Одним из основных элементов гражданской правосубъектности военных вузов является их возможность и способность осуществлять договорную деятельность, которая обеспечивает обмен имущественными благами, перемещение товаров и услуг, имущественный оборот. При этом данное правомочие может быть реализовано этими учреждениями как в сфере хозяйственной, так и в сфере образовательной деятельности. Договорная работа в воинской части является составной частью войскового хозяйства и от ее совершенствования зависит успешное достижение целей военной реформы в Вооруженных силах.
Договорная работа в учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации организуется и ведется на равных основаниях с прочими воинскими частями, но с учетом некоторых особенностей. Регулируется же ведение договорной деятельности в военных организациях нормами нескольких отраслей права, преимущественно гражданского и административного.
Сделанные нами ранее выводы о специальной правосубъектности военного вуза позволяют предположить, что и составляющие правосубъектность элементы носят специальный характер. Таким образом, сделкоспособность, как неотъемлемый элемент правосубъектности, также является специальной. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, какими рамками ограничена сделкоспособность военного вуза.
Как уже отмечалось ранее, в уставе военного образовательного учреждения высшего профессионального образования должно быть определено каким имуществом и какими правами по распоряжению наделяет собственник учреждение. Так как военные вузы являются государственными организациями, то и имущество, закрепленное за ними, является федеральной собственностью. На основании ст.125 и ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По общему правилу учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. Однако в отношении военных вузов действует специальная норма: в соответствии с п.2 ст.11 Закона "Об образовании" учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ. В п.1.2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее Типовое положение) 5 конкретно указывается, что высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральные органы осуществляют полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения. Соответственно, имущество, которое имеется у военного института, не является его собственностью. Собственником остается государство, а военное учреждение обладает им на ограниченном вещном праве. Имущество, переданное учреждению собственником, находится у него на праве оперативного управления, в соответствии с которым учреждение не обладает правом пользования и распоряжения этим имуществом без согласия собственника, в том числе и денежными средствами, выделенными ему по смете.
Образовательное учреждение, как любое юридическое лицо, заключает сделки и совершает иные юридические действия в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и, следовательно, обязано для осуществления своей уставной и хозяйственной деятельности заключать договоры с контрагентами.
Договор, наряду с иными сделками не противоречащими закону, выделяется законодателем в качестве первого основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Договор – одна из наиболее древних правовых конструкций. Применение договоров на протяжении уже нескольких тысяч лет объясняется помимо прочего тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения. 1 В настоящее время договор представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, которые определяют содержание, порядок заключения и исполнения договора, а также меры ответственности и иные санкции, применяемые в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения. Наше внимание к проблеме реализации гражданской правосубъектности в сфере договорной деятельности предопределено центральным местом договора в правовом регулировании имущественного оборота, который можно себе представить в виде совокупности всех гражданско-правовых сделок, совершаемых как гражданами, так и организациями. Договор служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. Основное его назначение сводится к регулированию в рамках закона поведения людей путем указания на пределы их возможного и должного поведения, а равно последствия нарушения соответствующих требований. С течением времени вместе с развитием системы общественных отношений, опосредуемых договорами, расширился состав возможных участников: наряду с физическими лицами (гражданами) в этой роли стали выступать коллективные образования, признанные самостоятельными субъектами гражданского права – юридическими лицами. В принципе для каждого участника гражданского оборота будь то гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Федерации, либо муниципальные образования законодательством создается одинаковый режим. В этом находят прямое выражение закрепленные в п.1. ст.1 ГК основные начала и среди них такие, как равенство участников отношений, свобода договоров и другие.
Вместе с тем в силу различных причин законодатель в ряде норм либо ограничивает возможности использования той или иной договорной модели, либо, открывая такую возможность, откровенно устанавливает определенные исключения из общих норм с учетом того, кто именно выступает в роли контрагентов. 2
Субъектами договорных отношений наряду с иными участниками гражданских правоотношений, выступают воинские части, и, в частности, военные вузы. Способность военного вуза как учреждения, финансируемого в бюджетном порядке, заключать и исполнять договоры не подлежит сомнению. И, вместе с тем, военный институт нельзя считать ординарным участником договорных отношений. Так как круг сделок, в совершении которых могут участвовать военные организации, существенно ограничен специальным характером их правоспособности, наличием федерального имущества на праве оперативного управления и спецификой режима данного имущества.
