КУРСОВАЯ РАБОТА
Обратная сила уголовного закона
Содержание
Введение
Уголовный закон. Понятие, источники, действие
1.1 Понятие и источники уголовного закона
1.2 Действие закона во времени и пространстве
1.4 Принцип законности
2. Обратная сила уголовного закона
2.1 Понятие и действие обратной силы уголовного закона
2.2 Виды обратной силы уголовного закона
2.3. Признание нормы более мягкой по диспозиции и санкции
Заключение
Список использованных источников
Введение
Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы1.
Это предполагает и соответствующий уровень уголовно-правовой охраны названных интересов. Речь идет как об охране прав и свобод потерпевшего от преступных посягательств, так и об охране указанных ценностей лиц, совершивших такого рода посягательства. Последнее обстоятельство является важным по двум соображениям.
Во-первых, лица, совершившие преступления, не перестают быть гражданами и соответственно членами общества и государства, а потому в главном, сущностном, требуют к себе такого же внимания, как и законопослушные граждане.
Во-вторых, общество и государство с учетом развития гражданских институтов, экономических отношений совершенствуют правовую систему, отдельные ее отрасли, в том числе и право уголовное. Именно уголовное право, обеспечивая охрану интересов личности, в целях эффективности такой охраны нередко изменяет свое отношение к деяниям. Оно либо исключает их из сферы своего воздействия, либо оставляет в своем «ведении», но при этом изменяет их оценку, что влечет улучшение или ухудшение уголовно-правового положения лиц, совершивших преступления.
Такого рода изменения создают ситуацию, когда преступления совершаются в период действия одного закона, а возбуждение уголовного дела, предъявление лицу обвинения, рассмотрение уголовного дела в суде, вынесение судом обвинительного приговора, вступление его в силу, исполнение назначенного судом наказания осуществляются в период действия другого закона. Это порождает правотворческую и правоприменительную проблемы, связанные с применением закона, который бы в большей степени обеспечивал охрану соответствующих интересов, прав и свобод личности. Речь идет о законе, обладающем свойством распространять свою силу на деяния, совершенные в период действия уголовного закона, утратившего силу2.
В этой связи очень важно, чтобы законодатель, формируя закон такого рода, руководствовался бы едиными и общедоступными критериями, в основе которых лежали бы задачи по охране общественных отношений от преступных посягательств, права и свободы личности как приоритетной ценности российского общества и государства. Такой подход законодателя упростит правоприменительную практику в рассматриваемой части, обеспечит задачи, стоящие перед Уголовным кодексом Республики Казахстан и реализацию уголовно-правовых принципов.
Проблемы обратной силы уголовного закона, ее юридической природы, понятия и содержания являются актуальными на протяжении многих десятилетий.
Данная тема «Обратная сила уголовного закона» актуальна, прежде всего, потому, что ей затрагивается вопрос применения закона. Закона, которым определяется наказание, общественная опасность действий того или иного лица. Ошибочное же применение уголовного закона, может привести к ошибкам в уголовном процессе и неверном наказании лиц, что зачастую происходило в уголовно-правовой практике.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере привлечения правонарушителя к юридической ответственности, а предметом - теоретические аспекты деятельности по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.
Итак, в своей курсовой работе, опираясь на нормы Конституции РК, действующего Уголовного кодекса и иные нормативные акты, а также на научную литературу, я старалась рассмотреть вопросы действия уголовного закона во времени и пространстве и особенно, обратную силу уголовного закона.
Уголовный закон. Понятие, источники, действие
1.1 Понятие и источники уголовного закона
Уголовный закон - это нормативный правовой акт высшего представительного органа Республики Казахстан, осуществляющего законодательные функции, который устанавливает уголовную ответственность за совершение преступления. Характерная особенность уголовных законов состоит в том, что их содержанием является установление преступности и наказуемости деяний. К лицам, нарушившим закон, применяются особые меры государственного принуждения – наказания, применение которых влечет специфические правовые последствия для лица, совершившего преступление, в частности, судимость.
