Исландия и Великобритания в качестве объектов сравнительного анализа выбраны мной не случайно. Прежде всего, потому что обе эти страны являются европейскими островными державами с древнейшими демократическими традициями. Многие считают, что островное положение – это единственное, что объединяет Великобританию с Исландией, во многом, потому что Великобритания – это государство с многовековыми традициями великой державы, Исландия же – бывшая зависимая от Дании территория. Однако, несмотря на это, две страны, оторванные от европейского континента, обладают рядом схожих черт в государственном устройстве. С другой стороны, в силу исторических обстоятельств, Великобритания и Исландия существенно отличаются друг от друга.
Прежде всего, важной составляющей, отличающей друг от друга эти государства, является конституция. Точнее, отсутствие ее в Великобритании и, наоборот, наличие таковой у исландцев. Действующая конституция Исландии была принята с установлением статуса независимого государства (в 1920 г.), и в течение этого почти 90-летнего периода она так и не была заменена на новую. Зато в нее неоднократно вносились поправки (1994, 1991 – реформы, расширяющие полномочия альтинга и представительство в нем), и в этом смысле исландская конституция больше напоминает американскую. На Туманном Альбионе же имеет место феномен «неписанной» конституции. В Британии никогда не было консолидированной конституции, вместо этого она образована статутным правом, обычным правом и конвенцией. Кроме того, в Британии есть ряд важных с исторической точки зрения документов: Билль о правах, Акт о реформе, Хабеас корпус акт и т.д. Все это вместе и создает такое уникальное понятие как «неписанная» конституция.
Различаются страны и по правовым семьям, в которые они входят. Исландия входит в скандинавскую систему права, относящуюся к романо-германской семье. Гражданско-правовая система основана на датском законодательстве. В основе исландской правовой системы, как и во всей романо-германской, лежит закон. В Великобритании установилась англо-саксонская правовая система, в основе которой лежат судебный прецедент и правовой обычай. Кроме того, источниками права в рамках этой системы могут также являться нормативные акты и доктринальные источники.
А вот формы государственного устройства Исландии и Британии совпадают – это унитарные государства. Территориально-административными единицами Исландии являются 8 областей (во время выборов эти области являются избирательными округами), которые, в свою очередь, подразделяются на 23 округа (сюслура). Великобритания имеет свою специфику государственного устройства: она включает в себя 4 историко-географических области: Англию, Северную Ирландию, Уэльс и Шотландию. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия обладают собственными управленческими структурами, но при этом на всей территории Великобритании высшим органом власти является британский Парламент.
Различна в двух странах форма правления. В Великобритании исторически сложилась монархическая форма правления. Исландия же является республикой. Это, во многом, объясняется тем, что Исландия долгое время пребывала в зависимом от Дании состоянии, и по обретении независимости, как и многие другие государства, освободившиеся от иностранного доминирования, ступила на республиканский путь правления. Этим же, кстати, объясняется и наличие в Исландии конституции как символа обретения независимости.
Однако здесь же обнаруживается и сходство: Великобритания, как известно, является парламентской монархией, а Исландия, в свою очередь, парламентской республикой. Соответственно, высшей законодательной властью в обеих странах обладает Парламент.
Британский парламент состоит из 3 элементов: монарха и двух парламентских палат: Палаты Общин и Палаты Лордов.
Палата Общин – нижняя палата британского парламента; состоит из 646 избираемых членов. Члены Палаты избираются на ограниченный срок, и исполняют обязанности до роспуска парламента (максимум – пять лет). Членами палаты являются большинство правительственных министров. Премьер-министр страны является членом Палаты Общин. Главная функция Палаты Общин – законотворчество, осуществляемое путем принятия парламентских актов.
Палата Лордов – верхняя палата британского парламента; состоит из 730 членов: двух архиепископов, 24 епископов Англиканской церкви и 706 пэров. Члены Палаты Лордов не выборные: около 2/3 палаты составляют пэры (унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 – пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) и т.д. Начиная с 1999 г. в Великобритании ведется разговор о реформировании Палаты с целью сделать ее более представительной и демократичной. Главная законодательная функция Палаты Лордов – рассмотрение законопроектов, поступающих из Палаты Общин.
Исландия управляется альтингом, который восходит еще к древнеисландскому законосовещательному органу. Альтинг считается «прадедушкой» парламентов – самым древним из существующих. Парламент Великобритании, правда, пытается оспорить это право альтинга на старшинство, однако британский аналог был создан в XI веке, в то время как альтинг существовал уже в X столетии. Кроме альтинга, статусом одного из старейших парламентов обладает и парламент острова Мэн – Тинвальд. Британский парламент же довольствуется званием «матери парламентов», поскольку большинство парламентов Британского содружества было создано именно по его подобию.
