Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Понятие государства: основные подходы и определения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ


КУРСОВАЯ РАБОТА


На тему: “ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ”


Курсовая работа

студента

Симонова А. Р.

Научный руководитель

Рукавишников И. А.


Дата сдачи ____________

Дата защиты ___________

Оценка _______________


Ростов-на-Дону, 2001


СОДЕРЖАНИЕ


Введение...............................................................................................3


1. Соотношение понятий – политическая власть и государство….4

1.1. Понятие политической власти ................................................4

1.2. Понятие государства.................................................................8

1.3. Государство, государственная власть

и гражданское общество: соотношение понятий.…………..10


2. Признаки государства ......................................................................12

2.1. Основные подходы к определению признаков государства .12

2.2 Признаки государства в реальной правовой системе………..13


3. Основные подходы к сущности государства ……………………..15

3.1. Социальное назначение государства…………….……………15

3.2. Основные подходы к сущности государства…………………17


4. Типология государства …………………………………………….20


Заключение ......................................................................................…..24


Литература.......................................................................................…...26


ВВЕДЕНИЕ


Государство, политическая власть, право – прежде всего, социальные явления и по своему происхождению, и по своей роли. Эти явления связаны жизнью людей в общении с себе подобными.

Общество – не просто совокупность индивидов. Это сложный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных различными отношениями, в том числе и классовыми. В обществе уже действуют не биологические, а социальные законы. Одни и те же социальные субъекты в разное время и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Политические формы общественной жизни напрямую связаны с политической организацией общества, в которую в качестве составной части входит государство как система органов власти.

Всякое общество требует властного руководства. Оно нуждается во власти, которая является необходимым условием функционирования общества как социальной системы, регулятором общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия. Люди не могут обойтись без власти потому, что в обществе их объединяют общие интересы, требующие соответствующего руководства экономическими и общественными процессами. Вокруг государства действуют все политические организации и движения. Они дополняют его деятельность или противостоят ей. Отношение к существующему в данном обществе государству определяет направление деятельности той или иной политической партии.

В данной курсовой работе мною будут рассмотрены понятия власти и государства, характерные признаки и типология государства и государственной власти. Также будет показана зависимость формы государства и психологии власти. Например, если видеть в государстве орудие насилия и подавления, то и в политике нужно видеть средство насилия и подавления, ввиду органичной связи государства и политики.

Рассмотрение в моей курсовой работе понятия общества - как совокупности общественных отношений позволило изучить исторические подходы к сущности государства, выявить специфику главных сфер общественной жизни. Но главной целью данной курсовой работы является постановка вопроса взаимоотношений государства, государственной власти и гражданского общества в общем смысле и конкретно в России.


1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И

ГОСУДАРСТВО.


1.1. Понятие политической власти.


Власть - это сложное явление, которое порождает множество подходов к его исследованию. Власть можно рассматривать как необходимую функцию любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности; власть характеризуется как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в обществе. Власть определяется как реальная способность осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью властных специальных методов. Существуют и иные подходы к определению власти, которые отражают те или иные стороны этого комплексного и многогранного явления.

“Власть - это способность подчинить поведение и деятельность людей воле всего общества, отдельного класса, группы лиц”1. Власть - это социальное явление. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества. В условиях первобытнообщинного строя власть была нужна для исполнения общих дел, которые были свойственны этому обществу. Ее появление было обусловлено необходимостью упорядочения отношений между людьми в племени, роде. По своей природе это была общественная власть, власть общественного самоуправления, опирающаяся главным образом на силу общественного мнения. Веления общественной власти соблюдались добровольно, и лишь в исключительных случаях власть использовала и меры общественного принуждения (например, изгнание из рода).

Насилие не просто сопровождало ход истории, а неизменно служило его пружиной и движущей силой . Власть в свою очередь, столь же постоянном однозначно, хотя и более скрыто, оказывалась источником и выразителем этой силы, охватывая все иерархические ступени социума от высшего руководства до превосходства одного человека над другим. Уже поэтому власть всегда считалась неизбежным злом и главной причиной социальной несправедливости. “Являя собой в первую очередь материальную силу, весомую грубую и зримую, власть тем не менее старалась опираться на закон, который регламентировал и официально закреплял право одних подчинять себе и эксплуатировать других членов социума”2. Именно таким способом, не прямо, а косвенно власть, т.е. насилие одних над другими, успешно реализовалась еще тысячелетие назад и осуществляется теперь.