Не стоит забывать, что имущество военного института обладает рядом специфических признаков, отличающих его от имущества иных юридических лиц. Например, на имущество военной организации не может быть наложен арест, в связи с возложенной на нее функцией обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, в процессе обучения в военном институте курсанты получают два образования: военное и гражданское. Материальной базой боевой подготовки, которую курсанты обязаны пройти в рамках военного образования является оружие, боеприпасы, специальная техника. На все эти предметы распространяются особые правила владения, пользования и распоряжения, так как они изъяты из оборота. Вполне естественно, что для обеспечения института подобными материальными средствами не заключаются договоры купли-продажи или поставки. Данное имущество поступает в основном по линии централизованного снабжения по действующим нормам, штатам и табелям. Таким образом, обеспечение потребностей военных организаций на боевую подготовку, хозяйственные и культурно-бытовые нужды, содержание и эксплуатацию вооружения, боевой техники и имущества осуществляется, в первую очередь, путем отпуска материальных ценностей в натуре, но может осуществляться и путем отпуска денежных средств на указанные цели для самостоятельного вступления военной организации в имущественный оборот. 3 В соответствии со ст.36 Временного положения об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС России, обеспечение материальных потребностей ФПС России, органов и войск ФПС России осуществляется в соответствии с государственными контрактами и договорами, заключенными органами и войсками ФПС России на основании государственного оборонного заказа. А потребности ФПС России, органов и войск ФПС России в продукции (работах и услугах), не включенной в государственный оборонный заказ, обеспечиваются в соответствии с заключенными органами и войсками ФПС России договорами с поставщиками продукции в порядке, установленном директором ФПС России. 4 Этим же нормативным актом дается понятие финансовых и материальных потребностей ФПС России, которые определяются расходами на оплату продукции (работ, услуг), расходами на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, материальные потребности ФПС России, соответственно, включают потребности в продукции (работах, услугах), поставляемой для органов и войск ФПС России по государственному оборонному заказу, и в продукции (работах, услугах), не включенной в государственный оборонный заказ. 5
Военная организация, получившая от довольствующего органа денежные средства, должна соблюдать финансовую дисциплину и соблюдать следующие требования:
расходование денежных средств производится на те надобности, на которые они отпущены;
не допускается использование денежных средств на цели, не обеспеченные соответствующими ассигнованиями, или на приобретение излишних либо ненужных материальных ценностей;
бюджетные средства могут расходоваться только в течение данного бюджетного года;
договоры на поставу военным организациям материальных ценностей, оказания услуг и выполнения работ могут заключаться только при наличии у военной организации денежных средств на эти цели;
расчеты по договорам осуществляются, как правило, в безналичном порядке через территориальное отделение Федерального казначейства, в котором у военной организации открыт расчетный счет.
Таким образом, военный вуз, вступая в обязательственные правоотношения ограничен денежными средствами, выделенными ему по смете или может использовать в гражданском обороте собственные внебюджетные средства. Источниками дополнительного внебюджетного финансирования ФПС России, органов и войск ФПС России являются средства, получаемые от реализации и использования высвобождаемого (излишнего, не используемого и не нашедшего применения в ФПС России, органах и войсках ФПС России) военного имущества, средства, составляющие доходы организаций и предприятий ФПС России в форме государственных (федеральных) учреждений от разрешенной деятельности, приносящей доходы, и другие поступления, предусмотренные законодательством РФ. 6
Правовым основанием для участия военных вузов в договорных отношениях являются:
Гражданский кодекс РФ;
Бюджетный кодекс РФ (ст. ст.70 – 73) 7;
Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г.;
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
Временное положение об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС России. 8
Порядок заключения договоров урегулирован ГК РФ. Но специальный характер правосубъектности военного вуза обуславливает ряд особенностей при заключении последним гражданско-правовых договоров:
оплата товаров, работ, услуг осуществляется исключительно через лицевые счета воинских частей в полевых учреждениях ЦБ РФ (органах Федерального казначейства) (п.7 ст.161 БК РФ);
все закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов (ст.71 БК);
государственный и муниципальный контракты должны включать обязательные условия о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта (ст.72 БК);
ответственность за организацию договорной работы в военной организации, в соответствии с принципом единоначалия возложена на командира;
руководство может осуществляться лично, а также через заместителей и начальников служб;
на основании предоставленных ему полномочий командир имеет право контролировать договорную работу подчиненных ему служб и должностных лиц, которые осуществляют функции управления договорной работой в своих службах.
