Содержание
1. Понятие и признаки права
2. Формы права
3. Право - регулятор общественного отношения в правовой системе
4. Институты права и правовых норм
Литература
Понятие и признаки права
Право – система принципов и норм, правила поведения, которые формально закрепляют степень свобод и справедливости.
Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Такая регуляция и охрана общественных отношений осуществляется с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает основное место.
Юридическое право – это свобода и обоснованность поведения людей в соответствии с действующими нормативно правовыми актами и другими источниками права.
Юридическое право разделяется на объективное и субъективное.
Объективное – система всех правовых предписаний, которые установлены, охраняются, защищаются государством, имеют общеобязательный характер, являются критерием правомерного или неправомерной поведения и существуют независимо от индивидуального сознания субъекта права.
Субъективное – определены возможности, степень свободы, которая принадлежит субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет.
Признаки права:
право – это система правовых норм;
это правила поведения общего характера;
эти правила имеют общеобязательный характер;
они тесно связаны между собой, действуют в единстве, складываются в правовые институты, правовые отрасли;
формально определенные и закрепленные в нормативно правовых актах;
устанавливаются, санкционируются, гарантируются и обеспечиваются государством и их органами;
в своей совокупности регулируют общественные (социальные) отношения между людьми;
правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.
Право, как волеизъявление государства – это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных ею правил поведения, что тесно между собой связанные и регулирующие общественные отношения между людьми в интересах определенной части населения в социально неоднородном обществе.
Функции права – это основные направления его влияния на общественные отношения.
Разделяются на в-социальных и специальных юридических.
В-социальные функции:
гуманистическая – право охраняет и защищает права человечества, народа, человека;
организаторско-управленческая – право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем;
информационная – право информирует людей о воле законодателя;
оценочно-ориентировочная – поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтных, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения;
идеологически воспитательная – право формирует в человеке определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения;
познавательная – право само выступает как источник знаний.
Специальные юридические функции:
Регулятивная (статическая и динамическая). Направленная на урегулирование общественных отношений способом закрепления желаемого поведения в тех или тех отраслях или институтах права.
регулятивно-статическая – закрепляет общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя.
регулятивно-динамическая – обеспечивает динамическое развитие обществ. общества.
Охранительная. Направленная на охрану соответствующих систем общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, устранения их из жизни.
Принципы права – закреплены в праве исходные нормативно руководящие положения, которые характеризуют его содержание, основы, указании в нем закономерности общественной жизни.
Общечеловеческие.
закрепление в правые меры свободы человека и обеспечения ее основных прав;
юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;
пренебрежительность закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительского органа государства;
взаимоувязанность юридических прав и обязанностей;
регуляция поведения людей по загальнодозволеним типу правовой регуляции;
деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу “разрешено то, что прямо предусмотрено законом”;
правосудие осуществляется только судами;
юридическая ответственность человека должна быть только по ее вине, противоправному поведению.
Типологические. Определяются как руководящие принципы, идеи, что свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отображают его социальную сущность.
Конкретно исторические. Определяются как основные принципы, которые отображают специфику права определенного государства в реальных социальных условиях (демократизму, законности, гуманизму).
Отраслевые и межотраслевые. Охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства (гласности судопроизводства, принцип полной материальной ответственности).
Принципы институтов права. Основные идеи, которые лежат в основе построения определенного института права (принцип невосприятия двойного гражданства, принцип охраны и защиты всех форм собственности).
Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регуляцию наиболее важных потребностей и интересов между людьми как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового содружества.
Следовательно, право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются, гарантируются и охраняются государством с целью упорядочения общественных отношений.
Формы права
Юридические нормы регулируют поведение участников общественных отношений. Ради этого они должны быть известными, обнаруженными внешне, выраженными в определенных формах (источниках).
Источники (формы) права – это способ внешнего проявления правовых норм, которое удостоверяет их государственную общую обязательность.
