Введение
Пенитенциарная система России зародилась еще в глубокой древности и на протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась. В данной работе речь пойдет об отдельном периоде развития пенитенциарной системы России, а именно о том, какая была эта система в XIX веке.
В 1-й половине XIX в. пенитенциарную систему России изменяли медленно. Реформы Александра II выявили в пенитенциарной системе России проблемы: слабость правовой базы, отсутствие централизованного руководства УИС; низкая эффективность связи меж центром и местными учреждениями; недостаток финансирования (в т.ч. слабая материальная база пенитенциарных учреждений; нехватка тюремных помещений, ведущая к их переполнению); неудовлетворительное состояние зданий (антисанитарные условия в помещениях, примитивные бытовые условия заключенных); низкий профессионализм кадров персонала учреждений УИС (нехватка, низкий уровень образования); широкое применение мер, унижающих человеческое достоинство (позорящие знаки; 4-угольные лоскуты, бритье правой или левой стороны головы), кандалы, розги, кулачное право среди осужденных и др. В связи с этим, во 2-й половине XIX в. начали серьезную разработку теоретической пенитологии.
В данной работе мы рассмотрим систему исполнения наказаний в России в первой половине XIX века, а также тюремную реформу второй половины XIX века.
Для написания работы были использованы труды Рогова В.А., Демина В.А., Рыбникова В.В., Алексушина Г.В., Исаева И. А., Александрова С.В.
1. Система исполнения наказаний в России в первой половине XIX века
Начавшееся в 1801 г. присоединение Предкавказья, Кавказа и Закавказья к России сформировало новый вид наказания - отправку провинившихся офицеров в действующую армию на Кавказ.
В каждом из уездных городов губернии имелась тюрьма — острог, позже - «тюремный замок». Центрального управления тюремными учреждениями до 1879 г. не было. Тюрьмы находились в ведении: политические - 3-го отделения СЕИВК, общеуголовные - Департамента полиции исполнительной МВД. В губерниях тюрьмами ведали губернские правления, а в самих местах заключения имелись смотрители из полицейских чинов. Тюремные замки в уездах были тесными, ветхими, без церквей, молитвенных домов, больниц и устроенных хозяйственных помещений. Из-за этого заключенные не могли трудиться в мастерских, вне тюрем работали редко на казенных и общественных работах (занимались чисткой улиц, получая за это улучшенную пищу). Нравственностью заключенных не занимались.1
По указу Сената от 12 января 1803 г. сотрудников губернских правлений обязали подробно объяснять этапируемым, за что их наказывают, куда и на сколько отправляют, какие меры наказания их ожидают. В самих губернских правлениях следовало завести алфавитные книги для записи всей подобной информации. Эти предписания расширил февральский указ Сената. Ввиду отсутствия за многими этапируемыми их дел, с того момента губернские правления обязали высылать с этапируемыми сопроводительные документы.
Созданную Положением 3 июля 1811 г. внутреннюю стражу обязали принимать и провожать арестантов.
В 1812 г. в ряде российских городов появились конвои полураздетых и полуразутых французов-военнопленных: «...тогда все состояния озлоблены были до неистовства против врагов нашего Отечества, вместо квартир запирали их кучами в пустых сараях и амбарах. Равнодушно нельзя было смотреть на несчастные жертвы властолюбия Наполеона». Содержали военнопленных в ссылке, на поселении, что гораздо более гуманно, нежели каторга в рудниках, лесоповалах или строительствах или ссылка в Восточную Сибирь или Дальний Восток. Климат этих регионов французы и итальянцы вряд ли бы пережили. Отношения с французами складывались сложные. В июне 1814 г. военнопленных стали возвращать домой.2
8 февраля 1817 г. ввели этапную систему конвоирования арестантов.
Английский пенитолог Венинг нашел российские места заключения в удручающем состоянии и предложил императору создать благотворительную организацию для их улучшения. В 1819 г. по образцу и подобию Британского библейского общества с разрешения и под покровительством Александра I создали Общество попечительное о тюрьмах для благотворительной деятельности в отношении заключенных. Александр I провел еще ряд тюремных преобразований: обязал губернаторов (как сотрудников МВД) руководить пенитенциарными учреждениями, следить за скорейшим решением дел о колодниках; поручил губернским прокурорам наблюдать за уголовными делами и ревизовать работные и смирительные дома; запретил заковывать в кандалы осужденных и разжалованных офицеров; пытался ввести различное и отдельное содержание осужденных по роду совершенных ими преступлений.