до подписания все договоры предварительно проверяются начальником финансового отдела в отношении соответствия их действующему законодательству, установленным ценам и обеспечению денежными средствами. Без визы указанного должностного лица договоры начальником института на подпись не принимаются (ст.154 приказа КГБ № 152 – 76 г., п.5 приказа директора ФПС № 239 – 97 г. и п.3 приказа директора ФПС России № 362 – 98 г);
в договорах на поставку продовольствия обязательно должна быть указана цена продукции (ст.155 приказа КГБ № 152-76 г).
На этом перечень ограничений, носящих специальный характер и существующих в военном законодательстве не исчерпан. С целью получения более полной картины по данному вопросу представляется необходимым рассмотреть реализацию гражданской правосубъектности в сфере конкретных договоров. Конечно, круг гражданско-правовых отношений в которые вступают военные вузы не такой широкий, как к примеру у коммерческих юридических лиц. Это обяъсняется специальной правосубъектностью учреждения как некоммерческого юридического лица и спецификой правового статуса военного вуза как военной организации. Среди тех обязательственных правоотношений, в которые военные организации чаще всего вступают, используя выделенные им бюджетные средства, можно выделить слеующие: договоры на поставку материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг. Так, по данным ревизионной комиссии в МВИ ФПС РФ за обревизионный период (1 год) было заключено 54 договора. Из них 12 договоров купли-продажи, 2 поставки, 3 на выполнение работ, 4 на оказание услуг и заключено 33 договора без названия. Эти данные свидетельствуют в пользу того, что военные вузы зачастую сами не знают какие договоры они вправе заключать, а какие нет. Поэтому целесообразно будет более подробно проанализировать все виды гражданско-правовых договоров, предусмотренных ГК и выявить возможность участия, либо неучастия военного вуза в каждом из них.
Не затрагивая всех аспектов системы гражданско-правовых договоров, следует остановиться на таком вопросе, как критерии формирования такой системы. В научной литературе по этому вопросу были высказаны различные мнения. Некоторые считают, что в качестве таковых следует рассматривать особенности самих общественных отношений. В конечном счете, причины юридических особенностей определенных видов договоров нужно искать в свойствах соответствующих экономических явлений. 9
Однако, как справедливо отмечают отдельные специалисты, свойства общественных отношений, влияющих на нормативное регулирование, разнообразны. Это и цели, преследуемые сторонами при заключении договора, и особенности субъектного состава. Отсюда следует, что гражданские договоры могут быть классифицированы по различным основаниям. 10
Учитывая, что главную роль в правовом регулировании играют права и обязанности, отражающие цель правоотношения (результат, к которому стремятся стороны), можно сделать вывод, что направленность обязательства на достижение определенного результата и является основным системным фактором.
Приоритетное значение признака направленности выражается в том, что он, предопределяя наиболее существенные элементы договора, суть его содержания, позволяет выработать единую (в той или иной степени) основу правового регулирования для всех правоотношений, характеризующихся одинаковой направленностью. 11
В литературе было высказано мнение, что нормы, посвященные отдельному договору, характеризуют его как самостоятельный тип (вид) договора. Тип договора применительно к структуре и содержанию ГК можно определить как совокупность юридических признаков этого договора, (закрепленных в нормах закона), которые образуют самостоятельный правовой институт. Выделяемые же в рамках отдельного типа договора разновидности можно определить как совокупность норм, входящих в состав самостоятельного договорного института и подчиненных его общим положениям, но за этими пределами характеризующих специфику одного из подразделений среди договоров определенного типа.
