План:
1. Понятие несовершеннолетнего возраста
2. Особенности допроса несовершеннолетнего
3. Особенности расследования и рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних
4. Особенности постановления приговора по делам данной категории
5. Особенности самосознания несовершеннолетних преступников, осужденных за насильственные преступления
1. Понятие несовершеннолетнего возраста
Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.
Отсюда следует, что несовершеннолетний обвиняемый – лицо, привлеченное в качестве обвиняемого за преступление, которое оно совершило в возрасте до восемнадцати лет. По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). По делам о некоторых тяжких, насильственных и корыстных, а также других преступлениях, круг которых очерчен в уголовном законе, несовершеннолетний подлежит привлечению в качестве обвиняемого по достижении четырнадцати лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Недостижение, в соответствующих случаях, необходимого возраста – обстоятельство, исключающее производство по уголовному делу и влекущее отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела (ч. 3 ст. 27 УПК).
Производство по преступлениям, совершенным данной категорией лиц, осуществляется в общем порядке с соблюдением некоторых специфических правил, содержащихся в главе 50 УПК РФ. Таким образом, по этим правилам рассматриваются уголовные дела, как было сказано выше, о всех преступлениях, совершенных несовершеннолетними, независимо от того, исполнилось ли им восемнадцать лет на момент судебного заседания.
В ч. 1 ст. 420 УПК РФ содержится прямое указание на то, что особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних распространяются на лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет. Таким образом, определяющим моментом статуса несовершеннолетнего, здесь является возраст, в котором было совершено преступление, а не фактический возраст лица в отношении которого осуществляется уголовное преследование или происходит рассмотрение уголовного дела.
В силу специфики данной категории дел, законодателем расширен предмет доказывания, предусмотренный статьей 73 УПК РФ; так, наряду с обстоятельствами, перечисленными в упомянутой статье, в ходе производства предварительного расследования и судебного разбирательства устанавливаются: возраст несовершеннолетнего, число, месяц, год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
В силу специфики расследования и рассмотрения уголовных дел этой категории, законодатель обращает особое внимание на точное установление возраста несовершеннолетнего. Пленум Верховного суда указывает, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.
По общим правилам, точный возраст несовершеннолетнего определяется по документам (свидетельство о рождении, паспорт и т.д.), однако, если документы отсутствуют, необходимо проведение судебно-медицинской экспертизы. При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
Выяснение указанных обстоятельств, в том числе и условий воспитания несовершеннолетнего, преследует цель изучения условий воспитания несовершеннолетнего, выявления побудительных причин, повлекших совершение преступления. Важно также это и для установления факта, в случае совершения преступления в группе со взрослыми лицами, не было ли со стороны совершеннолетних соучастников вовлечения его в совершение преступления, тем более, что это деяние признается уголовным законом преступлением и влечет назначение наказания, предусмотренного статьей 150 УК РФ.
При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Обращая на это внимание, Пленум Верховного суда обязывает назначать в таких случаях судебную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. При этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту. Установление данных моментов в уровне развития несовершеннолетнего является очень важным, т.к. если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч.3 ст. 20 УК РФ).
Для исключения возможности оказания давления со стороны взрослых соучастников, создания препятствий для объективного расследования уголовного дела через воздействие на несовершеннолетнего, орган дознания, следователь, прокурор либо суд обязан принять все меры к выделению уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, если он совершил преступление вместе со взрослыми, в отдельное производство (ст. 422 УПК). Однако необходимо помнить, что это возможно лишь при условии, что таковое выделение не нанесет ущерба объективности и всесторонности расследования и рассмотрения уголовного дела в полном объеме. Если выделение дела по каким – либо объективным причинам невозможно, его рассмотрение ведется с учетом дополнительных правил, предусмотренных главой 50 УПК РФ.
