Содержание
Введение
Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г.
1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона
1.2 Разработка и утверждение Конституции
Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г.
2.1 Общественное устройство СССР
2.2 Государственное устройство СССР
2.3 Органы государственной власти
2.4 Права и обязанности граждан
2.5 Избирательная система
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) – Основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. Она является фундаментом всего законодательства страны, определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан, ключевые положения жизни общества.1 Основной закон государства характеризуется долговечностью и стабильностью в отличие от большинства норм текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу по отношению к этим нормам, так как служит для них правовой базой. Все другие предписания властных органов государства, законы и указы высших должностных лиц обязаны соответствовать конституции. Противоречия, несоответствия и конфронтации с текстом Основного закона государства неправомерны и даже преступны. Это можно подтвердить тем, что конституция является отражением общественных интересов, а изменения ее текста не частое явление. Поправки допустимы лишь при неотложных обстоятельствах и производятся в сложном порядке с четким соблюдением особых процедур. В этом залог долговечности и жизнестойкости большинства конституций, в отличие от гибких конституций, которые могут быть изменены путем принятия обычного закона. Основной закон является важнейшим умиротворяющим фактором для общественных объединений, политических организаций и государственных органов. Он стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. В демократических странах к подобного рода документам относятся чрезвычайно бережно и почтительно, так как в них видят залог устойчивого развития государства. Основной закон – это та правовая модель, которую общество само для себя выбрало, вручив ей свою судьбу.1
Конституция обычно имеет гуманистическую, правовую и политическую функции. Если они не реализуются, то Основной закон носит более декларативный, даже фиктивный, нежели общественно значимый характер. Каждая новая конституция приносит серьезные перемены в жизнь государства и закрепляет наиболее выдающиеся достижения прошлого. Действительная конституция имеет высокую степень соответствия фактическими отношениям, которые сложились и господствуют в обществе. Она является правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, выражает фактический статус человека и гражданина. Фиктивная конституция не способна полноценно отразить реальное положение дел в стране. Она напоминает скорее не постоянную, а временную, создаваемую на переходный период.2
30-е годы XX века по насыщенности событиями представляют собой эпоху в миниатюре, которая по-разному трактуется и оценивается как учеными и исследователями, так и простыми гражданами страны и зарубежными политическими деятелями. Большое количество недостоверной информации и рознящееся, не совсем адекватное и объективное понимание темы советскими и российскими историками делают данный период сложным к изучению. Существует множество нерешенных вопросов и дискуссионных проблем, между которыми сложно найти идеальный баланс. Поэтому основные задачи данной работы:
1. Обзор исторического периода в рамках создания и введения в действие Конституции.
2. Решение вопроса о фиктивности либо действительности Основного закона СССР 1936 г.
3. Определение значимости Конституции для СССР и его граждан и ее роли в создании последующих правовых систем.
Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г.
1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона
Необходимость создания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множество менее значительных и более существенных предпосылок в совокупности привели страну к необходимости коренных реформ в области права. Многие положения Конституции СССР 1924 г. не могли удовлетворить ни власть, ни общество. Назрело множество внутриполитических проблем, не в лучшем состоянии находились международные отношения. Требовалось юридически закрепить огромное число перемен в различных областях жизни страны. Необходимо было снять революционную напряженность в обществе. Страна находилась в поиске путей дальнейшего развития.
В начале 1930-х гг. экономические проблемы, рожденные НЭПом, требовали радикальных преобразований. Дискуссионным был вопрос о социальной базе политического режима. Общество требовало социального замирения. Широкий, но инертный бюрократический аппарат не мог обеспечить стране быстрый экономический прогресс. Репрессивные меры оказывались малоэффективными. В кризисе находились промышленность и сельское хозяйство. Развитие индустрии шло в приказном порядке, продовольственное положение рабочих ставилось в зависимость от соблюдения ими плана и дисциплинарных норм. Курс на «сплошную коллективизацию» серьезно ударил по середняку. Перегибы привели к 1300 мятежам в 1929 г. и к 2500 - 3000 восстаний и бунтов в 1930 г. Трещины в «рабоче-крестьянском» союзе расширялись из-за упадка финансовой системы, рост дефицита бюджета, срыв плановых заданий первой пятилетки заставляли власть задуматься.1 Существовала необходимость в поиске надежных внешнеполитических союзников и укреплении государственного авторитета на международной арене. Еще в начале – середине 1920-х годов начался постепенный отход от лозунгов мировой революции в сторону построения коммунизма в отдельно взятой стране.
