Содержание
1. Преступление или проступок?
2. Место происшествия
3. Осмотр места происшествия и транспортных средств, причастных к ДТП
4. Объяснения участников происшествия
5. Причины вероятных конфликтов
1. Преступление или проступок?
Разговор на избранную тему нам целесообразно начать с основополагающих для уголовного и административного законодательств понятий “преступление” и “проступок”.
Думается, нет надобности особенно распространяться о том, что санкции уголовного законодательства гораздо более строги и суровы, нежели наказания, предусмотренные законодательством административным. “Демаркационной линией”, разделяющей сферы применения норм Уголовного кодекса (УК) РФ и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РСФСР, служат как раз категории преступления и проступка. В чем их отличия?
ПРЕСТУПЛЕНИЕМ, согласно ст. 14 УК РФ (в новой редакции), признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное указанным Кодексом под угрозой наказания. Не вдаваясь в углубленное описание чисто юридических терминов и понятий, подчеркнем, что преступления, связанные с ДТП, относятся к разряду совершенных по легкомыслию или небрежности, в отличие от подавляющего большинства иных преступлений, совершенных умышленно (эти различия в теории права носят название формы вины). Отметим, что форма вины существенно влияет на меру наказания, оговоренную в статьях Уголовного кодекса.
Кстати сказать, ст. 264 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, упоминаемая в подавляющем большинстве сводок милицейских отчетов по разделу преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, структурно разбита на три части — по мере возрастания общественной опасности преступления, связанного с ДТП. Критерием общественной опасности преступления выступают последствия ДТП.
Так, часть 1 ст. 264 УК РФ предусматривает за нарушение действующих Правил дорожного движения (ПДД), повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. Еще совсем недавно содержание этой части рассматриваемой статьи предусматривало и ответственность за причинение крупного материального ущерба. К счастью, в настоящее время данный нонсенс ликвидирован.
Степень тяжести вреда, нанесенного здоровью пострадавшего в ДТП, определяется на основании заключения судебно-медицинского эксперта, которое должно быть изложено в акте судебно-медицинской экспертизы, и никак иначе.
Часть 2 ст. 264 УК РФ регламентирует наказание за те же деяния (юридические термины для обиходной речи звучат странно, но таков уж специфический язык права), повлекшие смерть человека. Здесь размеры наказания достаточно различаются: от условного до пяти лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Часть 3 ст. 264 УК РФ определяет ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 рассматриваемой статьи, но повлекшие по неосторожности смерть двух и более человек.
Иногда рядом со ст. 264 УК РФ в обвинительных заключениях и судебных приговорах фигурирует ст. 265 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Особо следует подчеркнуть, что уголовная ответственность по данной статье возможна только в случае наступления последствий, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Естественно, оставление места ДТП не может совершаться по неосторожности, следовательно, совсем нетрудно догадаться о соответствующей форме вины.
Статья 265 УК РФ предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
ПРОСТУПКОМ является правонарушение, влекущее за собой менее тяжкие последствия, нежели те, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Так, например, ст. 118 КоАП РСФСР регламентирует ответственность водителей за нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений или материального ущерба. Уверен, многие водители знают о существовании этой нормы права и, к сожалению, не понаслышке.
Основной санкцией, применяемой инспектором Дорожно-патрульной службы (ДПС) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) к водителю-нарушителю, является штраф, за которым следует лишение водительских прав и, в редких случаях, административный арест.
2. Место происшествия
После того как произошло ДТП, до прибытия оперативной группы ДПС (что необходимо для проведения осмотра места происшествия и составления всех необходимых первоначальных следственных документов), как правило, проходит достаточно большой промежуток времени. В эти минуты “послеаварийного периода”, когда происходит осознание случившегося, чрезвычайно важно избрать единственно верную линию поведения. Ошибки, допущенные в эти первые, пугающие своей неизвестностью минуты или даже часы, часто невозможно исправить в дальнейшем. Даже профессионально подготовленные к аварийным ситуациям люди в силу растерянности и нервозности очень часто совершают абсолютно непростительные и нелепые ошибки, влекущие за собой юридические последствия!
Итак, что нужно делать в первую очередь? Прежде всего, необходимо унять свои эмоции и постараться, насколько это возможно, успокоиться. Осознание того, что самое страшное позади, и вы живы, вместе с глубоким дыханием поможет стабилизировать ваше эмоциональное состояние. Особо обращаю внимание на то, что ни при каких условиях нельзя для успокоения принимать алкоголь. Постарайтесь реально оценить, что же произошло, и настроиться на активную деятельность.
Пункт 2.5 ПДД информирует водителей о том, что следует делать при ДТП. Однако, даже при скрупулезном знании Правил, нельзя охватить всех нюансов, предлагаемых жизнью. Постараемся этот пробел восполнить.
Приняв возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвав “Скорую медицинскую помощь” либо отправив пострадавших в ближайшее лечебное учреждение, вы остаетесь “один на один” с другими участниками ДТП.
