РЕФЕРАТ
по курсу «Общее право»
по теме: «Мировая юстиция (мировые суды)»
Введение
В соответствии со ст.28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подписанного президентом России 31 декабря 1996 года и вступившего в действие с 1 января 1997 года, мировой суд возвратился в Россию.
Первая попытка введения мировых судов была предпринята в России согласно судебной реформе 1864 года. Однако действовать им пришлось недолго. Уже в 1889 году мировые судьи были в основном упразднены. Оставлены они были в Москве, Санкт-Петербурге и в отдельных крупных городах, где также были ликвидированы несколько позже Декретом №1 «О суде», принятом Советом народных комиссаров.
Появление мировых судей в Современной России рассматривается как восстановление демократических традиций российской реформы 1864 года. Возрождение мировых судей призвано решить преимущественно две принципиально важные проблемы: приблизить суды к местному населению и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию и разгрузить районные суды от чрезмерно большой нагрузки, которая постоянно возрастает.
Есть надежда, что современное российское общество более развито и европеизировано в смысле восприятия передовых законов и видов судопроизводства, демократичнее, имеет совершенно другую государственность, а потому поймет, что может дать обществу мировая юстиция (мировые судьи), прежде чем встанет вопрос об их роспуске.
1. Мировой суд: порядок образования
Сегодня мировые суды создаются в России в новых условиях и затребованы они совершенно другим социумом.
Как явствует из ст.1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», принятом в декабре 1998 года, мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Согласно ст.6 этого закона, мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка.
Срок полномочий мирового судьи определен статьей 7 упомянутого закона и ограничен периодом «не более чем на пять лет». Более конкретно срок полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. По истечении срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Повторный и последующий срок также устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее, чем на пять лет.
Один из субъектов Российской Федерации – Ростовская область - областным законом «О мировых судьях в Ростовской области», принятом Законодательным Собранием 9 апреля 1999 года, так реализовал положение о сроках, записанное в Федеральном законе «О мировых судьях».
Мировой судья избирается на должность на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность.
При повторном избрании на должность мирового судьи мировой судья избирается на пять лет.
При последующих избраниях на должность мирового судьи мировой судья избирается на десять лет (ст.7 Областного закона о мировых судьях).
В Ростовской области разработано и утверждено Законодательным Собранием Ростовской области 19 ноября 1999 года Положение о порядке рассмотрения представительными органами местного самоуправления кандидатур на должности мировых судей Ростовской области и представления их в Законодательное Собрание Ростовской области. Утверждено также положение об удостоверении мирового судьи Ростовской области.
В Ростовской области рассмотрению подлежат материалы кандидатов на должности мировых судей, сдавших квалификационный экзамен экзаменационной комиссии при Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области и получивших рекомендацию квалификационной коллегии судей Ростовской области.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Кандидатуры на должности мировых судей рассматриваются представительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований на основании представления начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ростовской области, внесенного председателем соответствующего районного суда.
Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом и нормативными правовыми актами муниципального образования в месячный срок рассматривает представленные кандидатуры с учетом их соответствия требованиям областного закона «О мировых судьях в Ростовской области».
По результатам рассмотрения представительный орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:
предложить председателю Ростовского областного суда представить соответствующего кандидата для избрания на должность мирового суда;
предложить председателю Ростовского областного суда не представлять соответствующего кандидата для избрания на должность мирового судьи.
По каждой из представленных кандидатур принимается отдельное мотивированное решение. Поступившие в представительный орган местного самоуправления документы и принятые по результатам их рассмотрения решения направляются через председателя соответствующего районного суда начальнику Управления Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации в Ростовской области.
Председатель Ростовского областного суда на основании имеющихся в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде российской Федерации в Ростовской области материалов готовит представление для согласования с Главой Администрации (Губернатором) области.
Согласованное с Главой Администрации (Губернатором) области представление с прилагаемыми к нему материалами направляется в Законодательное Собрание Ростовской области.
Порядок обсуждения кандидатур на должности мировых судей, порядок избрания мировых судей определяются Регламентом Законодательного Собрания Ростовской области.
