План реферата
№ п/п |
Наименование | Страница |
1. | Введение | 2 |
2. | Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования | 2 |
3. | Основные, криминологические характеристики преступности несовершеннолетних | 4 |
3.1. | Состояние преступности несовершеннолетних | 4 |
3.2. | Территориальные различия преступности несовершеннолетних | 5 |
3.3. | Динамика структурных, мотивационных и иных криминологически значимых характеристик преступлений несовершеннолетних | 6 |
4. | Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников | 9 |
4.1. | Статистические данные личностной характеристики несовершеннолетних преступников | 13 |
5. | Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних | 14 |
6. | Предупреждение преступности несовершеннолетних | 18 |
7. | Заключение | 23 |
8. | Литература | 23 |
1. Введение
Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточна специфична _ касается судеб подрастающего поколения. От того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широко - нравственный климат в обществе.
В целом состояние преступности несовершеннолетних можно оценить как неблагоприятное, темпы роста преступности несовершенно летних в семь раз превышает темпы роста населения в данной возрастной группе. Преступность несовершеннолетних растет более быстрыми темпами по сравнению с преступностью в целом: коэффициент преступности за двадцать последних лет вырос более чем в два раза. Увеличилось число повторно совершивших преступления: за пятнадцать лет на треть. Увеличилось число осужденных женского пола - на треть.
При росте преступности несовершеннолетних снижается доля лиц, реально отбывающих наказание. Более половины несовершеннолетних освобождается от уголовной ответственности на стадии предварительного следствия. Судами освобождается от уголовной ответственности и наказания 15-20% обвиняемых. Из числа осуждаемых около половины получают отсрочку исполнения приговора. Эти данные свидетельствуют, что уголовная юстиция достаточно гуманна в отношении несовершеннолетних преступников, признает особую роль подрастающего поколения в жизни общества, учитывает специфику детерминации поведения несовершеннолетних.
В своей работе я постараюсь раскрыть криминологическую характеристику и особенности личности несовершеннолетних преступников и меры по ее предупреждению.
2. Преступность несовершеннолетних - как объект криминологического исследования
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, изменчивость социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.
Однако самым главным для выделения преступности несовершеннолетних в самостоятельный объект исследования является то, что криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних предопределена самой формулой закона, которая в отдельной главе Уголовного кодекса РФ закрепила особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установила возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу преступников. При этом, если учитывать, что ее нижние границы — 14 лет и верхние — 18 лет носят в определенной степени условный характер, хотя и связаны с требованиями возрастной психологии и уголовной политики, а также с тем, что до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетние совершают значительно большее — в 4-5 раз — число общественно опасных действий, аналогичных по объективной стороне уголовно наказуемым действиям, то понятно, насколько значительны сложности при изучении состояния, тенденций и генезиса преступности несовершеннолетних, изучении личности преступника, при разработке применительно к этой возрастной группе лиц мер профилактики и уголовно-правового реагирования.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.
Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.
Все это вместе обусловливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних как относительно самостоятельного феномена, проработки мер по ее предупреждению. Речь в данном случае идет об особенностях подхода, а не об особом подходе, изолирующем изучение преступности несовершеннолетних от изучения других ее видов. Именно поэтому в предмет изучения преступности несовершеннолетних криминологами обязательно включаются вопросы о ее месте во всей преступности, о соотношении преступности молодежи и взрослых (в том числе о влиянии возраста начала преступной деятельности на рецидив, о влиянии взрослых преступников на несовершеннолетних и т. п.).
Вот почему представляется нецелесообразным употребление термина "криминология несовершеннолетних", как бы выделяющего проблемы этой преступности из единой науки криминологии.
В методологическом отношении неправильно также сравнивать показатели преступности несовершеннолетних и всей преступности, как будто речь идет о самостоятельных явлениях. Фактически в этом случае осуществляется сравнение части и целого, включающего эту часть. Сравнение необходимо вести по принципу "часть с частью", выделяя показатели групп различной криминальной активности: в среде несовершеннолетних, молодых взрослых (18—21 год) и более старших возрастных контингентов.
3. Основные криминологические характеристики преступности несовершеннолетних
3.1. Состояние преступности несовершеннолетних
В настоящее время накоплен значительный статистический материал о преступности несовершеннолетних, в основном отработана методика его анализа. Но необходимо заметить, что основной статистический материал в литературе приходится на 1990-1996 гг.
Все это позволяет оценивать достаточно реально состояние преступности несовершеннолетних, ее количественные и качественные (структурные и иные) изменения даже при условии определенной неполноты, а иногда и недостоверности данных, характеризующих изменение преступности по отдельным регионам страны, применительно к отдельным контингентам лиц, различным составам преступлений.