Это позволяло маскировать откровенное насилие под социальную справедливость. "Суров закон, но закон", - с гордостью повторяли древние, разработавшие классическое право властвовать одних над другими - право, дожившее до нашего времени.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства обусловило превращение общественной власти первобытнообщинного строя в государственную, т.е. политическую, власть. Государственная власть опирается, прежде всего, на силу государственного принуждения, хотя осуществляется она с помощью различных методов и средств.

В обществе, где вся полнота власти принадлежит народу, государственная власть призвана выражать волю и обеспечивать коренные интересы всех членов общества. При этом власть организуется таким образом, чтобы обеспечить участие народа (непосредственное и через представителей) в управлении делами общества и государства.

Принадлежность народу власти предопределяет ее осуществление демократическими методами, подконтрольность государственной власти обществу.

“Главной обязанностью государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека, ибо в демократическом государстве человек, его права и свободы - высшая ценность”1. Власть предполагает структуру, через которую она и реализуется. Свое регулирующее воздействие на общественную жизнь людей государственная власть оказывает через систему государственных органов, в деятельности которых она как бы находит свое материальное воплощение. Государственные органы демократического государства в своей деятельности должны исходить из приоритета прав и свобод человека.

Вместе со свободой воли, выраженной в сознании, людям досталось в придачу нечто довольно странное - желание поработить, подавить и уничтожить себе подобных, то есть наделенных такой же свободой воли. Странное потому, что такая внутривидовая агрессивность, как уже было сказано, совершенно не свойственна даже животному миру. Благодаря мышлению человек осознал себя существом смертным. Это, в свою очередь сделало жизнь его главной ценностью и предметом неусыпных забот, а страх потерять жизнь - важнейшим мотивом поступков и поведения.

Таким образом, изначальный первобытный страх за собственную жизнь постепенно опосредуется по мере развития социума, обретая все более тонкие и изощренные формы. Страх перед коммунистами привел к власти, причем вполне легально и демократично, немецкий фашизм. В России мягкий государственный переворот, совершенный большевиками имел характер исторической флуктуации в пере возбужденном социуме, не подкрепленной какими-либо серьезными экономическими и политическими предпосылками.

Достоинством великого оратора древности Демосфена, но по мнению Плутарха1, было то, что с народом он говорил, как никто другой, смело и откровенно, сопротивлялся прихотям толпы и прямо-таки мертвой хваткой вцеплялся в ее промахи и заблуждения.

Носители власти, если они не экстремисты, вынуждены ориентироваться, прежде всего, на нормального, то есть среднестатистического гражданина, каких подавляющее большинство в любой социальной структуре, будь то отдельная партия или весь электорат. А такой человек, как учил еще Макиавелли2, ни хорош, ни плох, ни добр, ни зол - словом, нормален так же, например, как могут быть нормальны его рост, вес или физические способности. Только ориентируясь на такое заурядное большинство, президент или премьер могут рассчитывать на максимальную любовь народа в виде большинства голосов, учитывая, разумеется, особые интересы крупных социальных слоев, в том числе тех, кто беспомощен и нуждается в специальной защите.

Отсюда следует, что стоящие у кормила власти обязаны учитывать наряду с действительными интересами народного большинства также реальную психологию и мораль людей - то есть не только их хорошее, но и плохое, не только их дарования и активность, но и дурь, бездарность и лень, не только честность и трезвый образ жизни, но и склонность граждан при случае ловко обойти закон или приложиться к бутылке. Короче, исходя из реальности, правители обязаны принимать во внимание как сильные стороны своих сограждан, так и их слабости, не только достоинства, но и пороки . При этом они должны профессионально опираться на гигантский исторический опыт, накопленный власть имущими, равно как и на современную науку о двойственной природе людей, причудливо сочетающей сознательное с иррациональным и необъяснимым, что зорко подметил еще Ф. Бэкон3.