Как видно их федерального закона и приведенного в качестве примера порядка представления к избранию кандидатов на должность мировых судей в Ростовской области мировые судьи пока что избираются на должности. Могут разниться сроки их избрания и процедура обсуждения и голосования в представительном органе любого из 89 субъектов Федерации, но эта проблема может быть решена, так как предполагается принятие модельного закона «О выборах мировых судей», который и установит общие принципы организации и проведения выборов. И хотя законопроект предусматривает выборы, возможно, что субъекты Федерации сами, учитывая особенности своего региона, решат, - избирать им или назначить мировых судей.
При тщательном изучении положений Конституции РФ, Закона «О судебной системе Российской Федерации», закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и областных законов о мировых судьях обращает на себя внимание «размывание» очень важного конституционного принципа независимости судей. Без независимости судей правосудие оказывается или может оказаться ущербным.
Так, ст. 120 Конституции РФ устанавливает:
«Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону». Это норма закона высшей юридической силы.
2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи
Однако ч.2 ст.28 Закона «О судебной системе Российской Федерации» говорит: «Полномочие и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации». Статья 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» закрепляет подчинение мировых судей не только Федеральному закону, но и закону субъекта Федерации, а в п.3 ст.4 этого же закона закреплено положение, практически позволяющее увольнять судей без соблюдения процедуры их отставки: «Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Федерации». С расформированного участка, например, мировой судья уволен, а на других участках вакантных должностей мировых судей не будет. Так можно уволить «независимого» или непокорного мирового судью. Если же вдуматься в выше указанный закон субъекта Федерации, в котором особенно ярко просматривается «подвешенность» судьи в сроках пребывания на должности, то складывается тягостная картина «независимой» работы судей.
Имея в виду устранение фактического подчинения судов региональной и местной власти, Конституция РФ устанавливает: «Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом» (ст.124). При этом имеется в виду, что только централизованное финансирование различных потребностей судов (денежные выплаты судьям и работникам аппарата судов, строительство и ремонт зданий судов, приобретение оргтехники и т.п.) может дать «возможность полного и независимого осуществления правосудия».
В первой части ст.13 Закона «О мировых судьях в Ростовской области» предусмотрены денежные выплаты мировым судьям из федерального бюджета. Однако далее в этой статье читаем: «Финансирование расходов на дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты, предусмотренные для мировых судей законами Ростовской области, осуществляются из областного бюджета … Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется администрацией Ростовской области … Последняя позиция областного закона дает субъекту РФ возможность не только обеспечить, но и ограничить полное и независимое осуществление правосудие мировыми судьями.
На мировых судей распространяются гарантии, указанные в законе «О статусе судей в РФ». По закону «О мировых судьях в Ростовской области» законодательством субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты (ч.2. ст.2). С помощью «дополнительных гарантий» вполне возможно вынесение мировыми судьями решений, соответствующих ожиданием региональной и местной власти, но не всегда федеральным законам».
Темпы последних лет и сдвинутые с мертвой точки проблемы, касающиеся органов судебной власти и судейского сообщества показывают, что ей по плечу будет отвоевать в реальности конституционное право быть независимыми. Пока что на нынешнем этапе суды будут разгружены за счет увеличения штатной численности судей почти на шесть тысяч, что позволит районным, городским, областным, краевым и равным им другим судам за счет снижения у них нагрузки качественнее рассматривать более сложные дела их подсудности.
3. Критерии выбора мирового судьи
Мировым судьей может быть только гражданин Российской Федерации в возрасте от 25 лет и старше. Он должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
Лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации освобождаются. Так гласит ст.5 закона «О мировых судьях в РФ», что несколько сокращает процедуру оформления мирового судьи на должность.
Как и судьи, вышестоящих по отношению к мировым судьям других федеральных судов, мировые судьи не вправе быть депутатами представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной или иной творческой деятельностью.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи (ч.2,3 ст.5 Закона о мировых судьях в РФ).