В целом по Российской Федерации уголовная статистика постоянно до 1990 года фиксировала тенденцию относительно плавного роста преступности несовершеннолетних по числу выявленных лиц, совершивших преступления, в среднем на 11— 12% каждые пять лет. Начиная с 1991 года данная тенденция существенно изменилась. Прирост числа зарегистрированных несовершеннолетних, совершивших преступления, только за период 1991—1995 годов составил 43 %, а за 1996-2000 составил 76,8 % (см. таблицу).
В 1999 году было выявлено 325 140 несовершеннолетних преступников, что в 4,1 раза больше, чем в 1966 году, и на 71 % больше, чем в 1985 году.
Динамика преступности несовершеннолетних в Российской Федерации в 1966—2000 гг.
Временные периоды (годы) | Среднегодовое число несовершеннолетних, совершивших преступления (тыс. чел.) | Изменения к предшествующему периоду (в %) |
1966—1970 | 81,1 | |
1971—1975 | 90,1 | +11,1 |
1976—1980 | 104,7 | +11,6 |
1981—1985 | 110,8 | +10,6 |
1986—1990 | 134,3 | +12,1 |
1991—1995 | 192,0 | +43 |
1996— 2000 | 268,8 | + 76,8 |
Тенденция значительного роста преступности несовершеннолетних еще более наглядно проявляется по числу совершаемых ими преступлений. В 1999 году в Российской Федерации зарегистрировано 325 140 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что в 10,5 раз больше по сравнению с 1961 годом (год, с которого ведутся постоянные статистические наблюдения по относительно стабильным показателям). Это больше, чем совершалось ими преступлений ежегодно по всему бывшему Союзу ССР в период 1985—1990 годов. По сравнению с 1985 годом в 1999 году несовершеннолетние совершили больше преступлений на 71 %.
В настоящее время несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. В 1999 году из каждых 10 тыс. подростков в возрасте 14—17 лет совершали преступления 333 человека против 238 человек в 1995 году.
Тенденцию значительного роста количества преступлений несовершеннолетних я вижу в неправильной системе учета преступлений Генеральной прокуратурой РФ. Так, до 1999 года учет количества преступлений исчислялся по количеству совершенных преступлений, а начиная с 2000 года по количеству эпизодов совершенного преступления.
3.2. Территориальные различия преступности несовершеннолетних
Анализ территориального распределения преступности несовершеннолетних обнаруживает долговременную устойчивость ряда важных в криминологическом отношении тенденций.
В границах Российской Федерации и ее субъектов все годы, охваченные статистическим наблюдением, фиксируются значительные и весьма устойчивые в количественном выражении различия в уровне преступности между отдельными регионами (республиками, краями, областями).
Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Тыва, Хабаровском крае, Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300—500 преступников на 10 тыс. населения в возрасте 14—17 лет). Самые низкие показатели в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия — Алания (75—90 преступников). Разница в уровне преступности несовершеннолетних между этими группами регионов достигает 5—7 раз. Причем любые изменения, будь то годовые колебания, устойчивая тенденция роста или снижения, фиксируемые в статистике на протяжении многих лет в перечисленных регионах, как правило, не влияют сколько-нибудь существенно на эти количественные различия.
В 1999 году замечен значительный рост подростковой преступности в Республике Алтай, Владимирской, Костромской, Сахалинской, Челябинской, Читинской, Ярославской областях. Устойчивая тенденция непрекращающегося роста преступности несовершеннолетних, в первую очередь в регионах с наивысшей преступной активностью данного контингента, дает основание предполагать, что именно в этих территориях достигнут тот критический уровень преступности, когда остановить рост его обычными средствами (по их масштабам, формам, методам применения) невозможно.
При анализе территориальных различий в уровне преступности всегда фиксируется тот факт, что крупные промышленные центры, портовые и курортные города имеют, как правило, самые высокие показатели преступности несовершеннолетних. Сравнивая преступность несовершеннолетних в сельских районах и городах, исследователи все чаще отмечают сходство основных ее как качественных, так и количественных характеристик.
Криминологами выявлена устойчивая зависимость между уровнем преступности несовершеннолетних и такими показателями, характеризующими регион, как удельный вес и общая численность детей и подростков в населении; доля трудоспособных несовершеннолетних, но не работающих и не учащихся; высокая концентрация беженцев и вынужденных переселенцев; лиц судимых, бытовых правонарушителей (пьяниц и хулиганов и т. д.); лиц, состоящих на различных медицинских учетах (алкоголиков, психически больных и др.).
Наиболее тесная зависимость установлена между региональными различиями в преступности несовершеннолетних и распространенностью распавшихся родительских семей. Именно по этому показателю наблюдается почти полное совпадение регионов с наименьшим и наибольшим уровнем подростковой преступности, с регионами, имеющими аналогичные по численности уровни разведенных и разошедшихся семейных пар.
