Содержание
Содержание
Введение
Порядок подачи и рассмотрения предложений на разгосударствление и приватизацию
Заключение
Список использованных источников
Введение
Основным элементом рыночной экономики является конкуренция, учитывающая, прежде всего интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества экономически самостоятельных производителей, что, в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Таким образом, переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности. Как показал опыт других стран, такие преобразования могут быть реализованы в процессе разгосударствления и приватизации.
Правовую основу разгосударствления и приватизации составляют правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах различной юридической силы. Закон о приватизации закрепил определения разгосударствления и приватизации в качестве юридических терминов, различая их. Разгосударствление - это передача от государства физическим лицам и организациям со статусом юридического лица частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация - это приобретение физическими лицами и организациями со статусом юридического лица права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате разгосударствления смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим и юридическим лицам право на участие в управлении субъектами хозяйствования. В результате приватизации собственниками объектов, принадлежавших ранее государству на праве собственности, становятся физические лица и негосударственные организации со статусом юридического лица.
Целью данной работы является рассмотрение порядка подачи и рассмотрения предложения на разгосударствление и приватизацию.
Порядок подачи и рассмотрения предложений на разгосударствление и приватизацию
В соответствии с нормой подп. 1.1 Декрета № 3 преобразование государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и выкуп арендными предприятиями арендуемого государственного имущества осуществляется на основании предложений коллективов работников этих предприятий.
Эти предложения согласуются: по объектам, находящимся в республиканской собственности, - с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, а также с областными (Минским городским) исполнительными комитетами; по объектам, находящимся в коммунальной собственности, - с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Решение о подаче предложений по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и об образовании организации со статусом юридического лица принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством голосов. Организация проведения собрания (конференции) возлагается на руководителя предприятия и на орган, уполномоченный представлять интересы работников предприятия.
Если предприятие нуждается в финансовом оздоровлении и коллектив работников не ходатайствует о его преобразовании в ОАО, то инициатором такого преобразования может выступать Совет Министров - в отношении предприятий, находящихся в республиканской собственности, и соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган - в отношении предприятий, находящихся в коммунальной собственности.
Разногласия между коллективами работников предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации и республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов рассматриваются: по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек - Президентом Республики Беларусь; по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек - Советом Министров; по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек - Министерством экономики (подп. 1.3. Декрета № 3).
В случае разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов (подп. 1.4. Декрета № 3).
В соответствии с подп. 1.5. Декрета № 3 учредителями ОАО, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Министерство экономики или его территориальные органы, объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов. Кроме указанных органов учредителями таких акционерных обществ могут быть организации со статусом юридического лица и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей ОАО осуществляется на этапе проведения подготовительных работ по объектам республиканской собственности Министерством экономики совместно с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, а по объектам коммунальной собственности - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в течение одного месяца со дня его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение. Если принято положительное решение, в нем указываются сроки и условия проведения приватизации. Если же принимается решение об отказе в проведении приватизации, в нем должны быть указаны причины отказа. Ими могут быть только установленные нормами права ограничения или запрещение на приватизацию (ст. 15 Закона о приватизации).
Порядок проведения работ по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО, порядок разработки, оформления и примерная форма проекта создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности утверждены специальными нормативными правовыми актами.
Согласно норме п. 3 Положения о порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, проведение работ по созданию ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляется комиссией по преобразованию предприятия в ОАО, отраслевой комиссией и комиссией по приватизации, создаваемыми органом приватизации.
Окончательное решение о приватизации объекта государственной собственности принимается органом приватизации на основании заключения комиссии по приватизации. Одним из принципов приватизации является обеспечение широкой гласности приватизации. Поэтому в соответствии с правилом ст. 18 Закона о приватизации не позднее чем за один месяц до продажи объекта или приватизации предприятия в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение о приватизируемом объекте. Сообщение должно содержать сведения об объекте и условия его продажи.
Лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации в сроки, указанные в информационном сообщении.