Согласно официальной идеологии было необходимо создать общество всеобщего равенства. Требовалось ликвидировать эксплуататорские классы, лишив их средств производства. Активно осуществлялся лозунг «Не трудящийся да не ест». Политика ограничения сменилась курсом вытеснения буржуазных элементов во всех сферах хозяйства страны. В периодической печати начала 30-х годов декларировался союз рабочих, крестьян и выросшей из этих классов интеллигенции. Заявлялось об успешном развитии союзных республик и о ликвидации неравенства жителей СССР в хозяйственной и культурной сферах. Секретным решением 1931 г. были ограничены гонения на беспартийных специалистов.1 Власть действительно шла на уступки обществу. 27 мая 1934 г. была объявлена частичная амнистия и возвращение прав бывшим кулакам. В середине 30-х гг. упраздняются социальные ограничения в области образования для представителей бывших господствующих классов. Новые законы восстанавливают право на наследство и право на имущество по завещанию.2 Советский Союз стал первой в мире страной, где был построен фундамент социализма, что требовало закрепления в Основном законе. Для повышения престижа и авторитета государства во внутриполитической сфере требовалось дать обществу законодательство, которое может принести народу надежду на положительные перемены в их жизни, счастливое будущее для новых поколений. Первоначально эти намерения были совершенно искренними в умах многих политиков, которые находились у вершин власти. Перемены в законодательстве имели своей целью создание совершенного оружия демократии в советском варианте для демонстрации преимуществ социализма перед капиталистическим обществом.
Закономерным продолжением политики либерализации становится решение о внесении изменений в Конституцию 1924 г., а позднее и принятие нового советского Основного закона.
1.2 Разработка и утверждение Конституции
Инициатором изменения Конституции явился Центральный Комитет Коммунистической партии. Создание нового Основного закона было сложным и не одномоментным процессом. 1 февраля 1935 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было высказано предложение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР 1924 г. в направлении дальнейшей демократизации избирательной системы и процедуры выборов, приведения Конституции в соответствие с реалиями общественных отношений. VII Всесоюзный съезд Советов в Москве (28 января – 6 февраля 1935 г.) утвердил эти положения и обязал ЦИК СССР избрать Конституционную Комиссию с целью исправления текста Основного закона. На первом заседании Конституционной Комиссии 7 июля 1935 г. ее председатель И.В.Сталин говорил о необходимости изменений в построении высших органов государственной власти, их названии, об отделении законодательной власти от исполнительной. Фактически декларировался курс на создание по существу новой Конституции.1
Для реализации задуманного было создано 12 подкомиссий: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, по судебным делам, по центральным и местным органам власти, народного образования, по труду, обороны, внешних дел и редакционная. Их состав был утвержден в июле 1935 г. Как и было задумано, в октябре были продуманы первые предложения по реформированию Основного закона. Исходя из проекта высший орган государственной власти мыслился под разными названиями: Всесоюзный Совет Народных Депутатов, Совет Депутатов Союза ССР, Верховное Законодательное Собрание. На данном этапе не проводилось различий между высшими органами государственной власти и управления. Во многом повторялись положения Конституции 1924 г.
К 16 января 1936 г. был подготовлен проект раздела «Политические и гражданские права и обязанности работников социалистического общества». В нем закреплялись ранее установленные права, и выдвигался ряд новых: свобода личной и групповой инициативы, свобода научного творчества, право на отдых, на непосредственное управление государством и др.
Судебная подкомиссия рекомендовала провозгласить Верховный Суд СССР высшим судебным органом и органом судебного управления. Были обоснованы основные принципы правосудия и организации судебных органов и прокуратуры СССР.