Всех водителей, причастных к ДТП, условно можно разделить на четыре основные категории в зависимости от того, как строится их поведение в послеаварийный период.
Поведение водителей, условно отнесенных к первой категории, характеризуется полной безучастностью к происходящему. Апатичность и полудепрессивное состояние заменяют собой нормальные, “живые” реакции. Человек производит впечатление “заторможенного”, трудно вступает в контакт с другими людьми. Соответственно, все происходящее вокруг проходит мимо сознания такого водителя, фактически выключая его из числа лиц, способных повлиять на ход развития событий как до, так и после приезда работников ДПС. К сожалению, подобное поведение ставит участника ДТП в очень невыгодное для него же самого положение, ибо вся интерпретация случившегося дается другой заинтересованной в исходе дела стороной. Часто это вызывает предвзятое отношение к ДТП со стороны сотрудников ДПС, особенно, если другой участник аварии являет собой совершенную противоположность первому — спокоен, собран и напорист.
Вторая категория включает водителей, ничего не предпринимающих на месте происшествия до прибытия сотрудников ДПС и полностью отдающих себя в руки представителей власти. Эти участники ДТП более адекватно воспринимают происходящее, но ни во что не вмешиваются, предполагая, что это не их дело. Такие люди обычно пассивны по характеру, нередко среди них встречаются законченные фаталисты. Однако в целом при составлении юридических документов работниками ГИБДД они вполне способны адекватно и полно воспроизвести ситуацию. Их слабым местом является полное доверие к тому, что делает человек в форме.
К третьей категории относятся лица, лихорадочно пытающиеся на месте происшествия что-то делать. Эти люди производят впечатление чрезвычайно активных, расторможенных. Нередко они бывают бесцеремонны и наглы. Речь — быстрая, громкая. Часто, виновные в произошедшем, вопреки логике и здравому смыслу, тут же стараются обвинить в случившемся другого водителя. Все это может сопровождаться угрозами физического насилия и нецензурной бранью. С работниками милиции они стремятся наладить “неформальные” отношения и, если это не удается, начинают бравировать связями (зачастую мнимыми) и грозить карами несговорчивым милиционерам. При осмотре места происшествия такие водители пытаются все устанавливаемые обстоятельства интерпретировать в свою пользу. Нередки случаи, когда еще до приезда сотрудников ДПС, этими водителями предпринимаются попытки видоизменения места ДТП путем добавления либо изъятия лишних (по их мнению) вещественных доказательств.
Четвертую категорию представляют собой водители, адекватно воспринимающие ситуацию и действующие в соответствии с житейской логикой и требованиями ПДД. Они ведут себя достойно и вполне цивилизованно, стараясь помочь сотрудникам ДПС полней осмотреть место происшествия, зафиксировать все относящиеся к нему элементы “вещной обстановки”.
Не нужно быть специалистом в области психологии и права, чтобы понять, что единственно верную линию поведения избирают водители, отнесенные к четвертой категории.
Итак, что следует и чего не следует делать никогда, пока сотрудники ДПС в пути?
Как было уже подчеркнуто выше, п. 2.5 ПДД содержит определенный перечень действий, которые должен совершить водитель, причастный к ДТП. Не повторяя положений Правил, особо хочу обратить внимание на то, что в ПДД отмечено тезисно.
Мало у кого может вызвать вопросы требование: “Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь)... не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию”. Вместе с тем следующие рекомендации этого пункта Правил заставляют задуматься. Как “...зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению...”?
Отвечая на этот вопрос, целесообразно прежде всего обратить внимание на чисто юридическое понятие “место происшествия”, под которым подразумевается территория (участок местности), несущая на себе материальные следы случившейся аварии. В связи с этим юристы применяют и другой термин: “вещная обстановка места происшествия”, имея в виду расположение на месте происшествия имеющих непосредственное отношение к аварии предметов, следов, биологических объектов (следов крови, мозгового вещества), а также отсутствие того, что должно было бы по логике находиться (и находилось) в данном конкретном месте.
Помня об этом, сразу же после ДТП необходимо постараться определить границы места происшествия и, исходя из этого, попытаться сначала обнаружить, а затем уже сохранить до приезда работников ДПС элементы “вещной обстановки”, имеющие непосредственное отношение к ДТП. Осматривая место происшествия, следует помнить о том, что его границы могут иметь весьма значительную протяженность-до нескольких десятков (и более) метров. Так, например, следы торможения автомобиля при движении “юзом” нередко обнаруживаются на расстоянии до 100 метров и более от места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Обломки деталей столкнувшихся транспортных средств, осколки фонарей, фрагменты декора салона, предметы одежды и вещи, принадлежавшие потерпевшим пешеходам, велосипедистам или мотоциклистам, часто обнаруживаются на значительном расстоянии от места первичного удара. Поэтому, покинув причастное к ДТП транспортное средство, необходимо (кроме того, что изложено в п. 2.5 ПДД):
1. Выявить границы места происшествия путем осмотра прилегающих к месту столкновения (наезда) участков дороги, включая обочины и кюветы. С этой целью имеет смысл пройти сначала по ходу движения своего транспортного средства, а затем в противоположном направлении, внимательно осматривая все, что попадает в поле зрения, фиксируя обнаруженное с помощью подручных средств. Было бы хорошо, если бы найденные предметы, следы, биологические объекты были сначала очерчены мелом, а затем прикрыты коробками, картонками и другими подобными предметами до приезда сотрудников ДПС. Естественно, подобная рекомендация в условиях интенсивного городского движения может быть выполнена с большим трудом, но все же имеет смысл помнить о ней. Тем более что элементы “вещной обстановки” могут оказаться единственными объективными свидетельствами, способными помочь работникам дознания, следствия или суда в установлении истины.
