Содержание
1. Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права
2. Система и принципы хозяйственного права
3. Источники (формы) хозяйственного права
Список использованных источников
1. Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права
Хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения имущественного и организационного характера, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, а также по поводу государственного регулирования и управления данной деятельностью.
Приведенное определение включает в себя несколько понятий.
Хозяйственная деятельность - представляет собой производство (изготовление) и реализацию продукции (товаров, работ и услуг).
Государственное регулирование хозяйственной деятельности - это воздействие со стороны государства (в лице его органов) на экономические отношения посредством принятия административных, бюджетно-финансовых, организационно-правовых и иных предусмотренных законодательством мер, направленное на повышение эффективности экономики и реализацию внутренних и внешних функций государства.
Государственное управление хозяйственной деятельностью - это реализация государством функции управления хозяйствующими субъектами, чьё имущество находится в государственной (коммунальной) собственности, и субъектами, в уставных фондах которых государство (его административно-территориальные единицы) имеют доли, паи или акции.
Таким образом, предмет правового регулирования хозяйственного права образуют три обособленные группы общественных отношений.
Первую группу составляют отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности. Субъектами данных отношений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Для изготовления продукции любому субъекту хозяйствования необходимо приобретать сырьё, материалы, энергоносители, и с этой целью субъект хозяйствования вступает в договорные отношения с другими субъектами хозяйствования. Данные отношения строятся на основании принципа равенства сторон и в связи с этим именуются "горизонтальными отношениями". Отношения данной группы, как правило, строятся на основании хозяйственных договоров: поставки, контрактации, энергоснабжения, подряда и др. В этой связи следует отметить, что не являются хозяйственными гражданско-правовые договоры, направленные на удовлетворение личных, семейных и домашних нужд гражданина: договор розничной купли-продажи, проката, бытового подряда и другие. Договор, направленный на удовлетворение потребительских нужд, является завершающим этапом хозяйственной деятельности. Производство любой продукции в конечном итоге направлено на реализацию какого-либо товара, работы или услуги потребителю - физическому лицу. Однако одной из сторон "потребительского договора" является именно физическое лицо, которое, во-первых, само не является хозяйствующим субъектом, а во-вторых, наделено законодательством большим объёмом прав и правовых гарантий, чем субъект хозяйствования, реализующий ему тот или иной товар, работу или услугу. В связи с этим, на наш взгляд, отношения, складывающиеся по поводу приобретения потребителем товара, работы или услуги, не следует относить к предмету правового регулирования хозяйственного права.
Вторую группу отношений, регулируемых хозяйственным правом, составляют отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственного регулирования хозяйственной деятельностью. Эти отношения складываются между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), с одной стороны, и государственными органами, в чью компетенцию входят функции регулирования экономики - с другой. Данные отношения строятся на основании принципа неравенства сторон (действующего также в административном праве) и в связи с этим именуются "вертикальными отношениями".
Характеризуя отношения данной группы, следует перечислить государственные органы, в чью компетенцию входит государственное управление (регулирование) экономикой.
Органами общей компетенции являются:
Президент Республики Беларусь;
Национальное Собрание Республики Беларусь;
Совет Министров Республики Беларусь и др.
Органами специальной компетенции являются:
Министерство экономики Республики Беларусь. Департамент по ценовой политике данного Министерства осуществляет антимонопольное регулирование и государственное регулирование цен и тарифов;
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Данное Министерство обеспечивает формирование бюджетной системы посредством взимания налогов и сборов и контроль за их уплатой. В компетенцию органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь входит также контроль за соблюдением законодательства о торгово-посреднической деятельности, а также валютного и иного законодательства;
Министерство торговли Республики Беларусь. В компетенцию данного Министерства входит продление предельных сроков внешнеторговых операций, реализация некоторых мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а именно - лицензирования экспорта и импорта отдельных видов товаров;
Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет контроль за соблюдением законодательства о внешнеторговой деятельности, бюджетного законодательства, отдельных положений законодательства о ценообразовании и налогового законодательства. Комитет государственного контроля является органом валютного контроля;
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Данный государственный орган, прежде всего, осуществляет реализацию мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности - взимание таможенных платежей и контроль за их уплатой. Кроме того, как и Комитет государственного контроля Республики Беларусь, он является органом валютного контроля;
Национальный Банк Республики Беларусь. Осуществляет регулирование денежного обращения, кредитования и валютное регулирование. Наряду с перечисленными органами государственное регулирование экономики осуществляют в пределах своей компетенции и другие государственные органы.
