Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Ирония — действенное средство художественной литературы

Ирония — действенное средство художественной литературы

Я никому не сделал в жизни зла.

Н. А. Некрасов

Ирония, от греческого «притворство, насмешка», достаточно распространенный в нашей литературной классике прием, используемый поэтами и писателями для осмеяния, а в конечном счете искоренения пороков общества и человека.

В 50-е годы XIX века, на начальном этапе творчества, Николай Алексеевич Некрасов довольно часто использовал этот художественный метод для того, чтобы в форме отрицания высмеять явления и характеры, достойные этого, подчеркнуть двойной смысл, где истинным будет не прямо высказываемый, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречий между ними, тем сильней ирония. В «Современной оде» ирония подчеркивается и названием стихотворения. Как известно, ода — хвалебная песнь. Так кому же «поет хвалу» автор?

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены

У сирот беззащитных и вдов.

В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,

Чтоб успеху делишек помочь,

И без умыслу с ним оставляешь ты

С глазу на глаз красавицу дочь.

Перед глазами читателей вырисовывается до боли знакомый портрет карьериста-выскочки, который идет к намеченной цели, не разбирая средств — все хороши на этом пути.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть:

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь!..

Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И — беру небеса во свидетели —

Уважаю тебя глубоко...

Ирония очевидна, ведь если бы автор говорил все это серьезно, он бы употреблял при этом более подходящее в русском языке местоимение «вы» и не был бы так беспощадно прямолинеен. «Колыбельная песня» относится к этому же ряду произведений, где явно виден второй план. Поэт говорит одно, а подразумевает совсем другое, и читатели это прекрасно понимают. Подзаголовок «Подражание Лермонтову» только подчеркивает данную позицию автора.

Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю... Подрастешь и мир крещеный

Скоро сам поймешь,

Купишь фрак темно-зеленый

И перо возьмешь.

Скажешь: «Я благонамерен,

За добро стою!»

Спи — твой путь грядущий верен!

Баюшки-баю.

Если в первых двух стихотворениях автор нам рассказывает о своих героях, выводя их в «антигерои», то в произведении «Нравственный человек» мы слышим самооценку самого действующего лица. Стихотворение написано в форме исповеди человека, достаточно уверенного в себе, живущего, по его убеждению, «безгрешно». Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. А перед читателем разворачивается совершенно иная картина. Жена от такого «благодетеля» сначала сбежала к любовнику, а потом «слегла в постель и умерла». В дружбе он тоже оказывается «высоконравственным человеком».

Приятель в срок мне долга не представил.

Закон приговорил его в тюрьму.

В ней умер он, не заплатив алтына,

Но я не злюсь... Я долг ему простил того ж числа.

С кем ни общается этот «безгрешный», все погибают, а он в полной уверенности, что

Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не делал зла.

Это двустишье повторяется в стихотворении рефреном, нагнетая авторскую иронию, переходящую в сарказм. Н. А. Некрасову подвластны любые темы, художественные методы. Он мог быть лиричен и суров, трагичен или бесшабашно весел, саркастически зол, но всегда из-под его пера выходили прекрасные стихотворения, составившие «золотой фонд» нашей великой литературы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Похожие работы:

  1. •  ... возраста средствами художественной литературы
  2. • Влияние художественной литературы на развитие ...
  3. • Ирония как защитный механизм
  4. • Людвиг Фейербах
  5. • Особенности создания детектива на примере ...
  6. • Публицистика
  7. • Лексико-грамматические средства выразительности
  8. • Риторические средства как стилистические приемы
  9. • Стили языка
  10. • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного ...
  11. • Роль примера в воспитании
  12. • Языковые средства передачи комизма в современных ...
  13. • О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы
  14. • Формирование образности речи в процессе ознакомления ...
  15. • Авторская ирония в романе "Евгений Онегин"
  16. • Примерные билеты по Русскому языку
  17. • Культура речи - культура поведения
  18. • Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...
  19. • Основные законы логики
Рефетека ру refoteka@gmail.com