Теория судебно-почерковедческой идентификации тесно взаимосвязана с теорией криминалистической идентификации. «Современная теория идентификации базируется на принципах индивидуальности объектов материального мира, их относительной неизменности, на возможности выделения характеризующих их общих и частных признаков, совокупность которых позволяет осуществить идентификацию объекта».
Почерк – одна из основных составляющих идентификационного комплекса человека. Судебное почерковедение – раздел криминалистики, изучающий закономерности формирования, функционирования почерка и позволяющий на основе его исследования идентифицировать исполнителя.
Предметом судебно-почерковедческой экспертизы являются определенные закономерности объективной действительности (факты, обстоятельства), подлежащие установлению с помощью исследования рукописных документов. Применительно к конкретному почерковедческому исследованию – предметом является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту по исследованию конкретного документа в рамках определенных обстоятельств дела.
Рукописные документы являются родовым объектом судебно-почерковедческой экспертизы.
Объектом судебно-почерковедческой экспертизы, содержащим информацию, необходимую для решения экспертной задачи, является почерк, определяемый в работах по судебному почерковедению последних лет следующим образом: «Почерк – индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемый с помощью системы движений».
«Почерк – это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе и получающая отображение в рукописных текстах итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений».
Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописного текста или подписи. Для криминалистической идентификации значимы: индивидуальность, устойчивость, рефлекторность. Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства заложены в почерк самим механизмом его образования, так как являются фиксирующими в рукописи.
Система движений, с помощью которой при письме воспроизводятся рукописные тексты или подписи, – это слаженная система, все элементы которой строго согласованы. В понятии почерка она отражает его основное содержание.
Индивидуальность почерка определяется как его своеобразие, неповторимость. Это обусловлено совокупностью особенностей, присущей почерку только одного конкретного лица.
На процесс формирования письменного навыка оказывают основополагающее влияние внутренние (субъективные), а также внешние (объективные) факторы. К внутренним факторам относятся анатомические, физиологические и психические особенности личности (например, особенности нервной системы, зрительного восприятия, памяти и др.). К внешним факторам относятся: методика обучения письму, условия обучения и др. При формировании письменно-двигательного навыка внутренние и внешние факторы взаимообусловлены.
Письмо — это частный случай координированного двигательного акта, требующий большой точности и быстроты. Поэтому в основе процесса письма лежат общие закономерности физиологии движений. В процессе формирования и осуществления письма важную роль играют зрительный и слуховой анализаторы, имеющие чрезвычайно сложное строение. Только они обладают способностью воспринимать раздражения на расстоянии (телерецепция).
Ознакомление с общим смыслом письма, его фонетическим принципом – начальный этап в обучении письменным навыкам. Затем следуют освоение приемов письма и практическое овладение письмом. Самым продолжительным периодом в выработке письменно-двигательного навыка является совершенствование усвоенного умения писать. При этом период становления индивидуального письменно-двигательного навыка может быть различным.
Индивидуальность почерка в наибольшей степени выражается в отклонениях от образцов письменных знаков, по которым происходит обучение письму, – прописей. При этом (наряду с ними) в почерках наблюдается выполнение знаков в соответствии с прописями. Выражением индивидуальности в почерке конкретного лица следует считать совокупность отклонений от прописей и соответствия им.
Характерной чертой всех автоматизированных рефлексов, в том числе и автоматизированных произвольных движений при письме, является отсутствие полной осознаваемости их отдельных компонентов. Сложившийся письменный навык позволяет исполнителю при быстром связном письме переключить внимание на содержание записываемой мысли.
Идентификация конкретного исполнителя по почерку возможна только в том случае, если сложившаяся индивидуальная система движений устойчива.
Устойчивость почерка – это повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в непривычных условиях или состояниях.
Вариационность – одно из проявлений устойчивости письменно-двигательного навыка. Этот признак является формой проявления динамичности. Под вариационностью понимается различное выражение признаков в почерке одного и того же лица (или выражение его системы движений в целом). Природа вариационности кроется в ее приспособительной функции и является средством приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма.
Индивидуальность и устойчивость функционально-динамического комплекса особенностей письменно-двигательного навыка делают возможной идентификацию исполнителя рукописных текстов и подписей. При решении идентификационных задач среди свойств почерка необходимо учитывать его вариационность.