Третью группу общественных отношений, регулируемых нормами хозяйственного права, составляют отношения, складывающиеся по поводу государственного управления хозяйственной деятельностью. Эти отношения складываются между государством в лице соответствующих органов и субъектами хозяйствования, в уставных фондах которых государство имеет доли, паи, акции, или имущество которых находится в собственности государства.
Таким образом, предмет хозяйственного права образуют три достаточно специфические, а главное отличающиеся по содержанию группы общественных отношений. Это обусловило специфику и разнообразие методов хозяйственного права.
Под методом отрасли права (законодательства) понимается совокупность приёмов и способов, с помощью которых соответствующая отрасль воздействует на регулируемые ею общественные отношения.
Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью, регулируются посредством следующих методов:
метод обязательных предписаний (императивный или административно-правовой метод). Данный метод реализуется посредством разработки и применения императивных норм, например норм, устанавливающих обязательную государственную регистрацию субъектов хозяйствования, устанавливающих обязанность соблюдения уровней регулируемых цен и т.д.;
метод автономных решений. Данный метод реализуется посредством разработки и применения диспозитивных норм. Данных норм в хозяйственном законодательстве значительно меньше, чем императивных. Однако такие нормы имеются. Например, нормы, закрепляющие за учредителями право выбора организационно-правовой формы для создания коммерческой организации; нормы, закрепляющие за субъектами хозяйствования право выбора контрагента, право на выбор вида хозяйственной деятельности и т.д.;
метод рекомендаций. Сущность этого метода состоит в том, что создаваемые на его основе правовые нормы не обязывают субъектов права осуществлять какие-либо действия, но рекомендуют их осуществлять посредством предоставления субъектам льгот и преференций, в случае осуществления соответствующих действий. Например, законодательством о свободных экономических зонах, устанавливающим порядок проведения конкурсов на право приобретения статуса резидента свободной экономической зоны, отдаётся приоритет тем инвестиционным проектам, которые предусматривают производство и реализацию импортозамещающей продукции. Данный метод нашел отражение в нормах, устанавливающих налоговые льготы, а также льготы по таможенным платежам.
2. Система и принципы хозяйственного права
Каждой самостоятельной отрасли права, как части общей системы права, присуща своя собственная система. Она формируется, объединяя в единые группы однородные правовые нормы, регулирующие определённый вид общественных отношений. Такие группы юридических норм именуются правовыми институтами.
В связи с определением понятия системы хозяйственного права необходимо затронуть вопрос о самостоятельности (обособленности) хозяйственного права как отрасли права Республики Беларусь. Следует отметить, что в белорусской юридической науке доминирует точка зрения, согласно которой хозяйственное право не является самостоятельной отраслью права, так как отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, регулируются нормами гражданского права, а отношения, складывающиеся по поводу государственного управления и регулирования хозяйственной деятельностью - нормами административного и финансового права. Однако, на наш взгляд, данная точка зрения не является бесспорной, так как она не учитывает следующие аргументы:
хозяйственные отношения являются самостоятельной группой общественных отношений. Хозяйственные отношения образуют отдельную группу имущественных отношений, для эффективного регулирования которых требуются специализированные правовые нормы, конструируемые с учётом специфики отношений, складывающихся по поводу осуществления хозяйственной деятельности и государственного регулирования, а также управления ею;
на сегодняшний день хозяйственное законодательство Республики Беларусь (как и законодательство ряда других государств в этой сфере) помимо собственно хозяйственно-правовых норм включает в себя нормы гражданского, административного и финансового права. Однако из этого не следует, что хозяйственное право не является самостоятельной отраслью права. В теории государства и права существует понятие "комплексной отрасли права". Под комплексной отраслью права понимается отрасль права, включающая в себя кроме правовых норм этой отрасли, нормы других отраслей права. Следует отметить, что в системе права Республики Беларусь помимо хозяйственного права комплексными отраслями права являются: экологическое право, аграрное право, таможенное право;
система права Республики Беларусь включает в себя значительное количество правовых норм, направленных исключительно на регламентацию хозяйственных отношений, которые сложно отнести к какой-либо другой отрасли права. Это, прежде всего, нормы, направленные на противодействие монополистической деятельности (антимонопольные нормы), нормы, регламентирующие инвестиционную деятельность, а также нормы об экономической несостоятельности субъекта хозяйствования;
хозяйственные отношения имеют особый субъектный состав: их субъектами могут являться только субъекты хозяйствования (юридические лица, их объединения, простые товарищества и индивидуальные предприниматели, а также государственные органы, в чью компетенцию входит управление и регулирование экономики). В этой связи следует отметить, что хозяйственное процессуальное право считается самостоятельной отраслью права, главным образом, именно из-за субъектного состава и специфики хозяйственных споров. Но при этом хозяйственное право, содержащее нормы права, на основании которых хозяйственные суды Республики Беларусь разрешают спорные хозяйственные отношения, ряд учёных-юристов не признает самостоятельной отраслью права.