Исландский парламент когда-то тоже был двухпалатным, как и британский, однако с 1991 г. он является однопалатным. В парламенте Исландии нет членов, занимающих одновременно церковные должности, равно как нет и пожизненных членов. Все члены исландского парламента выборные. Альтинг состоит из 63 депутатов. Выборы проводятся каждые 4 года на основе пропорционально представительства в 8 округах, от которых выбираются от 5 до 12 депутатов. Еще 11 мест распределяются также на основе пропорционального представительства на национальном уровне. 12 депутатов путем пропорционального представительства избираются от столицы – Рейкьявика. Альтинг, также как и парламент Великобритании, обладает широким кругом полномочий: обсуждает и принимает законы, утверждает бюджет, вносит поправки в конституцию. Альтинг также вправе вынести вотум недоверия правительству.
В виду различий форм правления Великобритании и Исландии, различны в этих странах и характеристики, связанные с понятием глава государства. Во главе британского государства находится королева (в настоящий момент – королева Елизавета II). Глава британского государства формально обладает неограниченными полномочиями, но на деле реальная власть в стране ей не принадлежит. Она в основном обладает рядом церемониальных функций, хотя, как монарх, входит в парламентскую систему и ее согласие в процессе законотворчества также необходимо, как и согласие обеих палат парламента: королева одобряет законы, принятые Палатами Общин и Лордов, хотя формально имеет право наложить вето на решение парламента (последний случай был 11 марта 1708). Королева обычно открывает сессии парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Она считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские звания, сама имеет воинское звание (полковник), является светским главой англиканской церкви, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир, осуществляет право помилования. Эти королевские полномочия (объявлять войну, заключать мир, назначать министров и т.д.), называемые королевскими прерогативами, осуществляются от имени Короны премьер-министром и правительством, поскольку реальная власть в стране сосредоточена именно в руках премьер-министра. Он является лидером партии, получившей в парламенте большинство и на основе этого, согласно установившемуся правовому обычаю, формирует правительство. У него также есть кресло в Палате Общин. Премьер-министр Великобритании фактически обладает всей полнотой исполнительной власти, кроме того, он может рекомендовать королеве ряд назначений, например, высшего духовенства англиканской церкви. По совету премьера королева может распустить парламент. Высшим органом исполнительной власти является Кабинет. Глава Кабинета – премьер-министр, выбирает министров, которые и составляют Правительство и становятся политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.
Главой государства в Исландии, в отличие от Великобритании, является президент. Он избирается прямым, всеобщем и тайным голосованием сроком на 4 года. Когда же на президентский пост выдвигается лишь 1 кандидатура, этот кандидат, без голосования, становится президентом. Так, например, действующий президент Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 г., 29 июня 2000 г. остался на второй срок в связи с отсутствием других кандидатов, 26 июня 2004 г. избран на третий срок, и в 2008 г. автоматически остался на четвёртый срок опять же в связи с отсутствием других кандидатов. Формально президент обладает исполнительной и законодательной властью, однако в действительности его полномочия сильно ограничены. Реальная исполнительная власть в Исландии также сосредоточена в руках премьер-министра. Им, по поручению президента и с согласия парламента, становится лидер партии, получившей в альтинге большинство. Премьер-министр впоследствии формирует правительство.
Правом голосовать в Исландии обладают граждане, достигшие 18 лет и прожившие в стране не менее 5 лет к моменту начала выборов. В Великобритании возрастной ценз аналогичный, хотя в последнее время из-за низкой явки избирателей на выборах предлагается ввести 16-летний порог для избирательного возраста. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Таким днем является 10 октября каждого года (в Северной Ирландии – 15 сентября). Внесение в регистрационный список – обязательное условие реализации активного избирательного права. Список составляется ежегодно специальным чиновником местного совета на основании данных, сообщаемых домовладельцами. Быть избранным в Исландии могут граждане старше 35 лет. В Великобритании этот возраст составляет 21 год.
Существенные различия наблюдаются и в судебных системах Великобритании и Исландии. Судебная власть в Исландии состоит из Верховного Суда (судьи назначаются пожизненно министром юстиции) и восьми окружных судов (судьи назначаются пожизненно министром юстиции). Кроме того, имеются специальные суды по морским, трудовым и религиозным делам. Судебная система Великобритании куда как сложнее. Ветвь судебной власти образована Высоким судом, Судом короны и Апелляционным судом. Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи, канцелярского отделения, отделения по семейным делам. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего и торгового права. Канцелярскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения Высокого суда подаются в Апелляционный суд. В составе Апелляционного суда 18 судей, возглавляемых хранителем судебных архивов. Состоит из нескольких отделений: отделения по уголовным, гражданским делам и т.д. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционном комитете Палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Суд короны рассматривает уголовные дела.
Что же касается партийной системы, то ход политической жизни в Великобритании определяется двумя партиями: партией лейбористов и партией консерваторов. В период Второй мировой войны эти партии составляли коалицию, однако после 1945 г. борьба между этими соперниками возобновилась. Традиционно побеждает одна из них. Это не единственные политические партии в стране, однако, поскольку с 1924 г. лейбористы и консерваторы являются основными противоборствующими партиями на выборах в Парламент, можно утверждать, что в настоящее время в Великобритании существует двухпартийная система.
