ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 3
2. ОТЛИЧИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОТ ДРУГИХ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ 6
3. ЗАДАЧА 10
4. ПРОЕКТ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
1. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Порядок ликвидации юридических лиц регламентируется Гражданским Кодексом Р.Ф., Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также специальными Федеральными законами: «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Основные этапы ликвидации:
- Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
- Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом Р.Ф., другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
- Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
- После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
- Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
- Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
- После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
- При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
- Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
- Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
2. ОТЛИЧИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОТ ДРУГИХ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ
Поставка товаров для государственных нужд выделена в ГК в качестве отдельного вида договора купли-продажи (§ 4 гл. 30). Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров: а) государственного контракта; б) заключенного в соответствии с ним договора поставки. Договору поставки товаров для государственных нужд предшествует государственный контракт.
Согласно ст. 526 ГК по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Из этого определения государственного контракта следует, что контракт - это гражданско-правовой договор о возмездной передаче товаров поставщиком государственному заказчику (покупателю). Он по своему содержанию является таким видом купли-продажи, как договор поставки, так как товары покупаются государственным заказчиком не для личного, семейного, домашнего потребления.
Термин "государственный контракт", с одной стороны, подчеркивает особую значимость поставок для государственных нужд, с другой - участие в договоре государства в лице соответствующих органов - государственных заказчиков. При этом государственный заказчик, как правило, участвует в размещении заказов на товары для государственных нужд и может указывать получателя товаров и плательщика. Однако государственный заказчик во всех случаях принимает на себя обязанность обеспечить оплату поставленных товаров, т.е. гарантирует оплату.
В законах о поставках товаров для государственных нужд определены цели и задачи организации таких поставок для федеральных и региональных государственных нужд. К ним отнесены: а) создание и поддержание государственного резерва; б) поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; в) обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; г) реализация федеральных и региональных целевых программ.
Эти цели и задачи позволяют определить широкую сферу применения государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) и отношения, подпадающие под регламентацию нормативных актов о поставках товаров для государственных нужд.
Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, обеспечивающих выполнение функций государства и удовлетворение этих нужд за счет федерального бюджета и внебюджетных источников. Все законы об обеспечении государственных нужд товарами возлагают обязанность формировать государственные заказы на соответствующие органы исполнительной власти.
В судебной практике встречаются решения, в которых отношения между государственным заказчиком и его контрагентами трактуются как административно-правовые. Однако органы исполнительной власти, выступающие в качестве государственного заказчика, заключая государственные контракты (договоры) с поставщиками (исполнителями), вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством. В соответствии со ст. 124 ГК такие отношения государственных органов с иными участниками этих отношений - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строятся на равных началах. Следовательно, заключаемые государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд являются гражданско-правовыми договорами.
Для трактовки заключенного договора поставки в качестве государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) требуется наличие одновременно следующих признаков: 1) цель - обеспечение государственных нужд; 2) формирование государственного заказа и заключение договора органом исполнительной власти или уполномоченными им лицами; 3) оплата за счет бюджетных средств, как правило, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета, и внебюджетных источников финансирования.
Государственному контракту (договору поставки товаров для государственных нужд) присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются действия по передаче вещей, определяемых родовыми признаками; срок исполнения договора отдален от момента его заключения; передача товаров осуществляется в определенные договором сроки и периоды.
Вместе с тем можно отметить существенные отличия порядка заключения и содержания государственного контракта от заключения и содержания иных видов договора купли-продажи:
1) покупателем является государственный заказчик - орган государственной власти или уполномоченные им лица;
2) государственные контракты заключаются на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;
3) основным способом размещения заказов на покупку товаров для государственных нужд является проведение конкурсов, позволяющих выявить поставщиков, предлагающих лучшие условия выполнения государственного заказа;
4) государственный заказчик обеспечивает не только своевременную оплату товаров, но и возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением им государственного заказа;
5) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) на основе заказов установлены нормами ГК;
6) законы о поставках товаров для государственных нужд определяют организации, для которых заключение государственного контракта в качестве поставщика является обязательным;
7) интересам государственного заказчика предоставляется особая защита, в частности, законы о поставках товаров для государственных нужд предусматривают неустойку за нарушение обязательств. В ряде случаев неустойке придан штрафной характер;
8) споры, возникающие при заключении государственного контракта или заключаемого на его основе договора, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли у одной из сторон обязанность заключить договор.