Свойства почерка – это элементы индивидуального и динамически устойчивого зрительно-двигательного образа, реализующегося в рукописях.
Условием использования свойств почерка в качестве идентификационных признаков является их фиксированный характер. Поэтому главная цель исследования – изучение уже отображенных и зафиксированных в почерке свойств рукописных объектов.
Признаки почерка как свойства объекта изучаются на различных уровнях. В теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы признаки почерка обычно связывают с характеристикой той или иной технической стороны фиксирующегося в рукописи письменно-двигательного навыка. Эта характеристика может относиться к:
– управлению движениями при письме;
– функционированию механизма письма;
– системе итоговых движений пишущего;
– ориентации последних в пространстве.
Для того чтобы выявленную характеристику считать признаком почерка, необходимо иметь ее выраженное, материализованное в рукописи отображение.
Характеристики письменно-двигательного процесса, отображенные в рукописных текстах и подписях, в совокупности образуют индивидуальный комплекс. Отдельные признаки почерка проявляются у многих людей одинаково, но их сочетание вместе с отклонениями от прописных изображений знаков для каждого исполнителя индивидуально.
Идентификационные признаки почерка – это зафиксированные с помощью системы движений в рукописи свойства индивидуального и динамически устойчивого зрительно-двигательного образа графической техники письма. Систематизация идентификационных признаков почерка основывается на характерном для процесса познания принципе – от общего к частному. Признаки почерка также делятся на общие и частные.
Общие признаки почерка – это особенности, характеризующие почерк в целом, дающие общее представление о почерке как системе движений при выполнении рукописи.
В основу последующего деления признаков почерка на подгруппы положено такое возможное разграничение свойств письменно-двигательного навыка:
– характеристики степени сформированности письменно-двигательных навыков и характера этой сформированности, которые нашли свое отображение в таких признаках почерка, как степень выработанности, координация движений, строение почерка по степени сложности и темп письма;
– структурные характеристики траектории итоговых движений при письме, отображающиеся в форме, направлении, протяженности движений, количестве их составляющих, последовательности выполнения отдельных движений;
– характеристики пространственной ориентации итоговых движений (которые зависят от зрительного анализатора исполнителя), отображающиеся в особенностях размещения фрагментов рукописи (в виде строк, слов, знаков препинания), а также всего текста относительно листа.
Данные признаки называются топографическими и имеют большое значение при проведении идентификационного исследования, так как являются устойчивыми и наиболее надежными.
Частные признаки почерка – это характеристики, проявляющиеся при выполнении отдельных букв, цифр, подписей, в том числе их элементов и сочетаний.
Частным признакам присущи все перечисленные характеристики: степень сформированности письменно-двигательного навыка, структурные характеристики траектории итоговых движений, пространственная ориентация итоговых движений.
Частные признаки, отражающие сформированность письменно-двигательного навыка, отличают конструктивная сложность движений при выполнении знаков и темп письма.
К признакам, отражающим характеристику структуры движений, относятся: форма, направление, протяженность по вертикали и горизонтали; степень связности или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов; количество движений и последовательность при их выполнении.
Частными признаками, отражающими пространственную ориентацию движений, являются: размещение точек начала и окончания движений, точек соединения движений; точек пересечения движений в знаках и их элементах, а также относительное размещение знаков и их элементов по вертикали и горизонтали.
При проведении почерковедческих исследований необходимо учитывать, что объем индивидуальной информации, заключенной в признаке, зависит от частоты его встречаемости в почерках разных людей: чем реже повторяется признак в почерках разных лиц, тем больше его индивидуализирующая способность и, следовательно, идентификационная значимость.
В процессе накопления практических знаний складывается представление: о частоте проявления свойств в одном почерке (как о критерии их использования в качестве идентификационных признаков); о частоте совместной повторяемости свойств (как о критерии оценки их взаимозависимости); о частоте встречаемости признаков в почерках разных лиц (как о критерии оценки их идентификационной значимости) и т. п.
Этапы исследования почерка
Методика проведения судебно-почерковедческих исследований предусматривает программирование типичных случаев, умение самостоятельно находить решения в сложных ситуациях, возникающих при проведении конкретного исследования, содержит элементы творческого характера исследования.
К общим и обязательным принципам методики относятся: обязательная проверка исследуемой рукописи или подписи на необычность выполнения; полный и всесторонний учет всех совпадающих и различающихся признаков; объяснение противоречащих признаков; достаточность выявлений признаков для определенного вывода и т. п.
