СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретико-правовые основы материальной ответственности военнослужащих
1.1 Материальная ответственность в системе юридической ответственности
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования материальная ответственность военнослужащих
II. Правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих
2.1 Понятие материальной ответственности военнослужащих. Условия наступления
2.2 Виды материальной ответственности военнослужащих
Заключение
Список нормативных актов и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации, исполняя свою обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом»1. Из данной статьи во взаимосвязи со ст. 37 (ч. 3) Конституции Российской Федерации вытекает, что право на труд реализуется военнослужащим посредством прохождения им военной службы и, следовательно, предполагает справедливое вознаграждение за нее.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда»2; «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»3; «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»4.
По смыслу названных конституционных норм в их системной связи, право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие), закрепленное ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», - как относящееся по своей природе к имущественным правам и одновременно являющееся специфической формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы - подлежит признанию и защите, включая судебную защиту, со стороны государства без какой-либо дискриминации. В то же время подлежит признанию и защите и государственная собственность (в данном случае - имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное за воинскими частями).
Объект: правоотношения в сфере установления условий и размеров материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определение порядка возмещения причиненного ущерба.
Предмет: материальная ответственность военнослужащих.
Цель курсовой работы: исследовать материальную ответственность военнослужащих.
Задачи курсовой работы:
Охарактеризовать место материальной ответственности в системе юридической ответственности.
Проиллюстрировать нормативно-правовые основы регулирования материальной ответственности военнослужащих.
Раскрыть понятие материальной ответственности военнослужащих и условия её наступления.
Охарактеризовать виды материальной ответственности военнослужащих.
I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Материальная ответственность в системе юридической ответственности
Правовое положение (статус) военнослужащих наряду с правами и свободами включает в себя также обязанности и юридическую ответственность.
Юридическая ответственность - это «меры правового принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и применяемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке»5.
Основанием юридической ответственности является правонарушение, т.е. виновно совершенное деликтоспособным лицом общественно опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применении мер принуждения.
Правонарушения подразделяют на преступления и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные).
Структуру правонарушения раскрывает понятие состава правонарушения, представляющего собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих поведение лица как правонарушение. Состав любого правонарушения включает следующие элементы:
- объект правонарушения;
- объективная сторона правонарушения;
- субъект правонарушения;
- субъективная сторона правонарушения.
Отсутствие в поведении лица одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.
Юридическая ответственность может быть разделена на виды:
а) дисциплинарная;
б) административно-правовая;
в) материальная;
г) гражданско-правовая;
д) уголовно-правовая.
Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан Российской Федерации, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового положения (статуса). В ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ определено, что «военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность»6.
Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Важным показателем постоянной боевой готовности вооруженных сил является твердая воинская дисциплина. В современных условиях роль дисциплины и организованности всего личного состава значительно возросла. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Дисциплинарная ответственность военнослужащих является одним из важнейших средств укрепления воинской дисциплины.
«Дисциплинарная ответственность военнослужащих представляет собой предусмотренные военным законодательством меры дисциплинарного взыскания, применяемые к военнослужащим за совершение воинских дисциплинарных проступков»7. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ).
Воинские дисциплинарные проступки выражаются в виновном, противоправном нарушении военнослужащими воинской дисциплины или общественного порядка, влекущем применение дисциплинарных взысканий.
Административная ответственность заключается в применении к военнослужащим за совершение отдельных административных правонарушений административных наказаний на общих основаниях. В установленных административным законодательством случаях военнослужащие за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами. Административная ответственность заключается в установленных административным законодательством мерах воздействия на лицо, совершившее административное правонарушение.
Административным правонарушением (проступком) признается «виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»8.
Особенность административной ответственности военнослужащих заключается в том, что по общему правилу военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с положениями ДУ ВС РФ.