Действия участников ДТП могут быть умышленно направлены против установления истины. Автору известны случаи, когда водители, виновные в совершении наезда на пешеходов, до приезда сотрудников ДПС пытались внести свои “коррективы” в случившееся путем перемещения вещей погибших, смещения своих автомашин и даже трупов потерпевших. Был случай, когда пьяный владелец “Москвича”, совершившего столкновение со стоящим на обочине дороги автомобилем, водитель которого в результате погиб, до приезда работников милиции сумел засунуть в изуродованный багажник знак аварийной остановки, предусмотрительно выставленный позади заехавшей на обочину машины строго по ПДД. Но тщетно... Находясь в стрессовом состоянии, даже самый хладнокровный человек в считанные минуты послеаварийного периода, когда, по его расчетам, он пока еще находится один на один с жертвой, не сможет так “скорректировать” элементы “вещной обстановки”, чтобы они абсолютно убедительно свидетельствовали в его пользу. Кроме того, всегда найдется хотя бы пара любопытных глаз, четко фиксирующих эти ухищрения. Так оказалось и в приведенных выше случаях. Не трудно догадаться о реакции суда на подобные изыскания.
2. Параллельно с установлением границ места происшествия и поисками материальных следов аварии настоятельно рекомендуется попытаться выявить среди присутствующих лиц очевидцев случившегося, незамедлительно фиксируя их данные. При этом, до того как передать полученные сведения сотруднику ДПС, прибывшему для оформления происшествия (или следователю), стоит переписать фамилии и адреса установленных свидетелей для себя, ибо иногда эти сведения по различным причинам утрачиваются.
Забегая вперед, надо заметить, что в некоторых случаях уже по возбужденным уголовным делам следственными органами допрашиваются некие “очевидцы” ДТП, дающие убийственные показания, полностью искажающие всю суть происшедшего. Причем, как правило, эти люди возникают на завершающем этапе расследования, и их появление связывается с забывчивостью кого-то из должностных лиц, участвовавших в осмотре места происшествия, либо свидетелей происшествия, подъезжавших к месту аварии и забывших указать свои сведения в рапортах. Записи с адресными данными свидетелей обнаруживаются позднее и, таким образом, оказываются у работников следствия, ведущих дело по ДТП. Иной путь проявления “новых” свидетелей — объявления в газетах, опубликованные заинтересованными в исходе разбирательства (либо следствия) по ДТП лицами. Обычно “откликающиеся” на призывы заинтересованных лиц свидетели вспоминают такие подробности ДТП, о которых могут не подозревать даже настоящие очевидцы аварии.
Как же обезопасить себя от таких “очевидцев” и возможно ли это в принципе? Однозначно ответить на этот деликатный вопрос, честно говоря, достаточно сложно. Проблема ограждения себя от лжесвидетелей, по крайней мере, на месте происшествия, должна сводиться к четкому фиксированию номерных знаков автомобилей, остановившихся сразу после ДТП, — водители этих машин обычно вступают в общение с участниками аварии. Также следует отслеживать контакты причастных к ДТП водителей с лицами, подходящими к месту аварии. Поборите в себе стеснение и заставьте себя подойти к этим, оказавшимся на месте происшествия, людям. Извинившись, спросите, очевидцами чего они стали, и попросите оставить свои данные. Добросовестные свидетели всегда откликнутся на такую просьбу. Попытайтесь заметить, не появились ли на месте аварии новые лица после звонков вашего оппонента по ДТП, например, по сотовому телефону. Нередки случаи, когда важные “свидетели” “рождаются” именно после таких звонков. Если все произошло именно так, обязательно обратите на это внимание сотрудника ДПС, приехавшего на место происшествия (либо следователя), и отметьте данное обстоятельство в своем объяснении или на допросе. Не будет хуже, если по данному факту вы напишете отдельное заявление на имя начальника подразделения ГИБДД, следователя, прокурора. Важно запомнить лишь одно:
нельзя упускать время. Обращать внимание должностных лиц на рассматриваемое обстоятельство необходимо незамедлительно, иначе потом вас же обвинят в попытках ввести дознание (следствие) в заблуждение.