В процессе преобразования государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО уставный фонд последнего формируется в соответствии с правилами Инструкции о порядке формирования уставного фонда ОАО, создаваемого в процессе приватизации республиканской собственности. Процесс разгосударствления предприятия считается завершенным в момент государственной регистрации ОАО, созданного в его результате.
Допуская акционирование государственных унитарных и арендных предприятий, государство оставляет за собой ряд прав на участие в управлении созданными в результате этого ОАО. Одно из таких прав основывается, в частности, на "золотой акции". Особое право ("золотая акция") государства в соответствии с нормами Указа № 125 может вводиться в хозяйственных обществах всех видов (за исключением банков), созданных:
- в процессе разгосударствления и приватизации путем преобразования: 1) государственных предприятий, находившихся в общесоюзной, республиканской и коммунальной собственности; государственных унитарных предприятий; 2) коллективных (народных) и арендных предприятий; 3) обособленных и структурных подразделений, выделенных из состава государственных унитарных предприятий, а также коллективных (народных) и арендных предприятий; 4) организаций со статусом юридического лица, созданных коллекторами работников перечисленных предприятий, а также вышеназванных обособленных и структурных подразделений, выкупивших государственное имущество;
- путем реорганизации хозяйственных обществ, образованных перечисленными выше способами.
Таким образом, "золотая акция" может вводиться только в хозяйственных обществах, которые изначально были образованы на основе государственного имущества, независимо от наличия доли государства в их уставных фондах на дату принятия решения о ее введении.
Основаниями для введения "золотой акции" выступают: 1) невыплата в полном объеме заработной гагаты работникам хозяйственного общества в течение трех месяцев подряд; 2) наличие неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса хозяйственного общества в течение шести месяцев; 3) необходимость защиты прав и свобод граждан, обеспечения обороны и безопасности государства, соблюдения его экономических интересов (п. 2 Указа № 125),
Другой способ сохранения прав государства на участие в деятельности ОАО, созданных в результате разгосударствления и приватизации, — это закрепление большей части акций общества (50 % плюс одна акция либо 25 % плюс одна акция) в государственной собственности на определенный срок (Государственная программа приватизации, утвержденная Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. № 2421-ХП).
Порядок проведения аукционов и конкурсов, права и обязанности их участников регулируются специальными нормативными правовыми актами. Продажа объектов государственной собственности на аукционе представляет собой приобретение такого объекта физическим лицом или организацией со статусом юридического лица в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации. При продаже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест, выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью (ч. 4 ст. 18(1) Закона о приватизации). Предъявление иных условий не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.
Продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим лицом или организацией со статусом юридического лица в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.
Сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником. В течение десяти дней после подписания этот договор должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации, после чего к новому собственнику переходят права владения и пользования приватизированным объектом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
Преобразование государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и выкуп арендными предприятиями арендуемого государственного имущества осуществляется на основании предложений коллективов работников этих предприятий. Решение о подаче предложений по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и об образовании организации со статусом юридического лица принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством голосов.
Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в течение одного месяца со дня его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение. Если принято положительное решение, в нем указываются сроки и условия проведения приватизации. Если же принимается решение об отказе в проведении приватизации, в нем должны быть указаны причины отказа.
Список использованных источников
Государственная программа разгосударствления и приватизации // Сб. нормативных актов по вопросам разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь. М.1998 с. 12-13
Дорина Е.Б. Особенности и основные проблемы реформирования института собственности в Республике Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2008, № 7, с. 13-16
Клюня В.Л., Коротков А.В. Функциональные цели приватизации и инвестиционная деятельность // Веснiк БДУ. 2007, № 2, с. 76-81
Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 844 с.
Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты // Белорусский экономический журнал. 2004, № 3, с. 97-105
Федоров С.В. Реформирование государственной собственности в Республике Беларусь // Экономика. Финансы. Управление. 2008, № 8 с. 120-123
Федулов Д.Л. Теоретические подходы к оценке роли приватизации в экономическом развитии // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007, № 12, с. 48-51
Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 229 с.