Много достоинств имел проект правовой подкомиссии. Избирательных прав лишались эксплуататорские элементы, хотя общая концепция новой Конституции исходила из факта уничтожения их как класса. Такое несоответствие привело в дальнейшем к новым изменениям в системе выборов: они стали всеобщими.1
К марту 1936 г. подкомиссии представили свои материалы. На их основе был подготовлен «Черновой набросок проекта Конституции СССР», ставший первой редакцией, которая обсуждалась на совещаниях в отделах ЦК ВКП(б) в апреле 1936 года. Вместо разделов были введены главы и сплошная нумерация для всех 146 статей.2
Работу по доработке и обобщению материала взяла на себя редакционная подкомиссия, в которую входили Я.А. Яковлев, А.И. Стецкий, Б.М. Таль. Она создала в апреле 1936 г. вторую редакцию проекта. Активно содействовал и контролировал процесс секретариат Конституционной Комиссии. Вторая редакция проекта обсуждалась на совещании у И.В. Сталина 17, 18, 19 и 22 апреля, на котором присутствовали члены редакционной подкомиссии. Было внесено множество изменений по вопросам оформления и содержания. Советское государство и общество было провозглашено социалистическим объединением рабочих и крестьян. Изменения коснулись политической основы СССР, личной и государственной собственности, суверенитета союзных республик, высших органов государственной и судебной власти и в меньшей степени прокуратуры и государственного управления. 30 апреля проект был передан членам ЦК ВКП(б).1
15 мая 1936 г. состоялось очередное заседание пленума Конституционной Комиссии, рассмотревшей проект, который состоял из 13 глав. Комиссия согласовала основные организационные моменты.2 Завершающая работа над дополнениями и поправками продолжалась. Корректировалась роль Верховного Суда СССР и ряд других важных положений будущего Основного закона.
Конституционная Комиссия проводила напряженную работу более года. Совершенно очевидным было то, что первоначальная задумка и окончательный проект радикально отличались. Проект был вынесен на обсуждение Пленума ЦК ВКП(б), состоявшегося 1-4 июня 1936 г.3 В Резолюции Пленума говорилось об одобрении проекта и целесообразности созыва Всесоюзного съезда Советов для его детального рассмотрения. 11 июня проект был одобрен Президиумом ЦИКа Союза ССР, было принято решение о созыве Всесоюзного съезда Советов 25 ноября 1936 г. и о публикации будущего Основного закона.
Проект новой Конституции был опубликован 12 июня 1936 г. во всех газетах страны. Его всенародное обсуждение стало одним из ярчайших внутриполитических событий 30-х годов. В нем приняло участие не менее 55 % взрослого населения, или около 70 млн. человек.1 Наибольшее число предложений населения касалось общественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательной системы, решения национального вопроса, а так же устройства высших органов власти СССР и их деятельности. От населения поступило около 2,5 - 3 млн. дополнений и предложений. Всего в проект было внесено более 40000 поправок.2 К 21 ноября 1936 г. проект Конституции был одобрен на 165 тысячах пленумов Советов, исполнительных комитетов, депутатских групп, в которых участвовало 3472 тысячи человек.3 Население страны демонстрировало свою заинтересованность в создании демократического Основного закона и веру в положительные перемены, которые он должен принести во все сферы жизни общества. К 4 декабря редакционная работа была полностью завершена.
5 декабря постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР окончательный проект с последними изменениями в 34 статьях был утвержден.4
За созданием Конституции активно следил весь западный мир. Проект комментировался ведущими зарубежными политиками и печатными изданиями. Некоторые оценки и мнения были критического характера, но, по признанию многих, по большинству положений Конституция СССР 1936 года стала формально самой демократической в мире.5
Хотя Сталин и был председателем Конституционной комиссии, серьезно повлиял на содержание создаваемого Основного закона, но существенную роль играли и оппозиционные ему политики. Так, важнейший блок по социальным вопросам подготовил Николай Бухарин. «Сталинская» Конституция стала и первоначально являлась новой вехой в развитии не только советской, но и мировой демократии.1
Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г.