Н. Макиавелли (рубеж ХV - XVI веков ) вошел в историю как трубадур циничного принципа властителей "цель оправдывает средства", тут же взятого на вооружение основанным вскоре после его смерти орденом иезуитов. На самом деле Макиавелли был первым, кто посмел сорвать покров с неприкасаемого дотоле ореола Божественной власти, бесстрашно обнажив ее сущность, уходящую, как оказалось, корнями в саму природу человека. Будучи крупным, вхожим в коридоры высшей власти дипломатом, также талантливым историком и литератором, пройдя через пытки и тюрьму, Макиавелли гениально разглядел за пышный фасадом и мишурой реальную картину власти. В отличие от книжной премудрости власть, по его суждению, предельно реальна и, более того, является собой, так сказать, сгущенную реальность, поскольку она, как никто и ничто, вершит судьбы людей, постоянно решая вопросы их жизни и смерти. Любая предвзятость, надуманность, натяжка и фальшивка, вывариваясь в этом котле, оборачиваются рано или поздно непредсказуемыми последствиями, как правило, бедственными и трагическими в силу их неожиданности и крупных масштабов.

Глубокие суждения о власти Ф. Бэкона1 (рубеж XVI и XVII вв.) особенно поучительны потому, что, снискав по достоинству славу выдающегося философа, он занимал одно время высшую государственную должность канцлера Англии - наиболее богатой и могущественной, в ту пору державы. Бэкон знал, что говорил, утверждая со ссылкой на мудрость древних: кто поймет до конца природу человека, тот рожден для власти. Рассуждая в своих всемирно известных " Опытах " об искусстве властвовать, он дает весьма меткую характеристику истинного положения властителя. "Жалок тот, кто ничего не желает и всего опасается; а ведь именно таков обычай удел монархов. Вознесенные превыше всех людей, они не имеют желаний и оттого томятся тоской, зато много воображают опасностей и страхов, отчего утрачивают ясность суждений"2.

Секреты и парадоксы феномена власти, этого воплощенного насилия, существуют лишь до тех пор, пока люди определяют себя изначально благими. Достаточно отказаться от иллюзии, убедительно опровергаемой всей историей цивилизации, как завеса тайны тут же спадет, обнажив всего лишь весьма странную и противоречивую природу уже не выдуманного, а реального, живого человека.

1.2. Понятие государства


Вопрос о происхождении государства в течении не одного столетия был предметом долгих дискуссий. Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теократическая теория, т.е. божественного происхождения, согласно которой государство, как форма общения, предписано человеку Богом. Существует юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители воли божьей1.

Иное объяснение дается государству с точки зрения теории договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу - путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.

Наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые, как и вышеназванные, не подкрепляются данными исторической науки, рассматривающей государство как результат закономерного исторического развития.

Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.

Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.

Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа”2.

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств; существуют и другие (см. раздел 4 данной курсовой работы).

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной Среды и так далее.

Осуществление регулятивных функций предполагает роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека.

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”1.

Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.


1.3. Государство, государственная власть и гражданское общество:

соотношение понятий.


Государство и государственная власть находятся в тесной взаимосвязи. И эта взаимосвязь не сводится к тому, что государственная власть выступает одним из существенных признаков, отличающих государство от других социальных структур человеческого общества, негосударственных организаций, религиозных, профессиональных, партийных.

В широком, философском плане взаимосвязь государства и государственной власти можно рассматривать как соотношение формы и содержания. “Государство олицетворяет материальную силу государственной власти, которая не может осуществляться без соответствующего государственного механизма. Поэтому органы государства выступают основными орудиями власти, материальным ее выражением. Государственный орган, являясь основным структурным элементом государственного механизма, составной частью государственного аппарата, выступает в то же время в качестве официального выразителя государственной власти”1.

В правовом государстве система государственной власти основана на принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, то есть действуют в строгом соответствии с Конституцией, законами, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-властных полномочий, которыми они наделяются для выполнения стоящих перед ними задач. Власть подчинена праву.

В демократическом государстве государственная власть исходит от народа. Именно народ признается единственным источником государственной власти. Но выразителем воли народа, непосредственным как бы носителем государственной власти выступает государство как официальный представитель всего общества. Народ вправе и сам, непосредственно выражать свою государственную волю, осуществлять принадлежащую ему власть, например, путем референдума, то есть всенародного голосования по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни.

