Сенат: эволюция правового статуса и компетенция.
Около 1700 Петр Великий уничтожил Боярскую думу как учреждение, но совещания с боярами продолжались в Ближней канцелярии (личная канцелярия Петра). Вплоть до учреждения Сената Петр Первый поручал управление государством нескольким лицам. В 1707 он велел, чтобы все министры подписывали дела: “ибо сим дурость всякого явлена будет”.
22 февраля 1711 года, перед объявлением войны Турции, царь дал подобное поручение нескольким лицам, назвав их сенатом (термин взят либо из шведского, либо из польского).
1 период. В 1711-1718 годы Сенат выполнял роль регентства во время отсутствия царя. Сенат получил широкие полномочия: фактически ему принадлежала вся полнота исполнительной власти. К компетенции сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Решения принимались коллегиально и только единогласно. Вместе с тем компетенция Сената определяла не постоянный круг его ведомства, а несколько временных поручений, которые надо было незамедлительно выполнить. Образованный орган не был самостоятелен: основной его задачей была верховная администрация, но Верховные господари (министры иностранных дел и управляющие флотом и армией) Сенату не подчинялись. При Сенате находились два комиссара от губерний “для спроса и принимая указов”. Деятельность сената с 1715 года контролировалась генерал-ревизором. О законодательной роли сената ничего не говорилось.
Состав Сенат: собрание, на котором выносились решения, и канцелярия, возглавляемая обер-секретарем и осуществлявшая делопроизводство.
2 период. В 1718 году с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего (известия о моровой язве, о нападении неприятелей, “каких припадков”), так как система коллегий охватывали все основные области государственной жизни.
3 период. В 1722 году Сенат получает свой собственный состав, независимый от коллегий. Лишь президенты военной, адмиралтейской, иностранной и берг-коллегии остались его членами. К этому времени Сенат не являлся ни исполнительным, ни законодательным органом. В связи с тем, что ревизион-коллегия была уничтожена, а ее роль передана Сенату, этот государственный орган стал выполнять функцию контроля над органами администрации.
Сенат превратился в надведомственный контрольный орган. Надзор в отношении к судебным коллегиям выражался в следующем: в сенат могли быть поданы как частные, так и апелляционные жалобы на коллегии. В связи с этим в сенате была учреждена должность генерал-рекетмейтера. Герольдмейстер - лицо, контролировавшее учет служащих дворян. В отношении других коллегий надзор сената был лишь номинальным, так как в один год с учреждением сената были установлены фискалы. Система тайного надзора простиралась на сенат.
Сенат подлежал непосредственному наблюдению сначала со стороны генерал-ревизора (Зотова), в 1720 обер-секретаря, в 1721 году - обер-офицеров гвардии. Они имели право арестовать сенаторов и соблюдением сенатом времени, назначенного для решения того или иного дела. В 1722 году была образована прокуратура, при сенат стал генерал-прокурор (“око наше”), который имел право вето на решения сената, начальствовал над сенатской канцелярией и наблюдал за исполнением решений сената. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокурор при сенате, его помощник и прокуроры при коллегиях. Генерал прокурор руководил заседаниями. Он, как и обер-прокурор, мог быть назначен только монархом. С учреждением прокуратуры роль Сената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Сенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие дела, поступающие с мест, назначение и выборы высших государственных чинов. Кстати, указом “О должности Сената” этот орган получил право издавать собственные указы.
При верховном тайном совете становится одной из коллегий, непосредственно подчиненных совету. Наравне с ним стояли военная, адмиралтейская, иностранная, духовая коллегии. Сенату были подчинены лишь гражданские коллегии (судебные и административные), которые, таким образом, образовали третью ступень государственных учреждений.
При кабинете (царствование Анны) сенат получает несколько большее значение. Он часто действует в смешанном составе с кабинетом и охватывает все ветви управления. Сенат разделен на 5 департаментов (духовных дел, военных, финансовых, судебных, торгово-промышленных). Но дела по-прежнему решались общим собранием. Но по существу всеми делами управлял кабинет.