Уголовный закон – это нормативный акт, принимаемый Парламентом РК, устанавливающий общие положения уголовного права, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и устанавливающий за них наказания, регламентирующий основания освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовное законодательство Республики Казахстан кодифицировано, и основным уголовным законом является уголовный кодекс Республики Казахстан. Он был принят 16 июля 1997 года и вступил в силу с 1 января 1998 г. Таким образом, можно говорить о равенстве в понимании того, что такое Уголовный кодекс РК и уголовное законодательство РК. Согласно статьи 2 УК РК законы, и нормативно-правовые акты, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат приведению в соответствие с Уголовным Кодексом Республики Казахстан.
Следует отметить, что во многих развитых странах Запада уголовные кодексы не являются единственным уголовно-правовым законодательным актом. При этом уголовно-правовые нормы, которые содержатся в иных законодательных актах, предусматривающих ответственность за отдельные виды преступлений (транспортные, хозяйственные), не включаются в уголовные кодексы, а существуют и действуют наряду с ними. В нашей стране сохранились традиции, накопленные в предшествующий период развития уголовного законодательства, выражающиеся в полной кодификации уголовно-правовых норм.
Уголовный закон содержит ту единственную модель, с которой устанавливается тождество конкретного реального общественно опасного деяния. Он содержит исчерпывающий перечень преступных деяний. Какое-либо расширение, сужение, дополнение или изменение этого перечня отдельными должностными лицами, государственными, общественными органами и учреждениями не допускается. Это является исключительной прерогативой высшего законодательного органа. Понятие уголовного закона сопряжено с глубокой и тщательной подготовительной работой, с использованием новейших методов социологических исследований, данных статистики, изучения практики, результатов массовых наблюдений и обобщений, изучения зарубежного опыта принятия таких законов.
Уголовный закон регламентирует, по существу, меру дозволенного поведения, устанавливая границу между правомерным поведением, проступком и преступлением.
Положения УК являются обязательными и непреложными, соблюдение которых является обязанностью должностных лиц и всех граждан. Но статьи уголовно-правового характера можно обнаружить и в Конституции РК (запрет на выдачу иностранному государству гражданина РК; об обратной силе; о смертной казни; о запрете аналогии закона). Это так называемый материальный (по содержанию) источник уголовного права. К этому же характеру источника можно отнести и нормы международного права, касающиеся уголовно-правовых вопросов (различного рода Конвенции); нормативные постановления Верховного Суда РК.
Надо отметить, что действующий УК РК содержит в себе элементы правопреемственности, соединенный с новизной, продиктованной реалиями настоящего времени.
Применять уголовный закон можно только тогда, когда он действует в конкретных пределах времени и пространства.
Действие уголовного закона во времени и пространстве
Для правильного применения уголовного закона большое значение имеет установление времени совершения преступления. Согласно статье 4 УК «временем совершения преступления признается время осуществления общественно-опасного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий»3.
Согласно статье 4 УК преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время его совершения. Действовавшим признается закон, вступивший в силу и не утративший ее в установленном порядке.
Согласно Конституции Республики Казахстан порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат.
Установлен следующий порядок вступления в силу опубликованных уголовных законов:
а) если срок вступления в силу закона указан непосредственно в его тексте, то он считается вступившим в силу с момента наступления указанного срока (с момента опубликования или конкретной даты);
б) если время вступления закона в силу не указано, он вступает в силу на всей территории Республики Казахстан согласно пункту 2 статьи 62 Конституции после его подписания главой государства.
В соответствии с общими принципами исчисления сроков днем введения закона в силу является день, следующий после истечения последних суток установленного срока. Отсчет начинается со дня, следующего за опубликованием нового закона.
Уголовный закон может прекратить свое действие (потерять силу) по различным основаниям:
а) отмены или признания его утратившим силу другим законом;
б) в связи с заменой его новым законом по тому же вопросу.