К источникам права относят: нормативный акт, правовой обычай, судебный или административный прецедент, нормативный договор.
Правовой обычай – санкционировано государством обычное правило поведения общего характера.
Правовой прецедент – решение компетентного органа государства, которому предоставляется формальная обязательность во время решения всех следующих аналогичных судебных или административных дел.
Религиозно правовые нормы – санкционированы государством церковные каноны и другие религиозные нормы, которым предоставляется общеобязательный характер.
Нормативный договор – объективные формально обязательные правила поведения общего характера, что установлении по договоренности и согласием двух или больше субъектов и обеспечиваются государством (об образовании федерации).
Международно-правовой акт – документ международного содружества, который из санкции государства распространяется на ее территорию.
Основным источником права Украины является нормативно правовой акт.
Нормативно правовой акт – решение компетентных субъектов, что выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального документа в письменной форме, обеспечивается государством и порождает юридические последствия. Разделяется на законы и подзаконные акты.
Законы – нормативно правовые акты, которые кажутся законодательными органами, имеют высшую юридическую силу и регулируют важнейшие общественные отношения в стране.
Кроме Конституции Украины, есть еще такие виды законов:
конституционные;
органические;
обычные.
Все законы имеют высшую юридическую силу:
никто, кроме органов законодательной власти, не может принимать законы, изменять или отменять их;
Конституционный суд Украины может признать отдельное положение или закон Украины не конституционным;
все другие нормативно правовые акты должны выдаваться в соответствии с законами;
в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно правового акта действуют нормы закона;
только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятия закона в случае возвращения его Президентом при отложном вето.
Подзаконные нормативно правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства, уполномоченных на то государством обществ. объединений из установки, внедрения в действие, изменения и отмены нормативных письменных документов, которые развивают или детализируют отдельные положения законов.
Виды подзаконных нормативно правовых актов:
нормативные акты Президента Украины;
акты Верховного Суда Украины, Высшего арбитражного Суда Украины, Конституционного Суда Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного суда Автономной Республики Крым;
акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым;
акты министерств, государственных комитетов, ведомств;
нормативные акты государственных администрации в регионах, г. Киеве и Севастополе, районах в этих городах;
нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;
нормативные акты отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;
нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;
другие подзаконные нормативные акты.
Действие нормативных актов в пространстве характеризуется определенной территорией (государства, определенного региона). Относительно круга лиц нормативные акты распространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Варианты вступления в силу нормативно правовым актом:
после 10 дней от момента его опубликования;
срок установлен в самом нормативном акте;
если акт не публиковался, то с момента его получения исполнителем.
Нормативно правовые акты теряют действие в результате:
окончание срока давности, что на него выдавался акт;
прямой отмены конкретного акта;
фактической отмены акта другим актом, принятым по тому же вопросу.
Обратное действие – это такое действие на правоотношение, где допускается, что новый нормативный акт существовал на момент возникновения правоотношения.
Общее правило: “Норма права обратной силы не имеет”.
Исключения: если акт, принятый после совершения правоотношения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную силу, а если обременяет, то такая норма обратной силы не имеет.
Нормативно правовые акты действуют на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Существует систематизация нормативных актов:
Систематизация нормативных актов – деятельность из благоустройства и совершенствования нормативных актов, приведения их к определенной внутренней согласованности через создание новых нормативных актов.
Систематизация осуществляется государством, его органами, должностными лицами и не государственными организациями и их служащими. В систематизации различают:
инкорпорация
кодифікація
Инкорпорация – вид систематизации нормативных актов, который заключается в сводке их в сборниках в определенном порядке без изменения содержания (хронологический или алфавитный порядок, направление деятельности, сфера общественных отношений).
Виды:
за юридическим значением (официальные, неофициальные);
по объему (общая, отраслевая, межотраслевая, специальная);
за критерием объединения (предметная, хронологическая, субъективная).