Это дает основания реально рассматривать показатели семейного неблагополучия в самом широком социальном смысле определения соответствующих семей, в качестве основного при выборе приоритетных направлений воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними.
3.3. Динамика структурных, мотивационных и иных криминологически значимых характеристик преступлений несовершеннолетних
Наиболее распространенным в криминологии является структурный анализ преступности несовершеннолетних, проводимый по таким видам преступлений, как умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои, грабежи, кражи, хулиганство.
Статистические данные правоохранительных органов свидетельствуют, что за счет постоянного сокращения в течение длительного периода времени умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев и хулиганств, их совокупный удельный вес в общей структуре преступности несовершеннолетних снизился с 30% в период 1966—1970 годов до 11% в период 1986—1990 годов, т. е. почти в 3 раза. Однако начиная с 1991 года именно по этим видам преступлений наметился наиболее интенсивный рост.
В абсолютных данных за 1995 год несовершеннолетние совершили 27459 общественно-опасных деяний, а в 1999 году – 106188, что в 3,8 раз больше предыдущего показателя.
Множатся факты завладения и применения огнестрельного оружия, сопротивления и злостного неповиновения законным требованиям работников милиции. Возрастает вовлечение несовершеннолетних в сферу межнациональных конфликтов, что стимулируется деятельностью экстремистских национально-патриотических и шовинистически настроенных организаций и движений.
В среде несовершеннолетних все больше распространяются такие виды преступлений, которые ранее были присущи в основном взрослым, — торговля оружием и наркотиками; притоносодержательство и сутенерство; разбойные нападения на предпринимателей и иностранцев; посягательство на жизнь и здоровье с использованием пыток, другие жестокие способы обращения; мошеннические действия с валютой и ценными бумагами; компьютерные преступления; торговля краденым; рэкет в своей среде; участие в насильственном перераспределении дефицитных товаров.
Все это позволяет сделать вывод, что рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, отражаемый статистикой, — это реальный факт, а не результат активизации деятельности правоохранительных органов, как часто пытаются объяснить его заинтересованные ведомства и исследователи, их обслуживающие. Больше того, есть основания утверждать, что сведения официальной статистики с каждым годом все меньше соответствуют картине действительного роста преступности. Это происходит, во-первых, за счет уменьшения информированности правоохранительных органов о совершаемых преступлениях. Ввиду слабой эффективности их деятельности, царящего в отдельных регионах страны правового беспредела в милицию все реже поступают сообщения даже о тяжких преступлениях против жизни и здоровья как от потерпевших, так и от медицинских учреждений и иных организаций, располагающих соответствующими сведениями. Во-вторых, и это главное, ввиду существенного снижения реальных возможностей правоохранительных органов справляться в установленном законом порядке с постоянно возрастающим объемом необходимой работы по борьбе с совершаемыми в стране преступлениями.
С точки зрения криминологической оценки происходящего важно ответить на вопрос, каково действительное соотношение в последние годы насильственной и корыстной преступности несовершеннолетних, какие реально происходили здесь мотивационные изменения. Учитывая, что статистика не фиксирует мотивы совершения преступлений, мотивационное структурирование можно представить более или менее точно лишь по результатам выборочных исследований. Установлено, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем-четвертом случае. В остальных — это мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием. Есть данные о все возрастающей распространенности корыстных мотивов при совершении убийств, причинении телесных повреждений (с 15—20% в 80-е годы до 25—40% в период 1995—1999 годов).
Результаты выборочных исследований позволяют также сделать вывод, что корыстная мотивация преступлений, совершаемых несовершеннолетними, за последние годы присутствует практически если не по всем, то по абсолютному большинству составов, ее реальный удельный вес по сравнению с мотивацией иного порядка в настоящее время самый высокий. Он достигает 35—45%.
Основными предметами удовлетворения корыстных мотивов все чаще становятся различного вида импортная и отечественная техника (автомашины, видеомагнитофоны, радио- и фототовары) — до 60%; валюта, ценные бумаги, деньги, золото, серебро, драгоценности — более 20%; дефицитная модная одежда — до 15%.
Реальный рост корыстной направленности в преступности подтверждается и динамикой конкретных видов корыстных преступлений, их значительным увеличением, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых условий.
Преступность несовершеннолетних всегда носила преимущественно групповой характер. Доля групповых преступлений совершаемых несовершеннолетними, примерно в 1,5—5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 до 80% в структуре всей преступности несовершеннолетних (в зависимости от видов преступлений, их территориального распределения и т. д.).
