Начальник Правового управления Роспатента В.В. Орлова остановилась на некоторых изменениях и дополнениях, внесенных в Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", касающихся общеизвестных и коллективных товарных знаков. Существенные новации появились во взаимодействии патентного ведомства с заявителями, правообладателями и иными заинтересованными лицами, причем права заявителей значительно расширены. В Закон о товарных знаках также включены положения, обеспечивающие более широкую охрану географических указаний: невозможность регистрации в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товаров - в отношении любых товаров, а не только однородных, как было ранее. Заслуживает внимания и новое положение Закона о товарных знаках, устанавливающее возможность преобразования коллективного знака в обычный товарный знак.
Особо следует остановиться на положениях, относящихся к новому органу, рассматривающему споры и дела в административном порядке, - Палате по патентным спорам, образованной взамен существовавших ранее Апелляционной и Высшей патентной палат Роспатента. Отныне Палата по патентным спорам рассматривает возражения и заявления, перечень которых приведен в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам.
Практические вопросы внесения изменений в правила регистрации товарных знаков изложила заведующая отделом регистрации объектов промышленной собственности ФИПС М.В. Комарова.
Законом о товарных знаках для правообладателя установлена возможность вносить изменения в регистрацию товарного знака. Правообладатель должен уведомить федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности об изменении своего наименования (фамилии, имени или отчества), о сокращении перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, об изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющего свою сущность, и о других изменениях, относящихся к регистрации товарного знака. Правообладатель должен также уведомить об изменениях устава коллективного знака, преобразовании коллективного знака в товарный и наоборот.
Закон о товарных знаках не устанавливает исчерпывающего перечня изменений, регистрация которых может быть осуществлена, и не указывает на необходимость приведения причин, по которым правообладатель испрашивает внесение тех или иных изменений.
Процедура, в соответствии с которой осуществляется внесение изменений в товарный знак, установлена в Правилах продления срока действия регистрации товарного знака, знака обслуживания и внесения в нее изменений. К уведомлению об изменении наименования (фамилии, имени или отчества правообладателя) прилагается документ, подтверждающий это изменение, или его заверенная копия. К уведомлению об изменении в уставе коллективного знака, а также к уведомлению о преобразовании товарного знака в коллективный прилагается устав коллективного знака. Следующим видом изменений, которые могут быть внесены в товарный знак, являются изменения перечня товаров и услуг. Перечень может быть изменен только в сторону сокращения.
Что касается внесения изменений в сам товарный знак, то Закон о товарных знаках допускает изменение отдельных элементов товарного знака, не меняющее его существа. К таковым можно отнести изменение цветового сочетания на черно-белое изображение, изменение в пределе одного цветового спектра и т.д. Все изменения, относящиеся к регистрации товарного знака, вносятся в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания.
Заместитель заведующего отделом регистрации объектов промышленной собственности ФИПС М.В. Рябова выступила с докладом об особенностях регистрации договоров, связанных с уступкой и передачей права на товарные знаки.
Порядок и условия регистрации договоров в отношении товарных знаков определены Правилами регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак и знак обслуживания, утвержденными Роспатентом 29 апреля 2004 г. В соответствии с этими Правилами в отношении товарных знаков регистрируются следующие договоры:
1) лицензионный договор на использование товарного знака (сублицензионный договор);
2) договор о передаче исключительного права на товарный знак;
3) договор коммерческой концессии (субконцессии);
Регистрации также подлежат изменения, касающиеся существенных условий лицензионного (сублицензионного) договора или договора коммерческой концессии (субконцессии). При рассмотрении заявлений о регистрации лицензионных договоров проверяется наличие в договоре таких положений, как определение сторон, предмет договора, вид передачи и другие.
В ряде случаев проверка лицензионных договоров выявляет необходимость уточнения положений, определяющих объем предоставляемых прав. При рассмотрении заявлений о регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный лицензионный договор, необходимо как в самом заявлении, так и в дополнительном соглашении о внесении соответствующих изменений указывать номер и дату регистрации лицензионного договора, так как в отношении одного и того же товарного знака может быть зарегистрировано несколько лицензионных договоров.
При рассмотрении заявлений о регистрации договоров коммерческой концессии помимо проверки наличия основных условий обязательно проверяются положения договора об условиях, размере и порядке выплаты вознаграждения за предоставление прав на использование товарного знака.
