Тема 1. Предмет римского частного права
1. Проанализируйте вышеуказанные и другие известные Вам точки зрения на критерии разграничения частного и публичного права. Чем, на Ваш взгляд мнение римских правоведов отличается от представлений современных цивилистов?
По сравнению с публичным частное право – более ценный массив римского права оно более развито и до тончайших деталей приспособлена к регулированию отношений, возникающих из форм товаропроизводства и товарооборота. Таким образом, мнение римских правоведов на критерии разграничений публичного и частного права отличаются от мнения современных тем, что римские правоведы, в частности Ульпиан, выявляя полезные и в публичных и в частных отношениях, не называет, кто регулирует те или иные отношения.
Романисты же, в частности Хутыз М.Х., различия видит в нормах, регулирующих ту или иную область права.
И.Б. Новицкий считает, что интересы отдельных лиц в классовом, в частности рабовладельческом обществе, всегда различны и даже противоположны: у рабовладельца и раба нет общего интереса. В тоже время, и свободные граждане рабовладельческого общества были далеко не равны между собой.
В.М. Хвостов для государства одинаково важно существование как тех норм, которые определяют устройства государства и органов власти, так и тех норм, которые регулируют частные интересы и отношения между отдельными лицами.
И.А. Покровский считал, что в сфере гражданского право государство не регулирует отношения, а предоставляет их регулирование частной воли, само же занимает позицию власти, только охраняющий то, что будет установлено частными лицами.
2. Прав ли ученый? Аргументируйте свою точку зрения.
Свои юридические конструкции римские юристы строили в соответствии с запросами жизни. Соответственно во главу угла ставились частные правовые отношения. Таким образом, Шершеневич Г.Ф. прав, утверждая, что римские юристы, «увлекшись частным правом, ... почти вовсе не касаются ни государственного устройства, ни оснований карательной деятельности, ни системы обложения налогами». Но позже, Квис Муций Сцевола написал первое порядочное изложение римского права – «ius civile» его содержание было ориентировано на отношение между частными лицами. Наиболее глубоко и детально были разработаны вопросы наследственного права, права лиц и обязательства. В дальнейшем римские юристы больше сосредотачивались на изучение имущественных и семейных отношений лиц с разными статусами, при этом особое внимание уделялось формам судебной защиты прав, которая была в ту эпоху самым ярким воплощением автономии индивида.
3. Как вы считаете, какие совокупности правовых систем Древнего Рима соответствуют понятию гражданского (частного) права в современном смысле?
Совокупность частного права (права собственности и других прав на вещи, договоров и иных обязательств, представительственное право, право наследования, семейное право, вопросы защиты частных прав) и коммерческого (торгового) права соответствуют понятию гражданского.
4. В каком смысле, на Ваш взгляд, говорят о рецепции Римского Права правом ряда европейских государств? Речь идет здесь о заимствовании или воспроизведении? Приведите примеры.
Не все господствующие слои средневекового общества были одинаково заинтересованы в заимствовании римского права, т.к. оно не признает феодальных отношений. Можно утверждать, что на основе римского права создали европейскую правовую науку, сделали римскую правовую терминологию универсальной терминологией юристов всех культурных народов. На отдельных этапах рецепции заимствование положений римского права не всегда соответствовало классическим римским представлениям. Средневековая схоластика искажала эти представления, приспосабливая к принципам местного обычного права не само римское право, а его основы, откорректированные более поздними комментаторами.
В 7 веке Византия изучала и комментировала тексты Кодификаций Юстиниана, на их основе было создано Византийское право, оказавшее большое влияние на правовую культуру православных народов. В Италии того времени также римское право было взято за основу. В Болонье сформировалось общество (studentes) изучавших правовое наследие Рима, повлекшее за собой создание universitas, выпускники которых становились судьями, нотариусами, адвокатами. Рецепция римского права была характерна для всей Европы. Кодекс Наполеона 1804 г., как заметил один ученый «был замешан на римском цементе». Россия получила римское наследие из вторых рук – из Византии. В 19 веке немецкие юристы (Барон, Бринц и д.р.) оставили в наследие многотомные курсы «Пандектов», создали современную теорию частного права (Германское гражданское уложение 1900 года).
5.Приведите несколько примеров использования латинской терминологии в Гражданском Кодексе РФ, относящихся к общим положениям гражданского права.
В Общих положениях Гражданского Кодекса РФ используются следующие термины:
ГК ч.1, раздел 1, подраздел 2 , гл.3, ст.31
Ст.32 tutella – опека, ст.35 tutor – опекун
Ст. 33 cura – попечительство, ст.35 curator – попечитель
Debitor – должник, creditor- кредитор, hypoteca – ипотека
Тема 2. Источники римского права
1. Какую классификацию источников римского частного права предложили бы Вы? Сколько источников римского права, на Ваш взгляд, перечислено в первой книге «Институций» Гая? Какой важнейший источник права не назван в перечне Гая? Как Вы считаете, почему?
Классификация источников права, описываемая современными романистами, восходит к «Институциям» Гая: «Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императора, эдиктов магистра и из ответов правоведов». Однако в перечне Гая не названо обычное право, как один из важных источников права. Это объясняется тем, что свое закрепление обычай и религиозные предписания получают в Законах 12 таблиц. Опубликование их государственной властью превратило этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права. С усилием же законодательной деятельности государства обычай в значительное мере потерял свое значение.
Общая структура Институции Гая: лица – вещи – иски – модель для Институций Юстиниана и Кодекса Наполеона. В первой книги Институции Гая перечислены: 1.1- формы позитивного права – формальные источники позитивного права, правовые нормы – правила поведения, защита от произвола (обычаи, законы, плебисцит – решение плебейских собраний, законные иски, ответ знатоков, судебный прецедент, постановления сената, эдикты магистратов, конституции принцепов).
1.7.-1.8. – здесь пропущено – право лиц. Возможно права квиритов. Вероятно он сознательно пропустил, возможно это объясняется в Институции Юстиниана.
1.8. - структура работы Гая «все право, которым мы пользуемся, относиться либо к лицам, либо к веща, либо к искам».
Флорентин объясняет это так «ведь немного стоит познание права, пока не известны лица, ради которых оно установлено»
1.9.- право лиц: состояние рабов и форма отпущения на волю, свободные лица, подчиненные чужой властью.
1.48-1.107 – состояние в отцовской власти, виды усыновления.