Таким образом, как уже отмечалось, государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд отличаются от иных договоров поставки товаров, во-первых, целью продажи и приобретения товаров; во-вторых, участием в поставках государственных заказчиков, в качестве которых выступают органы исполнительной власти или уполномоченные ими лица; в-третьих, оплатой товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Продажа и приобретение государственным заказчиком товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования обусловили особый порядок заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированность государственным заказчиком платежей за поставленные товары и тем самым стимулирование принятия заказов исполнителями.
3. ЗАДАЧА
ДАНО:
Решением местной администрации семнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижения восемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к мужу, проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, перешедший к ней по завещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом для постоянного проживании, она договорилась с Никитиным о продаже ему дома на снос за 500 долларов США.
Родители Васильевой возражали против этой сделки. По их мнению, дом вообще не следовало продавать на снос, поскольку он находится в хорошем состоянии и им удалось найти покупателя, желающего приобрести дом для постоянного проживания за большую сумму.
Васильева ответила, что договор с Никитиным уже заключен, и изменять или расторгать его она не намерена. Родители обратились с иском в суд о признании заключенного договора недействительным, как совершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.
Решите дело.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
В соответствии с п. 2 ст. 175 и п. 2 ст. 21 ГК РФ, несовершеннолетняя Васильева является дееспособной и вправе совершать сделки, в том числе и сделку купли-продажи дома, перешедшего к ней по завещанию.
Статья 175. Недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
1. Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 настоящего Кодекса, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя.
Если такая сделка признана недействительной, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса.
2. Правила настоящей статьи не распространяются на сделки несовершеннолетних, ставших полностью дееспособными.
Комментарий к статье
Под сделками несовершеннолетних, ставших полностью дееспособными, на которые правила не распространяются, понимаются сделки эмансипированных несовершеннолетних (ст. 27 ГК) и несовершеннолетних, вступивших в брак до достижения 18-летнего возраста (п. 2 ст. 21 ГК).
Статья 21. Дееспособность гражданина
1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Комментарий к статье
1. Дееспособность, означающая способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, характеризует активные возможности физических лиц. Это юридическое свойство человек приобретает лишь по достижении определенного уровня умственной и психической зрелости, когда становится способным принимать осмысленные решения. Поскольку все люди достигают этого уровня в разном возрасте, законодатель был вынужден остановиться на какой-то оптимальной для большинства индивидов возрастной границе. По законодательству РФ полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста.
2. Приобретение полной гражданской дееспособности означает, во-первых, что с этого момента лицо вправе самостоятельно участвовать в гражданском обороте без посредничества законных представителей либо каких-либо органов, а во-вторых, способно нести самостоятельную гражданско-правовую ответственность. Сделкоспособность (способность совершать сделки) и деликтоспособность (способность самостоятельно отвечать за вред, причиненный противоправными действиями) являются основными элементами дееспособности.
3. Гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Эта норма направлена в первую очередь на обеспечение равенства имущественных прав супругов (в противном случае совершеннолетний супруг имел бы возможность совершать сделки, в том числе и с общесупружеским имуществом, самостоятельно, а несовершеннолетний - только с согласия законных представителей).
4. ПРОЕКТ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
ДОГОВОР
розничной купли-продажи
г._________________ "___"_______200__г.
_______________________________________________________ в лице
(наименование предприятия, учреждения, организации, Ф.И.О. физического лица),
__________________________________________________именуемое в
дальнейшем Продавец, с одной стороны, и ________________________
(наименование предприятия, учреждения,
________________________, в лице _____________________________
организации, Ф.И.О. физического лица),
___________________, именуемое в дальнейшем Покупатель, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Предмет договора, в дальнейшем товар, принадлежит продавцу на праве собственности, не заложен, не арестован, не является предметом исков третьих лиц.
Продавец обязуется передать ____________________________________
(наименование товара и характеристики)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
и относящиеся к нему документы в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется осмотреть товар, принять и оплатить на условиях настоящего договора.
1.2. Принадлежность товара документально подтверждается _________
_____________________________________________________________
2. Обязанности сторон
Продавец обязуется:
2.1. Передать товар и относящиеся к нему сопроводительные документы Покупателю на условиях настоящего договора.
2.2. Обеспечить перевозку товара.
2.3. Передать товар по описанию и качеству, соответствующим требованиям договора, в таре и упаковке, исключающей возможность его порчи (уничтожения) при перевозке.