Договор уступки товарного знака регистрируется при установлении соответствия самого договора и заявления о его регистрации положениям Закона о товарных знаках и требованиям Правил. Также проверяется наличие в договоре положений, относящихся к определению сторон.
Законом установлено только одно ограничение для регистрации договоров об уступке товарных знаков. В соответствии со ст.25 Закона о товарных знаках уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
По вопросу передачи прав на охраняемые объекты промышленной собственности с учетом изменений законодательства выступила начальник отдела лицензий и договорных отношений Роспатента В.И. Евдокимова.
Изменения и дополнения к Патентному закону РФ, внесенные Федеральным законом от 7 февраля 2003 г., лишь в незначительной степени затронули вопросы передачи прав на охраняемые объекты промышленной собственности. Эти изменения коснулись, в частности, определения договора уступки патента. Согласно новой редакции Закона о товарных знаках патентообладатель может передать исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец (уступить патент) любому физическому или юридическому лицу.
Договор о передаче исключительного права (уступке патента) подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и без такой регистрации считается недействительным. Таким образом, отождествляются понятия "передача исключительных прав" и "уступка патента", что создает предпосылки для смешения различных по своим правовым последствиям договоров - договора об уступке патента и договора исключительной лицензии. Вместе с тем основополагающие нормы, требующие обязательной регистрации договора об уступке патента и лицензионного договора, содержащиеся в ст.ст.10 и 13 Патентного закона РФ и ст.27 Закона о товарных знаках, остались без изменения. Обязательной государственной регистрации подлежит также договор коммерческой концессии.
Государственная регистрация служит обеспечению режима законности при заключении договоров о передаче прав на охраняемые объекты промышленной собственности и предоставления права на их использование.
Закон о товарных знаках четко определил круг договоров, подлежащих обязательной регистрации, а также правовые последствия несоблюдения этого правила. Статья 1028 ГК РФ и ст.ст.10, 13 Патентного закона РФ указывают на ничтожность, недействительность не зарегистрированных в установленном порядке договоров коммерческой концессии, договоров уступки патента и лицензионных договоров.
Процедура регистрации в период 1995 - 2003 гг. осуществлялась в соответствии с Правилами рассмотрения и регистрации договоров уступки патента и лицензионных договоров о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, Правилами регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака.
В настоящее время действуют новые Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы от 19 мая 2003 г.
Договор коммерческой концессии наряду с регистрацией в Роспатенте подлежит еще и регистрации в органе исполнительной власти, осуществившем регистрацию правообладателя. Порядок такой регистрации установлен Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730. Патентный закон РФ дополнен ст.30.1 "Восстановление действия патента на изобретение, полезную модель, или промышленный образец. Право послепользования". В соответствии с п.3 этой статьи любое лицо, которое в период между датой прекращения действия патента в связи с неуплатой пошлины и датой публикации в официальном бюллетене информации о восстановлении патента начало использование запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца либо сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема такого использования.
Состояние дел в сфере передачи запатентованных технологий в России в определенной степени является индикатором адекватности правового обеспечения отечественной экономики и отражает происходящие в ней процессы. Например, на учащение случаев банкротства российских предприятий и организаций российский рынок запатентованных технологий отреагировал значительным преобладанием количества договоров уступки патента в сравнении с лицензированием.
Предпосылкой к снижению количества лицензионных договоров явились особенности российского законодательства, регламентирующего процедуру банкротства. В соответствии с п.2 ст.77 Закона о несостоятельности (банкротстве) в редакции от 8 января 1998 г. внешний управляющий в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправе отказаться от долгосрочных договоров должника, не исполненных полностью или частично. Данная норма необоснованно предоставляла преимущества одной из сторон длящегося правоотношения, поскольку позволяла внешнему управляющему должника в одностороннем порядке расторгать договоры, а также лишала возможности контрагента оспорить такой односторонний отказ в суде. Закон о несостоятельности (банкротстве) в новой редакции от 26 октября 2002 г. не содержит данной нормы, однако предусматривает преимущественное право внешнего управляющего отказаться от исполнения сделок должника и основания для отказа, закрепленные в ст.120 "Отказ от исполнения сделок должником". Неустойчивый характер сделки на стадии банкротства обусловлен также тем, что определения арбитражного суда о назначении арбитражного управляющего, отстранении или замене его иным лицом могут быть отменены вышестоящей инстанцией. Может быть оспорено и само введение внешнего управления. Думается, поэтому наибольшее количество случаев признания недействительными договоров об уступке патента и лицензионных договоров связано именно с процедурой банкротства.