2.1 Общественное устройство СССР
В новом Основном законе особенно подчеркивается социалистический характер и тип советского общества и государства, основополагающий характер закрепленных отношений и их связь с экономической основой. Достижения революции и такие последующие процессы, как национализация и обобществление эксплуататорского имущества привели к накоплению значительных ценностей. Но на первый план выдвигаются процессы социалистического накопления и достижения общества нового типа, которое формировалось с конца 1920 гг.1 Теперь СССР является социалистическим государством рабочих и крестьян, которые составляют основу общества, что закреплено в государственных символах – флаге и гербе. Вся власть принадлежит Советам депутатов трудящихся, являющимся политическим базисом государства. В качестве экономической основы выступает социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Одновременно Конституция декларирует ликвидацию капиталистической системы хозяйства и частную собственность на достижения социализма. По Основному закону социалистическая собственность – это собственность государства, либо колхозно-кооперативных объединений; она провозглашается господствующей в СССР. Народно хозяйственный план определяет и направляет хозяйственную жизнь в государстве. В статье 12 говорится, что в СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по способности, каждому – по его труду». На первый взгляд – это очень справедливый и правильный социалистический принцип. Но для общества, которое стремилось к построению коммунизма и светлого будущего, он скорее звучит как отход в сторону дореволюционной идеологии. Поэтому рассматриваемый принцип напоминает скорее капиталистическую норму сдельщины, чем социалистическую формулу. Ведь невозможно работать сверх физических сил, поэтому оплата «по труду», а не «по потребностям», ставит на привилегированные позиции немногих ударников производства и бюрократический аппарат. Это можно аргументировать, во-первых, тем, что в капиталистическом обществе таким же образом реализуется принцип сдельной оплаты труда. Во-вторых, такой подход неизбежно ведет к превосходству одной общественной группы над другой, а далее к классовому неравенству, что является серьезным противоречием. Таким образом, можно представить, что либерализация законодательства была направлена не на защиту прав личности и достижений социализма, а на укрепление и усиление господствующего меньшинства.
В-третьих, демократия на практике продолжала иметь классовый характер, но по Конституции она формально стала демократией для всех граждан, так как нетрудящиеся элементы были вытеснены из советского общества.1 Подобное противоречие между реальной жизнью и положениями Конституции может порождать несогласованность в ключевых принципах. И если данная ситуация была создана разработчиками Основного закона намеренно и не является правотворческой ошибкой, то она способна превратиться в источник угнетения и несправедливости в обществе, что в свою очередь может являться косвенным признаком фиктивности Конституции.
2.2 Государственное устройство СССР
Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. – республика Советов со столицей в г. Москве. По Конституции СССР – союзное государство на основе добровольного объединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, на всей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзная республика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органами власти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст. 14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзными республиками, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственного бюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выхода из СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без ее согласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территории государства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами не общесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения с общесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобное положение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзного значения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысило эффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом для усиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма.
2.3 Органы государственной власти
По новому Основному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становились органы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближения Советов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всех звеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии, для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы. Сохранилась возможность отзыва депутатов.1 Во всех звеньях от сельсовета до Верховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателям быть на связи со всеми советскими органами. Советы становились более оперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работа депутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своей воли и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти и управления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума закон предусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума.2 В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной и законодательной ветвей власти.3 Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм, прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочия этого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительное право на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшего органа государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного Совета СССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палаты Верховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – являются равноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются и заканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух его заместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат, руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания. Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосов обеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительная комиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению или решение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается в палатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен быть подписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.
Верховный Совет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходя из ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующем уровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план и бюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в своей деятельности руководствуется принципами, заложенными Верховным Советом СССР. Верховный Совет Союзной республики осуществляет и ряд сопутствующих исполнительных полномочий.
Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР, избираемый ее населением на 4 года. Он является единственным органом законодательной власти на своем уровне, осуществляет и ряд руководящих полномочий.
Таким образом, по Конституции СССР 1936 г. ни один другой орган, кроме Верховных Советов всех уровней, не имеет законодательных прав. Некоторые могут издавать указы, содержащие новые правовые нормы и даже вносить изменения в действующие законы, но без утверждения на сессии Верховного Совета они не будут иметь силу закона. В частности Президиум Верховного Совета СССР, который состоит из председателя, 11 его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов, является скорее органом исполнительной власти, выполняющим организационные функции. Его полномочия прописаны в ст. 49. Он имеет право издавать указы, содержащие правовые нормы, но не законы. Если указ направлен на изменение закона, то он должен быть утвержден Верховным Советом.1 Президиум в своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР, но сохраняет свои полномочия даже после его роспуска, до избрания нового Верховного Совета для его созыва.