1.108-1.115 – состояние в супружеской власти, переход во власть мужа.
1.116-1.123 – состояние в распорядительной власти на положение раба.
1.124-1.131 – прекращение состояния во власти.
1.132-.1.141 – освобождение из-под власти.
1.142-1.199 – опека и попечительство.
В общей сложности – первая книга – это права лиц, семейное право, опека и попечительство. А так же был опущен институт приданого – dos.
Всего в Институциях Гая четыре книги. Книга вторая и третья - право относящаяся к вещам, книга четвертая – иски.
К источникам римского права – современные юристы относят:
Новицкий – обычное право, закон, эдикты магистров, деятельность юристов, кодификация римского права.
Черниловский - источники цивильного права, права народов, преторского права, деятельность юристов, Дигесты Юстиниана.
Скрипилев – обычное право, законы, эдикты магистратов, деятельность юристов, постановления сената, императорские указы.
2. Какой из источников римского права стал наиболее авторитетным в начале нашей эры и почему? Как это отражено в Дигестах (Пандектах)?
В начале нашей эры наиболее авторитетным источником римского права стали Дигесты Юстиниана. Признание авторитета Дигеста исходят из «Конституции», представляющей текст кодификации: «10 мы имеем такое уважение древности, что мы не допустим, чтобы были преданы забвению имена мудрецов. Но каждый из них, кто является автором закона, написан в наших Дигестах. Нами сделано только то, что если что – либо в их законах представлялось излишним, или сокращения и передано в точнейших правилах и во многих случаях, когда имелось сходство или противоречие, установлено вместо этого то, что казалось более правильным; и то, что там (в Дигестах) написано является нашим и составлено по нашему приказу. И никто не должен осмеливаться сравнивать то, что было в древности, с тем, что ввела наша власть, ибо многое изменено для пользы дела. Владыки нашего Священнейшего Принцепса Юстинина право, очищенное и собранное из всего древнего права». Все, что вошло в текст Дигест, сделалось законом, все, что не вошло, стало «неприменяемым», оказалось за пределами права, потеряло силу.
Основное содержание Дигест – фрагменты относящиеся к частному праву, но есть и публичное право. В них говориться о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов, о происхождении и развитии римского права. Дигесты состоят их пятидесяти книг. В различных книгах Дигест есть положение относящееся к современной юридической систематике, относящейся в международному праву.
3. Как Вы понимаете изречение: «Dura lex, sed lex» («Закон суров, но это закон»)?
Изречение «Закон суров, но это закон» означает признание за законом, независимо от его характера, высшей силы, общеобязательности исполнения его всеми гражданами.
4. Какое значение имеет, по Вашему мнению такая черта, как стабильность для любых правовых систем и, в частности, для складывающегося в России правового государства?
Любая правовая система характеризуется как мобильностью, т.е. способностью живо откликаться на меняющиеся условия жизни так и стабильность.
Стабильность – это фундамент законодательства.
5. Как Вы считаете, что имеют в виду Берман и Рейд? Правы ли они? О чем свидетельствует приведенный выше факт?
О всех государствах (кроме англо – американских стран) частно – правовые нормы получают, главным образом, форму закона и записываться в кодексах или в отдельных законах, т.е. представляют собой систему абстрактных, расположенных в строгом порядке подчиненных и соподчиненных общих положений. Наоборот, источники римского частного права представляют собой, главным образом, совокупность решений конкретных казусов, и в этом большое внешнее сходство римского частного права с англо – американским «общим правом».
Г.Дж. Берман и Дж Рейд утверждал, что юстиниановские тексты большей частью не были законными, и не были пригодны для применения, что римское право «писаным разумом». Юстиниановская кодификация, я так думаю, на самом деле были «писаным разумом». Комиссии собрали все юридические наследие, перебрали, пересмотрели, добавили, убрали лишнее, подстроили под новое время, что бы все соответствовало и было готово к применению. Перерабатывались труды и ответы юристов, поэтому наверно «писаный разум».
Тема 3. Иски
1. Какова ваша точка зрения на сущность leges actio? Как Вы считаете, почему гражданский процесс в Древнем Риме отличался крайним формализмом? Какую аргументацию в данном случае приводит Гай?
Совокупность обрядов и фраз – это и есть легисакционный процесс – посредствам пари, наложение руки, путем взятия залога, в форме истребования судьи путем приглашения ответчика на суд. Зависимость участников древнего процесса от необходимости строго соблюдать фиксированный характер слов иска - исковой формализм – оборачивается уверенностью в положительном решении суда, который столь же связан словами закона, установившего определенную санкцию за нарушение. Так согласованность материального и процессуального аспектов правовой формы обеспечивает определенность прав и обязанностей, гарантирует одинаковую защиту всех сходных отношений.
2. Какая новая форма суда пришла на смену легисакционному процессу в классического права? Как изменилась в этот период роль претора в суде? Претерпела ли изменения техника разбирательства гражданских дел?
На смену легисакционному процессу в эпоху классического права приходит новая форма суда – формулярный процесс. Претор отражал в форме новых процессуальных средств - требования развивающегося правосознания. Техника судебных разбирательств, претерпела изменения том плате, что истец представлял требование не формальным способом, без ритуальных формул и жестов. Техника разбирательств - гражданских дел стала быстрей и проще в период Империи. Процесс стал одностадиальным – чиновничий процесс – экстраординарный процесс. В качестве представителя государственной власти выступает не выборный претор, а назначенный императором чиновник – судебный магистрат. Он рассматривает все дело от начала и до конца.
3. Рассмотрите указанные различия и объясните их природу. Ответ аргументируйте
Особенность римского гражданского процесса, отличающая его от современного нашего права и права континентальных европейских государств, заключается в делении процесса на две стадии производства: ius и iudicium. Современный суд первой инстанции рассматривает дело от начала и до конца и выносит решение по делу. Если это решение не обжаловано в течение установленного срока, оно вступает в законную силу и приводится в исполнение в случае обжалования суд второй инстанции пересматривает состоявшееся решение. Римское же первая стадия процесса приводило к окончанию дела только в случае признании иска ответчиком (а такой вопрос прямо ставился истцам: «Требую, чтоб ты сказал «Да» или «Не»).по общему же правилу in iure спорное дело только подготавливалось к решению, а проверка обстоятельств дела и вынесение решения происходили во второй стадии in iudicio.