Контингент пенитенциарных заведений был разным, в острогах содержали и религиозных преступников. Так, в 1827 г. в тюрьме скончался И. Григорьев, посаженный за призыв верующих не ждать наступления тысячелетнего царства Божьего на Земле, своими руками создавая лучшее общество.
Указ Сената от 19 августа 1830 г. регламентировал губернаторам организацию бритья голов арестантам перед их этапированием посредством цирюльников внутренней стражи.
После подавления Польского восстания 1831 г. многих осужденных поляков выслали в разные города страны.
Функционирование в губерниях Тюремных комитетов и Попечительных о тюрьмах обществ лишь номинально относилось к системе управления местами заключения, а в основном сводилось к оказанию материальной помощи, организации духовно-нравственного воспитания заключенных. Вначале Тюремные комитеты не имели денежных средств, позднее получили капиталы в наличных деньгах и процентных бумагах.3
Правительство Николая I по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных, принятому Государственным Советом в 1845 г., стремилось систематизировать наказания. Все наказания разделили на 2 разряда (уголовные и исправительные). Смертную казнь сохранили за преступлениями государственными и карантинными.
К наказаниям уголовным отнесли: лишение всех прав состояния и смертную казнь; лишение всех прав состояния и ссылку на каторгу; лишение всех прав состояния и ссылку в Сибирь или на Кавказ (публичное битье плетьми для лиц, не изъятых от телесного наказания).
К наказаниям исправительным отнесли: ссылку; направление в арестантские роты; заключение в крепость (тюрьму, смирительные и работные дома); кратковременный арест; выговор; денежные взыскания.
В 1851 г. значительно разросшееся попечительное о тюрьмах общество официально ввели в структуру учреждений МВД.
В городах работали эшафоты. В книгах того времени можно встретить его описание: «...черного цвета деревянный разборный помост с стоящим на нем столбом. Это сооружение называлось Эшафот. Он возвышался над землею аршина на 1-2 и имел около 2 сажен в обороте. Место же это в общем называлось Лобное место и было огорожено городьбой, за которой обыкновенно теснился народ. На помост вела небольшая лестница».4
Наказания на эшафоте проводили по заведенному обычаю: «...привозили преступника с «барабанным боем». На «позорных дрогах» была сделана скамья, благодаря чему везомый возвышался над толпой. Сидел он задом к лошади...
Привезенного из острога преступника, на особых черного цвета «позорных дрогах», «выводили» на возвышение. На груди его висела деревянная доска с обозначением его преступления, за каковое он подлежал наказанию. После прочтения приговора его привязывали к столбу и проводили экзекуцию.
Толстый палач в красной рубахе с засученными рукавами в широких черных шароварах с трехконечной плетью в руке приступал к делу.
Перед ударом он вскрикивал «берегись» и наносил удар, затем, не торопясь переходил на другую сторону столба, снова произносил «берегись», снова наносил удар...
Как всегда при экзекуции была масса мальчишек. Народ считал удары. В пользу наказуемого тут же производился сбор денег».
В 1-й половине XIX в. в российской уголовно-исполнительной политике провели изменения: создали нормативно-правовую базу по исполнению наказаний; в УИС начали работать благотворительные организации; усложнили пенитенциарную систему (множество видов заключения: тюрьмы, остроги, смирительные и работные дома, монастырские тюрьмы и др.).