В силу возрастных, психологических и иных личностных особенностей групповое поведение как позитивного, так и негативного характера — это норма для несовершеннолетних, а не отклонение от нее.
Стойкое единоличное совершение активных действий со стороны подростка, особенно если они носят противоправный, асоциальный характер, также представляет высокую общественную опасность для общества (по дерзости, изощренности, подготовленности). Если оценивать такое поведение с позиций борьбы с преступностью, то до определенных пределов единоличное совершение преступлений во многом труднее, чем групповое, поддается и выявлению, и фиксации, что часто не позволяет реально видеть и знать, с кем и как бороться.
Однако негативные социальные последствия, которые реально переживает общество в результате противоправных действий, совершаемых группой несовершеннолетних, безусловно, более значительны, чем последствия от действий преступника-одиночки. Повышенная импульсивность, жестокость, интенсивность и ситуативность групповых преступлений, совершаемых подростками, достаточно часто существенно отягощают последствия таких преступлений, часто доводят их до уровня более высокого в сравнении с тем, который наблюдается даже в результате противоправных действий взрослого населения.
В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Примерно три пятых таких групп имеют разновозрастной смешанный характер участников, что усиливает ориентацию их на длительную деятельность такого рода, способствует ее интенсификации, отягощению мотивации, повышению дерзости и упорства.
Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей. Наблюдается процесс все более массового вовлечения несовершеннолетних в структуры теневой экономики и организованной преступности. Лидеры организованной преступности охотно вводят в зону своего влияния подростков, следят за их профессиональным преступным формированием и ростом.
4. Особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников
Обращение к характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет своей задачей определение качеств и свойств, отличающих совершивших преступление от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступное поведение, безосновательно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь относительно небольшая ее часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.
Значение отмеченного выше в профилактической деятельности чрезвычайно велико: присущие «трудному» возрасту характеристики личности и поведения не исчезают сами по себе, по мере перехода в другую возрастную группу. Негативные личностные проявления в подростковом и юношеском возрасте требуют воспитательного и перевоспитывающего воздействия. При этом они еще не столь устойчивы, не переросли, как правило, в личностные установки и легче, чем в более зрелом возрасте, могут быть изменены при соответствующем воспитательном и социализирующем воздействии.
Социально-демографические особенности. Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное омоложение преступности несовершеннолетних, доля 16—17-летних составляет около 2/3 от числа подростков, осужденных за совершение преступлений. Однако этот показатель не должен рассматриваться как ориентирующий сосредоточение предупредительной деятельности именно на старших несовершеннолетних. Недостатки в нравственном, правовом воспитании, профилактике правонарушений детей и младших подростков детерминируют, наряду с другими факторами, повышенную распространенность правонарушений уголовно-правовых норм в юношеской группе несовершеннолетних.
Доля лиц женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних сравнительно невысока: по данным МВД РФ, она составляет около 8%. Неслучайно поэтому на практике преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как проблема юношеской преступности. Однако выборочные исследования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших преступления; в ряде регионов она достигает показателей, близких к доле женской преступности (до 15 - 20%). Причем несовершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участницами хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исключительно из лиц женского пола.
Особенности преступности несовершеннолетних женского пола пока не нашли достаточного отражения в организации профилактики. Между тем личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами, они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.
Принципиально различается распространенность преступлений в группах несовершеннолетних, выделенных по роду занятий: среди учащихся школ она ниже примерно в 3,5 - 4 раза, чем среди обучающихся в ПТУ; примерно в 10 раз — чем среди работающих несовершеннолетних. Наивысшей преступной активностью характеризуется группа неработающих и неучащихся, где преступления совершаются примерно каждым пятым. «Вклад» этой группы в преступность несовершеннолетних в настоящее время уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом.
Исследования показывают, что именно неработающие и неучащиеся подростки обычно связаны с криминальной средой. Ими совершается значительная часть тяжких, предумышленных преступлений несовершеннолетних; признанные до достижения 18 лет хроническими алкоголиками и наркоманами лица, как правило, нигде не работали и не учились. Вероятно, именно криминологический аспект проблемы незанятости несовершеннолетних способен привлечь к ней в ближайшее время серьезное внимание общества. Сегодня же можно отметить чрезвычайно высокую латентность, практическое отсутствие взаимного обмена информацией по этому вопросу между субъектами воспитания и профилактики, низкую эффективность мер социальной помощи, контроля и предупреждения правонарушений среди неучащихся и неработающих подростков.
Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и работы в профилактическом отношении положительна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитательных возможностей семьи, оказание помощи родителям (как и применение к ним в необходимых случаях предусмотренных законом мер воздействия) значения никак не утрачивают.