“Государство и государственная власть оказывают свое упорядочивающее, регулирующее действие практически на все основные сферы жизни человеческого общества”2. Но общество не может быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными структурами в обществе существуют и иные формы объединения и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе, которое включает “организацию и деятельность общественных организаций, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также сферу экономики (собственность, труд, предпринимательство), сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью как первичную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации”1.

Таким образом, совокупность общественных отношений и институтов, охватываемых понятием гражданского общества, определяют во многом важнейшие основы жизнедеятельности человека в обществе и государстве, служат удовлетворению его разнообразных потребностей. При этом надо иметь в виду, что "гражданское" не просто прилагательное, к термину "общество". Оно возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономической, политической, духовной.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Например, правотворческая деятельность государства, работа органов народного представительства тесно взаимосвязаны с деятельностью политических партий, общественных организаций граждан. Можно заключить, что нормальная и эффективная работа государственного механизма, всей организации политической власти общества невозможна без развитого гражданского общества, выступающего своеобразным посредником, важным звеном между личностью и государством. “Гражданское общество выступает той социальной средой, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений”2. Демократическое, правовое государство служит интересам личности и общества. Поэтому гражданское общество предполагает тесное сбалансированное взаимодействие государственное и негосударственных организаций.


2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.


2.1. Подходы к определению признаков государства.


Общие основные признаки государства позволяют прежде всего вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных объединений, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой “определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции”1.

Марксистский взгляд на признаки государства, отличающие второе от организации общественной власти в родовом строе, изложен Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”2. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет общие признаки, которые присущи цивилизованному обществу:

Разделение подданных государства по территориальным единицам;

Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением;

Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

Если определять государство с точки зрения социологии, то выделяют следующие признаки государства:

Совокупность людей – народ;

Господствующая над ними власть;

Территория – как предел действия этой власти.


Все представители различных научных направлений формально не противоречат друг другу. Однако, государство в реальной действительности – это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних ступенях развития, поэтому целесообразно выделить те признаки государства, которые имеют место в наше время.


Признаки государства в реальной правовой системе.


Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство, в отличие от догосударственной организации власти, характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением, властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории. В то же время, как отмечает В.В. Кокошкин2, каждый из характерных признаков государства представляет сам сложное понятие и требует самостоятельного исследования. Поэтому ограничусь лишь перечислением и кратким описанием основных признаков государства, принятых в реальной действительности.

Признаками государства являются:

1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей, выполняющий функции управления и принуждения, который является совокупностью государственных органов. Важнейшими государственными органами являются законодательные, исполнительные, судебные и карательные – армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.


2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на этой территории. Между членами общества существует новый социальный институт – гражданство или подданство. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственных границ, которые отделяют одно государство от другого.

3. Государственный суверенитет, т.е. “верховенство и независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права”1. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство наряду с другими его признаками от других организаций общества (например, политических партий). Независимость государственной власти конкретно выражается в следующем:

в универсальности – только решения государственной власти распространяются на все на селение и общественные организации данной страны;

в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которых нет ни у каких других организаций.

4. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство - единственная организация, которая осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.


5. Государственная организация с необходимостью предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.

Таковы наиболее общие признаки государства как специфической организации общества. Сами по себе, они не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. Но с совершенствованием общества, самого человека меняется и государство, его общие признаки наполняются новым, перекликающимся со старым, но более рациональным содержанием.

3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА.


3.1. Социальное назначение государства.


Сущность государства как общественного явления представляет собой “многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы”1.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Анализ определенных экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил дать “универсальное” определение сущности государства – государство есть “лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства”2. Однако, качественные изменения в жизни общества привели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, а потом ряда других государств после второй мировой войны уже не вкладывалось в вышеприведенную формулировку. Это позволило сделать вывод, что “ развитие государства – сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.”3

Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономи­ческие интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталис­тов). Однако по мере совершенствования общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного “взросления” человека “эко­номическая и социальная база государства расширяется, принудитель­ный же элемент его власти сужается”4.

Таким образом, в силу объективных причин государство превра­щается преимущественно в организующую силу общества, которая вы­ражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Соб­ственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобра­зований отношений собственности изменяется и социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формирова­нием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала при­обретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида.