4.Выполните задания и заполните таблицу:
а) При каких обстоятельствах рассмотрение судебных дел признавалось законным?
б)12-летняя Юлия заключила договор о продаже драгоценного камня на невыгодных для себя условиях, в связи с чем она обратилась за защитой к претору. Какой способ защиты применялся претором в таких случаях(restitutio in integrum,interdicta или actio confessoria utile)?
в) Как Вы понимаете латинское изречение «Ubi ius, ibi remedium» («Где есть право, есть и его защита»)?
№ п/п |
Ответы на вопросы |
Ваши рассуждения |
Ссылки на источники |
А) | При вынесении судебного решения судьей по формуле resiudicata | Рассмотрение судебных дел признавалось законным, если оно было организовано в Риме или в пределах первого помильного камня от Рима, между римским и гражданами, с участием одного судьи тоже римского гражданина |
Римское частное право /под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского Mod.,7 Pand.,D.42,11 |
Б) | Реституция | Применение реституции возможно при следующих условиях: 1) наличие ущерба; 2) наличие основания реституции. В эдикте претора таким основаниям признаются: несовершеннолетние, обман при сделке, существенная ошибка, утрата правоспособности и т.п.; 3) современная просьба. Так как Юлия несовершеннолетняя, то реституция – законный способ защиты ее интересов. | Хутыз М.Х. Римское частное право |
В) | «Где есть право,есть и его защита» | «Право получило свое звание от «правосудия». Право есть наука о добром и справедливом». Если в обществе во главу угла поставлено право, то закономерна его защита, поскольку нарушение принципов доброго и справедливого преследуется законом. А законы являются олицетворением права. | Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /под ред. Батыра К.И. и Поликарповой Е.В. |
Тема 4 Лица в римском праве
1. Проанализировав приведенные точки зрения, изложите собственное определение физического лица в римском частном праве. Какие изменения в объем правоспособности раба были внесены в классический период римского права
Правоспособность человека в сфере частно – правовых отношений складывается из двух элементов: права вступать в римский брак права быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных. Указанные возможности, а также возможность быть субъектом права в полной сфере, неосуществимы при отсутствии условий приобретения. Такими являются: состояние свободы, состояние гражданства, семейное состояние. Для каждого понятия лица существенна только правоспособность, но она значительно утратила бы свой смысл, если бы не выражалась во вне. В классический период римского права в объем правоспособности рабов были внесены следующие изменения: - запрещалось господам своевольно предавать рабов на растерзание диким зверям: при обоснованном обвинении раба такое наказание ему назначалось судом; – убийство чужого раба наказывалось не только как нанесение ущерба, но и как уголовное преступление. Именно по постановлению императора Антониана тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем, то кто убил чужого раба»; - при Августе 2 г. до н. э . вводится ограничение на отпущение рабов по завещанию, устанавливая численную квоту и абсолютный максимум в 100 рабов. Развивается отпущение на волю посредством фидеикомисса – доверительного поручения завещателя наследнику отпустить на волю раба и стать его патроном.
2. Имелось ли в римском праве понятие юридического лица? Можно ли согласиться с романистами, считающими, что выдвижение идеи юридического лица и его теоретическое определение как самостоятельного субъекта гражданского права составляет одну из крупнейших заслуг римского права? Какие конкретно понятия и юридические свойства (признаки разработали в данном отношении римские юристы)?
Новицкий И.Б. «римские юристы не разработали понятие юридического лица как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому, ввиду того, что отношения на почве которых возникают юридические лица, в римской жизни не были достаточно развиты. Тем не менее, уже в законах 12 таблиц упоминались различные частные корпорации – религиозного характера, профессиональные объединения ремесленников – религиозного характера, профессиональны объединения ремесленников и т.п.». действительно не смотря на то, что само понятие «юридическое лицо» не встречается в источниках права, можно согласиться с романистами, считающими, что выдвижение идеи и теоретическое определение юридического лица как субъекта гражданского права составляет одну из крупнейших заслуг римского права. Ведь принципиально важные характеристики юридического лица были открыты и сформулированы именно ими:
имущества корпорации существует как особенное имущество, а не как совокупная собственность составляющих корпорацию физических лиц (это отличает корпорацию от товарищества, у каждого из членов которого есть определенная доля в имуществе).
Выход из корпорации, как и вступление новых лиц, вплоть до ее совершенного обновления, не влияют на ее юридический статус (в товариществе же выход и смерть одного из участников товарищества влечет за собой прекращение товарищества, вступление нового лица в товарищество означает образование нового товарищества.
Члены корпорации (коллегии) не несут ответственности (своим собственным имуществом) по ее долгам
Все, что корпорация получает или взыскивает со своих дарителей или должников, принадлежит самой корпорации, а не тем из кого она состоит
Всякое юридическое лицо должно иметь своего уполномоченного, могущего заключать сделки от имени всей корпорации, искать и отвечать в суде по ее делам, представляя корпорациюв органах власти и администрации
3. В чем, на Ваш взгляд, заключается это противоречие? Прав ли профессор Покровский, считающий, что в области гражданского права Древнего Рима существенных различий между подданными и неподданными нет?
После эдикта Каракаллы 212 г. объявившего римскими гражданами всех подданных Римской империи, перегринами считались иностранцы, славяне и т.п. но уже к этому времени, благодаря взаимопроникновению цивильного права и права народов, различие в частноправовом положении римских граждан и иностранцев едва ли ощущались.
4.Разрешите ситуации и заполните таблицу:
а) Великий римский поэт Публий Овидий Назон попал в немилость императора Октавиана Августа. Предполагается, что он был обвинен в нескромности и легкомысленности его ранних произведений. Император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание в Скифию.
Какие юридические последствия имела для Овидия ссылка в Скифию?
б) Алиций нанес публичное оскорбление рабу Фикия.
Какие правовые меры последовали после совершения Алицием указанных действий? (Сделайте ссылку на статью из «Институций» Гая ).