С учётом вышеизложенных аргументов представляется возможным сделать вывод о том, что хозяйственное право является самостоятельной комплексной отраслью права. Следовательно, как самостоятельная отрасль права хозяйственное право имеет свою систему.
Система хозяйственного права - это структура данной отрасли права, включающая все хозяйственно-правовые нормы, которые сгруппированы по соответствующим правовым институтам.
Система хозяйственного права подразделяется на две части: общую и особенную.
Общая часть включает правовые институты, состоящие из норм, регулирующих все или значительное количество конкретных хозяйственных отношений. К институтам общей части хозяйственного права относятся: институт хозяйственно-правовой правосубъектности; институт юридической ответственности субъектов хозяйствования; институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования и другие.
Особенная часть включает в себя институты, состоящие из правовых норм, регулирующих конкретные виды хозяйственной деятельности, или регламентирующих реализацию отдельных функций государства по управлению и регулированию хозяйственной деятельностью. К институтам особенной части хозяйственного права относятся: институт государственного регулирования цен и тарифов; институт государственного регулирования внешнеторговой деятельности; институт государственного регулирования аудиторской деятельности; деятельности на рынке ценных бумаг; институт валютного регулирования и другие.
Система хозяйственного права строится на основании правовых принципов.
Принципы отрасли права - это основополагающие начала, на основании которых конструируются и исполняются нормы данной отрасли права.
Принципы хозяйственного права подразделяются на: общеправовые (распространяющиеся на всю правовую систему Республики Беларусь, в том числе и на хозяйственное право); межотраслевые (действующие в рамках нескольких смежных отраслей права); отраслевые (действующие в рамках одной отрасли права); принципы отдельных правовых институтов (действующие в рамках отдельных правовых институтов конкретной отрасли права).
К общеправовым принципам относится принцип законности в хозяйственных отношениях. Действия всех субъектов хозяйственного права должны соответствовать законодательству. На практике данный принцип находит отражение в двух аспектах:
в праве субъектов хозяйствования на обжалование ненормативных, персонифицированных актов и действий должностных лиц государственных органов;
в обязанности контролирующих органов при выявлении нарушений в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования ссылаться в актах соответствующих проверок на нормативные правовые акты, предписания норм которых субъект хозяйствования нарушил.
К межотраслевым принципам относятся принципы свободы договора, многообразия и равенства форм собственности.
1. Принцип свободы договора состоит в недопустимости принуждения субъекта хозяйствования к заключению какого-либо договора. Данный принцип находит отражение в ст.155 ч.3 Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г., согласно которой двусторонняя или многосторонняя сделка считается заключённой лишь при наличии согласованной воли всех сторон. Принцип свободы договора также нашёл отражение в следующих нормах закона Республики Беларусь 1992 г. "О противодействии монополистической деятельности и добросовестной конкуренции":
норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора;
норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования акцепта на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.
2. Принцип многообразия и равенства форм собственности - государственной и частной - закреплён Конституцией Республики Беларусь. Субъектам права, как государственной собственности, так и частной, предоставляются равные права и гарантии.
К отраслевым принципам относятся: принцип неприкосновенности деловой репутации и принцип единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений.
Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений состоит в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент её принятия. Если нормы не соответствуют экономической ситуации, то вероятность их нарушения, неприменения или избирательного применения возрастает многократно.
Разработка и принятие норм хозяйственного законодательства с нарушением принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода может повлечь возникновение следующих негативных тенденций:
тенденции неприменения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция может подорвать доверие участников хозяйственных правоотношений, прежде всего инвесторов, к хозяйственному законодательству в целом;
тенденции избирательного применения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция создает условия для роста уровня коррупции;
тенденции торможения экономического развития в результате применения норм, не соответствующих экономической ситуации.
Каждая из этих тенденций имеет исключительно негативный характер. Избежать данных тенденций возможно только при разработке норм хозяйственного законодательства на основании принципа единства правового и хозяйственного метода регулирования экономических (хозяйственных) отношений.
Среди принципов отдельных правовых институтов хозяйственного права выделяют следующие:
принцип защиты свободной и добросовестной конкуренции - принцип института государственного антимонопольного регулирования;
принцип непрерывности ведения бухгалтерского учёта - принцип института регулирования учёта, отчётности и анализа в хозяйственной деятельности;
принцип приоритета косвенного (экономического) регулирования цен и тарифов - принцип института государственного регулирования цен и тарифов и др.