Еще А. Смит отстаивал индивидуальную свободу каждого чело­века в сфере хозяйственной деятельности, регулируемую конкуренцией.1 Он считал, что всюду, особенно в экономической области, если человек пользуется свободой выбора, то он избирает наиболее выгодные пути.

В современном государстве частная собственность становится не столько государственным, сколько общественным институтом, который находится под государственной защитой. Государство стимулирует и охраняет ту собственность индивидов, которая органически включается в общую, экономическую систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие; всеобъемлющая государ­ственная собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания временем.

С изменением условий жизни общества произошло, с одной сто­роны, “сужение сущности государства как организации классового гос­подства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного раз­вития сокращается “отрыв” государства от народа, происходит приближений его к коренным интересам и потребностям общества и личности”2. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государ­ство превращается в орган, служащий обществу.

В каждом конкретном государстве есть общее, характерное дня всех государств, особенное, выражающее отличительные признаки род­ственной группы государств, и единичное, присущее только данному конкретному государству. На всех ступенях своего исторического раз­вития государство сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в силу меняющихся условий общественной жизни.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исто­рически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений.


3.2. Различные подходы к сущности государства.


Попытки определить социальное предназначение государства на всю его историческую перспективу предпринимались мыслителями разных эпох и различных научных направлений.

Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социаль­ное назначение государства поддержал и развил Гегель. Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: “Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает”1.

Цицерон видел в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций), общую безопасность (Гоббс), общую свобо­ду (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека2.

Немецкий юрист Р. Моль считал государство постоянным, единым организмом таких установлений, которые, руководимые общей волей, поддерживаемы и приводимы в действие общей силой, имеют задачей достижение дозволенных целей определенного на данной территории народа.

Заслуживает пристального внимания то, как определяли понятие государство русские юристы. Преданные длительному игнорированию со стороны советских властей, эти идеи представляют сейчас реальный интерес. Коркунов, например, представляет государство как “общепризнанный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми”3. Трубецкой считает государство союзом людей, властвующим самостоятельно и исключительно на определенной территории. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Хвостов, Шершеневич и Кокошкин4. Гумплович определяет государство как “естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка”5.

Государство как историческое явление имеет двойственную при­роду. Будучи организацией политической власти экономически господ­ствующего класса, оно одновременно является “организатором “общих дел”, вытекающих из природы всякого общества”2. Марксистское учение о сущности госу­дарства однозначно считает преобладающими на всех этапах развития государства классовые начала.

Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.

В середине XX века возникает ряд теорий:

“государство всеобщего благоденствия”,

“плюралистическая демократия”,

“правовое госу­дарство” и др.

Все теории видят главную задачу современной государствен­ности - в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Берне, Джонс и др.)3.

Взгляды на социальное назначение государства опре­деляются теми объективными условиями, которые .характерны для дан­ного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства. Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдель­ные исторические, периоды существенное влияние оказывают и. субъек­тивные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть истори­ческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в, практике государственного строительства.

Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей стране до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика под­вергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. “Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании госу­дарства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в “полугосударство” опыт развития нашей страны не подтвердил”1. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавле­ния большинства народа. Такая практика и позволила сделать заклю­чение об “истинности” и “универсальности” теории классового госу­дарства.

Приверженность лишь одной из возможных гипотез обществен­ного развития, которую отстаивала марксистско-ленинская наука (“кризис и загнивание капитализма; империализм как преддверие социалистической революции”1), не позволила в последующем увидеть серьезных изменений, происходящих в общественной жизни. Капитализм как общественный строй, несмотря на сильные кризисные потрясения, постепенно укрепился и значительно видоизменился. Он оказался способным воспринять и реально внедрить прогрессивные идеи обще­ственного развития в практику.

Итак, подавляющее число мыслителей прошлого рассматривали государство, в основном, с точки зрения социологии и права. А представители марксистко-ленинского учения считали основным признаком любого государства классовость, без учета которого невозможно дать определение государства.

4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА


На содержание права, особенно конституционного и административного, а также на реализацию правовых норм оказывает влияние установление той или другой формы государства.

Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Форма государства как совокупность внешних признаков государства показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими органами, какими методами. Она включает в себя три связанных между собой института: “форму правления, форму государственного устройства, государственный режим”1.


Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха (короля, царя, шах и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья, и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современной формой ограниченной монархии является парламентарная монархия, в которой у монарха – номинальная роль, ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичным примером парламентской монархии является современная Великобритания.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть парламентарные либо президентские.

В парламентарной республике главой государства является выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. В настоящее время парламентарная республика существует, например, в таких странах, как Италия, ФРГ, Австрия и др.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президентской республикой, является, например, США, где впервые была установлена эта форма правления.

Под формой государственного устройства понимают национально-территориальную организацию, т.е. то, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Государства по формам государственного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Формой соединения государств, союза между ними является конфедерация.

“Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.)”1. Унитарными государствами являются, например, Япония, Франция, Эстония. В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д. В отдельных случаях, при наличии национальных меньшинств, в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.

“Федеративное государство - это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые выступают в качестве членов федерации. Члены федерации (штаты, земли, государства) имеют свое административно- территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации”2. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, ФРГ и др.

Конфедерация - это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации в отличие от федерации нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств - членов конфедерации. Нет в конфедерации и единого гражданства: имеется гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз. Объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. В конфедерацию обычно объединяются государства для достижения определенных целей. При этом они создают специальные объединенные органы для координации действий. Как правило, решение этих органов становятся обязательными для граждан отдельных государств, входящих в конфедерацию лишь после их утверждения органами этих государств. Конфедерация иногда предшествовала образованию федерации. Например, конфедерацией была Швейцария до 1848 года.


Наряду с указанными выше элементами формы государства его особенности с точки зрения демократизма или антидемократизма выражает понятие политического режима.

“Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами (демократическими , антидемократическими) с помощью которых осуществляется государственная власть.

Демократический режим характеризуется признанием за гражданами широких прав и свобод, легально действующими оппозиционными партиями, формированием правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и так далее”1.

В условиях антидемократического режима происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, возможно упразднение высшего представительного органа власти (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и так далее.

Для характеристики формы государства, его политического режима большое значение имеет понятие "демократия" (народовластие). Этим понятием обозначаются государства, в которых правление осуществляется по воле большинства, единственным источником государственной власти признается народ. Законодательная власть в демократическом государстве осуществляется избираемым населением представительным органом (народным собранием, парламентом). Народ вправе и непосредственно осуществлять законодательную власть.

“Выборы органов народного представительства являются свободными и производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Права человека в демократическом государстве обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией данного государства”2.

Следует различать понятия: "непосредственная (прямая) демократия" и "представительная демократия". "Непосредственная демократия означает прямое участие народа в решении государственных дел, например, путем референдума всенародного голосования по законопроекту. Представительная демократия - это участие народа в управлении государством, осуществление принадлежащей ему власти через систему представительных, выборных органов власти.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство - всеобъемлющее государство, поглощающее гражданское общество. Такое всеобъемлющее управление осуществимо, как правило, только при диктатуре, основанной на единстве власти, на монополии работодательства, на единой партии, на беспощадном терроре.

Авторитарное государство характеризуется тем, что оно не сливается с обществом, его сильная централизованная власть не является всеохватывающей, как при тоталитарном режиме. Однако авторитарное государство вмешивается в те сферы жизнедеятельности общества, в которые в условиях демократического режима государство вмешиваться не должно. Авторитаризм обычно сочетается с элементами личной диктатуры.

“Развитие России как правового, демократического, федеративного и социального государства предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти РФ является ее многонациональный народ”1. Демократия осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности. Государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-то его части, ответственны перед человеком и гражданином, человек, его права и свободы - высшая ценность. “Система государственной власти основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением”2. Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Таковы общие черты, характеризующие правовое, демократическое и социальное государство.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Из анализа государственной формы организации общества можно сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, является:

единое территориальное и экономическое пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь; наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть;

единая система налогов и финансов. Государственно организованное общество имеет единый язык для общения на территории государства, единую оборону и внешнюю политику, транспортную, энергетическую и информационную системы;

определенные единые права личности, охраняемые государством. Власть имеется в каждом обществе, но только в государственно организованном обществе эта власть приобретает черты государственной власти, структура которой включает в себя государственно организованную группу чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих общие и классовые интересы.