2. Тюремная реформа второй половины XIX века
Как уже было сказано, во 2-й половине XIX в. началась серьезная разработка теоретической пенитологии. Были изданы работы пенитологов Н.С. Таганского, С.П. Мокринского. Из работ профессора С.В. Познышева и И.Я. Фойницкого в научный юридический аппарат вошли термины «тюръмоведение» и «пенитенциарная наука». Термин «тюрьма» употребляли в широком значении, подразумевая все виды карательного заключения. Познышев определял тюрьмоведение как «...отрасль знания, которая освещает сделанные опыты общими научными идеями, проверяет, объединяет и оценивает их и на их почве строит свои указания относительно наилучшего при современных условиях состояния тюрем», считал, что в традициях западноевропейской пенитологии предпочтительнее одиночное заключение по сравнению с общим при обязательной занятости заключенных трудом (оборнская система, предполагающая совместную работу заключенных при их раздельном размещении на ночь). Он разработал «прогрессивную систему», заимствованную из опыта тюремных систем западноевропейских стран. По ней, в соответствии с поведением и стремлением к исправлению, заключенных делили на 4 класса - «испытуемые», «исправляющиеся», «образцовые», «штрафники». В пределах одного карательного заведения для разных групп заключенных вводили разные режимы.5
Российские пенитологи активно участвовали в международных съездах.
В 1857 г. приняли Устав о содержащихся под стражей, регулировавший порядок и условия исполнения наказания в местах лишения свободы гражданского ведомства. В 1862-1879 гг. при МВД по этим вопросам трудилось несколько комиссий. В их работе принимали участие теоретики и реформаторы-практики пенитологии (Соллогуб, Грот, Галкин-Врасский), представители МВД и юстиции, ведомств.
После подавления Польского восстания 1863 г. многих осужденных поляков выслали в разные города страны. В местах заключения находилось немало наказанных за революционную деятельность народников и их последователей.
В 1877 г. при ГосСовете организовали комиссию по тюремной реформе, из-за крайне негативной оценки тюремного дела в России: «...полною дезорганизациею и безусловно неудовлетворительностью современного тюремного дела в Империи и совершенным отсутствием на местах органов, способных прийти в этом отношении на помощь центральному установлению». Член ГосСовета по Департаменту законов тайный советник К.К. Грот возглавил комиссию, проведшую колоссальную работу, в том числе по обобщению опыта зарубежной пенитенциарной практики. Среди предложений Комиссии особого внимания заслуживали ее обоснования необходимости широкого использования в карательной практике наказаний, связанных с лишением свободы: 1. Ссылка на каторгу (лишение всех прав состояния; тяжелые принудительные работы; по отбытии наказания обязательное поселение в Сибири; срок каторжных работ от 4 до 15 лет); 2. Заключение в исправительном доме сроком от 1,5 до 5 лет (содержание в одиночных камерах сроком от 2-х недель до 8 месяцев, работа в общих мастерских с полным разобщением в свободное от работы время, особенно в ночное); 3. Тюремное заключение, преобладавшее в системе уголовного наказания: (срок от 1 дня до 8 месяцев, исключалось общение заключенных; обязательность одиночного содержания и обеспечение заключенных трудом в одиночных камерах); 4. Заключение в крепости (по воинским законам приравнивалось к заключению в исправительном доме или тюрьме. Для опасных государственных преступников, осужденных за: сочинения или изображения, «порочащие» государя; призывы к бунту и неповиновению власти; принадлежность к тайным обществам; оскорбление начальника подчиненным по службе и др.).6
23 февраля 1879 г. в МВД образовали Главное тюремное управление (ГТУ), ставшее центральным органом руководства УИС России. Первым начальником ГТУ стал пенитолог-реформатор М.Н. Галкин-Врасский, занимавший должность до 1895г. ГТУ считало: «...деятельность Губернских Правлений проявлялась в крайне неопределенных формах и была по преимуществу направлена на арестантов разряда пересыльных, а Тюремные Комитеты Общества Попечительного о тюрьмах, там где они действовали, являлись со значительно более широкими прерогативами, нежели, может быть, целесообразным с точки зрения благоустроенной тюремной системы.
Центральный орган Управления местами заключения и общегубернская администрация не считали даже обязанными проявлять свою власть в форме ревизии и контроля».
В 1881 г. учредили коллегиальный орган - Совет по тюремным делам из высших должностных лиц от разных ведомств; он рассматривал проекты смет доходов и расходов пенитенциарных заведений, тюремного устройства, этапирований, исправления заключенных, организации управления и отчетности мест заключения и т. д.