Исполнительная власть в СССР в соответствии со статьями 56 и 64 Основного закона принадлежит непосредственно Правительству СССР в лице Совета Народных Комиссаров СССР, которое образуется Верховным Советом СССР. Этот орган имеет высшие исполнительные полномочия, как, например, руководство отраслями государственного управления (ст. 72), непосредственно осуществляет исполнение Конституции на всей территории государства. Правительство возглавляет Председатель Совета Народных СССР. СНК СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Его важнейшие функции включают осуществление общего руководства в области сношений с иностранными государствами, объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов СССР и др. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории СССР. Правительство имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР. Общесоюзные Народные Комиссариаты могут заниматься как непосредственным управлением определенной отраслью народного хозяйства, так и передавать часть полномочий назначаемым ими органам.
Все Народные Комиссариаты СССР являются общесоюзными или союзно-республиканскими. Исходя из ст. 79 Конституции, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики во главе с председателем. Этот орган ответственен и подотчетен Верховному Совету Союзной республики. СНК республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР, проверяет их реализацию. Непосредственное руководство отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики, осуществляют Народные Комиссары Союзной республики, которые издают приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики. Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими. Первая группа имеет двойное подчинение, а вторая в своей деятельности непосредственно подчинена СНК Союзной республики.
На уровне Автономной республики ее Верховный Совет образует Совет Народных Комиссаров АССР.
Органами исполнительной власти краевого, областного и более низкого уровня являются Советы депутатов трудящихся, которые избираются населением этих административно-территориальных единиц сроком на 2 года. Они руководят деятельностью подчиненных органов управления, обеспечивают охрану порядка, соблюдение законов и прав граждан, устанавливают местный бюджет и др. Непосредственно исполнительные и распорядительные функции осуществляют избираемые Советами депутатов трудящихся соответствующего уровня исполнительные комитеты во главе с председателем. В небольших поселениях исполнительными и распорядительными функциями обладают председатель и секретарь.
Таким образом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четко прописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлять законодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своей деятельности, став более оперативными.1
Для успешной реализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться на систему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законов и соблюдением правовых принципов.
В соответствии со ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.
Верховные Суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик, автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровня на 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямым тайным голосованием на срок в 3 года.
Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме предусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, с предоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области. Правосудие гарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону, что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводстве ведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52, депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особом порядке.
Прокуратура СССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначает республиканских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемых прокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров. В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только Прокурору СССР.
Исходя из ст. 127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению суда или с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенности личности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности от чиновничьего произвола.
2.4 Права и обязанности граждан
Новый Основной закон серьезно расширял общедемократические права граждан. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности в статье 127. К прежнему набору традиционных прав и свобод, как свобода совести (ст. 124), слова, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 125), и пр., добавляются новые, как, например, право на труд (ст. 118), на отдых (ст. 119), на бесплатное образование (ст. 121).1 В ст. 120 говорится о социальных гарантиях: праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и при потере трудоспособности. Либерализация законодательства коснулась и религиозной сферы. Согласно ст. 124, провозглашается свобода отправления религиозных культов и антирелигиозной пропаганды. К новым правам советского государства относятся неприкосновенность жилища и переписки населения (ст. 128). Все граждане СССР равны в правах независимо от расы и национальности во всех сферах жизни (ст. 123), а статья 122 провозглашает равенство по половому признаку, так как женщина получает одинаковые права с мужчиной. Одна из важнейших статей Конституции – статья 126 провозглашает право объединения в общественные организации. Не отголоском замысла мировой революции, но желанием высшего руководства СССР повысить свое влияние в качестве борца против угнетения является ст. 129, которая дает право убежища иностранцам, преследуемым за политическую деятельность в области национально-освободительной борьбы и защиты интересов трудящихся. Убежище предоставляется и ученым, так как стране еще не хватало квалифицированных специалистов в некоторых областях науки и техники. Ряд прав, относящихся скорее к сфере права собственности, указан в первой главе Основного закона. К их числу относятся право личного пользования небольшим участком земли, которое имеется у каждого колхозного двора, право личной собственности на подсобное хозяйство на приусадебном участке, так как крестьяне всегда хотели иметь хоть и не много, но личной земли, продуктивный скот и птицу, мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 7). А право частной собственности допускается лишь в одном случае в статье 9, при обязательном соблюдении двух условий: собственность должна быть мелкой, и в ее основе должен лежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда.1 Личная собственность упоминается и в ст. 10, распространяясь на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства обихода, личного потребления и удобства. Статья 10 повествует о существовании права наследования личной собственности граждан. Конституция в статье 123 гарантирует защиту всех прописанных в ней прав по закону от всяческих ограничений, ущемлений и неверного истолкования. Но само понятие неверной трактовки положений Основного закона остается нераскрытым. Возможно, данное положение было еще одним стимулом чиновничьего произвола, неограниченности полномочий правительства по отношению к простым гражданам. Но, пусть даже и формально, все права имеют прописанные в Конституции обоснования и гарантии их реализации и обеспечения.
