КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Государство и право»
Содержание
1. Основные изменения в конституционно-правовой системе Франции и Англии в XX в.
Список использованных источников
1. Основные изменения в конституционно-правовой системе Франции и Англии в XX веке
В XX веке в политическом мире произошло размежевание на три основные группы стран с соответствующей формой правления: классические либерально-демократические государства, социалистические и переходные от традиционного, в том числе колониального, управления к независимой современной государственной организации в виде монархической или республиканской формы правления1.
Исторически первая разновидность государств – это современные либерально-демократические государства, которые отличаются от всех других характерными особенностями своей политико-управленческой структуры, в частности способом осуществления государственной власти, внутренней и внешней политики. Прежде всего, это такие политические системы, в которых главным средоточием верховной власти объявляется народ, осуществляющий свою верховную власть через посредство выборных и представительных учреждений (парламент, национальное собрание). Для либерально-демократических государств характерно также гарантированное обеспечение пользования гражданскими правами и свободами, включающими также естественные (неотчуждаемые) права человека – право на жизнь, свободу, в том числе на свободное владение собственностью. Именно для этой группы стран выражение «конституционное право» – означает одновременно высшее по силе действия нормированное право в виде общегосударственного установления, а также неотъемлемое право индивида и некий свод (хартию) или перечень привилегий и полномочий индивида и полномочий властных учреждений государства. Неотъемлемое право индивида предстает некой совокупностью признаваемых данным обществом и защищаемых прав человека, которые не подлежат незаконному стеснению, а если и подлежат таковому, то исключительно во имя большего блага для индивида или в обеспечение общего блага всех сограждан.
И Франция и Англия относятся к данной группе стран. Важнейшими особенностями организации и деятельности либерально-демократических государств можно считать провозглашаемое верховенство власти народа и уважительное отношение к правам человека и гражданина. Все эти государства можно подразделить также на страны с единой письменной конституцией и страны без таковой. Для тех и других, тем не менее, характерны следующие сходные черты1:
верховенство власти народа, осуществляемой посредством выборной представительной власти в центре и на местах;
провозглашение государства не только демократическим, но и социальным, что подразумевает достижение общего блага для всего общества и отдельного гражданина;
обособление, взаимное контролирование и уравновешивание властных полномочий трех ветвей единой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Здесь особенно существенно право граждан на беспристрастный суд как важную гарантию сдерживания властного произвола;
официальное признание и конституционно-правовое гарантирование пользования гражданскими правами и свободами, включая также пользование правами человека – личными, гражданскими, социальными, экономическими, культурными;
судебный или иной специальный надзор за конституционностью законов и актов исполнительной власти, обеспеченный судебной юрисдикцией общих судов либо специальными уполномоченными лицами (народный защитник, омбудсман, уполномоченный по
правам человека, блюститель справедливости и др.);
преемственный
характер
конституционно-правовых
принципов и
основополагающих
норм, регулирующих
организацию
и деятельность
государственных
властных учреждений
в их взаимоотношениях
между собой
и гражданами
на протяжении
одного или
нескольких
исторических
периодов;
парламентская и судебная ответственность носителей правительственной власти (кабинет министров, отдельные министры, высшие должностные лица государства);
партийный плюрализм (партийное многовластие) с противостоянием правящей коалиции и оппозиционной партией (союзом партий).
Под политическим режимом обычно понимается способ осуществления политической власти через посредство организующей и управляющей деятельности учреждений государства, партии или авторитарного национального лидера. Основными разновидностями таких режимов в современный период стали демократический и авторитарный. Для демократического характерным является властвование при помощи организующей и управляющей деятельности представительных демократических учреждений в современных монархиях и республиках. Такой режим частично опирается и на использование группового давления посредством партий и других заинтересованных групп (лоббисты, профсоюзы и др.), на баланс обособленных и соподчиненных по вертикали и горизонтали властей. В зависимости от способа оформления властных и иных полномочий основных учреждений политической организации можно различать либеральные парламентарно-демократические и парламентарно-монархические режимы правления, а также президентско-республиканские.