№ п/п | Ответы на вопросы | Ваши рассуждения | Ссылки на источники |
А) | Утрата гражданства, семейного статуса, но сохранение статуса свободы | Среднее умаление правоспособности приводило к следующим последствиям: имущество ссыльного переходило к казне. Овидий выводился из – под действия цивильного права и попадал в сферу действия права народов, поэтому хотя обязательства его погашались, интересы кредиторов защищались преторским иском | Хутыз М.Х римское частное право |
Б) | Иск за обиду и оскорбление чести | Ст. 141 «Институции» Гая « Вообще мы должны заметить, мы не имеем права не уважать личного достоинства тех, которые находятся у нас в кабале. В противном случае мы подвергаемся иску за обиду и оскорбление чести. И даже не долго остаются люди в этой зависимости, а по большей части это совершается для виду только в течение одного момента, кончено, если они не манципируются вследствие иска за причиненный вред. | «Институция» Гая |
Правовое деление физических лиц | Статус | Умаление правоспособности |
Homo -человек свободный раб |
наибольшая |
|
гражданин, латин, перегрин | Статус гражданина | меньшая или средняя |
Самостоятельные лица, подвластные | Семейный статус | наименьшая |
Правоспособность лиц в Римском государстве.
Тема 5. Брачно-семейные отношения
1. Какую из приведенных точек зрения вы разделяете? Свой ответ обоснуйте
Патриархальный брак с неограниченными правами мужа над личностью жены является самой древней формой брака. Надо сказать, что это одна из самых устойчивых форм, существовавшая во времена и у всех народов. Позиция же исследователей римского права, считающих, что введение римлянами такого брака, как «sine manus совершило сразу огромный исторический прыжок и надолго опередило другие народы в развитии брачных отношений» находит свое подтверждение в настоящей жизни.
2. Можно ли согласиться с этим утверждением? Если да, то приведите соответствующие аргументы. Правы ли ученые, считающие, что между двумя известными в римском праве видами брака («cum manu и sine manu») существует глубокая разница? В чем эта разница, на Ваш взгляд, заключается?
Новицкий И.Б. говоря о неформальности брака: «Брак в Риме заключается неформально: достаточно было выражения согласия вступающих в брак и отведения невесты в дом жениха», делает замечание: «Если брак заключается с мужьей властью, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов». Однако даже совершение формальных актов не включало в себя регистрацию. О бесформальности брака (брака sine manu) говорит и Черниловский З.М. таким образом, утверждение Покровского И.А. как и других романистов, является справедливым и с ним можно согласия. Что касается разницы между браками cum manu и sine manu, то она заключается в следующем:
Для заключения cum manu требовалось проведение обряда или обряда поедания лепешек (употреблялся в жреческих фамилиях), или манципация (церемония, проводившаяся с помощью меди и весов и в присутствии свидетелей). Брак sine manu заключался в простой форме. Женщина, связавшая свою жизнь с мужчиной без всяких церемоний, оставалась неподвластной мужу и могла легко порвать с ним, при условии, что она должна была ежегодно отлучаться от своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.
При браке cum manu жена поступала во власть мужа или оказывалась во власти домовладыки, если муж сам состоял во власти. При браке sine manu жена оставалась под властью своего отца, а если до брака жена была самостоятельна, то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак.
При браке cum manuвсе имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей. При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Чтобы муж мог управлять имуществом жены, ей нужно было передать свое имущество мужу на основании договора поручении.
При браке cum manu приданое жены полностью поступало во власть мужа. При браке sine manu заключалось соглашение с мужем, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака.
3.Ответьте на приведенные вопросы и заполните таблицу:
а) Каким способом происходило освобождение сына от власти отца по Закону XII таблиц (укажите статью Закона)?
б) Клавдий женился на Люции, не получив развода с Юлией. Имело место так называемое двойное обручение.
Каковы юридические последствия двойного обручения ?
в) Укажите имя известного римского юриста, который определял брак как «союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Исходя из этого определения, можно ли назвать институт брака частноправовым?
В какой части кодификации Юстиниана содержится это высказывание?
№ п/п | Ответы на вопросы | Ваши рассуждения | Ссылки на источники |
а | В Законе ХII таблиц говориться: «Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от воли отца | Я считаю, что опека предполагает, не только права, но обязанности по отношению к опекаемому и в случае не выполнения данных обязанностей опекун теряет право | Закон ХII таблиц таблица IV , п.2 |
б | В случае двойного обручения имело место ущемление некоторых гражданских прав в качестве наказания | Клавдий лишался права быть в суде представителем, быть опекуном, избираться на общественные должности. | Хутыз М.Х. Римское частное право |
в | Модестин | Институт брака в римском праве нельзя назвать частноправовым. Это обусловлено тем, что брак не делал женщину равноправной |
Дигесты Юстиниана 23книга, 2 титул, 1 отрывок |
Тема 6. Вещные права. Общие положения
1. Попытайтесь в «Институциях» Гая отыскать статьи, устанавливающие право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.
В Институциях Гая статьи, устанавливающие пава граждан владеть, пользоваться и распоряжаться вещью (то есть речь идет о собственности), расположены в книге 2 «О вещах». Так, например, ст 19 устанавливает права собственности на неманципируемые вещи: «…res nec mancipi переходит в собственность другого лица в следствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу». О правах собственности иностранцев говорится в ст 40: «Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности, а именно – каждый будет собственником, или таковым не считается …». О приобретении прав собственности по давности владения гласит ст 41: «…ты будешь вещью просто обладать, …пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной, но и по праву квиритов…». О владении, переходящем в собственность говорится в ст 51: «Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности …».
Право владеть ст.ст. 2. 51,2. 89.
Право пользоваться ст.ст. 4.75,4.79
Право распоряжаться ст.ст. 1.17,
Все о наследстве и завещаниях ст.ст. 2.99-3.34
2. Сравните классификацию вещей в римском праве с классификацией вещей по Гражданскому кодексу РФ (ч .1, разд. 1, гл. 6). Определите, какие основания классификации вещей положены в основу современного понимания объектов гражданских прав. Какая классификация вещей в римском частном праве была без изменения рецепирована европейским правом?
Римским правом была принята следующая классификация вещей:
Божественно права (священные и почитаемые вещи) и человеческого права (публичное и частное).
Вещи в обороте (объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми) и вне гражданского оборота (воздух, текущая вода, моря, и все в них водится, публичные вещи, имущества городов, общественные здания, укрепления, дороги, реки, театры, стадионы, бани, вещи божественного права).
Потребляемые (продовольствие и деньги) и не потребляемые (это вещи которые не изнашивались от употребления – драгоценные камни или золото).