К 1882 г. в России сложилась система мест заключения из 767 учреждений в подчинении гражданского ведомства: тюремные замки в губернских и уездных городах, в отдельных местах уголовные тюрьмы – 597; временные дополнительные помещения при этих тюрьмах – 6; смирительные дома – 5; С.-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы – 2; дома предварительного заключения в С.-Петербурге и Варшавская следственная тюрьма – 2; пересыльные тюрьмы – 11; исправительные арестантские отделения, роты и полуроты – 32; временные центральные каторжные тюрьмы – 11; подследственные аресты в Привисленских губерниях – 75; Полицейские дома в С.-Петербурге (10) и Москве (16) – 26.
При Александре III для эффективного управления УИС в ГТУ учредили Тюремную инспекцию, не имевшую зарубежных аналогов, осуществлявшую ревизии тюремных учреждений, разработку законодательных проектов.
Законом от 31 марта 1890 г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали учреждать губернские тюремные инспекции во главе с губернскими тюремными инспекторами.
Губернских тюремных инспекторов и их помощников вне согласия губернатора назначало ГТУ из своих чиновников, иногда из судебного ведомства и прокурорского надзора. Губернские тюремные инспектора имели права вице-губернатора, контролировали деятельность местных карательных учреждений; возбуждали ходатайства в ГТУ об удовлетворении нужд местных тюрем; анализировали тюремную практику и отчитывались в ГТУ.7
В 1890 - 1896 гг. инспекции были уже в 24 губерниях. Но МВД привлекало и других чиновников к работе с арестантами. Так, циркуляр МВД от 30 марта 1892 г. требовал от губернаторов «...сделать распоряжение и строжайше вменять в обязанность должностным лицам, при обращении приговоров к исполнению, арестантам каторжного разряда брить правую половину головы, а осужденным, ссылаемым на поселение, и бродягам - левую сторону головы».
В 1893 г. начали выпуск печатного органа ГТУ - «Тюремный вестник». В 1893 г. в Санкт-Петербурге открыли тюрьму «Кресты» по проекту архитектора ГТУ профессора Томашко. Похожими на нее в уменьшенном варианте (в столице - два «креста», на местах - один) должны были стать местные.
Значимым этапом реформы уголовно-исполнительной политики России Николая II явилась передача системы мест заключения из МВД в систему министерства юстиции в 1895 г.
Таким образом, во 2-й половине XIX в. кардинально изменили организационно и содержательно деятельность учреждений, курирующих исполнение уголовных наказаний в виде лишений свободы.
Началась демократизация УИС. В обществе начались споры о направлениях развития пенитологии. Если в дореформенный период основная цель состояла в обеспечении «возмездия» за совершенное зло и ограждении населения от новых преступлений, то тюремную реформу 1870-1880-х гг. направили на исправительные элементы, хотя на практике картина зачастую напоминали дореформенное время.
Заключение
Итак, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что 2-я половина XIX в. стала важнейшим рубежом в организационном оформлении системы ОВД и УИС России.
Полицейские органы России в XIX в. были многофункциональными, обладавшими огромными правами и возможностями.
На протяжении всего XIX в. происходили расширение и конкретизация карательных функций департаментов и управлений МВД и министерства юстиции.
Сужение, а с 1880 - 1890-х гг. и полный переход хозяйственно-надзорных функций к другим государственным органам подняли эффективность выполнения ОВД и УИС их прямых обязанностей.
Система ОВД и УИС России XIX в. являлась сложным организмом, контролировавшим буквально все стороны жизнедеятельности государства. И главными составляющими этой системы являлись полиция (политическая и общая) и тюремные учреждения.
Список использованных источников
Александров С.В. История государства и права России. – М., 2004.
Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.
Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996.
Рогов В.А. История государства и права России. – М.: ПРИОР, 2000.
Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007.
1 Александров С.В. История государства и права России. – М., 2004.с. 77
2 Рогов В.А. История государства и права России. – М.: ПРИОР, 2000.с. 408
3 Там же. с. 411
4 Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.с. 85
5 Исаев И. А. История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996.с. 120
6 Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007.с. 120
7 Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007.с. 122