Важное значение для исследования имеет закрепленный в ст.421 ГК РФ принцип свободы договора, позволяющий сторонам определять содержание договора по своему усмотрению, и ст.422, предусматривающая, что договор должен соответствовать императивным нормам закона, которых в военном и образовательном законодательстве - большинство.
В связи с выбранным предметом исследования, одной из основных его задач является выявление места и роли гражданско-правового договора в деятельности вузов. Для решения данной проблемы принципиальное значение имеет то, что вузы, как любое-другое юридическое лицо, для выполнения своих уставных задач заключают различные договоры: купли-продажи, перевозки и т.д. Очевидно, что при заключении и исполнении вузами указанных договоров существуют некоторые особенности.
На мой взгляд, важное теоретическое и практическое значение имеет систематизация договоров, заключаемых вузом, исходя из его правового статуса, целей и видов деятельности. Выше уже было показано, что вуз является достаточно "специфическим" субъектом гражданского права. Иными словами, для систематизации договоров можно использовать и такой критерий, как особенности субъекта гражданских правоотношений. В юридической науке выделяют, например, предпринимательские договоры, одним из критериев выделения которых является то, что они заключаются между предпринимателями (например, договор поставки, банковские сделки и др.). В законодательстве используется понятие "биржевые сделки". Практическое значение такого критерия классификации состоит в том, что он позволяет получить четкое представление о договорных отношениях соответствующего субъекта, увидеть сильные и слабые стороны договоров конкретного вуза.
Договоры, заключаемые вузами можно подразделить, прежде всего, на две группы:
1) договоры, заключаемые любым участником гражданского оборота, так называемые "традиционные" или "классические" договоры;
2) договоры, обусловленные особенностями вуза. Во второй группе можно выделить следующие договоры:
а) направленные на обеспечение правового статуса вуза (Закон "Об образовании" (п. З ст.11) установил, что отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) договоры, обеспечивающие подготовку специалистов в сфере высшего профессионального образования;
в) договоры, заключаемые на оказание иных образовательных услуг, например, на подготовку к поступлению в вуз; обучение новым профессиям; проведение краткосрочных курсов и семинаров и т.д.
Ко второй группе договоров мы обратимся в третьем параграфе второй главы нашей работы. Потому как именно договоры, обусловленные особенностями вуза позволят раскрыть нам реализацию гражданской правосубъектности в сфере образовательной деятельности. В этом параграфе обратимся к рассмотрению так называемых хозяйственных договоров.
Следуя логике ГК объединим договоры в группы в зависимости от цели с которой заключается договор. Гражданское законодательство выделяет следующие группы обязательств:
обязательства по передаче имущества в собственость или иное вещное право (договор купли-продажи, мены, дарения, ренты);
обязательства по передаче имущества во временное пользование (аренда, ссуда);
обязательства по производству работ (подряд, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ);
обязательства по оказанию услуг (транспортные обязательства, кредитные и расчетные обязательства, обязательства по страхованию; договор комиссии, агентский договор, договор поручения, договор хранения);
обязательства по реализации результатов творческой деятельности (авторский договор, лицензионный договор);
Рамки данного исследования не позволяют нам уделить пристальное внимание каждому из вышеназванных договоров, поэтому мы ограничимся лишь теми, которые действительно являются "краеугольными камнями" в сфере обязательственных отношений, участником которых становится военный вуз.
Первая группа договоров является одной из наиболее объемных и важных. К ней относятся: договор купли-продажи (включая договор поставки, поставки для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения), а также договор мены и дарения.
Договоры купли-продажи с участием военных вузов заключаются на основании гражданского законодательства, а также Бюджетного кодекса, который допускает расходование бюджетных средств воинской части на оплату товаров по заключенным государственным или муниципальным контрактам. Также допускается оплата товаров по договорам с иными субъектами, но лишь в соответствии с утвержденными сметами. Кроме того, данный вид обязательств регулируется Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"; 12 Указом Президента РФ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" от 08.04. 1997 г. №30513; Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд; Постановлением Правительства РФ от 26.05. 1997 г. № 628 "Об утверждении Порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей"14; утвержденного 27.05. 1997 г. Правительством РФ "Порядка закупок и поставок продовольственных товаров для обеспечения военных и приравненных к ним спецпотребителей"; Приказом КГБ СССР от 02.10 1976 г. № 152; Приказом ФПС России "О порядке размещения в системе ФПС России заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 5.11. 1999 г. № 612.
