ВВЕДЕНИЕ
1. История становления российского коммерческого права
2. Понятие и предмет коммерческого права
3. Метод правового регулирования в коммерческом праве
4. Принципы коммерческого права
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Переход российской экономики к рыночным отношениям обусловил необходимость исследования структуры современной системы права России, уточнения содержания отраслей права с целью должного регулирования ими общественных отношений и совершенствования законодательства. Юридическая мысль в России в конце XX - начале XXI века выразилась, в частности, в определении роли и содержания коммерческого права России.
Ранее в правовой литературе отождествлялись хозяйственное, предпринимательское, торговое, коммерческое право, но в настоящее время в связи с появлением и развитием предпринимательства и принятием государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусматривающего в качестве обязательной учебной дисциплины «коммерческое право», встала проблема, требующая безотлагательного решения, - формирование и логическое завершение системы и структуры коммерческого права.
В литературе, посвященной коммерческому праву, наблюдается разнообразие мнений по вопросам понятия предпринимательской, коммерческой и торговой деятельности, их соотношения в предметах гражданского, коммерческого и предпринимательского права. Несмотря на значительное количество учебной литературы, научных исследований по основным проблемам коммерческого (торгового) права проводится весьма мало. Между тем, отношения в этой области имеют большую общественную значимость. Детально разработанные нормы коммерческого права способствовали бы более эффективному развитию экономики. Выделение коммерческого права как специальной научной и учебной дисциплины в рамках предпринимательского права позволяет сконцентрировать внимание на особенностях коммерческого оборота товаров. Законодательство в рассматриваемой сфере отношений имеет значительные пробелы и недостатки. Объектом исследования данной контрольной работы является понятие, предмет и метод коммерческого права, а также история становления данной отрасли права и её принципы. Предметом исследования являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере коммерческого права. Контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
История становления науки российского коммерческого права чрезвычайно интересна и поучительна. Начало систематических исследований по коммерческому праву было обусловлено необходимостью подготовки учебной литературы. Одними из первых работ в этой области стали книга М.М. Михайлова "Торговое право" 1860 года, а также яркие и содержательные "Лекции по торговому праву" (1873 г.) П.П. Цитовича и его же "Учебник торгового права" (1891 г.). Как отмечалось исследователями, именно П.П. Цитович выстроил систему основных понятий теории торгового права, обозначил ее основные проблемы и наметил тем самым путь, по которому стало развиваться изучение русского торгового права. Его работы не потеряли актуальности и по сей день. Известный российский коммерциалист Г.Ф. Шершеневич в своем "Курсе торгового права" (1888, 1894 гг.) и выдержавшем многочисленные переиздания "Учебнике торгового права" (1911 г.) охватил область торгового права в целом, систематизировал и расположил научный материал по четко координированному плану. Такая системность существенно способствовала развитию торгового права как самостоятельного направления правовой науки.
Заметный вклад в теорию торгового права внесли "Очерки торгового права" А.И. Каминки (1911 г.). Обосновывая самостоятельный характер торгового права, А.И. Каминка показал наличие в области торговли институтов и правовых норм, регламентирующих именно торговый оборот и совершенно не встречающихся в гражданском праве; самое широкое развитие самостоятельности и инициативы субъектов торговли, сочетающееся с мерами публичного контроля, отсутствующими в остальном имущественном обороте; необходимость обеспечения быстроты, устойчивости и определенности торгового оборота, достигаемых специальными способами правового регулирования. В трудах названных и других коммерциалистов очерчена система торговых действий, определены понятия торговой деятельности и торгового права, прослежен процесс становления российского торгового права, проведено углубленное исследование текстов законодательства, торговых обычаев и судебной практики, проанализировано соотношение торгового и гражданского права и другое. Научные произведения по русскому торговому праву дореволюционного периода составляют достаточно обширную библиографию. Таким образом, российское коммерческое право начало свое развитие еще в дореволюционный период. Основоположниками были такие величайшие авторы как М. М. Михайлов, Цитович, Шершеневич и другие.
2. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Коммерческое право следует понимать в трёх значениях:
- как подотрасль гражданского права;
- как науку;
- как учебную дисциплину.
Коммерческое право как подотрасль гражданского права представляет собою совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу торговой деятельности. Коммерческое право как наука представляет собою вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах коммерческого права, процессах и явлениях, характерных для торгового оборота. Коммерческое право как учебная дисциплина служит целям подготовки специалистов к их практической деятельности в сфере торговли. Изучение коммерческого права как учебной дисциплины базируется на достижениях правовых наук, и, прежде всего, гражданского и коммерческого права, а также на положениях законодательства и судебной практики. Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок. По определению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей».1
В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений, напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворения потребностей человека. В качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно выделяют большую гибкость, приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности, более полный учет обычаев торгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без вины). Наряду с этим особый состав участников регулируемой деятельности, собственный предмет регулирования и другие признаки выделяют коммерческое право в самостоятельную правовую отрасль. Источником права в юридическом смысле является внешняя форма выражения права, форма его существования. Источниками коммерческого права являются: Конституция РФ, Федеральные Законы РФ, подзаконные нормативные акты, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права. Таким образом, коммерческое право рассматривается в трех аспектах как подотрасль гражданского права, как наука и как учебная дисциплина. Предметом коммерческого права являются общественные отношения, складывающиеся по поводу продвижения товара от изготовителей до потребителей.
3. МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Различают императивный и диспозитивный методы. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Метод правового регулирования в гражданском праве является диспозитивным. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.
Метод правового регулирования коммерческих отношений совпадает с методом правового регулирования гражданских отношений. Это объясняется тем обстоятельством, что коммерческое право в содержательном отношении представляет собой подотрасль гражданского права.
Метод правового регулирования имущественных отношений в гражданском праве:
- равенство сторон (отсутствие власти и подчинения между участниками имущественных отношений). К имущественным отношениям, основанном на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом; - автономия воли (способность участника, независимо от других формировать свою волю);
- имущественная самостоятельность (способность распоряжаться свои имуществом).
Таким образом, метод правового регулирования в коммерческом праве совпадает с методом правового регулирования в гражданском праве, так как коммерческое право является подотраслью гражданского. Данный метод является диспозитивным и характеризуется юридическим равенством сторон.
4. ПРИНЦИПЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Коммерческое право содержит принципы Гражданского кодекса Российской Федерации2. Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положения права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер.
1) Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
Принцип недопустимости характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое; непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях; прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан.
Реализации требований этого принципа содействуют новые правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательства в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешении спора.
2) Принцип неприкосновенности собственности
Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.
3) Принцип свободы договора
Этот принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот. Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Заключение публичного договора подчиняется специальным правилам. Во-первых, коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.
Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, ориентируя суды, указали, что в случае предъявления иска понуждении заключить публичный договор, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, возложено на коммерческую организацию. Во-вторых, цена товаров, а также иные условия публичного договора должны быть одинаковы для всех потребителей. В исключение из этого правила законом, иными правовыми актами для отдельных потребителей могут устанавливаться льготы. Например, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"3 многодетным семьям предоставляются скидки в оплате коммунальных услуг не ниже 30%. Условия публичного договора, не соответствующие этим требованиям, ничтожны. В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут быть предусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорий потребителей. Например, Федеральным законом «О ветеранах" инвалидам Отечественной войны предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата.4 В-четвертых, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения. При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправо предъявить в суд иск о понуждении коммерческой организации заключить договор. Потребитель также вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации.
4) Принцип свободного перемещения товаров на территории РФ
Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ5 и п. 3 ст. 1 ГК устанавливают, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. В соответствии с указанным принципом субъекты Российской Федерации и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономическом пространстве Российской Федерации. На всей территории Российской Федерации должны быть одни и те же «правила игры» при осуществлении предпринимательской или иной деятельности, реализуемой в рамках гражданских правоотношений. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Так, не допускается издание актов или совершение действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации, республики, края, области, района, города в другой. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Имеется еще одна, совершенно особая, теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения. Таким образом, выделяют четыре принципа в коммерческом праве. Данные принципы совпадают с группой принципов в гражданском праве. Эти принципы закреплены также в основополагающем документе – Конституции Российской Федерации, а именно: принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободы договора и, наконец, принцип свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы. Во-первых, российское коммерческое право начало свое развитие еще в дореволюционный период. Основоположниками были такие величайшие авторы как М. М. Михайлов, Цитович, Шершеневич и другие.
Во-вторых, коммерческое право рассматривается в трех аспектах как подотрасль гражданского права, как наука и как учебная дисциплина. Предметом коммерческого права являются общественные отношения, складывающиеся по поводу продвижения товара от изготовителей до потребителей.
В-третьих, метод правового регулирования в коммерческом праве совпадает с методом правового регулирования в гражданском праве, так как коммерческое право является подотраслью гражданского. Данный метод является диспозитивным и характеризуется юридическим равенством сторон.
В-четвертых, выделяют четыре принципа в коммерческом праве. Данные принципы совпадают с группой принципов в гражданском праве. Эти принципы закреплены также в основополагающем документе – Конституции Российской Федерации, а именно: принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободы договора и, наконец, принцип свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации.
Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего затяжного кризиса, для нормального развития экономики. От успешного решения этих задач, без преувеличения, зависит будущее страны. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 / «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон «О ветеранах» / «Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, N 3, ст. 168.
4. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» / «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.05.1992, N 19, ст. 1044.
5. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., «СПАРК», 1994, с. 24.
6. Коммерческое (предпринимательское) право России: учебник / Под ред. Попондопуло В.Ф. Юрист: 2006 г.
7. Коммерческое право России: учебник / Под ред. Андреева Л.В. Изд-во Волтерс-Клувер. 2006.
8. Коммерческое право. Пособие для сдачи экзамена / Под ред. Ю.П. Свит. Изд-во Юрайт-Издат. 2004 г.
1 Шершеневич Г Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., «СПАРК», 1994, с. 24.
2 "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3 "Ведомости СНД и ВС РФ", 14.05.1992, N 19, ст. 1044.
4 "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 168.
5 Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.