Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновский государственный университет
Институт дополнительного образования
Юридический заочный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Правоохранительные органы"
на тему: "Структура, состав, полномочия, порядок формирования районных судов"
Ульяновск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Место районного суда в судебной системе Российской Федерации
1.1 История создания районных судов в Российской Федерации
1.2 Районный суд в судебной системе Российской Федерации: понятие и основы деятельности
Глава 2. Организация деятельности районного суда
2.1 Порядок формирования, состав и структура районного суда
2.2 Организационные основы деятельности районного суда
Глава 3.Полномочия районного суда
3.1 Полномочия районного суда по рассмотрению уголовных дел
3.2 Полномочия районного суда по рассмотрению гражданских дел
3.3 Полномочия районного суда по рассмотрению дел об административно – правовых нарушениях
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях развития в Российской Федерации (далее – РФ) демократии, большую роль играет развитие и совершенствование судебной власти. Судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.
Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти. Районные суды образуют основное звено системы судов общей юрисдикции РФ. Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" (№1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996г. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране.
Один районный суд может создаваться и осуществлять судебную власть на территории района, района и города, района и нескольких городов.
Районные суды являются основным звеном судебной системы прежде всего потому, что по своему местонахождению они наиболее близки к населению, что создает максимальные возможности для граждан, учреждений, организаций обращаться в суд за разъяснениями и по поводу защиты своих прав и законных интересов. Каждый административный район (и равная ему структура) в России имеет свой районный суд. Общее число районных судов - 2456; численность судей в них по штату превышает 12,5 тыс. человек.
Районный суд не имеет каких-либо структурных судебных подразделений. В его составе действуют председатель суда, заместители (до двух в больших по численности) и судьи. Судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда (далее – ВС) РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. (ст.13 п.6 ФКЗ о Суд. С). Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает единолично гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Мировые суды будут действовать в судебных участках.
Судебные обязанности между судьями распределяет председатель суда. При этом учитывается стаж работы судьи, его теоретическая подготовка, склонности и другие факторы. Распределение обязанностей осуществляется:
1) по зональному или территориальному признаку. Судья обслуживает определенную территорию (города, поселки, села) и рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела на этой территории;
2) по предметному признаку. Судья рассматривает уголовные или гражданские дела. Здесь возможна и более основательная дифференциация: судья рассматривает определенную категорию уголовных или гражданских дел, например, дела о преступлениях несовершеннолетних, алиментные, жилищные дела и т.п.;
3) по смешанному признаку (зонально-предметному).
Исходя из сказанного в различных судах применяются различные формы построения работы.
Глава 1. Место районного суда в судебной системе РФ
1.1 История создания районных судов в РФ
После Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.
24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 "О суде". В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.
Для борьбы против контрреволюционных сил, рассмотрения дел "о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц" учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы, состав которых избирался губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.
В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:
1) народный суд:
- в составе постоянного народного судьи;
- в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;
2) губернский суд;
3) Верховный Суд РСФСР.
25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон "О судоустройстве РСФСР".
В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР. В статье 164 Конституции РСФСР говорилось, что все суды образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Народный суд в СССР являлся основным звеном советской судебной системы. Такое положение народного суда было связано прежде всего с его широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению иных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются меры административного воздействия.
Положение народного суда было обусловлено и характером его взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием "народный". Основной формой участия граждан в судебной деятельности "народного" суда являлось включение в состав суда народных заседателей.
Районный (городской) народный суд, рассматривавший в 70-х гг. более 90 % всех гражданских и уголовных дел, чаще других судов восстанавливал нарушенное прав, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.
Процесс обновления российского судоустройства активизировался в значительной мере со второй половины 1990 г., после того как состоялось одобрение Декларации "О государственном суверенитете РСФСР" 12 июня 1990г. В действовавшую тогда Конституцию РСФСР были внесены многочисленные изменения и дополнения, имевшие прямое или косвенное отношение к судам.
1.2 Районный суд в судебной системе Российской Федерации - понятие и основы деятельности
Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы РФ. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов. В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.
Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа. Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.
В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции , ст. 393 Гражданского процессуального кодекса (далее- ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.
Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:
а) рассматриваются:
— дела об административных правонарушениях;
— вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);
— вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
— вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 Уголовным процессуальным кодексом (далее - УПК);
— жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК;
б) принимаются в ходе досудебного производства решения:
— об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
— о продлении срока содержания под стражей;
— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
— о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
— о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
— о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
— о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;
— о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
Районный суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Глава 2. Организация деятельности районного суда
2.1 Порядок формирования, состав и структура районного суда
Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").
Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. От 2 июля 2003 г.) районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей административно-территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляется тысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции— среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов. В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий -обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды - суды основного звена. Статьей 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Пока такой закон не принят. Каждый раз это делается отдельным федеральным законом (о создании или об упразднении) в отношении конкретного суда или группы судов. Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.
Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Оптимальные нормы загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюся нагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении Пленум ВС. РФ поставил на первое место среди объективных факторов, существенно препятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков. Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемы привлечения к участию в судебном процессе адвокатов в соответствии со ст. 51 УПК (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.
Внутреннее устройство — структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним (см. схему 1).
Схема 1. Структура районного суда как государственного учреждения
1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.
Народные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
Народные заседатели - коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи
Консультант суда – ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.
Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.
6. Канцелярия - в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.
7. Архивариус – хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока.
При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.
Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ4. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий . Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ. Председатель ВС РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Назначение кандидатов на должности судей, председателя, заместителя председателя районного суда производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.
Удостоверение судьи районного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном — председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
2.2 Организационные основы деятельности районного суда
Организация работы районного суда в целом и отдельных судей основывается на ее планировании. В планах всего суда (как правило, на квартал) отражается работа с кадрами, мероприятия по повышению их квалификации, изучение состояния законности в районе и обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел, организация делопроизводства и т.д. Личные планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний, организация выездных сессий, прием населения, его участие в организационной работе в соответствии с общим планом работы районного суда.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при ВС РФ" учреждена должность администратора суда, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда2. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районного суда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, правоохранительными и другими органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в том числе нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу средств связи, хозяйственной службы, имеет другие полномочия. Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого также руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (зав. канцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Подбор сотрудников — это не техническая работа. Уровень их квалификации, человеческие качества — добросовестность, способность сопереживать, общая культура и вежливость — "визитная карточка" суда в целом в общественном мнении и представлении граждан, которые обращаются в суд. К сожалению, недостаточное финансирование судов не способствует престижности труда их вспомогательного аппарата.
Консультант, наряду с судьями, ведет прием граждан, принимает участие в повышении квалификации других сотрудников аппарата, под руководством наиболее опытных судей ведет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки и знакомит с ними судей и народных заседателей и т.д.
Как правило, в районном (ему равному) суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, в которых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве суда, исполнительных производств. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями в соответствии с Временной инструкцией по делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при ВС РФ от 24 августа 1999 г. № 8. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение, готовит материалы постотчетности , ведет книги приказов и распоряжений по суду, оформляет служебную переписку.
В районном суде организуется первичный учет рассмотренных дел, на каждое из них заполняются соответствующие учетно-статистические карточки (справки), на основе которых ведется статистическая отчетность. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда.
Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив.
Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.
В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
При районных (городских) судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.
Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административным делам в части имущественных взысканий.
Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции. Однако, как отмечалось, законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции, непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Глава 3. Полномочия районного суда
3.1 Полномочия районного суда по рассмотрению уголовных дел
Компетенция районного суда определяется, прежде всего, тем, что он действует в качестве суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции на решения мировых судей .
Районный суд правомочен рассматривать большую часть уголовных дел. Ему подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности мировому судье, судам среднего звена и ВС РФ (ч. 2, 4 ст. 31 УПК).
В связи с реализаций положений ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ суды общей юрисдикции, в том числе и районные, наделены законом полномочием по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений (ст. 165 УПК), в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу:
1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:
1) о направлении уголовного дела по подсудности;
2) о назначении предварительного слушания;
3) о назначении судебного заседания.
2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:
1) дата и место вынесения постановления;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;
3) основания принятого решения.
3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
4. Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору (ст. 227 УПК)
Полномочия судьи районных судов осуществляют в отношении оперативно-розыскной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не иначе как на основании судебного решения.
Отмеченные законодательные новеллы способствуют приближению правосудия России к международным стандартам в области соблюдения прав человека, хотя, очевидно, значительно увеличивают нагрузку на основное звено судов общей юрисдикции. Теперь, по истечении 48 часов , без санкции суда на арест любого задержанного начальник места содержания подозреваемого немедленно его освобождает. Только благодаря этой норме (п. 3ст. 94 УПК) число заключенных в следственных изоляторах страны за полгода ее действия сократилось почти на треть, в небезызвестных "Крестах" уменьшилось с 9 тыс. до 5 тыс. человек. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей. Жалоба должна быть рассмотрена в судебном заседании не позднее пяти суток со дня ее поступления (ст. 125, 126 УПК).
В районном суде гражданские и уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе трех профессиональных судей, один из которых председательствует в судебном заседании. До 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, — коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. После указанной даты предполагается, рассмотрение уголовных дел о преступлениях указанных категорий в районном суде коллегией из трех судей, образуемой тоже только по ходатайству подсудимого (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г.).
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Закон запрещает возложение указанных полномочий на одного и того же судью на постоянной основе. Они должны распределяться между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.
Согласно УПК суд на любом этапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения).
1) откладывает судебное разбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК);
2) приостанавливает производство в отношении подсудимого или все производство по делу (ч. 3 ст. 253 УПК);
3) принимает решение о розыске скрывшегося подсудимого (ч.3 ст. 253 УПК);
4) прекращает в судебном заседании уголовное дело (ст. 254 УПК);
5) предоставляет вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору и защитнику время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК);
6) избирает, изменяет или отменяет меру пресечения в отношении подсудимого (ст. 255 УПК);
7) продлить срок содержания подсудимого под стражей до вынесения судебного решения по существу дела, но не более чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК).
