ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Контрольная работа
Вариант № 8
по дисциплине: гражданское право
Выполнил: ст. гр. АУСЯ – 06
Доржиев Ч.В.
Проверил: преподаватель
Яцечко Л.А.
Чита 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. Источники гражданского права
3. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
Список используемой литературы
1. Источники гражданского права
Формы выражения гражданско-правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право, называют источниками гражданского права.
Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи.
Законодательство Российской Федерации включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, объем правоспособности, право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью и т.д.
Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.
Принятие нового Кодекса не повлекло отмены ранее принятых законов РФ, регулирующих гражданско-правовые отношения. Однако как ранее принятые законы, так и федеральные законы, принятые после вступления в силу нового гражданского кодекса, действуют, если не противоречат ГК РФ.
Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты СССР. Они действуют, если не были отменены каким-либо нормативным актом и не противоречат законодательству Российской Федерации.
Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах: указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ).
Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК РФ или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 – 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения, согласно ГК или федеральному закону, могут быть урегулированы только законом.
Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.
Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права входят составной частью в правовую систему Российской Федерации. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта (имплементация). Международным договорам Российской Федерации придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Источником гражданского права является также обычай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и получившие признание государства, однако не урегулированные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и применяются. Поэтому в ст. 5 ГК говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи издаются в виде сборников обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой. Известен сборник торговых обычаев "Инкотермс", подготовленный Международной торговой палатой (Париж).
Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и одновременном отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.
Следует иметь в виду, что ни Конституция, ни ГК не предусматривают принятие актов гражданского права субъектами Российской Федерации – республиками, областями, городами федерального значения.
2. Дееспособность граждан
Под гражданкой дееспособностью понимается способность физического лица (гражданина) своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК).
Полной дееспособностью граждане обладают по достижении 18 лет. Из этого правила есть два исключения. Первое: граждане, вступившие в брак до достижения 18 лет, становятся полностью дееспособными со времени вступления в брак. Второе: если несовершеннолетний, достигший 16 лет, работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью, он признается полностью дееспособным. При несогласии родителей вопрос о признании полностью дееспособным рассматривается судом (ст. 16 ГК). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией.
До 6 лет ребенок считается полностью недееспособным. От 6 до 14 лет ребенок также считается недееспособным, однако имеет право самостоятельно совершать:
мелкие бытовые сделки;
сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Несовершеннолетние от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью. В частности они могут совершать сделки с письменного согласия законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
Кроме того, несовершеннолетние в этом возрасте имеют право без согласия родителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. По достижении 16 лет граждане вправе быть членами кооперативов.
По всем этим сделкам несовершеннолетние несут самостоятельную ответственность. Несовершеннолетние с 14 лет самостоятельно возмещают причиненный ими вред, однако, при отсутствии у несовершеннолетних достаточных средств для возмещения вреда бремя его возмещения возлагается на родителей, усыновителей или попечителя, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074 ГК).
3. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
Прекращение юридического лица осуществляется путем реорганизации либо ликвидации.
Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК).
Ликвидация может быть принудительной или добровольной. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. С требованием о ликвидации юридического лица в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы муниципального самоуправления (п. 3 ст. 61 ГК).
Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляет письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК). Указанное сообщение является основанием для внесения в Единый государственный реестр записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Поскольку этот реестр в силу п. 1 ст. 51 ГК РФ открыт для всеобщего ознакомления, такая запись может побудить к необходимым действиям кредиторов юридического лица.
Выступившие с инициативой ликвидации сами назначают ликвидационную комиссию или наделяют ее функциями так называемого ликвидатора. Персональный состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки проведения ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случаях, когда ликвидация производится по решению суда, им может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих учредителей (участников) либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК).
На протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать в качестве субъекта гражданского права, которым управляет ликвидационная комиссия, и в этой связи, в частности, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК).
Работа комиссии начинается с извещения о предстоящей ликвидации, которое должно включать информацию о порядке и сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Извещение необходимо поместить в том печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 63 ГК).
Задача комиссии состоит в том, чтобы собрать долги юридического лица и рассчитаться с его кредиторами. Комиссия должна направить персональное уведомление всем выявленным ею кредиторам, включая и тех, у кого срок требования не наступил.
После истечения указанного в извещении срока (не менее двух месяцев) ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшем решение о ликвидации, по согласованию с органом, который осуществляет государственную регистрацию юридического лица.
После выплаты долгов юридического лица комиссия составляет ликвидационный баланс, которым завершает расчеты с кредиторами. Баланс должен быть утвержден собственником имущества или органом, принявшем решение о ликвидации, и, кроме того, согласован с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (п. 5 ст. 63 ГК).
После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента юридическое лицо признается прекратившем свое существование в качестве субъекта гражданского права (п. 8 ст. 63 ГК).
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", был принят 8 января 1998 года. В соответствии с ним:
а) банкротство – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2);
б) юридическое лицо отвечает признакам банкротства, если указанные обязательства и (или) обязанности не исполнены им в трехмесячный срок с момента наступления даты их исполнения (ст. 3);
в) дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают кредитор, прокурор или само юридическое лицо, а также налоговые органы;
г) руководитель юридического лица обязан обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд в случаях:
когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения его денежных обязательств полном объеме перед другими кредиторами;
при принятии соответствующего решения полномочным органом этого юридического лица;
когда полномочным органом собственника принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве;
в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 3).
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматривается арбитражным судом в соответствии с АПК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных в Законе о банкротстве. При рассмотрении дела применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение (осуществляется в соответствии со ст. 56 – 67); внешнее управление (ст. 68 – 96); конкурсное производство (ст. 97 – 119); мировое соглашение (ст. 120 – 130); иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом.
Правовые акты
Конституция Российской Федерации (гл. 1 и 2).
Гражданский кодекс Российской Федерации части первая, вторая, третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ (с изм. От 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996г., 24 октября 1997г., 8 июля, 17 декабря 1999г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004г., 21 марта 2005г.).
Список используемой литературы
Бунич Г.А., Гончаров А.А., Попонов Ю.Г. Гражданское право: Учебник. Общая часть. М.: "Дашков и Ко", 2002
Голованов Н.М. Юридические лица. СПб.: Питер, 2003
Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник. Часть первая. М.: ИНФРА-М, 2003
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. 3-е изд. М., 2003
Нешатаева Т.Н. К вопросу об источниках права – судебном прецеденте и доктрине // Вестник ВАС РФ. 2000. № 5.