Для планирования проведения экспертного исследования и выбора оптимального варианта методики исследования важно формирование частных гипотез-версий, которые обычно являются предположениями об условиях, сопутствующих выполнению исследуемых рукописей и образцов. Основанные на фактическом материале, выявленном на стадии подготовки к исследованию, эти версии могут послужить основанием для получения дополнительных сведений или материалов.
Последующими этапами экспертного исследования являются раздельное исследование и сравнение объектов идентификации. Здесь можно выделить следующие элементы познания:
– зрительный поиск свойства и его обнаружение;
– мысленное сравнение его с образцом-эталоном;
– опознание свойства и формирование о нем определенного представления .
После раздельного изучения признаков, позволяющего создать достаточно полный обобщенный образ свойств почерка или подписи данного лица, наступает этап сравнительного исследования, позволяющий раскрыть отношения сходства, тождества и различий.
Средством фиксации раздельного исследования и сравнения в процессе экспертного познания считается разработка. При исследовании общих признаков составляются описательные разработки, при исследовании частных признаков – изобразительные.
Характерной особенностью этого этапа исследования почерка является выполнение экспертом его графической разработки.
Известно, что разработка в судебно-почерковедческой экспертизе – метод проведения раздельного и сравнительного исследований признаков почерка. При исследовании текстов разработка частных признаков состоит в воспроизведении экспертом образцов буквенных или цифровых изображений, содержащих признаки почерка, и фиксации количественных проявлений этих признаков.
Наиболее удобно при исследовании почерка выполнять алфавитную разработку почерка, которая позволит эксперту не пропустить при анализе частных признаков почерка ни одной буквы или цифры. Но если предположить, что графическая разработка почерка только помогает проанализировать качественно-количественные характеристики частных признаков почерка, то при исследовании кратких текстов эксперт будет избегать выполнения разработки. На наш взгляд, можно дополнить значение выполнения графической разработки почерка смысловой нагрузкой.
Выполнение графической разработки почерка необходимо для расширения экспертного знания, представления о данном объекте. С помощью графической разработки эксперт дополняет визуальную информацию о вертикальных и горизонтальных границах письменных знаков исследуемого объекта дополнительным измерением – «высотой». Благодаря возможности проследить последовательность движений можно получить «объемное» изображение этих знаков. Выявить без ошибки последовательность движений при выполнении отдельных букв, особенно в сложной конфигурации, возможно только путем проникновения в их структуру при собственном (экспертном) воспроизведении (зарисовке). Кроме того, с помощью разработки происходит более глубокое распознавание образа объекта за счет произведения динамического стереотипа (экспертной моторики) дополнительной информации об исследуемом почерке и его частных признаках. Поэтому познавательная деятельность эксперта-почерковеда на этапе раздельного исследования должна обязательно сопровождаться графической разработкой почерка.
Подводя итоги, можно сказать, что графическая разработка почерка необходима не только для статистической оценки проявлений частных признаков, но и в целях получения пространственного, объемного представления об объекте исследования (третьего измерения), а также дополнительной идентификационной информации о нем через собственно экспертную моторику (путем ввода образца почерка с помощью графического воспроизведения).
Оценочное познание присуще каждому этапу судебно-почерковедческой идентификации. Собственно оценочный этап познания, синтезирующий результаты всех остальных этапов, направлен на обобщение интерпретаций и предшествует решению идентификационной задачи.
Оценка признаков в стадии сравнительного исследования связана с анализом совпадающих и различающихся признаков и определением их значения, достаточности для установления или отрицания тождества. Важнейшей стадией оценки является ее заключительный этап, на котором даются качественная и количественная оценки признаков, предшествующие формированию окончательных выводов.
Перспективы совершенствования оценочного познания заключаются в дальнейшем развитии вероятностного моделирования. Так, количественные данные об идентификационной значимости признаков, полученные лабораторией почерковедческих исследований РФ ЦСЭ при Минюсте России, помогают точнее и объективнее дать оценку тому или иному признаку почерка.
Высокая информативность почерка в идентификационном отношении способствует соблюдению при разработке вероятностных моделей условий, необходимых для получения достоверных знаний. Однако при изменении внешних факторов формирования почерка количественные данные изменяются, поэтому требуют постоянного обновления, что подтверждается аналитическими исследованиями почерков современных молодых людей на рубеже ХХI в.