Кроме того, заставьте себя внимательнейшим образом изучить все предлагаемые вам на подпись документы, составленные должностными лицами на месте ДТП. На обратной стороне двойного бланка протокола осмотра места происшествия в справке по ДТП указываются данные участников аварии, потерпевших и установленных свидетелей. Требуйте от должностного лица, предлагающего вам подписать эти документы, внести необходимые, на ваш взгляд, изменения и дополнения, в том числе касающиеся свидетелей произошедшего.
Более подробно о правах участников аварии и способах их реализации будет сказано чуть позднее. А пока постарайтесь запомнить: максимум собранности и внимательности вместе с уверенностью в своих силах и знанием регламентированных законом прав — все это наверняка окажет вам неоценимую услугу на первом этапе послеаварийного периода (впрочем, это не помешает и в дальнейшем).
3. Спокойная, уверенная манера общения охлаждает самые горячие головы, возвращая участников аварии из состояния эмоционального пыла в русло более-менее нормального общения; не будем забывать, что чрезвычайно накаленная обстановка после ДТП уже сама по себе чревата потенциальными конфликтами.
Исходя из этого, прилагайте все возможные усилия для погашения в зародыше излишне эмоциональных реакций другого участника ДТП. Ни при каких условиях не вступайте в пререкания и споры на тему о том, кто виноват. Вам есть чем заняться помимо этого, тем паче, что подобные выяснения отношений никогда ни к чему хорошему не приводят. На любые агрессивные проявления в ваш адрес со стороны другого участника аварии имеет смысл реагировать твердо, но нейтрально, не усугубляя и без того накаленную ситуацию всплесками собственных эмоций. Это особенно актуально до приезда сотрудников правоохранительных органов. Именно на это и нужно переводить разговоры с другим участником аварии, ведущим себя агрессивно. Помогает в такой ситуации переключение внимания разошедшегося не на шутку водителя на отвлеченные предметы, причем совершенно неожиданные. Такое разрушение стереотипа общения, когда вместо ответной агрессии на агрессию раздается что-то вроде сетования на раннюю осень, выбивает из состояния, в которое вошел настроенный на конфликт человек. Он теряется, и эскалации конфликта не происходит.
В завершение этого раздела хотелось бы высказать почти фантастическое пожелание, относящееся ко времени, пока сотрудники ДПС в пути. Если в салоне вашей автомашины вдруг оказалась фотокамера (видео-кино-), обязательно используйте ее для фиксации общего вида места происшествия, транспортных средств, причастных к ДТП, обнаруженных следов и всего того, что, по вашему мнению, может быть важным при разрешении вопроса о вашей виновности в аварии. Особое внимание при этом следует уделить взаимному расположению автомобилей и имеющимся на них механическим повреждениям, которые необходимо фотографировать с различных точек и с приложенным рядом (для определения масштаба) небольшим предметом — например, спичечным коробком.
К сожалению, выездные группы дорожно-патрульной службы и даже оперативно-следственные бригады (группы) территориальных Управлений внутренних дел (УВД) чрезвычайно редко (если не сказать — практически никогда) производят фиксирование мест происшествий с помощью фото- и видеотехники. Поэтому снимки, сделанные участниками ДТП, окажут неоценимую помощь дознавателю или следователю в установлении истины. При этом нужно быть готовым к тому, что вместе с фотоснимками у вас потребуют негативы, с которых они напечатаны.
3. Осмотр места происшествия и транспортных средств, причастных к ДТП
На место ДТП сотрудники ДПС выезжают без оперативно-следственной группы (бригады), если у автомобилей имеются только механические повреждения, а у водителей и пассажиров отсутствуют серьезные травмы, либо вместе с оперативно-следственной группой (бригадой) при наличии тяжких последствий аварии в виде гибели людей. Наличие на месте происшествия следователя как бы предполагает более высокое качество проведения всех неотложных следствеьных действий, ибо тяжкие последствия ДТП подразумевают вероятность незамедлительного возбуждения уголовного дела. К сожалению, надежды на более высокий профессионализм следователей, по сравнению с выездными дежурными подразделений ГИБДД, не всегда оправдываются. Поэтому каждый из причастных к происшествию водителей должен знать: что и как обязаны делать должностные лица для оформления ДТП, какие юридические документы должны отражать действия облеченных властью людей в форме, каково участие водителей, причастных к ДТП, в осуществляемых на месте происшествия первоначальных следственных действиях.
Осмотр места происшествия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ является практически единственным следственным действием, которое выполняется до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 178 УПК РФ). Порядок его осуществления регламентируется ст. 179 УПК РФ, устанавливающей обязательные реквизиты при составлении протокола осмотра места происшествия. Методике проведения осмотра специально обучают в соответствующих высших юридических учебных заведениях, однако, в силу специфики учебного процесса либо особенностей обучаемых, на практике весьма редко можно встретить четко, тщательно, объективно и грамотно составленный протокол этого важнейшего следственного действия. Ошибки и неточности, допущенные должностными лицами при проведении осмотра места происшествия, потом невозможно поправить. Именно поэтому имеет смысл проявить максимум внимательности и терпения, отслеживая все действия должностного лица (инспектора ДПС, выездного дежурного ГИБДД, следователя) и сопоставляя их с записями, производимыми в протоколе рассматриваемого следственного действия.
