Доклад
Белгород
2003 г.
На рубеже ХХ и ХХI веков мировая экономика стала глобальной. Плотные торговые, инвестиционные и информационные потоки создают универсальное экономическое поле, а действующие в нем производственные корпорации и финансовые институты стирают национальные границы и устанавливают единые правила игры. Страны, отгородившиеся от глобальной экономики, отброшены на обочину мирового развития.
На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.
Глобализация - по Р.Робертсону - процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. Обществоведы по разному трактуют суть этого явления.
Концепция глобализации - теория, согласно которой эволюция финансовых рынков и учреждений приводит к такому состоянию, когда географические границы не могут ограничивать проведение сделок или другие действия. Обычно термин "глобализация" относится к растущему международному характеру деятельности банков и других институтов.
Основные предпосылки глобализации - дерегулирование финансовых рынков и связанной с ними деятельности;
- технологический прогресс, позволяющий осуществлять в мировом масштабе (а) мониторинг финансовых рынков, (б) проведение финансовых операций, (в) анализ ситуации и (г) анализ возможных рисков;
- растущая институционализация финансовых рынков.
Экономическая глобализация - тенденция к образованию всемирной инвестиционной среды и интеграция национальных рынков капиталов.
Согласие преобладающей точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое, политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое. Взаимосвязь, взаимозависимость отдельных акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая трансакция в области мирохозяйственных связей неизбежно затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка данной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в названных сферах.
Тогда решение о трансакции потребует корректировки, и возможно, окажется нецелесообразным. Несколько иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство, обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в международной экономической интеграции, в оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле понятия — это не однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, проявляется, в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, производственного, научного, технико-технологического, инжинирингового и информационного сотрудничества.
Международная экономическая интеграция означает продвижение всех этих блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В то же время интеграция приобретает основополагающее значение по отношению к другим сферам. Масштабное, устойчивое и постоянное международное деловое сотрудничество предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое человеческое общение, усиливает необходимость преодоления национальной замкнутости и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности государственных границ, особенно в части формально-бюрократических и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование единого экономического, правового, информационного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования. Тем самым имеются все основания утверждать, что международная экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро.
Экономическое взаимодействие России и развивающихся стран полностью подчинено глобальным закономерностям, а по своему характеру и наполнению принципиально не отличается от отношений с наиболее развитыми мировыми центрами. Здесь нет ничего удивительного, так как экономическая структура российских партнеров из развивающихся стран сама представляет собой продукт глобализации. В этом смысле российскими контрагентами являются национальные экономики, вписанные в глобальный контекст и развивающиеся в рамках глобальных императивов. При этом в 90-е годы и российская экономика находится под определяющим влиянием глобализации. Последняя фактически и сформировала экономическую и даже социальную структуру постсоветской России. В ближайшие десятилетия доминирующее воздействие глобализации на Россию будет лишь усиливаться.
Начало XXI в. Россия встречает как средняя по масштабам народного хозяйства страна, которая к тому же серьезно перегружена внешней задолженностью и безнадежно отсталыми и стремительно деградирующими основными производственными фондами. Эти реалии и предопределяют характер и структуру экономического взаимодействия России с развивающимися странами, многие из которых, напротив, переживают хозяйственный подъем. Рассмотрим это взаимодействие через призму торговых, инвестиционных и долговых потоков.
Вся история России представляет непрерывное чередование циклов поддержки глобализации и изоляционизма. Средняя продолжительность цикла поддержки составляет 50 лет. Первый из таких циклов начался в начале 18 века с приходом к власти Петра I и закончился с его смертью. Второй начался в последней трети 18 века (Екатерина II) и закончился после победы России в войне 1812 года. Третий цикл ограничен периодом с 60-х г.г. 19 века до 1917 года. В настоящее время Россия переживает четвертый цикл поддержки глобализации, который формально начался в 1991 году. Как мы видим, существует вполне просматриваемая закономерность в распределении циклов поддержки – начинаясь в последней трети каждого столетия, цикл продолжается от 40 до 60 лет и заканчивается в первые два десятилетия следующего века.