Не менее важными является и исполнение обязанностей гражданина, наиболее значимые из которых тоже четко прописаны в Основном законе. К ним относятся соблюдение Конституции и дисциплины труда, исполнение законов и общественного долга, уважение правил социалистического общежития (ст. 130), защита Отечества (ст. 133); гражданин обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность (ст. 131). В СССР существует всеобщая воинская обязанность (ст. 132). Несоблюдение обязанностей тоже считается противозаконным даянием, так как зачастую приводит к нарушению прав граждан. В соответствии со ст. 131 врагами народа являются лица, которые покушаются на общественную, социалистическую собственность. По всей строгости закона карается измена родине в виде нарушения присяги, перехода на сторону врага, нанесения ущерба военной мощи государства, а так же шпионаж (ст. 133).
Таким образом, В основном законе СССР 1936 г. были задекларированы практически все основные права, которые желал бы иметь гражданин демократического государства. Но каждый человек, обладающий привилегиями, хотел бы пользоваться ими. К сожалению, Конституция не смогла предоставить гражданам СССР полноценного механизма реализации правовых принципов.
2.5 Избирательная система
Новая Конституция СССР сохранила и развила принцип выборности всех органов власти – и местных, и высших. В Основном законе СССР 1936 года впервые в истории советских конституций выделяется отдельная глава «Избирательная система». Декларация о построении социализма позволила внести два важнейших изменения в избирательную систему: перейти от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограничения классового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того, голоса избирателей стали равными, каждый гражданин имеет один голос.1 Исходя из ст. 137, женщины пользуются правом избирать и быть избранными на равнее с мужчинами. Граждане, которые находятся на службе в Красной Армии, так же могут участвовать в выборах в качестве избирателя или избираемого. Но трудно объяснить, почему в социалистическом обществе были введены тайные выборы. В то время считалось, что тайна голосования в капиталистическом обществе должна защищать эксплуатируемых от террора эксплуататоров. Значит и в советском обществе существовала необходимость защиты свободы волеизъявления граждан от произвола бюрократии.
Фактически подавляющее большинство из девяти статей рассматриваемой 11 главы Конституции раскрывают содержание перечисленных принципов. Закрепляя принцип всеобщего избирательного права, Конституция СССР 1936 года уточняла возраст избирателей – граждане могут участвовать в выборах с 18 лет. Это означало, что в соответствии со статьей 135 Конституции любой гражданин, достигший указанного возраста, имел право избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, а также в иные нижестоящие Советы. Первоначально и положения о выборах, изданные на основе Конституции, не содержали возрастных ограничений. Однако в более поздний период (начиная с 1946 г.) в нарушение формальной логики Конституции положения вводили возрастной ценз для избрания депутатом Верховного Совета СССР — 23 года и Верховного Совета РСФСР — 21 год.
Согласно Конституции от выборов отстранялись умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав в качестве факультативной меры наказания. Своеобразно решался вопрос с определением критерия отнесения лиц к числу умалишенных. В Конституции не был прописан юридический критерий для признания лица таковым.
Эта статья Конституции СССР явно допускала произвольное толкование. В частности, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся также лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав. На практике это означало, что любое лицо, находящееся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, лишалось избирательных прав. Такое положение сохранялось до декабря 1958 года.
Конституционный принцип равного избирательного права также соблюдался не в полной мере. На практике в отсутствии законодательной регламентации разброс числа голосующих в различных избирательных округах составлял до 50 и более процентов при выборах в состав Совета Союза СССР.
