Содержание
Введение
1. Понятие и предмет налогового права
2. Правовое регулирование отношений по взиманию налогов и сборов
3. Система налогового права
Заключение
Литература
Введение
Проводимые в России экономические преобразования неразрывно связаны с налоговой реформой. Именно в налогах находит свое наиболее значимое выражение экономическая политика государства. Именно потому налоги стали предметом изучения и ожесточенных дискуссий в самых широких слоях общества.
Налоги служат механизмом воздействия на общественное производство, его структуру, динамику. Налогами можно стимулировать, или наоборот, ограничить деловую активность и, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных, местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через их расходную часть.
Налоги всегда были и остаются одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В связи с этим, знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования, является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Налоги являются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служат материальной основой исполнения общих дел по поддержанию порядка внутри государства, реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержанию управленческого аппарата и др.
В налогах отражаются отношения собственности, та сфера производственных отношений, где сталкиваются и, так или иначе, разрешаются различные экономические интересы: государственные, коллективные и индивидуальные. Формирование концепции рациональной налоговой системы позволяет найти точку взаимного сочетания этих интересов, сгладить антагонизм между ними.
Целью данной контрольной работы является изучение места и роли налогового права в системе российского права.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
– дать общую характеристику налогового права, определить его предмет – те общественные отношения, которые оно регулирует;
– выявить особенности действующего российского налогового права;
– изучить основные источники налогового права – федеральное налоговое законодательство; региональное налоговое законодательство; муниципальные налоговые акты;
– дать понятие системы налогового права, которая состоит из общей и особенной части;
– выяснить, что представляет собой налоговая система Российской Федерации: дать определение налога и сбора, определить круг налогоплательщиков, основные элементы налогообложения, перечислить виды налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) установленные Налоговым Кодексом РФ.
1. Понятие и предмет налогового права
Вопрос о месте налогового права в отечественной системе права в настоящее время является дискуссионным. Определение места налогового права в системе российского права – это не только теоретическая проблема. Она имеет большое практическое значение, так как от правильного ее разрешения зависит полнота правового регулирования налогообложения, его законность и справедливость, защита прав и законных интересов налогоплательщиков, а это фактически все трудоспособное население страны.
Некоторые авторы выделяют налоговое право в самостоятельную отрасль права, основываясь на обособленности предмета и метода правового регулирования. Налоговые отношения своеобразны, их удельный вес в системе финансового права достаточно велик. В настоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов во главе с НК РФ.
Другие ученые, рассматривая налоговое право в качестве финансово-правого института, включают его в раздел финансового права, посвященный регулированию государственных доходов. Они определяют налоговое право как подотрасль финансового права со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как известно, основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования.
Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления1.
Налоговое право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством Российской Федерации на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие управленческой финансовой деятельности государства, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом налогового управления).
Налоговое право оказывает регулятивное воздействие на налоговые общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре внимания налогового права находятся общественные отношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализацией задач и функций налогообложения.
Налоговое право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления соответствующими субъектами исполнительной власти возложенных на них налоговых функций, т.е. практически реализующих принадлежащие им юридически-властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти.
Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом:
– отношения между субъектами государственной власти, находящимися на различных уровнях, и выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;
– отношения между государственными органами налогового регулирования и контроля и налогоплательщиками при определении экономической эффективности налогооблагаемой базы по конкретному виду налога;
– отношения между различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;
– отношения между налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов и др.
Действующее налоговое право имеет ряд особенностей:
1) Налогообложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц) является приоритетным направлением по налоговым изъятиям.
2) Достаточно высокий удельный вес (по сравнению с зарубежными странами) доли косвенных налогов и относительно более низкий – прямых.
3) Широкий перечень разнообразных льгот, установленных законодательством и направленных преимущественно на стимулирование производства.
4) Установление жестких санкций за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
5) Обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых органах с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации в налоговых органах.
6) Первоочередность направления средств, имеющихся у предприятий на счетах, на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.
7) Возможность для налогоплательщиков получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
2. Правовое регулирование отношений по взиманию налогов и сборов
Состав налогового законодательства включает:
1) федеральное налоговое законодательство;
2) региональное налоговое законодательство;
3) муниципальные налоговые акты.
Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях» и др.
Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).
Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).
Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления тоже ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.
Таким образом, налоговое законодательство РФ состоит исключительно из актов представительных органов власти.
Акты органов исполнительной власти (Правительство РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления) по вопросам налогообложения не включаются в состав налогового законодательства.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает, что Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах2.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
3. Система налогового права
Налоговое право как отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.
Нормы налогового права группируются в две части – Общую и Особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. №943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России.
Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в нормах части первой Налогового Кодекса РФ.
Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)3.
Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.
Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти – органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.
Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора4.
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности:
1) организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица;
2) обособленное подразделение организации – оно может образовываться в форме представительства и филиала;
3) физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
4) физические лица – налоговые резиденты РФ, – т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
5) индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Также должны быть определены элементы налогообложения:
1) объект налогообложения – им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;
2) налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;
3) налоговый период – под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога
4) налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.
В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень налогов и сборов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
К ним относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на доходы физических лиц;
– единый социальный налог;
– налог на прибыль организаций;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– водный налог;
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– государственная пошлина.
2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:
– налог на имущество организаций;
– налог на игорный бизнес;
– транспортный налог.
3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:
– земельный налог;
– налог на имущество физических лиц.
Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные налоговым кодексом.
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются:
– налоги на потребление (НДС, акцизы);
– налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги);
– налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).
В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.
Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают. К прямым относится, например, налог на наследование или дарение.
Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают (акцизы).
Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену.
Однако было, замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.5
Различаются также текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги; общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги; зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.
Все вышеперечисленное: совокупность налогов, сборов и платежей; законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации.
Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.
Заключение
Налоговое право – это отрасль правовой системы Российской Федерации регулирующая общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Правовое регулирование отношений по взиманию налогов и сборов осуществляется Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами (федеральное законодательство), законами субъектов РФ (региональное законодательство) и актами представительного органа местного самоуправления (муниципальные налоговые акты).
Налоговое право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, которые группируются в две части – общую и особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов РФ, права и обязанности участников налоговых отношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и др.).
Литература
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
2. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 416 с.
3. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Дело, 2004. – 400 с.
4. Козыренко А.Н. Система налогов и сборов России: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 264 с.
5. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 872 с.
6. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К», 2005. – 512 с.
7. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 635 с.
8. Тихомиров Ю.А. Введение в российское право. – М.: ООО «Городец – издат», 2003. – 656 с.
9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.
10. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 536 с.
1 Тихомиров Ю.А. Введение в российское право. – М.: ООО «Городец - издат», 2003. С. 535.
2 Ст. 4 Налогового Кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 27. 07. 2006 г. № 137-ФЗ).
3 Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.
4 Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 325.
5 Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – С.57.