В последние годы доля воспитывающихся в неполных семьях среди совершивших преступления сокращается, приближаясь к общестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое «семейное неблагополучие» — недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к воспитательным обязанностям со стороны родителей или заменяющих их лиц.
Особенности семейной ситуации, условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся в детских домах, интернатах, у родственников-опекунов, весьма специфичны. Профилактические достижения практики в отношении этих групп более чем скромны, в то время как распространенность преступности намного превышает общую среди несовершеннолетних. Так, по данным Прокуратуры РФ, в течение первого года после выхода из детского дома преступления совершают около 20% их воспитанников. В теоретическом плане проблема предупреждения преступности несовершеннолетних, проживающих вне родительской семьи, также пока ожидает своих исследователей.
Особенности нравственно-психологической характеристики позволяют определить типовые направления коррекции личности, содержание мер профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних. Несовершеннолетние, совершившие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспевающими. Однако исследования показывают, что причина обычно не в ограниченных возможностях усвоения учебного материала, а в отсутствии заинтересованности в получении образования или профессиональной подготовки. Для подростков правонарушающего поведения они не являются значимыми субъективно: отсутствуют, как правило, и планы на будущее, обусловливающие стремление получить образование и специальность их законопослушными сверстниками.
Субъективно более значимой сферой для несовершеннолетних правонарушителей является досуговая, соответственно связанная с ней деятельность оказывает более существенное формирующее воздействие на личность, чем в нормотипе. При этом содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности. Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга. Чтению, например, уделяют часть свободного времени около 2/3 законопослушных и менее 10% правонарушителей; техническому творчеству, музыке, спорту — соответственно около 70% и 15 - 20%. Типична и неустойчивость интересов: даже занятие спортом, наиболее популярная из социально одобряемых форм досуговой деятельности среди несовершеннолетних правонарушителей, имеет для них лишь кратковременную привлекательность. Видимо, и экономические проблемы последних лет сократили объем посещения несовершеннолетними кино, дискотек, спортивных секций. Выборочные данные показывают, что бесцельное времяпрепровождение в кругу сверстников, часто связанное с потреблением спиртных напитков, не только сохраняет приоритет, но поглощает почти все свободное время. «Тусуемся» — так определили наиболее популярный вид досуга опрошенные несовершеннолетние рассматриваемой группы. Предшествующий совершению преступления опыт правонарушающего поведения обычно связан с бессодержательностью досуга, праздностью. Исследования указывают на их высокую распространенность (до 70-80% совершивших впоследствии преступления). Таким образом, механизм развития социально-негативной ориентации личности формируется у несовершеннолетних обычно не от внутренней потребности к определенным формам деятельности, а в обратном порядке: фактическое времяпрепровождение закрепляется в привычку, что формирует соответствующие потребности.
Исследования отмечают у несовершеннолетних правонарушителей развитость таких негативных свойств, как грубость, озлобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсутствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельствующее о нравственной деформации личности в целом.
Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. Максимальное использование положительного личностного потенциала необходимо и для достижения целей перевоспитания. К нравственно-положительным качествам, отмечаемым исследованиями у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с обычными сверстниками.
Отклонения от нормы в психическом развитии отмечаются среди правонарушителей в несколько раз чаще, чем в возрастной группе в целом. Среди подростков правонарушающего поведения преобладают лица с психопатическими чертами личности, задержкой в умственном развитии, страдающие неврозами, а не с тяжелыми и стойкими заболеваниями нервной системы. Значительная часть заболеваний связана с неблагоприятными условиями жизни и воспитания либо существенно усугублена ими. Согласно данным медицинских и криминологических исследований, в целом психические аномалии не предопределяют расположенность к правонарушающему поведению конкретных видов, они скорее являются основой для социально-психологической деформации личности. Хотя на индивидуальном уровне конфликтность, импульсивность поведения, связанные с заболеванием, могут иметь и решающее значение в совершении преступления.
Для профилактики существенным является следующее обстоятельство: отклонение от нормы в психическом развитии в пределах вменяемости у несовершеннолетних правонарушителей часто остается латентным и устанавливается лишь экспертной оценкой после привлечения к уголовной ответственности. Соответственно до этого к подросткам применяются обычные меры воспитания и предупреждения, которые в связи с заболеванием в принципе не могут быть достаточно эффективны без соответствующего медико-психологического дополнения. Отклонения от нормы в психическом развитии, в том числе и не исключающие вменяемости, становятся в настоящее время более распространенными, поэтому в индивидуально-предупредительной деятельности как минимум необходимо учитывать их повышенную вероятность, что требует наряду с общими и специальных мер. На уровне регионов отмеченное актуализирует не только проблемы развития психолого-психиатрических служб, но и взаимодействие с ними субъектов профилактики.