Что же касается выборов в другую палату — Совет Национальностей, то они осуществлялись по единой квоте: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1 депутат от каждого национального округа. Таким образом, разные по числу жителей республики, например РСФСР и Эстонская ССР оказывались представлены равным числом депутатов. При этом, поскольку большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа были расположены на территории России, РСФСР, в конечном счете, получала большинство мест в Совете Национальностей.1
Существенным недостатком избирательной системы явилось сохранение выдвижения кандидатов по производственному принципу и их избрание по территориальному. Согласно Конституции и положениям о выборах право выдвижения кандидатов принадлежало общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам и союзам. А голосование за этих кандидатов происходило по территориальным избирательным округам. Поэтому избиратели в большинстве своем не имели представления о деловых и моральных качествах выдвинутых кандидатов. Но, в этом не было особой необходимости, так как на один мандат на практике выдвигался только один кандидат.
Но, несмотря на массу существенных недостатков, утверждение новых принципов избирательной системы было одним из наиболее важных проявлений компромисса власти и общества.1
Заключение
Как показывает история, Конституция СССР 1936 г. не смогла стать полноценным инструментом демократии. Ее передовые принципы не были в полной мере востребованы обществом, хотя в этом нет вины простых граждан. Ко времени принятия нового Основного закона страна не полностью забыла революционное время. Правящий слой советского общества напоминал во многом аппарат буржуазного управления, часто с опаской и недоверием смотревший на население. Поэтому Конституция стала неким надуманным компромиссом между стремлением большинства к социализму и невозможности его полноценной реализации в тот период времени. Ведь продолжавшаяся «бюрократизация» Советов не останавливала, а усиливала чиновничий произвол.1 Конституция не смогла предложить механизмов социалистического преобразования общества, что порождало ситуацию неопределенности.
Умеренность периода принятия нового Основного закона позднее сменилась более радикальным курсом. Используя сложившееся в стране положение, И.В. Сталин решился на финальный рывок к высшей власти. Он дает возрастающим преимуществам верхов теоретическое оправдание и обоснование в новой Конституции, сохраняя свою опору в виде советской аристократии, оградив ее от недовольства при помощи всех возможных средств. Основной закон в ст. 126 закрепил за Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) одно из главенствующих мест в жизни страны, а на практике отвел ее Политбюро роль единственного реального источника верховной власти. Благодаря этому и оформилось узкое двухуровневое руководство, которое присвоило себе важнейшие управленческие и не только полномочия в партии и в СНК СССР. Высшая власть оказалась в руках Сталина, Молотова, Ворошилова и Кагановича, которым активно содействовала вспомогательная группа в составе Ежова, Чубаря и Микояна. Но и фактические правители государства должны были время от времени формально становиться на сторону народа против бюрократии, разумеется, с ее молчаливого согласия. Следовательно, даже в положении о тайном голосовании прослеживается стремление руководства страны отчасти очистить государственный аппарат от разъедающей его коррупции. Произвол, открывающийся на каждом шагу, стал грозить самому существованию государства, уже не как орудия социалистического преобразования общества, а как источника власти, доходов и привилегий правящего слоя.
Итак, Основной закон сыграл важную роль в укреплении позиций Сталина. Вскоре начались перемещения вызывавших опасение первых секретарей. Перестановки и чистки не ограничивались партийными работниками, коснувшись ряда чиновников исполнительной власти. Вскоре массовые репрессии обрушились на высший и старший начсостав Красной Армии с целью искоренения остатков влияния Троцкого. Серьезно пострадали и обычные граждане. Начала складываться печально знаменитая система ГУЛАГа.1
Конституция решила ряд задач, которые перед ней ставили власти: были ликвидированы последние очаги сопротивления, партия превратилась в широкий общегосударственный институт, «ленинская гвардия» сдала свои позиции, завершилось построение индустриального общества.
Основной закон 1936 г. содержал не совсем тот политический режим, который реально существовал в СССР, став как бы Конституцией несуществующего государства. В этом и заключается один из главных признаков его фиктивности. Нарастание авторитарных черт советского политического режима, которые позднее проявились в «ежовщине», и относительный демократизм Конституции 1936 г. являлись как бы двумя полюсами, противоположными направлениями развития общества.