Кодификация – вид систематизации нормативных актов, которые имеют общий предмет регуляции, который заключается в их содержательной переработке (устранение разногласий и противоречий, отмены обветшалых норм) и созданные сведенного нормативного акта.
Ее разновидности:
кодекс;
устав;
положение.
Кодекс – кодифікаційний акт, который обеспечивает детальную правовую регуляцию определенной сферы общественных отношений и имеет структурное деление на части, разделы, подразделы, статьи, которые в известной мере отображают содержание той или той отрасли законодательства (криминальный, земельный, Кодекс об административных правонарушениях).
Уставы, положение – кодифікаційні акты, в которых определяется статус определенного вида государственных организаций и органов.
Право - регулятор общественных отношений в правовой системе
Целью права является реализация одной из наивысших моральных ценностей, что имеет общечеловеческое значение, - справедливости. В соответствии с этим обоснованным является взгляд на право как на нормативно закрепленную справедливость.
Назначение права как воплощение социальной справедливости оказывается в том, что:
право учреждается на принципах гуманизма и справедливости;
права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
право обеспечивает справедливое равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
право уравновешивает социальные интересы разнообразных групп, которые существуют на уровне общества;
право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, которые имеют целью возобновление нарушенных прав, а также интересов общества;
выполняя гуманистическую функцию, право дает возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые полнее всего отвечают уровневые развитию общества и государства.
Следовательно, предоставляя субъектам права равные возможности, покладая ровные обязанности и устанавливая ровную ответственность, право выступает как средство обеспечения справедливости в реальной общественной практике.
С правом связан ряд понятий, которые широко употребляются в юридической науке. Одно из первых мест здесь занимает понятие правоотношений. Правовая норма реализуется путем правоотношений лишь после ее осознания субъектами права. Потому правоотношения связывают с понятием правосознания.
Правосознание рассматривается как вид общественного сознания, которое кроет в себе совокупность взглядов, чувств, эмоций, идей, теорий и компетенций, а также представлений и установок, которые характеризуют отношение человека, общественных групп и общества в целом к действующему или желаемому праву, формам и методам правовой регуляции.
Признаки:
она является одной из форм общественного сознания и вместе с политическими, моральными, философскими и другими формами сознания отображает общественное бытие;
она содержит понятие, представление, суждение, чувство, эмоции, концепции, теории, программы;
она обусловлена социально-экономическим укладом конкретного общества, уровнем развития его общей культуры;
идеологические элементы правосознания выступают главными элементами правовой культуры и правового воспитания.
Структуру правового сознания человека составляют правовая идеология и правовая психология. Первая охватывает совокупность принципов, теорий, концепций, которые формируются в результате научного обобщения правового развития общества. Вторая характеризуется как совокупность правовых чувств, эмоций, оценок, настроения, которые доминируют в обществе, оказываются в общественном мнении.
Правовое сознание разделяется на:
будничную
профессиональную
научную
Будничное сознание – совокупность знаний, идей, теорий, концепций, чувств, эмоций и других идеологических и психологических качеств основной массы обществ. общества относительно действующего и желаемого права и правовой системы.
Профессиональное сознание – совокупность юридических профессиональных правовых знаний, чувств, эмоций, оценок, установок, мотивов, что характерные для представителей соответствующей группы и формируются благодаря профессиональной деятельности и учебе.
Научное сознание – совокупность научных знаний, теорий, доктрин, оценок, эмоций и чувств юристов-научных работников относительно действующей и желаемой правовой системы обществ. общества.
За степенью обобщения правовое сознание разделяется на:
массовую
групповую
индивидуальную
Массовое сознание – правосознание, которое характеризует правовую идеологию и правовую психологию, что свойственное определенной группе население страны.
Групповое сознание – правовая идеология и правовая психология, что свойственное определенной группе население страны.
Индивидуальное сознание – совокупность правовых знаний, эмоций и установок конкретного субъекта относительно действующего или желаемого права.
Социальное назначение права детализируется в правовой культуре.
