ОГЛАВЛЕНИЕ:
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА
1.1. Понятие механизма государства
1.2. Понятие безопасность, силы обеспечения безопасности
ГЛАВА II. СИЛЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Совет Безопасности Российской Федерации
2.2. Система федеральных органов безопасности
2.4. Федеральные органы государственной охраны
ВВЕДЕНИЕ
Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в целях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мере отождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями. Исторически, органы государства (учреждения) подстраиваются, вынуждены подстраиваться «в такт» бьющемуся сердцу государства, его сущности, основам, выражаемом вовне в изменении его функций.
Так, если в обществе большую роль, большее значение приобретают вопросы безопасности государства и общества, то соответственно неизбежно на первый план высвечиваются такие элементы механизма государства как органы и учреждения безопасности. Поэтому исследование такого вопроса как структурная организация органов безопасности, их положение в механизме государства и представляет особую ценность, актуален. Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед этими государственными образованиями, что во многом определяет его роль в мировом сообществе, зависит от механизма государства, слаженной работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, что и определяет его актуальность.
Соответственно, теоретическое исследование этой проблематики, комплекса вопросов, связанных с ролью государственных служб безопасности в механизме государства, имея поддержку стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету изучения дисциплины правоохранительные органы, как базовой в их научном изучении.
Целью настоящей работы и является познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства, места служб безопасности в механизме оного, определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение цели работы.
Структура работы: введение, основное содержание, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА
1.1. Понятие механизма государства
Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.
Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Иными словами, «механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит», «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»2.
Во – первых, механизм государства представляют собой систему, обладающую в свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные между собой субординацией и координацией.
А собственно сознательную деятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение необходимы орудия (учреждения) принуждения – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно, при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.
Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов, в том числе этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым); особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода и проч. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
Итак, функции и задачи, присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельности его механизма. То есть государство как таковое, проявляет себя вовне, становиться живим организмом и функционирует как объективная реальность не иначе как через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.
Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства.
Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция 3.
Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый. И, наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям: по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы); в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.
Среди распорядительно-исполнительных органов: органы социально-культурной сферы, органы экономики, правоохранительные органы; в зависимости от сферы деятельности: высшие органы, центральные органы, местные органы; в соответствии с федеральным устройством государства: федеральные (центральные), органы субъектов федерации. Помимо разделения государственных органов в зависимости от того, представляют ли они собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.
По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на: органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации); органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.
По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти.
Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Понятие безопасность, силы обеспечения безопасности
В соответствии с Законом о безопасности под безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов граждан, отдельной личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Достижение безопасности обеспечивается системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, для чего выработана система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определены основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, сформированы специальные органы безопасности и действует механизм контроля и надзора за их деятельностью (ст. 4 Закона о безопасности).
Субъектами обеспечения безопасности являются: государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей; граждане, общественные и иные организации и объединения (ст. 2 Закона о безопасности).
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности (ст. 8 Закона о безопасности). Общее руководство возложено на Президента Российской Федерации. Он возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности и осуществляет ряд других полномочий.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Каждый из этих органов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни создаются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, органы внешней разведки), другие - для отражения внутренних угроз безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся федеральная служба безопасности.
ГЛАВА II. СИЛЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Совет Безопасности Российской Федерации
Совет Безопасности РФ является конституционным органом (статья 83 Конституции РФ 1993 г.), на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также Положение «О Совете Безопасности РФ»4.
Задачами Совета Безопасности являются:
обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;
определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.
В состав Совета Безопасности входят:
Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности), починен Президенту РФ; постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации (далее - аппарат Совета Безопасности) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации (на правах управления Президента Российской Федерации).
Совет Безопасности может образовывать постоянные и временные межведомственные комиссии.
Совет Безопасности является совещательным органом. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности - Президентом РФ.
Проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проекты федеральных законов, выносимые на заседания Совета Безопасности, предварительно рассматриваются на рабочем совещании постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности, проводимом Секретарем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ.
2.2. Система федеральных органов безопасности
Одним из основных элементов системы безопасности Российской Федерации являются федеральная служба безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ). Руководство ею осуществляется Президентом Российской Федерации.
Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральной Службе Безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона о ФСБ).
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности (ст. 5 Федерального закона о ФСБ).
Так согласно ст. 2 Федерального закона о ФСБ эти органы представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно - исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности. Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом, не допускается.
Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности федеральных органов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, его заместителей, руководящих работников Федеральной службы безопасности.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется по трем направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности. Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением как гласных, так и негласных средств и методов. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.
Борьба с преступностью осуществляется путем осуществления оперативно - розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовно - процессуальным законодательством.
Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.
К основным правам относятся следующие:
Органы федеральной службы безопасности имеют право: устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом; б) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления; использовать подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации; осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы; осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов; осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами); использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб; использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения; беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов; производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности; временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления; осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов; вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности; создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов. Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.