Делимые (все то, что можно поделить на доли) и не делимые (рабы, животные)
Простые (физически связанные, однородные, не распродающие на части – рабы бревно, камень), составные, собирательные - сложные (состоящие из искусственных соединений, разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование – корабль, шкаф, здание)
Главные (огород, дерево, овца, корова, дом) и побочные (овощи с огорода, плоды с дерева, шерсть с овцы, молоко от коровы, бревно от дома ).
Плоды
Телесные и без телесные
Государственное имущество (имущество принадлежит всему гражданскому обществу)
Временные (хозяйственные или организационные объединения вещей или лиц – легион, стадо, народ)
Движимые (мебель, домашняя утварь, рабы, животные) и недвижимые (земельные участки, недра земли, посевы, луга поля, воздушное пространство над участком, оброчные земли, городские участки для застройки)
Вещи – материальные объекты внешнего мира. Классификация вещей основана на их естественных свойствах. В Гражданском Кодексе РФ часть 1 раздел 1 глава 6 представлены следующие классификации вещей:
Движимые вещи – деньги, ценные бумаги;
Недвижимые вещи – дом, завод, земля
Делимые вещи – молоко зерно
Неделимые вещи – книга, стол, автомобиль (ст. 133 ГК РФ). Основанием классификации является возможность или невозможность вещи, при разделе ее, удерживать качество и функции исходной вещи.
Сложные вещи – разнородные вещи образуют единое целое – библиотека, предприятие. Вещи в данном случае классифицируются с точки зрения составных единиц ст. 134 ГК РФ
Главная вещь и принадлежность – ключ от замка, футляр для скрипки ст. 135 ГК РФ. Классификация по степени природной зависимости одной вещи от другой.
Плоды – поступления, полученные в результате использования имущества: плоды, продукция, доходы ст. 136 ГК РФ. В основе классификации лежит плодоносящая вещь и блага, которые возникают в ходе ее эксплуатации.
Деление вещей в зависимости от их оборота – запрещенные в обороте – некоторые виды вооружения, ядерная энергия – ограниченные в обороте – используемые по лицензии – оружие, наркотики – свободные в обороте – все остальные вещи.
3. Как Вы считаете, в чем смысл деления вещей на родовые (genus) и видовые, или индивидуально-определенные(species)?
№ п/п | Ответы на вопросы | Ваши рассуждения | Ссылки на источники |
а | Лишения гражданства и имущества | Цицерон был лишен гражданства и имущественных прав. Лишение имущественных прав распространялась и на написанные им произведения, Цицерон лишался авторских прав. | |
б | Вещь предоставлялась одному из собственников с возложением на него обязательства выплатить другому долевую сумму | Римляне обозначают неделимые вещи как те, что нельзя разделить, не уничтожив и не повредив, в данном случае спор ведется вокруг неделимой вещи: дорогое украшение. Такая неделимость самой вещи требует деление между кредиторами оценки вещи и установление приоритета прав среди нескольких наследников, когда то кто получил саму вещь, компенсирует остальным ее стоимость пропорционально их доле. | |
в | Сдача вещи в аренду | Цивильные плоды образуются в результате циркулирования вещи в обороте, например плата за наем помещения, сдача в аренду орудий производства. | Хутыз М.Х. Римское частное право |
Правовое значение данного деления состоит в различных последствиях случайной гибели вещи. Если участники договора рассматривали погибшую вещь как родовую, то обязанная сторона не освобождалась от необходимости ее замены: родовые вещи (в отличие от индивидуальных) юридически не подвержено гибели. Родовые вещи (genus) – мука, песок, деньги, сырье. Индивидуальная – скульптура, картина, эти вещи – авторские изделия, ценны своей индивидуальностью. Вещи родовые – определяются весом, числом, мерой. Смысл деления состоит в содержании ответа на вопрос: «кто несет риск случай гибели вещи?» в отличии от родовой индивидуальная вещь замене не подлежит. Риск случайной гибели несет собственник.
4. Дайте правильные ответы на вопросы:
а) во время триумвирата Антония, Октавия и Липида широко известный оратор древности и крупный собственник Цицирон был объявлен вне закона. Что это значило для самого Цицирона и принадлежавших ему вещей (например написанных им произведений)?
б) Луций и Эпий получили в наследство дорогое украшение. Они решили обратиться в суд с иском о разделе наследства.
Как решался спор в отношении подобного рода вещей в Древнем Риме? Возможные варианты решения спора: вещь предоставлялась одному из собственников с возложением на него обязательства выплатить другому долевую сумму, делилась пополам или рассматривалась как семейная реликвия и не подлежала ни делению, ни долевой компенсации.
в) Приведите пример вещи, приносящей цивильные плоды, и поясните значение указанного понятия
Тема 7. Владение
1. Какова Ваша точка зрения на важность и сложность проблемы римского владения? Какой смысл, вкладывался в понятие «владение»? Как бы Вы объяснили отличие фактического владения от держания (detentio) и юридического владения от права собственности?
Владение – это «фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи, как к своей» однако владение отличается от держания. Держание – это фактическое обладание вещью без намерения относиться к вещи, как к своей примером держания выступает аренда. Арендатор фактически обладает вещью, но у него отсутствует намерение относиться к вещи как к собственной. Кроме того, «самим фактом арендной платы он уже признает над собой господство собственника. Поэтому, что арендатор в римском праве считался держателем арендованной вещи на имя ее собственности», эту точку зрения поддерживает и Черниловский З.М.: «Наличие же собственника вещи, а тем более извлекающего выгоду из предоставления вещи в аренду, исключает владение как его представляли себе римские юристы». Владение отличается от права собственности: - владение есть фактическое обладание вещью, а право собственности правовое господство, удерживаемое одним намерением, одной лишь волей, гарантированным правом; - владение включает право пользования и право извлечения плодов, а право собственности – еще и право распоряжения; - владение не передается нашим наследникам столь же непременно и непосредственно, как передается собственность; - возвращение из плена не возобновляет владение столь же автоматически как это имеет место с правом собственности; - право собственности защищается иском, а владение – интердиктом.
2. Ответьте на вопросы, объясните, почему Ваши ответы правильны, и заполните таблицу:
а) В каких случаях владение в Древнем Риме признавалось незаконным добросовестным владением?
б) При каких условиях владение в Древнем Риме признавалось незаконным недобросовестным владением?
в) Приведите пример производного владения вещью и поясните значение указанного понятия?