Обычно приезд на место ДТП выездной группы (бригады) во главе со следователем либо сотрудников ДПС сопровождается изъятием у водителей, причастных к аварии, водительских удостоверений и документов на транспортные средства. После чего приехавшие лица приступают собственно к осмотру места происшествия. Первое, с чего начинается действо — приглашение двух посторонних лиц, именуемых понятыми. Обратите внимание на то, чтобы эти двое были действительно посторонними лицами, а не приехавшими вместе с работниками милиции. Бывает и так. По закону понятые должны являться гарантом непредвзятости производимых на месте происшествия должностным лицом изысканий. В их задачу входит удостоверение правильности измерений, точности обнаружения и фиксации следов и т.п. Указанные лица должны находиться вместе со следователем (сотрудником ДПС) до самого конца проведения осмотра места происшествия и составления схемы места происшествия. После завершения всех изысканий должностных лиц, занесения результатов этих изысканий в протокол осмотра места происшествия и составления схемы ДТП понятые должны скрепить эти документы своими подписями.
Таков оговоренный УПК РФ порядок. Но... На самом деле понятым нередко предлагается подписать чистый бланк протокола осмотра места происшествия и схемы к нему. Это обычно объясняется экономией времени приглашенных понятых, неудобством составления документов на открытом воздухе и т.п. И понятые на такое предложение соглашаются. Действительно, кому хочется на длительное время превращаться в “тень” работника милиции, повсюду следуя за ним? А если к тому же еще идет дождь или снег... В общем, понять психологию такого понятого несложно. Ну а должностное лицо, производящее осмотр, избавившись таким образом от понятых, чувствует себя гораздо спокойнее: никто не дышит в затылок...
Итак, понятые должны видеть, что и как делают должностные лица на месте происшествия. И только эти наблюдения понятые заверяют подписями (ст. 135 УПК РФ). Свои замечания по поводу проводимых действий они делают устно и прослеживают, чтобы все эти замечания были занесены в протокол.
Часть 2 ст. 179 УПК РФ достаточно странно повествует о том, что следователь “вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля...”. Из цитированной статьи закона вытекает, что причастные к ДТП водители могут быть привлечены к составлению протокола осмотра места происшествия, а могут и не привлекаться. Все зависит от волевого решения должностного лица. Справедливости ради отмечу, что в значительном большинстве случаев участники аварии все же присутствуют при осмотре. Другое дело, насколько они внимательны и педантичны при этом. Специально подчеркну: ни при каких условиях не следует отвлекаться даже на непродолжительное время от наблюдения за проведением действий должностного лица, проводящего осмотр. Чуть позднее, когда осмотр будет завершен, вам предложат своей подписью удостоверить объективность полученных данных, а это значит, что вы все видели, слышали, наблюдали и все подтверждаете. Если в дальнейшем, на более поздних этапах разбирательства ДТП окажется, что в протоколе осмотра места происшествия содержатся сведения (параметры места происшествия, следы, иные обстоятельства), не соответствующие действительности, но скрепленные вашей подписью, маловероятно, что вы найдете понимание у людей в погонах или судьи. Вам просто никто не поверит, что вы отлучались на минутку, параллельно давали объяснения по существу происшествия другому должностному лицу и т.п. “Ваша подпись?” — сурово прозвучит начальственный голос. Попробуйте тогда объяснить, что не знали о порядке участия в следственном действии, что вы это делаете первый раз и пр. Профессиональный опыт автора подсказывает, что оспаривание уже подписанного документа является одним из самых сильных раздражителей для должностных лиц любого уровня. Воистину, “что написано пером, не вырубишь топором”!
Таким образом, будучи привлеченным следственными работниками или сотрудниками ДПС к участию в осмотре места происшествия, отнеситесь к этому более чем серьезно. Фиксируйте для себя на отдельном листке бумаги все данные, которые должностное лицо заносит в протокол. Особое внимание при этом должно уделяться месту обнаружения осколков стекла, осыпи грязи, расположению на проезжей части следов транспортных средств, их конфигурации и протяженности, месту расположения на полотне дороги вещей потерпевшего (в случае наезда на пешехода), положению тела потерпевшего, наличию биологических объектов (следов крови, мозгового вещества и пр.), а также всем прочим отражаемым в протоколе обстоятельствам ДТП. Необходимо четко для себя сформулировать и сверить с записями в протоколе, перед тем как вам придется его подписывать, следующее: в каком состоянии на момент ДТП находилось дорожное покрытие (сухо, мокро, гололед, укатанный снег, песок, выбоины, следы ремонтных работ, свежий асфальт, асфальтобетон), каковы были условия видимости и обзорности с места водителя?