Советские криминалисты, руководствуясь диалектическим методом, связывали индивидуальность почерка со своеобразием комплекса внешних и внутренних факторов, влиявших на почерк в период формирования. Это – научно обоснованное положение, вытекающее из необходимости учета связи субъективных и объективных факторов, обусловленных взаимодействием индивида с окружающей средой. Начиная обучение, индивид сталкивается с чрезвычайно сильным внешним фактором – специальным, целенаправленным обучением письму, которое осуществляется систематически, по определенной программе.
Методика обучения письму, обусловленная предъявляемыми к современной скорописи требованиями, имеет чрезвычайно большое значение в определении как общих черт формирующегося навыка, так и его индивидуальных качеств.
Благодаря именно этому фактору в итоге обучения письму достигается единообразие в выполнении письменных знаков в тех пределах, в каких необходимо обеспечить читаемость рукописи большим кругом лиц.
За последние три десятилетия ХХ в. внешние факторы – объективные (к которым относятся методика обучения письму, образцы письма – прописи, пишущие приборы и т.д.) и внутренние факторы – субъективные (к которым относятся анатомические, физиологические и психические особенности личности) претерпели значительные изменения.
Сначала остановимся на изменениях внешних факторов.
Значительные изменения претерпели материалы письма – перьевые ручки и чернила заменены более простыми и удобными пишущими приборами – шариковыми, гелевыми и др., позволяющими писать без отрыва и в более высоком темпе.
Изменилась методика обучения письму, сократилось время пребывания в начальных классах и, соответственно, время на закрепление письма по прописям. Этапы процесса освоения и тренировки письма значительно укоротились. После выполнения контрольных заданий при обучении письму в специальных тетрадях-прописях школьники переходят сразу на письмо в тетрадях в узкую линейку без фиксированных, как было ранее, типографских линовок, предусматривающих сохранение пропорций букв и их наклона. Затем по усмотрению учителя (но значительно раньше, чем, например, 20–30 лет назад) происходит переход на письмо в тетрадях с широкой линейкой.
Изменились руководящие основы методики обучения письму детей – природных левшей. Начиная с 80-х годов ХХ в. детям – природным левшам разрешается осваивать удобное для них леворучное письмо. Правда, возникают новые проблемы, которые требуют нестандартных решений – поза пишущего левой рукой, размещение пишущего прибора в руке, а также проблема освоения правонаклонных прописей. Освоение письма с правым наклоном приводит к тому, что дети-левши либо меняют положение тела (принимая чрезвычайно неудобную позу), либо вынуждены размещать лист бумаги горизонтально, что свидетельствует о некомфортности осваиваемого ими письма. Это показали наблюдения при получении экспериментальных образцов почерка левшей (в почерковедческой лаборатории ЭКЦ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и обработке результатов статистического анализа собранных материалов.
Однако основополагающим фактором в изменении техники письма за последние тридцать лет является появление в 1968 г. новых прописей. Одной из основных причин появления новых прописей в те годы являлась смена пишущих приборов (в частности, переход от перьевых ручек к шариковым). Утверждалось, что обучение письму по новым прописям приведет к формированию более темпового и связного письма: «В последние годы методика обучения идет по пути упрощения прописей и раннего приспособления к быстрому письму технических (гигиенических) правил и приемов письма». Хотя необходимости увеличивать темп при выполнении рукописных текстов (на документах, например, в связи с увеличением делопроизводства) не было. Наоборот, в 70-е годы ХХ в. расширились автоматизированные способы размножения документов; постепенно пишущие машинки сменялись компьютерами.
Самым характерным для новых прописей 1968 г. являлось кардинальное изменение рисунка письма.
Как показывают исследования по истории развития русского письма, проведенные главным экспертом ЭКЦ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Л.А. Сысоевой и руководителем кодикологической лаборатории отдела рукописей Российской национальной библиотеки Д.О. Цыпкиным, впервые в истории развития письма произошли такие качественные изменения формы прописей.