Будущее России напрямую зависит от того, насколько и как наша страна сможет принять участие в ключевом глобализационном процессе, ведущем к образованию единой планетарной цивилизации. Следует ожидать, что нынешний – четвертый – цикл поддержки продлится до 2015 – 2025 г.г. Это и есть тот критический срок, который отведен России для самоопределения и выбора ею пути развития.
Единственной формой глобализации, которую Россия целенаправленно культивировала на протяжении всей своей истории, являлась территориальная глобализация. Государственная централизация и освоение новых территорий шли рука об руку вплоть до 1991 года. Также успешно шло и строительство межгосударственных союзов с участием России – от Священного союза, чьим фактическим вдохновителем являлся Александр I, до СЭВ и Организации Варшавского Договора. При этом следует отметить, что практически все такие союзы носили непоследовательный и противоречивый характер из-за отсутствия объективных предпосылок для объединения. Идеи славянского братства не могли преодолеть существующие разногласия между балканскими народами, а социалистическая идеология не изменила традиционную ориентацию стран Центральной Европы на своих западных соседей.
Наибольшую сложность для России всегда представлял информационно-коммуникационный аспект глобализации. Огромные неосвоенные территории вызвали к жизни проблему доведения управляющих команд в регионы в приемлемые сроки. Способы, которыми российская государственность пыталась решить данную задачу, – строительство транспортных магистралей и расширение бюрократического аппарата на местах – не смогли устранить главное препятствие. Любая информация устаревала быстрее, чем успевала дойти до исполнителей. Обратный процесс сбора информации о положении дел на местах и доведение ее до Центра занимал не меньшее время, еще больше усугубляя общую ситуацию. Вплоть до настоящего времени Россия не делает ничего для исправления положения дел в данной области. Более того, после 1991 года политические процессы фактически привели страну к полной автономности регионов, что не просто загрязняет коммуникационные каналы, но практически полностью их рассекает, делая невозможным информационный обмен.
На фоне глобальных рынков российская экономическая жизнь каждый день демонстрирует нам политику “разделяй и властвуй”. В стране нет ни одной компании, которая уже сегодня может претендовать на статус сверхкорпорации. Такие гиганты как газпром или РАО ЕЭС России являются не столько экономическими субъектами, сколько инструментами для политических игр глобальных группировок. У этих компаний нет ни собственной политики, ни собственной глобальной стратегии. Попытки российских олигархов заменить собой традиционное государство есть не более чем надувание щек, но никак не следование процессу появления субъектов негосударственного типа (сверхкорпораций).
Общий вывод, который можно сделать по итогам анализа сегодняшнего состояния нашей страны, звучит следующим образом – Россия как историческая общность и государство объективно участвует в процессах глобализации, но субъективно не готова к этому, что не позволяет ей занять достойное место среди лидеров.
Главным препятствием на пути нашей страны в число лидеров глобализации следует считать неконструктивную позицию Мирового правительства, то есть фактор субъективный. Выдвинув теорию “золотого миллиарда”, Мировое правительство искусственно ограничило число людей и стран, которые имеют право на участие в глобализационных процессах на лидирующих ролях. Россия, по мнению многих идеологов “Нового Мирового Порядка”, не должна входить в число таких лидеров и рассматривается исключительно как источник сырьевых ресурсов. Некоторые российские граждане, состоящие в неформальных организациях, допускаются в процесс на правах надсмотрщиков за процессами добычи полезных ископаемых.
Глобализация - процесс стремительного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация началась в 90-х годах этого века, 10 лет назад. У России есть три варианта дальнейшего развития:
1. Если попытаться в очередной раз идти вне глобализационных процессов современности, то в ближайшие 25 лет наша страна перестанет существовать как государство, народ, культурная общность. Вместе с Россией прекратит существование и ее элита.
2. Если Россия будет просто следовать глобализационным процессам, то существует высокий риск оказаться в качестве сырьевого элемента “Нового Мирового Порядка”. В этом случае часть российской элиты найдет свое место под солнцем в качестве надсмотрщиков, нанятых лидерами глобализации.