Англия представляет собой парламентарно-монархический, а Франция парламентарно-демократический режим правления.
Для данной категории современных политических систем и режимов властвования характерна чувствительность к необходимым и назревшим переменам и способность адаптации к новым социально-историческим и политическим условиям. Так, например, Конституционный совет Франции, начиная с 70-х гг. создал своими решениями или уточнил практически новую Декларацию прав и свобод, поскольку в самом тексте Конституции 1958 г. (раздел о правах и свободах) содержится лишь положение о приверженности «правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.».
Другой пример: идя навстречу требованиям совершенствования государственного устройства, английские политические партии и парламент наметили программу реформы конституционного законодательства и полномочий Палаты лордов.
Важнейшим в конституционно-правовой системе Англии и Франции нового времени стало обозначение преемственной связи между новейшими текстами и положениями и предшествующим конституционным опытом.
В Преамбуле к Французской конституции, принятой в 1946 г. было объявлено, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. является составной частью текста этой конституции. В Преамбуле к Французской конституции 1958 г. также отмечено, что Декларация прав 1789 г. и Преамбула к конституции 1946 г., перечисляющая ряд новых прав человека и гражданина социального и социально-экономического характера, по-прежнему составляют неотъемлемую часть корпуса конституционного текста.
В послевоенных конституциях расширен классический набор свобод и прав гражданина – прав избирательных, свобод политических и религиозных, судебно-процедурных (равенство перед законом, презумпция невиновности и др.). К ним были добавлены право на труд, на равноправие мужчин и женщин, на объединение в профсоюзы, на бесплатное образование, на уважение достоинства человеческой личности и др. Во многом подобное расширение перечня прав стало возможным благодаря влиянию социал-демократических правительств и организаций, заручившихся поддержкой масс в осуществлении таких перемен.
Англия, или Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, в настоящее время имеет самую сложную совокупность конституционных законов, куда входят Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Билль прав 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. – это наиболее древняя часть неписаной конституции, в которую за последние 100 лет вносились различные уточнения и изменения парламентскими статутами. Среди них самыми важными следует считать Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., окончательно закрепившие верховенство Палаты общин в утверждении финансовых и иных биллей в том случае, если Палата лордов замедляет процесс их утверждения или намерена их отклонить.
Другими наиболее важными статутами стали Акты о чрезвычайных полномочиях 1920 и 1964 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о Палате общин 1978 г., Акт о народном представительстве 1983 г., Акт о британском гражданстве 1981 г., Акт о расовых отношениях 1986 г., Акт о равноправии мужчин и женщин 1990 г.
С приходом к власти в 1996 г. лейбористской партии вновь оживилась дискуссия о британской конституции. Было объявлено о намерении, выработать ее без упразднения монархии, а затем о намерении существенно сократить число наследственных обладателей титула лорда, имеющих право голоса в Палате лордов, оставив им 91 место. К этому времени Палата лордов насчитывала 1205 лордов, имеющих право голоса, причем только 40% из них причисляли себя к консерваторам, остальные же разделились на сторонников лейбористов, либерал-демократов и стоящих вне партий. Отмена права лордов на наследование кресла в Вестминстере, просуществовавшее почти 800 лет, произошла осенью 1999 г. Она лишила права заседать большинство палаты, в которое вошли 759 графов, герцогов и баронов. Утратив ряд существенных функций по вопросам бюджета, Палата лордов в послевоенный период заметно активизировала свою законопроектную работу и уже в конце 80-х гг. вносила в течение сессии до двух тысяч поправок к правительственным законопроектам. Эта новация отчасти вызвана заметным ростом числа пожизненных пэров, которые назначались правительством и, естественно, способствовали усилению партийных позиций правительства в Палате. Так, за период с 1958 по 1987 г. пожизненными пэрами было назначено 544 человека.
