
Методы судебно-психологической экспертизы в большинстве случаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы
К выполнению обязанностей эксперта-психолога, как правило, допускаются специалисты с высшим психологическим образованием, работающие в области психологии (имеющие ученую степень в области психологии).
Экспертное заключение должно содержать психологическую оценку явлений, интересующих органы правосудия. Оценка может выражаться либо в психологической диагностике, квалификации исследованных фактических данных, либо в аргументированных суждениях об отношении выявленных фактов к интересующим правоохранительные органы событиям.
Список использованной литературы
Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник для вузов / П.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов 5-е изд./ В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 656 с.
Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2003. – 389 с.
Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Издательство: Норма, 2006. - 512 с.
Казаков, В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для вузов / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.- 414 с.
Общая психология / под редакцией А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1999. – 452 с.
Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М.: Просвещение, 2003. – 524 с.
Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2001. – 393 с.
Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: учебник для вузов / Ф.С. Сафуанов. - М., 2005. – 548 с.
Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология: учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – 611 с.
1 Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 2005. –с.259
1 Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология: учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – с.351
1 Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Издательство: Норма, 2006. – с..205
2 Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.156
1 Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Просвещение, 2004. – с.247
1 Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 2005. –с.261-262
1 Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2003. – с. 365