Анализируя историю развития (до 70-х годов ХХ столетия) русского скорописного письма, можно констатировать, что современное русское письмо является следствием более чем тысячелетнего развития кириллической графики в России. Кириллическое письмо, начав активно распространяться с принятием христианства (988 г.), функционирует и развивается в нашей стране фактически с момента образования русской государственности. История развития письма в России свидетельствует о том, что обращение государства к вопросу графики письма происходило в узловые моменты русской истории, и было направлено на использование письма как культурообразующего инструмента и как средства общенационального культурно-психологического воздействия. На протяжении ХIХ в. и начала ХХ в. рисунок российских прописей не изменялся (см. на рис. 1, 2, 3).
Рис. 1. Образец прописей 1870 г.
Рис. 2. Образец прописей 1887 г.
Рис. 3. Образец прописей 1937 г.
Современное русское письмо также является одним из важнейших элементов национального культурного наследия. По своему культурообразующему и этнообразующему значению роль письма можно сравнить только с ролью языка. В процессе обучения чтению и письму на уровне визуального восприятия и на кинетическом уровне происходит активизация национального «исторического бессознательного» (исторической памяти) и генетического исторического опыта человека. Вместе с обучением родному языку, обучение письму является одной из важнейших частей формирования национальной самоидентификации личности.
Процесс функционирования и эволюции современного письма идет по двум направлениям:
– эволюция графических образцов для обучения письму (прописей);
– изменение письма, реализуемое в «живых» почерках конкретных людей.
Изменения в почерках современных молодых людей тесно связаны с введением в 1968 г. новых прописей для обучения письму. Прописи 1968 г. оставались (как и предшествовавшие им прописи 1937 г.) едиными для всех русских школ. Важнейшей отличительной чертой этих прописей стали значительные изменения в графике письма в сторону упрощения. Это выразилось в том, что начальные, извилистые движения элементов букв изменены на угловатые; интервальные элементы всех заглавных букв стали связными за счет простого петлевого движения и т. п. (см. рис. 4). Еще большее упрощение прописей произошло в образце прописей 1990 г. (прописи для детей, начинающих обучение с 6 лет). Рисунок букв по современным прописям практически приблизился к печатному шрифту (см. рис. 5).
Рис. 4. Образец прописей 1968 г.
Рис. 5. Образец прописей 1990 г.
Таким образом, произошло серьезное изменение графического стереотипа письма.
Исследование и анализ нескольких тысяч образцов почерков молодых людей, обучавшихся по новым прописям (образца 1968 г.), а также постоянная практика последних десятилетий работы в почерковедческой лаборатории, позволяющая наблюдать сотни почерков ежегодно, свидетельствуют о перечисленных ниже особенностях.
Во-первых, у современной молодежи наблюдается снижение степени выработанности почерка, что указывает на ухудшение овладения письменно-двигательным навыком.
Во-вторых, происходит упрощение графики русского письма и снижение его связности.
Более 70% молодых людей (мужчин) имеют почерк, по строению напоминающий стилизованный, который либо характеризуется малой степенью связности, либо является интервальным. Следует отметить, что данное обстоятельство противоречит задаче введения прописей 1968 г. (увеличение темпа письма за счет более высокой связности).
В-третьих, увеличение количества приближенных к стилизованным почерков, т. е. почерков с ярко выраженной и осознанной сменой (по сравнению с прописями) графического образца (явление, которое впервые за столетия истории русского письма оказалось массовым), может указывать на неудовлетворенность существующей графикой письма, в частности на ее психологическую некомфортность.
Серьезные изменения претерпели и внутренние факторы.
Процесс письма меньше всего является тем простым идеомоторным актом, каким его нередко пытались представить. В его состав входят очень многие психические процессы, лежащие как вне зрительной сферы (связанной с представлением букв), так и вне двигательной сферы (играющей роль в непосредственном осуществлении процесса письма). У каждого пишущего индивидуальны: анатомические и биомеханические факторы, относящиеся к движениям письменно-двигательного аппарата; характер протекания нервных процессов; психологические факторы, относящиеся к формированию зрительного образа (точность восприятия, запоминания, воспроизведения и т. п.).
За последние десятилетия, с учетом социально-экономических изменений, произошедших в нашей стране, выросли как минимум два новых поколения людей, психофизические характеристики которых отличаются от характеристик лиц, чьи почерки анализировались при создании существующих методик судебно-почерковедческой экспертизы. Социально-экономические изменения не могли не отразиться на формировании личности и, соответственно, на одном из его идентифицирующих комплексов – письменно-двигательном навыке.