Правовая культура – глубокие знания и понимания права, тщательное выполнение его востребований как осознанной необходимости и внутренней убежденности.
Основные показатели уровня правовой культуры:
право, которое отвечает востребованиям справедливости и свободы;
уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность действовать в соответствии с востребованиями правовых предписаний;
уровень культуры творения и реализации права;
уровень качества работы правоохранительных правоприменимых органов и должностных лиц;
качество системы законодательства, определен уровень законности и правопорядка.
Структура правовой культуры:
правовая психология (правовые чувства, эмоции, оценочные понятия относительно права действующего и желаемого);
правовая идеология (правовые идеи, теории, понятия, категории, принципы);
элементы поведения (умение и навыки эффективной реализации норм права в повседневной практической жизни, правовая активность граждан).
К правовой культуре принадлежат:
правовые знания; данные о государственном строе;
назначение государства;
политическая система общества;
престиж юридических профессий;
авторитет и степень развития юридической науки;
участие граждан в управлении государством;
состояние законности и правопорядка;
формы и методы правовой регуляции;
качество работы правоохранительных органов.
Следовательно, правовое сознание и правовая культура – это не только знание, понимание и психологическое восприятие действующего права, но и поведение лица в пределах действующей правовой модели.
Правовое воспитание, рассматривается как средство повышения уровня правосознания и правовой культуры в широком и узком понимании.
В широком понимании – оно характеризуется как влияние всех правовых факторов общественной жизни, в том числе и правовой системы, на формирование у индивидов и коллективов людей определенных правовых качеств, которые отвечают достигнутому в обществе уровневые правового сознания и правовой культуры.
В узком понимании – целеустремленное, повседневное, систематическое влияние юридической теории и практики на сознание людей с целью воспитания у них соответствующего уровня правового сознания, культуры и образцового правомерного поведения.
Субъекты право воспитательной деятельности – органы государства, обществ. организации, трудовые коллективы, их должностные и служебные лица, отдельные граждане.
Объект правового воспитания – сознание человека, его интеллект и способность воспринимать, оценивать и осуществлять определенные правовые явления.
Цель правового воспитания:
формирование правового сознания граждан и повышения на этой основе их правовой культуры;
воспитание уважения к праву, чтобы его востребования стали личным убеждением любого человека, а повседневное сдерживание юридических норм – привычкой;
ознакомление граждан с вопросом государственно-правового строительства, повышения их социальной и политико-правовой активности;
помощь им в овладении всей совокупностью юридических знаний из разных отраслей и сфер функционирования права;
содействие эффективной работе механизма правовой регуляции.
Основные востребования право воспитательной работы:
приобретение человеком основ правовых знаний;
необходимость формирования в мировоззрении человека убеждений, установок, мотивов активного правомерного поведения;
формирование у людей социально коммуникативных качеств личности.
Таким образом, правовое воспитание должно влиять на ум и чувство человека, подсказывать ей пути правильного поведения в той или другой жизненной ситуации. С помощью правового воспитания поведение и поступки человека становятся в рамки востребований законности. Именно поэтому рядом с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание выполняет и такую важную социальную функцию, как предупреждение правонарушений.
Институты права и правовых норм
Основанием деления норм права на отрасли и институты является предмет и метод правовой регуляции.
Предметом правовой регуляции являются общественные отношения, которые упорядочиваются с помощью права.
Метод правовой регуляции – это способ влияния права на определенную сферу общественных отношений.
Самым характерным является императивный метод, который четко определяет границы поведения субъектов (например, запрещение правонарушений), и диспозитивный, что дает возможность субъекту выбрать из установленных государством тот вариант поведения, которое полнее всего отвечает его интересам (например, возможность заключить трудовой договор на одном или нескольких предприятиях).
Самым значительным элементом системы права является отрасль права.
Отрасль права – это совокупность правовых норм, которые составляют самостоятельную часть системы права и регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особенным методом.