При этом замена ранее действовавшего закона новым может осуществляться путем специального указания в тексте нового закона об отмене прежнего закона. При отсутствии такого указания, ранее действовавший закон прекращает действие в результате фактической его замены новым законом, изданным по тому же вопросу;
в) если уголовный закон издан на определенный срок или в связи с каким-либо особым обстоятельством, то он прекращает свое действие по истечении указанного срока или в связи с исчезновением указанных обстоятельств.
Действие уголовного закона в пространстве определяется статьями 6, 7 УК, в которых закреплены два принципа: территориальный и гражданства. Территориальный принцип заключается в том, что все лица совершившие преступление на территории Республики Казахстан, несут уголовную ответственность по уголовному закону Республики Казахстан (статья 6 УК). Преступлением, совершенным на территории Республики Казахстан, признается преступление, которое начато и продолжилось, либо окончено на территории Республики Казахстан, в том числе в пределах ее территориальных вод или воздушного пространства. Государственную территорию Республики Казахстан составляют: суша, вода, недра, воздушное пространство в пределах Государственной границы Республики Казахстан.
В случае совершения преступления на судне, приписанном к порту Республики Казахстан и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве, лицо подлежит ответственности по уголовному законодательству Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором.
По уголовному законодательству Республики Казахстан подлежат ответственности и лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне, независимо от места их нахождения.
Военнослужащие воинских частей, дислоцирующиеся вне пределов своего государства, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, подлежат ответственности по УК Республики Казахстан4.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случаях совершения этими лицами преступления на территории Республики Казахстан разрешается на основе норм международного права (ч. 4 ст. 6 УК).
Дипломатический иммунитет – совокупность прав и привилегий, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам. Нормы международного права, регулирующие вопросы дипломатического иммунитета, кодифицированы в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Иммунитет представительства иностранного государства заключается в том, что неприкосновенными являются помещения дипломатического представительства. Власти государства пребывания не имеют права проникать в эти помещения иначе как с согласия главы дипломатического представительства. Дипломатический иммунитет представителя иностранного государства состоит в том, что он пользуется личной неприкосновенностью: глава представительства не может быть арестован или задержан, его нельзя привлечь к уголовной ответственности в судебном порядке. Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются посол, посланник, поверенный в делах и члены дипломатического персонала представительства. К последним отнесены: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, а также их помощники и заместители. Личная неприкосновенность и иммунитет от уголовной ответственности распространяется также на членов семей этих лиц при условии, что эти члены семьи проживают с указанными лицами и не являются гражданами данного государства.
На основе взаимности личной неприкосновенности и иммунитетом пользуются сотрудники административно-технического персонала и проживающие вместе с ними члены семей, если они не являются гражданами данного государства. Причем таким правом они пользуются только в случае совершения ими преступных действий при исполнении служебных обязанностей.
Дипломатический иммунитет отнюдь не означает исключения преступности и наказуемости лиц, пользующихся таким правом. Закон устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности названных лиц разрешается дипломатическим путем. В принципе исключается не преступность и наказуемость, а возможность привлечения к уголовной ответственности и рассмотрению уголовного дела по закону РК.
Статьей 8 УК урегулирован вопрос о выдаче лиц, совершивших преступление. Законом закреплено, что не подлежит выдаче иностранному государству гражданин РК, совершивший преступление на территории этого государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РК и находящиеся на территории РК, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбыванию наказания в соответствии с международными договорами РК.
Принцип гражданства состоит в том, что граждане Республики Казахстан, совершившие преступления за границей, подлежат ответственности по законодательству республики, если совершенное ими деяние признано преступлением в том государстве, на территории которого оно было совершено, и если лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении таких лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление.
На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства.
Иностранцы, совершившие преступление вне пределов Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по УК республики в следующих случаях:
а) если преступление направлено против интересов Республики Казахстан;
б) если они совершили преступление, предусмотренное международным договором.
Эти правила применяются, если иностранные граждане не были осуждены в другом государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Казахстан. В Уголовном кодексе Республики Казахстан решается вопрос о влиянии судимости и других уголовно-правовых последствий совершения лицом преступления на территории другого государства.5
1.3 Принцип законности
Призванный выступать в качестве основного средства установления и обеспечения правопорядка во всех сферах правового регулирования, общеправовой принцип законности приобретает в уголовном праве специфическое, обусловленное предметом и методом данной отрасли содержание. Статья 9 УК РК выражает его законодательной формулой: преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Тем самым законодатель выделил суть, основное свойство уголовно-правового принципа законности — требование неуклонного соблюдения императивного правила nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления, нет наказания без прямого указания на то закона).
Суть принципа законности сводится к тому, что преступность и наказуемость деяния должны определяться только уголовным законом. При этом согласно подпункту 10 пункта 4 статьи 77 Конституции применение уголовного закона по аналогии не допускается. В УК этот принцип закреплен в части первой статьи 9. На практике реализация данного принципа должна вылиться в полном отказе от попыток искусственной криминализации деяний, не попадающих непосредственно под признаки конкретного состава преступления, даже если эти деяния и предоставляют определенную опасность для общества.6
Именно на основании принципа законности решаются важнейшие уголовно-правовые вопросы об источниках уголовного права и основании уголовной ответственности.
Преступность деяния и все его уголовно-правовые последствия не могут быть определены помимо уголовного закона, причем закона, действовавшего во время совершения деяния. Именно такое традиционное понимание принципа обосновывает прямой запрет аналогии уголовного закона и определяет запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим преступность (наказуемость) деяния.
Только известный и вступивший в силу закон способен предопределять поведение человека и требовать ответственности за неисполнение устанавливаемых норм: permissum veditur id omne, quod поп reperitur prohibition (каждый имеет право считать дозволенным то, что не запрещено законом); moneat lex, priusquam feriat (пусть закон предостерегает, прежде чем поражает)7.
И если ранее соображения о праве законодателя на придание обратной силы законам, устанавливающим или усиливающим ответственность, являлись предметом споров, в которых утилитарные доводы зачастую преобладали над требованиями законности, то сегодня ст. 77, п. 5 Конституция РК, нормы которой обладают высшей юридической силой и прямым действием, гарантирует: «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон»8.
Обратная сила уголовного закона - есть принцип уголовного права, основанный на гуманизме как философско-правовом явлении, представляющий собой совокупность требований, предъявляемых обществом к государству при осуществлении им правотворческой и правоприменительной деятельности, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Отдельные исследователи, подчеркивая значение принципа обратной силы уголовного закона, отмечают, что принцип обратной силы уголовного закона должен быть размещен в преамбуле Уголовного кодекса.
2. Обратная сила уголовного закона
2.1 Понятие и действие обратной силы уголовного закона
Принцип гуманизма отражается и в положениях об обратной силе закона. В ныне действующей Конституции Республики Казахстан в пункте 2 статьи 13 Конституции говорится о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод, а так же в совокупности с положениями раздела VII Основного Закона «Суды и правосудие» статьи 77 пункт 5 говорится, что «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон»9.
Таким образом, исключением из общего правила действия уголовного закона во времени являются правила об обратной силе уголовного закона, о которых говорится в статье 5 Уголовного Кодекса Республики Казахстан «Обратная сила уголовного закона»:
В соответствии с частью первой статьи 5 УК закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Новый уголовный закон всегда имеет обратную силу в следующих случаях:
1) когда устраняет преступность или наказуемость деяния;
2) когда он смягчает ответственность или наказание;
3) когда он иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.
Первое утверждение касается декриминализации преступлений (например, в советское время преступлением были операции с иностранной валютой, которые впоследствии были декриминализированы).
Вопрос о том, смягчает ли новый закон наказание по сравнению с ранее действовавшим, должен решаться на основе сравнения диспозиции и санкции двух законов. При этом избранная мера наказания не должна превышать максимального предела наказания, установленного другим законом.
Новый уголовный закон, по сравнению с прежним, может изменить не только санкцию, но и ряд признаков состава, отягчающие или смягчающие ответственность обстоятельства, т. е. диспозицию. В этом случае должен применяться, как более мягкий, тот уголовный закон, который рассматривает совершенное виновным деяние в качестве менее опасного преступления.
Законом, иным образом улучшающим положение лица, следует считать, например, закон, смягчающий вид исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, в случаях смягчения сроков наказания, необходимых для условно-досрочного освобождения, уменьшения сроков погашения и снятия судимости и в других случаях, улучшающих положение лица.
Правило об обратной силе уголовного закона распространяется и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание или отбывающих наказание по старому, более строгому закону, но имеющих судимость.
Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, то назначенное наказание подлежит сокращению в пределах санкции вновь изданного уголовного закона (ч. 2 ст. 5 УК).
В соответствии с частью третьей статьи 5 УК уголовный закон не имеет обратной силы в следующих случаях:
1) если он устанавливает преступность или наказуемость деяния;
2) если он усиливает ответственность или наказание;
3) если он иным образом ухудшает положение лица, совершившего соответствующее деяние.
2.2 Виды обратной силы уголовного закона
Различаются две разновидности обратной силы закона: простая и ревизионная.
Простая обратная сила – это распространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу. Если при этом деяние декриминализируется, то возбужденные уголовные дела подлежат прекращению. Если смягчается наказание (иным образом улучшается положение лица, совершившего преступление), то органы предварительного следствия и суд дают юридическую оценку содеянного в соответствии с новым, более гуманным уголовным законом. Таким образом, и обвинение предъявляется, и приговор суда выносится, и наказание назначается в соответствии с новым уголовным законом.
Ревизионная обратная сила – это распространение действия нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда уже вступил в законную силу. Более того, данный приговор уже может быть приведен в исполнение и лицо – отбывать или отбыть наказание, но иметь непогашенную или не снятую судимость. В этом случае уголовные дела подлежат пересмотру, а вынесенные приговоры – "ревизии". При вступлении в силу нового закона, исключающего преступность и наказуемость деяния, лица, отбывающие наказание, освобождаются от него и считаются не судимыми с момента вступления этого закона в силу. Если новый закон смягчает наказание, оно должно быть сокращено всем лицам, его отбывающим, в пределах, предусмотренных этим законом (ч. 1 ст. 5 УК)10.
2.3 Признание нормы более мягкой по диспозиции и санкции
Вопрос о том, смягчает ли новый закон наказание по сравнению с ранее действовавшим, должен решаться на основе сравнения диспозиции и санкции двух законов.
При не изменившихся диспозициях, новый закон является более мягким, если он:
Заменяет один вид наказания другим – более мягким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). При решении вопроса о том, какое наказание является более мягким, следует руководствоваться статьей 39 УК, предусматривающей виды наказаний.
Все наказания в этой статье УК расположены в определенной последовательности – от менее строгих мер к более строгим:
Вместо ранее предусмотренного одного вида наказания (например, лишение свободы или исправительные работы или штраф);
Уменьшает максимум того же вида наказания (например лишение свободы на срок от 2 лет до 5 лет, вместо лишения свободы от 2 лет до 7 лет).
Уменьшает минимум того же вида наказания при том же максимуме наказания (например, лишение свободы от 2 лет до 5 лет);
Отменяет дополнительное наказание, оставляя без изменения основное наказание;
При неизменности основного наказания смягчает вид и сроки дополнительного наказания или придает обязательному дополнительному наказанию факультативный характер;
Если по новому закону наказание одновременно и усиливается, и смягчается по сравнению с прежним законом, должен применяться закон, в соответствии с которым за конкретное деяние может быть назначено более мягкое наказание. При этом избранная мера наказания не должна превышать максимального предела наказания, установленного другим законом.
Новый уголовный закон, по сравнению с прежним, может изменить не только санкцию, но и ряд признаков состава, отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельства, т.е., диспозицию. В этом случае должен применяться как более мягкий, тот уголовный закон, который рассматривает совершенное виновным деяние в качестве менее опасного преступления.