В случае необходимости применения меры пресечения в отношении несовершеннолетнего, нужно не только выяснить все условия, предусмотренные законом, но самое главное, нет ли возможности отдать несовершеннолетнего под присмотр в порядке ст. 105 УПК РФ. С учетом возраста, закон предусматривает, что задержание несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, а также применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу производится только в случаях совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого незамедлительно извещаются родители или другие его законные представители.
2. Особенности допроса несовершеннолетнего
В соответствии со ст. 424 УПК РФ, вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю, а также в суд производится через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения. Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места содержания под стражей.
Закон ограничивает время непрерывного допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) – двумя часами, а также в течение дня – четырьмя часами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным. Поэтому в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы своему подзащитному, а по окончании допроса - знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте записи показаний. С момента вступления в дело защитник имеет право не только присутствовать на допросе и знакомиться с протоколом этого допроса, но также знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, а также во всех следственных действиях, производимых с участием его подзащитного.
Еще одной особенностью производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело. Обеспечение участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого возложено как обязанность на прокурора, следователя, дознавателя. Данное обеспечение может быть произведено как по инициативе перечисленных лиц, так и по ходатайству защитника. В ходе допроса педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса - знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе допроса (ч. 5 ст. 425 УПК).
В соответствии со ст. 426 УПК РФ, родители и иные законные представители допускаются к участию в уголовном деле по постановлению прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются следующие права:
1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
2) присутствовать при предъявлении обвинения;
3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешения следователя, - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;
4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора;
6) представлять доказательства;
7) по окончании расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.
Прокурор, следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным.
В том случае, если у лица, ведущего предварительное расследование, либо у суда имеются основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, он может быть отстранен от участия в уголовном деле (например, законный представитель ведет антиобщественный образ жизни, сам неоднократно судим и т.д.). Об этом прокурор, следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
3. Особенности расследования и рассмотрения уголовных дел о
преступлениях несовершеннолетних
Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора, вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд (ст. 427 УПК). Пленум Верховного суда РФ обращает внимание на то, что «суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ».
Суд, получив после окончания предварительного расследования уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, при наличии оснований, предусмотренных Законом, и при отсутствии возражений со стороны несовершеннолетнего или его законного представителя, вправе прекратить его и применить в отношении неcoвepшeннoлeтнeгo обвиняемого принудительные меры воспитательного воздействия. Решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания и применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия принимается в результате судебного разбирательства. Поступившее в суд прекращенное органами следствия уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, исправление которого может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия, рассматривается судьей единолично. При этом в судебное заседание должны быть вызваны прокурор, несовершеннолетний, в отношении которого прекращено уголовное преследование, его законный представитель, защитник и заслушано мнение участников процесса о возможности ограничиться применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного дела и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору. Дальнейшее производство ведется в обычном порядке.
В соответствии со ст. 428 УПК РФ, в судебное заседание вызываются родители или иные законные представители несовершеннолетнего подсудимого, которые имеют право: заявлять ходатайства и отводы; давать показания; представлять доказательства; участвовать в прениях сторон; приносить жалобы на действия и решения суда; участвовать в заседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.
В случае, если законный представитель несовершеннолетнего подсудимого надлежащим образом извещен о дате и месте проведения судебного заседания по рассмотрению уголовного дела, однако не явился, его неявка не является обязательной причиной отложения судебного заседания и не приостанавливает рассмотрения дела, если суд либо судья не найдет его участие необходимым.
Если законный представитель несовершеннолетнего подсудимого допущен к участию в уголовном деле в качестве защитника или гражданского ответчика, он имеет права и несет ответственность, предусмотренные ст. 53 и 54 УПК РФ, соответственно.
Во избежание отрицательного воздействия на несовершеннолетнего какого-нибудь допрашиваемого лица (взрослые, с которыми он совершил преступление и т.д.) Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает, что по ходатайству стороны, а также по собственной инициативе, суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие (ст. 429 УПК РФ). После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания, председательствующий сообщает ему в необходимых объеме и форме содержания судебного разбирательства, происшедшего в его отсутствие, и представляет несовершеннолетнему подсудимому возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.