Вместе с тем статья 2.5 КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень правонарушений, за совершение которых военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Это нарушения:
а) законодательства о выборах и референдумах;
б) законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в) правил дорожного движения;
г) требований пожарной безопасности вне места службы;
д) законодательства об охране окружающей природной среды;
е) таможенных правил;
ж) правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
з) в области налогов, сборов и финансов;
и) выразившиеся в невыполнении законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы.
Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданско-правовая ответственность заключается в применении предусмотренных гражданским законодательством мер воздействия, имеющих, как правило, имущественный характер, за совершение гражданского правонарушения (деликта).
Гражданско-правовой проступок (деликт) представляет собой противоправное деяние субъекта гражданского права, которое нарушает правопорядок в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, установленный гражданским законодательством. В гражданском праве принято выделять два вида деликтов: договорные и недоговорные. К первым относятся проступки, связанные с нарушением договорных обязательств: их неисполнением или ненадлежащим исполнением. Ко вторым - деликты, связанные с вредом, причиненным личности и имуществу физического лица, либо с вредом, причиненным имуществу юридического лица. Соответственно этому делению правонарушений в юридической литературе выделяют и два вида гражданско-правовой ответственности: договорную и недоговорную.
Военнослужащие за совершение гражданско-правовых проступков привлекаются к ответственности на общих основаниях. К ним могут быть применены в установленном гражданским законодательством порядке любые меры гражданско-правовой ответственности.
Особенность привлечения военнослужащих к гражданско-правовой ответственности имеется в случае причинения ими вреда. В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) «военнослужащие, причинившие вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, по общему правилу обязаны возместить его в полном объеме»9. Однако «в тех случаях, когда вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, причиняется военнослужащим при исполнении им обязанностей военной службы, ответственность за причинение такого вреда возлагается на воинскую часть, в которой военнослужащий проходит военную службу»10. При этом важное юридическое значение имеет установление периодов (времени) исполнения военнослужащими обязанностей военной службы.
Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за совершение преступлений. Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.
В Российской Федерации существует только один нормативный правовой акт, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности, - Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).
Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением ими преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации.
Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 (ст.ст. 331-352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие уголовные наказания, применяемые только к осужденным военнослужащим (воинские наказания), либо содержащие особенности в применении к военнослужащим общих наказаний. Кроме того, некоторые нормы Особенной части УК РФ могут быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например, ст.ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.
По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащему нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к иным видам ответственности.
Таким образом, юридическая ответственность военнослужащих наряду с общими свойствами юридической ответственности в целом характеризуется рядом особенностей:
- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими в сфере военно-служебных отношений;
- юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан;
- в отношении военнослужащих применяется, как правило, более строгая по сравнению с другими гражданами юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;
- законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования материальной ответственности военнослужащих
Меры ответственности, применяемые к военнослужащим, различны и зависят от совершенного правонарушения. Как установлено п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), «военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, каждая из которых регулируется определенными нормативными актами законодательства РФ»11. К ним относятся Дисциплинарный устав учреждения силового ведомства, КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) и иные законодательные акты РФ.
Стоит отметить, что нормы Федерального закона N 161-ФЗ применяются в отношении военнослужащих только при исполнении ими обязанностей, касающихся военной службы. Иные допущенные ими правонарушения подпадают под нормы гражданского законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).
На первый взгляд, данное положение, раскрывающее суть привлечения к материальной ответственности, понятно, однако в законодательстве РФ имеются две точки зрения на условия применения мер материальной ответственности к военнослужащим при исполнении ими своих обязанностей. Одна из них основана на нормах Федерального закона N 161-ФЗ, согласно которому «наступление материальной ответственности возможно при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы»12. Другая точка зрения представлена в Постановлении Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (далее - Постановление ВС РФ N 9), согласно которому «условием наступления материальной ответственности является причинение ущерба при исполнении им служебных обязанностей»13. Четкого определения понятия «служебные обязанности» военнослужащих в нормативных документах не дано. Под указанными в Постановлении ВС РФ N 9 служебными обязанностями военнослужащих следует понимать исполнение обязанностей военной службы, так как гражданин, являющийся военнослужащим, может выполнять свои служебные обязанности только при прохождении военной службы. В то же время определение обязанностей военной службы представлено в п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В нем указан полный перечень случаев, когда военнослужащий, а также гражданин, который проходит военные сборы, считаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы.