В силу специфики условий формирования личности и собственной социальной практики дефекты правового сознания у совершивших преступления несовершеннолетних более распространены и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Наиболее характерным является расхождение между известными им правовыми установлениями и собственным отношением к требованиям закона, к практике правового поведения. Так, большинство совершивших преступления подростков полагают допустимым нарушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего поведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.
Неодобряемые обществом образцы поведения, негативные качества личности выражены у совершивших преступления в различной степени и достаточно многообразны. Информация о распространенности отдельных типов правонарушителей имеет важное значение для организации и проведения профилактической деятельности различных уровней.
Традиционная для учебной литературы по криминологии типология несовершеннолетних преступников выделяет 4 различных по глубине деформации личности типа:
— совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, легкомыслия, вопреки общей положительной направленности личности;
— совершившие преступление в результате попадания в соответствующую ситуацию, что обусловлено неустойчивостью общей направленности личности;
— совершившие преступление в результате преобладающей отрицательной личностной направленности, не достигшей уровня устойчивой общей антисоциальной направленности личности (ранее совершавшие проступки, правонарушения);
— совершившие преступления в результате относительно устойчивой антиобщественной направленности личности (ранее совершавшие преступления).
Сопоставление данных последних лет с ранее приводившимися указывает на увеличение доли лиц, относимых к двум последним типам, и сокращение среди несовершеннолетних «случайных» преступников. Это свидетельствует об углублении криминогенной деформации личности несовершеннолетних преступников, а также подтверждает возрастающее значение профилактической деятельности, направленной на коррекцию личности несовершеннолетних.
4.1. Статистические данные личностной характеристики несовершеннолетних преступников
Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90—95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающей в соответствующих регионах страны (48—52%). Доля девушек, совершающих преступления (4—10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении. В 1995 году преступления совершили 17 913 девушек, что составило 8,6 % в общем числе несовершеннолетних преступников. В 1999 году – 53622 девушки (8 %).
Существенно также и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3—4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.
По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах милиции, всегда примерно в 2—2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления.
На протяжении ряда лет наблюдался рост удельного веса среди 14—15-летних: с 19% в период 1966—1970 годов, 33,2% в 1995 году до 44,1 % в 1999 году.
Многие годы криминологами постоянно фиксировались значительные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от рода их занятий. В настоящее время все интенсивнее идет процесс заметного сближения почти всех социальных и профессиональных категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. С криминологической точки зрения важен тот факт, что сближение различных групп и контингентов происходит в основном за счет опережающего возрастания числа преступных проявлений, учитываемых статистикой применительно к школьникам и другим категориям учащихся. Наиболее криминально активными являются, как и в прежние годы, подростки без постоянного источника дохода (не работающие и не учащиеся).
5. Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями. Эти особенности определяются тем, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних:
создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых федеральных и региональных программ оказания социальной, экономической и иной необходимой помощи семье и детям, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;
имеет самостоятельную законодательную основу — комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний, осуществления борьбы с безнадзорностью и преступностью;
обеспечивается деятельностью специализированной системы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий. Деятельность эта постоянно координируется как на федеральном, так и на региональных уровнях. Она опирается на необходимую информационно-аналитическую базу и обеспечивается в материально-техническом отношении бюджетным финансированием.
Наличие особенностей в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних связано также со спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних, как возрастной группы населения, наиболее остро испытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше причин преступности, а также личностных качеств несовершеннолетних правонарушителей.
Борьба с преступлениями несовершеннолетних планируется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитательных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры призваны предупреждать противоправное поведение несовершеннолетних, пресекать их преступные действия, а также предупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и подростков с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Концептуальные основы и конкретные меры по решению возникающих в этой связи проблем определены в многочисленных документах, утвержденных Президентом и Правительством РФ. В их числе: "Основные направления государственной семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года", Постановления Правительства РФ от 23 августа 1993 г. "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" и от 13 января 1996 г. "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995—1997 гг.".
В 1994 году разработана и начала реализовываться федеральная президентская программа "Дети России", в 1996 году одобрена Правительством РФ федеральная программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей", предусматривающие комплексные меры социальной и экономической защиты детей.
Непосредственно, в настоящее время, на решение проблем борьбы с преступностью несовершеннолетних нацелены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 "О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 мая 1999 г.), Федеральной целевой программой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.» (утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625), Законом г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве", Указанием Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 21, 25 августа 1997 г. №№ 53/21, 1/12597 "О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних" и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью".
Принятие перечисленных документов реально способствовало началу процесса интенсивного перехода функций предупреждения преступности несовершеннолетних от правоохранительных и, прежде всего, милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслуживание детей и подростков, защиту, их прав и законных интересов.