Графическим отображением протокола осмотра места происшествия служит схема места происшествия, составление которой должно производиться на миллиметровой бумаге. Сама схема выполняется строго в масштабе, позволяющем точно воспроизвести всю картину произошедшего на момент осмотра. Все величины — привязка места ДТП к местности, расположение предметов, следов и т.п. — другими словами, все то, что словесно описано в протоколе осмотра места происшествия, должно буквально отразиться на схеме. На практике это случается не всегда. Часто должностные лица вообще не утруждают себя составлением схемы ДТП, а вычерчивают ее жалкое подобие на клочках страниц, вырванных из ученических тетрадей. Естественно, далеко не всегда измерения, произведенные в процессе осмотра места происшествия, затем в точности ложатся на схему, пусть даже она заранее изготовлена в стационарных условиях на миллиметровой бумаге. Напомним: именно чистые “заготовки” для будущей схемы предлагается иногда подписать участвовавшим в осмотре понятым, причастным к ДТП водителям, эксперту-криминалисту (в случае его участия в следственном действии). В этой связи необходимо затвердить как “Отче наш”: никогда не поддавайтесь на уговоры и не ставьте своей подписи на чистом бланке, будь то протокол осмотра места происшествия, справка по ДТП или схема ДТП. Не ровен час, вы сами себе можете подписать приговор, поскольку за последнее время качество составления всех без исключения процессуальных документов, и, в первую очередь, перечисленных выше, упало до невероятно низкого уровня.
4. Объяснения участников происшествия
Как было уже упомянуто ранее, почти одновременно с составлением протокола осмотра места происшествия должностные лица, “оформляющие” ДТП (есть такой милицейский термин), пытаются взять с причастных к аварии водителей и очевидцев происшествия объяснения. Указанный документ — первые письменные показания всех лиц, имеющих то или иное отношение к ДТП. От того, как и что будет изложено в нескольких десятках строчек объяснения, зачастую зависит очень многое. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность данного действа, к нему нужно подходить чрезвычайно осторожно и вдумчиво. Первое, что нужно четко усвоить, — ни одного случайного слова, ни одной случайной величины, цифры, определения в ваших объяснениях по поводу случившегося содержаться не должно. Нужно говорить (или писать, если объяснение предложено составить собственноручно) только то, в чем вы абсолютно уверены. Все, что сказано не так, может быть использовано против вас.
Постарайтесь запомнить: НИКОГДА не ставьте подпись под чистым листком (бланком) объяснения. Нередко и это предлагается должностным лицом, с которым вы беседовали по существу случившегося. Обычно просьба подписать чистый лист мотивируется тем, что сейчас нет времени на составление развернутого объяснения (темно, холодно, мокро, негде и т.д.). К сожалению, у нас еще очень много доверчивых людей, да и как не поверить человеку в форме! Но потом — не дай Бог, если текст вашего повествования по существу происшествия будет содержать факты, о которых вы даже не догадывались. Такое объяснение, скрепленное вашей подписью, может стать предтечей вашего же приговора.
Составленное должностными лицами объяснение обязательно должно быть датировано и содержать сведения о времени, месте его составления и данных должностного лица, получившего его. Сформулировав свою версию произошедшего и поведав сотруднику ГИБДД (инспектору ДПС или следователю) обо всех обстоятельствах, известных вам в связи с ДТП, прежде чем поставить свою подпись под написанным, обязательно собственными тазами убедитесь в том, что текст соответствует вашим словам. Никаких разночтении быть не должно. Если какие-то положения объяснения вас не устраивают, без всякого стеснения говорите об этом должностному лицу и требуйте внести дополнение в написанное либо делайте это собственноручно. Это ваше право, регламентированное законом. Отказ должностного лица выполнить ваше законное требование означает только одно — его личную заинтересованность в исходе дела, что дает вам право на подачу жалобы на имя прокурора (района, города, области) либо начальника УВД или ГУВД.
После ДТП причастные к нему водители могут себя неважно чувствовать. На это могут быть самые разные причины — ранение, ушиб, стресс. В таком состоянии у человека совершенно закономерно искажается восприятие ситуации, сознание фиксирует происходящее фрагментарно. Где уж тут следить за каждой буквой составляемого объяснения? Поэтому если вы ощущаете, что не можете абсолютно адекватно реагировать на ситуацию, полностью контролировать свои эмоции либо справиться с болью и головокружением, ни при каких условиях не соглашайтесь давать должностным лицам какие-либо объяснения по сути ДТП. Ни увещевания, ни запугивания не должны изменить ваше решение. Пусть не смутит вас даже самое благожелательное отношение людей в форме. Помните: слишком высока цена каждого слова, сказанного вами.