На основании Приказа Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» воинская часть ведет бюджетный учет имущества. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.
При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Военнослужащий вправе обжаловать приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба. Обжалование судебного решения производится как вышестоящему командиру, так и в судебном порядке. Административный порядок обжалования приказа командира осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил РФ», судебный - согласно Закону РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федерального закона N 76-ФЗ, Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах РФ» и ГПК РФ.
Военнослужащий возмещает ущерб как в добровольном порядке, так и по решению суда на основании исполнительного листа. Добровольное возмещение осуществляется полностью или частично путем внесения денежных средств в кассу учреждения силового ведомства. Порядок удержаний по исполнительным листам регулируется ГПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, в настоящее время в правовом пространстве Российской Федерации действует достаточно объемное законодательство, регулирующее материальная ответственность военнослужащих в тех или иных случаях. Помимо структурообразующего закона действует ряд подзаконных нормативных актов разъясняющих порядок применения. Тем не менее в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих есть ряд недостатков. Так, не раскрыто с исчерпывающей полнотой понятие «командиры (начальники)». Оно употребляется, по крайней мере, в четырех разных смыслах: а) командиры (начальники), имеющие право назначать административное расследование; б) командиры (начальники), имеющие право издавать приказ о возмещении ущерба; в) командиры (начальники) как субъекты материальной ответственности; г) командиры (начальники), имеющие право подавать в суд иски о возмещении ущерба.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ указано, что «к материальной ответственности привлекаются командиры и начальники, в том числе структурных подразделений, и их заместители в случае, если они не приняли необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба»14. Но поскольку не определено, какие меры они должны принимать, эти лица неоправданно становятся субъектами материальной ответственности за ущерб, причиненный их подчиненными.
В этом законе также недостаточно четко определено исчисление предусмотренных им сроков. Так, отсутствует норма о начале течения сроков, с которыми связывается возникновение или прекращение соответствующих правоотношений.
Не вполне четко проработан и сам порядок возмещения ущерба. В абз. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ определено: «В случае если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части»15. В то же время в абз. 1 этого же пункта речь идет, в том числе, о приказе о возмещении ущерба, издаваемом на основании судебного решения. Возникает вопрос - какое судебное решение и какой иск имеются в виду, поскольку общеизвестно правило, установленное ст. 129 ГПК, в соответствии с которым не может быть предметом судебного разбирательства иск, если имеется вступившее в законную силу решение суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем основаниям.
II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
2.1 Понятие материальной ответственности военнослужащих и условия её наступления
Основания и порядок привлечения к материальной ответственности военнослужащих предусмотрены в специальном нормативном правовом акте - Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ. Нормы военного законодательства, регулирующие данный вид ответственности, отличаются от норм возмещения вреда по гражданскому праву, а также от норм трудового права, регулирующих материальную ответственность работников. Особенности материальной ответственности военнослужащих обусловлены субъектом причинения ущерба, условиями и пределом ответственности, порядком возмещения ущерба.
Основанием материальной ответственности военнослужащих является проступок, именуемый в юридической литературе имущественным правонарушением, т.е. это виновное, противоправное деяние военнослужащих, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части, за совершение которого предусмотрена материальная ответственность.
Выделяют следующие необходимые и достаточные условия материальной ответственности военнослужащих:
- нарушение военнослужащим нормы права (правонарушение);
- наличие реального ущерба имуществу воинской части;
- наличие причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом;
- нахождение военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы;
- вина военнослужащего.
Требование необходимости означает то, что только при одновременном наличии указанных условий может наступить материальная ответственность, а требование достаточности - то, что иные обстоятельства совершения военнослужащим правонарушения на саму возможность ее наступления не влияют.