Покупатель обязуется:
2.4. Уплатить за товар цену в соответствии с условиями договора.
3. Сумма договора. Порядок расчетов
3.1.Сумма настоящего договора составляет __________________ рублей.
(___________________________________________________________).
(сумма прописью)
3.2. Расчеты по данному договору производятся после подписания настоящего договора (всей суммы, части суммы п. 3.3) в размере __________________ руб. путем (наличного, безналичного) расчета.
3.3. Выплата оставшейся части суммы будет осуществляться «____» числа каждого месяца, включительно, с момента заключения настоящего договора, в размере ____________ руб.
3.4. Покупатель вправе воздержаться от уплаты цены (суммы) договора в случае, если у него отсутствовала возможность осмотра по вине Продавца.
4. Срок исполнения договора
4.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
4.Передача (товара) осуществляется "____"_____________200__г.
4.3. Срок исполнения договора может быть продлен лишь в случае, если одна из сторон приостановит исполнение своих обязательств.
4.4. Приостановление исполнения обязательств возможно лишь в выявившихся после заключения настоящего договора случаях серьезного недостатка в способности другой стороны осуществить исполнение или ее поведение по подготовке исполнения договора.
4.5. Сторона, приостанавливающая исполнение, независимо от того, делается это до или после отправки ______________________________ (товара), должна незамедлительно известить другую сторону в письменной форме и должна продолжить осуществление исполнения, если другая сторона предоставит достаточные гарантии исполнения своих обязательств.
5. Ответственность сторон
5.1. Ответственность сторон, не предусмотренная в настоящем договоре, определяется в соответствии с положениями ГК РФ.
5.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами (форс-мажор). К таким событиям чрезвычайного характера относятся: наводнение, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, эпидемии и иные явления природы, а также война или военные действия, забастовка в отрасли или регионе, принятие органом государственной власти или управления решения, повлекшего невозможность исполнения настоящего договора.
5.3. При наступлении и прекращении указанных в п.5.2 обстоятельств сторона по настоящему договору, для которой создалась невозможность исполнения ее обязательств по настоящему договору, должна немедленно известить другую сторону, приложив соответствующую справку.
5.4. При отсутствии своевременного извещения, предусмотренного в п.5.3., сторона обязана возместить другой стороне убытки, причиненные неизвещением или несвоевременным извещением.
5.5. Наступление форс-мажорных обстоятельств влечет увеличение срока исполнения договора на период их действия.
6. Рассмотрение споров
6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.
6.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в арбитражный суд.
7. Иные положения
7.1. Договор, может быть, расторгнут по взаимному соглашению сторон или одной из них в случае нарушения условий договора другой стороной, выразившихся в явном нарушении условий настоящего договора. Одностороннее расторжение договора осуществляется путем письменного уведомления. При неполучении ответа на уведомление в семидневный срок с момента обычного срока получения уведомления, договор считается расторгнутым.
7.2. Стороны обязаны сообщать друг другу об изменении своего юридического адреса, номеров телефонов, телефакса в двухдневный срок.
7.3. С момента подписания настоящего договора вся предшествующая переписка, документы и переговоры между сторонами по вопросам, являющимся предметом настоящего договора, теряют силу.
7.4. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь если, они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.
Адреса и подписи сторон:
Продавец Покупатель
__________________________ ________________________________
__________________________ ________________________________
тел._______________________ тел._____________________________
__________________________ ________________________________
___________________________ _________ _______________________
(подпись) (подпись)
М.П. М.П.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
А. Нормативные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 30 декабря 2008 г.
2. О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18.
4. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. №53-ФЗ с изменениями и дополнениями на 2 декабря 2006 г.
5. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ.
6. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ.
8. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд: Федеральный закон от 31.12.2005 №207-ФЗ.
Б. Литература
1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/Под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. - М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003.
2. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. Под ред. М.И. Брагинского, В.И. Витрянского. – М.: Фонд Правовая культура, 2001.
3. Гражданское право. Учебник. Часть вторая. Под общей редакцией А.Г. Калпина. – М.: Юрист, 2002.
4. Гражданское право России. Учебник. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций / Отв. Ред. О.Н. Садиков. М., 1997.
5. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. - М.: Проспект. - 2001.
6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.
7. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статус, 2001.
8. Завидов Б.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение. М.: Инфра-М, 1997.