Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Загадка стихотворения Р.-Л. Стивенсона "Бурная ночь"

Загадка стихотворения Р.-Л. Стивенсона "Бурная ночь"

Игн. Ивановский

Бурная ночь

Роберт Стивенсон

Когда ни звезды, ни луна

Не светят в поздний час,

Я слышу топот скакуна,

Что мчится мимо нас.

Кто это скачет на коне

В сырую полночь, в тишине?

Под ветром дерево скрипит,

Качаются суда,

И снова гулкий стук копыт

Доносится сюда,

И, возвращаясь в ту же ночь,

Галопом всадник скачет прочь.

Перевод Йен. Ивановского

Разгадка

На полке школьной библиотеки стоят знаменитые романы Роберта Стивенсона: "Остров сокровищ", "Похищенный", "Черная стрела". Но, может быть, не все ребята знают, что Стивенсон оставил нам несколько десятков прекрасных стихотворений.

Перевод одного из них — "Бурная ночь" — напечатан на этой странице.

Я очень люблю это стихотворение. В нем много загадочного — ночь, буря, таинственный всадник, но есть и простое, реальное: скрипящее дерево, суда, которые раскачивает волна. А звезды и луна хотя и не видны, но все же названы и как бы скрыты облаками.

Это сочетание загадочного и понятного похоже на рисунок тушью, в котором художник пользуется и точной суховатой линией, и размытым пятном. Четкая линия и расплывчатое пятно помогают друг другу.

Ритм стихотворения с обязательным ударением на последнем слоге строки напоминает мерные удары копыт.

Загадку всадника каждый читатель разгадывает по-своему. Одну такую разгадку я услышал далеко за Полярным кругом, в городе Нарьян-Маре.

Стоял декабрь. В два часа дня темнело, и фонари на улице Смидовича освещали низкие карликовые ивы и березы.

Возле школы-интерната играли ненецкие ребятишки. Они изображали охотников: петляли в кустиках и, пригнувшись, разбирали следы. Наконец охотники выследили медведя, завязалась отчаянная борьба, н вскоре медведь был убит, — он лежал на спине и дрыгал лапами. Все это было разыграно очень здорово, с большим знанием дела.

В пятом классе я читал свои переводы английских народных баллад. Мы заговорили о поэзии, любителей стихов оказалось много, и урок пролетел незаметно. Под конец я прочел "Бурную ночь", и мы стали вместе отгадывать загадку всадника.

Разгадок было много.

— Это ночь скачет.

— Буря.

— Ветер.

— Солдат.

— Почтальон.

Один пятиклассник помалкивал, а потом сказал:

— Однако, это доктор скачет к больному.

Этот мальчик сразу показался мне самым добрым и сердечным человеком в классе. Как хорошо он придумал! Конечно, это доктор скачет на коне в бурную ночь, прижимая к груди чемоданчик с инструментами, и боится опоздать, не успеть, изо всех сил торопится спасти больного.

Когда я вышел из школы-интерната, было совсем темно, хотя прошел всего час. Метель усилилась, и все было по-своему похоже на бурную ночь, описанную Стивенсоном. Я шел и думал о том, какая трудная жизнь была у Стивенсона: он не прожил и пятидесяти лет, из года в год боролся с тяжелой болезнью и не сдался ей. Он и смерть одолел: его стихи будут жить всегда. В те дни, когда Стивенсон писал стихотворение "Бурная ночь", он был так болен, что в его комнате говорили шепотом, а окна были наглухо задернуты шторами. Но какая неудержимая, бурная, полная сил жизнь бьется в каждой строке!

И я подумал, что если бы Стивенсон услышал слова ненецкого мальчика о докторе, скачущем к больному, он, наверное, сказал бы, что разгадка правильная.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


Рефетека ру refoteka@gmail.com