В конце 1998 г. в обстановке информационного и политического прессинга Палата лордов проявила редкую в наше время настойчивость, самостоятельность и приверженность доктрине правления закона и независимого правосудия, когда дала верховную судебную санкцию на задержание и привлечение к судебному разбирательству бывшего чилийского диктатора и сенатора с продолжающимся сроком полномочий генерала А. Пиночета, прибывшего в Англию на лечение.
Кабинет министров, существующий благодаря конституционному соглашению, насчитывает сегодня два десятка министров во главе с премьером (их общее число также определяет премьер). Кворум для принятия решений в кабинете – три человека.
В 1967 г. учрежден институт парламентского уполномоченного по делам правительственной администрации (пример заимствования шведского института омбудсмена, возникшего еще в XVIII в.). Английский омбудсмен от имени депутатов парламента проводит расследования различных нарушений в учреждениях исполнительной власти. В настоящее время здесь функционируют четыре омбудсмена, специализирующихся на различных областях исполнительной деятельности (военной, гражданской).
Англия продолжает оставаться страной прецедентного права, сочетающегося с парламентскими статутами (законами), конституционными обычаями и соглашениями, а с 1992 г. также с правом Европейского Союза. Обращает на себя внимание тот факт, что и в XX столетии роль конституционных соглашений иной раз значительнее роли статутов. Статуты установили, например, что обладатель короны утверждает билли, принятые парламентом, и тем самым обладает абсолютным вето. Однако на основе этих статутов возникли конституционные соглашения, которые сильно переиначили содержание самих статутов. Фактически королева должна утверждать билли, т. е. не прибегать к использованию своего права вето. По статуту она назначает и смещает министров, которые перед ней ответственны, но фактически королева должна назначать премьер-министра из числа лиц, которые пользуются поддержкой большинства членов Палаты общин, а по совету премьера – назначать других членов кабинета, которые несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Палатой общин.
2. 25 марта 1817 года Мари Дебрен во время свадебной церемонии подарила старинные золотые сережки своей дальней родственнице Каклин Кюзак. Муж Мари Дебрен – Симон Дебрен обратился в суд с иском о признании дарения недействительным. Что решит суд по Французскому Гражданскому Кодексу 1804 года?
В Гражданском кодексе французов 1804 г. законодательно устанавливалось, что «всякий француз пользуется гражданскими правами» (ст. 8), и тем самым подтверждалось упразднение феодального правопорядка с его сословными привилегиями и ограничениями. Принцип формального равенства лиц в имущественном обороте был закреплен в ст. 7: «...осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина; это качество приобретается и сохраняется лишь согласно конституционному закону».
Однако Гражданский кодекс французов сильно принижал права женщин, им, в частности, закреплялось неравное положение женщины в браке. Ей запрещалось быть свидетельницей при составлении актов гражданского состояния, она не она не могла дарить, отчуждать, закладывать или приобретать без участия мужа. В нарушение общего правила о режиме общности имущества для мужа и жены муж по Кодексу «один управляет имуществом, входящим в общность. Он может его продать, отчуждать и установить на него ипотеку, без участия жены» (ст. 141).
Муж должен был оказывать жене покровительство, а жена – быть послушной и повсюду за ним следовать (ст. 213). Супруги обязывались ко взаимной верности, помощи и поддержке, но при этом открыто закреплялось привилегированное и господствующее положение мужчины: он имел право определять место жительства, требовать развода в случае обнаружения факта прелюбодеяния жены и даже направить такую жену в исправительный дом на срок не меньше трех месяцев, но не свыше двух лет.
Мари Лебрен на момент дарения была замужем за Симоном Лебреном. Следовательно, суд признает договор юридически ничтожным.
Список использованных источников
Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона)//История государства и права зарубежных стран (Развитие права в новое и новейшее время): Пособие./Автор-составитель Л.П. Хоришко. – Ростов н/Д., 2005.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2005.
История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. – доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. – М., 2002.
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.,2002.
Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. В 2-х частях. Ч.2. – Ростов-на-Дону, 2004.
1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М., 2005. С. 627.
1 История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. – доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. – М., 2002. С. 377.