При Елизавете сенат достиг наивысшего развития прав и значения во всей его истории. В эту эпоху сенату принадлежит несколько законодательных актов, что свидетельствует о его законодательном характере. Лишь в конце царствования Елизаветы сенат уступает значительную долю своей власти.
При Екатерине 2 сенат превращается в центральное административное учреждение. Он разделен на 6 самостоятельных департаментов (с правом окончательного решения дел в каждом). 1-й ведал внутренними и политическими делами.; 2-й - местно-адмиинистративными;
3-й делами привилегированных провинций - Малороссии и Остзейского края; 4-й - военными делами; 5-й - местно-административными; 6-й местно-судебными. В 1775 году с учреждением губерний коллегии самоликвидируются. Сенатские департаменты должны были превратиться в коллегии. Однако военные коллегии и коллегия иностранных дел сохранились и имели равное с сенатом положение. В остальных ведомствах над сенатом господствует власть генерал-прокурора. Его власть превращается из охранительной власти в административную.
При Александре 1 сенат стал высшей судебной инстанцией: из 9 департаментов лишь один остался административным.
Итог: за вековую историю сената под его именем подразумеваются совершенного разные учреждения, но утвердившееся за ним значение высшей судебной власти придало ему огромное значение в Российском государстве.
Синод: эволюция правового статуса и компетенция.
После смерти в 1700 году патриарха Адриана высшее управление церкви было поручено “местоблюстителю патриаршего престола”.
С установлением сената многие дела церковного управления ведались этим органом. В 1721 году был учрежден Синод, духовная коллегия а с ней и ее учредительный акт - духовный регламент. Синод старался достигнуть равного с сенатом положения, хотя и не всегда с успехом. Синод -постоянный собор со значением прежней патриаршей власти. Особенность синода была в том, что ему были подчинены и иноверческие церкви (лютеранская и католическая), а также отчасти нехристианские исповедания.
Первоначальный состав синода: президент, два вице-президента, четыре асессора и четыре советника. В Синоде были представители всех классов духовенства: архиереи, настояли монастырей, протопопы. Президент - местоблюститель патриаршего престола - Стефан Яворский. После его смерти в 1722 году новый президент уже не назначался. С 1722 вводится должность обер-прокурора, который выбирался “из офицеров доброго человека”. Правовое положение обер-прокурора было точно таким же, как у генерал-прокурора при сенате. Он есть “око государево и стряпчий по делам государственным”. Он имел право останавливать незаконные решения и доносить о них государю. 1726 - отмена вице-президентства и разделение синода на 2 департамента: синод и коллегию экономии, состоявшая из светских лиц, и которая подчинилась ведомству сената (1738).
Император - фактически глава русской православной церкви. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (к некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Идеологическая роль церкви была потеряна.
Изменение в системе государственного управления не могли не отразиться на положении православной церкви, которая со времен Петра Великого стала частью государственного аппарата. Синод, будучи схож с коллегиями, претерпел существенные изменения. Коллегиальные присутствия синода сохранились и состояли из постоянных и временных членов, назначаемых государем из черного и белого духовенства. Обер-прокурор являлся министром синода. Так что фактически обер-прокурор становится единовластным начальником в Синоде, несмотря на его коллегиальную организацию (раньше он лишь наблюдал за законностью решений Синода). Обер-прокурор назначался государем, как и товарищи обер-прокурора, из светских людей. Обер-прокурор являлся не председателем синода, а непосредственным посредником синода с монархом и “с другими государственными установлениями”.
Компетенция Синода:
дела церковного управления
управление духовными учебными заведениями
церковный суд
хозяйственные и частно-гражданские дела
Синод состоял из епархий и архиереев в губерниях, духовных консисторий и всей иерархии духовных властей белого и черного духовенства.
Вдадимирский-Буданов В.Ф. Обзор истории русского права. М., 1995.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989.
Лекции Исаева М.А.
Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994.
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.
Ивановский А.В. Учебник государственного права России. К., 1913.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/