Хотя одним из требований, предъявляемых к мировому судье, является высшее юридическое образование, а также стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, некоторые юристы –практики и ученые полагают, что в отличие от федеральных судей мировым судьей может быть гражданин, имеющий хотя и высшее, но не обязательно юридическое образование. Такой подход объясняется, конечно, и менее сложным характером рассматриваемых ими дел, и крайней нехваткой профессиональных судей. Сегодня в России работает примерно 15 тысяч судей, которые в год рассматривают более 1 млн. уголовных и 2 млн. гражданских дел. После введения института мировых судей значительная их часть (по разным оценкам – от 10 до 25 % уголовных и от 15 до 40% гражданских дел) переходит в подсудность последних. В связи с этим России необходимо около 16 тысяч мировых судей (из расчета 1 судья на 10 тысяч населения). Ввиду нехватки профессиональных кадров субъектам Российской Федерации можно рекомендовать избрание (назначение) мировых судей не только из лиц, имеющих юридическое образование или опыт работы в судебных ведомствах, но и из числа пользующихся авторитетом и уважением среди населения историков, педагогов, библиотекарей, психологов, социологов и т.п. Перед вступлением в должность кандидатам необходимо пройти краткосрочный курс обучения, сдать квалификационные экзамены и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Вполне возможен такой вариант за счет принятия законов субъектами Федерации. К тому же, пока гражданин оформляется кандидатом в мировые судьи и состоит на резервном учете, он может закончить годичные курсы по приобретению новой квалификации или получить официально второе высшее образование, осваивая курс по индивидуальному графику обучения.
С.И. Ожегов в словаре русского языка отмечает, что мировой суд – это суд, относящийся к установлению мирных отношений между спорящими сторонами. Суд для разбора мелких гражданских и уголовных дел. Поскольку мирные отношения лучше и скорее всего можно установить между спорящими по «горячим следам», т.е. вскоре после возникшего конфликта, то они (стороны) должны проживать где-то вблизи от мирового судьи, который может выступить независимым, объективным и справедливым «третьим лицом» между спорящими. Оптимально разрешить спор между ними или примирить их. Закон о мировых судьях, видимо, учел это и деятельность мирового судьи увязал с территорией, участком и числом населения, проживающего на участке.
4. Судебные участки. Обстановка залов судебного заседания
Мировые судьи действуют как судьи и осуществляют свои функции только в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участников. Участки образуются на основании решения органа законодательной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с председателем областного (или равного ему) суда.
Число судебных участков может быть равно количеству районных судов. Территория одного района может быть также и разделена на несколько судебных участков. Количество участков, их границы внутри одного района определяются также решением органа законодательной власти.
Судебный участок может совпадать с участком, обслуживаемым отделением местной (муниципальной) милиции.
По согласованию судебного ведомства с местной администрацией и руководством милиции мировой судья может первое время (а возможно и постоянно) размещаться в здании отделения милиции (как правило, они расположены в удобном для населения месте и достаточно обустроены).1
Согласно п.4 ст.4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно- территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
В зале судебных заседаний мировых судей должны быть размещены символы государственной власти: Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. Может также устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен участок мирового судьи.
Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности. Предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Введение отличительного знака мирового судьи - это новелла. В каждом субъекте Федерации для мировых судей утверждается в законодательном порядке свой отличительный знак.
В Ростовской области отличительный знак мировых судей утвержден постановлением Законодательного Собрания области от 19 ноября 1999 года (№210). Как явствует из Положения, при осуществлении правосудия мировой судья должен иметь отличительный знак своей должности, который носится на левой стороне груди.
Утверждено описание отличительного знака. Знак изготавливается из бронзы и имеет форму медальона шириной 40 мм и высотой вместе с кольцом крепления 50 мм.
Слева на медальоне старославянскими буквами высотой 2 мм надпись – «мировой», справа – «судья». Знак окаймлен ободком.
На оборотной стороне отличительного знака в центре расположено изображение колонны дорического ордера, увенчанной императорской короной, несущей табличку с надписью «Законъ». Изображение столпа закона окаймлено ободком, повторяющим форму медальона. На левой и правой сторонах размещена надпись «Ростовская область».
Все изображения и надписи на знаке выпуклые.
Отличительный знак при помощи ушка и цепочек, из 5 звеньев каждая, соединяется с колодкой, имеющей стилизованную форму свитка, длинной 53 мм, минимальный диаметр – 3 мм, максимальный - 7 мм, диаметр шариков на концах – 7 мм.