Вышеназванная нормативная база позволяет выделить ряд особенностей при заключении подобных договоров. Заказы ФПС России на закупку продукции и продовольственных товаров для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах). Победители торгов определяются соответствующими конкурсными комиссиями. Конкурсные комиссии ежегодно создаются в военных образовательных учреждениях профессионального образования приказами начальников данных учреждений. Они же утверждают протоколы заседаний конкурсных комиссий. В состав конкурсных комиссий включаются представители соответствующих довольствующих подразделений, финансово-экономических подразделений, подразделений правового обеспечения и собственной безопасности. При проведении конкурсов на поставку продовольствия, кроме того приглашаются для участия в работе конкурсной комиссии представители органов исполнительной власти субъектов РФ.
Соответствующие структурные подразделения обязаны проводить правовую и финансово-экономическую экспертизу конкурсной документации, предъявляемых заявок, учредительных, регистрационных и других необходимых документов, государственных контрактов (договоров) в срок до пяти дней. Заключение договоров в установленных законодательством случаях без проведения торгов (конкурсов) осуществляется по согласованию с Управлением собственной безопасности, службами собственной безопасности. Проверка платежеспособности и деловой репутации организаций-претендентов на участие в конкурсах, организаций контрагентов ФПС России осуществляется Службой собственной безопасности и органами собственной безопасности на местах в срок до 15 дней.
Полномочия на заключение государственных контрактов (договоров поставки продукции) для государственных нужд от имени ФПС России предоставлены командирам воинских частей (начальникам военных образовательных учреждений высшего профессионального образования). Подлинные экземпляры договоров и материалы торгов (конкурсов) хранятся в довольствующих структурах в течение трех лет.
При заключении договора поставки военная организация должна соблюдать следующие правила:
1) в зависимости от местных условий выбирать наиболее выгодный способ заготовки и поставщика;
2) заготовка через посредников запрещается;
3) количество заготавливаемых предметов не должно превышать потребности военной организации по существующим нормам снабжения, а общая стоимость заготавливаемого не должна превышать денежных средств назначенных военной организацией на расходы по данной заготовке;
4) заготавливаемые товары должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или существующим описаниям;
5) заготовки осуществляются военной организацией на основании договоров с поставщиками или путем закупок через торговую сеть с соблюдением правил закупки товаров.
Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования самостоятельно вступают в правоотношения по договорам энергоснабжения, снабжения топливно-энергетическими ресурсами. В этих целях для них Федеральной Пограничной службой по согласованию с Министерством топлива и энергетики утверждаются годовые объемы потребления (лимиты в натуральном и стоимостном выражении) электрической и тепловой энергии, а также природного газа, и расходы на энергоснабжение закладываются в их сметы. Денежные средства предусмотренные сметой на оплату энергоснабжения военных организаций должны поступать на счета последних ежемесячно.
При необходимости военные организации имеют право заключать договоры на энергоснабжение и сверх установленных для них лимитов (сверх сумм, предусмотренных на эти цели в их сметах), оплачивая эти дополнительные энергоресурсы за счет внебюджетных средств.
Военный вуз может в пределах потребности, предусмотренной планами и сметами ремонта, производить закупки строительных материалов, для ремонта казарменно-жилищного фонда, лагерных построек, коммунальных сооружений, квартирного имущества и нужд боевой подготовки.
Военные организации заключают договоры на поставку и выпечку хлеба, поставку (покупку) продовольствия (и, в первую очередь, картофеля и овощей).
Еще одна особенность сделкоспособности воинской части состоит в том, что в тех случаях, когда военная организация выступает в качестве стороны, обязанной оплатить получаемые товары, выполненные работы или оказанные услуги, и оплата товаров, работ и услуг осуществляется за счет бюджетных средств, выделенных военной организации по смете, соответствующие договоры заключаются военной организацией не всегда от своего имени.
Если сумма, подлежащая уплате за поставляемые военной организации товары, выполняемые для нее работы или оказываемые ей услуги превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда, то соответствующий договор именуемый государственным контрактом военная организация заключает не от своего имени, а от имени Российской Федерации (ст.71, п.1 ст.72 Бюджетного кодекса РФ).