Советник Генерального директора по международным связям юридической фирмы "Ай Пи Про" В.Г. Оплачко в своем выступлении "Глобальная система регистрации товарных знаков (Мадридская система и товарный знак Сообщества)"осветил ряд практических вопросов.
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков представляет собой один из наиболее эффективных договоров, существующих в области интеллектуальной собственности, который был принят еще в 1891 г. С этого момента Мадридское соглашение неоднократно пересматривалось и изменялось. В июне 1989 г. был принят Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, который изменил ряд положений Мадридского соглашения с целью упрощения процедуры присоединения новых стран и снятия трудностей, препятствующих ряду стран присоединиться к Мадридскому соглашению. Этот Протокол вступил в силу с 1 декабря 1995 г. Таким образом была сформирована новая система, получившая название Мадридской.
Мадридская система международной регистрации товарных знаков может быть использована только юридическими и физическими лицами, которые имеют действующее предприятие, являются гражданами или проживают на территории страны - участницы Мадридского соглашения или Мадридского протокола.
Наличие международной регистрации товарного знака предоставляет ее владельцу ряд преимуществ. Значительно упрощается процедура подачи заявки - заявитель подает только одну заявку в Международное бюро ВОИС (МБ ВОИС) на одном языке и уплачивает одну пошлину. Также существует возможность дополнительно указать страны, в которых владелец международной регистрации может испрашивать охрану в будущем. Заявка подается в МБ ВОИС через национальное ведомство, которое рассылает нотификации ведомствам указанных стран, благодаря чему отпадает необходимость в услугах патентных поверенных в каждой из стран. В результате стоимость международной регистрации существенно уменьшается по сравнению со стоимостью национальных регистраций за счет исключения из расходов заявителя гонораров патентных поверенных и снижения пошлин за подачу заявки.
Статья 14 Мадридского протокола содержит положение, предусматривающее возможность присоединения к этому протоколу "любой межправительственной организации, которая имеет региональное ведомство по регистрации товарных знаков на территории своих участников, при условии что хотя бы одна из сторон этой межправительственной организации является участником Парижской конвенции". В данном положении закладывалась возможность в будущем присоединения к Мадридской системе Европейского союза. Так, в рамках ЕС было создано региональное ведомство под названием "Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке". Первоначально оно занималось только вопросами регистрации товарного знака Сообщества, а с 2002 г. также промышленного образца Сообщества.
27 ноября 2003 г. Совет Министров Европейского союза принял решение о присоединении Европейского Сообщества к Мадридскому протоколу, а также утвердил соответствующие изменения к Инструкции по товарному знаку Сообщества. Что касается процедуры регистрации товарного знака ЕС, то правила составления и подачи заявки и требования законодательства являются сходными с положениями национальных законодательств стран - членов ЕС.
Получение регистрации не влияет на уже имеющиеся регистрации товарных знаков, полученные в странах - участницах ЕС по национальной или международной системах регистрации. В случае отказа в регистрации предусмотрена возможность преобразования заявки в национальные заявки стран - участниц ЕС.
Введено понятие "старшинства" более раннего товарного знака. При наличии в какой-либо стране ЕС зарегистрированного товарного знака его владелец может подать заявку на его регистрацию в качестве СТМ и при этом заявить старшинство своего более раннего национального товарного знака при условии идентичности не только знаков, но и товаров и услуг.
Когда владелец СТМ в будущем отказывается от своей национальной регистрации, то СТМ продолжит или заменит собой национальную регистрацию.
С 1 мая 2004 г. в состав членов ЕС вошли 10 новых стран. Теперь одна регистрация СТМ будет действовать на территории 25 стран с населением более 400 тыс. человек. Следует отметить, что владелец товарного знака ЕС должен ввести свой знак в коммерческий оборот или использовать хотя бы в одной из 25 стран Сообщества. Установление связи между Мадридской системой и СТМ позволит значительно упростить и удешевить получение товарного знака сообщества и для граждан России.
Вопросы интеллектуальной собственности в судебно-арбитражной практике и исполнительном производстве были освещены в докладе главного консультанта Высшего Арбитражного Суда РФ Н.П. Левченко.
При разрешении в арбитражных судах споров, связанных с интеллектуальной собственностью, основными источниками проблем являются отсутствие достаточного опыта и, как следствие, правовая неосвоенность данной категории дел, некоторая настороженность к юридическим понятиям - техническим, фармацевтическим, литературным, компьютерным и т.д.
