Взаимосвязь политического режима и коррупции
На сегодняшний день коррупция, является одной из самых важных и трудноразрешимых проблем, приобретших глобальный характер. Для того чтобы наилучшим образом понять, влияние коррупции на внутреннюю структуру государства, следует дать ей определение. Итак, термин коррупция происходит от латинского слова corruptio, что означает подкуп. В современной науке коррупция понимается, как совокупность преступлений, состоящих в использовании должностными лицами прав, которые связаны с их служебной деятельностью, в целях личного обогащения в ущерб государству и обществу1. Наиболее распространенными формами проявления коррупции, являются: подкуп; и получение взятки должностным лицом. Говоря о взаимосвязи коррупции и политического режима, следует отметить, что политический режим – представляет собой систему методов осуществления демократических прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности2. Это означает, что политический режим, является сущностной характеристикой государства, его внутреннего устройства. Политический режим содержит в себе определенную систему сдержек и противовесов, необходимую для борьбы с коррупцией. Характер мер, предусмотренных данной системой, напрямую зависит от вида и содержания политического режима, тех политико-правовых институтов, которые им охватываются. Исходя из этого следует напомнить об основных видах политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Демократия и тоталитаризм занимают крайние положения не случайно, так как являются полностью противоположными друг другу. Демократический режим, в сравнении с тоталитарным имеет гораздо больший потенциал для генерирования коррупции. Это обусловлено в первую очередь тем, что частное предпринимательство в условиях рыночной экономики имеет несоизмеримо больший капитал, средства которого могут быть использованы для подкупа чиновников3. Вторым немаловажным обстоятельством, является возросшее в разы количество чиновников разного уровня. По последним данным численность бюррократийного аппарата, по сравнению с Советским Союзом, увеличилась в два раза. Что усложнило контроль над деятельностью чиновников.
Еще одним фактором, способствующим массовому распространению коррупции, является представление государственному аппарату на федеральном уровне и на местах полномочий на решение ключевых вопросов проведения приватизации государственной и муниципальной собственности, а также сохранение за ними привилегий по распоряжению оставшейся у государства собственностью4. Данное обстоятельство позволяет, органам федерального уровня и органам местного самоуправления проявлять инициативу в той области, решение вопросов в которой есть неотъемлемая обязанность высших государственных органов, что неизбежно приводит к банальной продаже государственного имущества заинтересованным лицам, посредствам денежных средств, предоставляемых чиновникам в качестве взятки. Последним, в некоторой степени, самым важным обстоятельством, являются меры юридической ответственности для коррумпированных чиновников. По закону преступления связанные с получением взятки, влекут за собой уголовное наказание в виде лишения свободы. Но по факту, осужденные отбывают условное наказание, что в свою очередь порождает еще один очаг коррупции.
Совсем иначе обстоит положение с коррупцией при тоталитарном политическом режиме. Тотальный контроль государства за всеми сферами деятельности государственных служащих, попросту исключает масштабное распространение коррупции. Наказание, для чиновника, получившего взятку, предполагает очень суровый характер. Кроме того, как было выше сказано уровень коррупции зависит не только от определенного вида политического режима, но также и от его содержания, особенностями и состоянием его институтов5. Тоталитарный режим отличается от демократического, как раз наличием специальных органов, осуществляющих контроль, за деятельностью ответственных чиновников (Например, в СССР существовал Комитет Народного Контроля). Таким образом, можно сказать, что при тоталитаризме чиновник испытывает страх наказания, за совершенное им экономическое преступление, соответственно проявление актов «мздоимства» исключается по факту.
Коррупция представляет собой социальное явление, оказывающее деструктивное влияние на общество и государство в целом. Применительно к современной России, проблема коррупции стала не только одним из признаков политического режима, а степенью отражения его дисфункциональности. На сегодняшний день коррупция достигла беспрецедентных масштабов, и превратилась в угрозу национальной безопасности. Именно поэтому в целях борьбы с этим злостным недугом, необходимо ужесточения законодательства, а именно в части наказания для коррумпированных чиновников. На современном этапе политический режим России, находится на стадии перехода к демократии. Вследствие чего он отличается своей несформированностью и неустойчивостью. Незрелые формы демократии, совместно с оставшимися институтами тоталитаризма, лишь усиливают неравновесное состояние современного политического режима, ослабляют его иммунитет против криминализации власти6. В сочетании с тотальной приватизацией, проводимой государством, они способны генерировать коррупцию как массовое явление и могут обесценить любые прогрессивные реформы, любое движение к идеалам свободы в экономике и политической жизни. Более того, в совокупности с системной коррупцией, они могут привести страну к национальной катастрофе. При этом следует отметить, что стремление к идеалам свободной экономике, в некоторой степени, также способствует распространению коррупции. Это означает, что, глядя на исторический опыт нашей страны, можно увидеть, что именно в годы тоталитарного режима и плановой экономики, Советский Союз был экономически мощнейшим государством, практически с отсутствием коррупции в государственном аппарате страны. Как было выше сказано, это обеспечивалось страхом наказания и тотальным контролем, над всеми сферами жизнедеятельности граждан. При демократическом режиме, невмешательство государства в политическую, экономическую и иные сферы, дает объективную почву для коррупции.
Как оказалось демократический режим не способен, в силу ряда обстоятельств, эффективно бороться с коррупцией. Но в тоже время и тоталитаризм, не представляется наилучшим средством борьбы с коррупцией в глобализирующимся мире, так как тоталитарный режим не исключает коррупцию полностью, а только снижает ее уровень. На данный момент, одними из наиболее подходящих мер борьбы с распространением коррупции, являются: во первых ужесточение наказания для коррумпированных чиновников, с применением конфискации их незаконно нажитого имущества; а во вторых воспитание индивидуального правосознания чиновников основанного на недопустимости корыстных побуждений.
Библиография
1. Никитин, А.Ф. Основы права: учебник / А.Ф. Никитин.- М.: Дрофа, 2007.- 414 с.
2. Политический режим и преступность: монография / В.Н. Бурлаков, Ю.Н. Волков, В.П. Сальников.- СПб.: «Юридический центр ПРЕСС» , 2001.- 365 с.
3. Кудрявцев, А.Ю. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Правоведение.- 2002. № 1.- С. 195-205
1 Основы права. Учебник / Под ред. А.Ф. Никитина. М., 2007. С. 384
2 Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды// Правоведение. 2002. №1. С. 195-205
3 Бурлаков В.Н. Политический режим и преступность. СПб, С. 297-308
4 Там же. С. 300
5 Бурлаков В.Н. Указ соч. С. 301
6 Там же С. 302