№ п/п |
Ответы на вопросы |
Ваши рассуждения |
Ссылки на источники |
а | Владение незаконное добросовестное | «Добросовестным» (традиционный термин, который удачно выражает идею искреннего заблуждении и адекватно указывает на оппозицию недобросовестного) признается владелец, считающий себя собственником, практически – то, кто, осознавая отсутствие у себя прав собственника, небезосновательно полагает, что его владение не вредит никому другому. | Черниловкий З.М. Римское частное право |
б | Владение незаконное недобросовестное | В отличие от современного подхода, владение, начатое силой, тайной (воровски), юридически признавалось в Древнем Риме незаконным недобросовестным владением, несмотря на ущербный характер этого прочного владения. | Черниловкий З.М. Римское частное право |
в | Передача вещи на хранение, залог | Производными способами приобретения называют такие, при которых приобретатель получает свои права от собственника. Эти способы выражались в договорах между живыми, а также в наследовании по закону и по завещанию и завещательным отказам. При производном владении требуется реальное наличие право собственности на стороне отчуждения, ибо другая сторона не сможет приобрести передаваемого ей права. Производное владение возникает тогда, когда нужно защищать человека, принявшего на хранение вещь, или взявшего в залог вещь. |
Хутыз М.Х. Римское частное право, Черниловкий З.М. Римское частное право |
Тема 8. Право собственности
1. Какой позиции в этом вопросе придерживаетесь Вы? Обоснуйте свою точку зрения ссылками на источники римского права.
Значительный период римской истории не существовало унифицированного термина, обозначающего право собственности. Но институт собственности существовал издревле, хотя и не был четко отделен от владения, прав на чужие вещи и семейных отношений. «…Право собственности в Древнем Риме никогда не рассматривалась как безграничное. С древнейших времен был установлен ряд законных ограничений права собственности, в частности, исходящих из так называемого соседского права. Подобные нормы в известной степени ограничивали объем прав собственника, и с позднейших позиций римское право собственности точнее определить как наиболее полное господство над вещью»
2. Дайте правильные ответы, объясните, почему Вы их считаете правильными, и заполните таблицу:
а) Как Вы считаете, какое средство юридической защиты права собственности в Древнем Риме было основным?
б) Два брата, получив в наследство домовладение, состоящее из жилого дома и каменной пристройки, разделили его так, что тот, к кому перешла меньшая по размеру часть дома, стал индивидуальным собственником пристройки. Второй брат соорудил вокруг своей части домовладения забор, который полностью загородил ход к пристройке. Собственник пристройки лишился возможности ею пользоваться и решил обратиться в суд, чтобы восстановить право пользования вещью. На каком положении римского права должно быть основано решение данного спора?
в) В чем смысл нормы римского права: «Нельзя передать другому больше прав, чем сам имеешь»?
№ п/п |
Ответы на вопросы |
Ваши рассуждения |
Ссылки на источники |
а | В Древнем Риме основным средством защиты права собственности был виндикационный иск. | Этот иск предоставлялся собственнику для истребования вещи, владение которой им утрачено. В таком процессе в качестве истца выступал собственник, не имеющий фактического владения вещью, а в качестве ответчика – фактический обладатель вещи (держатель, или добросовестный владелец, или недобросовестный владелец). Предметом иска являлась вещь со всеми плодами и приращениями. | Новицкий И.Б. Римское право |
б | Решение данного спора должно быть основано на положении о защите права собственности | Собственнику пристройки, нуждающемуся в защите против брата, присвоившего себе сервитутное право в отношении земельного участка, давался негаторный иск. Цель этого иска восстановить собственника в его праве, а при необходимости возместить ему нанесенный вред. В этом случае бремя доказывания лежит на нарушителе – ответчике. |
Черниловкий З.М. Римское частное право |
в | Нельзя передать другому больше прав, чем сам имеешь | При производном владении требуется реальное наличие права собственности на стороне отчуждателя, ибо другая сторона не сможет приобрести передаваемого ей права: «Никто не может перенести на другого больше права, чем имел бы сам» | Хутыз М.Х. Римское частное право |
Тема 9. Права на чужие вещи
1. Каково Ваше мнение о специфике права на чужие вещи? Следует ли считать сервитуты второстепенными правомочиями на вещь или они самостоятельны как виды вещных прав?
Возрастающие потребности товарооборота и усложнение хозяйственных связей, приведшие к дифференциации вещных прав, имели своим следствием формирование новой общности норм – прав на чужие вещи, регулирующих соответствующие отношения. Как и всякое вещное право, эта категория принадлежит к абсолютным правам, то есть защищается против любого нарушителя и, кроме того, характеризуется правом следования и правом преимущества. Вместе с тем, поскольку это были права на чужие вещи, они отличались от права собственности, не порождали полного господства на вещью и являлись правами ограниченного содержания. Право на чужие вещи – право на владение (ограниченные) вещью есть, но собственником человек не является. Виды: сервитутные права, эмфитевзис, сулерфиций, залоговое право. Сервитут следует считать второстепенным полномочием на вещь в отношении самого владельца, то есть право пользования на вещь владелец имеет в полном объеме. Сервитут следует считать отдельным, самостоятельным видом вещных прав, как вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении.
2. Как Вы считаете, является ли сервитут в римском праве самостоятельным вещным правом? Какие цели преследовал законодатель, вводя понятия «предиальный сервитут» и «личный сервитут»? Чем отличаются нормы «о сервитуте в римском праве от норм о сервитуте в Гражданском кодексе РФ»?
Сервитуты являются самостоятельным вещным правом. Существовало две категории сервитутов:
1) предиальные сервитуты (praedium – имение) – восполнение недостающего данному участку блага или свойства, удобства. По правилу господствующий и служащий участки должны быть соседними. Сельские сервитуты – дорожный, пастбищный, водный. Городские сервитуты – право опереть постройку на стену соседа. Предиальные сервитуты являлись «формой восполнения хозяйственной полезности земельного участка. Их практическая необходимость в том, что для восполнения недостающих качеств участка возникла потребность в использовании соседнего участка в соответствующем отношении». Предиальные сервитуты обеспечивали постоянное пользование соседним участком независимо от смены его собственника, а также независимо от смены собственника господствующего участка (в интересах которого установлен сервитут). Предметом сервитутного права был, следовательно, сам земельный участок, но не действие сторон.