Органы федеральной службы безопасности обязаны: информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну; проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами; обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации; осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности; осуществлять профессиональное образование и проч. в соответствии с Федеральным законом о ФСБ.
Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской Федерации).
На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы безопасности и организация их деятельности, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).
Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных регионах (ст. 2 Федерального закона о ФСБ). Они решают возложенные на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, например созданы региональные управления - Управление ФСБ по Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт - Петербургу и Ленинградской области. Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.
Правовой статус сотрудников Федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе и на конкурсной основе) военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.
Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
При выполнении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудников органов ФСБ. При осуществлении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, задержанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей, принадлежащего или используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну.
Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят (ст. 24 Федерального закона о ФСБ).
2.3. Органы внешней разведки
Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.
Деятельность органов внешней разведки, их организация осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке"5. Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов законности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности РФ, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:
1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);
2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.
Задачами органов внешней разведки являются обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.
Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти.
Решения о создании, о реорганизации и об упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
1) Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».
Полномочия органов внешней разведки. Органы внешней разведки получают информацию от лиц, давших согласие на сотрудничество; взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны РФ; обеспечивают безопасность сотрудников учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и членов их семей в государстве пребывания; обеспечивают безопасность командированных за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей; организуют взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств.
В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки используются как гласные, так и негласные средства и методы. На территории Российской Федерации применение этих средств и методов в отношении граждан РФ не допускается.
Надзор за исполнением органами внешней разведки Российской Федерации федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации в предмет прокурорского надзора не входят.
За деятельностью органов внешней разведки установлен парламентский контроль, осуществляемый в порядке, предусмотренном законом. Общее руководство, включая контроль и координацию деятельности, органами внешней разведки осуществляет Президент РФ.
2.4. Федеральные органы государственной охраны
Государственной охраной называется функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.
Объектами государственной охраны являются лица, к которым относятся Президент РФ, лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. Охраняемыми объектами являются здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории (вание документа6.
Государственная охрана осуществляется специальными федеральными органами государственной охраны, которые состоят из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента РФ.
Государственная охрана предоставляется следующим лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации: Председателю Правительства Российской Федерации; Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Председателю Конституционного Суда Российской Федерации; Председателю Верховного Суда Российской Федерации; Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральному прокурору Российской Федерации. Указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий.
При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена другим лицам - депутатам, государственным служащим. В соответствии с международными договорами обеспечивается безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Российской Федерации. На основании распоряжения Президента РФ Федеральная служба охраны осуществляет охрану иностранных политических и общественных деятелей в период их пребывания на территории РФ.
Служба безопасности Президента РФ осуществляет охрану Президента РФ, членов его семьи, проживающих с ним или его сопровождающих, в течение срока полномочий Президента, а по его истечении государственная охрана предоставляется ему пожизненно.
Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуются и упраздняются Президентом РФ.
Задачами, стоящими перед Федеральными органами государственной охраны, являются выявление угрозы жизненно важным интересам объектам государственной охраны, осуществление мер по ее предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда, обеспечение организации и функционирования (совместно с ФОПСИИ) президентской связи, участие в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений на охраняемых объектах.
Для осуществления этих задач Федеральные органы государственной охраны вправе: 1) привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;
2) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности;
3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
4) производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
5) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны или направленные на воспрепятствование законным требованиям сотрудников федеральных органов государственной охраны, а также связанные с проникновением или попыткой проникновения на охраняемые объекты;
6) вносить в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов;
7) использовать в служебных целях средства связи, включая и специальные, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях и гражданам;
8) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения преступлений, для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, для доставления лица, нуждающегося в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.
По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны возмещают им убытки в порядке, установленном федеральным законодательством;
9) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. О всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов;
10) совершать иные действия в соответствии с Федеральным законом.
Надзор и контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны. Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством. В предмет надзора не входят организация, тактика, методы и средства осуществления деятельности федеральных органов государственной охраны.
Судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения судом жалоб на незаконные действия и решения органов государственный охраны, нарушающие их права или причинившие им убытки.
Государственный контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе получать сведения о деятельности федеральных органов государственной охраны при осуществлении ими депутатской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства, механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, Закон о безопасности, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – 616 с.
2. М.И. БАЙТИН. Механизм современного Российского государства. Электронное издание статьи.
3. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.
5. Закон о безопасности
6. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности»
7. Федеральный закон «О государственной охране»
8. Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности»
1 В учебных издания понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность // Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – с. 158.
2 Там же.
3 Там же
4 Указ Президента РФ от 07.06.2004 N 726 (ред. от 25.07.2006) "Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 14.06.2004, N 24, ст. 2392.
5 Федеральный Закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внешней разведке" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 143,
6 Федеральный Закон от 27.05.1996 57-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О государственной охране» // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2594,
35