4. Особенности постановления приговора по делам данной
категории
При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого суд, наряду с общими вопросами, обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания в случаях условного осуждения либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы. Если такое решение принимается, суд указывает, на какое специализированное учреждение для несовершеннолетних возлагается осуществление контроля за поведением осужденного (ст. 430 УПК).
Статья 431 УПК РФ предусматривает, что если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет признано, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия.
Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший это преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд, в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ, вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применить к нему принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК РФ (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего). Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ, будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого, совершившего это преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, то суд, постановив обвинительный приговор, освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания и в соответствии со ст. 92 УК РФ направляет его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.05.99г. (24.06.99г.) № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177) несовершеннолетние, освобожденные от наказания на основании ч. 2 ст. 92 УК, направляются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием (специальные общеобразовательные школы, профессиональные училища, коррекционные образовательные учреждения).[1] Пребывание несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием может быть прекращено до достижения им совершеннолетия, если отпадет необходимость в дальнейшем применении к нему данной меры. Продление срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего осужденного в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки. Прекращение пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо перевод его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа осуществляется по представлению администрации указанного учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения либо по ходатайству несовершеннолетнего осужденного, его родителей или законных представителей. Вопрос о продлении, либо прекращении срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, либо переводе его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа рассматривается единолично судьей районного суда по месту нахождения указанного учреждения в течение 10-ти суток со дня поступления ходатайства или представления.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что в судебном заседании участвуют несовершеннолетний осужденный, его родители или законные представители, адвокат, прокурор, представители специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения.
В судебном заседании исследуется заключение администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения указанного учреждения, выслушиваются мнения участвующих в данном деле лиц. По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании. Копия данного постановления в течение 5 суток направляется несовершеннолетнему осужденному и его законному представителю, а также в специализированное учреждение для несовершеннолетних, прокурору и в суд, постановивший приговор.
5. Особенности самосознания несовершеннолетних преступников,
осужденных за насильственные преступления
В последние годы резко возросло число преступлений, совершенных лицами несовершеннолетнего возраста, в том числе таких тяжких, как убийства и разбойные нападения.
В отечественной психологии сложилась традиция деления факторов, влияющих на социальное поведение, на внешние и внутренние. Основными внутренними регуляторами поведения человека являются структуры самосознания, так как поведение человека всегда соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. С учетом того, что самосознанию принадлежит ведущая роль в генезисе любого социально-значимого поведения (в том числе и преступного), оно становится одним из узловых моментов исследования личности преступника.
Самосознание в психологической литературе понимается как сложный процесс, развернутый во времени и включающий в себя самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения. Продуктом самосознания является "Я-концепция".
Самосознание (как процесс) характеризуется двумя противоположно направленными процессами. Один из них заключается в наделении "Я" конфликтным смыслом, что связано с осознанием несоответствия своих личных качеств требованиям деятельности по достижению значимых мотивов, восприятием себя как препятствия реализации главных смыслов жизни. Содержанием другого процесса является снятие негативных переживаний, поддержание интегрированности "Я" и позитивного самоотношения.
Формой осуществления этих процессов является внутренний диалог. Его специфика определяется взаимодействием, по крайней мере, двух несовпадающих точек зрения, развиваемых во внутреннем плане сознания одним и тем же субъектом. Поскольку во внутреннем диалоге смысл "Я" возникает через сопоставление собственных мотивов со своими качествами, у индивида формируется более четкое и полное представление о себе. Соотнося ценностные ориентации и личностные черты, субъект прогнозирует возможную успешность своих действий, стремится предвосхитить возможные неудачи, выбирает средства и пути их избежания и преодоления. В результате этого в процессе развертывания внутреннего диалога формируется представление о реальных перспективах, степени успешности своей деятельности.