2) личный сервитут – узуфрукт – право пользования чужой вещью и получение от нее плодов с сохранением сущности вещи. Мог быть и пожизненным и на срок. Узуфруктарий должен пользоваться вещью как хороший хозяин, в соответствии с хозяйственным назначением вещи. Личный сервитут –usus – право пользоваться вещью, но без права пользования ее плодами. Сервитутное право обозначалось римским юристом Гаем, как нетелесная вещь, в противоположность обыкновенной телесной вещи, которую можно определить как ограниченную часть внешней природы, которая является объектом права и обладает имущественной ценностью.
3. Разрешите ситуацию и заполните таблицу:
Агерий Нумидий завещал свое имущество сыну Юлию с возложением на него обязанности предоставить половину жилого дома в пожизненное пользование жене Нумидия Алксинии, доставлять ей средства содержания, осуществлять за ней пожизненный уход, обеспечить питанием на равне с членами его семьи.
Спустя год после вступления в наследство Юлий продал принадлежащий ему на праве собственности дом своему другу Эбутию, который, став собственником дома, выселил из него Алксинию, чему стали свидетелями два гражданина Рима.
Алксиния решила начать дело по восстановлению своих прав.
К кому (Юлию или Эбутию) должна предъявить свои претензии Алксиния? Как должен быть решен данный спор?
№ п/п | Ответы на вопросы | Ваши рассуждения | Ссылки на источники |
Алксиния должна предъявить свои претензии Эбутию | В данном случае мы имеем дело с так называемым узуфруктом – сервитутом, носившим строго личный характер. Агерий Нумидий оставляет своей жене половину дома в пожизненное пользование. Таким образом, Алксиния становится узуфруктарием. Право гарантирует узуфруктарию пожизненное пользование предметом узуфрукта. При этом новый собственник дома не может лишить узуфруктария его прав. Согласно этому, свои претензии по поводу выселения Алксиния должна предъявить новому собственнику – Эбутию. На помощь ей придет претор, предоставив эдикт, по которому будут восстановлены ее права. | З.М. Черниловский Римское частное право |
Тема 10. Общие положения об обязательствах
1. Приведите наиболее удачное, на Ваш взгляд, определение римского обязательственного права, ссылаясь при этом на источник. Правы ли исследователи, утверждающие, что законодательство Рима было чрезмерно жестоким и беспощадным к должникам?
На мой взгляд, более удачным определением является отрывок из сочинений классического юриста Павла:
«Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать нашим какой-нибудь телесный предмет или какой-нибудь сервитут, но чтобы связать перед нами другого в том отношении, чтобы он нам что-нибудь дал, сделал или предоставил» (Павел, D. 44.7.3)
Должника, не уплатившего в срок своего долга, кредитор мог захватить (даже без решения суда), а затем убить или продать в рабство (Закон 12 таблиц, таблица 3), а с конца республики должник мог избежать личной ответственности передав свое имущество кредиторам.
2. Объясните, как Вы понимаете римское изречение: «Impossibilium nulla est obligatio» («Невозможное не может быть обязательством»).
Данное изречение подразумевает под собой, что действие, составляющее предмет обязательства должно быть возможным т.е. выполнимым физически (невозможно за одну ночь засеять поле и сразу собрать урожай или осушить море в ручную), юридически (продажа вещи изъятой из оборота или не принадлежащей и находящейся в собственности другого человека), моральной (причинение вреда близким родственникам, выполнение роли сводни, нанесение ущерба самому себе).
Тема 11. Ответственность за неисполнение обязательств
1. Сравните эти две выдержки и сформулируйте вывод об отличии понимания ответственности за неисполнение обязательств в римском праве и современной цивилистике.
В Римском праве частное правонарушение или неисполнение обязательства – источник требования, право на предъявление иска, т.е. сначала должно совершиться конкретное правонарушение по обязательству, а затем можно будет подавать иск. В современной цивилистике существует общее правило, касающееся возмещения убытков, и независимо от того предусмотрена эта мера конкретным законодательством или нет, есть общее правило для всех обязательств, по которому правонарушитель будет привлечен к ответственности. Должник несет ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Как правило, эта ответственность наступает при наличии вины должника, т.е. несоблюдения того поведения, которое требует право. Вина подразделяется на : умысел и небрежность(грубая и легкая).
2. Разрешите конкретные ситуации и заполните таблицу:
а) Акциний взялся перегнать стадо скота, купленное Фидием, в поместье последнего. Однако при перегоне скота через речной мост началось сильное наводнение и все стадо погибло.
Кто несет риск случайной гибели вещи, если имеет место непреодолимая сила?
б) Между Теренцием и Флавием существуют обязательственные отношения, в соответствии с которыми Теренций должен Флавию 1000 сестерциев, Флавий должен Гаю 800 сестерциев. Каким образом можно прекратить обязательство в отношении Флавия?
в) В чем сущность залога? Является ли это понятие, по Вашему, способом обеспечения обязательств либо видом вещных прав? Почему?
№ п/п | Ответы на вопросы | Ваши рассуждения | Ссылки на источники |
2 а. | В данном случае со стороны Акциния наблюдается легкая небрежность (culpa levis) | В данном случае должник несет ответственность, несмотря на то, что наступивший случай был исключительной, стихийной силой (сопротивление которой невозможно) или так называемой vis major (неодолимой силой), т.к. примешивается и личная вина должника. |
И.Б.Новицкий Римское право Дигесты Юстиниана, 44 книга, 7 титул, 1 отрывок, $ 4 |
2 б. | Обязательство в отношении Флавия можно прекратить с помощью зачета. | Зачет – погашение встречных требований, когда стороны являются взаимно и должниками, и кредиторами. Таким образом, Теренций может уплатить Гаю 800 сестерциев, которые ему должен был Флавий, и тем самым обязательство в отношении Флавия прекратится. Теренций останется должен Флавию 200 сестерциев. |
Д.В.Дождев Римское частное право |
2 в. | Залог- разновидность прав на чужие вещи. Назначение этого права состоит в обеспечении исполнения обязательств. | Залог – вещное обеспечение требования кредитора, которое устанавливается «ответственностью вещи», но не лиц. В имуществе должника заранее обозначалась вещь, предназначавшаяся для возмещения убытков, причиненных кредитору неисполнением договора. Поскольку залоговое право есть право абсолютное, вещь остается предметом залога и при переходе права собственности на нее от должника к другому лицу. Цель залогового права – обеспечить исполнение какого - либо обязательства, поэтому это право придаточное, вне указаний цели не существующее. | Хутыз М.Х. Римское частное право |
Тема 12. Римское договорное право
1. Изучите статью С.Ю. Седакова. Согласны ли Вы с современной интерпретацией договорных правовых форм Древнего Рима? Свой вывод аргументируйте.