Под правонарушением понимается «невыполнение военнослужащим возложенных на него юридических обязанностей, которые предписывают определенное поведение - совершение определенных позитивных действий либо устанавливают юридические запреты - в таком случае от военнослужащего ожидается несовершение предусмотренных нормой права поступков, т.е. бездействие»16. В данном случае идет речь о юридических обязанностях, установленных с целью предотвратить возникновение ущерба имущественным интересам воинской части. Например, обязанности начальника службы горючего и смазочных материалов полка, сформулированные в ст. 121 УВС ВС РФ, предусматривают, в частности, обязанность «организовывать правильную эксплуатацию технических средств службы, работу по приему, хранению и выдаче подразделениям горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств»17; в обязанности начальника склада воинской части, установленные п. 62 Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве, входят «прием и выдача материальных средств по установленным документам, ведение количественного и качественного учета материальных средств на складе»18.
Состав имущественного правонарушения включает традиционные четыре элемента - объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объектом имущественного правонарушения военнослужащего является установленный порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Этот порядок закреплен в большом количестве нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности различных видов военного имущества путем установления правил его получения, выдачи, хранения и эксплуатации.
Предметом имущественного правонарушения выступают все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.
В данном случае под воинской частью понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу.
Объективная сторона имущественного правонарушения включает в себя противоправное действие (бездействие), последствие и причинную связь между ними.
Противоправное действие (бездействие) выражается в нарушении обязанностей военной службы по бережному отношению к военному имуществу. Конкретными формами противоправного поведения военнослужащих являются, например, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, нарушение порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и др.
Последствием имущественного правонарушения является реальный ущерб. В соответствии с законодательством он заключается: а) в утрате или повреждении имущества воинской части; б) в расходах, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества; в) в излишних денежных выплатах, произведенных воинской частью.
Под утратой имущества понимается его выбывание из владения воинской части помимо волеизъявления собственника или пользователя, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Имущество может быть утрачено, например, при его похищении, потере.
Повреждение по смыслу закона выражается в полном или частичном приведении имущества воинской части в негодность для использования по прямому назначению путем прямого воздействия на него со стороны виновного. Примером повреждения имущества будет, например, его разрушение в результате взрыва.
Реальный ущерб включает, помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, также расходы на восстановление, приобретение утраченного или поврежденного имущества, которые произвела или должна произвести воинская часть. К таким расходам, в частности, относятся расходы по ремонту поврежденного имущества. Ущерб может заключаться и в излишних денежных выплатах, произведенных воинской частью, в виде штрафов, пени, неустоек, возмещения ущерба по гражданско-правовым договорам и т.д.
В качестве одного из условий привлечения к материальной ответственности выступает необходимость установления причинной связи. Ответственность наступает только за ущерб, который является объективным последствием действия (бездействия) военнослужащего. Для установления такой связи необходимо изучить фактические обстоятельства и выявить причины возникновения ущерба.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого правонарушения является время его совершения. В частности, материальная ответственность может наступить только в случае причинения ущерба военнослужащим, находящимся при исполнении обязанностей военной службы. Если ущерб имуществу воинской части причинен военнослужащим не в период исполнения таких обязанностей, то он должен быть привлечен к гражданско-правовой ответственности.
Субъектом имущественного правонарушения являются военнослужащие. Закон в ряде случаев дифференцирует ответственность в зависимости от того, проходят они военную службу по призыву или по контракту. За отдельные правонарушения привлекаются к ответственности только командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители.
Субъективная сторона заключается в вине военнослужащего при причинении ущерба имуществу воинской части, которая может быть как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Установление формы вины является обязательным, поскольку от нее зависит определение размеров взыскания.
Таким образом, материальная ответственность военнослужащих - это предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к военнослужащим, причинившим реальный материальный ущерб воинской части.