Затруднения касаются предмета и средств доказывания, исчисления убытков. Весьма непросто, например, выявить предмет доказывания в споре о правах на программный продукт, разработанный истцом по заказу ответчика. Сила судебного решения держится на его исполнении. Однако специфика исполнительных действий в отношении интеллектуальной собственности до сих пор не получила отражения в законодательстве и поэтому почти не встречается на практике.
Весьма важной является и тема, рассмотренная старшим оперуполномоченным 14 отдела ГУБЭП СЭНП МВД России А.В. Авдеевым. Он проанализировал меры по защите прав владельцев интеллектуальной собственности в случае производства контрафактной продукции. Проблема защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции приобрела в последние годы большую актуальность. Материальный ущерб владельцев авторских и смежных прав ежегодно составляет миллионы долларов.
В составе Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России с 29 марта 2004 г. действует подразделение по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности. Аналогичные подразделения созданы в 60 субъектах России.
В целях повышения эффективности применения механизма уголовной ответственности были внесены изменения в ст.ст.180 и 146 УК РФ. Статья 180 ("Незаконное использование товарного знака") дополнена ч.3, устанавливающей повышенную ответственность за совершение преступлений группой лиц или организованной группой с двух до пяти лет, а в ст.146 ("Нарушение авторских прав") уточнена объективная сторона состава преступления. Нововведения в КоАП РФ предусматривают ответственность за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности. В настоящее время подготовлены изменения в УПК РФ, касающиеся расследования преступлений, совершенных в сфере авторских и смежных прав.
Основные направления деятельности таможенных органов по защите прав владельцев интеллектуальной собственности были раскрыты в докладе заместителя начальника отдела ГУТНР Федеральной таможенной службы О.М. Ашуркова.
Деятельность таможенной службы России в области обеспечения защиты владельцев прав интеллектуальной собственности можно разделить на два основных направления:
1) организация таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с целью предотвращения и пресечения незаконного перемещения через таможенную границу контрафактной продукции;
2) законотворческая работа, т.е. подготовка изменений и дополнений в Таможенный кодекс РФ и на основании этого разработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами России.
По новому ТК РФ вопросы защиты интеллектуальной собственности регулируются гл.38 "Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров", которая включена в раздел "Таможенный контроль". Новым ТК РФ в качестве основных определены 11 функций, выполняемых таможенными органами, в числе которых осталась функция по пресечению незаконного оборота через границу объектов интеллектуальной собственности. Принципиально новой самостоятельной функцией для таможенных органов явилось обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности. Другая принципиальная новелла ТК РФ - предоставление таможенным органам права приостанавливать выпуск товаров по подозрению в их контрафактности.
Механизм участия таможенных органов в защите интеллектуальной собственности, заложенный в новом ТК РФ, основан на международной практике. Правообладатель, имеющий основания полагать, что может иметь место нарушение его прав при перемещении товаров через таможенную границу или совершении действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.
Заявление должно содержать сведения о правообладателе, объекте интеллектуальной собственности, сроке, в течение которого, по мнению правообладателя, ему потребуется содействие таможенных органов в приостановлении выпуска товаров. Заявление рассматривается в срок, не превышающий 1 месяца со дня его получения.
По результатам рассмотрения заявления ГТК России принимает одно из двух решений:
1) о принятии заявления к исполнению, т.е. о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных;
2) об отказе в принятии таких мер.
О принятом решении правообладатель обязательно уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия. Кроме того, новым ТК РФ устанавливается, что объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ГТК России принято решение о принятии соответствующих мер, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Литература
"ГЕНЕЗИС
ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
В ЕВРОПЕЙСКОМ
СОЮЗЕ: К ВОПРОСУ
О ПРИЧИНАХ И
ПРЕДПОСЫЛКАХ
ГАРМОНИЗАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ"
(А.И.
Абдуллин)
("Международное
публичное и
частное право",
2006, N 1)
"УСЛОВИЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
ТОВАРНЫХ
ЗНАКОВ"
(Н.В.
Успенская)
("Юрист",
2005, N 10)
"О
НЕКОТОРЫХ
НЕУРЕГУЛИРОВАННЫХ
ПРОБЛЕМАХ
ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
И ИЗОБРЕТЕНИЙ
В ОБЛАСТИ
МЕДИЦИНЫ"
(В.А.
Мещеряков)
("Современное
право", N 1, 2001)