Наряду с функцией рефлексивной саморегуляции, внутренний диалог является также способом становления эмоционально-ценностного самоотношения. Самоотношение имеет защитные возможности. А.У. Хараш раскрывает механизмы, реализующие защитные функции. В качестве одного из фундаментальных типов защит самооценки он выделяет так называемую "дискуссионную защиту", которую связывает с процессами "псевдосамораскрытия" или "имитации индивидуальности". Этот тип защиты осуществляется "посредством псевдораскрытия типа покаяния или самобичевания, т.е. отрицательных самооценок, рассчитанных на возникновение положительных реакций сочувствия" (Хараш А.У., 1987, стр.40). Субъект выступает в данном случае в страдательной позиции "объекта". При помощи этого он снимает с себя ответственность за свои дела и поступки, фактически перекладывая ее на других людей. "Псевдосамораскрытие" не обязательно предполагает взаимодействие с реальным партнером по общению. С равным успехом этот процесс может происходить и во "внутреннем" пространстве самого субъекта, в расчете на определенную реакцию (положительную оценку, согласие) "другого в себе" или некоего воображаемого собеседника.
Целью данного исследования явилось экспериментальное изучение особенностей самосознания несовершеннолетних преступников, осужденных за насильственные преступления.
Объектом исследования явились две группы несовершеннолетних мужского пола, общим числом 54 человека. Нормативная группа – учащиеся массовых школ (28 человек, средний возраст 16,6 лет); экспериментальная группа – несовершеннолетние, совершившие насильственные преступления (разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений (в том числе со смертельным исходом), изнасилования, убийства), находящиеся в условиях изоляции в воспитательной колонии (26 человек, средний возраст 16,8 лет).
Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что самосознание несовершеннолетних преступников имеет существенные отличия от самосознания подростков c нормативным поведением.
Самосознание несовершеннолетних преступников отличается меньшей когнитивной сложностью и дифференцированностью, меньшей субъективной значимостью представленных в нем качеств. У несовершеннолетних преступников, в отличие от школьников, практически не представлены в Я-концепции категории «Интересы и увлечения» (только в одном ответе прозвучало: «Я гитарист»). Можно говорить о том, что школьники имеют и осознают сферу применения своим способностям, тогда как несовершеннолетним преступникам это не свойственно. В меньшей степени у несовершеннолетних преступников представлены идеологические, религиозные и патриотические убеждения.
В целом у несовершеннолетних преступников менее развиты способности к рефлексии, чем у нормативной группы. При этом они склонны приписывать себе положительные, социально-одобряемые черты характера.
Выявляется отсутствие последовательности образа Я как следствие совпадения "Я реального" и "Я идеального".
У несовершеннолетних преступников выявляется меньшая озабоченность своим физическим образом «Я», хотя физический Я-образ крайне важен в подростковом и раннем юношеском возрасте. Это также свидетельствует об отличном от нормального развитии самосознания у преступников.
Таким образом, в целом группа несовершеннолетних преступников характеризуется более низким уровнем развития самосознания.
Несовершеннолетние преступники более депрессивны, зависимы, чем школьники. Они характеризуют себя как более замкнутых, недоверчивых, отстраненных от других людей. Социальные контакты и социальное поведение у них развивается из так называемого первичного недоверия, тогда как у школьников – из первичного доверия.
На самосознание несовершеннолетних преступников накладывают отпечаток специфические условия, в которых они находятся. Так, для несовершеннолетних преступников на момент исследования характерна меньшая, чем у школьников, эгоцентричность, а их низкая самопривязанность носит демонстративный характер. Личностная самоидентичность несовершеннолетних преступников обусловлена влиянием на них микросреды, они включают свое «Я» в социальные роли, связанные с криминальным миром. Выявленная тенденция подавлять внешнеобвинительные агрессивные реакции также обусловлена ситуацией заключения.