Принятые на основе Конституции СССР Конституции Союзных республик, в том числе и Основной закон РСФСР 1937 г. во многом повторяли ее положения. Поэтому считалось, что советские граждане на всей территории государства пользовались одинаковыми правами.1
В любом случае принятие Конституции СССР 1936 г. означало вступление советского общества на новую ступень исторического развития. Начинавшаяся новая эпоха сулила невиданные перемены. Простые граждане надеялись на становление внутренне стабильного общества, где достойное место будет отведено гуманизму и новаторству. Но противоречия советской правовой системы, целый ряд которых нашел отражение в Конституции, не позволили этим стремлениям сбыться. С другой стороны, Основной закон СССР 1936 г. стал механизмом сглаживания накопившихся в обществе конфликтов, придав государству огромный запас прочности. Вера советских граждан в счастливое будущее, надежда на демократические перемены позволила стране выстоять в период Второй Мировой и Великой Отечественной войн, восстановиться из руин и успешно развиваться в дальнейшем.
Рассмотренный период XX века являлся одним из наиболее противоречивых и сложных для нашей страны. Репрессии, последствия плохо продуманных директивных методов в сфере экономики, просчеты во внешней и внутренней политике имели печальные последствия для населения страны. И, тем не менее, Конституция СССР 1936 г. оставила важный след в истории не только нашего государства. Многие страны, причем не только социалистические, но и капиталистические, строили свои правовые системы на основании ее демократических принципов. В качестве примера можно привести Францию. А раз демократические идеалы, заложенные в Основном законе СССР 1936 г. смогли защитить непосредственных творцов духовных и материальным достижений человечества, то его принятие нельзя считать напрасным. Поэтому, Конституция СССР 1936 г., которая с некоторыми изменениями служила стране по 1977 г., иначе говоря, самый продолжительный период в истории советского государства, не может считаться фиктивной. Ее значение и авторитет не раз менялись, порой она действительно становилась реальным источником благ для простых граждан. Опыт создания Конституции 1936 года, ее недостатки и достоинства были частично учтены при создании Конституции СССР 1977 г.1, и Конституции Российской Федерации 1993 г., а в конечном счете и современной правовой системы нашей страны.
Список использованных источников и литературы
1. Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы. -1957.
2. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России // М. Проспект. -2005.
3. Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. № 1.
4. Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6.
5. Лукьянова Е.А. Источники советского государства и права в период между двумя Конституциями. Советское государство и право // М. –1990. № 2.
6. Туманов В. Конституция – школа гражданского общества // М. Российская юстиция.-1997. № 5.
7. Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. № 11.
8. Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь // М. ИНФРА-М.-2003.
9. Прохоров А.М., Гиляров М.С., Жуков Е.М. Советский энциклопедический словарь // М. Советская Энциклопедия.-1981.
10. Белковец Л. П., Белковец В. В.История государства и права России. Курс лекций // Новосибирск. Новосибирское книжное издательство. - 2000.
11. Берхин И.Б. История СССР 1917-1971 // М. Высшая школа.-1972.
12. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987.
13. Титов Ю.П. История государства и права России // М. Проспект.-1999.
14. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник // М. БЕК. - 1999.
1 См.: Прохоров А.М., Гиляров М.С., Жуков Е.М. Советский энциклопедический словарь // М. Советская Энциклопедия.-1981. С. 626
1 См.: Туманов В. Конституция – школа гражданского общества // М. Российская юстиция.-1997. №5. С. 2-3
2 См.: Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь // М. ИНФРА-М.-2003. С. 173-182
1 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. №11. С. 73
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 140-142
2 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. №11. С. 74
1 См.: Берхин И.Б. История СССР 1917-1971 // М. Высшая школа.-1972. С. 306-308
1 См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 117-119
2 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 144-145
1 См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 120-124
2 См.: Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы. -1957. С. 709
3 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 145
1 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 74
2 См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 125-127
3 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 146 – 147
4 См.: Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы.-1957. С. 728
5 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 148 - 149
1 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 152 - 154
1 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75
1 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75-76
2 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 157 - 158
3 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 76
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 159
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 158-159
1 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 156
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 161-163
1 См.: Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. №1. С. 9-12
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 165-166
1 См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 77
1 См.: Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. №1. С. 16-23
1 См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 183-187
1 См.: Лукьянова Е.А. Источники советского государства и права в период между двумя Конституциями. Советское государство и право // М. – 1990. №2. С. 121-124