Таким образом, в широком смысле государство - это организованное политической властью общество, подчиненное правовым законам, целостность которого создается публично- властными структурами, олицетворенными в государственно-правовых институтах и отношениях. В узком смысле государство - это система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий как интересы определенных социальных групп, так и интересы общества в целом. Государство является главным институтом политической системы и основным субъектом политики как система органов власти.

Целью данной курсовой работы было определение соотношения понятий государственной власти и государственного права. После проделанной работы можно сделать следующий вывод:

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с двух диаметрально противоположных точек зрения. Одни исторические деятели безапелляционно связывали появление права с деятельностью государства и признавали в качестве правовых норм только те, которые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц. Другие, напротив, считали, что право существовало и будет существовать вне деятельности государства, и что государство само является порождением права.

Между тем, истина заключается в нахождении золотой середины. Для принципиального решения вопроса надо отвлечься от различия понятия государства в исторических периодах его развития и исходить из того, что “государство представляет собой совершенную организацию, отражающую интересы населения”1 и должно быть озадачено поиском наиболее благоприятных для своих граждан решений. Право и государство неразделимы, если иметь в виду причины их появления в обществе и социальные роли (функции). Право и государство взаимообусловлены и взаимосвязаны. Они формируют друг друга и взаимно влияют на друг друга. Чтобы создать правовое государство, нужно добиться последовательной демократизации общества, установить правовые основы государственного строительства и контроль над соблюдением правопорядка и принципа законности. “Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности”2.

Создание правового государства в России связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином, с совершенствованием существующего законодательства и повышением авторитета закона, со строгим соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.


ЛИТЕРАТУРА


1. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.424.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.668.

3. Основы государства и права: Учебник.Под ред..Андреева И.А. М. 1993. С.352.

4. Лившиц.Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.340.

5. Философский словарь. М. 1997. С. 604.

6. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1992. С.240.

7 Воробьев К.А. Политология. М. 1996. С.306.

8. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. М.1977. С.326.

9. Право.// Под ред. Варывдина В.А. М.,1999. С.32.

10. В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.368.

11. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.466.


1 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.1992. С. 181.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.254.

1 Керимов Д.А. Общая государства и права.М.1977. С. 250


1 Философский словарь. М. 1997. С. 401.

2 Там же. С.322.

3 Там же. С.20.

1 Философский словарь. М. 1997. С. 21

2 Там же. С.22.

1 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М.1994. С.23.

2 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.34.

1 Лившиц.Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.32.

1 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.34.

2 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.62.

1 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.62.

2 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.36.

1 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.57.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255

2 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1992. С.190.

1 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.61.

1 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С. 51.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.260

3 Общая теория права и государства: Уч. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.26

4 Там же. С. 28

1 Философский словарь. М. 1997. С. 103.

2 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.34.

1 Философский словарь. М. 1997. С. 21.

2 Там же. С. 77.

3 Там же. С.56.

4 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1992. С.190.

5 Философский словарь. М. 1997. С. 23.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255.

3 Философский словарь. М. 1997. С. 77.

1 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С. 67.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.258.

1 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.23.

1 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.23.

2 Там же. С.24.

1 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.24.

2 Право.// Под ред. Варывдина В.А.. М.1999. С.1.


1 Лившиц Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.58.

2 Там же. С.59.

1 Право.// Под ред. Варывдина В.А. М.1999. С.1.

2 Лившиц.Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.34.

Похожие работы:

  1. • Механизм государства: понятие и структура
  2. • Понятие и система органов исполнительной власти
  3. • Основы организации и деятельности государственной ...
  4. • Понятие и сущность государства
  5. • Понятие государства и права, их признаки
  6. • Основные научные подходы к определению понятия компетентности
  7. • Понятие и признаки государства
  8. • Государство как политическая, структурная и ...
  9. • Функции государства: понятие и классификация
  10. • Определение понятий "государство" и "гражданин ...
  11. • Определение понятий
  12. • Основные понятия теории физической культуры: их сущность ...
  13. • Анализ динамики определения сущности государства
  14. • Понятие и сущность права, определение права
  15. • Искусство определения понятий
  16. • Основные понятия и решения моделирования
  17. • Сущность и понятие права: современные подходы и решения
  18. • Понятие государства и государственной власти. Функции ...
  19. • Основные подходы к определению понятия власти
Рефетека ру refoteka@gmail.com