Заслуживает внимания тот факт, что отсутствуют значимые различия между такими параметрами, как самооценка (достаточно высокая и у преступников и у школьников), самоценность, самопринятие, представление о своей социальной репутации, своих социальных способностях, самоуверенность, самопривязанность. Можно говорить о том, что в обеих выборках вследствие нормальной самооценки, аутосимпатии, самоуважения отсутствует острота переживания конфликтного смысла «Я» или, по крайней мере, о том, что у преступников она не выше, чем у школьников, что может указывать на отрицание ими чувства вины за совершенные преступления. Это отрицание носит защитный характер. Другой возможной причиной отсутствия указанных различий может являться использование при исследовании опросных методов, которые подвержены влиянию фактора социальной желательности. Возможно также, что при использовании опросников происходит навязывание необходимости отвечать на вопросы о проблемах, не свойственных сознанию и самосознанию испытуемых.
У несовершеннолетних преступников обнаруживается такое явление как «псевдосамораскрытие» типа покаяния или самобичевания, то есть отрицательных самооценок, рассчитанных на возникновение положительных реакций сочувствия как при взаимодействии с реальным партнером по общению, так и во «внутреннем» пространстве самого субъекта, в расчете на положительную реакцию «другого в себе» или некоего воображаемого собеседника.
Высокое самообвинение при низкой самооценке и связь последней с низкой закрытостью также позволяет говорить о готовности демонстрировать как себе, так и другим свои негативные качества. Имея высокое негативное самоотношение, несовершеннолетние преступники выявляют низкую самопривязанность, т.е. готовность и желание измениться. Однако, связь самопривязанности с закрытостью заставляет думать лишь о демонстративном характере этого качества.
Анализ корреляционных связей параметра отраженное самоотношение свидетельствует о том, что у несовершеннолетних преступников менее, чем у школьников, развита диалогичность самосознания. Их самосознание основано лишь на собственных представлениях о себе, в нем в меньшей степени представлены Другие, с которыми ведется диалог. Диалог у несовершеннолетних преступников ведется, в основном, только с собой. А если самопредъявление собственного «Я» другим имеет место, то оно носит защитный характер, как и самопредъявление своего «Я» себе самому. Тогда как для нормативной группы оказывается важным мнение о них Других, важно, что о них думают Другие, их отношение, которое школьники ожидают, пытаются предвосхитить в своем сознании.
О меньшей диалогичности самосознания несовершеннолетних преступников свидетельствует и отсутствие статистически значимых различий между такими параметрами Я-концепции как "Я-реальное" и "Я, каким меня видят окружающие". У школьников они являются значимыми (при p_0,001). Это свидетельствует о том, что школьники способны смотреть на себя глазами других, выявляют озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Школьники осознают, что другие могут их оценивать иначе, чем они сами. Несовершеннолетние преступники не осознают, что об их личности может существовать другая, отличная от их собственной, точка зрения, что они могут производить совсем другое впечатление, отличное от того, которое, как им кажется, они производят.
Неразвитость диалогичности самосознания может приводить к отсутствию таких внутренних барьеров, как ориентация на общественное мнение.
В настоящей работе были рассмотрены некоторые особенности самосознания несовершеннолетних преступников.
Полученные в ходе исследования результаты можно использовать для разработки основных направлений коррекционной и воспитательной работы. Оценка зрелости структур самосознания является одним из критериев зрелости личности, что важно для экспертной оценки. Рассмотрение особенностей самосознания несовершеннолетних преступников, находящихся в условиях изоляции, может явиться важным и для профилактики суицидального поведения.
Исследование показало необходимость специальной разработки методического материала для исследования самосознания, так как при использовании для этой цели опросников, влияние на результаты оказывает фактор социальной желательности, а также, возможно, происходит навязывание испытуемому необходимости отвечать на вопросы о проблемах, не свойственных его сознанию и самосознанию.
Литература
1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований. 2001