И.Б. Новицкий, также как и С.Ю. Седаков, отмечает отсутствие обязательственных отношений в древнем римском праве. Древнереспубликанскому римскому праву были известны 3 основных типа обязательственных договоров : 1) nexum – совершавшийся в форме сложного обряда с помощью меди и весов. 2) стипуляция – словесный договор в форме вопроса и ответа 3) литеральный (письменный) контракт. Общим моментом всех этих категорий являлся их формальный характер. В древнем римском праве – неформальное соглашение никогда не порождало юридически действительного обязательства. Трудно предположить, что и в этот отдаленный период римской истории можно было обходиться без продажи и покупки вещей, передачи их во временной пользование и т.п., однако мы не располагаем никакими сведениями относительно того как нужно было оформлять в то время соглашения подобного рода, чтобы они имели обязательную силу.
2. Приведите примеры использования терминологии из римского права в Гражданском кодексе РФ (ч.1 , гл. 28 , разд. 3)и поясните значение этих терминов.
Римского права: оферта – предложение заключить договор, акцепт –принятие В Гражданском Кодексе РФ в ч.1, гл.28, разд. 3 используются термины предложения .
Тема 13. Отдельные виды обязательств
1. Рассмотрите вышеуказанные мнения. Каково Ваше собственное представление о римской системе договоров (контрактов) и уровне ее развития.
Римская договорная система различала два вида договоров: контракты и пакты. К контрактам в классическом римском праве относились договоры, признанные цивильным правом и снабженные исковой защитой. К числу контрактов относился только определенный круг договоров. Вне пределов установленного круга контрактов за сторонами не признавалось права практиковать какие – либо новые, не предусмотренные законом контракты.
Вербальный контракт – контракт, обязывающая сила закладывается в произнесении определенной словесной формулы: «Ручаешься?» - «Ручаюсь!».
Литеральный (письменный) контракт – появился в период республики с появлением ростовщичества (кредитных операций). Стороны производили расчеты по записям (littera) в банковских, приходно-расходных или кредитных книгах. Подобное соглашение порождало обязательство посредством записи, письма.
Реальный контракт – суть его заключается в том, что вещь полученная у кредитора возвращается ему (например ссуда, заем залог и т.д.).
Консенсуальные контракты – такие сделки называют еще неформальными, стороны могли выражать свою волю тем или иным способом по своему усмотрению.
2. Разрешите следующие ситуации и заполните таблицу:
а) Аппий отдал на хранение Клавдию жерди, купленные им для укрепления пристройки к дому. Когда Апий потребовал вернуть жерди, оказалось, что Клавдий использовал их для укрепления виноградных лоз.
Как должен быть решен данный спор в соответствии с Законом ХII таблиц.
б) Фидий продал Агерию строение, скрыв, что нижние бревна дома сгнили и требуют немедленной замены. Обнаружив это, Агерий обратился за судебной защитой.
Как должен быть решен данный спор?
№ п/п |
Ответы на вопросы | Ваши рассуждения | Ссылки на источники |
2 а. | По закону ХII таблиц Апий не может требовать от Клавдия возвращения жердей, т.к. в Законе ХII таблиц сказано: «Пусть собственник не трогает и не отнимает принадлежащих ему бревен или жердей, использованных другим человеком на постройку здания или для посадки виноградных лоз. | Я считаю, что в данном случае было бы справедливо, если бы Клавдий возместил бы Апию стоимость жердей, либо предоставил аналогичные в таком же количестве | Закон 12 таблиц, таблица 4 п.7 |
2 б. | Спор должен быть решен в пользу Агерия |
В римском праве продавец обязан гарантировать качество товара. Поскольку Фидий скрыл, что нижние бревна дома сгнили и требуют немедленной замены, то эдиктом предусматривалось две лини и поведения покупателя: 1) иск о возврате вещи продавцу actio redhibetoria (в течение 6 месяцев со дня заключения контракта) 2) иск о снижении покупной цены actio guanti minoris (в течение года) |
Дигесты Юстиниана 21 книга, 1 титул, 23 отрывок, $7 |
Тема 14. Право наследования
1. Как Вы считаете, какой смысл, вкладывали римляне в понятие «наследование»? Какая оценка римского права наследования (с точки зрения «духа закона») Вам представляется наиболее точной?
Наследование – переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам. Наследование – есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или если несколько наследников – определенную долю имущества) как единое целое, при этом наследник приобретает все права и обязанности умершего. Наряду с этим существовало и сингулярное преемство после умершего лица, т.е. предоставление лицу отдельных прав – легаты или отказы.
Наследование было возможно либо по завещанию, либо по закону (если завещание данным лицом не составлено, признано недействительным, либо наследник назначенный в завещании не принял наследства). Причем, наследование по завещанию исключало наследование по закону и наоборот.
2. Укажите правильные ответы на вопросы, объясните, почему Вы считаете эти ответы правильными, заполните таблицу:
а) Три сына, т.е. несколько лиц одной и той же степени родства, призывались к принятию наследства умершего отца. Но один из сыновей отказался от своей доли. Как распределялась его доля наследства?
б) Что означала ответственность наследника по обязательствам наследодателя в Древнем Риме?
№ п/п | Ответы на вопросы | Ваши рассуждения | Ссылки на источники |
2 а. | Два других сына получают по половине доли, от которой отказался третий сын. | Доля сына, отказавшегося от наследства прирастает к долям двух других сыновей. | И.Б.Новицкий Римское право |
2 б. | Наследник отвечал по долгам наследодателя в полном объеме, независимо от актива наследственной массы. | С принятием наследства на наследника переходили не только все имущественные права наследодателя, но и имущественные обязанности, кроме неразрывно связанных с личностью (например, личные сервитуты, штрафные иски из деликтов). Вступая в наследство наследник не только приобретает права, но и становится ответственным по обязательствам наследодателя. При этом наследственная масса сливалась с имуществом наследника. Наследник считался принципиально ответственным за долги наследства неограниченно, как за свои собственные. Избежать подобной ответственности наследник мог только отказавшись от наследства, в том случае если его пассив превышал активы. |
Хутыз М.Х. Римское частное право Право Юстиниана |