На оборотной стороне колодка имеет булавку для прикрепления знака к одежде.
Право на ношение отличительного знака прекращается по истечении срока полномочий мирового судьи либо при досрочном прекращении его полномочий.
В случае прекращения полномочий мирового судьи в связи с письменным заявлением судьи об отставке, ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи, истечением срока полномочий мирового судьи, отказа мирового судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, отличительный знак остается у мирового судьи на хранение в качестве символа правого статуса (п.6 Положения об отличительном знаке мирового судьи Ростовской области).
В случае прекращения полномочий мирового судьи по иным указанным в законе основаниям отличительный знак мирового судьи подлежит сдаче в Управление судебного департамента в течение десяти дней со дня прекращения этих полномочий квалификационных коллегией области.
В случае утраты отличительного знака мировой судья должен незамедлительно сообщить об этом в Управлении судебного департамента.
Мировому судье, утратившему отличительный знак, выдается его дубликат.
Отличительный знак мирового судьи по внешнему виду в каждом субъекте Федерации, надо полагать, будет отличаться с учетом особенностей области, края и т.п., а также мировосприятия художника, его изготовившего, однако положение о нем, основанное на определенных нормах Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и Закона «О статусе суде в Российской Федерации» будет в значительной мере повторяться во всех законах субъектов Федерации.
5. Компетенция мировых судей
С введением мировой юстиции (мировых судей) законодатель не передал на их разрешение гражданские споры, требующие высокого профессионализма, быстрой ориентации в материалах дела и в праве. К компетенции мировых судей отнесены дела об административных правонарушениях; уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающие двух лет лишения свободы, дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства, установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении; дела с количественным пределом цены исков, не превышающих пятисот минимальных размеров оплаты труда; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками и строениями.
Иски о взыскании крупных денежных сумм, порой исчисляемых в десятках тысяч минимальных размеров оплаты труда, как имеющие существенное значение для граждан, остались в введении районных федеральных судов, поскольку при всей простоте применяемых форм судопроизводства они требуют значительного объема знаний, владения различными отраслями права, знания особенностей процедуры рассмотрения определенных категорий дел (например, банкротство).
Учреждение мировых судов – это не дань моде. Это прежде всего, многовековая тенденция поиска цивилизацией наиболее оптимальных форм судопроизводства. Поэтому неслучайно ученые озабочены тем обстоятельством, что законодательно не закреплен язык судопроизводства мировой юстиции.
В законе ничего не сказано о языке судопроизводства и делопроизводства. Между тем для местных судов, каким является мировой, вопрос о языке весьма важен. Пробел следовало бы устранить и указать, что судопроизводство и делопроизводство у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке субъекта Федерации, на территории которого находится судебный участок мирового судьи.
Федеральный закон от 7 августа 2000 внес дополнения и изменения в гражданский процессуальный кодекс. В нем закреплено положение, что на решение мирового судьи может быть принесена апелляционная жалоба в районный суд, который по отношению к мировым судьям является судом второй инстанции и проверяет законность и обоснованность решений мировых судей. Процессуальная деятельность мировых судей регламентируется гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Разбирательство гражданских дел в судебном заседании будет производится по общим правилам судопроизводства. Рассматривая жалобу во второй инстанции в апелляционном порядке, районный суд проверяет как вопросы права, так и вопросы факта. Это означает, что производство по делам мирового судьи весьма громоздко. При том обилии дел, которые отнесены к подсудности мировых судей, следовало бы ввести некоторые дополнительные упрощенные формы производства. Закон счел возможным совершенно лишить стороны и участников процесса по гражданским делам обжаловать решения мирового судьи в кассационном порядке. Коль сочтено уместным такое положение, то тем более социально-правовой статус мирового судьи может позволить расширить основания для примирения сторон, заключения мирового соглашения и прекращения дела, чтобы оправдать замысел приближения мировых судей к населению. Можно было бы ввести по ряду категорий дел производство, подобно приказному производству. Эти нововведения ускорили бы процедуру прохождения гражданских дел у мирового судьи.
Производство по уголовным делам у мирового судьи регламентировано законом от 7 августа 2000, внесшим изменения и дополнения в УПК РСФСР, вступившим в законную силу с 10 августа того же года.