Консервативная партия Великобритании (тори) – умеренно-правая партия. Это традиционно была главная партия крупной буржуазии и земельной аристократии. Основные задачи политики консерваторов: поддержка свободного предпринимательства, индивидуальной инициативы, борьба против «государственного бюрократизма». При этом она не имеет постоянной официальной программы. Накануне всеобщих выборов партия издает предвыборный манифест, который очерчивает главные аспекты внутренней и внешней политики, которых консерваторы намерены придерживаться в случае прихода к власти. Известными лидерами партии были Дж. Чемберлен, У. Черчилль, Г. Макмиллан, М. Тэтчер.
Лейбористская партия (виги) – партия социал-демократического толка, связана с профсоюзным движением. Основное положение программы лейбористов – «улучшение» капитализма, то есть трансформация капитализма в социализм путем реформ. Лейбористской партии Великобритании принадлежит идея создания «Социалистического Содружества Великобритании» и национализация ряда отраслей промышленности. В настоящий момент обладает большинством в парламенте, ее лидер – Гордон Браун – является премьер-министром Великобритании. Лейбористы в настоящее время стремительно теряют позиции и, вполне возможно, что в балансе двух партий тори вскоре будут заменены либералами. Об этом свидетельствуют последние опросы общественного мнения и результаты муниципальных выборов (на муниципальных выборах 1 мая 2008 г. консервативная партия одержала убедительную победу над лейбористами: 44% против 24%, а либеральные демократы – 25%).
В Исландии, в отличие от Великобритании, возможность реально влиять на политическую обстановку в стране имеют 3 партии. Прежде всего, это Партия независимости, которую с полным правом можно назвать уникальной, поскольку она представляет собой союз консерваторов и либералов. Партия независимости доминирует в политической жизни Исландии: «независимцы» выступают за сокращение налогов, невмешательство государства в экономику, добиваются развития системы соцобеспечения.
Основным политическим противовесом Партии независимости является Социал-демократический альянс (в альтинге альянс занимает 20 депутатских кресла против 16 у ПН). Статуса главного оппонента «независимцев» Социал-демократический альянс добился благодаря тому, что «вобрал» в себя несколько менее влиятельных партий, защищающих интересы узких кругов избирателей (например, Женский список). Представители это партии провозглашают преданность социал-демократическим ценностям: призывают к «равенству через взаимопомощь», т.е. обеспечение всех членов общества правами на пользование всеми общественными благами. Действующий премьер-министр страны – Й. Сигурдардоттир – является лидером этой партии.
Еще одной партией, способной вмешаться в процесс управления государством, является центристская Прогрессивная партия, которая является оплотом сельского хозяйства и пользуется поддержкой фермеров. Прогрессисты занимают 12 мест в альтинге. Остальные партии, при всем желании, не могут вмешаться в борьбу этих гигантов: Либеральная партия и Лево-зеленый альянс занимают в парламенте 4 и 5 мест соответственно. Вполне возможно, что скоро эти партии будут включены в состав Партии независимости или Социал-демократический альянс. То же касается и представителей Прогрессивной партии. В настоящее время наблюдается тенденция к складыванию двухпартийной системы, сходной с британской, поскольку Прогрессивная партия постепенно становится «младшим братом» Партии независимости. Не исключено, что со временем в Исландии, как и в Британии, сложится система из 2 партий, которые поочередно будут составлять парламентское большинство.
В заключение можно сделать вывод, что самыми яркими характеристиками, отличающими Исландию от Великобритании, является наличие «писанной», консолидированной конституции, а также республиканская форма правления. В остальном же существует ряд черт, объединяющих государственно-политические системы этих стран, например, отсутствие у номинального главы исландского государства – президента – как и у британской королевы, реальной власти, и постепенная трансформация исландской партийной системы из трехосновной в двуосновную, – примерно то же самое, что мы имеем возможность наблюдать на Туманном Альбионе. Хотя и в Великобритании в настоящий момент ситуация вокруг партийной системы меняется: стремятся вернуть былые позиции либералы. Таким образом, два крупнейших европейских острова сходны не только своим географическим положением, но и по другим характеристикам, которые вовсе не ограничиваются вышеперечисленными. Например, Великобритания и Исландия внешнеполитически традиционно тяготеют к Соединенным Штатам Америки: Великобритания, исторически владеющая статусом великой державы, в течение многих лет является внешнеполитическим союзником США, крошечная Исландия, которая в этом смысле едва ли может претендовать даже на роль «младшего брата» по отношению к могущественным Штатам, также проявляет самое преданное отношение к американским интересам, чем объясняется текущая проамериканская направленность исландских политических партий. Есть в отношениях двух стран и неприятные моменты, в частности, наличие спорных морских территорий, некогда вылившихся в знаменитую «войну трески»… В общем, есть у этих островных держав, помимо частично совпадающей системы государственного устройства, и общие внешнеполитические характеристики.