В 1995—1996 годах в Российской Федерации действовало 991 учреждение социального обслуживания семьи и детей, в том числе 92 центра социальной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 88 центров психологической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону. Помощь семье оказывали и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это 150 приютов, 58 социально-реабилитационных центров, 25 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Для решения проблем устройства детей и подростков, лишившихся родительского попечения, была развернута сеть семейных детских домов (в 1995 году их насчитывалось 347), созданы специальные центры для оказания им необходимой помощи. Семейный кодекс РФ законодательно определил также возможности для помещения таких детей в приемные семьи.
Создана сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в обычной школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют нормального контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к группе риска. Кроме того, открыты и специальные (коррекционные) учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния.
Большинство этих учреждений действуют в республиканских, краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и созданы комитетами по делам семьи и молодежи, органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел. В их работе участвуют общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели, религиозные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширять материальные, кадровые и финансовые возможности этих учреждений, сконцентрировать усилия на решении наиболее актуальных проблем социальной защиты несовершеннолетних.
Развитию сети этих учреждений все большее внимание уделяют федеральные и региональные структуры власти и управления в области семейной политики. К их числу можно отнести Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, Комитет по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, Департамент проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения РФ, а также структурные подразделения федеральных министерств и ведомств социальной направленности, занимающиеся вопросами образования, воспитания, охраны здоровья, отдыха, культуры, бытового обслуживания и обеспечивающие выполнение семьей ее репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и других важнейших функций. Однако число этих учреждений явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их созданию мешают как межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников, других специалистов по работе с несовершеннолетними правонарушителями, так и недостаток необходимых бюджетных средств.
Сдерживают процессы дальнейшего развития и совершенствования сети данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семьи и детей неразвитость нормативно-правовой базы, недостаточность научно-методического обеспечения. Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны многих руководителей местных органов власти и управления.
Все это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.
Чтобы поправить сложившееся положение, Правительство РФ проводит в последнее время ряд мер, направленных на совершенствование государственной системы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Вновь возобновили свою профилактическую деятельность комиссии по делам несовершеннолетних. По данным, полученным из 80 регионов России, в настоящее время при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления функционирует около 3000 таких комиссий. Для координации действий министерств и ведомств РФ по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Проводимая ею работа направлена прежде всего на переориентацию низовых комиссий от применения преимущественно административного воздействия на правонарушителей к осуществлению контроля за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних.
В законопроектах, подготовленных с целью совершенствования деятельности этих комиссий, предполагается их реорганизация в комиссии по защите прав несовершеннолетних. Разработан также законопроект об учреждении на всех территориях Российской Федерации должности уполномоченного по правам детей.
В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне прорабатывается вопрос о создании ювенальной юстиции, которая бы включала в себя сеть правоохранных социальных служб для несовершеннолетних и специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В системе органов внутренних дел проведена реорганизация приемников-распределителей для несовершеннолетних. На их основе созданы центры временной изоляции для детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния. В районах и городах при отделах внутренних дел вместо ранее действовавших инспекций по делам несовершеннолетних созданы отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Они в основном сосредоточили свою деятельность на подростках, совершивших правонарушения, передав не свойственные им функции ранней профилактики органам социальной защиты.
Постепенно идет реформирование уголовно-исполнительной системы. Несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания, на трудовой отпуск за пределами исправительного учреждения, на телефонные разговоры с родственниками, на право проживания вне территории и др. Однако соответствующие изменения, внесенные в законодательство и свидетельствующие о начале процесса гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы, на практике плохо реализуются по финансово-экономическим причинам. До начала 1996 года лишь в 39 воспитательно-трудовых колониях (из 61) удалось оборудовать помещения для длительных свиданий с родственниками, всего в 5 созданы профилактории для проведения воспитанниками отпусков. В итоге расширение прав осужденных без возможности их практической реализации может иметь отрицательные последствия, способствовать рецидиву их противоправного поведения.
Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний. Справиться с этой проблемой не удается многие годы прежде всего в силу того, что среди покидающих эти учреждения почти половина — сироты и подростки, лишившиеся родительского попечения. Их никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практически неразрешимой стала и проблема их трудоустройства. Федеральные и региональные службы занятости населения уклоняются от работы с этой категорией подростков.
6. Предупреждение преступности несовершеннолетних
Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (в первую очередь, микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера, предупредительной деятельности в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно.
Практика же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной организации предупреждения правонарушающего поведения и преступности в отношении не достигших совершеннолетия лиц.
Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних.
Общесоциальные меры. К значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся не только те экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение к рассматриваемой возрастной группе (такие как льготные условия трудоустройства молодежи, установление всеобщности обязательного обучения детей и подростков), но и меры, опосредованно достигающие этого эффекта, создающие условия для формирования молодого поколения (например, меры, предусмотренные «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ»). Выдвижение преступности в среде молодежи в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой возрастной группы.
Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на субъектов, совершивших преступления либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы влияния микросреды формирования личности. Комплекс мер специально-предупредительного уровня предусматривают, например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости.
Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.
Третья группа — это меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель — перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительными органами. При этом усилия субъектов предупреждения в основном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.
Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общего уровня призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом. Меры, реализуемые в регионах, учитывают местную специфику характеристик преступности несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи. Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков правонарушителей.
Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного лица. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику его жизненных обстоятельств. Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они ни стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.
Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:
1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности;
2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;
3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста. Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. Среди множества субъектов такого рода особо следует выделить учебно-воспитательные учреждения (школы, ПТУ и т. д.), осуществляющие предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и подростков. Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием проблем пока еще очень много. Отметим лишь отсутствие соответствующей нормативной базы, типичность слабого взаимодействия с другими, прежде всего со специализированным субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. и прилагаемое к нему «Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений» предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделений-служб МВД. Подразделениям уголовного розыска — выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности — пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции); следствию и дознанию — обеспечение предварительного расследования по делам несовершеннолетних, выступление с соответствующей информацией в печати, перед трудовыми, учебными коллективами и т. д. Поскольку преступность несовершеннолетних является одним из существенных элементов преступности в целом, ее структура, динамика, уровень рассматриваются, согласно этому приказу, как один из критериев оценки деятельности органов внутренних дел.
В 3-ю группу — группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, входят такие как комиссии по делам несовершеннолетних, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно: если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями, то ВТК призваны обеспечивать предупреждение рецидива.
Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет общегосударственную нормативную основу, регулируется и ведомственными актами, однако большинство из них было принято по сути в другую историческую эпоху, не основывается на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков. Так, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967г.; позже изменялось и дополнялось. Они создавались прежде всего как территориальные органы координации профилактики и правового воспитания. Впоследствии основное содержание их деятельности по преимуществу стало сводиться к применению в отношении несовершеннолетних принудительных воспитательных мер; другие функции либо частично компенсировались иными субъектами, либо оставались нереализованными, причем преимущественно по объективным обстоятельствам. Однако и в современных условиях, когда очевидна неконституционность внесудебного применения мер, связанных с серьезными правоограничениями, без гарантии права на защиту, необходимость в обеспечении взаимодействия субъектов профилактики в регионах, помощи учебно-воспитательным учреждениям в организации предупреждения и ряд других функций комиссий значения не утрачивают. Переход профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается.
Права и обязанности подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (бывшие ИДН), выполняемые ими функции регламентируются Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 15 февраля 1977 г. (с последующими изменениями). Ведомственную нормативную основу составляют Приказ МВД СССР № 180 от 18 августа 1988г. «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних» и уже упоминавшийся Приказ № 390 от 6 августа 1993 г. Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних строится по территориальному принципу, она связана прежде всего с предупреждением рецидива и собственно профилактическим направлением, включает в себя также раннее предупреждение, пресечение антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений подростков и детей.
Ни одному из прочих субъектов профилактики, правонарушающего поведения несовершеннолетних не вменяется столь значительный объем, такое многообразие функций. Несмотря на общеизвестные недостатки, очевидность несовершенства «ведомственной» профилактики, на практике при ослаблении работы других субъектов, дублировании функций, их выполнение обычно становится задачей именно профессионалов, чрезвычайная многоплановость деятельности которых не может не отразиться на ее качественной стороне.
Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.
7. Заключение
Для криминологии важность изучения преступности несовершеннолетних обуславливается тем, что она является резервом всей преступности. Установлено, что чем в более раннем возрасте человек совершил преступление, тем выше вероятность того, что он совершит новое преступление. Более двух третей рецидивистов совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому увеличение доли преступлений несовершеннолетних в общей структуре преступности рассматривается как ухудшение характера преступности.
8. Литература
1.Академия МВД. «Криминология». Санкт-Петербург, 1998 г.
2.Миновский Г.Н. «Криминология». Москва, 1994 г.
3.Долгова А.И. «Энциклопедия наук криминального цикла». Москва, 1999г.
4.Академия управления МВД. «Сведения о преступлениях совершенными несовершеннолетними в 1996-1999гг.». Москва,2000 г.
5. Постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей".
6. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995—1997 гг.".
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
8. Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 646 "О Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 4 мая 1999 г.).
9. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2002 гг.».
10. Закон г. Москвы от 7 апреля 1999 г. № 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве".
11. Указание Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 21, 25 августа 1997 г. №№ 53/21, 1/12597 "О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних".
12 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью".