Контрольная работа
по конституционному праву РФ
Некоторые аспекты конституционного права РФ
Предметом отрасли конституционного права РФ являются общественные отношения в сферах конституционного строя, правового статуса личности, устройства государства, а также организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.
Предметом науки конституционного права РФ является государственно-правовая система РФ, в том числе:
- основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;
- механизмы политической власти;
- организация и формы осуществления политической власти;
- государственно-территориальная организацию власти.
Получение гражданства Российской Федерации в порядке натурализации.
Субъекты – государственные органы, иностранный гражданин (апатрид).
Объект – правовой статус иностранного гражданина (апатрида).
Вид – правоустанавливающее, правопрекращающее, регулятивное, относительно определенное.
Принятие федерального конституционного закона.
Субъект – Федеральное собрание РФ.
Объект – право парламента на регламентацию конституционно-правовых отношений.
Вид – правоустанавливающее, регулятивное, относительно определенное.
Отставка Правительства РФ.
Субъекты – Президент РФ, Правительство РФ.
Объект – право Президента РФ на отставку Правительства РФ в установленных законом случаях.
Вид – правопрекращающее, регулятивное, относительно определенное.
Это означает, что изменения в нее вносятся в усложненном порядке по сравнению с обычным (текущим) законодательством.
В частности, законодательством конкретно регламентированы:
- право инициативы (ст. 134 Конституции РФ - Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы);
- ограничения по внесению поправок (ст. 135 Конституции РФ - положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием); (ст. 136 Конституции РФ - поправки к главам 3-8 Конституции РФ вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ);
- количество голосов, необходимых для одобрения поправки в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ (3/5).
Да, можно. Такое право основано на норме ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой Конституция РФ имеет прямое действие. Это, в частности, означает, что для применения норм Конституции РФ не нужно принимать специальные законы, конкретизирующие содержание данных норм. Они могут применяться в судах и иных государственных органах непосредственно, в той форме, в какой закреплены.
Конституционный строй можно понимать двумя способами. Первое, широкое толкование подразумевает под конституционным строем систему общественных отношений, определяющих сущность государства, общества и основы их взаимодействия. Такой подход основывается на трактовке понятия «конституция» не как нормативно-правового акта, а исходя из буквального перевода с латинского – «установление», или «основы». В этом случае для наличия конституционного строя необходимо, собственно, два элемента: общество (как первичный элемент) и государство (как политическая организация общества). Все принципиальные отношения, характеризующие эти два элемента, а также отношения, возникающие между ними, и будут являться конституционным строем. Так, под конституционным строем можно понимать основы государственного и общественного устройства Российской империи, несмотря на то, что формально Конституция в дореволюционной России отсутствовала.
Вторая позиция трактует конституционный строй как основные устои государства, закрепленные в источниках конституционного права. Это подход нормативистской правовой школы, который также имеет право на существование. При его использовании чтобы называть существующий в государстве порядок конституционным строем, необходимо наличие общества, государства, а также конституционно-правовых нормативных актов. Обычно основным из таких актов является Конституция, однако это не обязательное условие. Пример тому – Великобритания.
В России принят второй подход, что подтверждается содержанием ст. 16 Конституции РФ: «положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации».
Фактически, никакие. В частности, сюда следует отнести:
1. Народовластие как основа политической системы РФ.
В реальности механизмов ответственности власти перед населением нет, замещения должностных лиц по волеизъявлению народа не происходит, выборность власти постепенно замещается назначением должностных лиц со стороны вышестоящих должностных лиц, прежде всего – Президента РФ и Председателя Правительства РФ.
2. Российское государство - это демократическое государство, т.е. выражающее волю большинства народа.
На деле интересы народа властью игнорируются. Это подтверждается практически всеми наиболее значимыми властными решениями, произведенными в течение последних восьми лет: отмена льгот, отсутствие реформирования ЖКХ, армии, судов, монополизация системы массовой информации, повышение таможенных пошлин на иностранные автомобили, выделение бюджетной финансовой помощи государственно-промышленной олигархии и пр.
3. Россия – правовое государство, т.е. закон в РФ имеет приоритетное значение как регулятор общественной жизни.
Приоритетное значение как регулятор общественных отношений имеют социальный статус, объем властных полномочий, наличие личных связей, а также степень материальной обеспеченности. Почему – потому что все это принципиально свойственно восточной цивилизации. «Друзьям – все, врагам – закон» (ген. Франко).