2.2 Виды материальной ответственности военнослужащих
1. Ограниченная материальная ответственность. Данный вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить реальный ущерб, но не свыше установленного законодательством предела, выраженного в кратности к окладу месячного денежного содержания и размеру одной месячной надбавки за выслугу лет.
Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, заранее установленных Законом.
Базовой ставкой для исчисления пределов материальной ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - только оклад месячного денежного содержания).
Применительно к конкретным случаям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона N 161-ФЗ, «предел возмещения материального ущерба военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы) устанавливается кратно по отношению к базовой ставке (предусмотрен одно-, двух- или трехкратный размер такой ставки)»19. А «за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы по неосторожности, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет»20. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предел возмещения ограничен двумя окладами месячного денежного содержания. Так, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, оклад месячного денежного содержания которого с учетом месячной надбавки за выслугу лет составляет 3000 руб., причинил ущерб в сумме 2000 руб. Он обязан возместить этот ущерб полностью, так как сумма ущерба не превышает установленного п. 1 ст. 4 рассматриваемого Федеральным законом N 161-ФЗ предела. Однако если тот же военнослужащий причинил ущерб в сумме 5000 руб., то в соответствии с названной нормой он возмещает лишь часть суммы ущерба, равную одному окладу его месячного денежного содержания и одной месячной надбавке за выслугу лет, т.е. 3000 руб.
В п.1 статьи 4 Федерального закона N 161-ФЗ не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах. Ответственность по данной норме несут все военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, за любой реальный ущерб, причиненный воинской части, кроме случаев, когда в тех же пределах они подлежат ответственности согласно п. 3 ст. 4, либо в более высоких размерах согласно пп. 2 и 4 ст. 4 и ст. 5 данного закона.
Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба, за которые наступает материальная ответственность военнослужащих по п. 1 статьи 4 Федерального закона N 161-ФЗ, являются:
- порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу воинской части относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр.;
- излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.
Оклад месячного денежного содержания военнослужащего согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).
В настоящее время размеры месячного денежного содержания военнослужащих установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462.
Законодатель предусмотрел, возможность установления для военнослужащих иных размеров материальной ответственности. При этом, как следует из смысла упомянутой нормы, устанавливаться такие размеры могут как Федеральным законом N 161-ФЗ, так и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предусматривается одно из исключений из общего правила определения размера взыскания при привлечении военнослужащего к ограниченной материальной ответственности. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 161-ФЗ «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет»21. Из этого следует, что к материальной ответственности могут быть привлечены только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Помимо этого, необходимым условием для применения данной нормы является возложение на них должностных или специальных обязанностей по организации своевременной отгрузки (выгрузки) железнодорожных или морских контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, по надлежащему учету объемов выполненных работ либо обеспечению своевременности внесения соответствующих обязательных платежей.
Порядок взыскания и размеры штрафов за простой контейнеров, вагонов, судов и автомобилей установлены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также могут быть предусмотрены договорами, заключенными между воинскими частями и перевозчиками. Так, например, в соответствии со ст. 47 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации в связи с несвоевременными выгрузкой грузов, вывозом их с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях руководители железных дорог, если иное не предусмотрено договорами, могут увеличить:
- сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - до его пятикратного размера;
- плату за пользование вагонами, контейнерами, задержанными свыше 24 часов, - до ее двукратного размера.
В п. 3 статьи 4 Федерального закона N 161-ФЗ устанавливается материальная ответственность в пределах одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет для командиров (начальников) воинских частей и подразделений (служб).
Для разрешения вопроса о привлечении военнослужащего к материальной ответственности по данной норме необходимо установить, являлось ли это лицо в данном конкретном случае командиром (начальником), в полномочия которого входит отдача приказов (распоряжений) относительно установления и (или) изменения порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества либо принятие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат и (или) принятие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба.
Интересно, что «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за ущерб, причиненный воинской части, отвечают в пределах одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Данная норма устанавливает материальную ответственность командиров (начальников) воинских частей в размере не свыше трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет»22.