Законом, иным образом улучшающим положение лица, следует считать, например, закон смягчающий вид исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, в случаях смягчения сроков наказания, необходимых для условно-досрочного освобождения, уменьшения сроков погашения и снятия судимости, и в других случаях, улучшающих положение лица.
Например, согласно Закона Республики Казахстан от 10.03.2004 N 529-2 "О внесении изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан с связи с введением моратория на исполнение смертной казни» произведен ввод моратория на исполнение смертной казни и внесены следующие изменения в УК РК: в статье 49: часть третью изложить в следующей редакции:
"3. При введении Президентом Республики Казахстан моратория на исполнение смертной казни исполнение приговора о смертной казни приостанавливается на время действия моратория.";
часть четвертую дополнить словами ", а также не ранее чем по истечении одного года после отмены моратория на исполнение смертной казни.";
дополнить частью пятой следующего содержания:
"5. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Лица, приговоренные к смертной казни, в случае отмены моратория на исполнение смертной казни имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет."
Ранее УК КазССР (ст. 6) исключал обратную силу лишь закона, устанавливающего или усиливающего наказание. Что касается порядка отбытия наказания, применения условно-досрочного освобождения и пр., то эти вопросы прежде регулировались тем законом, который действовал в момент отбытия наказания, даже если новый закон и ухудшал положение осужденного. Теперь ситуация изменилась. Обратную силу имеет закон, не только устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, но и иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, в том числе закон, устанавливающий более мягкие условия условно-досрочного освобождения, менее длительные сроки давности уголовного преследования, судимости и т.п.
Так, УК РК содержит большее по сравнению с УК КазССР количество таких норм (например, обоснованный риск, освобождение от уголовной
ответственности в связи с деятельным раскаянием, при превышении пределов необходимой обороны, в связи с примирением с потерпевшим и др.)11.
Заключение
Итак, в качестве заключения подведем итоги по работе:
Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Из рассмотренного выше видно, что решение вопроса об обратной силе закона при рассмотрении конкретных уголовных дел может быть связано со значительными сложностями. Поэтому, чтобы избежать ошибок, такие вопросы должны быть детально предусмотрены и разъяснены в законе о введении в действие новых норм.
Исследовав вопрос об обратной силе уголовного законна, я пришла к выводу о том, что принцип обратной силы уголовного закона является важным институтом современного правового государства, без которого в уголовном праве не может быть полностью реализован принцип гуманизма, а в соответствии с которым любой спорный момент трактуется в сторону обвиняемого.
Список использованных источников
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.
Калинкин С. В. Обратная сила уголовного закона и принцип неотвратимости уголовной ответственности // Журнал российского права. 2008. №1. C.75.
Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. № 167-I с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2007 г.
Уголовное право (право казахстанское, право международное). Учебное пособие. Алматы: Гылым. 1998, с. 22
Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части Учебник для вузов, М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2006. С.31-34.
Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части Учебник для вузов, М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2006. С.31-34.
Ерасов А. М. Обратная сила уголовного закона и принципы уголовного права // Правоведение. -2005. - № 3.C.80-83.
Уголовный Кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий, 1999 г. Рогов И.И. (статьи 1-13, 19, 20);
1 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.
2 Калинкин С. В. Обратная сила уголовного закона и принцип неотвратимости уголовной ответственности // Журнал российского права. 2008. №1. C.75.
3 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. № 167-I с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2007 г.
4 Уголовное право (право казахстанское, право международное) Учебное пособие.- Алматы: Галым. 1998
5 Уголовное право (право казахстанское, право международное). Учебное пособие. Алматы: Гылым. 1998
6 Уголовное право (право казахстанское, право международное). Учебное пособие. Алматы: Гылым. 1998/ c. 17
7 Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части Учебник для вузов, М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2006. С.31-34.
8 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.
9 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.05.2007 г.
10 Ерасов А. М. Обратная сила уголовного закона и принципы уголовного права // Правоведение. -2005. - № 3.C.80-83.
11 Уголовный Кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Комментарий, 1999 г. Рогов И.И. (статьи 1-13, 19, 20);