3. Источники (формы) хозяйственного права
Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире.
Основным источником хозяйственного права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. Роль других источников права невелика.
Наибольшей юридической силой среди источников хозяйственного права обладает Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями. Статья 13 Конституции закрепляет межотраслевой принцип многообразия и равенства форм собственности, действующий как в гражданском, так и в хозяйственном праве. Наряду с данным принципом указанная статья Конституции содержит принцип социальной направленности государственного регулирования экономики. Также указанная статья Основного Закона Республики Беларусь закрепляет принцип предоставления равных прав для осуществления хозяйственной и иной, не запрещённой законодательством деятельности.
Наряду с Конституцией источниками хозяйственного права являются иные законодательные акты: законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Следует отметить, что хозяйственное право является одной из немногих отраслей законодательства Республики Беларусь, нормы которых не кодифицированы. На сегодняшний день отсутствует единый базовый кодифицированный законодательный акт, регламентирующий хозяйственные отношения. В этой связи следует затронуть идею разработки Предпринимательского кодекса Республики Беларусь. Как отмечает В.Ф. Чигир, идея о выделении из Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г. норм права, регламентирующих хозяйственные отношения, оказалась невостребованной. Соответствующая невостребованность обусловлена концепцией единства всех имущественных отношений независимо от их субъектного состава.
В результате такого подхода, в настоящее время имеет место рассредоточение норм, регламентирующих хозяйственные отношения, по многим законодательным актам, что, безусловно, усложняет их применение, а главное - доступность правовой информации для субъектов малого предпринимательства, которые имеют значительно более узкие возможности доступа к квалифицированной юридической помощи.
Нормы института правосубъектности субъектов хозяйствования на сегодняшний день содержатся в следующих законодательных актах: Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г., законе Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. "О предпринимательстве в Республике Беларусь", указе Президента Республики Беларусь № 285 от 18 июня 2005 г. "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности", законе Республики Беларусь от 10 января 2006 г. "О хозяйственных обществах", декрете Президента № 11 от 16 марта 1999 г. "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования".
Нормы института защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования содержатся в следующих законодательных актах: Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь 2006 г., Налоговом кодексе Республики Беларусь (Общая часть) 2002 г. и др.
Распределение правовых норм одних и тех же правовых институтов по многим нормативным правовым актам характерно для большинства правовых институтов как общей, так и особенной части хозяйственного права.
Международные договоры и обычаи, регламентирующие хозяйственные отношения, могут быть классифицированы на следующие группы:
международные договоры о защите прав и законных интересов инвесторов. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Королевства Дания "О содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций" от 31 марта 2004 г.;
международные договоры об устранении двойного налогообложения по налогам на доходы и имущество. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бельгия от 7 марта 1995 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и на имущество";
международные договоры о принципах взимания косвенных налогов при осуществлении субъектами хозяйствования экспортно-импортных операций. К данной группе международных договоров, в частности, относится Соглашение от 25 ноября 1998 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками Содружества независимых государств";
международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относится Конвенция ООН, подписанная в Вене 11 апреля 1980 г., "О договорах международной купли-продажи товаров";
международные обычаи, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относятся Правила толкования международных торговых терминов (International commercial terms, Incoterms - 2000 - Инкотермс - 2000), разработанные Международной торговой палатой в 1936 г., и неоднократно изменявшиеся;
международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю услугами. К данной группе международных договоров, в частности, относится Конвенция "О договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом" (Конвенция КДПГ), подписанная в Женеве 30 мая 1956 г.;
международные договоры, регламентирующие отношения, складывающиеся по поводу защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования. К данной группе международных договоров, в частности, относится Конвенция ООН от 10 июня 1958 г. "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений".
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Мн.: Амалфея, 2005. - 48 с.
2. Мартемьянов, В.С. Хозяйственное право. Т.1/В.С. Мартемьянов - М., 1994.
3. Тихиня, В.Г. Состояние хозяйственного законодательства Республики Беларусь и основные направления его совершенствования в условиях формирования правового государства / В.Г. Тихиня // Юридический журнал. - 2005. - № 4. - С.23-27.
4. Гусева, Т.А. Предпринимательское право: учеб. -метод. комплекс / Т.А. Гусева. - М., 2006.
5. Вабищевич, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право / С.С. Вабищевич. - Мн., 2003.
6. Михайлов, Д.И. Хозяйственное право: курс лекций / Д.И. Михайлов - Гомель, 2007. - 191 с.