4. Россия является социальным государством, т.е. обеспечивающим социальное равенство и социальную справедливость.
Ни того, ни другого российское государство не обеспечивает, хотя и декларирует подобные намерения. В частности, потому, что у власти нет стимулов (в виде ответственности) к тому, чтобы затрачивать усилия в этом направлении.
5. Российское государство обеспечивает развитие гражданского общества, т.е. такого, в котором люди решают проблемы, не прибегая к помощи государства.
По факту российское государство по мере сил придает акцент правоохранительным и иным исполнительным органам в противовес любому самоуправлению. Партии и общественные движения носят подконтрольный государству характер. Местное самоуправление предельно ограничено в компетенции и финансировании. Причина всего этого – вполне объяснимое стремление к концентрации власти в одних руках.
6. Основой экономической системы РФ является свободная рыночная экономика.
Рыночная экономика подвергается давлению бюрократизированных органов исполнительной власти всех уровней вплоть до патрульно-постового милиционера и инспектора Санэпиднадзора. Кроме того, естественному развитию рынка препятствует несоразмерно большое и неверно сбалансированное налоговое бремя (единая налоговая ставка вместо пропорциональной), а также прямое вмешательство в деятельность предприятий вплоть до их отъема посредством властных ресурсов (см. «ЮКОС», «Евросеть»).
а) соблюдать законы Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Конституции РФ);
б) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
в) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
г) защищать Отечество, в том числе в форме прохождения воинской службы в Вооруженных Силах РФ (ст. 59 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 17 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ, «жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении».
Пропорциональная избирательная система. Голосование проводится по спискам избирательных объединений. Определяется избирательная квота - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота определяется делением количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых в округе мандатов. Число мест в Думе, полученных списком, определяется путем деления количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту.
Прежде всего, происходит регистрация избирателей и включение их в избирательные списки. Данную работу проводят Центральная избирательная комиссия РФ, избиркомы субъектов РФ, окружные комиссии, территориальные (городские, районные и др.) и участковые избирательные комиссии.
Затем происходит выдвижение кандидатов. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям или непосредственно избирателям. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатов. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
Затем гражданам и общественным объединениям предоставляется время до выборов, которое предназначено для предвыборной агитации в любых законных формах. Агитация должна быть прекращена за 24 часа до наступления дня выборов.
Голосование проводится по месту жительства в один тур, лично, тайно. Для избирателей, которые в день выборов будут в отъезде, предусмотрена возможность голосовать досрочно.
Далее следует подсчет голосов и объявление результатов выборов.
При необходимости до и после объявления результатов правоохранительные органы и органы исполнительной власти вправе проводить проверки законности выборов.
Формально Президент РФ является главой государства и не входит непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти. Кроме того, он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
1) законодательная инициатива (внесение законопроекта или предложения об издании закона, принадлежит определённому кругу лиц и органов и предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определённый срок внесённое предложение);
2) обсуждение законопроекта и внесение поправок (обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное. Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций. Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов, а также на уровне парламентских палат);
3) принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования депутатов большинством голосов;
4) подписание закона Президентом РФ;
5) опубликование в «Российской газете».
Структура федеральных органов исполнительной власти – это иерархия органов исполнительной власти, их соотношение в зависимости от объема полномочий. В данную структуру входят:
Президент РФ (ст.ст. 80-93 Конституции РФ).
Формально не принадлежит к исполнительной власти, но фактически, учитывая полномочия по назначению Председателя Правительства РФ, право отставки Правительства, право вести заседания Правительства (ст. 83 Конституции РФ), а также с учетом идеологического контроля – является главой системы органов исполнительной власти РФ.
Правительство РФ (ст.ст. 110- Конституции РФ).
Состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя, федеральных министров, глав федеральных агентств и служб. Является основным федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, Президент Татарстана, как субъект исполнительной власти, не вправе вмешиваться в осуществление судебной власти в республике, в том числе путем назначения судей.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокуратура РФ осуществляет надзор в следующих областях:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
- самостоятельность решения населением вопросов местного значения
- организационная обособленность МСУ
- взаимодействие с органами государственной власти
- сочетание представительства интересов граждан и прямого волеизъявления граждан
- соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям
- ответственность органов МСУ и их должностных лиц перед населением и государством
- соблюдение прав и свобод человека при осуществлении МСУ
- законность
- гласность
- добровольность
- сочетание коллегиальности и единоначалия
- наличие государственных гарантий МСУ.