Во время радиопередач, через журналы и при личных беседах автора часто спрашивают, можно ли воспользоваться услугами адвоката уже в момент составления должностными лицами процессуальных документов на месте ДТП? К сожалению, в море различных законов и подзаконных актов, выпущенных за последние годы, нет ни одного, касающегося затронутой темы. Хитрые законодатели разрешили адвокату участвовать в уголовном процессе лишь по возбужденному уголовному делу — с момента задержания подозреваемого в совершении преступления либо с момента предъявления обвинения (ст. 47 УПК РФ). В КоАП РСФСР (ст. 247, 250) пространно говорится о возможности “лица, привлекаемого к административной ответственности, для рассмотрения дела об административном правонарушении” воспользоваться услугами адвоката. Причем, если в УПК РФ хотя бы допускается возможность представления интересов подозреваемого (обвиняемого) защитниками, не являющимися профессиональными адвокатами — членами соответствующих коллегий, подтверждающими свои полномочия ордером на ведение дела, то КоАП строго говорит только об оказании лицу, привлекаемому к административной ответственности, юридической помощи адвокатом, подтверждающим свои полномочия ордером. Таким образом, круг возможных помощников оказавшемуся в беде человеку резко сужается.
Что же касается возможности официального участия адвоката в составлении процессуальных документов сразу на месте ДТП, честно ответим так. С точки зрения УПК РФ и КоАП РСФСР такое присутствие ничем не регламентируется. Однако если приглашенный заинтересованным участником ДТП адвокат, специализирующийся на ведении рассматриваемой категории дел, будет присутствовать на месте аварии даже как частное лицо (тем более, что совершенно не обязательно представляться людям в форме), он способен оказать неоценимую помощь нуждающемуся в ней. Спокойный, опытный взгляд со стороны многое может зафиксировать, а тонкие подсказки профессионального юриста — уберечь от многих оплошностей. Вместе с тем специально надо отметить: приглашать следует только специалиста, квалификация которого проверена и подтверждена временем.
Подводя итог сказанному, считаю целесообразным еще раз обратить внимание на то, что спокойное, уверенное поведение на месте происшествия, знание основных положений уголовного процесса, своих прав и всех нюансов послеаварийного периода создает качественную доказательственную базу для справедливого разрешения спора о виновности в ДТП.
5. Причины вероятных конфликтов
Ситуация ДТП вместе с послеаварийным периодом представляет собой ярко выраженный психологический конфликт, в который, помимо непосредственно причастных к аварии водителей, вовлечены пассажиры столкнувшихся транспортных средств (в случае столкновения автомобилей), очевидцы происшествия, сотрудники правоохранительных органов и др. Рассматриваемый конфликт развивается на фоне общего эмоционального напряжения. Психологическая неустойчивость, а нередко и обычная распущенность любого из причастных к аварии лиц может еще более усугубить и без того конфликтную ситуацию, сведя ее, в конечном итоге, к обычному бытовому скандалу (порой и с дракой). Не думаю, что такой ход событий будет способствовать разрешению вопроса о вине (виновности). О чем бы ни шла речь, никогда не вступайте в пререкания с другими причастными к ДТП лицами ни до, ни после приезда сотрудников ГИБДД. Пусть обидные слова и даже оскорбления лучше повисают в воздухе, чем порождают ответную реакцию такого же рода. Полное (хотя бы внешнее) спокойствие и ссылки на то, что “инспектор во всем разберется”, сделают свое дело.
Возможно, вам приходилось замечать, что даже уличному хулигану для завязки конфликта нужна ответная реакция потенциальной жертвы. А если этой ожидаемой реакции нет либо ответ выпадает из стереотипа, ожидаемого нападающим, агрессия гаснет, уступая место растерянности или недоумению. Часто этого бывает достаточно, чтобы конфликтная ситуация разрядилась. Сказанное в полной мере относится и к общению с представителями ГИБДД (следствия). Постарайтесь не реагировать ни на раздраженный тон прибывших должностных лиц (возможно, ваша авария уже далеко не первая за их суточное дежурство, и они попросту устали), ни на возможную с их стороны грубость, стараясь всем своим видом демонстрировать уверенность в себе и знание своих конституционных прав. Как правило, это срабатывает.
Нередко совершенно никчемные конфликты возникают при направлении причастных к ДТП лиц на прохождение освидетельствования на состояние опьянения. Напоминаю, п. 2.3.2 Правил дорожного движения обязывает водителей это делать по требованию сотрудников ГИБДД. Споры обычно возникают по вопросу: когда проходить медицинский контроль? Конечно, водители-участники ДТП должны присутствовать при проведении осмотра места происшествия. Любое их отсутствие недопустимо. Кроме того, при совершении ДТП в малолюдных местах возникает проблема охраны транспортного средства от разграбления.