Определения или постановления о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого, о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы должны быть вынесены в совещательной комнате. Должны излагаться в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально.
3.2 Полномочия районного суда по рассмотрению гражданских дел
Гражданские дела в судах первой инстанции, в том числе районным судом, рассматриваются судьями этих судов единолично. Коллегиальное рассмотрение этих дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 7 ГПК).
Как определено Федеральным конституционным законом. "О судебной системе Российской Федерации", районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного участка (п. 2 ст. 21). К компетенции федеральных районных судов относится также рассмотрение в апелляционном порядке жалоб и протестов на решения мировых судей. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов (ч. 4 ст. 7 ГПК, ч. 3 ст. 30 УПК).
Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные приставы-исполнители . Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу.
Районный суд рассматривает гражданские дела, за исключением дел, которые рассматриваются мировыми судьями, военными и другими судами (статьи 113, 114_1 -116 ГПК РСФСР). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично. В случае когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные - мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде; гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое значение; гражданские дела из административно-правовых отношений. Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц;
3.3 Полномочия районного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Полномочия судей районных (городских) судов по новому Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), вступившему в действие 1 июля 2002 г. имеют две стороны: компетенционную и административно - процессуальную.
Часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ приводит перечень 124 статей, дела по которым подведомственны районному судье. Часть 2 ст. 23.1 дает список еще 55 статей, дела по которым могут быть переданы ему на рассмотрение соответствующим органом или должностным лицом. Много это или мало, но несомненно, что по мере развития и совершенствования российской судебной системы судейская компетенция по делам об административных правонарушениях будет расширяться: судебное производство - безусловно, наиболее квалифицированное и является самым надежным способом обеспечения прав человека - высшей государственной ценности (ст. 2 Конституции РФ). Речь идет и о реализации предусмотренного ст. 46 Конституции РФ конституционного права на судебную защиту.
Особенность, можно даже сказать особость, административно-процессуального статуса судьи проявляется и в том, что только он вправе назначать наиболее строгие административные наказания, такие, как возмездное или безвозмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация (соответственно ст. ст. 3.6 - 3.11 КоАП).
Указанные административные наказания существенно затрагивают имущественные и личные права человека; их правильное применение требует судейской квалификации.
Среди приведенных "судебных" административных наказаний действительно новым является только дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица (ст. 3.11 КоАП). Часть 3 ст. 23.1 КоАП устанавливает исключительную подсудность дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Административное расследование проводится только по наиболее сложным категориям дел - о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей и др. (ч. 1 ст. 28.7 КоАП). Продление месячного, по общему правилу, срока административного расследования еще до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - до шести месяцев (ч. 5 ст. 28.7 КоАП), естественно, не прерывает сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП.
Частью 1 ст. 29.6 КоАП установлен 15-дневный срок рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях. КоАП не предполагает ведения протокола судебного рассмотрения дела об административном правонарушении. По крайней мере, по наиболее сложным делам ведение протокола судебного заседания было бы, безусловно, целесообразно. Хотя бы уже потому, что в одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всех участников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одного или нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков.
Заключение
В результате проведённой работы становиться понятно , что основная работа по осуществлению правосудия и одной из направлений государственной власти ложится на суды районного масштаба. Это составляет до 90% всех рассматриваемых дел.
Отрицательным моментом главы 7 Конституции является то, что в систему органов судебной власти оказалась включена прокуратура (статья 129), что конечно не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению и размыванию содержания дефиниции "судебная власть".
Несомненно, что положительным моментом является то, что суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.
Также, положительным моментом является возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.
Повышается улучшение стабильности приговоров, продолжается снижение остатка нерассмотренных дел и дел рассмотренных районными судами с нарушением установленного законом срока, что подтверждается проверкой дел поданных в кассационном порядке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева Г.Н., Альтшуль. Ю.В Суд и правосудие в СССР: Учебник.- М.: Юридическая литература, 1974.- 360 с.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник / Под ред. В.П. Божьева.- 4-е изд., испр. И доп.- М.: Спарк, 2002.- 400с.
3. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. – М.: Инфра, 2004. – 438 с.
4. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. –М.: ИГ "Юрист", 2005. - 321 с.
Нормативно- правовые акты
1. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.122001
3. Закон "О судоустройстве РСФСР" от 8.07.1981 г.
4. Федеральный закон от 29 апреля 2002 г. "О создании Володарского районного суда Нижегородской области" // СЗ РФ. 2002. № 19. Ст. 1790.
5.Федеральный закон от 29 июля 1998 г. "О создании и об упразднении некоторых районных судов" // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3811.
6. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" 26.06.1992 г.
7. Положение о порядке выдачи удостоверения судьи судьям Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и судьям, назначаемым Президентом Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № 1624
8. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г.
9. Российская газета . 2003. 17 марта
10. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.09.1995 г.
11. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г.