В связи с вышеизложенным, в последние десятилетия среди почерков мужчин появились две различаемые группы почерков лиц, обучавшихся по старым и новым прописям.
Рис. 6. Образец почерка мужчины, обучавшегося по «старым» прописям (1937 г.)
Рис. 7. Образец почерка мужчины, обучавшегося по «новым» прописям (1968 г.)
Соответственно несколько изменились характеристики общих и частных признаков почерка (степени выработанности почерка; строения почерка и др.). С изменением конфигурации письменных знаков в новых прописях появились определенные сложности при обозначении частных признаков почерка.
Современный почерк характеризуется как средне- и высоковыработанный, простого строения (с элементами стилизации) или стилизованный. В теории судебно-почерковедческой идентификации понятие стилизованного почерка предполагает выполнение рукописного текста контролируемыми сознанием движениями (т. е. они являются вариантом измененного почерка). Поскольку стилизованный почерк у поколения молодых людей, обучающихся по новым прописям, стал вариантом скорописного письма, при проведении почерковедческого исследования необходимо уточнять возраст исполнителя и с учетом этого исследовать стилизованный почерк в одних случаях как измененный (лица старше 35 лет), а в других (при исследовании почерков молодых людей, рожденных в 70-е и более поздние годы) – как обычный вариант скорописного письма.
Изменения структуры современного почерка, основанного на новом рисунке прописей, не могли не внести и методических коррективов при использовании существующих математических (модельных) методик.
В связи с этим, не уменьшая значения работы по объективизации оценки результатов исследования почерка с помощью таблиц частоты встречаемости частных признаков и их идентификационной значимости, необходимо предупредить начинающих экспертов, что применение этой методики возможно лишь при исследовании почерков лиц, обучавшихся в период до 70-х годов (т. е. людей старше 35 лет). Это объясняется тем, что таблицы создавались на анализе почерков людей, обучавшихся по прописям, созданным в конце ХIХ в. и в 30-е годы ХХ в. Для объективизации оценки признаков современного почерка, т. е. почерка молодых людей от 35 лет и моложе (обучавшихся по прописям 1968 г.), необходимо создание новых таблиц частоты встречаемости частных признаков и их идентификационной значимости. Применение же разработанных экспертами Министерства юстиции таблиц частоты встречаемости признаков почерка при исследовании почерков лиц без учета возраста может привести к неправильной оценке значимости признаков и усложнить решение идентификационной задачи.
То же самое необходимо сказать и о применении методики модифицированного установления факта намеренного изменения почерка скорописным способом за счет изменения строения почерка и частных признаков.
Учитывая это, следует осторожно пользоваться «Методикой вероятностно-статистической оценки совпадающих частных признаков почерка в прописных буквах русского алфавита» (ВНИИ МВД СССР, 1990 г.). При создании данной методики математической обработке подвергались почерки лиц, обучавшихся по прописям 1937 г. и 1968 г. вместе, а частота встречаемости признаков и их идентификационная значимость при этом считались без учета данного факта.
Методика дифференциации рукописей на мужские и женские П.Г. Кулагина и А.И. Колонутовой также может быть применима лишь к почеркам лиц старше 35 лет.
Одним из признаков, отражающих структурные характеристики движений, является протяженность движений по вертикали (размер) и по горизонтали (разгон и расстановка). Если исходить из основного понятия общего признака почерка, как признака, характеризующего рукопись в целом, то в этом случае признак «протяженность движений по горизонтали» (или как синоним – «разгон почерка») как раз и является собирательным образом данного общего признака. При этом в данное понятие могут быть включены следующие составляющие: относительный размер букв по вертикали и горизонтали и расстановка – соотношение протяженности интервалов между буквами к ширине букв. Именно эти характеристики, как правило, дают общее представление о протяженности почерка по горизонтали.
Логически обоснованная классификация идентификационных признаков почерка позволит экспертам при производстве судебно-почерковедческих экспертиз правильно и всесторонне анализировать признаки почерка – от общего к частному, а также давать выявленным признакам объективную оценку, позволяющую обосновывать выводы.
Применение общей для всех экспертных ведомств классификации признаков почерка позволит экспертам «говорить на одном языке» при описании признаков почерка и обосновании выводов, а судьям и оперативно-следственным работникам – единообразно изучать и анализировать судебно-почерковедческие заключения, выполненные экспертами любых ведомств.