Иногда сотрудники ГИБДД могут для экономии времени предпринять попытки медицинского освидетельствования одновременно с осмотром места происшествия, транспортных средств либо трупа (трупов) погибших в аварии лиц. Получив приглашение должностного лица проследовать с ним в наркологический диспансер, приемный покой больницы и т.п. именно в такой неподходящий момент, вы должны спокойно объяснить должностному лицу, почему вы не можете сейчас это сделать, и вежливо попросить перенести этот визит к медицинскому работнику на более позднее время. В случае категорического отказа поставьте об этом в известность старшего следственно-оперативной группы либо старшего среди сотрудников ГИБДД, находящихся на месте происшествия. Если и это ничего не даст, подчинитесь неправомерным требованиям сотрудников милиции, обжаловав позднее их действия (на следующий день или сразу после того, как закончится вся процедура “оформления” происшествия) вышестоящему начальнику ОВД, УВД, ГУВД либо прокурору, надзирающему за деятельностью органов внутренних дел. А еще лучше — и тому, и другому. Только не вступайте в спор с представителями власти. Это абсолютно бессмысленно. Если ваш голос не услышан, несмотря на то, что вы просили о разумных вещах, продолжение дискуссии бесперспективно. У вас ведь тоже есть нервы — не искушайте их и свое сердце попусту. Не забывайте лишь фиксировать для себя те нарушения конституционных прав и положений процессуального законодательства, с которыми вам пришлось столкнуться. Это в дальнейшем пригодится для составления жалобы.
При прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения требуйте, чтобы сотрудники медицинского учреждения взяли у вас биологические пробы (мочи, слюны, крови). Ибо бывает и так, что совершенно трезвые люди, подышав в “трубочку”, согласно ее показаниям оказываются в состоянии алкогольного опьянения. А физиологические тесты, используемые наркологами — устойчивость в позе Ромберга, тремор рук и т.п. — последующей проверке не поддаются. Если же вас признали “опьяненным”, а вы убеждены, что не пили (по крайней мере, за последние сутки), смело ступайте после освидетельствования и завершения всех формальностей с ГИБДД в любое другое независимое медицинское учреждение и еще раз пройдите освидетельствование на опьянение. Вполне вероятно, что полученное вами заключение независимого освидетельствования будет для вас важнейшим документом, способным оградить от больших неприятностей.
Кстати сказать, заключение наркологического освидетельствования (именуемое актом) может быть позднее обжаловано в Конфликтной комиссии при Министерстве здравоохранения РФ. Нередко это дает положительные результаты.
Касаясь вопроса сохранности оставленных на месте аварии транспортных средств, следует подчеркнуть особо, что пока водителей возят на медицинское освидетельствование, охрана автомобилей лежит на сотрудниках ГИБДД — до того момента, когда владельцы автомобилей будут в состояний забрать свою частную собственность. В случае разграбления автомобилей на месте происшествия может быть возбуждено уголовное дело (по заявлению заинтересованных сторон) и на основании статей Гражданского Кодекса (ГК) РФ предъявлен иск о возмещении материального ущерба к Управлению внутренних дел, структурным подразделением которого является подразделение ГИБДД, чьи сотрудники не исполнили свой профессиональный долг надлежащим образом.
В завершение данной темы приведем конкретный пример из юридической практики.
14 января 1996 г. около 19 ч. 30 мин. на 22 км Ярославского шоссе Московской области произошло дорожно-транспортное происшествие. Неустановленное транспортное средство, двигаясь со значительным превышением скорости, догнало и столкнулось с машиной марки “Ауди-100”, а затем скрылось. В результате сильнейшего удара в заднюю часть кузова “Ауди” врезалась в мачту освещения и пассажир получил тяжелейшую черепно-мозговую травму.
Несмотря на то, что место ДТП располагалось рядом с пикетом ГАИ и возле него в это время находилось три автомобиля сотрудников автомобильной инспекции, никто из находившихся на стационарном милицейском посту даже не попытался преследовать скрывшийся с места аварии автомобиль. Более того, никто, включая дежурного, отчего-то даже не оповестил другие посты ГАИ, чтобы ввести в действие план “Перехват”.
Несмотря на тяжесть последствий ДТП, на место аварии не была вызвана следственно-оперативная группа. Осмотр места происшествия был произведен в сложных условиях плохой видимости всего за 15 минут. Водитель “Ауди-100” был отправлен на медицинское освидетельствование, и во время его отсутствия охрана машины сотрудниками ГАИ обеспечена не была, в связи с чем из нее было похищены многие вещи владельца.
По заключению органов следствия, возбудивших по факту ДТП уголовное дело, бездействие сотрудников ГАИ привело к нераскрытию этого достаточно очевидного происшествия. Материальный ущерб и моральный вред, причиненные водителю и пассажиру “Ауди-100”, также остались не возмещенными. В этой связи, имея в виду, что между действиями сотрудников ГАИ, грубо нарушивших правовые нормы, и наступившими последствиями в виде нераскрытия уголовного дела и неустановления виновника ДТП имелась причинная связь, на основании ст. 1069,1070 ГК РФ, ст. 151 ГК РФ к ГУВД Московской области (как к юридическому лицу) был предъявлен иск о возмещении ущерба.