Согласно п. 4 рассматриваемой статьи ответственность в указанном размере несут только командиры (начальники) воинских частей за ущерб, причиненный воинской части в связи с:
а) незаконным увольнением военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы);
б) незаконным переводом лица гражданского персонала на другую работу;
в) незаконным назначением военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности.
2. Полная материальная ответственность военнослужащих заключается в обязанности военнослужащего возместить в полном размере ущерб, причиненный по его вине, независимо от какого-либо предела.
Законодатель предусмотрел пять случаев причинения ущерба воинской части, за которые наступает полная материальная ответственность военнослужащих. В этих случаях военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом.
«Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения»23.
Рассмотрим некоторые из них, для того что бы наиболее полно сформировать картину о полной материальной ответственности военнослужащих.
Законодатель предусмотрел особую защиту имущественных интересов воинских частей при обороте их имущества в специальном режиме в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Одним из необходимых условий для возникновения полной материальной ответственности военнослужащего по правилам указанной нормы является передача ему имущества воинской части под отчет.
К сожалению, действующее военное законодательство (в том числе и подзаконные нормативные правовые акты) не содержит определения понятия «имущество, переданное под отчет».
«Военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации»24.
К признакам состава преступления относятся, во-первых, общественная опасность этого деяния, т.е. причинение или угроза причинения вреда интересам общества, под которыми понимаются как интересы общества, государства в целом, так и интересы отдельных граждан, признаваемые государством в виде их субъективных прав, имеющих общественное значение; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние, т.е. психическое отношение его к своему противоправному общественно опасному действию (бездействию) и к последствиям такого поведения.
Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному в абзаце третьем статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ) и др.
Для реализации рассматриваемой нормы не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, присвоенное воинское звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), характер возложенных на него служебных обязанностей.
Согласно абзацу 4 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др.
При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признанно не имеющим общественной опасности, а следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу рассматриваемой статьи.
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество - оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом (поджогом, взрывом и т.п.). В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, и для привлечения военнослужащего к материальной ответственности необходимо применять норму рассматриваенмого абзаца.
Предусматривается полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный их «умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий»25. Данная норма для военного права является новшеством и логически развивает общую норму ст. 67 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, предусматривающую возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий.
В данном случае военнослужащий своими действиями непосредственно не причиняет имущественный ущерб воинской части - они направлены на причинение вреда здоровью другому военнослужащему, нарушая тем самым личные права последнего. Однако бесплатное лечение военнослужащих является обязанностью федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях, а в случае необходимости - в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения»26. В последнем случае расходы на оказание медицинской помощи названным учреждениям возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащие проходят военную службу. Поэтому действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, хотя и опосредованно, однако неизбежно влекут за собой дополнительные расходы указанного органа.
Материальная ответственность военнослужащих наступает за ущерб, причиненный ими в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения, в которое они привели себя добровольно.
Военнослужащий, находившийся в состоянии опьянения, несет полную материальную ответственность за причиненный по его вине воинской части любой реальный ущерб. При этом форма вины данного военнослужащего не имеет значения, однако должна быть доказана в ходе административного расследования (ревизии, проверки), дознания либо предварительного следствия.
Аналогичная ответственность такого военнослужащего наступает и за ущерб, возникший у воинской части в связи с возмещением ею вреда, причиненного военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы другим юридическим или физическим лицам (в том числе военнослужащим этой воинской части).
Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения является необходимым условием применения данной нормы. Она означает, что военнослужащий сознает возможность опьянения и желает его наступления. В случае если опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц, рассматриваемая норма не может быть применена.
Состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения военнослужащего должно быть доказано командованием воинской части.