Современное право Украины состоит из таких основных отраслей:
конституционное (государственное) право, которое закрепляет основы государственного и общественного строя, основы правового положения граждан, порядок формирования и компетенцию органов государства;
административное право, которое регулирует отношения, которые складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности;
финансовое право, которое регулирует отношения, которые возникают в процессе поступления и деления средств государственного бюджета;
земельное право, которое регулирует отношения между государством и субъектами разных форм собственности на землю;
гражданское право, которое регулирует имущественные и связаны с ним личные неимущественные отношения;
трудовое право, которое регулирует отношения между работником и владельцем (уполномоченным органом) в трудовых отношениях;
семейное право, которое регулирует брачно-семейные отношения и вопросы опеки и заботы;
криминальное право, которое определяет виды общественно опасных деяний (преступлений) и наказания, которые применяются к лицам, которые их совершили;
граждански процессуальное право, которое регулирует отношения, которые возникают во время рассмотрения гражданских дел судам, вынесения и обжалования решений;
криминально-процессуальное право, которое регулирует отношения, которые возникают в процессе нарушения, предыдущего расследования (досудебного следствия) и судебного разбирательства уголовных дел, а также вынесения и обжалования приговора суда;
исправительно-трудовое право, которое регулирует отношения, которые возникают в процессе реализации криминальных наказаний.
Структурным элементом отрасли является правовой институт (институт права), который объединяет родственные правовые нормы, которые регламентируются.
Институт права – это система юридических норм, которые регламентируют определенную сторону однородных отношений, которые составляют особенную часть отрасли права.
Институты права разделяют на отраслевые, что вмещают нормы в середине одной отрасли, и межотраслевые, что объединяют нормы, которые принадлежат к разным отраслям права.
Основным элементом системы права, которое определяет содержание отраслей и институтов права, является норма права. Юридическая норма – это первичная “клеточка” системы права. Она имеет все признаки, присущие любой социальной норме: является общим правилом, которое действует непрерывно во времени, регламентирует поведение социальных субъектов и предоставляет обществу черт системности; в то же время юридическая норма имеет ряд особенностей, какие тождественные особенностям права в целом.
Следовательно, правовая норма – это отображено в законах или других источниках права общеобязательное правило поведения, которое является образцом возможного или необходимой поведения и охраняется от нарушений средствами государственного принуждения.
Чтобы четко выяснить особенности каждой нормы права в процессе анализа законодательства, необходимо различить и обнаружить ее логическую структуру.
Структура нормы – это внутреннее строение нормы, которая оказывается во взаимодействии ее основных структурных частей. Правовую норму составляют 3 элемента:
гипотеза (предвидение) – элемент правовой нормы, которая указывает на условия, с наступлением которых возникают права и обязанности. Другими словами, гипотеза вмещает указания на конкретные жизненные обстоятельства, за наступлением которых данная норма вступает в действие;
диспозиция (распоряжение) – элемент, который являет собой “сердцевину” правовой нормы, указывает на именно правило поведения (права и обязанности участников правоотношений). Их реализация возможна лишь при условии наступления условий, определенных гипотезой;
санкция (взыскание) – элемент нормы права, который определяет меру государственного влияния, которое применяется к нарушителю прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией нормы.
В правовой норме должны вмещаться условия ее действия, права и обязанности участников правоотношений, средства государственного принуждения за неподобающее выполнение вмещенного в норме правила поведения. Иначе норма не сможет выполнять функцию регулятора общественных отношений.
Литература
Правознавство: Навч. посібник / В.І. Бобер, С.Е. Демський, А.М. Колодій та ін.; За ред. В.В. Копєйчикова – 2-ге вид., перероб. та допов. – К.: Юрінком Інтер, 1999. – 704с.
Основи правознавства: Проб. Підручник для 9 кл. серед. загальноосвіт. шк. / За ред. І.Б. Усенка. – К.: Ірпінь, 1997. – 416с.