Государственные контракты, заключаемые военными организациями в таких ситуациях, имеют несколько особенностей:
1. Размещаются на конкурсной основе (если иное не установлено федеральным законом);
2. Одним из их существенных условий является условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта;
3. Совокупность заключенных государственньгх контрактов представляет собой государственный заказ.
Поэтому отношения по заключению военньми организациями договоров на сумму, превышающую 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда регулируются также § 4 главы 30 ГК, Федеральньм законом от 13.12. 1994 г, № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. Федеральных законов от 19.06. 1995 г. № 89-ФЗ, от 17.03. 1997 г, № 58-ФЗ, от 06.05. 1999 г. № 97-ФЗ) 15, Федеральным законом от 02.12. 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"16, Федеральным законом РФ от 29.12. 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (в ред. Федеральных законов от 17.03. 1997 г. № 58-ФЗ и от 12.02. 1998 г, № 27-ФЗ) 17 и Федеральным законом от 27.12. 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (в ред. Федерального закона от 06.05. 1999 г. № 97-ФЗ) 18.
Главной отличительной чертой этих договоров является особая цель19 использования товаров, а именно - их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв. 20
Здесь государство берет на себя статус стороны договора. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что заключение договора, оплата за которые производится из федерального бюджета, а цена превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда, выходит за рамки отношений, регулируемых только гражданским правом. Такая функция государства как обеспечение обороны, территориальной целостности и неприкосновенности, находится в сфере публичного права. Для того, чтобы государство смогло обеспечить свое собственное бытие в качестве суверенной и эффективно функционирующей социально-экономической структуры, оно должно проводить необходимую экономическую (в том числе научно-техническую, внешнеторговую, налоговую и внешнюю политику, укреплять обороноспособность и государственный аппарат, поддерживать равновесие с окружающей средой и т.д.
Для выполнения этих задач государство должно располагать необходимой имущественной базой, формирование которой происходит путем закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. И размер в 2000 минимальных размеров оплаты труда ограничивает возможность самостоятельного участия в обороте бюджетного учреждения (в том числе и военной организации, если только речь не идет о заключении договора, оплачиваемого за счет собственных "заработанных" средств, находящихся в "самостоятельном распоряжении" военного государственного бюджетного учреждения, в том числе и военной организации.
Специфика предмета государственного контракта обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения. Такие отношения обычно опосредуются двумя договорами: государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд и собственно договором поставки товаров для государственных нужд. Поэтому юридическая природа государственного контракта выглядит весьма неочевидной. Как предполагает, например, И.В. Елисеев, государственный контракт как таковой является особым типом договора гражданского права, стоящим в одном ряду с предварительным и публичными договорами, и поэтому его следовало бы регулировать в части первой ГК в качестве контракта на обеспечение государственных нужд. 21
Но в то же время, поскольку закон предоставил военному вузу право заключить государственный контракт (пусть не от своего имени, но, тем не менее, самостоятельно, не прибегая к помощи иных вышестоящих государственных органов) ограничивая это право только объемом выделенных военной организации по смете бюджетных средств. В этой ситуации военная организация можно сказать совмещает функции и государственного заказчика по государственному контракту (по праву представительства) и получателя по договору поставки для государственных нужд.
Поэтому автор считает, что несмотря на то, что основанием для возникновения отношений по поставке военной организации товаров, работ и услуг на сумму, превышающую 2000 минимальных размеров оплаты труда, является только государственный контракт, заключаемый от имени РФ, военная организация является самостоятельным участником возникающих обязательственных правоотношений.
Такой вывод подтверждается анализом положений ст.73 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой на военные организации (бюджетные учреждения) возлагается обязанность ведения реестров закупок товаров, работ и услуг. Данная статья не делает различия между закупками товаров, работ и услуг, производимыми на основании государственных контрактов и без заключения последних. Это позволяет прийти к выводу о том, что и в том и в другом случае возникновение и существование обязательственных правоотношений ставится в зависимость от воли именно самой военной организации. То есть в рамках выделенных ей по смете бюджетных ассигнований военная организация самостоятельно заключает договоры и участвует в порождаемых ими правоотношениях, несмотря на то, что в некоторых случаях при заключении договора действует от имени государства.