Таким образом, деление материальной ответственности на виды направлено на решение задачи ее индивидуализации. Непосредственно решение данной задачи осуществляется путем установления за ряд правонарушений повышенного предела причитающегося с военнослужащего возмещения причиненного ущерба (ограниченная материальная ответственность) или устранения каких-либо ограничений возмещения, за исключением размера самого ущерба (полная материальная ответственность). Более строгая материальная ответственность предусмотрена за совершение таких правонарушений, которые имеют большую опасность для государственных интересов в сфере сбережения материальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований. Большей опасностью, по мнению законодателя, обладают такие правонарушения, как причинение ущерба командиром (начальником) воинской части вследствие нарушения им установленного порядка назначения на должность или увольнения военнослужащих (лиц гражданского персонала), причинение ущерба умышленно, в состоянии опьянения и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материальная ответственность военнослужащих представляет собой возможность возложения на них компетентными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.
Основанием материальной ответственности является имущественное правонарушение - виновное, противоправное деяние военнослужащего, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части.
Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимается:
а) утрата имущества воинской части, т. е. его выбывание из владения воинской части помимо волеизъявления собственника или пользователя вследствие непринятия мер по обеспечению сохранности этого имущества;
б) повреждение имущества воинской части, выражающееся в полном или частичном приведении указанного имущества в негодность для использования по прямому назначению путем прямого воздействия на него со стороны виновного лица;
в) расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества;
г) излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Законодательством установлены два вида материальной ответственности:
1) ограниченная материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный по неосторожности. За это военнослужащие несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Если причиненный ущерб связан с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышением объемов выполненных работ, несвоевременным внесением в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, то виновные военнослужащие несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет;
2) полная материальная ответственность (т. е. ущерб подлежит возмещению виновным военнослужащим в его полном размере) наступает в случаях, когда ущерб причинен:
- военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Законодательство предусматривает три формы возмещения ущерба:
а) добровольная. Военнослужащий вправе добровольно полностью или частично возместить причиненный им ущерб;
б) по приказу командира. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб;
в) судебная. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира воинской части.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий не возместил ко дню увольнения с военной службы причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством.
В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром воинской части. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего с военной службы.
В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в денежном аттестате военнослужащего.
Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.
Возмещение ущерба в указанном случае производится по новому месту службы военнослужащего. Приказ командира воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего соответствующих материалов.
Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 % месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия), - в размере 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего.
Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством (например, алименты на содержание детей), то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего.
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3170.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст.1.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст.2954.
Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.
Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"//Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1475.
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"//Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.
Комментарии к нормативным актам:
Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант" / Под общ. ред. Н.А. Петухова. М., 2004.
Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". - 4-е изд., перераб. и доп. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - "За права военнослужащих", 2005 г.
Ивашин А.А. Цуканов О.В. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" - М.:"За права военнослужащих", 2003.
Учебная и научная литература:
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002.
Периодическая печать:
Зателепин О.К. Юридическая ответственность военнослужащих (материалы для проведения занятий по правовой подготовке)//Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10.
Судебная практика:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 4, 2000 г.
1 Конституция Российской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.
2 Там же
3 Там же
4 Там же
5 Зателепин О.К. Юридическая ответственность военнослужащих (материалы для проведения занятий по правовой подготовке)//Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10.
6 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.
7 Зателепин О.К. Юридическая ответственность военнослужащих (материалы для проведения занятий по правовой подготовке)//Право в Вооруженных Силах, 2005, N 10.
8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
9 Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
10 Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
11 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.
12 Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682
13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 4, 2000 г.
14 Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682
15 Там же
16 Ивашин А.А. Цуканов О.В. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" - М.:"За права военнослужащих", 2003.
17 Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.
18 Ивашин А.А. Цуканов О.В. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" - М.:"За права военнослужащих", 2003.
19 Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682
20 Там же
21 Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682
22 Ивашин А.А. Цуканов О.В. Комментарий к Федеральному закону "О материальной ответственности военнослужащих" - М.:"За права военнослужащих", 2003.
23 Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682
24 Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682
25 Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"//Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682
26 3.Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.