Согласно ст. 467 Уголовно-процессуального кодекса мировому судье подсудны: дела частного обвинения, дела о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых может быть назначено наказание не превышающее двух лет лишения свободы. Вместе с тем из подсудности мирового судьи исключены дела, перечисленные в п.2 ч.1 ст.467 УПК, представляющие сложность и требующие более длительного исследования всех обстоятельств дела и предопределяющие наличие у мирового судьи значительного профессионального опыта. К таким делам отнесены уголовные дела о совершении убийства при превышении пределов необходимой обороны, нарушение авторских и смежных прав, воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования и др.
В соответствии со ст. 468 УПК по уголовным делам частного обвинения предусмотрено возбуждение дела со дня подачи в суд жалобы потерпевшим. Закон позволяет обратиться с жалобой близким родственникам потерпевшего в случае его смерти после смерти потерпевшего. По делу частного обвинения возбудить дело может и прокурор, если потерпевший по каким-либо причинам не может сам защищать свои интересы, при этом стороны не лишаются права на примирение. Поскольку закон акцентировал внимание на делах частного обвинения, то остальные уголовные дела, подсудные мировым судьям могут рассматриваться с применением других процессуальных норм и проведением дознания или предварительного следствия либо использовать протокольную форму досудебной подготовки материалов. Нововведением является установление законом сокращенного порядка судебного следствия, предусматривающего только допрос подсудимого и потерпевшего, а также исследование тех доказательств, на которые укажут стороны. Этот порядок допустим по всем уголовным делам за исключением дел о преступлениях, совершенных группой лиц, если хотя бы одно из них возражает против проведения сокращенного судебного следствия, а также по всем делам в отношении несовершеннолетних.
По уголовным делам предусмотрено обжалование и опротестование во вторую инстанцию в порядке апелляционного производства. Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции и в соответствии с положениями главы 42 УПК РСФСР,
По результатам апелляции районный суд либо утверждает вынесенный мировым судьей приговор (решение), либо выносит новый. Этот приговор (решение) может быть обжалован и опротестован в кассационном порядке в вышестоящий областной или приравненный к нему суд.
6. Состав аппарата мирового судьи
Мировой судья имеет аппарат, обеспечивающий работу мирового судьи.
Структура и штатное расписание аппарата устанавливается администрацией субъекта федерации на основании законодательства о государственной службе в области, крае и т.п. Так в Ростовской области в штатный аппарат входят: помощник мирового судьи и секретарь судебного заседания, которые назначаются на должность и освобождаются от нее приказом начальника Департамента администрации области по обеспечению деятельности мировых судей по представлению мирового судьи, согласованному с председателем районного суда.
Делопроизводство у мирового судьи предполагается вести по Инструкции по делопроизводству у мирового судьи, утверждаемой начальником департамента администрации субъекта федерации по обеспечению деятельности мировых судей.
Мировые судьи входят в единую судебную систему России. Их постановления, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.
Заключение
Введением института мировых судей закон открывает еще больший доступ к правосудию.
Ранее в России четверть века функционировал местный мировой суд, состоящий из мировых участковых, мировых почетных судей и съездов мировых судей; этот суд был чисто местный, не входящий в систему судов, выборный, единоличный, доступный, не формальный и скорый; он воспринят был народом как необходимый, как свой родной, народный суд. Тогда это был суд как одна из форм самоуправления народа. Есть смысл надеяться, что нынешние мировые суды впитают в себя эти лучшие черты, но придут в жизнь не на двадцать пять лет, а минимум на XXI век.
Список литературы
Конституционный федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1997.
Закон о судоустойстве РСФСР от 09.06.1981 (ведомости Верховного Совета РСФСР. М. 1981).
Гаджиев Г. Взаимоотношения Конституционного суда РФ с судами общей юрисдикции и арбитражными судами (Российская юстиция. № 4) 1994.
Батова С.А., Боботов С.В. и др. Судебная система России. М. 2000.
5. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». Отв. ред. Радченко В.И. М. Норма. 2001. с.133.
1 Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». Отв. ред. Радченко В.И. М. Норма. 2001. с.133.