В реестрах закупок (в случае, если цена договора не превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда) указываются следующие сведения:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков, и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.
Однако участие военного образовательного учреждения высшего профессионального образования в имущественном обороте не ограничивается ролью покупателя товаров.
Договоры мены, также относящиеся к исследуемой группе договоров, не предусмотрены военным законодательством, применительно к военным организациям и не являются для них актуальными.
По нашему мнению, это вызвано тем, что необходимое имущество закупается военными вузами, согласно бюджетной сметы, и при этом нет необходимости в дополнительном обмене одного вида имущества на другой.
Договор дарения с участием военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в силу особого характра правосубъектности последних, также имеет определенную специфику.
Военное законодательство запрещает воинским частям принимать денежные средства, материальные ценности и услуги от государственных и негосударственных юридических лиц в порядке шефства и в других не установленных законом случаях. Таким образом, только федеральный закон может определить порядок получения имущества в качестве дара военными учреждениями. Лишь после вступления в силу части второй ГК РФ у военных организаций появилась такая возможность.
1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения.- М.: Издательство «Статут», 1997. – С. 9.
2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения.- М.: Издательство «Статут», 1997. – С. 286.
3 П.4. Положения о финансовом хозяйстве воинской части СА и ВМФ (Введено в действие Приказом Министра обороны СССР 1973 г. № 80).
4 Ст. 37 Временного положения об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС.
5 Ст. ст. 26, 27. Там же.
6 См. Временное положение об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС России. Ст. 33.
7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, РГ от 12 августа 1998 г.
8 Утверждено приказом директора ФПС РФ от 16 января 1997 г. № 50.
9 Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. — Минск, 1967. С. 27.
10 Романец Ю.В. Направленность обязательства как основа формирования системы договоров // Журнал российского права. 2000 . №5. С. ЗО.
11 Романец Ю.В. Указ. соч. С. 30-31.
12 СЗ РФ, 1999, № 19, ст. 2302
13 СЗ РФ, 1997, № 15, ст. 1756
14 СЗ РФ, 1997, № 22, ст. 2598
15 Собрание законодательства РФ, 1994, № 34, ст. 3540; 1995, № 26, ст. 2397; 1997, № 12, ст. 1381; 1999, № 19, ст. 2302.
16 Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3303.
17 Собрание Законодательства РФ, 1995, № 1, ст.3; 1997, № 12, ст.1381; 1998, № 7, ст. 798.
18 Собрание законодательства РФ, 1996, № 1, ст. 6; 1999, № 19, ст.2302.
19 Поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации названо в качестве одной из целей, для достижения которых и осуществляются поставки продукции для федеральных государственных нужд, что закреплено в п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г, № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 г, № 523. от 01.07.1996 г. № 778, с 13.09.1996 г. № 1101, от 01.07.1997 г. № 778, от 08.07.1997 г. № 884, от 02.02.1998 г, № 11, от 18.02.1998 г. № 216, от 21.07.1998 г. № 811, от 25.01.1999 г. № 90) («Собрание законодательства Российской Федерации», 1995, № 28. ст. 2669; 1996, № 18, ст. 2150; 1996, ст. 3383; 1996, № 38, ст. 4443; 1997, № 27, ст. 3236; 1997, № 2, ст. 3453; 1998, № 6, ст. 74 1998, № 8, ст. 9б1; 1998, № 32, ст. 3876; 1999, № 5, ст. 681.)
20 Государственными нуждами являются потребности Российской Федерации в продукции необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. К ним относятся потребности обеспечения мобилизационных нужд РФ и первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, экспортных поставок продукции для выполнения международных (в том числе экономических обязательств России, оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства (организациям) при временных нарушениях снабжения важнейшими видами ресурсов, регулирующего воздействия на рынок, гуманитарной помощи, и другие (ст.ст. 1, 2 Закона «О поставке продукции для федеральных государственных нужд», ст. 3 Закона «О государственном материальном резерве».
21 См. Гражданское право. Учебник. Часть 2. Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1997, с.71.