3. Третья возможность заключается в том, чтобы Россия стала одним из лидеров “нового мирового порядка”, обеспечив своему народу и своей элите достойное место в дальнейшей истории человечества. Как говорится, если нельзя бороться с движением, следует его возглавить. Такая постановка вопроса должна стать идеологией развития россии.
Для реализации данной стратегии России необходимо предпринять беспрецедентные усилия по всем направлениям. Наиболее сложным и болезненным является вопрос о территориальной глобализации и месте в ней России. Вся совокупность проблем территориальной глобализации сводится, в принципе, к вопросу о том, в какую континентальную территориальную структуру должна войти страна на этапе, переходном к единой сверхцивилизации. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов и должен определяться путем глубокой научной проработки. При этом уже сегодня становится очевидным, что роль и место России в любом из территориальных объединений будет зависеть от состояния 4 “критичных” ресурсов – “ментальной” сферы, демографической ситуации, степени глобализации управления и “силового” блока. Чем выше качество каждого из этих ресурсов, тем весомее и значительнее будет место нашей страны в глобальных блоках. Следовательно, стратегия развития России в 21 веке должна предусматривать одновременное развитие всех указанных элементов.
1. Обособление во всех странах групп людей, работающих с "информационными технологиями", в "информационное сообщество", неизбежно ведет к постепенной концентрацией этого сообщества (в силу материальных, - в том числе потому, что интеллект, хотя и выживает, не воспроизводится в бедности и опасности, - и интеллектуальных факторов) в наиболее развитых странах.
Это создает технологический разрыв, в первую очередь между развитыми и развивающимися странами. Главный барьер - образование и благосостояние: необразованный не сможет использовать технологии, даже если ему их продадут, а бедное общество не удержит достаточное количество образованных людей. Это создает объективный технологический разрыв между развитыми и развивающимися странами, которую нельзя преодолеть в современных условиях.
2. Распространение информационных технологий и глобализация качественно изменили сотрудничество между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций уступает место разрушительному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов. Именно осмысление реалий и последствий этого перехода породило понятие "конченых стран", безвозвратно утративших не только важнейшие - интеллектуальные - ресурсы развития, но и способность их производить.
3. Массовый выброс "закрывающих" технологий на мировые рынки и их почти неизбежное внедрение вызовет резкое сжатие всей индустрии, что приведет к катастрофическим последствиям для большинства стран. Выиграют лишь страны, находящиеся либо на пост- (как США и, возможно, Великобрита-ния), либо на доиндустриальной ступени развития, - в них не произойдет массовых сокращений производства, и они получат дополнительные шансы за счет резкого ослабления индустрального мира. В числе выигравших окажется и вполне индустриальная Россия, - прежде всего как владелец и основной продавец "закрывающих" технологий. Россия сможет удержать процесс распространения "закрывающих" технологий под своим контролем, сможет извлечь из него глобальную, стратегическую выгоду.
4. Следует понимать, что без использования потенциала "закрывающих" технологий Россия практически не имеет приемлемых долгосрочных перспектив. Плохой климат (хозяйственная деятельность ведется в России в самых холодных условиях в мире) обусловливает издержки производства, значительно большие (вследствие намного больших энергоемкости производства и калорийности питания), чем в остальных странах мира.
Не исправимое в краткосрочном периоде плохое качество управления (вызванное как психологическими причинами, так и тем, что российское государство исторически сформировалось для передела собственности и было способно стимулировать развитие только по недоразумению) оказывает дополнительное воздействие на завышение издержек.
В результате из-за относительно больших издержек производства концентрация на любом относительно простом производстве является для России исторически безнадежной, способной привести исключительно к банкротству. Россия в ее сегодняшнем и завтрашнем состоянии гарантированно не способна к развитию технологий; она может лишь использовать технологическое наследство Советского Союза, сконцентрированное и доработанное коммерческими структурами. Роль государства сужается в этих условиях до простой защиты от внеэкономических воздействий, что вполне соответствует даже его сегодняшним возможностям.